Теория выступает в качестве научной парадигмы. Научная парадигма

Научные парадигмы - это совокупность предпосылок, определяющих данное конкретное исследование, признанных на данном этапе развития науки и связанных с общефилософской направленностью. Понятие парадигмы появилось в работе Т. Куна «Структура научных революций». В переводе оно означает «образец», совокупность признанных всеми научных достижений, определяющих в данную эпоху модель постановки научных проблем и их решение. Это - образец создания новых теорий в соответствии с принятыми в данное время. В рамках парадигм формулируются общие базисные положения, используемые в теории, задаются идеалы объяснения и организации научного знания. Работа в рамках парадигмы способствует уточнению понятий, количественных данных, совершенствованию эксперимента, позволяет выделить явления или факты, которые не укладываются в данную парадигму и могут послужить основой для новой.

Задачи ученого: наблюдение, фиксация сведений о явлениях или объектах, измерение или сравнение параметров явлений с другими, постановка экспериментов, формализация результатов до создания соответствующей теории. Ученый собирает новую конкретную информацию, перерабатывает, рационализирует и выдает в виде законов и формул, и это не связано с его политическими или философскими взглядами. Наука решает конкретные проблемы, т.е. претендует на частное познание мира; результаты науки требуют экспериментальной проверки или подвержены строгому логическому выводу. Научные истины общезначимы, не зависят от интересов определенных слоев общества. Но парадигмы функционируют в рамках научных программ, а научные программы -


в рамках культурно-исторического целого. И это культурно-историческое целое определяет ценность той или иной проблемы, способ ее решения, позицию государства и общества по отношению к запросам ученых.

Научное знание постоянно изменяется по своему содержанию и объему, обнаруживаются новые факты, рождаются новые гипотезы, создаются новые теории, которые приходят на смену старым. Происходит научная революция (HP). Существует несколько моделей развития науки:

история науки: поступательный, кумулятивный, прогрессивный процесс;

история науки как развитие через научные революции;

история науки как совокупность частных ситуаций.

Первая модель соответствует процессу накопления знаний, когда предшествующее состояние науки подготавливает последующее; идеи, не соответствующие основным представлениям, считаются ошибочными. Эта модель была тесно связана с позитивизмом, с работами Э. Маха и П.Дюгема и некоторое время была ведущей.

Вторая модель основана на идее абсолютной прерывности развития науки, т.е. после HP новая теория принципиально отличается от старой и развитие может пойти совсем в ином направлении. Т. Кун отметил, что гуманитарии спорят больше по фундаментальным проблемам, а естественники обсуждают их столь много только в кризисные моменты в своих науках, а в остальное время они спокойно работают в рамках, ограниченных фундаментальными законами, и не раскачивают фундамент науки. Ученые, работающие в одной парадигме, опираются на одни и те же правила и стандарты, тем самым наука - есть комплекс знаний соответствующей эпохи. Парадигму, по его словам, составляют «признанные всеми научные достижения, которые в течение определенного времени дают модель постановки проблем и их решений научному сообществу». Это содержание попадает в учебники, проникает в массовое сознание. Цель нормального развития науки - увязать новые факты и их объяснение с парадигмой. Парадигма обуславливает постановку новых опытов, выяснение и уточнение значений конкретных величин, установление конкретных законов. Наука становится более точной, накапливается новая подробная информация, и только вьщающийся ученый может распознать какие-то аномалии. Кун и назвал смену парадигм научной революцией.

Пример - переход от представлений мира по Аристотелю к представлениям Галилея-Ньютона. Этот скачкообразный переход непредсказуем и неуправляем, рациональная логика не может определить, по какому пути будет далее развиваться наука и когда свершится переход в новое мировоззрение. В книге «Структура научных революций» Т. Кун


пишет: «Приходится часто слышать, что сменяющие друг друга теории все более приближаются к истине, все лучше ее аппроксимируют... У меня нет сомнений в том, что ньютоновская механика усовершенствовала аристотелеву, а эйнштейновская - ньютонову как средство решения конкретных задач. Однако я не могу усмотреть в их чередовании никакого последовательного направления в развитии учения о бытии. Наоборот, в некоторых, хотя, конечно, не во всех, отношениях общая теория относительности Эйнштейна ближе к теории Аристотеля, чем любая из них к теории Ньютона».

Третья модель развития науки была предложена британским философом и историком науки И.Лакатосом. Научные программы (НП) имеют некоторую структуру. Неопровержимые положения - «ядро» НП; оно окружено «защитным поясом» из гипотез и допущений, которые позволяют при некотором несоответствии опытных данных теориям из «ядра» сделать ряд предположений, объясняющих это несоответствие, а не подвергать сомнению основные теории. Это «негативная эвристика». Есть и «позитивная эвристика»: набор правил и предположений, которые могут изменять и развивать «опроверженные варианты» программы. Так происходит некоторая модернизация теории, сохраняющая исходные принципы и не меняющая результатов экспериментов, а выбирающая путь изменения или корректировки математического аппарата теории, т. е. сохраняющая устойчивое развитие науки. Но когда эти защитные функции ослабеют и исчерпают себя, данная научная программа должна будет уступить место другой научной программе, обладающей своей позитивной эвристикой. Произойдет HP. Итак, развитие науки происходит в результате конкуренции НП.

