В каких случаях устанавливают лежачих полицейских. Искусственная дорожная неровность, «лежачий полицейский. Законный демонтаж «лежачего полицейского»

Искусственная неровность или как ее называют «лежачий полицейский» представляет собой небольшое искусственное возвышение, расположенное на проезжей части. Предназначено для ограничения скорости движения транспорта.

ИДН состоит из двух элементов:

  • Основной элемент является монолитным изделием, которое выполнено из резины черного цвета и имеющее массу 9 килограмм.
  • Боковой элемент - это монолитное изделие, состоящее из резины, массой 4 килограмма.

Установка ИДН проводится в целях принудительного снижения скорости движущихся транспортных средств, в местах, где имеется повышенная опасность нанесения вреда пешеходам или другому транспорту. В большинстве случаев «лежачие полицейские» устанавливаются:

  • перед учебными учреждениями, лагерями, детскими садами, спортзалами, магазинами, заведениями для детского отдыха и другими учреждениями с большим скоплением людей;
  • перед дорогами, которые имеют статус высокой опасности, скорость на них должна быть ограничена до 40 километров в час;
  • перед перекрестками, на которых нет светофора или регулировщика, а условия видимости существенно ограничены;
  • перед въездом на территорию, имеющую знак «жилая зона»;
  • на расстоянии 15 метров до наземного перехода, который не регулируется, и располагается недалеко от учебного заведения, детской площадки, стадиона, вокзала или магазина;
  • в зонах выездов и въездов на АЗС и объектов строительства.

ИДН может иметь разную длину, которая подходит под условия ГОСТа. Ее можно применять при температуре от -45 до +70 градусов. Установка ИДН проводится только на освещенных участках дороги, которая имеет покрытие из асфальта или бетона.

Перед проведением установки искусственной неровности необходимо выяснить такие детали:

  • интенсивность дорожного движения;
  • на выбранном для установки участке провести тщательный анализ аварийных случаев;
  • узнать вид транспортных средств, которые наиболее часто проходят по этому участку.

При установке и ремонту ИДН с двух противоположных сторон необходимо поставить дорожные знаки, расположить их нужно на расстоянии не менее пятидесяти метров. На этих знаках скорость должна указываться в зависимости от формы и размера устанавливаемого ИДН , а также с учетом всех рекомендаций производителя и монтажников. Искусственные неровности могут располагаться друг от друга на расстоянии не менее шестидесяти метров.

Срок службы установленного ИДН составляет не менее 15 лет. При износе элементов искусственной неровности проводится их демонтаж и последующая замена.

«Лежачий полицейский» может применяться в различных климатических условиях, а последние модификации дорожных неровностей оборудованы системой против обледенения, что позволяет добиться максимальной безопасности на дорогах. Согласно многим статистическим данным искусственные дорожные неровности позволяют существенно снизить количество ДТП с участием в них пешеходов. Уже неоднократно была отмечена органами ГИБДД целесообразность установок ИДН .

В то время как дороги и без того сложно назвать ровными, уже не первый год практикуется установка ИДН (лежачих полицейских) , которые монтируются с целью обеспечения безопасности всех участников дорожного движения от пешеходов до легковых автомобилей. Установить лежачего полицейского (именно так в народе прозвали ИДН) сегодня может любой добропорядочный гражданин. Однако зачастую инициатива наказуема. Тем более если не знать тонкости того или иного вопроса. С первого января 2008 года были введены определенные стандарты, касающиеся ИДН.
Представим общие выводы, которые можно сделать на основании ГОСТа Р 52605-2006 «Технические средства организации дорожного движения. Искусственные неровности. Общие технические требования. Правила применения».

Наименование услугиЕд. изм.Цена, руб.

При установке и монтаже ИДН необходимо помнить о безопасности ее эксплуатации. Высота данного оборудования не должна превышать 7 сантиметров, а ширина занимать всю проезжую часть. Допустимый отступ от тротуара – не более 20 сантиметров. Участки дорог, где установлены ИДН следует обеспечить соответствующей разметкой и дорожными знакам.
Перед ИДН на ближней границе устанавливают дорожные знаки 1.17 "Искусственная неровность" и 5.20 "Искусственная неровность".
Предупреждение водителей о нескольких последовательно расположенных искусственных неровностях обеспечивается применением таблички 8.2.1 "Зона действия", установленной совместно с предупреждающим дорожным знаком 1.17 "Искусственная неровность".
Если на участке дороги выбраны размеры ИДН для максимально допустимой скорости движения, отличающейся от скорости движения на предшествующем участке дороги на 20 км/ч и более, применяют ступенчатое ограничение скорости с последовательной установкой знаков 3.24 "Ограничение максимальной скорости" в соответствии с требованиями ГОСТ Р 52289.
Также должна быть предусмотрена возможность искусственного ночного освещения, а для сборно-разборных ИДН обязательно использование светоотражающего и светящегося в темноте покрытия.

