Политико-правовые воззрения Г.В. Плеханова. Плеханов Георгий Валентинович: краткая биография, семья, основные идеи

Одним из учеников Маркса, Энгельса является Г. Плеханов.

«Вопросы о развитии монистического взгляда на историю»

«О монистическом понимании истории»

«Вопросы о роли личности в истории»

Так, например, в своих работах Г. Плеханов предложил классификацию движущих сил, факторов исторического развития:

Общие причины

Особенные

Единичные

Общие: развитие производительных сил (т.е. совокупность человек + орудие)

Особенные: историческая обстановка, при которой совершается развитие производительных сил.

Единичные: влияние личных особенностей, деятелей и других случайностей, благодаря которым события получают свои индивидуальные черты.

В. Ленин

Особое место среди учеников занимает В. И. Ленин – теоретик, практик, основатель государства.

Идея: антология

В начале XXвека В.И. Ленин – задача защитить основы материалистического мировоззрения в условиях краха, разрушения старой картины мира. Революция в естествознании, в первую очередь в физике, выражалась в открытии новых свойств материи, в сомнении существования материи как таковой. В этих условиях доказано, что исчезла не материя, а старая теория учёных, считавших под материей вещество.

ВЕЩЕСТВО В.И. Ленин

ПОЛЕ Виды, формы материи многообразны,

Науке известна лишь их малая часть.

Что же следует по В. И. Ленину понимать под материей?

Материя – объективная реальность, существующая независимо от человеческого сознания, отображаемая им.

ГНОСЕОЛОГИЯ – основы материалистической теории познания – считал принцип отражения внешнего мира в человеческом сознании.

Все знания вытекают из опыта, ощущений, восприятий, где отражаются свойства всех вещей.

как и любое другое учение, марксистская философия – продукт своего времени.

Ряд положений не подтверждается развитием науки, общественно-политической практики. Учение о материи, сознании, развитии, т.е. диалектики, теории познания – не могут быть отброшены как нечто негодное к употреблению.

Русская философия XIX – нач. XX века.

ОСОБЕННОСТИ:

Важнейший элемент в самосознании россиян, как любое крупное явление она самобытна.

Занимала почётное место в первобытной культуре. Многие традиции, вошедшие в русскую философию, оформились ещё в допетровские времена.

В начале русской философии. Как древнее и средневековое любомудрие было представлена именами Илларион, М.Грек, С Полоцкий.

В петровскую эпоху: Ф. Протопович.

Философские идеи – этический, эстетический характер, т.е. они были направлены на научение человека добродетельной жизни. Преобладал интерес к человеческой душе и общественно-политической проблематике.

Русских философов волновали человек, его судьба как судьба России, проблема смысла и цель истории.

Россия воспринималась русскими мыслителями, как явление особое, неповторимое. Особа её роль в истории.

Мысль: Россия должна спасти Европу от морального оскуднения.

Со временем становится характерным: поиски целостности, синтетического единства всех сторон реальной жизни + проявление человеческого духа, вера в особую миссию церкви, поиски нового религиозного сознания.

Вся русская культура в особенности литература тяготеет к философской проблематике.

Западники – путь России аналогичен Европейскому.

Славянофилы – у России свой путь отличный от Европы.

ФИЛОСОФИЯ А.И ГЕРЦЕНА

А.И.Герцен один из первых в истории России предпринял попытку корректически переработать работу Гегеля, освободиться от идеализма, соединить с материализмом.

Эта попытка выражена в «Дилетантизм науки» (1843-1845г.), «Письма об изучении природы»

Стремился сделать материализм философски логичным, понимая под логикой диалектику, которая нашла наиболее полную разработку в трудах Гегеля.

Из философии Гегеля он берёт всё самое ценное, прогрессивное в его понимании – это идея о развитии.

Герцен первым обнаруживает противоречие между прогрессивным методом консервативной философии Гегеля. Критикует Гегеля зато что он подавляет природу логикой. По мнения Герцена под логикой следует понимать отражение в человеческой голове общих связей и закономерностей в природе.

Герцен рассматривает законы и формы мышления как отражение законов действительности, как осознание законов бытия.

Человек не навязывает своего разума природе, а лишь сознаёт то, что есть в ней. Человек часть природы и относительно противоположен ей.

У Герцена имеются догадки о роли познания – мотивов человеческой деятельности. Мышление без действий мечта. Отводит большую роль технике, идеи природы.

Плодотворные идеи Герцена в вопросе о единстве конкретных наук и о философии.

Философия как метод как мировоззрение ничто если она не опирается на данные конкретных наук, но и наука в свою очередь не может обойтись без философского метода без логики.

Природа на каждом шагу учит нас понимать противоположность в сочетаниях (единство и борьба противоположностей)

Бесконечное не отделено от конечного, вечное от вселенного, единство от многообразия.

ИСТИНА- единство противоположных сторон, которые нельзя отделить друг от друга.

КОНЦЕПЦИЯ ФИЛОСОФИИ ИСТОРИИ

Решающая роль в истории принадлежит народу, жизнь которого независима от нашей воли, но не менее важно и развитие природы.

Следовательно, история – объективный процесс.

Свои надежды на преобразование общественных отношений Герцен связывал с крестьянской общиной, т.к. считал её основной ячейкой будущего социалистического общества в России.

Философия Н.Г. Чернышевского

Шёл по пути по пути социальной философии, материализма и диалектического метода, использовал учения Фейербаха, Гегеля.