Понятие «научная революция» (HP) содержит обе концепции развития науки. В приложении к развитию науки оно означает изменение всех ее составляющих - фактов, законов, методов, научной картины мира. Поскольку факты не могут быть изменяемы, то речь идет об изменении их объяснения.

Так, наблюдаемое движение Солнца и планет может быть объяснено и в схеме мира Птолемея, и в схеме Коперника. Объяснение фактов встроено в какую-то систему взглядов, теорий. Множество теорий, описывающих окружающий мир, могут быть собраны в целостную систему представлений об общих принципах и законах устройства мира или в единую научную картину мира. О природе научных революций, меняющих всю научную картину мира, было много дискуссий.

Концепцию перманентной революции выдвинул К. Поппер. В соответствии с его принципом фальсифицируемости только та теория может считаться научной, если ее можно опровергнуть. Фактически это происходит с каждой теорией, но в результате крушения теории возникают новые проблемы, поэтому прогресс науки и составляет движение от одной проблемы к другой. Цело-


стную систему принципов и методов невозможно изменить даже крупным открытием, поэтому за одним таким открытием должна последовать серия других открытий, должны радикально измениться методы получения нового знания и критерии его истинности. Это значит, что в науке важен сам процесс духовного роста, и он важнее его результата (что важно для приложений). Поэтому проверочные эксперименты ставятся так, чтобы они могли опровергнуть ту или иную гипотезу. Как выразился А. Пуанкаре, «если установлено какое-нибудь правило, то прежде всего мы должны исследовать те случаи, в которых это правило имеет больше всего шансов оказаться неверным».

Решающим называют эксперимент, направленный на опровержение гипотезы, поскольку только он может признать эту гипотезу ложной. Может быть, в этом основное отличие закона природы от закона общества. Нормативный закон может быть улучшен по решению людей, и если он не может быть нарушен, то он бессмыслен. Законы природы описывают неизменные регулярности, они, по выражению А. Пуанкаре, есть наилучшее выражение гармонии мира.

Итак, основные черты научной революции таковы: необходимость теоретического синтеза нового экспериментального материала; коренная ломка существующих представлений о природе в целом; возникновение кризисных ситуаций в объяснении фактов. По своим масштабам научная революция может быть частной, затрагивающей одну область знания; комплексной - затрагивающей несколько областей знаний; глобальной - радикально меняющей все области знания. Глобальных научных революций в развитии науки считают три. Если связывать их с именами ученых, труды которых существенны в данных революциях, то это - аристотелевская, ньютоновская и эйнштейновская.

Ряд ученых, считающих началом научного познания мира XVII в., выделяют две революции: научную, связанную с трудами Н.Коперника, Р.Декарта, И.Кеплера, Г.Галилея, И.Ньютона, и научно-техническую XX в., связанную с работами А. Эйнштейна, М.Планка, Н.Бора, Э.Резерфорда, Н.Винера, появлением атомной энергии, генетики, кибернетики и космонавтики.

В современном мире прикладная функция науки стала сравнима с познавательной. Практические приложения знаний человек использовал всегда, но они долгое время развивались независимо от науки. Сама наука, даже и возникнув, не была ориентирована на сознательное применение знаний в технической сфере. С Нового времени в западной культуре стали развиваться (и все более интенсивно) практические приложения науки. Постепенно естествознание стало сближаться, а затем и преобразовываться в технику, причем начал развиваться систематический подход к объектам с такими же, как и в науке, подходами - математикой и экспериментом. В течение нескольких столетий возникала потребность в


специальном осмыслении роли техники в связи с ростом ее значения в культурном прогрессе человечества в XIX-XX вв. Уже около века существует как самостоятельное научное направление «философия техники». Но не только человек создавал технику, но и техника меняла своего творца.


