2 тождественны ли понятия мышление и интеллект. Понятие и структура интелекта
Мышление или познание имеет много форм: грезы, разрешение проблем и поиск причин. Мышление – процесс психической обработки информации. В сущности мышление – это внутренне представление (психическое выражение, моделирование) проблемы или ситуации. Для этого используются основные составляющее мышления: образы, понятия, язык и символы. Образ – психическое представление, заключенное в картину; Понятия – генерализованная идея, представляющая класс связанных объектов или событий, объединенных словом; Язык – слова или символы и правила их комбинирования, которые используются для мышления и коммуникации.
Комплексное мышление включает все три составляющие, но оно также включает и многие другие составляющие: внимание, узнавание, память, принятие решений, интуицию, знания, воображение, волю и т.д.
Мышление - высший психический процесс отражения в сознании общих свойств предметов и явлений, способствующий порождению нового знания на основе субъективного отражения и делающий возможным преобразование человеком действительности.
Образы связаны с мышлением посредством воображения – психического процесса создания новых образов на основе ранее воспринятых. 97% людей продуцируют в своем сознании визуальные образы и 92% - слуховые образы. Свыше 50% могут вообразить движение, прикосновение, запах, боль. Когда мы говорим об образах, то обычно представляем себе психические «картины», но образы могут включать и другие чувства. Некоторые люди обладают редкой формой воображения – синестезией – для них образы переходят грань нормальных сенсорных барьеров (ощущать вспышки, слушая музыку.) Большинство людей применяют образы, когда думают, вспоминают решают проблемы. Кроме воссоздания в сознании человека происходит и непосредственное создание образов. Люди с хорошим воображением показывают как правило высокие креативные способности. В каком-то смысле мы думаем не только головой, а всем телом. Кинестетические представления – возникают на основе вспоминаемых или воображаемых мышечных ощущений, такие образы помогают нам обдумать наши действия (в какую сторону открывается кран.) Кинестетические образы особенно важны в музыке спорте, боевых искусствах. Если вы захотите продемонстрировать связь между мышлением и мышечной активностью попросите друга рассказать о спортивном соревновании.
Мощным инструментом мышления являются понятия – они позволяют нам думать абстрактно и не обращать внимание на отвлекающие детали. Формирование понятий - это процесс классификации информации и преобразования ее в категории. В основном формирование понятий базируется на столкновении с позитивными и негативными примерами. Становясь взрослыми люди часто усваивают понятия благодаря концептуальным правилам – принципам, позволяющим определить, принадлежат ли предметы и события к данному классу понятий. Однако примеры не теряют своей актуальности.
Чаще всего мышление происходит при помощи языка, потому что он позволяет кодировать (переводить) явления в символы, с которыми уже легче манипулировать.
Можно сказать, что мышление – это психологическое представление и манипулирование информацией с целью решения различных задач. Выделяют несколько способов разрешения задач: механические решения и интуитивные решения.
Механические решения – можно получить методом проб и ошибок при помощи механического запоминания (комбинация цифр в замке). К ним также относятся решения при помощи понимания – более глубокое осознание проблемы (понять головоломку) и эвристика – метод случайного поиска, который может быть полезен, если количество альтернатив невелико.
Интуитивные решения или инсайт – он обычно основывается на перестановке отдельных составляющих задачи. Когда мы видим проблему в новом свете, то решение кажется очевидным. Интересно, что интуитивное решение приходит или быстро или вы скорее всего допустите ошибку.
Один из самых важный барьеров для разрешения проблем – это фиксация, тенденция цепляться за неверные решения или быть слепым к альтернативе. Обычно это происходит когда мы накладываем на наше мышление ненужные ограничения. Проиллюстрируем задачей: Как посадить четыре маленьких дерева, так, чтобы каждое из них находилось на одинаковом расстоянии друг от друга. Несмотря на то, что решение этой задачи мы с вами видим каждый день, входя в институт – это тетраэдр, происходит вынужденная фиксация решений в плоскости, где верное решение найти невозможно.
Одной из характеристик мышления можно считать интеллект – общая способность мыслить рационально, действовать целенаправленно и эффективно справляться с окружающей средой. Как многие другие важные понятия психологии интеллект нельзя наблюдать непосредственно, те не менее мы наверняка знаем, что он существует. Под интеллектом понимают познавательные возможности человека, они позволяют комплексно оценить память, запас знаний (эрудицию), лексику, способность манипулировать знаниями для решения практических задач и способность к дальнейшему обогащению запаса знаний. Интеллект – это собирательная функция, подразумевающая запас знаний в смежных областях, умение предвидеть последствия своих поступков и перестраиваться в процессе меняющейся ситуации. Интеллект оценивается с учетом воспитания, образования и жизненного опыта, он может быть средним, ниже среднего (когда неудачи субъекта легко предсказуемы) и выше среднего, обнаруживается у примерно 3% населения (что не дает возможности уверенно предсказать удачи жизненного пути, т.к. это лишь потенциальная возможность успешности, которой субъект может и не воспользоваться). То, что вы делаете гораздо важнее того, что вы могли бы сделать. Разумеется, не все богато одаренные интеллектом люди вносят вклад в науку, искусство или социальную практику (ведь этот потенциал мог достаться банальному лентяю), но, как правило, люди с интеллектом выше среднего более настойчивы и обладают сильной мотивацией к познанию и преобразованию мира.
Людей с интеллектом ниже среднего называют умственно отсталыми в российской педагогической традиции и детьми с отсроченным успехом в американской. Умственная отсталость – возникает по разным причинам: генетическим, родовые травмы, нарушения обмена веществ, крайняя бедность и в некоторых случаях вообще нельзя найти никакой причины. Важно осознавать, что социальная адаптация в большинстве случаев может помочь сгладить этот разрыв, именно с этим и связан фактор отсроченного, но возможного успеха.