Правила применения искусственных неровностей

1 ИН устраивают на дорогах с асфальтобетонными и цементобетонными покрытиями на участках с искусственным освещением.

2 ИН устраивают на основе анализа причин аварийности на конкретных участках дорог с учетом состава и интенсивности движения и дорожных условий

ИН устраивают:

Перед детскими и юношескими учебно-воспитательными учреждениями, детскими площадками, местами массового отдыха, стадионами, вокзалами, магазинами и другими объектами массовой концентрации пешеходов, на транспортно-пешеходных и пешеходно-транспортных магистральных улицах районного значения, на дорогах и улицах местного значения, на парковых дорогах и проездах [СНиП 2.001-89];

Перед опасными участками дорог, на которых введено ограничение скорости движения до 40 км/ч и менее, установленное дорожным знаком 3.24 «Ограничение максимальной скорости» или 5.3.1 «Зона с ограничением максимальной скорости»;

Перед въездом на территорию, обозначенную знаком 5.21 «Жилая зона»;

Перед нерегулируемыми перекрестками с необеспеченной видимостью транспортных средств, приближающихся по пересекаемой дороге, на расстоянии от 30 до 50 м до дорожного знака 2.5 «Движение без остановки запрещено»;

От 10 до 15 м до начала участков дорог, являющихся участками концентрации дорожно-транспортных происшествий;

От 10 до 15 м до наземных нерегулируемых пешеходных переходов у детских и юношеских учебно-воспитательных учреждений, детских площадок, мест массового отдыха, стадионов, вокзалов, крупных магазинов, станций метрополитена;

С чередованием через 50 м друг от друга в зоне действия дорожного знака 1.23 «Дети».

3 Не допускается устраивать ИН в следующих случаях:

На дорогах федерального значения;

На дорогах регионального значения с числом полос движения 4 и более (кроме участков, проходящих по территории городов и населенных пунктов с числом жителей более 1000 человек);

На остановочных площадках общественного транспорта или соседних с ними полосах движения и отгонах уширений проезжей части;

На мостах, путепроводах, эстакадах, в транспортных тоннелях и проездах под мостами;

На расстоянии менее 100 м от железнодорожных переездов;

На магистральных дорогах скоростного движения в городах и магистральных улицах общегородского значения непрерывного движения [СНиП 2.05.02-85];

На подъездах к больницам, станциям скорой медицинской помощи, пожарным станциям, автобусным и троллейбусным паркам, гаражам и площадкам для стоянки автомобилей аварийных служб и другим объектам сосредоточения специальных транспортных средств;

Над смотровыми колодцами подземных коммуникаций.

4 Допускается совмещение ИН монолитной конструкции трапециевидного профиля с наземными нерегулируемыми пешеходными переходами вблизи детских и юношеских учебно-воспитательных учреждений, детских площадок на улицах местного значения в жилых кварталах городов с обеспечением прохода пешеходов по центральной горизонтальной площадке ИН шириной не менее 4 м при условии ограничения движения пешеходов по наклонному участку возвышающегося пешеходного перехода с помощью ограждений.

5 Уменьшение высоты монолитной искусственной неровности до нуля к лотку, расположенному вдоль бордюрного камня, принимают с уклоном 1:на приподнятых пешеходных переходах и 1:4 - в остальных случаях.

Допускается обеспечивать отвод воды у монолитной ИН без уменьшения ее высоты при наличии дождеприемных колодцев, сооружаемых у ИН с каждой стороны улицы (при продольном уклоне лотка менее 5 %о) или с одной (верховой) стороны улицы (при продольном уклоне лотка 3 %о и более).