- это образцы постановки проблем и решения задач, которых придерживается то или иное научное сообщество при исследовании природы ка- кого-либо явления. Научная парадигма включает также набор понятий и технических средств для наблюдения и объяснения явлений. Научные парадигмы свидетельствуют о научных достижениях, которые: 1) определенным сообществом полагаются как основание исследовательской деятель-
ности (т. е. они задают направление исследовательской деятельности); 2) имеют нерешенные внутренние проблемы (носят открытый характер). Понятие парадигмы показывает, что наука как вид деятельности предполагает наличие сообществ. Понятие парадигмы предложено Т. Куном, но в современной философии науки, вопрос о необходимости использования этого понятия при построении истории науки является дискуссионным. В рамках одной дисциплины может существовать несколько парадигм, так как прикладные исследования и поиск решения задач продолжаются даже тогда, когда парадигмы меняются. Так, напр., уравнения классической механики используются для решения некоторых прикладных задач, хотя тот способ объяснения мира, который она предлагает, научное сообщество уже не может принять целиком.
Парадигмы возникают только в развитой науке, когда сообщество ученых готово принять некоторую теорию в качестве основы для исследований. Т. Кун выявляет также допарадигмальный период развития науки, когда сосуществуют различные способы объяснения какого-либо явления, различные научные школы, имеющие несовместимые точки зрения по принципиально важным вопросам. Например, до к. XVII в., т. е. до возникновения первых парадигм, не существовало единой физической точки зрения на природу света, но существовало несколько школ, различным образом представлявших природу этого явления: для одних ученых свет был свойством среды, которая находится между субъектом и объектом, для других - свойством материальных тел, для третьих - восприятие света зависело только от способностей человеческого глаза. Однако в современной физике, прошедшей этап формирования парадигм, существует общепринятая точка зрения на природу света - корпуску- лярно-волновая теория, и все исследования в данной области развивают и поддерживают ее. Однако современные открытия в области оптики выражены на языке, не понятном широкой общественности; теории допара- дигмального периода были доступны широким массам. Таким образом, одним из главных признаков формирования парадигмы является эзотеричность исследований, проводимых в ее рамках.
Можно говорить о трех основных функциях парадигмы в науке:
  1. объединение отдельных групп ученых в научное сообщество, задачей которого становится организация и проведение исследований, а целью - обеспечение научного прогресса;
  2. парадигма в науке позволяет экономить усилия, поскольку избавляет ученого от необходимости определения исходных понятий и принципов (эта функция выполняется, только если парадигма принимается без доказательств);
  3. позволяет с легкостью решать задачи, так как дает возможность обнаруживать сходства между известными и неизвестными ситуациями.
Складывание парадигмы влечет за собой появление т. н. «нормальной науки», в рамках которой производится исследование явлений и разработка теорий, которые принимает данная парадигма. В данный период ученые лишь уточняют теорию, решая, по сути, однотипные задачи и не дискутируя по мировоззренческим вопросам. Предполагается, что научная картина уже сформирована и все основные проблемы решены.

Парадигма предполагает как строго определенный набор фактов, так и правила проведения экспериментов и наблюдений, что позволяет ставить и решать новые частные задачи, а также путем накопления эмпирического материала расширять сферу применения общепринятой теории. Кроме того, парадигма влияет и на философские воззрения, поскольку способствует складыванию картины мира. Этот уровень функционирования парадигмы называется метафизическим, поскольку убеждения ученых не подтверждаются опытом, как, собственно, и положения, которые противоположны им. Так, приходится принять одно из двух положений: вещи либо состоят из качествен-
но однородных атомов, находящихся в пустоте, либо из материи и сил, которые на нее воздействуют. В рамках одной парадигмы эти положения не могут сосуществовать. Парадигма представляет собой замкнутую систему, в которой не заложены условия развития, поэтому любые значительные изменения происходят в результате научных революций, необходимыми условиями которых являются научные открытия и новые теории.
Концепцию научных парадигм Т. Куна подверг критике К. Поппер, который считал, что парадигма - это лишь господствующая теория, которая не предполагает необходимости исследований, тормозит развитие науки и не является существенным ее элементом. Принятие же какой-либо парадигмы сообществом ученых вообще исключает научную деятельность, которая состоит исключительно в том, чтобы производить новые теории. Те, кто решает задачи в рамках парадигмы, не являются учеными в собственном смысле, а могут называться лишь «прикладниками».
/7. Г. Крюкова

«Сдвиг парадигмы» — это один из терминов, которые все используют, но никто не понимает.

«Парадигма» - это модное слово, которым смело оперируют люди из мира науки, культуры и других областей. Однако широта использования этого термина нередко ставит обывателей в тупик. В современном смысле понятие парадигмы ввел американский историк науки Томас Кун, а сегодня оно плотно обосновалось в лексиконе «интеллектуальной элиты».

Этимология

Слово «парадигма» - это производное от греческого существительного παράδειγμα - «шаблон, пример, модель, образец», которое объединяет в себе две лексемы: παρά «возле» и δεῖγμα «показываемое, образчик, проба» - производное от глагола δείκνυμι «показываю, указываю».

Теория научных парадигм Томаса Куна

Как образно представить себе развитие науки? Можно ли в качестве иллюстрации взять, например, ведро, в которое с самого зарождения научной мысли и до сегодняшнего дня ученые всего мира скидывают «знания»? Теоретически, почему бы и нет... Но каков будет объем этого ведра? «Бездонным», - ответите вы и, вероятно, будете правы. Но можно ли сказать, что некоторая «единица» знания, попадая в это ведро, навсегда и безвозвратно обретает там свое место? Давайте не будем торопиться отвечать на этот вопрос.