Чтобы отличить более способных людей или способных но ленивых от отстающих в 1904 американские психологи создали тесты, определяющие интеллектуальный уровень. Основная идея тестов на IQ заключается в том, что интеллектуально способный человек не слишком сильно пострадавший от обучения может ответить на определенные вопросы, причем у спектра вопросов есть возрастная привязка. Обобщив опыт социального становления, были выделены блоки вопросов, на которые в состоянии ответить человек со средним интеллектом в определенном возрасте. Таким образом, определяется интеллектуальный возраст – возрастная группа, на вопросы которой респондент уверенно отвечает, если разделить умственный возраст на хронологический и умножить на 100% - получим показатель IQ. Становится ясно, что позиция среднего интеллекта отвечает за соответствие хронологического возраста умственному, высокого интеллекта – говорит о преобладании умственного возраста над хронологическим, низкого – об обратной ситуации.
К вышесказанному можно добавить, что мышление может быть индуктивным (от конкретных фактов к общим признакам), дедуктивным (от общих принципов к конкретным ситуациям), логическим (от данной информации к новым умозаключения на основании очевидных правил) или алогическим (интуитивным или иррациональным), а также креативным. Креативное мышление включает различные стили мышления в разных комбинациях добавляя к ним такие особенности как спонтанность, гибкость и оригинальность. О креативном или творческом мышлении можно говорить в том случае если мыслительный процесс приводит к созданию новых идей и неожиданных ответов на поставленные вопросы, которые одновременно являются практичными и разумными.
В поиске новых, оригинальных решений огромное значение имеет постановка задачи. Когда мы подходим к разрешению проблемы только с одной стороны, то есть подразумеваем один правильный ответ – это приводит к конвергентному мышлению. Дивергентное мышление действует наоборот: способствует нахождению множество возможных ответов, вырабатывающихся на основе тех же исходных данных, а затем выбирает наиболее подходящие и практичные.
Формами мышления, своеобразными ступенями получения нового знания являются понятие, суждение и умозаключение. Понятие – это обобщенное представление о группе объектов или явлений. Понятие может быть эмпирическим, теоретическим, конкретным, абстрактным, житейским и т.д. Человек может саамы вырабатывать понятия, а может заимствовать их из социального опыта. Суждение позволяет установить истинную или ложную связь между явлениями. Умозаключение способность на основании нескольких суждений сделать определенные выводы. Становлению законченных мыслительных форм способствуют мыслительные операции: анализ, синтез, абстрагирование, конкретизация, сравнение, обобщение. Мыслительные операции позволяют работать со сложными объектами, часто мыслительные операции представляют в виде неразрывно существующих пар, так например анализ не способен решать задачи без применения синтеза. Анализ позволяет разбить сложный объект на части и рассмотреть отдельно, однако умозаключения будут некорректными, если не вернуть части в единое целое, что обеспечивается при применении синтеза. Абстрагирование позволяет справиться с системой связанных объектов, отвлекаясь от существования связей и рассматривая объект изолированно. Однако только конкретизация способна вернуть объект в систему и обеспечить точность модели. Сравнение ставит целью выявление общих черт и отличий у ряда предметов, а обобщение дает возможность провести классификацию их на основании выделенных черт.
ПСИХОЛОГИЯ
УЧЕБНОЕ ПОСОБИЕ
МЫШЛЕНИЕ И ИНТЕЛЛЕКТ
Мышление и интеллект
Мышление и интеллект - близкие сроки. Мы говорим «умный человек», обозначая этим индивидуальные особенности интеллекта. Мы можем также сказать, что ум ребенка с возрастом развивается. Таким образом означуємо проблематику развития интеллекта.
Термина «мышление» мы можем назвать как аналог в нашей повседневной речи слово «обдумывание» или (менее нормативно, но, возможно, точнее) «думание». Слово «ум» выражает свойство, способность. Обдумывание - это процесс. Решая задачу, мы думаем, а не «обдумываем» - здесь сфера психологии мышления, а не интеллекта. Следовательно, оба термина выражают различные аспекты одного и того же явления. Интеллектуальный человек - это та, которая способна к осуществлению процессов мышления. Интеллект - способность к мышлению. Мышление - процесс, в котором реализуется интеллект.
ИНТЕЛЛЕКТ - это определенная степень способности человека решать задачи и проблемы соответствующей сложности.
С этих позиций можно вести речь об уровне развития интеллекта. Он, по логике, может быть низким, средним и высоким (или начальным, низким, средним, довольно высоким и высоким).
Мышление и интеллект издавна считают самыми важными и отличительными чертами человека. Недаром для определения вида современного человека используют термин «homo sapiens» - человек разумный. Тот же, кто потерял разум, кажется нам искалеченным в самой человеческой сути.
Возникает еще один, на наш взгляд, важный вопрос: одинаково ли проявляется интеллект в различных аспектах жизнедеятельности? Как свидетельствуют исследования - нет. Личность может значительно отличаться интеллектом в какой-то области, например, в науке (физике) и быть совершенно беспомощной в жизненных ситуациях. Это наблюдалось во время перехода от социалистической к рыночной экономике после распада Советского Союза. Кроме этого, она может успешно решать сложные проблемы в отрасли, например механики, и быть совершенно неспособной управлять научным коллективом или принимать элементарные решения в области финансов. Поэтому целесообразно говорить об интеллекте научный, профессиональный, жизненный, семейный, общий, управленческий, политический, социальный и т.д.
