Как научить ребенка читать: правильные и быстрые способы. Обучение ребенка чтению
В России детям, поступающим в школу, обычно от шести до восьми лет. Учебная программа общеобразовательных учреждений предполагает возможность быстрого овладения первоклассниками чтением, письмом и счетом буквально с нуля. Но жизненные реалии свидетельствуют об обратном.
Быстро научить малыша всем базовым навыкам невозможно. Поэтому об их развитии родителям следует позаботиться заранее. Если не заниматься с ребенком дома до школы, то непосильная нагрузка, плохая успеваемость и нелестные сравнения с одноклассниками наверняка приведут его к психологической травме.
К школе ребенок должен быть знаком с чтением
Совет: начинать знакомить ребенка с буквами нужно за два года до школы, осваивать чтение – приблизительно за год.
Если малыш, как и предписывает отечественное законодательство, пойдет в первый класс в полных шесть с половиной лет, то приобретать навыки чтения слогов и слов нужно с пяти лет.
Навыки, которые должны быть сформированы у шести летнего ребенка
Степень готовности к чтению зависит от уровня интеллектуального развития, психической и эмоциональной зрелости дошкольника. Ведь конечная цель родителя – научить ребёнка не бездумно воспроизводить вслух написанное, а понимать смысл прочитанного. Поэтому прежде чем начинать обучение чтению, важно убедиться, что:
- малыш имеет достаточный словарный запас;
- его речь правильна и грамотна;
- у ребенка нет явных дефектов звуковоспроизведения.
Если словарный запас дошкольника мал, его речь изобилует ошибками или дефектами, приступать к чтению рано. Дома лучше работать над общим развитием малыша. Посредством выполнения логопедических упражнений его важно научить произносить звуки правильно.
Подготовку к школе надо начинать с 5-ти лет
Чтение требует длительного удержания внимания. Невозможно быстро научить читать или с поминутно отвлекающемся ребёнком. Навыки концентрации у непоседы можно развивать разными способами, в том числе – составлением картин из пазлов, разрисовыванием, играми с конструктором.
Важно научить ребенка водить в книге пальчиком или указкой. Если этого оказалось недостаточно, и малыш перепрыгивает со строки на строку или часто теряет место, где остановился, стоит вырезать окошко в белом листе и передвигать его на нужную область.
Для большинства детей чтение – тяжкий труд. Важно позаботится о позитивном восприятии этого процесса.
Знакомство с буквами надо начинать с 2-3 лет
С двух-трех лет ребёнка следует постепенно приучать к книгам. Стоит остановиться на экземплярах с яркими подробными картинками, которые можно рассматривать и описывать устно. В шесть–семь лет книжки с крупным шрифтом пригодятся для внеклассного чтения.
Заучивание букв
Существуют разные точки зрения относительно того, правильно ли заучивать все буквы алфавита прежде, чем приступать к чтению. Автор оригинальной методики обучения грамоте Н.С. Жукова предостерегает от таких действий. Разработанный ею букварь построен так, что ребенок учит буквы постепенно. По мере увеличения количества знакомых букв слоги становятся разнообразнее и сложнее, а затем превращаются в слова.
Магнитная Азбука Жуковой
Родителям, решившим следовать одной из авторских методик обучения чтению, следует придерживаться рекомендаций их разработчиков. А у тех, кто решил научить ребёнка читать по-старинке, особого выбора нет. Им предстоит сначала вызубрить алфавит, а уж потом приступать к чтению. Показывать буквы ребенку целесообразно уже с двух–трех лет.
Оригинальный способ заучивания букв
Важный момент: согласные буквы с ребенком заучивают так, как они читаются в слове, – без призвука «э». Правильно произносить «р», а не «рэ» или «эр». Если этому правилу не следовать, слог «ра» ребенок станет читать как «рэа» или «эра».
Заучиванию букв способствует их визуализация. Кубики с буквами, магнитная азбука, интерактивный плакат с алфавитом – пригодиться любой вспомогательный инвентарь. Для начала ребёнка нужно научить быстро искать нужную букву среди предложенных. Позже с ним можно выкладывать букву из палочек или спичек, лепить ее из пластилина и, наконец, писать ее. Тем, кто путает буквы, правильно будет предложить ощупывать их объемные изображения с закрытыми глазами. Тактильные ощущения помогают запоминанию.