«Антропологический принцип философии»; «Суеверие и правило логики»

Придерживался антропологического принципа Фейербаха, объясняя общественную жизнь, свойства и потребности человека, как преимущественно биологического существа. Принципом философского воззрения на жизнь со всеми её феноменами служит выработанная естественными науками идея о единстве человеческого организма. «Философия видит в человеке то, что видят медицина, физиология, химия».

Человек есть существо физическое, ему присуща духовная жизнь. Духовная деятельность не принесена откуда-то из вне, а является единственным продолжением реальной натуры человека. Чернышевский считает, что нет и не может быть философского знания отличного от естествознания. «Мир един по своей природе, материален; в природе нечего искать идеи, а в ней разнородные материи с разнородными качествами». Это качественно-разнородная и в тоже время единая по своей основе материя находится в непрерывном движении.

ТЕОРИЯ ПОЗНАНИЯ:

Чернышевский считает, что в человеческом сознании правильно отражается то, что существует объективно, независимо от субъекта. «Говорить, что мы имеем лишь знание наших представлений о предметах, а прямого знания самих предметов у нас нет, это значит отрицание реальной жизни, отрицание существования нашего организма.

(Истина всегда компактна). К процессу познания Чернышевский подходит не только с позиции материализма, но и с диалектики. Он не признавал вечных отречённых истин настаивая на том, что истина всегда конкретна. Поскольку «в действительности все зависит от обстоятельств, от условий, места, температуры».

«Дождь – это зло и или благо?» Вопрос поставлен отреченно, поэтому определенно ответить на него нельзя.

ФИЛОСОФИЯ ИСТОРИИ:

процесс общественных отношений Чернышевский связывал с прогрессом научного знания. «Исторический путь – это не тротуар Невского проспекта. Он часто идёт через поля, а то и через дебри».

«Кто боится быть покрытым пылью и выпачкать сапоги, тот не должен приниматься за общественную деятельность». Однако, не смотря на зигзаги и понятные движения, по его мнению, человечество движется по пути социального и нравственного прогресса.

ФИЛОСОФИЯ ВЛАДИМИРА СОЛОВЬЁВА

Создал крупную и самостоятельную философскую систему.

«Кризис западной философии. Против индивидуалистов».

«Философия начала цельного знания».

«Чтение о боге человечеству».

Он является создателем направлений: «Фил. все единства», «Софиология».

Он пытался объединить философию, науку, религию, создавая тем самым свободную тиософию . Однако, являясь религиозными его воззрения, не были идеологией, т.е. Владимир Соловьёв не задавался целью обосновать какую-либо религию, а философию подчинить религии. Наоборот – поставить религиозный смысл, образы на службу к философии.

Он считал, что философия обладает нравственно-практическим значением, т.е. ей дано право критически оценивать действительность с точки зрения абсолютного идеала. Под ИДЕАЛОМ понимал должное состояние сущего.

ОНТОЛОГИЯ – должное и возможное Владимир Соловьёв выводит, рассматривая сущее.

Картину мира философ создаёт с позиции объективного реализма и обратного пантеизма.

Главной категорией философа Владимира Соловьёва является сущее, тоже самое, что и абсолют и тоже самое, что и Бог. Бог – настоящее сущее, представляет собой духовное существо, а развёртывание сущего претворяется ТЕОКОСНОИСТОРИЧЕСКИМ ПРОЦЕССОМ (божественно-космическим процессом).

Владимир Соловьёв является софиологом мировой истории. Образ Софии развит в его картине «Мироздание». София – деятельное начало, особая энергия. Это мудрость божья. Бог даёт ей идею всеединства, на основе которой она действует. Согласно божественному замыслу, благодаря активности Софии и пульсации атомов появляется реальный мир-природа, а затем общество. София при этом выступает как одухотворяющее начало мира, и как материализация идеальных сущностей.

Благодаря деятельности Софии ХАОС преобразуется в космос, однако на создании космоса творение не завершается, т.к. в ходе этого процесса появляется человек. Соединение сотворённого мира с богом осуществляется при важном условии - если в результате длительного сложного становления человечество преобразуется в подлинно духовное и нравственное существо-богочеловечество.

ПОНИМАНИЕ РАЗВИТИЯ:

Мир развивается потому, что в его основе лежит божественный замысел. Однако Владимир Соловьёв считает, что процесс не осуществим, если его ученики движимые какими-то объектами. Истинный прогресс предполагает активных деятельных личностей, которые обладают волей и одухотворены идеей.

Философ считает, что в природе существует стремление к единению, а человек станет выразителем этой тенденции. Согласно взглядам Владимира Соловьёва в результате развития сущее предстанет вселенским организмом, под которым понимается единство Бога, человека, космоса, общества.

Вся философская система Владимира Соловьёва основывается на определённом понимании человека, он выдвинул положения не приемлемые для церкви и богословия.

«Без человека нет деятельности Бога, т.к. её не на что направлять, и, следовательно, человек – совечен, сомогущ Богу.

«Вообще человек – это некоторое соединение божестве с материальной природой, что предполагает в нём три главных элемента:

божественный

материальный

собственно человеческий».

ФИОЛОСОФИЯ РУССКОГО КОСМИЗМА

Через всю мировую культуру как восточную, так и западную, начиная с древности, проходит понимание мира как космоса, т.е. гармонично организованной вселенной. А также ощущения глубины причастностей человека космическому бытию.