Французский исследователь Ж. Пиаже пользуется понятием «интеллект», а не «мышление». Когда же он говорит о «психологии мышления», то имеет в виду лишь определенную трактовку мышления, главным образом то, которое представлено в трудах представителей Вюрцбургской школы, к которой он относился критически. Давая определение интеллекта, Пиаже рассматривает такие его трактовка, как «психическая адаптация к новым условиям» (Е. Клапаред, В. Штерн), как «акт внезапного понимания» (К. Бюлер, В. Келер).
Сам Же. Пиаже определяет интеллект как «прогрессирующую возвратность мобильных психических структур», считает, что «интеллект является состоянием равновесия, к которому тяготеют все последовательно расположенные адаптации сенсомоторного и когнитивного порядка, так же как и все асимілятивні и акомодуючі взаимодействия организма со средой».
Теория Же. Пиаже содержит два основных компонента: выводы о функциях интеллекта и выводы о стадии развития интеллекта.
В наиболее общем виде интеллект понимается как дальнейшее развитие некоторых фундаментальных биологических характеристик, неотделимых от жизни. Выделены такие характеристики интеллекта: организация и приспособление (адаптация). Адаптация, в свою очередь, содержит в себе два взаимосвязанных процессах, названных ассимиляцией и аккомодацией.
Организация и адаптация - это основные функции интеллекта, или функциональные инварианты. Инвариантные характеристики автор рассматривает как свойства биологического функционирования в целом. Организованность интеллектуальной деятельности означает, что в каждой интеллектуальной активности субъекта можно вычленить нечто целое и нечто такое, что входит в это целое как элемент с их связями. Содержание термина «ассимиляция» сводится к подчеркиванию воспроизведения субъектом во время его познавательной активности некоторых характеристик познаваемого объекта.
Аккомодация - это процесс приспособления самого субъекта, который познает, до разнообразных требований, выдвинутых объективным миром. Происходит не только воспроизведение индивидом отдельных и целостных характеристик познаваемого объекта, но и сам субъект изменяется в процессе познавательной активности. Тот познавательный опыт, который отдельный человек накапливает до определенного периода, Же. Пиаже называет познавательной структурой.
Одна из особенностей функционирования человеческого интеллекта состоит в том, что не любое содержание, получаемый из внешнего мира, можно усвоить (ассимилировать), а лишь то, что хотя бы приблизительно соответствует внутренним структурам индивида. В описании функционирования интеллекта Пиаже использует термин «схема». Схема - это познавательная структура, относящаяся к классу сходных действий, имеющих определенную последовательность, которая представляет собой прочное взаимосвязанное целое, в котором составляющие его акты поведения тесно взаимодействуют между собой. В понятии «схема» находит дальнейшую конкретизацию идея Же. Пиаже о организованную природу интеллекта. До основных понятий в теории Же. Пиаже принадлежит «равновесие». Речь идет о равновесие между ассимиляцией и аккомодацией. Два типа функционирования интеллекта образуют состояние сбалансированного и не сбалансированного равновесного состояния.
Учение о стадиях развития интеллекта, которым посвящено большинство исследований, содержит в себе выделение четырех стадий такого развития: а) сенсомоторное интеллект (от о до 2 лет); б) доопераціональне мышления (от 2 до 7-8 лет); в) период конкретных операций (от 7-8 до и-12 лет); г) период формальных операций.
Развитие интеллекта начинается с овладения языком. Один из первых проявлений интеллектуальной активности ребенка заключается в прослеживании будущих результатов движения (как элементарные формы передвижения). Становление элементарных целенаправленных двигательных актов - это становление генетически исходных форм интеллекта. Основной признак конкретных операций (например, классификация) - привязанность к предметам. Формальные операции будто оторваны от предметов.
Развитый интеллект автор рассматривает как систему операций. Операция - это внутреннее действие, которая произошла в результате предметных действий. В отличие от последних, операция является сокращенной действием, она происходит не с реальными предметами, а с образами, символами, знаками, организованных в определенную систему, в которой операции уравновешиваются благодаря свойству обратимости (речь идет о наличии симметричной и противоположной ей операции, что, основываясь на результатах первой, восстанавливает первоначальную ситуацию или исходное положение).
Развитие детского мышления исследователь понимает как изменение описанных выше стадий. Последовательность стадий выражает внутреннюю закономерность развития. Стадии «привязаны» к определенному возрасту, хотя и неоднозначно. Обучение может ускорять или замедлять процессы развития.
Концепция Же. Пиаже - это одна из наиболее разработанных и влиятельных концепций. Привлекательными аспектами этой концепции является генетический подход при решении обще-психологических проблем, выделение конкретных стадий развития, тщательная разработка «клинического» метода исследований, подчеркивание того, что интеллектуальная деятельность не просто воспроизводит особенности некоторых внешних предметов, но и характеризуется изменением самого субъекта, который познает. Это определяет следующие возможности познания новых объектов, стремление связать интеллект с более широким классом процессов жизнедеятельности.
В то же время нельзя не отметить ограниченности этой концепции.
Контрольные вопросы:
Раскройте сущность мышления.
В чем проявляются умственные действия человека?
Какие операции мышления Вы знаете? Охарактеризуйте их.
Какие формы мышления использует человек?
В чем проявляется суждения?
В чем проявляется соображения?
В чем проявляется умозаключение?
В чем проявляется понятие?
Что представляет собой наглядно-действенное мышление?
Что представляет собой наглядно-образное мышление?
Что представляет собой словесно-логическое мышление?
В чем проявляется понимание?
Каким образом происходит решение простых задач?
Каким образом происходит решение сложных задач?
Когда решение задач переходит в творческий процесс?
Литература:
Брушлинский А. В. Мышление и прогнозирование (Логико-психологический анализ), - М.: Мысль, 1979.