ИН устраивают на участках дорог с обеспеченным нормативным расстоянием видимости поверхности дороги в соответствии с ГОСТ Р 52399 с максимальным приближением к имеющимся мачтам искусственного освещения, а в необходимых случаях и с установкой около ИН новых опор наружного освещения. Уровень освещенности проезжей части на таких участках должен быть не менее 10 лк.

8 Протяженность участка дороги с принудительным ограничением максимально допустимой скорости движения не должна превышать значений, указанных в таблице 1, а общее число ИН на таком участке дороги не должно быть более пяти.

Таблица 1

Оборудование техническими средствами организации дорожного движения участков дорог с искусственными неровностями

1 Участки дорог, на которых устроены ИН, следует оборудовать дорожными знаками и дорожной разметкой в соответствии с ГОСТ Р 52289, ГОСТ Р 52290 и ГОСТ Р 5125

2 Перед ИН на ближней границе ее или разметки устанавливают дорожные знаки 1.1 «Искусственная неровность» и 5.20 «Искусственная неровность».

3 Предупреждение водителей о нескольких последовательно расположенных искусственных неровностях обеспечивается применением таблички 8.2.1 «Зона действия», установленной совместно с предупреждающим дорожным знаком 1.1«Искусственная неровность».

4 Если на участке дороги выбраны размеры ИН для максимально допустимой скорости движения, отличающейся от скорости движения на предшествующем участке дороги на 20 км/ч и более, применяют ступенчатое ограничение скорости с последовательной установкой знаков 3.24 «Ограничение максимальной скорости» в соответствии с требованиями ГОСТ Р 52289.

5 В случае применения различных конструкций ИН линии разметки на дорожное покрытие и на бордюрный камень наносят в соответствии с рисунком 1.

При необходимости устройства возвышающегося наземного пешеходного перехода, совмещенного с ИН, нанесение линии разметки наносят в соответствии с рисунком 2.

а - монолитная конструкция

б - сборно-разборная конструкция

Рисунок 1 - Пример нанесения разметки 1.25 и 2.7 при устройстве ИН

Рисунок 2 - Пример нанесения разметки 1.25 и 2.7 в случае возвышающегося пешеходного перехода, совмещенного с ИН

Для повышения безопасности на дорогах в настоящее время эффективным средством является установка лежачих полицейских. И хотя установить лежачего полицейского несложно, все же есть правила четко регламентирующие его параметры и прочие нюансы.

Понятно, что при монтаже искусственной неровности на дорогах общего пользования всю ответственность за установку несет дорожная служба, которая и обеспечивает соблюдение всех требований.

В случае же с устройством искусственной неровности на придомовой территории, а такие случаи стали частой практикой, инициативные жители должны четко знать, на что обратить внимание. Итак, высота лежачего полицейского должна быть не выше 7см, тогда как ширина должны быть такой, чтобы неровность заняла всю проезжую часть, не создавая маневра для объезда. Отступить от тротуара допустимо лишь на 20 см.

Каждая искусственная неровность, где бы на дороге она ни была установлена, должны быть обеспечена соответствующей разметкой и предупреждающим знаком. Обязательным требованием является наличие освещения в темное время суток, если используется сборноразборный лежачий полицейский, то на нем должно быть светоотражающее и светящееся покрытие, для обеспечения его видимости в темное время суток.

Как выбрать лежачего полицейского (ИДН)?

Размеры элементов Лежачего полицейского следует выбирать исходя из требуемого ограничения максимально допустимой скорости движения на данном участке дороги. Требования ГОСТ Р 52605-2006 .

Тип Лежачего полицейского

Максимально допустимая скорость движения, указываемая на знаке, км/ч

Элемент ИДН

Приминение ИДН по типу

Основной

Краевой

Длина хорды L, см

Высота Н, см

Длина хорды L, см

Высота Н, см

ИДН 300

- - - - -

Паркинги, территории, дворы, места где не трубуется монтаж издения соответствующее ГОСТу.

ИДН 350

ИДН 500

30 5-7 5-6 5-7 5-6

Перед детскими и юношескими учреждениями, детскими площадками, парками, стадионами, вокзалами, магазинами, на транспортно-пешеходных магистральных улицах районного и местного значения, на парковых дорогах и проездах [СНиП 2.001-89]; Перед въездом на территорию, обозначенную знаком 5.21 «Жилая зона»; Перед нерегулируемыми перекрестками, на расстоянии от 30 до 50 м до дорожного знака 2.5 «Движение без остановки запрещено»;

ИДН 700

ИДН 900

50 9-11 5-6 9-11 5-6

Установка лежачих полицейских: цена-качество

Помимо множества запретов на установку искусственной неровности на трассах и дорогах общего назначения, которые несомненно соблюдает дорожная служба, есть несколько ограничений, которые стоит помнить инициативной группе, планирующей установить у себя во дворе ограничитель скорости автомобилей.