Космизм антропологического характера начинается с XIXвека как склад философии, мифа, науки. Начиная сXIXвека, в России развивается уникальное космическое направление научно-философской мысли.

Интерес к космизму объясняется тем, что в современную эпоху нарастают проблемы глобального экологического кризиса, стала актуальной проблема взаимоотношения общества и природы.

ЦЕЛЬ КОСМИЗМА – построение нового мировоззрения, способного выдвинуть на первый план свойства жизни и разума человека и космоса.

ПРОБЛЕМЫ - свойства человеческого сознания и космоса, новой космической этики, множественность разумных миров (тема живого космоса, вседоступности жизни), тема кочующего человечества, развитие космонавтики и др. темы.

ОСНОВАТЕЛИ – Николай Фёдорович Фёдоров.

Основной труд – «Философия общего дела».

Как и древние философы в России Николай Фёдорович связывает своё учение с христианством, но понимает он его весьма оригинально. Вера противопоставляется научному знанию, а у Николая Фёдоровича такого нет. Он считает, что при опоре на знания и благодаря деятельности человек может и должен подчинить силу природы и установить господство над природой, т.е. по его мнению, люди научно управляют метеорологическими процессами и используют солнечную энергию, заменив естественную (отпадает опасность перенаселения Земли), объединив усилия, человечество не останется на Земле, его ждут просторы вселенной (предположение о заселении других планет).

Главная цель, для которой необходимо объединение всего человечества – воскрешение мёртвых. Даже не верующие материалисты не могут доказать, что это невозможно. Разложение тела, даже кажущееся его полное разложение, не является абсолютным препятствием для его воскрешения, потому что частицы тела не могут выйти за пределы пространства. А раз так, то они со временем могут быть воссозданы. «Объединимся и возвратим наших предков к жизни». Николай Фёдорович не принимает и осуждает стремление людей к потустороннему бытию. Он верит в создание царства божьего на Земле. Таким образом, Николай Фёдорович обосновывает идею активной эволюции, в которой орудием совершенствования, создателем природы является разум человека.

ГеоргийВалентинович (1856-1918) - философ, политический деятель, социолог,историк. Главные философскиепроизведения: «К вопросу о развитиимонистического взгляда на историю» (1895), «Очерк по историиматериализма» (1896), «К вопросу о роли личности в истории» (1898), «Materialism militans» (1908-1910), «История русской отечественной мысли» (1914). Плеханов -теоретик марксизма, его популяризатор, основатель и активный участниксоциал-демократического движения в России. Считал, что марксистское учение основывается нафилософии высшего типа: подлиннонаучной, в которой теоретическая часть необходимым образомпереходит в практическую.Философия марксизма включает в себя диалектику (методологию игносеологию), философию природы и философию общества(исторический материализм). Согласно Плеханову, фундаментальным принципом марксизма какнаучной философии являетсяматериалистический монизм,последовательно выдержанный во всех ее разделах. Марксистскаяфилософия стала закономерным итогом развития мировой мысли,важнейшими достижениями которой были учения Спинозы,французских материалистов, Гегеля и Фейербаха, а также Канта.Субстанция одна - материя, ееосновные атрибуты -протяженность (объект) и мышление(субъект). Материя существует каксовокупность «вещей в себе»,которые, воздействуя на органы чувств, вызывают ощущения - источник познания и основанной на нем деятельности. Этиощущения - не копии вещей, а скорее обозначения, «иероглифы»,соответствующие объективнымформам и отношениям. Мирразвивается поступательно, по законам диалектики. Общественныйпрогресс определяется расширением власти людей над природой -развитием производительных сил, существенным условием которого является географическая среда. То, каким образом экономический«базис» формирует соответствующую «надстройку», Плехановпредставлял, выделяя в качестве отдельного звена общественную психологию, в так называемой пятичленке: «1)состояние производительных сил; 2) обусловленные имэкономические отношения; 3)социально-политический строй, выросший на данной экономической «основе»; 4) определяемая частьюнепосредственно экономикой, а частью всем выросшем на нейсоциально-политическим строем психикаобщественного человека; 5) различные идеологии, отражающие в себе свойства этой психики». Помимоотношений собственностисуществуют и технологические(неклассовые) производственные отношения, а также другие такого же родаобщественные образования,нуждающиеся в централизованномрегулировании. Государство выполняет этузадачу, будучи по своему главномуназначению органом управления, а не «аппаратом подавления».Потребности общественного развитиявыражаются в интересах масс, в их стремлениях и настроениях,побуждающих к действию. Объективная историческая закономерностьосуществляется через более или менее сознательную деятельность людей, в первую очередь массовую: «народ, вся нация должна быть героемистории». Сила передовыхвыдающихся личностей и ихобъединений (особенно - политических партий) состоит в том, что они выражают и отстаиваютинтересы народа, пробуждают в немгероическое самосознание. С этих позиций Плеханов критиковалтеорию героев и толпы,субъективизм народников, усматривал его рецидив в идеях Ленина овнесении сознания в революционное движение извне и перехода ксоциализму, минуя этап зрелогокапитализма. Плеханов доказывал, что исторический материализм далек от крайностей фатализма и волюнтаризма. Свобода -познанная и освоеннаянеобходимость. «Царство свободы»наступит тогда, когда «человекподчинит своей воле производственные отношения». Мораль - социальное,исторически обусловленное явление, критерий нравственности -общественная полезность, которая, по сути, содействуетутверждению ценности личности.Пролетарская революционнаянравственность находится на самомвысоком из достигнутых уровней. Мораль не производна отрелигии. Последняя характеризуетнизшую стадию развития культуры. В отношении религии следует придерживаться принципасвободы совести. В эстетике Плеханов отстаивал идеи реализма, социальной обусловленности искусства. Рассматривая искусство какхудожественный способ освоениядействительности, указывал наобщественно полезные свойства предмета как на источник эстетическогоотношения к ним. Развивал трудовуюконцепцию происхождения искусства.

