Типы социальных общностей. Социальные общности. Виды общностей
Другим важным элементом общества являются социальные общности. В отличие от социальных институтов, которые были созданы заведомо для проведения совместной деятельности людей, осуществление в обществе регулятив внои функции и функции социального контроля, социальные общности возникли в процессе исторического развития человеческой цивилизации и появление их обусловлено объективной необходимостьюю.
. Социальная общность - группа людей, которая сложилась объективно в процессе исторического развития, реально существует, практически фиксируется, характеризуется относительной целостностью и выступающая самостоятельным субъектом социального и историко ичному ди.
Если социальные институты выполняют в обществе функцию стабилизатора социальных отношений, то социальные общности обеспечивают функцию социального прогресса. Действительно, трудно переоценить роль этносов и а наций в образованные государств, роль классов в изменении социально-экономических формаций. Социальные общности является очень важной составляющей общества, потому что все социальные системы и социальные институты базируются на социальных общностях. Особенностями социальных общностей является є:
Они образуются в процессе исторической необходимости;
Общие интересы подавляющей части индивидов, в нее входят;
Возможность организовывать социальные институты и социальные системы;
Непосредственная близость членов общности, которая предусматривает возможность непосредственного их контакта
Так же как институты, социальные общности отмечаются большим разнообразием. Они могут существовать несколько десятков минут (пассажиры троллейбуса во время его движения по маршруту) до нескольких сотен и даже тысяч лет (этносы, классы), от двух человек до десятков миллионовв.
В современной социологии принято выделять следующие важнейшие виды социальных общностей:
Этнические - общности, основанные на родстве в языке, культуре, обычаях, традициях, психологических особенностях своих членов (украинская, французы, татары, цыгане);
Демографические - отличаются по полу, возрасту, расе, месту рождения (женщины, мужчины, молодежь);
Профессиональные - характеризуются принадлежностью индивидов, которые составляют к той или иной профессии (юристы, строители, педагоги);
Территориальные - те, которые определяются по территории проживания своих членов (городские и сельские жители);
Общности, отличающиеся по социальному статусу - (женаты, безработные, граждане Украины);
Малые социальные группы - (семья, производственные коллективы, друзья)
Итак, общности формируются в качестве определенных социальных групп, в которых индивиды объединении общими образцами поведения, территорией проживания, традициями, профессиональными и многими другими признаками Украин нский социолог. В. Гродяненко разделяет сообщества на массовые и групповые. Массовые общности - это группы, которые объединяют индивидов со схожими взглядами, привязанностями вкусами. Такие сообщества предусматривают чисто ф ормальний контакт между их представителями. К массовым сообществ можно отнести скажем футбольных болельщиков или движение антифашистов . Групповая социальная общность - совокупность индивидов, что фиксируется эмпирически, т.е. реально существует. В свою очередь социальные группы делятся на крупные, где контакт между ее представителями основном косвенное (нации, профессиональные, демографические совместно ти) и малые, участники которых находятся в непосредственном социальном контакте (семья, трудовой коллективолектив).
Также социальные общности разделяют на массовые или нефиксированные, где связи между членами существуют лишь формально, и групповые или фиксированные, характеризующиеся целостностью и выше организованностью
Таким образом, социальная общность - это группа людей, объединенная более или менее устойчивыми связями и близостью интересов своих членов их социальное назначение состоит в том, что они являются основой создания дру их социальных объединений - институтов или организаций, именно сообщества обеспечивают социальный прогресс. Социальные общности, как социальные институты и организации, является важным фактором утверждения и раз развития социальных относиин.
. Вопросы для самопроверки и контроля
1. Название основные условия институциализации
2. Назовите основные причины и последствия институционального кризиса
3. Какие основные признаки социальных институтов вам известны?
4. Приведите примеры взаимосвязи и взаимозависимости социальных институтов
5. Причины и проявления дисфункций социальных институтов
6. Назовите основные черты социальных организаций
7. Название основные преимущества бюрократической системы
1. Войтович. С. Проблема социальных институтов в социологии / /. Социология: теория, методы, маркетинг - 1999 - № 3
2. Головаха. Есть,. Панина. Н. Социальные изменения в Украине: постсоветская деинституциализации и особенности становления новых социальных институтов / /. Политическая мысль - 2001 - № 4
3. Головаха. Есть,. Панина. Н. Постсоветская деинституциализации и становление новых социальных институтов в украинском обществе / /. Социология: теория, методы, маркетинг - 2001 - № 2
4. Добреньков. В,. Кравченко. А. Социология -. М:. ИНФРА-М,. Т 2 - 2000
5. Матусевич. В. Социальный институт: функция, генезис, структура / /. Социология: теория, методы, маркетинг - 2004 - № 4
6. Социология:. Сроки,. Понятие. Персоналии /. Сост. В. Пича и др. -. М.:"Новый мир - 2000", 2002
7. Социология:. Учебник /. Н. Осипова и др. -. М.:. Одиссей, 2003
8. Социология. Курс лекций /. Под ред. Старовойта. И -. Тернополь:. Астон, 1999
9. Социология:. Учебник для студентов высших учебных заведений /. Под ред. В. Городяненко -. М.:"Академия", 2006
10. Социология: энциклопедический словарь /. Под общ ред. В,. Воловича -. М.:. Рус. Центр духовной культуры, 1998
Среди массовых общностей социологи разделяют толпу и массу .
Толпа — совокупность людей, находящихся в прямом контакте, обусловленном физической близостью. Характеристика толпы дана в работах Н. Михайловского “Психология толпы”, “Герои и толпа”.
Масса отличается от толпы опосредованным контактом.
В случае если какие-то значимые потребности людей не реализуются, и они осознают ϶ᴛᴏ как угрозу ϲʙᴏему существованию, включаются механизмы защитного поведения. Возникает общность интереса, основанная на беспокойстве или даже страхе — формируется толпа. Человек перестает ощущать ϲʙᴏи ролевые маски, снимает с себя ограничители поведения, он как бы регрессирует в мир первобытных страстей.
В толпе формируется чувство особой мощи, многократного увеличения собственных усилий. Человек чувствует себя увлеченным общим порывом, превращается в часть единого, живого организма. Во главе ϶ᴛᴏй свежепереплавленной общности стоит лидер , и толпа полностью, беспрекословно подчиняется его воле.
Различают четыре основных типа толпы:
- случайную;
- конвенциальную;
- экспрессивную;
- активную
Случайным называется такое скопление, где каждый преследует сиюминутные цели. Таковы очередь в магазине или на автобусной остановке, пассажиры в одном поезде, самолете, автобусе, прогуливающиеся по набережной, зеваки, наблюдающие транспортное происшествие.