Брушлинский А. В. Субъект: мышление, учение, воображение: Избр. психол. тр. - Москва; Воронеж: МОДЭК, 1996,
Бурлаков Ю.А. Механизмы речи и мышления. - М.: Изд-во Моск. ун-та, 1995.
Варій М. И. Общая психология: Учеб. пособие Для студ. психол. и педагог.
специальностей. - Львов: Край, 2005.
ВеккерЛ. М. Психические процессы: В 3 т. - Т. 1. -П.: Изд-во Ленинг. ун-та, 1974. Вертгеймер М. Продуктивное мышление / Пер. с англ. - М.: Прогресс, 1987. Завалишина Д. Н. Психологический анализ оперативного мышления: Экспериментально - теоретическое исследование. - М.: ЦЕНТР, 1997.
Калмыкова С. Ы. Продуктивное мышление как основа обучаемости. - М.: Педагогика, 1984. Милордова Н. Г. Мышление в дискуссиях и решении задач. - М.: Изд-во Ассоц. строит, вузов, 1997.
Поддьяков Н. Н. Мышление дошкольника. - М.: Педагогика, 1977.
Поспелов Н. Н., Поспелов И. Н. Формирование мыслительных операций у
старшеклассников. - М.: Педагогика, 1989.
Психология XXI века: Учебник для вузов / Под ред. В. Н. Дружинина. - М.: ПЕР СЭ, 2003.
Психология: Учебник / под ред. Ю.Л. Трофимова. - 3-е изд. - К.: Лыбидь, 2001.
Тихомиров O. K. Психология мышления. - М.: Изд-во Моск. ун-та, 1984.
Якиманская И. С. Развитие пространственного мышления школьников. - М.: Педагогика, 1980.
Ум, разум, здравый смысл, интеллект, креативность, мышление, сообразительность – очень часто простые смертные и ученые-психологи вкладывают в эти понятия разный смысл. Исследователи же работают прежде всего с интеллектом человека.
Определение интеллекта как способности учиться и размышлять было сформулировано еще в первой половине XX столетия известным русским психологом Львом Выготским. Он предложил перестать рассматривать человеческий интеллект в виде какой-то «фиксированной величины», которую можно измерить в лабораторных условиях. Согласно Выготскому, наилучшим показателем интеллекта является то, как люди усваивают новое, а не уровень знаний, который они накопили к определенному моменту времени. Такой подход не удивляет, поскольку Выготский работал в послереволюционные годы и ему приходилось иметь дело с людьми, исходный культурный уровень которых был невысок.
Существует так же много принципов, позволяющих определить, на чем основывается интеллект, и способов выявления его составляющих, как и определений самого понятия «интеллект». Британские психологи Сирил Бёрт и К.Е. Спиерман выдвигают на первый план два основных принципа, утверждая, что интеллект, во-первых, является единичным измеряемым объектом, а во-вторых, он врожденный и неизменный.
Психолог из Чикагского университета Л.Л. Тёрстон не согласен с ними, заявляя, что существует семь первичных умственных способностей:
понимание речи,
речевые способности,
способность к исчислению,
восприятие пространства,
ассоциативная память,
скорость восприятия,
логическое мышление.
Другой психолог, Джой П. Гилфорд, выявляет не менее 120 типов умственных способностей. А Стивен Дж. Гулд, современный специалист из Гарварда и выдающийся исследователь, вообще полагает, что интеллект не может быть адекватно измерен. Сам факт, что количество умственных способностей колеблется между семью у Тёрстона и 120 у Гилфорда, показывает, что наличие какого-то конкретного круга базовых свойств ума вообще является предметом воображения.
Одна из современных точек зрения на интеллект такова: интеллект не является единой унитарной конструкцией. Скорее, он состоит из отдельных компонентов. Стернберг (Sternberg) предположил, что их три. Свою гипотезу он назвал трехкомпонентной теорией интеллекта: Согласно этой идее, интеллект включает в себя: а) метакомпоненты, которые используются нами для планирования, оценки и наблюдения за тем, как мы думаем; б) компоненты усвоения знания, которые заключают в себе способность обработать информацию, хранящуюся в нашей памяти или приходящую к нам извне; в) исполняющие компоненты, представляющие собой навыки мышления, которыми мы пользуемся, читая эту книгу. Все эти компоненты можно изучить, развить и улучшить. Три данных компонента определяют то, в какой степени человек способен справляться с новой для него задачей.
Интеллект остается неопределенным. Уже в 1990-х годах Джон Б. Кэрролл предложил список из более чем 70 различных способностей, которые могут быть определены с помощью тестов на IQ.
Если вообще существует некий взгляд, присущий большинству, можно принять в этом качестве мнение 52 ведущих психологов, опубликованное в Wall Street Journal в декабре 1994 г. Их коллективный текст гласил следующее :
Интеллект существует как наиболее общая умственная способность, включающая способности к логическому мышлению, планированию, решению проблем, абстрактному мышлению, восприятию сложных идей, быстрому обучению и обучению на основе опыта.
Интеллект может быть измерен в частности с помощью теста на IQ. Невербальные тесты должны использоваться в тех случаях, когда конкретные навыки не связаны с языком.
Тесты на IQ не являются культурно обусловленными.
IQ, более чем другие системы измерений, связан со сферами образования, экономического положения, вида деятельности и социальной средой, но тем не менее тесты на IQ представляют важную шкалу измерений.
Наследственность играет в формировании интеллекта роль более существенную, чем окружение, но и среда оказывает сильное влияние.
Личности не рождаются с неизменным уровнем развития интеллекта (показателем IQ), но он частично стабилизируется в период детства, а впоследствии меняется незначительно.