  • 7.Эмпедокл о четырех элементах бытия.
  • 8.Проблема истинного «я» в раннем и позднем буддизме.
  • 9.Основные понятия «Наукоучения» Фихте.
  • 10.«Гомеомерии» Анаксагора и «атомы» Демокрита как элементы бытия.
  • 11.Главные этапы развития философских идей в Украине.
  • 12.Диалектические идеи гегелевской философии. Триада как форма развития.
  • 13.Софисты. Проблема множества бытия в ранней софистике.
  • 14.Сократ и сократовские школы. Проблема «блага» в философии Сократа и сократовских школах.
  • 15.Определения философии, распространенные в Киевской Руси.
  • 16.Антропологический материализм л. Фейербаха.
  • 17.Теория идей Платона и ее критика Аристотелем. Аристотель о видах бытия.
  • 18.Философия в Киево-могилянской академии.
  • 19.Априоризм философии и.Канта. Трактовка Кантом пространства и времени как чистых форм созерцания.
  • Трактовка Кантом пространства и времени как чистых форм созерцания.
  • 20.Проблема «блага» в философии Платона и проблема «счастья» в философии Аристотеля.
  • 21.Учение Платона и Аристотеля об обществе и государстве.
  • ? 22.Немецкий идеализм и философская мысль в Украине.
  • 23.Понятия трансцендентного и трансцендентального. Сущность трансцендентального метода и понимания его Кантом.
  • 24.Аристотель как основатель силлогистики. Законы и формы логического мышления. Учение о душе.
  • 25.Философское наследие м.П. Драгоманова.
  • 26.Система трансцендентального идеализма Шеллинга. Философия тождества.
  • 27.Епикур и епикурийцы. Лукреций Кар.
  • 28.Социокультурные предпосылки возникновения философии Древней Индии.
  • 29.Основные категории логики Гегеля. Малая и большая логика.
  • 30.Практическая философия скептиков, стоиков и эпикурейцев.
  • 31.Общая характеристика и основные идеи славянофильства (о.Хомяков, и.Киреевский).
  • 32.Философские учения ф.Бекона и т.Гоббса. «Новый органон» ф.Бекона и его критика силлогистики Аристотеля.
  • 33.Проблема реальности в буддизме и веданте.
  • 34.Т.Гоббс. Его философия и теория государства. Томас Гоббс (1588-1679), английский философ-материалист.
  • 35.Неоплатонизм как завершение истории античной философии.
  • 36.Философия русского марксизма (в.Г.Плеханов, в.И.Ленин).
  • 37.Философия последователей и критиков Декарта. (а.Гейлинкс, н.Мальбранш, б.Паскаль, п.Гассенди).
  • 38.Соотношение веры и знания в христианской философии. Греческая патристика Средневековья, ее представители. Дионисий Ареопагит и Иоанн Дамаскин.
  • 39.Проблема освобождения в индийской философии.
  • 40.Философия г. Лейбница: монадология, учение о предустановленной гармонии, логических идеях.
  • 41.Общая характеристика догматики раннего Средневековья. (Тертуллиан. Александрийская и каппадокийская школы).
  • Каппадокийские "отцы церкви"
  • 42.Введение христианства в Киевской Руси и его влияние на смену мировоззренческих парадигм.
  • 43.Философия р.Декарта как основателя современного рационализма, принцип сомнения, (cogito ergo sum) дуализм, метод.
  • 44.Гностицизм и манихейство. Место и роль этих учений в истории философии.
  • 45.Роль Острожского культурно-образовательного центра в становлении и развитии реформационных и гуманистических идей.
  • 47.Августин Аврелий (Блаженный), его философское учение. Соотношение августинизма и аристотелизма.
  • 48.Философия г.Сковороди: учения о трех мирах (макрокосм, микрокосм, символическая реальность), и их двойственной «натуре», учение о «родстве» и «сродном труде».
  • 49.Философия Дж.Локка: эмпирическая теория познания, рождении идеи, сознание как tabula rasa, учение о «первичных» и «вторичных» качествах, учение о государстве.
  • 50.Общая характеристика схоластики. Боэций, Эриугена, Ансельм Кентерберийский.
  • 51.Субъективний идеализм Джорджа Беркли: принципы бытия вещей, отрицания существования «первичных» качеств, могут ли «идеи» быть копиями вещей?
  • 52.Соотношение реалий и универсалий. Номинализм и реализм. Учение Пьера Абеляра.
  • 53.Скептицизм д.Юма и философия «здравого смысла» Шотландской школы.
  • 54.Значение арабской и еврейской философии. Содержание учений Авицены, Авероеса и Моисея Маймонида.
  • 55.Раннее итальянское и Северное Возрождение (ф.Петрарка, Бокачио, Лоренцо Валла; Эразм Роттердамский, т.Мор).
  • 56.Английский деизм 18 в. (е.Шефтсбери, б.Мандевиль, ф.Хатчесон; Дж.Толанд, е.Коллинз, д.Гартли и Дж.Пристли).
  • 57.Расцвет схоластики. Взгляды ф.Аквинского.
  • 58.Неоплатонизм и перипатетизм эпохи Возрождения. Николай Кузанский.
  • 59.Философия французского Просвещения (ф.Вольтер, ж-ж. Руссо, ш.Л.Монтескье).
  • 60.Р.Бэкон, идея позитивного научного знания в его трудах.
  • 61.Натурфилософия позднего Возрождения (Дж. Бруно и другие).
  • 62.Французский материализм 18 в. (ж.О.Ламетри, д.Дидро, п.А. Гольбах, к.А.Гельвецый).
  • 63.Вильям Оккам, ж.Буридан и конец схоластики.
  • 64.Проблема человека и социально-политические учения эпохи Возрождения (Дж.Пико делла Мирандола, н.Макиавелли, т.Кампанелла).
  • 65.Ранняя американская философия: с.Джонсон, Дж. Эдвардс. «Век просвещения»: т.Джефферсон, б.Франклин, т.Пейн.
  • 36.Философия русского марксизма (в.Г.Плеханов, в.И.Ленин).