Конвенциальная толпа состоит из людей, собравшихся в данном месте и в данное время не случайно, а с заранее поставленной целью .
Участники религиозной службы, зрители театрального спектакля, слушатели симфонического концерта или научной лекции, болельщики футбола соблюдают определенные нормы и правила, кᴏᴛᴏᴩые регулируют их поведение, делают его упорядоченным и предсказуемым. У них много общего с публикой.
Отметим, что театральные зрители знают, что во время спектакля нельзя разговаривать и комментировать происходящее, вступать в полемику с актерами, распевать песни и т. п. Напротив, футбольным болельщикам разрешается громко кричать, разговаривать распевать песни, вставать с места, плясать, обниматься и т. п. Таково неформальное соглашение (конвенция) о приличествующем поведении в конкретных ситуациях, ставшее обычаем. Когда в 1980-е гг. чиновники от спорта решили нарушить ϶ᴛᴏт обычай и запретили болельщикам громко выражать ϲʙᴏи эмоции, стадионы погрузились в траурную тишину. Футбол перестал быть праздничным зрелищем, посещаемость резко упала.
Экспрессивная толпа, в отличие от конвенциальной, собирается не для того, ɥᴛᴏбы обогатиться новыми знаниями, впечатлениями, идеями, а для того, ɥᴛᴏбы выразить ϲʙᴏи чувства и интересы .
Городские танцплощадки, молодежные дискотеки, рок-фестивали, праздничные гуляния и народные фестивали (самые яркие проходят в латиноамериканских странах) — примеры экспрессивной толпы.
Активная толпа - любой из предшествующих типов толпы, кᴏᴛᴏᴩая проявляет себя в действии . Стоит заметить, что она собирается для того, ɥᴛᴏбы принять участие в действии, а не для того только, ɥᴛᴏбы наблюдать события или выражать ϲʙᴏи чувства.
Видное место среди массовых социальных общностей занимают этнические общности (этнос), кᴏᴛᴏᴩые могут быть представлены различными социальными образованиями: племенем, народностью, нацией. Этнос — ϶ᴛᴏ устойчивая совокупность людей, исторически сложившаяся на определенной территории, обладающая общими чертами и стабильными особенностями культуры и психологического склада, а также сознанием ϲʙᴏего единства и отличия от других подобных образований (самосознанием)
Естественной предпосылкой формирования того или иного этноса будет общность территории , поскольку именно она создает условия для тесного общения и объединения людей. Впоследствии, когда этнос сформировался, ϶ᴛᴏт признак приобретает второстепенное значение и может совсем отсутствовать.
Другим важным условием формирования этноса будет общность языка , хотя и ϶ᴛᴏт признак этноса не имеет абсолютного значения.
Наибольшее влияние в этнической общности имеет единство таких компонентов духовной культуры, как ценности, нормы и образцы поведения , а также связанные с ними социально-психологические характеристики сознания и поведения людей .
Интегративным же показателем сформировавшейся этнической общности служит этническое самосознание — чувство принадлежности к определенному этносу . Видную роль в этническом самосознании играет представление об общности происхождения и исторических судьбах, входящих в этнос людей, опирающееся на генеалогические предания, участие в исторических событиях, на связь с родной землей, родным языком.
Сформировавшийся этнос функционирует как целостный социальный механизм и постепенно воспроизводится путем внутренних браков и через систему социализации . Стоит сказать, для более устойчивого существования этнос стремится к созданию ϲʙᴏей социально-территориальной организации племенного или государственного типа . С течением времени отдельные части сформировавшегося этноса могут быть разделены политико-государственными границами. Но и в данных условиях они могут сохранять этническую идентичность как принадлежащие к одной социальной общности.
В качестве примера можно рассмотреть формирование и развитие русского этноса. Посылкой его формирования служит территория Северного Причерноморья, куда в результате миграции переселилась значительная часть славянских племен. Формирование русского этноса подчиняется всем вышеописанным закономерностям.
Коренной сдвиг в формировании русского этноса произошел в середине IХ в. С ϶ᴛᴏго времени начинает формироваться, считают исследователи, высшая форма русского этноса — русская нация. Оригинальную концепцию основных черт и условий формирования русской нации предложил П. А. Сорокин. Согласно Сорокину нация будет многообразной (многофункциональной) солидарной, организованной, полузакрытой социально-культурной группой по крайней мере отчасти осознающей факт ϲʙᴏего существования и развития. Кстати, эта группа состоит из индивидов, кᴏᴛᴏᴩые: будут гражданами одного государства; имеют общий или похожий язык и общую совокупность культурных ценностей, происходящих из общей прошлой истории данных индивидов и их предшественников; занимают общую территорию, на кᴏᴛᴏᴩой живут они или жили их предки. П. А. Сорокин подчеркивает, что только тогда, когда группа индивидов принадлежит к единому государству, связана общим языком, культурой и территорией, она действительно образует нацию.
Русская нация в указанном смысле возникла как нация с момента образования Русского государства в середине IX в. Совокупность основных черт русской нации включает ее сравнительно длительное существование, огромную жизнеспособность, упорство, выдающуюся готовность ее представителей идти на жертвы, а также необычайное территориальное, демографическое, политическое, социальное и культурное развитие в течение ее исторической жизни.
Огромное влияние на формирование русской нации оказало принятие в конце X в. православия в качестве государственной религии Киевской Руси (знаменитое крещение на Днепре в 998 г. Князем Владимиром ϲʙᴏих подданных) По мнению П. А. Сорокина, основные черты русского сознания и все компоненты русской культуры и социальной организации представляли собой идеологическое, поведенческое и материальное воплощение установок православия с конца IX до XVIII в. Позднее на формирование русской нации начали оказывать влияние различные моменты светской сферы жизни, в т.ч. и западной культуры.
Основополагающей идеей национальной духовной русской нации на протяжении многих веков ее существования была идея единения русских земель. Первоначально она рассматривалась как идея возвышения национально-государственного начала, преодоления феодальной раздробленности. Кстати, эта идея слилась с идеей противоборства иноземным захватчикам, татаро-монгольским завоевателям, ослаблявшим экономику, торговлю, разоряющим русские города и села, уводившим в неволю родных и близких, оскорбляющих нравственное достоинство русских людей. Последующее развитие духовно-нравственных основ русской нации тесно связано с собиранием русских земель вокруг Москвы, преодолением зависимости от ига Золотой Орды, формированием могучего самостоятельного государства.