Надо следить за правильным произношением звуков
Совет: при заучивании гласных важно обращать внимание ребенка на схему звуковоспроизведения. Например «А» – рот широко открыт, «у» – губы трубочкой, «э» – рот растянут в стороны.
Отдельные правила касательно заучивания букв
Важно поощрять ребенка вслушиваться в слова и искать в них нужные звуки. Если заучивается буква «о», можно назвать ребенку начинающиеся на нее слова: облако, олень, ослик. Чтобы проверить, насколько усвоен урок, вперемежку со словами на «о» правильно предлагать ребенку и слова, начинающиеся на другие буквы. Аналогичным способом ребёнка можно быстро научить находить нужную букву в конце и средине слова.
Важно знать: ребенку проще всего выделить в слове начальную гласную (особенно, если она ударная). Относительно просто указать на конечный согласный. При этом выделить начальный согласный и последний гласный малышу очень трудно.
Лепка букв помогает их быстрее запомнить
Полезно писать с ребенком буквы красками, фломастерами. Важно, чтобы в своем воображении при идентификации звука и буквы он не ограничивался определенным размером или цветом. Можно показывать разные шрифты в газетах, на таре и упаковке, на вывесках и т. п.
Совет: ребенка до 6 лет однозначно не стоит путать, предлагая ему к прочтению прописные буквы наряду с печатными.
Тем более, не стоит учить дошкольника писать прописью дома. Полученные в домашних условиях навыки могут не соответствовать представлениям учителя относительно наклона, слитного или раздельного написания, способа соединения и подобного.
Прочтение слогов
Важно, чтобы в восприятии ребёнка 5-6 лет единицей чтения стал именно слог, а не отдельная буква. Буквосочетание должно восприниматься дошкольником как единый графический элемент. Если не уделить этому вопросу достаточного внимания, навык прочтения слогов и слов по буквам может закрепиться у ребенка надолго. Это не даст ему читать слоги и воспринимать слова. Ребёнка, усвоившего неправильную методику чтения, в итоге все равно придется переучивать.
Стоит испробовать следующий способ обучения слиянию букв в один слог. Одну букву пишут в начале строки, другую – в конце. Между ними проводится соединительная стрелка. Ребенку предлагается медленно вести по ней пальчиком и все это время «тянуть» (протяжно произносить) первый звук. Второй звук достаточно произнести кратко. Пример: А?У произносятся как «ааау», Н?О как «ннно».
Слоги-проводилки помогают слитному произношению
В результате таких тренировок ребенок должен самостоятельно, водя пальчиком по соединительной линии, свободно читать слоги из двух букв. Слоги ребенку нужно предлагать в такой последовательности:
- состоящие из гласных (ао-, уа-);
- открытые, состоящие из одной согласной и одной гласной (на-, да-);
- закрытые, состоящие из одной гласной и одной согласной (ан-, ем-).
Многим детям сложно определить последовательность из букв в одном слоге. К примеру, «ам-» они могут читать как «ма-» или наоборот. Умение правильно сочетать буквы в двухбуквенном слоге нужно довести до автоматизма. Предлагать прочтение трех- и четырех буквенных слогов можно только дошкольникам, слитно и свободно читающим двухбуквенные слоги.
Чтение слогов не стоит рассматривать только как подготовку к прочтению слов. Прочтение слогов, особенно – сложных и непривычных (шпы, впу, смо, здры) тренирует навыки правильного звукопроизношения. В отличие от слов, абстрактные слоги ребенок ни с чем мысленно не связывает, поэтому прочтение слогов устраняет соблазн читать наугад.
Быстрому чтению помогают картинки
Совет: параллельно с чтением стоит научить ребенка 6 лет противопоставлять слоги с твердыми и мягкими согласными (ма-мя, ну-ню, ко-кё). Это поможет ребенку правильно писать их в школе.