    Марксизм - философское, экономическое и политическое учение, основоположники которого - К. Маркс и Ф. Энгельс. Опираясь на изучение немецкой классической философии (Гегель, Фейербах и др.), английской политэкономии (Смит, Рикардо и др.), французского утопического социализма (Сен-Симон, Фурье и др.), Маркс и Энгельс разработали диалектический материализм, теорию прибавочной стоимости и учение о коммунизме. Общество в марксизме рассматривается как организм, в структуре которого производительные силы определяют производственные отношения, формы собственности, которые в свою очередь обусловливают классовую структуру общества, политику, государство, право, мораль, философию, религию, искусство. Единство и взаимодействие этих сфер образуют определенную общественно-экономическую формацию; их развитие и смена составляют процесс поступательного движения общества. Борьба господствующих и угнетенных классов - движущая сила истории, а ее высшее выражение - социальная революция. Капитализм - последняя эксплуататорская формация, которая создает мощные стимулы развития общества, но постепенно превращается в препятствие его прогресса. В условиях капитализма созревает пролетариат, свергающий господство буржуазии и устанавливающий свою власть, с помощью которой осуществляется переход к коммунизм у (уничтожение частной и утверждение общественной собственности, создание бесклассового общества и условий свободного развития личности). До появления марксистских групп революционную работу в России вели народники, являвшиеся противниками марксизма.

    Первая русская марксистская группа появилась в 1883 году. Это была группа "Освобождение труда", организованная Г . В . Плехановым в Женеве, куда он вынужден был уехать от преследований царского правительства за революционную деятельность.

    Будучи до этого времени народником, Плеханов порывает с ним познакомившись в эмиграции с марксизмом и становится его выдающимся пропагандистом.

    Группа "Освобождение труда" проделала большую работу по распространению марксизма в России. Она перевела на русский язык работы Маркса и Энгельса: "Манифест коммунистической партии", "Наемный труд и капитал", "Развитие социализма от утопии к науке" и другие, напечатала их за границей и стала тайно распространять в России. Г. В. Плеханов, Засулич, Аксельрод и другие участники этой группы написали также ряд произведений, в которых они разъясняли учение Маркса и Энгельса, разъясняли идеи научного социализма.

    После разгрома царским правительством, народнические взгляды долго еще держались среди революционно настроенной интеллигенции. Остатки народников упорно сопротивлялись распространению марксизма в России, мешали организации рабочего класса.

    Поэтому марксизм в России мог вырасти и окрепнуть лишь в борьбе с народничеством.

    Группа "Освобождение труда" развернула борьбу против ошибочных взглядов народников, показывала, какой вред приносит рабочему движению учение народников и их способы борьбы.

    В своих работах, направленных против народников, Плеханов показал, что взгляды народников ничего общего не имеют с научным социализмом.

    Плеханов первый дал марксистскую критику ошибочных взглядов народников. Нанося меткие удары народническим взглядам, Плеханов одновременно развернул блестящую защиту марксистских взглядов.

    Философия Плеханова Г.В.

    Георгий Валентинович Плеханов (1856-1918) - теоретик и пропагандист марксизма, философ, видный деятель российского и международного социалистического движения. Входил в число основателей РСДРП, газеты «Искра».

    Плеханов первым в философской литературе определил создание Марксом и Энгельсом диалектического и исторического материализма как величайший революционный переворот в философии. Он доказал, что рождение и становление марксизма является неизбежным и закономерным результатом всей истории развития мировой общественной мысли, что марксизм воспринял и критически переработал все наиболее ценное из немецкой философии, английской политэкономии и французского утопического социализма.

    Плеханов утверждал, что диалектический и исторический материализм является философски-теоретическим фундаментом научного социализма, философией рабочего класса, которая призывает к действию, борьбе, к преобразующей деятельности. "Диалектический материализм есть философия действия" - подчеркивал Плеханов, марксизм - величайшее оружие в руках пролетариата в его борьбе с эксплуататорами. Плеханов, называя марксизм, материалистическую диалектику алгеброй революции, подчеркивает огромную роль революционной теории, роль прогрессивных идей в преобразовании общества. "Ведь без революционной теории нет революционного движения, в истинном смысле этого слова" - писал Плеханов.