Вернемся в мир материальный и обсудим, где хранятся научные знания. Откуда каждый из нас знает о том, что Земля круглая, а человек принадлежит к царству животных? Конечно же, из книг, хотя бы из учебников. Какова средняя толщина учебника? Страниц 200-300… Неужели, этого объема хватает, чтобы отразить содержание нашего бездонного сосуда, над заполнением которого люди работают уже несколько тысяч лет?

«Хватит морочить нам голову, - скажете вы, - ведь в школьных учебниках находят отражение только основы той или иной области, та база, которой достаточно для понимания элементарных закономерностей мироустройства»! И опять будете совершенно правы! Но дело в том, что если бы «попадание» любой научной идеи в наше ведро было необратимым, то учебники начинались бы с безапелляционного утверждения о том, что Земля плоская, а оканчивались бы противоречивым заявлением о том, что она-таки еще и круглая… Но на самом-то деле, будучи некогда общепризнанным научным фактом, черепахи и слоны, держащие Землю, в один прекрасный момент пулей вылетели из ведра, а на их месте воцарился шар, который, кстати, относительно недавно тоже покинул свое теплое местечко, уступив место эллипсоиду (а если идти до конца в своем занудстве, то ныне в ведре плотно обосновался геоид)!

Итак, выражаясь простыми словами, парадигма - это и есть те базовые идеи и подходы, принимаемые научным сообществом в качестве аксиом, служащие исходной точкой для дальнейших исследований.

Научные революции и смена парадигм

Мы уже договорились о том, что парадигма - это базовая идея, принимаемая как научный факт и отправная точка для исследований. Так как же получилось, что не нуждающаяся в доказательствах теория о том, что Земля плоская вдруг перестала быть актуальной? Дело в том, что согласно теории Куна, любая, даже самая устойчивая и, казалось бы, нерушимая парадигма рано или поздно сталкивается с появлением так называемых аномалий - необъяснимых явлений в рамках принятой аксиоматической базы; в этот момент наука приходит в кризисное состояние. Изначально это замечают один-два ученых в мире, начинают проверять текущую парадигму, верифицировать, находят слабые места, и, в конце концов, получается, что эти революционеры ведут альтернативные исследования в направлении, перпендикулярном современникам. Публикуют статьи, выступают на конференциях и… встречают полнейшее непонимание и неприятие коллег и общества. На том-то и погорел Джордано Бруно, кстати! А и Нильс Бор с их идеями о структуре атома долгое время считались фантазерами. Однако жизнь течет своим чередом, и семя сомнения, зароненное «оппозиционерами» из мира науки, прорастает в умах все большего числа ученых, появляются противоборствующие научные школы.

Так происходит научная революция, в результате которой рано или поздно формируется новая парадигма, а старая, как мы уже договорились, покидает насиженное место.

Примеры современных парадигм в точных науках

В современном мире изложенная Куном теория, которую мы рассмотрели ранее, выглядит чересчур упрощенной. Поясню на примере: в школе мы изучаем так называемую геометрию Евклида. Одна из основных аксиом состоит в том, что параллельные прямые не пересекаются. В конце XIX века Николай Лобачевский опубликовал работу, в которой опровергнул этот общепринятый научный постулат. Очевидно, что альтернативный взгляд был встречен не очень-то приветливо, однако нашлись и единичные сторонники этой идеи. Только более чем через сто лет геометрия Лобачевского не просто утвердилась, но и послужила основой для других неевклидовых геометрий пространственных отношений. Сейчас эти теории имеют широкое применение в физике, астрономии и др. Однако ни геометрия нашего великого соотечественника, ни другие «неевклидовы» идеи не вытеснили классическую - они ее дополнили, надстроили, то есть парадигмы существуют параллельно, описывая один и тот же объект в разных аспектах.

Подобная ситуация наблюдается и в парадигмах программирования. В отношении этой области знаний даже используется термин «полипарадигмальность».

Новые парадигмы не вымещают старые, а предлагают методы решения определенных задач с сокращением временных и финансовых затрат. При этом «старые» парадигмы остаются в строю, используясь либо как основа для новых, либо как самостоятельный комплекс инструментов. Так, например, язык программирования Python позволяет писать код, используя любую из существующих парадигм - императивную, функциональную объективно-ориентированную либо их сочетание.

Парадигмы в гуманитарных науках

В гуманитарных науках теория парадигм немного видоизменяется: парадигмы описывают не явление, а преимущественно подход к его изучению. Так, например, в лингвистике в начале прошлого века в магистральных исследованиях изучался язык в сравнительно-историческом аспекте, то есть либо описывалось изменение языка во времени, либо сравнивались разные языки. Затем в языкознании установилась системно-структурная парадигма - язык разбирался как упорядоченная система (исследования в этом русле ведутся и сейчас). На сегодняшний день считается, что господствует антропоцентрическая парадигма: исследуются «язык в человеке и человек в языке».