История свидетельствует, что становление и развитие русской нации не было гладким. Случались подъемы и падения. Были периоды, когда она на время утрачивала ϲʙᴏю государственную самостоятельность (татаро-монгольское завоевание), переживала глубокий духовно-нравственный кризис, падение нравов, всеобщий разброд и шатание (как в смутное время XVI в. или в период революции и гражданской войны начала XX в.) В конце XX в. произошло ее разделение по политическим мотивам на Россию, Белоруссию, Украину в рамках СНГ. Но преимущества сообщества людей, близких по крови и духу, неминуемо заставят политическое руководство данных стран искать и находить формы объединения. Создание Союза России и Белоруссии, его расширение и углубление — убедительное свидетельство целесообразности данного процесса.
Виды социальных общностей | Критерии выделения социальных общностей | Признаки общностей |
Классы (страты): рабочие, крестьяне, интеллигенция, служащие, предприниматели, владельцы предприятий | Место в системе общественного производства | Отношение к собственности, величина дохода, фактор власти и др. |
Профессиональные общности: работники конкретных профессий, умственного и физического труда | Положение в системе разделения труда | Характер трудовой деятельности |
Отраслевые общности: работники определенных отраслей производства, трудовые коллективы, арендаторы, фермеры и пр. | Сфера приложения труда | Направленность производственной деятельности |
Этносоциальные общности: нации, народности, национальные, этнические, этнографические группы | Этническая и национальная принадлежность | Общность происхождения, языка, территории, экономической жизни, особенности культуры и психологии |
Региональные образования | Межэтнические, межнациональные и межгосударственные связи | Различные уровни интернациональных связей во всех областях общественной жизни |
Демографические общности: мужчины, женщины, дети, молодежь, престарелые граждане | Морфологические и физические особенности | Половозрастные характеристики индивидов |
Территориальные общности: граждане страны, жители республики, региона, населенного пункта, штата и др. | Место проживания (город, деревня, район, область и др.) | Государственно-административные образования |
Окончание табл.5.3
Социальная структура общества – понятие историческое. Каждый тип общества в зависимости от характера и способа воспроизводства обладает определенной социальной структурой. Так, первобытно-общинный строй имел родоплеменную организацию, в которой род одновременно выступал трудовым и семейным коллективом, а также формой социально-этнической общности.
В рабовладельческом обществе возникают классы рабовладельцев и рабов, появляются профессиональные группы, формируется народность как форма этнической общности, утверждается моногамная семья и т. д.
В условиях феодализма образуются классы феодалов и крестьян, которые по мере трансформации экономических отношений уступают свое место новым социальным общностям: при капитализме – классу наемных работников (рабочему классу) и буржуазии, а при социализме – рабочему классу, крестьянству и интеллигенции.
На этапе индустриального общества происходит формирование и развитие наций, растет многообразие отраслевых и профессиональных групп, меняется структура территориальных общностей.
Однако к концу XX столетия становится очевидным, что индустриальное общество, которому схематично соответствовали капиталистическая и социалистическая формации, исчерпало возможности дальнейшего развития. В последние десятилетия происходят существенные изменения в содержании социальных групп и слоев, характере их взаимодействия. Появляются новые признаки в идентификации социальных общностей, возрастает социальная мобильность, формируются правящий класс, класс производственных и непроизводственных работников, новый средний класс. Активно протекают процессы социальной дифференциации, появляются новые промежуточные группы, возникают крупные региональные наднациональные и надгосударственные образования.
История общества свидетельствует, что тенденцией развития социальной структуры является ее постоянное усложнение, возникновение новых общностей в зависимости от уровня технико-технологического базиса и типа цивилизации. Социальная структура в определяющей степени зависит от экономической основы общества, но она обладает относительной самостоятельностью и различным образом влияет на экономические отношения, политическую, духовную и другие сферы общественной жизни.
На протяжении исторического развития общества наиболее представительным звеном социальной структуры являются классы как большие социальные общности. Каждому типу общества в зависимости от характера и технико-технологического уровня производства соответствуют свои определенные классы.
Объективными предпосылками возникновения классов явились:
1) возникновение частной собственности на средства производства;
2) появление прибавочного продукта;
3) развитие производительных сил;
4) общественное разделение труда.
В результате воздействия данных предпосылок формировалось и закреплялось отношение определенных групп людей к собственности, определялись их положение и социальный статус. Основным критерием при дифференциации классовых общностей является их отношение к собственности (владение, пользование, распоряжение).
Классы – большие группы людей, различающиеся:
1) по их месту в исторически определенной системе общественного производства,
2) по их отношению (большей частью закрепленному и оформленному в законах) к средствам производства,
3) по их роли в общественной организации труда,
4) по способам получения и размерам той доли общественного богатства, которой они располагают (Ленин В. И.) .
Характеристики класса как социальной общности:
Специфическая роль, своеобразная функция в совокупной трудовой деятельности общества;
Определенное развитие экономического интереса класса и степень подчиненности всей жизнедеятельности членов данного класса этому интересу;
Развитие образа жизни, общего для всех представителей класса;
Определенные черты социально-психологического облика данных людей, их установок, ценностных ориентаций.
Впервые классы возникают в период становления рабовладельческого общества, когда в результате роста производительных сил стало возможным получение прибавочного продукта, становление частной собственности и системы экономического неравенства между людьми. Класс, владевший средствами производства и большей долей национального богатства, занимавший монопольное положение в системе организации и управления обществом и производством, являлся не только экономически, но и политически господствующим классом. Общность интересов и корпоративная солидарность классов всегда относительны и наиболее широко проявляют себя в критические периоды истории (войны, революции).
Вторая половина XX столетия вносит свои коррективы и в систему критериев определения социального состава классов. Происходящие сдвиги в технологических и организационных основах информационного общества вызывают и соответствующие изменения структуры собственности. Если ранее, как правило, отношения владения, пользования и распоряжения средствами производства характеризовали социальный статус одного лица, то в настоящее время происходит разделение этих правомочий собственника между различными индивидами. Это является одной из причин того, что фактор собственности определяется как необходимое, но еще недостаточное условие для идентификации классовых границ.
Все большее значение приобретают факторы власти и контроля, профессиональной принадлежности, уровня доходов, положения индивидов на рынке труда, специфики их политической и культурной ориентации и другие. Так, например, в экономически развитых странах высший слой менеджеров формально хотя и не является собственником средств производства, но по своему профессиональному статусу и уровню доходов эта социальная группа рассматривается как неотъемлемая часть современного правящего класса.