    При изучении воззрений Плеханова обращает на себя внимание как раз его настойчивое стремление соединить философский и исторический материализм. В ближайшей связи с этими положениями диалектического материализма у Плеханова стоят его этические воззрения. Будучи человеком всесторонне образованным, жившим всеми интересами современной культуры, Плеханов был благородным человеком. Хотя по своим теоретическим взглядам он защищал классовую мораль, но, например, в книге «О войне» Плеханов становится на точку зрения Канта (в учении о личности, как самоцели), – и борьба за «освобождение рабочих от ига капитала», третирующего личность, как «средство», а не как самоцель, получает у него чисто моральный смысл (в духе этического идеализма). Не менее типичны высказывания Плеханова по религиозному вопросу. Он отрицает врожденность религиозных запросов, вместе с Контом считает религиозное мышление «низшей» стадией в развитии культуры, решительно отделяет моральную сферу от религии.

    Философские взгляды Ленина В.И.

    Владимир Ильич Ленин (Ульянов) (1870-1924) учился в Казанском университете, но после казни его старшего брата («народовольца») был исключен из университета. В 1891 г. он сдал экзамен в университете (по юридическому факультету). К 1894 г. относится первая полемическая работа Ленина – против народников («Что такое "друзья народа"«), в которой Ленин уже является защитником марксизма и материалистического понимания истории и с нескрываемым презрением относится ко всякой метафизике. Учение Маркса о «надстройках» уже усвоено в это время Лениным. Здесь же Ленин высказывает и основные для всей последующей «советской философии» идеи о том, что «идея исторической необходимости ничуть не подрывает роли личности в истории».

    Книга Ленина «Материализм и эмпириокритицизм », содержания которой мы коснемся дальше, есть, собственно, единственное его философское произведение. Отдельные статьи, близкие к вопросам философии, появлялись и позже, напр., в 1913 г. Ленин написал статью «Три источника и три составные части марксизма». Уже будучи во главе советского правительства, Ленин не бросал занятий по философии. Наконец, с очень большими оговорками, можно говорить о ценности т. наз. «Философских тетрадей» Ленина (где собраны сделанные им выписки – преимущественно из Гегеля – и некоторые собственные замечания Ленина).

    Переходя к систематическому изложению построений Ленина, подчеркнем, прежде всего, то, что философские интересы Ленина сосредоточивались почти исключительно на вопросах философии истории – все остальное его интересовало лишь в той мере, в какой те или иные учения и теории могли влиять на философию истории . Но и в философии истории Ленин раз и на всю жизнь принял построения Маркса – и уже ничто вне их его не интересовало. Эта Внутренняя узость, присущая изначально Ленину, превращает его философские писания в своеобразную схоластику (в дурном смысле слова). Все, что «соответствует» позиции диалектического материализма, укрепляет ее, – приемлется без оговорок; все, что не соответствует, отбрасывается только по этому признаку. Подобно пушкинскому «бедному рыцарю», который имел «одно виденье, непостижное уму», и ничего вне его не видел и не замечал, и Ленин имел один лишь интерес, видел всюду только одно – близость или, наоборот, несоединимость с системой марксизма или, точнее говоря, неомарксизма. Мы называем «неомарксизмом» ту именно редакцию марксизма, какую он получил в большевизме, отступившем от классического детерминизма, столь сильно выраженного у Маркса. То «видение», которое пронзило сознание Ленина, относилось не к диалектике «самодвижения» производственных отношений, а к «скачку» в «диктатуру пролетариата».

    Историософская тема была не только центральной для Ленина, но она, собственно, была единственной у него. Что же касается историософии у Ленина, то оригинальность его не идет дальше настойчивого акцента на теории «скачков» – «прямого революционного действия».

    Георгий Не стоит забывать, что валентинович Плеханов (1856 — 1918) был выдающимся марксистским мыслителем конца XIX — начала XX в.

    Из обширного философского наследия Плеханова выделим то, что характеризует его как оригинального мыслителя и продолжателя марксистского учения. Важно заметить, что одной из особенностей философского творчества Плеханова будет то, что он развивал марксизм в борьбе с теми, кто, по его мнению, фальсифицирует и ревизует ϶ᴛᴏ учение.

    Определяя статус исторического материализма в системе общественных наук, он отождествляет его с общесоциологической теорией марксизма.

    Исторический материализм Плеханов рассматривал как общую методологию для всех общественных наук, подразумевая под данным использование тех принципов, на кᴏᴛᴏᴩые опирается учение Маркса.

    Анализируя ход общественного развития, Плеханов отстаивал марксистский тезис о решающей роли производительных сил, являющихся основой общественных отношений и одновременно движущими силами исторического процесса. Исключая выше сказанное, производительные силы выступают как формирующая сила, влияя на изменение производительных отношений.

    Противоречивый характер исторического процесса, обусловленный характером развития способа производства, требовал более детального анализа сути данных противоречий и их разрешения. В решении ϶ᴛᴏй проблемы на общем теоретическом уровне Плеханову принадлежит несомненная заслуга. Стоит заметить, что он следующим образом характеризует последовательность проявления противоречий в общественном развитии: “Всякая данная совокупность отношений производства прочна исключительно в том и до тех пор, пока она ϲᴏᴏᴛʙᴇᴛϲᴛʙует состоянию общественных производительных сил; когда исчезает ϶ᴛᴏ ϲᴏᴏᴛʙᴇᴛϲᴛʙие, уничтожаются и данные отношения производства — данная экономическая структура, — уступая место новой совокупности отношений. Разумеется, всякая данная экономическая структура не сразу перестает ϲᴏᴏᴛʙᴇᴛϲᴛʙовать состоянию общественных производительных сил: ϶ᴛᴏ целый процесс, совершающийся, смотря по обстоятельствам, с большею или меньшею быстротою. Оружием для устранения отжившей экономической структуры служит политический “фактор”. Изменения происходят не стихийно и не сами по себе, а будут итогом деятельности людей, классовой борьбы.