В современной социологии считается, что существует несколько устойчивых парадигм. Некоторые исследователи придерживаются точки зрения, что это является свидетельством кризисного состояния общества. Другие же, наоборот, утверждают мультипарадигмальность социологии (термин Джорджа Ритцера), основываясь на идее о комплексном и многоаспектном характере социальных феноменов.

Парадигма развития

Термин «парадигма» в последние десятилетия вышел за пределы употребления в куновском смысле. Все чаще можно встретить словосочетание «парадигма развития»: в названиях конференций, сборников научных статей и даже в газетных заголовках. Утвердилось это словосочетание после Конференции ООН 1992 года, посвященной проблемам окружающей среды и эволюции цивилизации. Парадигмы устойчивого развития и инновационного развития (именно в такой формулировке они были заявлены на конференции) по сути являются взаимодополняющими и взаимосвязанными концепциями прогресса мирового уклада. Общая идея заключается в том, что при условии достижения постоянного экономического роста внутренняя политика государства должна быть направлена на развитие человеческого потенциала, сохранения и/или восстановления экологии путем внедрения научно-технических разработок.

Личностная парадигма

Термин «личностная парадигма» - это (простыми словами) система представлений отдельного человека об окружающей действительности. В науках о человеке в этом же значении используется понятие «картина мира». Личностная парадигма зависит от большого количества факторов, начиная от исторического (эпоха, в которую живет человек) и географического, заканчивая моральными принципами и индивидуальным жизненным опытом. То есть каждый из нас является носителем уникальной личностной парадигмы.

Другие значения слова «парадигма»

В лингвистике термин «парадигма» укоренился до популяризации Куном и может включать в себя несколько значений:

  • «ассортимент» отдельной грамматической категории. Например, парадигма числа в русском языке значительно уже, чем в английском и включает настоящее, прошедшее и будущее время (сравните с разнообразием системы времен глаголов английском языке);
  • система изменения форм слова в соответствии с грамматическими категориями, например, спряжением или склонением и др.

В истории под парадигмой и ее сменой довольно часто, особенно в западной традиции, понимаются значимые события, круто меняющие уклад жизни, в частности, аграрная и индустриальная революции. Сейчас говорят о цифровой исторической парадигме.

Термин «парадигма» происходит от древнегреческого слова «paradeigma», которое переводится как «пример, модель, образец». Существуют парадигмы абсолютные, научные, государственные, личные и общепринятые. В данной статье анализируется понятие «научная парадигма». Это понятие было введено в литературу в 1960-е годы американским философом и историком науки Т. Куном.

Научная парадигма это система нескольких фундаментальных теорий, которые в течение некоторого времени направляют развитие человеческой науки. Примерами таких теорий являются астрономия Птолемея, механика Ньютона, геометрия Евклида, теория эволюции Дарвина, теория атома Бора, теория относительности Эйнштейна и др. Подобные универсальные теории создаются талантливыми учёными, которые с их помощью доступно для всех образованных людей объясняют ранее непонятные явления окружающего мира. Проверенные практикой теории закрепляются в научных статьях, рефератах, диссертациях, научно-популярных изданиях, а затем вносятся в учебники всех уровней. Таким способом новая научная идеология – парадигма - распространяется и закрепляется в сознании людей. На протяжении какого-то времени она определяет круг наиболее важных для современной науки проблем и способы их решения. Все вопросы, не попадающие в сферу господствующей парадигмы, объявляются несущественными и рассмотрению не подлежат.

Любая научная парадигма зависит от уровня развития общества: низкий уровень общественного сознания не примет научную парадигму, разработанную мыслителем, опередившим своё время. Примером тому являются судьбы сербского электро- и радиотехника Н.Теслы (1856-1943) и русского учёного-космиста К.Э. Циолковского (1957-1935). Если же научная парадигма соответствует уровню развития общественного сознания, её признаёт большинство учёных, и тогда она становится официальной научной идеологией, объединяющей вокруг себя основную массу исследователей.

В каждом конкретном обществе существует только одна научная парадигма, которую принимают, развивают и защищают практически все входящие в научное сообщество учёные. Люди, которые по каким-либо причинам начинают исследовать несущественные, на взгляд научного сообщества, вопросы, как правило, теряют материальную поддержку государства и становятся в науке изгоями.

Современная научная парадигма

Существующая в настоящее время научная парадигма основывается на глобальных теоретических исследованиях выдающихся для своего времени философов и учёных – Юрия Лотмана (1922-1993), Барри Смита (р.1950), Чарльза Дарвина (1809-1882), Ивана Павлова (1849-1936) Нильса Бора (1985-1962), Альберта Эйнштейна (1879-1955) и многих других. В её основе лежат следующие основные идеологические принципы:

· Материя первична, сознание вторично.

· Мир познаваем.

· Вселенная и жизнь никем не созданы. Они возникли в результате случайного стечения обстоятельств.

· Физическая материя – единственная форма существования живой и неживой природы.

· Жизнь – уникальное явление, которое существует только на Земле.

· Человек произошёл от обезьяны.