Прочтение слов
Традиционно самыми простыми считаются слова, состоящие из двух повторяющихся двухбуквенных открытых слогов типа «мама» и «папа». Дети, ранее тренировавшиеся читать сложные слоги, без проблем осилят слова, состоящие из одного предложения (кот, рак, сон, хор, лук).
При прочтении слов у детей могут возникать проблемы с расстановкой ударения. Эта проблема не имеет универсального решения. Читая слово, ребенку придется его «узнавать». Обеспечить ему такую возможность можно только одним способом – расширяя его кругозор и словарный запас. Важно, чтобы родитель контролировал понимание его чадом смысла прочитанных слов.
Чтение слов по слогам - карточки
Совет: если при переходе от слогов к словам у ребёнка возникли проблемы, стоит упростить ему задачу и разделить слова на слоги черточками.
Пример: му-ха, лу-на, сло-ны, стру-на. Если подобных проблем у ребенка нет, можно сразу читать слова, написанне слитно.
Чтение предложений
Малыш 5-6 лет быстро осознает, что предложение – это законченная мысль. На этом этапе самое время познакомить ребёнка со знаками препинания («.», «!», «?»). По ним маленький читатель должен ориентироваться, где заканчивается предложение. Для начала стоит предложить ребенку предложения, состоящие из двух слов типа «Коля гуляет».
Переход к чтению предложений происходит проще всегоГлавная сложность при прочтении предложений состоит в том, чтобы помнить предыдущие слова при прочтении последующих. Лучший способ научить ребенка составлять предложение из трех слов заключается в следующем.
Читается первое слово. Ребенок должен его запомнить. Повторяя его по памяти, он читает второе слово и тоже его запоминает. Далее малыш по памяти повторяет первое и второе слово и читает третье. Так достигается составление и понимание предложения в целом.
Похожие материалы
Предварительный просмотр:
МУНИЦИПАЛЬНОЕ ДОШКОЛЬНОЕ ОБРАЗОВАТЕЛЬНОЕ УЧРЕЖДЕНИЕ
детский сад №19
«Программа обучения чтению дошкольников в игровой форме»
РАБОЧАЯ ПРОГРАММА
педагога дополнительного образования Казалиевой Д.Н.
«АБВГДейка».
Программа предназначена для детей от 4 до 7 лет.
Срок освоения программы – 3 года.
Санкт-Петербург 2015г
ПОЯСНИТЕЛЬНАЯ ЗАПИСКА.
ГЛАВА I. Содержание программы по обучению чтению
ГЛАВА II. Структура и основные направления реализации программы
ГЛАВА III. Календарно-тематическое планирование занятий по обучению чтению
ЗАКЛЮЧЕНИЕ
БИБЛИОГРАФИЯ
ПОЯСНИТЕЛЬНАЯ ЗАПИСКА
Чтение – сложный психофизиологический процесс. В его акте принимают участие различные анализаторные системы: зрительная, речеслуховая, речедвигательная.
Чтение начинается со зрительного восприятия, различия и узнавания букв. На этой основе происходит соотнесение букв с соответствующими звуками и осуществляется воспроизведение звукового образа слова - его прочитывание. Вследствие соотнесения звуковой формы слова с его значением осуществляется понимание читаемого.
Научиться читать не так-то просто. Знать алфавит и складывать буквы в слоги, а слоги в слова, это ещё не всё. Многие так и остаются на уровне складывания слов, не научившись видеть смысл в прочитанном. Обучение чтению, без сомнения, является одним из главных условий успешного развития личности. Ребёнок, который начал читать в дошкольном возрасте, безусловно, имеет преимущество перед своим не умеющим читать сверстником.
Если бы по какой-либо причине ребёнок должен был обладать только одним навыком, то таким навыком, без сомнения, должно было бы стать умение читать. Этот навык лежит в основе всех занятий, с которыми мы сталкиваемся в жизни.