    Плеханов подверг критике взгляды сторонников экономического материализма, утверждавших, что общественное развитие совершается в рамках одних производительных сил. В таких работах, как “Социализм и политическая борьба”, “Наши разногласия”, “К вопросу о развитии монистического взгляда на историю” Плеханов убедительно раскрывает огромную роль активной, творческой деятельности людей в деле ускорения исторического процесса. Не только базис, но в ϲʙᴏю очередь производственные отношения и надстройка оказывают большое влияние на ход человеческой истории.

    Плеханов уделял внимание взаимодействию объективных условий и объективного фактора. Критикуя идейных противников за то, что они приписывали марксизму фатализм, он подчеркивал, что изменения, происходящие в обществе, осуществляются не автоматически, и не в малой степени под воздействием субъективного фактора, выступающего в лице класса, политической партии, отдельных личностей.

    Анализ диалектики взаимодействия объективных условий и субъективного фактора, а также базиса и надстройки Плехановым содействовал развитию марксистской философии, так как в его трудах исследовались механизмы влияния экономического базиса на надстройку.

    В ϲʙᴏих сочинениях мыслителю удалось внести вклад в освещение проблем общественного сознания. Плеханов показывает зависимость форм общественного сознания от общественного бытия и в то же время обращает внимание на их относительную самостоятельность. Ему удалось продемонстрировать зависимость правового, морального и эстетического сознания от экономического положения его носителей. Стоит заметить, что он показывает, что политика, мораль, право и искусство выражают интересы классов.

    В труде “К вопросу о роли личности в истории” Плехановым был дан образец материалистического решения проблемы роли выдающихся людей в истории общества. При ϶ᴛᴏм он подчеркивал, что личности становятся великими тогда, когда они в ϲʙᴏих действиях выражают объективную необходимость, имеющую место в ходе истории.

    Существенное место в трудах Плеханова занимает анализ социально-классовой структуры общества , классовой борьбы и социальной революции.

    Согласно Плеханову, “понять различие классовых интересов — значит понять ход исторического развития”. Наряду с классовыми интересами существуют интересы общества. “В исторической жизни каждого класса… бывает период, когда его “частный” интерес есть также интерес поступательного движения и тем самым интерес всего общества”. Совпадение интересов и формирование общего интереса происходит, согласно Плеханову, в период борьбы за кардинальные прогрессивные преобразования в обществе.

    Вкладом Плеханова в философию будет анализ классового характера общественной идеологии. Именно интересы класса определяют и формируют его идеологию. “Стоит сказать, что каждый класс, — отмечает Плеханов, — всегда прекрасно, хотя и бессознательно, приспосабливает к ϲʙᴏим экономическим нуждам ϲʙᴏи “идеалы”. Но ϶ᴛᴏ приспособление может произойти различным образом, и почему оно совершается так, а не иначе, ϶ᴛᴏ объясняется не положением данного класса, взятого в отдельности, а всеми частностями отношения ϶ᴛᴏго класса к его антагонисту (или к его антагонистам) С появлением классов противоречие становится не только двигающим, но и формирующим началом”.

    Противоречивым будет подход Плеханова к анализу социальной революции . В начале ϲʙᴏей деятельности он придерживался марксистского положения о социальной революции как законе исторического развития. В дальнейшем точка зрения Плеханова на движущие силы революции и условия ее осуществления изменяются. Отметим, что теоретически допуская необходимость социальной революции, по существу Плеханов выступал за примирение классовых интересов. Применительно к России он абсолютизировал необходимость созревания объективных предпосылок, т. е. уровня экономического развития, недооценивал решимость рабочего класса и крестьянства к социальным изменениям, отводя им пассивную роль, и возводил на роль гегемона стихийного исторического процесса буржуазию.

    Подытоживая, можно сказать, что, несмотря на некᴏᴛᴏᴩые расхождения с классической марксистской теорией, Плеханов рассматривается историками отечественной философии как один из крупнейших продолжателей и пропагандистов марксизма в России.

    Марксизм как идеология рабочего класса совершенствовался в неразрывной связи с развитием международного коммунистического движения и быстро распространялся в Европе и во всем мире. Иосиф Дицген, Франц Меринг, Лафарг, Август Бебель,

    Карл Каутский, Эдуард Бернштейн, Антонио Лабриора, Благоев и другие мыслители и деятели рабочего движения много сделали для развития и популяризации идей марксизма. В России первым известным марксистом был Г.В. Плеханов, а с В.И. Лениным связывают новый этап в развитии марксизма.

    Георгий Валентинович Плеханов (1856-1918) родился в мелкопоместной дворянской семье, окончил военную гимназию в Воронеже, два года учился в горном институте в Петербурге, откуда вынужден был уйти, потому что вступил на путь активной революционной борьбы. Сначала участвовал в движении народников, а позже стал убежденным марксистом, выступил с решительной критикой идеологии народничества. С 1880 по 1917 год жил в эмиграции. В Женеве он создал первую русскую марксистскую организацию - группу "Освобождение труда", перевел программные работы К. Маркса и Ф. Энгельса на русский язык, был активным участником ИИ го Интернационала, участвовал в создании газеты "Искра". На II-м съезде РСДРП разошелся с большевиками в вопросе о методах революционной борьбы и сроки социалистической революции. Умер Г. Плеханов в России, не поддержав ни социалистическую революцию, ни контрреволюционное движение.