Развитие человеческого знания

Человеческое общество развивается этапами. На каждом из этих этапов человек сталкивается с непонятными явлениями окружающего мира, изучает их и пытается объяснить. Попытки такого изучения и объяснения природы и общества могут основываться на донаучном, научном и вненаучном мировоззрениях.

Донаучный этап общественного развития включает в себя периоды донаучный и преднаучный, которые существовали на этапе первобытного общества. Донаучные знания о мире обычно отражаются в мифологии, которая объединяет в себе реальные знания и сказочные, нереальные попытки их интерпретации. На этапе донауки мир расчленён на физический и потусторонний. Между этими мирами существует тесная связь: человек может путешествовать как по земле, так и по уровням и пространствам потустороннего мира, где встречается с умершими предками, получает недоступные на земле знания и применяет их в земной практике. На этом этапе идёт сбор информации, её накопление и сохранение. Наука как таковая не существует.

Преднаучный этап – эпоха древних цивилизаций (Месопотамия; Древние Египет, Китай, Индия; античный мир). Накопленные и сохранённые к этому времени знания достигают значительного объёма, жизненный опыт человечества также достаточно велик; наступает момент, когда информация должна быть «разложена по полочкам» и обдуманна. Зарождаются и начинают развиваться научные дисциплины, и первой из них становится философия.

Вскоре от философии отпочковываются – медицина, математика, астрология и некоторые другие дисциплины. Преднаука ещё связана с религиозно-мифологическим мировоззрением, она не является самостоятельной и имеет прикладной характер, то есть развивается только в интересах практической деятельности человека. В этот период знания превращаются в предмет поклонения и становятся монополией жрецов. Реальные знания о мире смешиваются с магией и приобретают сакральный (тайный) характер.

Колыбелью современной науки считаются Древняя Греция, особенно этап её наивысшего развития (6-4 века до нашей эры), а также Древний Рим (Ш век до н. э. – 1 век н.э.). Греки заимствовали знания у египтян, вавилонян, учёных Древней Индии. Это позволило им обобщить огромный объём информации, систематизировать его и приступить к поискам научных доказательств. Не случайно именно в Древней Греции появились термины – лемма, теорема, аксиома.

Однако перейти к научному интерпретированию знаний античные учёные не смогли. Вплоть до ХУП века в преднаучном знании эксперимент и практический опыт не признавались и, за редким исключением, не использовались. Человеческие чувства и основанные на них представления считались грубой формой познания. Учёные опирались прежде всего на интуицию и божественное откровение, под которым мы понимаем сегодня связь с Информационным Полем Земли.

Кроме того, не было ещё чёткого разделения знаний по конкретным наукам, одно и то же явление изучалось и объяснялось с позиции нескольких дисциплин. В отличие от донаучного периода античная преднаука не связывала свои исследования с практической деятельностью человека, поэтому получаемые ею знания не проверялись на практике. В науке всё ещё преобладал интерес к государству, политике и праву.

Наука как одна из форм общественного сознания начала формироваться в эпоху Возрождения (ХУ1 век) и окончательно сложилась на протяжении ХУП века. У её истоков лежат труды английского философа-материалиста Фрэнсиса Бэкона (1561-1626) и английского математика, физика и астронома Исаака Ньютона (1643-1727).

К этому времени научная работа постепенно превращается в профессиональную деятельность, в обществе возникает и начинает быстро расти слой научной интеллигенции. Латынь перестаёт считаться научным языком, её место занимают национальные языки. Основой любой исследовательской деятельности становится эксперимент, подтверждающий или опровергающий теоретические положения. И только эксперимент теперь считается мерилом правильности сделанных выводов.

В отличие от сакрального знания преднауки, все полученные знания достаточно широко распространяются среди образованной части общества. Кульминацией этого стремления к популяризации научного знания становится знаменитая «Энциклопедия», составленная и опубликованная французскими просветителями во второй половине ХУШ века (1751-1780). Этот труд собрал воедино всё знание, накопленное человечеством к тому времени.

Начиная с середины ХХ столетия, скорость научно-технического развития человеческой цивилизации по сравнению с предшествующими периодами резко возросла, а за последние 60 лет наука совершила настоящий прорыв в ряде областей научного знания. Возникли и начали быстро развиваться новые научные отрасли. В одной только физической науке их множество: астрофизика, математическая физика, медицинская физика, квантовая физика, физика плазмы…

В короткие сроки учёным удалось значительно расширить диапазон знаний о Космосе (открытие пульсаров и нейтронных звёзд, подтверждение существования антивещества, тёмной материи и тёмной энергии). Быстро совершенствуются методы изучения Вселенной (полёт человека на Луну, создание космических орбитальных и межпланетных станций).

Благодаря научным открытиям, совершён рывок в развитии и совершенствовании системы получения и обработки информации (Интернет, флешь-память). Впечатляют успехи науки в области связи (сотовый и видеотелефоны), в медицине (пересадка сердца и создание его искусственного заменителя, открытие эмбриональных стволовых клеток), в быту и сфере отдыха.