С другой стороны, многие рабочие в настоящее время имеют высшее образование, владеют определенным количеством капитала в форме акций, облигаций и т. д., но это, однако, не служит основанием для зачисления их в другие классы. Это свидетельствует о необходимости наряду с фактором собственности использовать и другие критерии классовой идентификации. Среди них определяющее значение имеют факторы власти и контроля. Только комплексное использование вышеназванных критериев позволяет правильно определить социальный состав современных классов.
Классы как большие социальные общности не являются однородными, а включают в себя множество социально и функционально сложных и взаимосвязанных между собой групп людей, занимающих определенное место в исторически сложившейся системе общественного производства. Это означает, что социально-классовая дифференциация в современном обществе включает в себя его деление не только на классы, но и внутриклассовые слои, а также межклассовые группы, выделяемые в соответствии с социально-экономическими, культурологическими, поведенческими и другими характеристиками. Многообразие элементов, образующих социальную структуру современного общества, позволяет говорить о ее сложности, сравнительной динамичности и новизне по сравнению с социальной структурой предшествующего общественного строя.
Именно многообразие структурных элементов, образующих социальную структуру информационного общества, явилось причиной существования в социологии множества ее теоретических моделей, авторы которых используют для обозначения классов самые разнообразные категории. Наиболее известными являются следующие модели социальной дифференциации :
ü Классово-статусная модель М. Вебера : класс собственников, рабочий класс, мелкая буржуазия, интеллигенция и беловоротничковые служащие, причем классами именуются группы, имеющие доступ к рынку и предлагающие на нем те или иные услуги. Группы статуса не связаны с рыночной ситуацией и различаются по образу жизни.
ü Дихотомная классовая модель К. Маркса : буржуазия – пролетариат, между которыми располагается мелкая буржуазия, дифференцирующееся крестьянство, интеллигенция. Причем эволюция классовой структуры идет по направлению усиления антагонизма между двумя основными классами и в конечном итоге приводит к социалистической революции, уничтожающей деление общества на классы.
ü Классовая модель Р. Дарендорфа : господствующий класс, подчиненный класс, бесклассовые группы, дифференцированные на основе отношений власти. Классовые отношения неизменно включают в себя конфликтующие интересы.
ü Классовая модель Э. Гидденса : высший класс, средний класс, низший или рабочий класс. Критерии дифференциации – различия рыночных возможностей индивидов, определяемые отношениями собственности, образовательной и технической квалификацией, положением во властных структурах.
ü Классовая модель Э. Райта : буржуазия, мелкая буржуазия, рабочий класс, дифференцированные на основе отношений собственности, обмена и власти. Наряду с классами Э. Райт выделяет так называемые противоречивые социальные образования, занимающие промежуточное положение в социальной структуре, а именно: мелкие предприниматели, полусамостоятельные работники, менеджеры и контролирующие лица.
ü Классовая идентификация Дж. Голдорпа : класс услуг, объединяющий профессионалов, менеджеров и административных работников; рабочий класс, в состав которого входят работники физического труда различной квалификации; промежуточный класс, включающий служащих, мелких предпринимателей и самостоятельных работников, а также технический персонал.
ü Классовая модель Д. Дэвиса : высший класс, средний класс, рабочий класс и низший класс, критериями идентификации которых служат уровень образования, профессиональный престиж, собственность и доход.
Сегодня ведущим направлением исследований классов все больше становится комплексное использование всех критериев социальной идентификации и соответственно сближение различных методологий. В настоящее время социальная принадлежность индивидов определяется как их имущественным положением, так и позицией на рынке труда, факторами контроля, власти, доходов и т. д. Рассматривая классы как большие социальные группы, выделенные на основе данных критериев, можно предложить их определение и сравнительную характеристику применительно к современным условиям. Поэтому классовый анализ социальной структуры, сегодня в большой степени дополняется анализом слоевой структуры (стратификационным).
Что же такое социальный слой и стратификация?
Социальный слой – общность, выделяемая на основе определенных критериев (признаков). Различные признаки, характеризующие положение слоев на стратификационной шкале, могут быть сведены в систему математически вычисляемых индексов , которые позволяют определить положение того или иного слоя в системе социальной иерархии не по одному признаку, а по достаточно большому их множеству. Оказывается возможным выявить и взаимную связь признаков, степень тесноты этой связи.
Говоря о стратификационном подходе, необходимо рассмотреть само понятие «стратификация», а также «социальная мобильность».
Стратификация – структурированная дифференциация и неравенство между различными слоями (группами) людей по исчисляемым признакам дифференциации общества. (табл. 5.4)
Социальная мобильность – изначально понималась как изменение индивидом, семьей места в социальной структуре общества, а также любое изменение их социального положения. Уточненное понимание данного процесса – переходы, перемещения индивидов (или социальных групп) из одних социальных слоев в другие. Тем самым теории социальной мобильности оказываются тесно связанными с теориями социальной стратификации.
Таблица 5.4
Типы стратификационных систем*
В целом структуру общества целесообразно описывать с помощью классово-слоевой модели, позволяющей соединить теоретическую глубину классового анализа с богатством возможностей и методов стратификационного подхода .
В социальной структуре важное место занимают этнические общности , такие как род, племя, народность, нация.
Род – основанная на кровных связях форма общности людей, возникшая в первобытных общинах на базе экономических отношений.
Род служил ядром общин, сплачивал воедино их членов, обеспечивал воспроизводство потомства, способного к труду и социальным отношениям, посредством регулирования брачно-семейных отношений, совместного воспитания и материального обеспечения детей.
Род и родовая община представляли собой социальную структуру, определяемую как родовой строй, здесь господствовала общественная собственность на землю, отсутствовала имущественная и социальная дифференциация, участие в общественных делах являлось правом и долгом всех взрослых членов общины.
Племя – форма общности людей, свойственная первобытнообщинному строю. В основе племени лежат родовые отношения, определяющие разобщенность племен по территории, языку, культуре. Только принадлежность индивида к племени делала его совладельцем общей собственности, обеспечивала ему определенную долю произведенного продукта, право участия в общественной жизни. Вытеснение родовых отношений товарными приводило к распаду племен и к объединению их в народности.
Народность – одна из форм общности людей, которая исторически следует за родоплеменной общностью и формируется в процесс слияния, консолидации различных племен в условиях смены первобытнообщинного строя частнособственническими отношениями, появление и развития классов. Для народности характерна территориальная общность, единый язык наряду с существованием ряда диалектов.
Одна из важнейших социально-этнических общностей – нация. Что она собой представляет?