Здесь уместно отметить несостоятельность последних заключений. Ведь если определяющую роль в формировании интеллекта играет наследственность, то, как можно объяснить «комплекс Маугли» – ребенок, в раннем возрасте попавший «на воспитание» к зверям, не обладает интеллектом человека и практически не способен к развитию интеллекта. Приведем некоторые определения интеллекта .
Врожденное или унаследованное качество, в отличие от способностей, приобретенных с помощью индивидуального опыта.
Британская энциклопедия
Врожденное качество, в отличие от способностей, приобретенных в процессе обучения.
Герберт Спенсер
Общие врожденные познавательные способности.
Сирил Бёрт
… способность, действовать целесообразно, думать рационально и действовать эффективно в отношении окружающей Среды.
Д. Векслер
Интеллект – это способность решать проблемы незапрограммированным (творческим) образом.
Стивен Дж. Гулд
… способность к абстрактному мышлению.
Л. М. Терман
Свидетельство первоклассного интеллекта – способность удержать в сознании две противоположные идеи одновременно и при этом сохранять способность действовать.
Ф. Скотт Фитцджеральд
… способность найти адекватный способ реагирования на ситуацию, связанную с окружающей средой.
Роберт Франклин
Интеллект – это способность приобретать необходимые знания для решения новых проблем; уровень интеллекта измеряется скоростью, с которой агент решает проблемы.
Дональд Штернер
Большинство людей связывают развитый интеллект с объёмом специальных знаний и умением анализировать и решать творческие задачи. Поэтому можно дать следующие определения:
Интеллект – это объём знаний, которыми владеет человек, и его способность к творческому мышлению.
Творческое мышление – это процесс преобразования вновь поступающей и имеющейся у субъекта информации, который приводит к получению неизвестного ранее результата.
Процесс преобразования информации – это решение задачи.
Если этот результат не был известен только самому субъекту, то задача чаще всего не являлась следствием какого-то противоречия. Творческая задача всегда возникает в результате необходимости устранить возникшее или обострившееся противоречие.
Приведенные определения имеют два достоинства. Во-первых, они не противоречат всему спектру мнений об интеллекте и, во-вторых, что для нас очень важно, из этих определений понятно, что именно следует улучшить, если хочешь стать умнее. Тем не менее, следует отметить, что интеллект и мышление зависят также от работы всех психических систем, включая подсознательные механизмы.
Необходимо дать краткое пояснение, почему мы постоянно обращаемся к творческому мышлению, почему для реализации творческого процесса недостаточно следовать формальной логике.
В философской литературе издавна имелись разные понимания того, в чем состоит значение формальной логики для науки и какова ценность ее предписаний для процесса человеческого познания. Наряду с энтузиазмом, который высказывали в этом вопросе сами логики, существовала и противоположная точка зрения, с классической определенностью высказанная еще Джоном Локком, утверждавшим, что "правильное рассуждение покоится не на предикаментах и предикабилиях, а на чем-то другом и заключается вовсе не в том, чтобы говорить по модусам и фигурам" . Философ предостерегал молодых людей, чтобы они не тратили много времени на чисто логические исследования.
«Это все равно, — писал он, — как если бы человек, который намерен сделаться живописцем, тратил все свое время на изучение ниток различных тканей, на которых он собирается рисовать, и на пересчитывание волосков каждой кисти или щеточки, которыми он намерен пользоваться для накладывания своих красок» . Локк отрицал за логическими понятиями статус реального и существенного знания, которое связывал лишь с содержательными истинами, и видел в занятиях логикой совершенно неправильное употребление разума «на профессиональном пути к знанию».
Согласно прежней методологической парадигме в точной науке, которой признаются в первую очередь математика и физика, сами методы исследования также должны быть точными, то есть подчиненными жестким правилам формального вывода и осуществляемыми по непреложным образцам логики.
Дело, однако, оборачивается не совсем так. Чем более гладко, логически безупречно проходит рассуждение, тем меньше шансов добыть на этом пути по-настоящему крупный результат. Ибо логика способна обслуживать ход мышления лишь в пределах заданного, уже разведанного, может только подтвердить (или, наоборот, опровергнуть) открытие, но не привести к нему. Поэтому при встрече с принципиально новым явлением опираться на логические правила с целью объяснить его бесполезно. Более того, как замечает известный советский физик, академик П. Капица, «острое логическое мышление, которое свойственно математикам, при построении новых основ скорее мешает, поскольку оно сковывает воображение» .
П. Капица считал, что острое логическое мышление порой мешает ученому, поскольку окончательная ясность может закрыть выходы к новым проблемам и нестандартным поворотам ищущей мысли. Известный советский физик, академик Л. Мандельштам заметил: «Если бы науку с самого начала развивали такие строгие и тонкие умы, какими обладают некоторые современные математики, которых я очень уважаю, точность не позволила бы двигаться вперед» .
Выходит, что там, где исследователь делает крутой поворот от устоявшихся положений, точность в размышлениях не помощник. Наоборот, здесь лучше сбиться с проезжей колеи, пойти по бездорожью, поплутать. Фактически своим наиболее значительным подъемам по ступеням прогресса наука как раз обязана отступничеству от четких норм всемогущей научной парадигмы, от дисциплинарного логического мышления, которое не в силах одарить оригинальной идеей.
Отец диалектического метода (диалектической логики) Гегель писал: «Сравнение образцов, до которых поднялись дух практического и религиозного миров и научный дух во всякого рода реальном и идеальном сознании, с образом, который носит логика (его сознание о своей чистой сущности), являет столь огромное различие, что даже при самом поверхностном рассмотрении не может не бросаться тотчас в глаза, что это последнее сознание совершенно не соответствует тем взлетам и не достойно их» (цит. по ).