Однако в настоящее время земная наука столкнулась с целым рядом проблем, исследовать и объяснить которые на базе существующей сегодня научной парадигмы она не может. Как образовалась ячеистая структура Вселенной? Что такое «тёмная материя» и «тёмная энергия»? Существуют ли в действительности торсионные поля? Какова природа эфира? Научно обоснованных ответов на эти вопросы нет.

Вненаучное знание – это такой вид научной деятельности, в процессе которого учёные для получения новой информации используют не только методы и средства, допускаемые существующей в данный момент научной парадигмой, но и запрещённые ею возможности.

Вненаучное знание стремится изучать мир всеми доступными для человека способами. Так, в настоящее время основой любого академического исследования считается научный эксперимент с последующим наблюдением за полученными результатами. Учёный должен увидеть и потрогать руками результаты своего исследования. Но явления Тонкого Мира (ауру человека, биополя животных и растений) рядовой исследователь ни увидеть, ни потрогать не может, поэтому ясновидение, яснослышание и другие формы более развитого сознания в качестве методов исследования современной научной парадигмой запрещены.

Однако эти методы на практике всё активнее доказывают свою научную состоятельность, поскольку их исследования и выводы, при наличии специальной аппаратуры, подтверждаются самой же академической наукой. И нужно сказать, что техническое оснащение современного знания достигло такого высокого уровня, что позволяет приступить к исследованию ранее недоступных для человека уровней материального и нематериального мира.

Наиболее передовые представители академического сообщества начинают понимать необходимость объединения методов академического знания (научный эксперимент, наблюдение) с возможностями вненаучных способов исследования при условии чёткого контроля за полученными результатами с помощью новейшей аппаратуры.

Одновременно, учёные - энтузиасты убеждаются, что современная наука должна изучить весь предшествующий опыт человечества, объединяемый сегодня термином «Древние Знания », и активно использовать его в научном изучении мира, так как многие сведения этого ранее утерянного пласта информации начинают подтверждаться на практике.

Всё это вызывает резкий протест со стороны защитников существующей ныне научной парадигмы, и протест этот часто принимает формы открытой борьбы. Однако эволюционное развитие природы и человеческого общества остановить невозможно, поэтому в недрах старой академической науки сегодня формируется новая научная парадигма, базовым принципом которой должно стать единство эксперимента и вненаучных способов получения информации.

Продолжение следует.

Т. Кун вводит понятие «парадигма», в данном случае научная пара­дигма (лат.: образец) - модель науки как совокупность знаний, методов, образцов решения задач, методик, ценностей, безоговорочно разделяемых научным сообществом. Парадигма базируется на прошлых достиже­ниях: теориях, нормативах знания. Эти достижения, начинают истолко­вываться как образец решения всех научных проблем, выступает как тео­ретическое и методологическое основание науки в ее конкретно-истори­ческом пространстве.

Со сменой парадигмы (под напором новых фактов, достижений нау­ки) начинается этап нормальной науки, по Куну. Здесь наука характе­ризуется наличием четкой программы деятельности. Это приводит к от­бору альтернативных для этой программы и аномальных для нее смы­слов. Имея в виду деятельность ученых в пространстве нормальной нау­ки, Т. Кун утверждал, что они «не ставят себе цели создания новых тео­рий, к тому же они нетерпимы и к созданию таких теорий другими». А это значит, что предсказания новых видов явлений, т. е. тех, которые не вписываются в контекст господствующей парадигмы, не являются целью нормальной науки.

Получается, по Куну, что на этапе нормальной науки ученый работает в жестких рамках парадигмы, т. е. научной традиции. Возникает вопрос, а как же происходит развитие науки? Какие достижения будут в таком случае? Ответ таков: Ученый в такой ситуации систематизирует извест­ные факты, дает им объяснение в рамках существующей парадигмы, от­крывает новые факты, опираясь на предсказания господствующей тео­рии. Таким образом, наука развивается здесь в рамках традиции. Кун по­казал, что традиция не тормозит это развитие, но даже выступает в ка­честве его необходимого условия.

Но история науки свидетельствует о том, что происходит смена тра­диций, происходит возникновение новых парадигм. Иначе говоря, появ­ляются кардинально новые теории (модели, образцы решения задач). Речь идет о таких явлениях (фактах, событиях), о существовании которых ученые даже не подозревали в рамках старой парадигмы. Но дело идет так, что ученый каким-то случайным образом наталкивается на такие явления, которые невозможно объяснить в рамках действующей пара­дигмы. Тут-то и зарождается необходимость изменить правила научного исследования, т. е. потребность новой парадигмы. При этом парадигма как бы задает угол зрения, и то, что находится за ее пределами, до поры до времени не воспринимается, но наступает предел.