    В своих трудах: «Социализм и политическая борьба", "Наши разногласия", "К вопросу о развитии монистического взгляда на историю", "О материалистическое понимание истории", "К вопросу о роли личности в истории", "Очерк по истории материализма" , "К шестидесятой годовщине смерти Гегеля", "Н. Чернышевский" и других Плеханов выступил не только как популяризатор марксизма, но и как оригинальный философ, обосновал ряд интересных идей в области истории, социологии, социальной психологии, эстетики, религии и атеизма.

    Г. Плеханов, называя материалистическую диалектику "алгеброй прогресса", применял этот метод для анализа современных ему общественных процессов мировой истории, отдельных сторон общественной жизни: - политики, религии, искусства. Например, в работе "К вопросу о роли личности в истории" Плеханов обращает внимание на диалектику общего и единичного в историческом процессе, утверждая, что по обще историческими объективными закономерностями исследователь непременно должен видеть особые причины исторического движения различных народов, специфические особенности действующих в истории лиц и различные исторические случаи, "благодаря которым события получают, наконец, свою индивидуальную физиономию" 1. Подчеркивая решающую роль народа, народных масс в истории, Г. Плеханов не возражает роль исторических личностей. Большой, по Плеханову, становится тот человек, который уловила историческую закономерность и покорила ей свою деятельность: "Великий человек есть... зачинателем, потому что она видит дальше других и хочет сильнее других... Она указывает новые общественные потребности, созданные предыдущим развитием общественных отношений, он берет на себя почин удовлетворения этих потребностей "2. Критикуя пошлое толкования марксизма в духе плоского экономизма, Плеханов обосновывал диалектику материальной и духовной сторон общественной жизни. "Движение человечества, - писал Плеханов, - никогда не происходит в плоскости одной экономики... Путь от одной точки поворота к другой всегда лежит через" надстройку "".

    Высокую оценку философии Плеханова дал в свое время Ленин, который писал: "... Нельзя считаться сознательным, настоящим коммунистом без того, чтобы изучать - именно изучать - все, написанное Плехановым по философии, потому что это лучше во всей международной литературе марксизма" 4.

    Ленин (Ульянов) Владимир Ильич (1870-1924) - родился в дворянской семье, после окончания Симбирской гимназии поступил на юридический факультет Казанского университета. За участие в революционном студенческом движении был арестован и отправлен в ссылку. С тех пор становится профессиональным революционером, идеологом и лидером новой Российской социал-демократической рабочей партии, организатором социалистической революции в России, председателем правительства Советского государства.

    Активную политическую борьбу Ленин всегда совмещал с теоретической работой, развивая все составляющие ч; стини марксизма: философию, политэкономию и научный коммунизм. В философии Ленин продолжает развивать диалектический материализм, пишет несколько работ по истории марксизма: "Три источника и три составные части марксизма", "Исторические судьбы учения Карла Маркса", "Карл Маркс". В работе "Философские тетради" Ленин подчеркивает противоположность гегелевской идеалистической и Марксу материалистической диалектики, систематизирует основные принципы диалектического метода, подчеркивая центральное место принципа противоречия, обосновывает принцип единства диалектики, логики и теории познания, развивает учение об активности сознания.

    В период реакции 1909 Ленин написал свою главную философскую работу "Материализм и эмпириокритицизм", в которой критикуя одну из форм позитивизма (эмпириокритицизм или махизм), отстаивал и развивал новую историческую форму материализма - диалектический материализм. В этой работе Ленин показал производительность диалектического метода в анализе общественных процессов, в философской интерпретации новых открытий в естествознании, в трактовке гносеологических противоречий, в изучении историко-философского процесса.

    Гносеологические проблемы являются центральными в "Материализм и эмпириокритицизм". Ленин формулирует основные идеи теории отражения, трактуя процесс познания как отражение субъектом объективного мира. Образ, полученный в результате отражения, рассматривается как диалектическое единство объективного и субъективного; субъект не пассивно отражает внешний мир, а, включая объект в сферу своей практической деятельности "творит" его. Правда, согласно этой теории, трактуется не как готовый результат познания, а как процесс, источником которого является противоречие абсолютного и относительного моментов познания (подробнее об этом смотрите в теме: Гносеологические проблемы в философии). Используя диалектико-материалистическую теорию познания, Ленин дает философский анализ "кризиса физики" на рубеже XIX-XX веков, показывая, что противоречия между старыми теориями и новыми открытиями в науке возникают из попыток представить истину как абсолютный результат. Подсказывая выход из «кризиса» естествознания, Ленин формирует принцип неисчерпаемости материи, дает новое философское определение категории "материя" (подробнее об этом смотрите в теме: "Онтологические проблемы в философии»).

    В 1922 году была написана статья "О значении воинствующего материализма", которую называют философским завещанием Ленина. В этой работе Ленин формулирует основные задачи философов - марксистов:

    Дальнейшая разработка материалистической философии и борьба с идеализмом;

    Пропаганда воинствующего атеизма, которая сочетается с научными исследованиями в области религии;

    Союз философов и естествоиспытателей для философского обобщения новых открытий в науке и борьбе с идеализмом;

    Дальнейшее развитие материалистической диалектики.