Итак, наличные логические теории не соответствуют действительной практике мышления. Следовательно, мышление о мышлении (т.е. логика) отстало от мышления обо всем прочем, от мышления, которое реализуется как наука о внешнем мире, как сознание, зафиксированное в виде знания и вещей, созданных силою знания, в виде всего организма цивилизации. Выступая как мышление о мире, мышление достигло таких успехов, что рядом с ним мышление о мышлении оказывается чем-то совершенно несоизмеримым, убогим, ущербным и бедным. Если принять на веру, что человеческое мышление и в самом деле руководилось и руководится теми правилами, законами и основоположениями, совокупность которых составляет традиционную логику, то все успехи науки и практики становятся попросту необъяснимыми.
Касаясь вопроса возникновения антиномий, Гегель полагал: противоречие должно быть не только выявлено, но и разрешено. Для того чтобы мышление могло его разрешить, оно предварительно должно остро и четко его зафиксировать именно как антиномию, как логическое противоречие, как действительное, а не мнимое противоречие в определениях.
А вот этому-то традиционная логика не только не учит, но и прямо мешает научиться. Поэтому она делает мышление, доверившееся ее рецептам, слепым и несамокритичным, приучая его упорствовать на догмах, на абстрактных "непротиворечивых" тезисах. Так что Гегель с полным правом определяет прежнюю формальную логику как логику догматизма, как логику конструирования догматически непротиворечивых внутри себя систем определений .
Можно утверждать, что для плодотворной творческой деятельности не обязательно специально изучать формальную логику. Достаточно владеть ею на том уровне, который принято называть здравым смыслом. Каким же должно быть мышление человека? Оно должно быть творческим.
Разговор о творческом мышлении невозможно вести без уточнения самих понятий «творчество» и «мышление». Здесь также не наблюдается единодушия, и разные авторы в своих работах обязательно дают свое видение этой категории. «Творчество – создание новых культурных и материальных ценностей» . «Деятельность людей, создающих качественно новые материальные и духовные ценности» . Автор об
ширного труда по творческому мышлению, содержащему анализ 548 научных работ, определяет творчество через творческие способности человека. «Творчество» (креативность) – это трудное для определения слово. Мы говорим: «это творчество», если человек сделал нечто такое, что можно назвать необычным, но в то же время значимым и полезным. Таким образом, творчество определяется через последствие процесса, а ни как сам процесс" .
Выделим общие компоненты, характерные в определении творчества, как в приведенных выше монографиях, так и в специальных словарях . Во-первых, понятие "творчество" связывается непосредственно с человеком, однако при этом полностью игнорируется творческое начало Природы. Во-вторых, к творчеству относят только создание новых необычных, значимых ценностей. Следовательно, всю остальную деятельность человека нельзя отнести к творческой, что категорически неверно. Ведь пик творческой деятельности для каждого человека приходится на детский возраст, когда (летучая фраза) ребенок открывает для себя мир. Следовательно, в определении творческого акта нужно учитывать его принадлежность к субъекту творчества. И, в-третьих, творчество нельзя изолировать от мышления. Ведь любая творческая деятельность начинается с мыслительного процесса.
Следовательно, мышление и творчество составляют две фазы одного целого. Еще Гегель рассматривал всю историю человечества как процесс "внешнего обнаружения" силы мысли, как процесс реализации идей, понятий, представлений, планов, замыслов и целей человека, как процесс опредмечивания логики, т.е. тех схем, которым подчиняется целенаправленная деятельность людей.
В гегелевское понимание мышления, таким образом, с необходимостью включается также и процесс “опредмечивания мышления”, т.е. его чувственно-предметной, практической реализации через действие, в чувственно-природном материале, в мире чувственно созерцаемых вещей. Практика — процесс чувственно-предметной деятельности, изменяющей вещи в согласии с понятием, с планами, вызревшими в лоне субъективного мышления, – здесь начинает рассматриваться как столь же важная ступень развития мышления и познания, как и субъективно-психический акт рассуждения по правилам, выражающийся в виде речи.
Гегель тем самым прямо вводит практику в логику, делая колоссальный шаг вперед в понимании мышления и науки о нем.
Поскольку мышление внешне выражает себя не только в виде речи, но и в реальных действиях, в поступках людей, постольку о мышлении гораздо вернее можно судить "по плодам его", чем по тем представлениям, которые оно само о себе создает. Поэтому мышление, реализующее себя в реальных действиях людей, и оказывается подлинным критерием правильности тех субъективно-психических актов, которые внешне выражают себя только в словах, в речах и книгах .
Мышление отождествляется с размышлением, с рефлексией, т.е. с психической деятельностью, в ходе которой человек отдает себе полный отчет в том, что и как он делает, осознает все те схемы и правила, по которым он действует.
На нынешнем уровне наших знаний о мыслительном процессе появилось информационное определение мышления. Так, английский кибернетик У. Росс Эшби рассматривает мышление как процесс обработки информации по некоторой программе, предполагающей отбор, по крайней мере, на порядок выше случайного.
Разумеется, нельзя отождествлять человеческое мышление лишь с процессом обработки информации: оно ведь имеет и биологический, и социальный аспекты. Но познавательная сторона мышления заключается в активном извлечении информации из внешнего мира и ее обработке. Когда говорят, что мышление есть обработка информа
ции, то не столько определяют мышление, сколько указывают на одно из его свойств .