Не допускается установка искусственной неровности на подъездах к гаражам и площадкам, где стоит автотранспорт аварийных служб. Не допускается установка искусственной неровности поверх смотровых колодцев подземных коммуникаций.

Полная стоимость установки искусственной неровности зависит от выбранной конструкции лежачего полицейского, его характеристик и компании, занимающейся установкой. Не забудьте прибавить к стоимости установку и покупку предупреждающих дорожных знаков, и нанесение разметки.

СПРАВОЧНАЯ ИНФОРМАЦИЯ

Искусственная дорожная неровность, «лежачий полицейский»

1. Историческая справка

Впервые искусственные дорожные неровности (ИДН) или «лежачие полицейские» стали применять в США в начале XX века для принудительного ограничения скорости движения автомобилей на опасных участках дорог.

В то время Соединенные Штаты переживали бурную и массовую автомобилизацию, и владельцы фермерских хозяйств, мимо которых проходили автомобильные дороги, были весьма озабочены сохранностью домашнего скота, который нередко оказывался под колесами проезжающих автомобилей.

Первые ИДН изготавливали из досок, бревен, валов из камня или щебеночной смеси с глиной. Как раз в то время и появились прообразы предупреждающих дорожных знаков - в основном эти были табличками с предупреждающими надписями, например: «Сбрось скорость до 5 миль, иначе лишишься машины!». А затем были разработаны стандарты и правила их применения.

В Европе ИДН появились после первой мировой войны и также отличались разнообразными формами и размерами - так же, как и знаки, обозначающие их присутствие. Со временем это было закреплено, и появились прописанные требования к формам, размерам, местам установки и правилам применения ИДН.

В СССР, а позднее в РФ, также применялись «лежачие полицейские», изготавливаемые из бетона или асфальта.

Из-за относительно малого количества автомобилей, долгое время не было необходимости как-то «узаконить» их наличие и применение.

Однако с ростом количества автомобилей, следовательно, и аварий, появилась необходимость создания заграждений и дорожных знаков и правила их применения.

В настоящее время разработаны и действуют государственные стандарты, которые четко устанавливают формы обозначения и геометрические параметры и места установки «лежачих полицейских» и сопутствующих дорожных знаков.

«Лежачие полицейские» - это единственный простой и надежный способ, обеспечивающий принудительное снижение скорости автотранспорта на наиболее опасных участках дорог для предотвращения возможных аварий и гибели пешеходов.

2. Искусственные дорожные неровности

Искусственные дорожные неровности или «лежачие полицейские» устраивают на проезжей части дорог в виде возвышения для принудительного снижения скорости движения автотранспорта на определенных участках автомобильных дорог.

В зависимости от назначения и технологии изготовления ИДН подразделяются на сборно-разборные и монолитные конструкции.

ИДН устраивают на участках дорог с интенсивным движением, вблизи школ, детских садов, больниц, поликлиник, проходных промышленных предприятий, на въездах и выездах у торговых и автозаправочных комплексов, в зонах строительства и других аварийно-опасных участках.

В настоящее время, в соответствии с ГОСТ Р 52605-2006 изготавливают сборно-разборные конструкции ИДН типов ИДН-500 () и ИДН-900 ().

ИДН-500 предназначены для укладки на проезжей части автомобильных дорог вблизи пешеходных переходов и в местах повышенной опасности, где необходимо принудительное ограничение скорости движения автотранспорта.

На дорогах, где организовано движение общественного транспорта, ИДН-500 не устанавливается. В таких случаях необходима установка ИДН-900, обеспечивающая более плавный проезд автотранспорта по искусственной неровности.

Сборно-разборные конструкции ИДН состоят из ряда однотипных геометрически совместимых средних и краевых элементов, которые в зависимости от ширины проезжей части дороги обеспечивают устройство полосы практически любой длины. В комплект поставки к ИДН должны входить анкерные болты, упорные втулки (дюбели), шайбы и техническая документация производителя.