Научная Парадигма- "универсально признанное научное достижение, обеспечивающее в течение значительного времени образцы проблем и решений сообществу ученых" (Кун, 1962). Кун критиковался за разнообразие смысла термина (например, по отношению к группам, формам жизни и т.д.) Однако главная причина тому заключалась в его желании привлечь внимание к двум фактам: наука есть явление из "плоти и крови ее характер и достижения нельзя адекватно понять, если сводить науку к абстрактным теориям


До школы Галилея главным занятием естественной науки считалось физическое объяснение природы явлений. Шел позитивный процесс отката от демонических представлений древности и средневековья. Галилей осуществил революцию. Он утвердил описательные знания природы, где математика стала источником фундаментальных понятий. Напомню известный пример с падающим телом. Средневековый ученый пытался найти причину падения. Вместо этого Галилей сформулировал закон движения в виде s=4,9t**2, где s - расстояние, которое в свободном падении объект пролетает за время t. Не важна причина, важно описание движения. Внимание исследователя перенеслось с вопроса "почему?" на вопросы "как?" и "сколько?". Это, с одной стороны, прямо отвечало потребностям практики, с другой, нашло обоснование в том, что Бог - искусный математик, и познание количественной стороны поведения мира - есть своеобразное служение Богу. На деле получилось наоборот. Мощный прорыв науки позволил человеку достичь выдающихся успехов в сфере умения, но ответы на вопрос "сколько?" никак не возвысили нас духовно. Произошло парадоксальное и трагическое упрощение ("адамово падение" в науке) - умение стало свидетельством знания, оно стало трактоваться как знание.

ПАРАДИГМА

научная (от греч. paradeigma - пример, образец) - совокупность научных достижений, признаваемых всем научным сообществом в тот или иной период времени и служащих основой и образцом новых научных исследований. Понятие П. получило широкое распространение после выхода в свет кн. амер. историка науки Т. Куна «Структура научных революций» (1962).

К настоящему времени понятие «П.» еще не получило точного значения, однако в самом общем смысле П. можно назвать одну или несколько фундаментальных теорий, пользующихся всеобщим признанием и в течение какого-то времени направляющих научное исследование. Примерами подобных теорий являются аристотелевская динамика, птолемеевская астрономия, механика Ньютона, кислородная теория горения Лавуазье, электродинамика Максвелла, теория атома Бора и т.п. П. воплощает в себе бесспорное, общепризнанное знание об исследуемой области явлений. Однако, говоря о П., имеют в виду не только некоторое знание, выраженное в принципах и законах. Ученые - создатели П. - не просто сформулировали некоторую теорию или закон, при этом они решили еще одну или несколько важных научных проблем и тем самым дали образцы того, как нужно решать проблемы. Оригинальные опыты создателей П. в очищенном от случайностей и усовершенствованном виде затем входят в учебники, по которым будущие ученые усваивают свою науку. Овладевая в процессе обучения этими классическими образцами решения научных проблем, будущий ученый глубже постигает основоположения своей науки, обучается применять их в конкретных ситуациях и овладевает специальной техникой исследования тех явлений, которые входят в предмет данной научной дисциплины. Кроме того, задавая определенное видение мира, П. очерчивает круг проблем, имеющих смысл и решение; все, что не попадает в этот круг, не заслуживает рассмотрения с т.зр. сторонников данной П. Одновременно П. устанавливает допустимые методы решения этих проблем. Благодаря этому она детерминирует тип получаемых в процессе эмпирического исследования фактов. Т.о., П. служит основой определенной научной традиции.

Уточняя смысл П., Кун ввел понятие дисциплинарной матрицы. Последняя включает в себя элементы трех основных видов: символические обобщения, или законы; модели и онтологические интерпретации; образцы решений проблем. Онтологическая интерпретация указывает те сущности, к которым относятся законы теории. Символические обобщения и их принятая онтологическая интерпретация задают тот мир (аспект, срез реальности), который исследует сторонник П. Приняв этот мир, ученый преобразует поступающие из внешнего мира стимулы в специфические «данные», имеющие смысл в рамках П. Поток стимулов, воздействующих на человека, можно сравнить с хаотичным переплетением линий на бумаге. В этом клубке линий могут быть «скрыты» некоторые фигуры, скажем, утки, кролика, охотника или собаки. Содержание П., усвоенное ученым, позволяет ему формировать определенные образы из потока внешних воздействий, «видеть» в переплетении линий именно утку, а не кролика или собаку. То, что переплетение линий изображает именно утку, а не что-то иное, будет казаться несомненным «фактом» всем приверженцам П. Требуется усвоение др. П. для того, чтобы в том же самом переплетении линий увидеть новый образ и, т.о., получить новый «факт» из того же самого материала. Именно в этом смысле каждая П. формирует свой собственный мир, в котором живут и работают ее сторонники.

Понятие «П.» тесно связано с понятием научного сообщества: П. - то, что принимается научным сообществом; научное сообщество - сообщество ученых, принимающих одну П. (см. НАУЧНАЯ РЕВОЛЮЦИЯ).