Главная задача работы по обучению чтению дошкольников – сделать для ребенка слово, его звуковую оболочку не только ощутимой, но и привлекательной, интересной. Когда дети в игровом, звукоподражательном действии научились различать гласные и согласные звуки, твердые и мягкие согласные, ставится новая задача запомнить знак, которым записывается на письме данный звук. Для более легкого запоминания графических элементов - букв используются следующие приемы работы: конструирование из палочек, карандашей; лепка из пластилина; рисование на листе бумаги; штриховка; обводка образца буквы.
Обучение чтению предполагает научить детей читать на уровне индивидуальных возможностей каждого ребёнка. В то же время проводится и целенаправленная работа по обогащению, активизации речи, пополнению словарного запаса, совершенствованию звуковой культуры, уточнению значений слов и словосочетаний, развитию диалогической речи.
Овладение навыками чтения становится одним из основных, базисных моментов образования, так как является частью процесса речевого развития. Одновременно чтение выступает одним из важнейших способов получения информации. Оставляя процесс овладения навыками чтения на первые годы школьной жизни, взрослые ставят ребенка в сложную ситуацию: поток информации, необходимый для усвоения, резко возрастает со вступлением в школьную жизнь. Кроме того, возникает необходимость приспособления детей к новым внешним условиям школы, к изменению режимных моментов, адаптации в новом школьном коллективе. Если к этому добавляются трудности освоения навыков первоначального чтения, то увеличивается опасность, что какой-либо из компонентов новой школьной жизни не будет освоен. Таким образом, необходимость более раннего, чем в школьные годы, обучения детей чтению, продиктована потребностями общественного развития и формирования личности ребенка, обучения чтению и задач возрастного психического развития ребенка
Планирование данной рабочей программы составлено на основе «Программа обучения детей грамоте в игровой форме» И. А. Быкова с учетом возраста дошкольников, «Обучение грамоте детей 5-7 лет» М.Д. Маханева, «Обучение чтению грамоте детей 6-7 лет»О.М. Рыбникова, «Развитие фонематического слуха у детей 4-5 лет» Е.В. Колесникова, «Развитие звуко- буквенного анализа у детей 5-6 лет» Е.В. Колесникова, «Я начинаю читать» Е.В Колесникова, «Букварь» электронное пособие для предшкольной подготовки и начальной школы А.Ф. Малышевский. А также учитываются положения общеразвивающей программы МДОУ № 19
Целью данной Программы является построение системы обучения чтению дошкольников в возрасте с 4 до 7 лет, предусматривающей полное взаимодействие и преемственность действий специалистов дошкольного образовательного учреждения и родителей детей.
Для реализации поставленной цели определены следующие задачи программы:
· Овладение умением работать с полным составом звуков и букв русского языка.
· Обучение дошкольников аналитико-синтетическому слиянию слоговых сочетаний – чтению.
· Развитие мыслительных процессов (элементов анализа, синтеза, сравнения, обобщения, классификации), способности слышать и воспроизводить звуковой образ слова, правильно передавать его звучание.
· Применение полученных знаний, умений и навыков в познавательной деятельности.
· Воспитание культуры общения, которая способствует умению излагать свои мысли, чувства, переживания.
Процесс обучения чтению строится на общедидактических и специфических принципах:
1. принцип систематичности и последовательности: концентрическое усвоение программы; организация и последовательная подача материала («от легкого к трудному», «от простого к сложному обучения;
2. принцип наглядности: иллюстративное (наглядное) изображение изучаемых объектов и понятий способствует формированию более полных и четких образов и представлений в сознании дошкольников; использование интерактивной доски
3. принцип доступности и посильности: реализуется в делении изучаемого материала на этапы и в преподнесении его детям последовательными блоками и частями, соответственно возрастным особенностям и развитию речи;
4. онтогенетический принцип (учет возрастных особенностей обучаемых).
Программа предназначена для детей 4 – 7 лет.
Срок реализации данной программы рассчитан на три года обучения.
ГЛАВА I. СОДЕРЖАНИЕ ПРОГРАММЫ ПО ОБУЧЕНИЮ ЧТЕНИЮ
Известно, что одной из важных составляющих обучения чтению является хорошо развитый фонематический слух. В процессе освоения программы используются специальные игры, подготавливающие слуховое восприятие, внимание и память дошкольников к работе со звуками речи. Играя со сказочными персонажами, дети знакомится с гласными и согласными звуками, их правильной артикуляцией.