Сборно-разборные конструкции ИДН должны иметь чередующуюся черно-желтую (черно-белую) окраску.

ИДН рекомендуется располагать в местах с максимальной освещенностью (вблизи источника освещения) на расстоянии не менее 30 метров перед нерегулируемыми пешеходными переходами и на расстоянии 60-1000 метров друг от друга по ходу движения.

На дорогах и улицах, не имеющих стационарного освещения, для обозначения искусственных неровностей применяются светоотражатели типа КДЗ-1 (ГОСТ Р 50971-96), устанавливаемые на всей ширине проезжей части с каждой стороны дороги. Перед ИДН на расстоянии 50-70 см, параллельно её подошве, с шагом 50 см необходимо наносить разметку, видимую как днем, так и ночью.

Допускается устройство ИДН на улицах районного и местного значения, боковых и местных проездах магистралей, в жилых кварталах, обозначенных дорожными знаками 5.38 - 5.39 «Жилая зона», «Конец жилой зоны».

Не допускается устройство ИДН на участках дорог при наличии на них движения троллейбусов, на мостах, путепроводах, в транспортных тоннелях и проездах под путепроводами.

Перед ИДН на дорогах, улицах и проездах внутри жилых кварталов следует применять знак 3.24 «Ограничение максимальной скорости», величина которой равна максимально допустимой скорости проезда через данную неровность.

ИДН должна располагаться перпендикулярно к оси проезжей части дороги и исключать возможность её объезда автотранспортом. Длина полосы ИДН должна быть не менее ширины проезжей части. Допустимое отклонение не более 0,2 м с каждой стороны дороги.

Элементы ИДН изготавливают из высокопрочной резины, отходов резинового производства или других полимерных материалов, не содержащих вредных примесей. Элементы ИДН имеют шероховатую поверхность для обеспечения требуемого сцепления с шинами автотранспорта. Рисунок нижней части ИДН обеспечивает устойчивый водоотвод. Для лучшей видимости в темное время суток на поверхность ИДН наносится светоотражающий материал из желтого или белого цвета.

Устраиваемая на проезжей части дороги полоса ИДН из сборно-разборной конструкции состоит из двух краевых и ряда средних элементов. Количество средних элементов определяется делением длины полосы ИДН (за вычетом длины двух краевых) на длину среднего элемента. Средний элемент имеет следующие габариты 500 × 500 × 58 мм. Краевые элементы представляют собой монолитное изделие из резины полукруглой формы габаритами 500 × 250 × 58 мм.

Монолитные конструкции ИДН применяются только на улицах, ведущих на территорию, обозначенную дорожным знаком 5.38-5.39 «Жилая зона», «Конец жилой зоны», а также на парковых дорогах, проездах и внутри дворовых территориях.

Монолитные конструкции ИДН имеют поперечные профили волнообразной () и трапециевидной формы ().

Тип продольного профиля ИДН выбирается с учетом наличия около нее дождеприемных колодцев с верхней стороны дороги на спуске и в зависимости от направления поперечного стока воды на проезжей части.

Размеры искусственной неровности монолитной конструкции выбираются в зависимости от требуемого значения максимально допускаемой скорости движения автотранспортных средств и типа поперечного профиля ().

Монолитные ИДН устраивают из плотного мелкозернистого или песчаного асфальтобетона, свойства которого должны соответствовать требованиям ГОСТ 9128-97 .

Коэффициент сцепления поверхности ИДН монолитной конструкции должен быть не ниже коэффициента сцепления покрытия автомобильной дороги и соответствовать требованиям ГОСТ Р 50597-93 .

Рис. 1.

Рис. 2.

Волнообразные и трапециевидные монолитные профили ИДН

Таблица 1

Размеры ИДН монолитной конструкции

Максимально допустимая скорость движения, указываемая на знаке, км/ч

Волнообразный профиль

Трапециевидный профиль

Длина ( L ), м

Максимальная высота гребня (Н), м

Радиус криволинейной поверхности ( R ), м

Длина горизонтальной площадки (Lr ), м

Длина наклонного участка (L H ), м

Максимальная высота гребня (Н),м

3,0-3,5

0,07

11,0-15,0

2,0-2,5

1,0-1,15

0,07

4,0-4,5

0,07

20,0-25,0

3,0-5,0

1,0-1,4

0,07

6,25-6,75

0,07

48,0-57,0

3,0-5,0

1,75-2,25

0,07

«Лежачими полицейскими» в простонародье называют искусственную неровность, предназначенную для вынужденного снижения скорости в зонах риска: около детсадов, школьных учреждений, около пешеходных переходов, там, где поток людей довольно значителен и т.д.