Как и любая другая общность, нация складывается на основе действия определенных общественных факторов. В их числе важную роль играют материально-производственные факторы.
Здесь важно обратить внимание на то, что материально-производственная деятельность реализуется в каждом обществе в виде определенного материально-экономического механизма, все части которого связаны многообразными и сложными хозяйственными связями. Так, на определенном этапе – в конце феодализма и начале капитализма – в обществе сложилась единая система промышленных и сельскохозяйственных предприятий, других производственных подразделений, между которыми сформировались самые различные хозяйственные отношения. На базе этих связей сложились общий рынок, единая система валюты, транспортных коммуникаций, средств связи, налогов и т.д. Весь этот сложный хозяйственный механизм тысячами нитей связал миллионы людей, заставил их повседневно и постоянно общаться, вступать друг с другом в самые различные контакты. Это был как бы огромный материально-производственный мотор, который постоянно «перемешивал» все население определенного общества. И поскольку такие контакты по самым разным линиям постоянно связывали людей и повторялось это из поколения в поколение, то это и привело к образованию особой общности людей – нации.
Нация – исторически сложившаяся форма общности людей, которая приходит на смену народности. Нации свойственна прежде всего общность материальных условий жизни; территории и экономической жизни; общность языка, известных черт национального характера, проявляющихся в национальном своеобразии ее культуры.
Одним из важнейших факторов образования и функционирования нации (вместе с тем и ее существенной чертой) является территория . Нам представляется, что этот термин не совсем точно отражает ту реальность, которая имеется в виду. Более точно, на наш взгляд, говорить об определенном природно-территориальном комплексе, понимая под ним не только пространственно-географические границы среды обитания общности, но и всю совокупность природных условий, включая климат, особенности ландшафта, растительного и животного мира, характер почвы и многое другое.
Этноинтегрирующая роль этого природно-территориального комплекса выражается во многих моментах.
1. Он предстает общей средой хозяйственной деятельности.
2. Этот комплекс существенно определял быт людей, характер жилья, особенности пищи, одежды, весь образ повседневной жизни.
3. Природный комплекс был вместилищем пространственных коммуникаций – дорог, в качестве таковых использовали также и реки.
4. Природный комплекс с появлением государственных институтов, территориального деления общества приобрел черты государственных границ, он превращался в государственную территорию.
Таким образом, природно-территориальный комплекс нации – это не столько географическое, естественно-биологическое и т.д. явление, сколько социальная характеристика этих природных факторов, социальное качество, которое они обретают в определенных социальных условиях. И именно в таком виде этот комплекс является и объективной предпосылкой, и реальной чертой нации.
Кроме объективных факторов объединения нации, существуют и факторы субъективного порядка.
Прежде всего это общий язык . Общая экономическая жизнь, общая территория, сталкивающая людей друг с другом, неизбежно заставляли людей вырабатывать общий язык. Он в данном случае выступает как естественное порождение общности экономической жизни, общности территории. Национальная общность и складывается в определенном отношении как результат функционирования общего языка.
Следующий фактор формирования нации – также субъективного плана – это общность психологического склада, духовной культуры , определенных традиций и т.д. На базе общей экономической жизни, территории, общего языка у людей, постоянно связанных друг с другом, складывается, вырабатывается некоторая общность социально-психологического облика, культурных традиций. И эта общность психологического облика, культуры, традиций также интегрирует, сплачивает людей. Много внимания уделяют исследователи – думается, это справедливо – анализу самосознания нации.
Субъективно-сознательные факторы играют важную роль в консолидации национальной общности.
Для более конкретного уяснения сущности национальной общности остановимся на некоторых сопоставлениях нации и класса.
Нация как макросоциальная общность базируется на таких характеристиках, которые воплощают глубокие закономерности общественной жизни, складывающиеся и функционирующие в масштабе всего общественного организма. К числу этих характеристик следует, прежде всего, отнести определенные преобразования в материально-производственной жизни общества, степень развития классов, их отношений, социальное развитие пространства, занимаемого нацией, и некоторые другие преобразования.
Вместе с тем нация как общность связана и с весьма конкретным, эмпирически фиксируемым слоем общественных ценностей. К их числу можно отнести конкретные особенности трудовой деятельности, жизненного уклада, одежды, пищи, непосредственного общения, внутрисемейных отношений и т.д., короче, все то, что обычно связывается с этническими чертами жизнедеятельности общества. Нация, рассматриваемая с точки зрения этнического дифференциала, и выступает как этническая общность, проявляющаяся, закрепляющаяся в весьма конкретном уровне общественной жизни.
Классовая общность, как и национальная, складывается на основе глубоко закономерных, существенных признаков, например единства экономических интересов. Эти признаки, конечно, находят свое воплощение в конкретно-эмпирических чертах жизнедеятельности локальных классовых групп. Но степень развитости моментов единства, общности жизнедеятельности классов в конкретно-эмпирическом слое не имеет существенного значения для констатирования самой классовой общности. Представители одного и того же класса могут разговаривать на разных языках, по-разному отмечать дни рождения своих детей, предпочитать различную кухню и т.д., но это нисколько не мешает им принадлежать к одной и той же классовой общности.
Иное дело национальная общность. Если глубинные характеристики, объединяющие нацию, не закрепляются, не дополняются общностью в области конкретных этнических ценностей, то о нации как общности нет смысла говорить. Она как общность существует, функционирует лишь тогда, когда действуют в единстве и взаимосвязи два уровня объединяющих ее механизмов: глубинно-сущностный и эмпирически-этнический. Элиминация любого из них снимает вопрос о нации вообще.
Другая грань особенностей структуры национальной общности проявляется во взаимосвязи объективно-всеобщих черт нации, с одной стороны, и меры осознанности принадлежности к нации каждого представителя нации – с другой. Для объяснения этого момента вновь прибегнем к аналогии с классовой общностью. Так, объективная общность классового положения отражается в общности идеологического и психологического облика представителей данного класса, в том числе и в определенном осознании каждым из них своей принадлежности к данному классу. В то же время индивид может и не идентифицировать себя с классом, к которому он объективно принадлежит. Данное обстоятельство, однако, никак не влияет на классовое положение индивида. Что бы он сам по данному поводу ни думал, отрицая даже свою принадлежность к какому-либо классу, он все равно является членом класса, с которым связан общностью экономического положения и экономических интересов.