Известно, что творческая личность обладает целым рядом незаурядных качеств, к которым можно отнести следующие: установка на творчество, преданность науке, страсть к познанию неизведанного, чувство удивления, чувство новизны, творческое воображение, любознательность, целеустремленность, оригинальность, независимость, склонность к риску, гибкость, критичность и дивергентность мышления, трезвый скептицизм, чувствительность к проблемам, открытость к новому опыту, объективность суждений, способность к сотрудничеству в современном научном коллективе, стремление к интеллектуальному успеху, жажда признания, способность генерировать идеи, способность долго удерживать внимание на определенном объекте, склонность к игре, чувствительность к юмору, готовность памяти, смелость ума и духа, скромность, наблюдательность, трудолюбие, способность к эвристическим процессам, настойчивость, выдержка, способность доводить начатое дело до конца, вера в свое высокое предназначение . Но главное, конечно, особый тип мышления, который называют обычно творческим. По поводу того, как формируется и развивается творческое мышление, до сих пор нет единого мнения, как нет его в определении таких категорий, как «творчество», «мышление», «система», «информация» и даже «природа». Поэтому разговор о творчестве уместно вести в рамках основных дефиниций, приведенных в словаре.
Познавательные процессы: мышление, речь
4. Соотношение понятий «мышление» и «интеллект»
Мышление и интеллект - близкие понятия. Мы говорим «умный человек», обозначая этим индивидуальные особенности интеллекта. Мы можем также сказать, что ум ребенка с возрастом развивается. Таким образом выделяется проблематика развития интеллекта. Термин «мышление» соответствует в нашей обиходной речи слову «обдумывание» или (менее нормативно, но, возможно, точнее) «думание». Слово «ум» выражает свойство, способность. Обдумывание - это процесс. Решая задачи, мы думаем, а не «обдумываем» - это сфера психологии мышления, а не интеллекта. Итак, оба условия выражают разные аспекты того же явления. Интеллектуальный человек - тот, который способен к осуществлению процессов мышления. Интеллект - способность к мышлению. Мышление - процесс, в котором реализуется интеллект. ИНТЕЛЛЕКТ - это определенная степень способности человека решать задачи и проблемы соответствующей сложности. С этих позиций можно говорить об уровне развития интеллекта. Он, по логике, может быть низким, средним и высоким (или начальным, низким, средним, достаточно высоким и высоким). Мышление и интеллект издавна считают важнейшими и характерными чертами человека. Недаром для определения вида современного человека используется термин «homo sapiens» - человек разумный. Тот же, кто потерял разум, кажется нам искалеченным в самой человеческой сути. Возникает еще один, на наш взгляд, важный вопрос: одинаково ли проявляется интеллект в различных аспектах жизнедеятельности? Как показывают исследования - нет. Личность может значительно отличаться интеллектом в разных отраслях, например, науке (физике) и быть совершенно беспомощной в жизненных ситуациях. Это наблюдалось при переходе от социалистической к рыночной экономике после распада Советского Союза. Кроме этого, она может успешно решать сложные проблемы в области, например механики, и быть совершенно неспособной руководить научным коллективом или принимать элементарные решения в области финансов. Поэтому целесообразно говорить об интеллекте научном, профессиональном, жизненном, семейном, общем управленческом, политическом, социальном и т.п.
Влияние социального интеллекта на развитие смысложизненных ориентаций в юношеском возрасте
Детско-родительские отношения: психоаналитический взгляд на проблемы
В науке различают понятия "тревога" и "тревожность". Понятие "тревога" было введено в психологию З. Фрейдом и в настоящее время рассматривается многими учеными (О.А. Черникова, О. Кондаш, Ф. Перлз и др.), как разновидность страха...
Индивидуальность и личность
Приступая к изучению индивидуальности и личности, прежде необходимо дать психологическую характеристику человека как индивида, собственно личности и индивидуальности. Понятия «индивид», «индивидуальность»...
Развитие ребенка, человека как личности, происходит в общем контексте его жизни (С.Л. Рубинштейн). Б.Г. Ананьев определяет жизненный путь человека как историю «формирования и развития личности в определенном обществе...
Основные психологические проблемы традиционного обучения
Воспитание - это социальное, целенаправленное создание условий (материальных, духовных, организационных) для усвоения новым поколением общественно-исторического опыта с целью подготовки его к общественной жизни и производительному труду...
Особенности внутриличностных конфликтов в процессе профессионального самоопределения у школьников
Существует два подхода к определению понятия «профессиональное самоопределение». Одна группа авторов считает, что профессиональное самоопределение созвучно с выбором профессии, другие...
Познавательные процессы: мышление, речь
Мышление и интеллект - близкие понятия. Мы говорим «умный человек», обозначая этим индивидуальные особенности интеллекта. Мы можем также сказать, что ум ребенка с возрастом развивается...
Понятие личности и ее структура
Человек как живое, чувственное и мыслящее существо знаменует высшее достижение эволюции жизни на нашей планете. Развивая силу своего ума и характера, способность к построению наиболее целесообразных программ индивидуального поведения...
Психические познавательные процессы личности, особенности их проявления в деловых отношениях в правоохранительной деятельности
Мышление и интеллект - близкие термины. Их родство становится еще яснее при переводе на слова из обыденного русского языка. В этом случае интеллекту будет соответствовать слово «ум». Мы говорим «умный человек»...
Психологические аспекты лидерства и руководства в группе
Понятие «лидер» связано с понятием «управление» и «руководства». Лидерство определяется, во-первых, как ведущее положение отдельного лица социальной группы, класса, партии, государства...
Системный кризис в психологии
Независимо от того, какой школы или направления придерживается философ, необходимо что бы он различал три уровня понятия «человек», «личность», «индивидуальность»: 1) человек вообще как олицетворение человеческого рода в целом...
Соотношение понятий "пол" и "гендер"
Сравнение психики животных и человека
животное человек познавательный ощущение Не менее важные различия обнаруживаются в мышлении человека и животных...