Некоторым участникам дорожного движения «лежачие полицейские» не по нраву — они доставляют лишь дискомфорт, а некоторым, наоборот, их не хватает на каких-то участках дорог, например, из-за того, что невозможно пересечь дорогу. В нашей сегодняшней статье речь пойдёт о том, законна ли установка «лежачих полицейских» и как правильно это делать?

Законная установка

В первую очередь необходимо отметить, что законом запрещена самостоятельная установка «лежачих полицейских» на дорогах общего пользования, к которым относятся и дворы «многоквартирников». Единственное, что можно сделать при возникновении такого желания — это обращение в государственные органы с подобным предложением, при этом, желательно, указать причину данной необходимости.

Сделать это достаточно просто. Всего существует два способа – это обращение в администрацию того района, где Вы проживаете или подача заявления в интернет — приёмной на официальном сайте ГИБДД. В подаваемом прошении обязательно нужно указать вескую причину для того, чтобы установили «лежачий полицейский» в каком-то конкретном месте дороги.

Если Вы решили обратиться напрямую в районное отделение ГИБДД или администрацию, то лучше предварительно собрать подписи собственников всех квартир Вашего дома, кратко и убедительно изложив доводы в пользу необходимости установки.

Законный демонтаж «лежачего полицейского»

Любые самовольные действия по демонтажу «лежачих полицейских» запрещены законом. В случае, когда необходимость в нём отпала, например, школьное учреждение, около которого и была создана искусственная неровность, было расформировано, то Ваш путь лежит опять же в администрацию Вашего района либо отделение ГИБДД.

Отличие Вашего заявления будет лишь в том, что теперь Вы будете ходатайствовать о демонтаже «лежачего полицейского». Ну, и, конечно, также как и в предыдущем случае, Вам необходимо привести веские доводы в пользу того, что нахождение «лежачего полицейского» в том или ином месте неприемлемо.

Установка по ГОСТУ

На 2017 год правила установки регламентированы соответствующим ГОСТом за номером Р. 52605-2006, где прописаны все параметры «лежачих полицейских» и правила их установки.

«Лежачие полицейские» бывают двух видов – трапециевидные и волнообразные, а все их размеры (высота, длина и т.д.) отрегулированы ГОСТом. К примеру, при установленном знаке ограничения скорости, имеющим значение «20», высота гребня «лежачего полицейского» волнообразного типа будет не выше 0.07 метров, а длина – от трёх до трёх с половиной метров.

Спасибо за подписку!

Давайте рассмотрим наиболее важные моменты, касающиеся установки «лежачего полицейского»:

  • «Лежачий полицейский» обязательно должен сопровождаться соответствующим дорожным знаком, а также разметкой, которые предупредят автомобилистов о приближении к препятствию;
  • Оборудование водостока при установке;
  • Размер неровности должен быть не меньше ширины дороги. Разрешённое отклонение составляет до двадцати сантиметров с каждой из сторон;
  • Устанавливать «лежачий полицейский» можно лишь на дорогах, имеющих твёрдое покрытие и хорошо освещённых.

Запрещена установка на мостах, трассах федерального значения, остановках и в том случае, когда количество полос более четырёх (исключение составляют те дороги, которые проходят в населённом пункте, где численность населения составляет более одной тысячи человек).

В ситуации, когда было нарушено одно из правил установки либо при превышении рекомендуемого значения параметров «лежачего полицейского» Вам необходимо подать жалобу в ГИБДД.

Своевольная установка либо демонтаж

В данном случае нарушение приравнивается к установке либо сносу дорожного знака, о чём говорится в п. 1.5 Правил дорожного движения. За такие действия, как установка, демонтаж «лежачего полицейского» предусмотрено административное наказание в виде штрафа, размер которого может быть различным (регламентировано ст. 12.33 Кодекса об административных правонарушениях). Для обычного гражданина сумма штрафа варьируется в пределах от 5 000 до 10 000 рублей, юр. лицу может быть выписан штраф на сумму до 300 000 рублей, а должностному лицу – до 25 000 рублей.