В основе же национальной общности также лежат объективные факторы. В то же время национальная общность невозможна без сознательного соотнесения, причисления индивидов к данной общности. Мера развитости этого соотнесения может быть весьма различной, колеблясь от простого осознания этнической принадлежности до глубоко прочувствованного и осмысленного понимания сущности своей нации, нерасторжимости своей индивидуальной судьбы и судьбы своей нации. Но в любом случае само осознание своей принадлежности к нации является обязательным. Эти особенности внутренней архитектоники нации, ее своеобразная многоэтажность должны непременно методологически учитываться при оценке места нации в социальной жизни общества в целом. Игнорирование, недооценка этих особенностей могут не только исказить картину этих связей, но и вообще завести рассмотрение наций в тупик.
Итак, на базе длительного исторического действия перечисленных выше факторов складывается национальная общность. Она находит свое выражение в определенном устойчивом объединении людей, в общности их хозяйственной жизни, территории, языка, психологического склада, традиций, культуры.
Существование и развитие любого общества невозможно без полноценного функционирования института брака и семьи .
Брак – основанная на любви (см. приложение 1), «исторически обусловленная, санкционированная и регулируемая обществом форма отношений между мужчиной и женщиной, устанавливающая их права и обязанности по отношению друг к другу, детям и обществу. От характера брачных отношений в значительной мере зависят количественные и качественные показатели воспроизводства населения, физическое и духовное состояние новых поколений. Социальная сущность брака определяется, в конечном счете, господствующими общественными отношениями, испытывает влияние политики, права, нравственности, религии. Санкционируя брак, общество берет на себя определенные обязательства по его охране и налагает на людей, вступивших в брак, ответственность за материальное обеспечение и воспитание детей, а следовательно, за будущее семьи» .
Брак из экономического института все более превращается в морально-правовой союз мужчины и женщины, основанный на любви и личном выборе. Происходит известное перераспределение обязанностей мужа и жены в семье, в ведении домашнего хозяйства и воспитании детей. В семье все больше возрастает роль внутрисемейных отношений в обеспечении ее стабильности и прочности. Ослабление контроля общественного мнения, а также экономических, правовых и религиозных уз, скреплявших прежнюю семью, резко увеличивает «нагрузку» на моральные узы.
Семья – общественный механизм воспроизводства человека, отношения между мужем и женой, родителями и детьми, основанная на этих отношениях малая группа, члены которой связаны общностью быта, взаимной моральной ответственностью и взаимопомощью. Специфика социально-философского анализа семьи связана с тем, что семья рассматривается как одна из важнейших подсистем общества, воспроизводящая членов общества, а также являющаяся первой ступенью их социализации и инкультурации.
Взаимодействуя со всеми сферами общественной жизнедеятельности (экономика, политика, право, духовная культура), семья изменяется и развивается, прежде всего, под влиянием общественно-экономического процесса. В то же время ее развитие обладает относительной самостоятельностью.
Институт семьи, будучи включенным в структурно-функциональную и нормативную системы общества, регулирует поведение членов семьи, определяя присущие им социальные роли и статус , а также выполняет целый комплекс дополнительных функций . Функции семьи связаны с потребностями общества и личности (см. табл. 5.5).
Таблица 5.5
Функции семьи
Сфера семейной деятельности | Типы функций | |
Общественные | Индивидуальные | |
1. Репродуктивная | Биологическая – воспроизводство населения | Удовлетворение потребностей в детях |
2. Воспитательная | Социализация молодого поколения. Поддержание культурного воспроизводства общества | Удовлетворение потребностей в родительстве, контактах с детьми, их воспитании, самореализации в детях |
3. Хозяйственно-бытовая | Поддержание физического здоровья членов общества, уход за детьми | Оказание хозяйственно – бытовых услуг членами семьи друг другу |
4. Экономическая | Экономическая поддержка несовершеннолетних и нетрудоспособных членов общества | Получение материальных средств одними членами семьи от других (в случае нетрудоспособности или в обмен услуг) |
5. Сфере первичного социального контроля | Моральная и правовая регламентация поведения членов семьи в различных сферах жизнедеятельности | Формирование и поддержание правовых и моральных санкций при нарушении моральных норм членами семьи |
6. Духовного общения | Развитие личности членов семья | Духовное взаимообогащение. Поддержание дружеских взаимоотношений в брачном союзе |
7. Социально-статусная | Воспроизводство социальной структуры. Предоставление определенного статуса членам семьи | Удовлетворение потребностей в социальном продвижении |
8. Досуговая | Организация рационального досуга. Социальный контроль | Удовлетворение потребностей в совместном проведении досуга, взаимообогащение интересов |
9. Эмоциональная | Эмоциональная стабилизация индивидов и их психологическая терапия | Получение психологической защиты, эмоциональной поддержки в семье. Удовлетворение потребностей индивида в личном счастье и любви |
10. Сексуальная | Сексуальный контроль | Удовлетворение сексуальных потребностей |
Как видно из представленной таблицы, важнейшими функциями семьи являются репродуктивная и воспитательная . Таковы функции нормальной традиционной семьи – семьи, основанной на официально зарегистрированном, гетеросексуальном браке, с двумя родителями, в которой обязательно имеются дети. В такой семье отец является «главой», духовно и экономически определяющим началом ее развития, а мать – «хранительница очага», основной задачей которой является забота о появляющихся детях и муже и поддержание существующего в семье порядка. Такая семья предполагает единобрачие и родственно-семейный принцип организации жизни.
Многие исследователи семьи и брака считают, что изменения семейно-брачных установок и ориентаций в современном обществе связаны с историческими изменениями института семьи, переходом от традиционной формы семьи к современной.
Отличительными чертами современных моделей семьи являются следующие:
1) первенство экономических целей индивида;
2) ценности индивидуализма, независимости, личных достижений, «эгоцентризм»;
3) переход к децентрализованным нуклеарным семьям;
4) переход от развода по инициативе мужа к разводу, вызванному межличностной несовместимостью супругов;
5) переход от «закрытой» к «открытой» системе выбора супруга на основе межличностной избирательности молодыми людьми друг друга, независимо от предписаний;
6) переход от культуры многодетности с жестким табу на применение контрацепции к индивидуальному вмешательству в репродуктивный цикл, (т.е. к предупреждению и прерыванию беременности);
7) происходит переход от эры стабильной системы норм многодетности семьи к эре непрерывного исчезновения многодетности семьи с исторической сцены. Реальные изменения семейных структур в XX в. на всех континентах позволяют говорить о переходе к эпохе спонтанного уменьшения детности семьи, разводимости и падения брачности.