Фототерапия как инструмент коррекции самооценки
Исследования самосознания ведутся давно и в разных направлениях : изучение самосознания в общетеоретическом и методологическом аспектах (Б.Г. Ананьев, Л.С. Выготский, С.Л. Рубинштейн, Л.И. Божович и др.)...
Наличие у высших животных элементов разума в настоящее время не вызывает сомнения ни у кого из ученых. Интеллектуальное поведение представляет собой вершину психического развития животных. Вместе с тем, как отмечает Л.В. Крушинский, оно является не чем-то из ряда вон выходящим, а лишь одним из проявлений сложных форм поведения с их врожденными и благоприобретенными аспектами. Интеллектуальное поведение не только теснейшим образом связано с различными формами инстинктивного поведения и научения, но и само складывается из индивидуально изменчивых компонентов поведения. Оно дает наибольший приспособительный эффект и способствует выживанию особей и продолжению рода при резких, быстро протекающих изменениях в среде обитания. В то же время интеллект даже самых высших животных находится, несомненно, на более низкой ступени развития, чем интеллект человека, поэтому более корректным будет называть его элементарным мышлением, или зачатками мышления. Биологическое изучение данной проблемы прошло длинный путь, к ней неизменно возвращались все крупнейшие ученые. Об истории изучения элементарного мышления животных уже говорилось в первых разделах настоящего пособия, поэтому в данной главе мы лишь постараемся систематизировать результаты его экспериментального изучения.
Определение мышления и интеллекта человека
Прежде чем говорить об элементарном мышлении животных, необходимо уточнить, как психологи определяют мышление и интеллект человека. В настоящее время в психологии существует несколько определений этих сложнейших явлений, однако, поскольку данная проблема выходит за рамки нашего учебного курса, мы ограничимся самыми общими сведениями.
Согласно точке зрения А.Р. Лурия, "акт мышления возникает только тогда, когда у субъекта существует соответствующий мотив, делающий задачу актуальной, а решение ее необходимым, и когда субъект оказывается в ситуации, относительно выхода из которой у него нет готового решения - привычного (т.е. приобретенного в процессе обучения) или врожденного".
Мышление представляет собой самую сложную форму психической деятельности человека, вершину ее эволюционного развития. Очень важным аппаратом мышления человека, существенно усложняющим его структуру, является речь, которая позволяет кодировать информацию с помощью абстрактных символов.
Термин "интеллект" используется как в широком, так и в узком смысле. В широком смысле интеллект - это совокупность всех познавательных функций индивида, от ощущения и восприятия до мышления и воображения, в более узком смысле интеллект - это собственно мышление.
В процессе познания человеком действительности психологи отмечают три основные функции интеллекта:
Способность к обучению;
Оперирование символами;
Способность к активному овладению закономерностями окружающей среды.
Психологи выделяют следующие формы мышления человека:
● наглядно-действенное, базирующееся на непосредственном восприятии предметов в процессе действий с ними;
● образное, опирающееся на представления и образы;
● индуктивное, опирающееся на логический вывод "от частного к общему" (построение аналогий);
● дедуктивное, опирающееся на логический вывод "от общего к частному" или "от частного к частному", сделанный в соответствии с правилами логики;
● абстрактно-логическое, или вербальное, мышление, представляющее собой наиболее сложную форму.
Вербальное мышление человека неразрывно связано с речью. Именно благодаря речи, т.е. второй сигнальной системе, мышление человека становится обобщенным и опосредованным.
Принято считать, что процесс мышления осуществляется с помощью следующих мыслительных операций - анализа, синтеза, сравнения, обобщения и абстрагирования. Результатом процесса мышления у человека являются понятия, суждения и умозаключения.
Мышление человека и рассудочная деятельность животных
Как утверждают ведущие российские психологи, критериями наличия у животных зачатков мышления могут быть следующие признаки:
"экстренное появление ответа в отсутствии готового решения" (Лурия);
"познавательное выделение объективных условий, существенных для действия" (Рубинштейн);
"обобщенный, опосредованный характер отражения действительности; отыскание и открытие существенно нового" (Брушлинский);
"наличие и выполнение промежуточных целей" (Леонтьев).
Мышление человека имеет целый ряд синонимов, как то: "разум", "интеллект", "рассудок" и т.п. Однако при употреблении этих терминов для описания мышления животных необходимо иметь в виду, что, как бы сложно ни было их поведение, речь может идти лишь об элементах и зачатках соответствующих мыслительных функций человека.
Наиболее корректным является предложенный Л.В. Крушинским термин рассудочная деятельность. Он позволяет избежать отождествления мыслительных процессов у животных и человека. Наиболее характерное свойство рассудочной деятельности животных - их способность улавливать простейшие эмпирические законы, связывающие предметы и явления окружающей среды, и возможность оперировать этими законами при построении программ поведения в новых ситуациях.
Рассудочная деятельность отличается от любых форм обучения. Эта форма адаптивного поведения может осуществляться при первой встрече организма с необычной ситуацией, создавшейся в среде его обитания. В том, что животное сразу, без специального обучения, может принять решение к адекватному выполнению поведенческого акта, и заключается уникальная особенность рассудочной деятельности как приспособительного механизма в многообразных, постоянно меняющихся условиях окружающей среды. Рассудочная деятельность позволяет рассматривать приспособительные функции организма не только в качестве саморегулирующихся, но и самоселекционирующихся систем. Под этим подразумевается способность организма производить адекватный выбор биологически наиболее адекватных форм поведения в новых ситуациях. По определению Л.В. Крушинского, рассудочная деятельность - это выполнение животным адаптивного поведенческого акта в экстренно сложившейся ситуации. Этот уникальный способ приспособления организма в среде возможен у животных с хорошо развитой нервной системой.