Здесь необходимо отметить, что снижение рождаемости в России началось еще в конце XIX века в связи с разрушением крестьянской общины – люди сменили аграрный сектор на индустриальный, где образ жизни в корне отличался от деревенского. Рождаемость продолжала снижаться весь XX век, особенно после революции. Этому способствовали голод и война. На протяжении многих десятилетий рождаемость была ниже уровня, необходимого, чтобы численность населения не сокращалась. Ведь если увеличивается число семей, которые ограничиваются одним ребенком, то понятно, что они не воспроизводят даже родителей. Снижение рождаемости привело к неуклонному уменьшению доли молодежи среди населения, изменился возрастной состав населения. По численности каждое новое поколение оказывалось меньше предыдущего, а возрастная структура советского общества становилась все более «старой». Рано или поздно количество умирающих должно было превысить число родившихся. Это явление сегодня получило название «депопуляции».
Отрицательный прирост населения в России был впервые зафиксирован в 1992 году. Смертность превысила рождаемость. Если представить себе график, то получится, что их кривые пересеклись – это явление получило название «русский крест» .
В большой степени депопуляции населения способствовали и продолжают это делать легализованные аборты (см. приложение 2) не только по медицинским показаниям, но и по собственному желанию женщины. По данным Минздрава, ежегодно в современной России убивают абортами около 1,6 – 1,7 млн. детей.
«С точки зрения современной биологии (генетики и эмбриологии) жизнь человека как биологического индивидуума начинается с момента слияния ядер мужской и женской половых клеток и образования единого ядра, содержащего неповторимый генетический материал.
На всем протяжении внутриутробного развития новый человеческий организм не может считаться частью тела матери. Его нельзя уподобить органу или части органа материнского организма. Поэтому очевидно, что аборт на любом сроке беременности является намеренным прекращением жизни человека как биологического индивидуума» . А «намеренное прекращение жизни» – это убийство.
Поэтому аборт – это убийство матерью, отцом, врачом, обществом полноценного человека, за которое придется обязательно ответить.
Кроме того, сегодня происходит усиление таких процессов, как: деградация семейного образа жизни, распространение альтернативных форм брачно-семейных отношений, снижение престижа семьи, увеличение количества безнадзорных детей, рост количества социальных сирот. Исследователи в своих мнениях сходятся в том, что эти процессы свидетельствуют, прежде всего, о девальвации семейных ценностей и кризисе социального института семьи.
1. Какие основные элементы включает социальная структура общества?
2. Что такое социальная общность?
3. Перечислите основные характеристики класса как социальной общности.
4. Что является основным критерием разделения общества на классы?
5. Что такое страты? По каким признакам они формируются? Назовите типы стратификационнных систем.
6. Каковы особенности социальной стратификации современного российского общества?
7. Охарактеризуйте особенности социальной структуры российского общества и тенденции ее развития.
8. Возрастает или уменьшается роль семьи в современном обществе?
9. Каковы основные функции семьи?
10. Каковы перспективы развития института семьи и брака
в современной России?
11. Какие факты свидетельствуют о кризисном состоянии института семьи в современном российском обществе?
Социальная общность - это реально существующая, эмпирически фиксируемая совокупность людей, характеризующаяся относительной целостностью и выступающая самостоятельным субъектом исторического и социального действия.
Из этого следует:
Во-первых, это не номинальное (условное), а реальное социальное образование, которое можно эмпирически зафиксировать и проверить в любой момент;
Во-вторых, это не простая совокупность индивидов, а определенная общность, предполагающая все характеристики целостной системы;
В-третьих, это субъект социального взаимодействия, который содержит в себе источник самодвижения, развития социальных процессов и отношений.
Социальные общности отличаются необычным разнообразием конкретных форм и видов. Они могут варьироваться по количественному составу: от нескольких лиц до многочисленных масс; по продолжительности существования: от минут и часов (пассажиры поезда, театральная аудитория) до столетий и тысячелетий (этносы, нации); по степени связи между индивидами: от относительно устойчивых объединений до весьма аморфных, случайных образований (очередь, толпа, болельщики футбольных команд). Поэтому для классификации социальных общностей важно выделить тот или иной системообразующий признак:
Этническая принадлежность (племя, народность, нация);
Принадлежностью к исторически сложившимся территориальным объединения (город, деревня, поселок);
Социально-демографическими факторами (пол, возраст) и т.д.
Кроме того, в повседневной жизни часто встречаются ситуативно возникшие общности (толпа, публика, аудитория слушателей, социальные круги и др.), для которых характерны неустойчивость, кратковременность, непрочность взаимосвязей между контактирующими людьми. Такие общности еще называют «квазигруппами» или «социальными агрегациями». В ряде случаев они могут выступать как некие переходные образования в своих взаимодействиях - от хаотичных и случайных до более или менее устойчивых.
В целом все множество реальных социальных общностей можно разделить на два широких подкласса - общности массовые и общности групповые (социальные группы).
Массовые общности характеризуются следующими признаками: 1) представляют собой структурно нерасчлененные аморфные образования с довольно раздвинутыми границами, с неопределенным качественным и количественным составом, не имеют точно обозначенного принципа вхождения в них; 2) для них характерен ситуативный способ существования, они образуются и функционируют на базе и в границах той или иной конкретной деятельности, невозможны вне ее и поэтому оказываются неустойчивыми; 3) им присуща разнородность состава, межгрупповая природа, т.е. их разрывают классовые, групповые, этнические и иные границы; 4) вследствие своего аморфного образования они не способны выступать в составе более широких общностей, в качестве их структурных единиц. Типичным образцом массовых общностей являются участники политических или экологических движений (за мир, против ядерной угрозы, против загрязнения окружающей среды и т. д.), поклонники эстрадных звезд, болельщики спортивных команд, члены любительских ассоциаций по интересам (филателисты и т. д.).
В отличие от массовых общностей социальные группы характеризуются:
Устойчивым взаимодействием, которое способствует прочности и стабильности их существования;
Относительно высокой степенью единства и сплоченности;
Однородностью состава, предполагающего наличие признаков, свойственных всем членам группы;
Способностью входить в более широкие социальные образования в качестве структурных единиц.
Существует много определений понятия «социальная группа». По мнению одних российских социологов, социальная группа - это объединение людей, имеющих общие социальные признаки и выполняющих совместно необходимые функции в общественной структуре разделения труда и деятельности. Другие социологи определяют социальную группу как совокупность людей, которые определенным образом взаимодействуют друг с другом, осознают свою принадлежность к данной группе и считаются ее членами с точки зрения других людей.
Все социальные группы можно подразделить:
По характеру взаимодействия - на первичные и вторичные;
По количественному составу - на малые и большие;
По способу организации и регулирования взаимодействия - на формальные и неформальные.
Под первичной понимается такая группа, в которой взаимодействие носит непосредственный, межличностный характер и предполагает взаимную поддержку. Понятие «первичная группа» было введено в научный оборот американским социологом и социальным психологом Ч.Кули применительно к семье, где индивид получает первый опыт социального общения. Позднее этот термин стал применяться социологами при изучении любой группы, в которой сложились тесные личные отношения (группа друзей, сверстников, соседей и т.д.). Первичная группа является своего рода начальным связующим звеном между личностью и обществом.
В качестве вторичной выступает группа, взаимодействие в которой обусловлено достижением конкретной цели и носит формально-деловой характер. В таких группах основное значение придается не личностным качествам членов группы, а их умению выполнять определенные роли и функции. Вторичные группы имеют институционализированную систему отношений, а их деятельность регламентируется на основе формализованных правил. Примерами таких групп являются производственно-хозяйственные организации, профсоюзы, политические партии и др.
Вместе с тем не следует считать, что все вторичные группы абсолютно безличны и лишены какого-либо своеобразия. Внутри этих групп люди вступают в дружеские отношения и часто образуют, по сути, первичные социальные образования. При руководстве вторичной группой необходимо учитывать эти неформальные связи и отношения, которые оказывают существенное воздействие на функционирование всего.
Малая группа - это небольшое число непосредственно контактирующих индивидов, осуществляющих совместную деятельность. Для малых групп характерны следующие черты:
Малочисленный и стабильный состав (от трех до тридцати человек);
Пространственная близость членов группы;
Устойчивость и продолжительность функционирования;
Интенсивность межличностных взаимодействий;
Высокая степень совпадения групповых ценностей, норм поведения;
Развитое чувство принадлежности к группе;
Неформальный контроль и информационная насыщенность общения.
Иногда малые группы отождествляют с первичными. Это не совсем справедливо, ибо не всякая малая группа является первичной. Существуют в высшей степени формализованные малые группы, отношения в которых регулируются строгими служебными предписаниями (например, экипаж самолета, космический экипаж, диверсионная группа - «командос»). При изучении малой группы выделяют два основных аспекта: лидерство и групповую динамику.
Большая социальная группа - это многочисленная по своему составу группа, которая создается для определенной цели и взаимодействия в которой носят, главным образом, опосредованный характер. Примерами такой группы могут служить крупные предприятия, трудовые коллективы, управленческие организации и т.д. Под большой социальной группой понимается также многочисленная совокупность (неконтактная, нецелевая, непсихологическая) людей, занимающих одинаковое положение в структуре общества и имеющих вследствие этого общие интересы. Сюда относятся социально-классовые, профессиональные, политические, религиозные и другие группы.
Формальная группа - это обладающая юридическим статусом группа, взаимодействие в которой определяется системой формализованных норм и правил. Эти группы имеют нормативно закрепленную иерархическую структуру и действуют согласно установленному административно-правовому порядку.
Неформальная группа - - это не имеющая юридического статуса группа, возникающая на основе межличностных взаимодействий. Подобные группы лишены официальной регламентации и скрепляются общностью взглядов и интересов индивидов. Во главе таких групп стоят обычно неформальные лидеры. Примерами неформальных групп являются дружеские компании, объединения «неформалов» среди молодежи, любителей рок-музыки и т.д.
Общество представляет собой целостную социокультурную систему, состоящую из огромного количества подсистем. Одной из них является социальная общность. Любая общность подразумевает скопление людей, имеющих что-либо одинаковое (например, интересы, задачи или цели). Люди, объединяющиеся в какое-либо сообщество, обычно имеют схожие представления о жизни, выполняют в обществе похожие социальные роли.
Итак, можно сказать, что социальная общность - это совокупность человеческих индивидов, объединенных схожими условиями жизнедеятельности, обладающих одинаковыми интересами, ценностями и осознающих свою Основаниями для объединения людей могут быть: их тесное взаимодействие между собой, общая деятельность, осознание сходства интересов, собственная культура, формирующаяся на основе сходных представлений о целях данной общности, нравственных понятий и т.п., наличие системы самоуправления.
Ряд социологов считает, что социальные общности и группы в большинстве случаев не возникают спонтанно. Одна концепция их возникновения предложена американцем Д. Хомансом, считавшим, что люди, взаимодействуя между собой, пытаются достичь определенного блага. Чем более значимо данное благо, тем больше усилий предполагает человек для сближения с остальными людьми, для которых это благо также является значимым. Говоря простым языком, по мнению американского социолога, люди объединяются в группы, образуют общности и сообщества лишь для достижения определенной цели.
Одна социальная общность может отличаться от другой целью своего образования, формой и подобных объединений людей различаются по следующим признакам:
По времени существования: от нескольких минут (аудитория концертного зала, митинга) до целых столетий (отдельно взятая нация);
По составу входящих в них людей: от двух человек до нескольких тысяч (члены определенной партии);
По плотности связей между основными представителями: от тесно (сотрудники офиса) до весьма аморфных, практически не взаимодействующих между собой образований (футбольные фанаты).
Социологи выделяют такое понятие, как массовая социальная общность, отличительными чертами которой являются:
Нестабильность существования;
Разнородность состава входящих в нее людей, невозможность установления их точного количества;
Функционирование на базе той или иной деятельности и невозможность существования вне ее.
В качестве примера массовой социальной общности можно привести поклонников определенной поп-звезды, болельщиков спортивного клуба, членов разнообразных ассоциаций. Племя коренных жителей Новой Гвинеи, отдельно взятая нация, раса, толпа митингующих возле администрации предприятия также являются массовыми социальными общностями.
Отдельное место среди других объединений занимает этнос - совокупность людей, проживающих длительный период времени на определенной территории, имеющих стабильную собственную культуру, отличающихся самосознанием, то есть осознающих отличие своего объединения от других подобных. формируется, как правило, на базе общей территории для проживания, создающей все необходимые условия для взаимодействия людей друг с другом. Далее, когда такая социальная общность как этнос уже сформирована, данный признак становится второстепенным либо вообще теряет свою значимость. Люди, относящие себя к принадлежности, могут проживать в разных уголках Земли и, в то же время, помнить и почитать традиции своего этноса, отмечать установленные им праздники и придерживаться определенных им правил поведения.
Социализация человека невозможна без его взаимодействия с другими представителями человеческого рода. Каждый из нас в той или иной степени принадлежит не одной, а сразу нескольким социальным общностям. Человек вне социума перестает чувствовать себя человеком, становится изгоем.