В структуру каждого занятия входят также различные игры, способствующие развитию у детей навыков фонематического анализа и синтеза.
Гласные и согласные звуки на занятиях соотносятся с образами соответствующих букв, при этом графический образ подкрепляется двустишием о букве, что способствует более быстрому запоминанию материала. Сказочный сюжет и необычные игровые ситуации подкрепляют интерес ребенка к изучению звуков и букв.
При составлении программы учитывались индивидуальные и возрастные особенности детей, их потенциальные возможности и способности.
Программа направлена не только на конечный результат - умение читать, но и на творческое развитие личностных качеств ребенка, его комфортное пребывание в мире, толерантное отношение к окружающим.
Программный материал систематизирован и изучается в определенной последовательности: от простого к сложному, от изучения звуков к овладению знаниями о буквах, слиянию слоговых элементов в слова.
Важным условием реализации программы является психолого-педагогическая поддержка обучающихся, создание на занятиях комфортной атмосферы для развития индивидуальных способностей детей.
Используемый на занятиях дидактический материал понятен и доступен ребенку, пробуждает положительные эмоции, служит адаптацией в новых для него условиях обучения.
Совершенствование навыков чтения, формирование языкового чутья происходит в играх различной сложности и направленности. С помощью игр со звуками и буквами поддерживается стойкий интерес к занятиям и желание узнавать новое.
ГЛАВА II. СТРУКТУРА И ОСНОВНЫЕ НАПРАВЛЕНИЯ РЕАЛИЗАЦИИ ПРОГРАММЫ
Структурная организация совместной деятельности по реализации программы
На протяжении всех занятий педагог знакомит дошкольников со сказочной историей, благодаря использованию которой дети в доступной форме изучают звуки и буквы русского языка. Каждая сказка про звук и букву может быть использована как самостоятельное занятие, так и как часть занятия. Можно разбить одну сказку на несколько частей. Длительность занятия варьируется в зависимости от возраста детей:15 минут для детей4-5лет, 25 минут 5- 6 лет, 30минут для детей 6 - 7 лет.
Каждое занятие начинается с вопроса, какой звук и буква были пройдены на прошлом занятии, актуализируются характеристики пройденного звука, стихотворение про букву.Заканчивается каждое занятие повторением: с каким звуком мы познакомились,повторение характеристики звука, стихотворения про букву.Работа со звуком и буквой, прежде чем приступить к изучению звуков и букв, проводятся подготовительные занятия - знакомство со Звоном и Буковкой: развитие речевого и фонематического слуха; активизация познавательных процессов.Затем начинается процесс ознакомления со звуками и обозначаемыми им графическими элементами – буквами.
Последовательность элементов занятия:
1. Чтение сказки, рассматривание иллюстраций.
2. Выполнение упражнений для губ или язычка,это элементы артикуляционной гимнастики. Если некоторые дошкольники еще не выговаривают какие-либо звуки или произносят их неправильно, данные упражнения помогут ребенку развить мышцы губ и языка, подготовить речевой аппарат к произношению отсутствующих звуков.
4. Затем дошкольников знакомятся с характеристикой звука: какой он – гласный или согласный, твердый или мягкий, звонкий или глухой. Необходимо опираться на тактильный, слуховой, зрительный и двигательный анализаторы при знакомстве с характеристиками звука.
5. Затем на занятиях вводятся и применяются игры с новым звуком: в каждой сказке представлена игра, развивающая речевой слух (фонематическое восприятие, анализ, синтез и представление). Используя эти игры на каждом занятии, педагог готовит речевой слух дошкольников к усвоению навыков чтения.
7. Используемые приемы закрепления образа буквы:
- «рисование» буквы пальчиком в воздухе, на столе;
Выкладывание печатной буквы из карандашей, счетных палочек, спичек, шнурков или других предметов;
Выполнение изображения буквы пальчиком на манке, другой мелкой крупе.
Построение буквы из крупных и мелких пуговиц, бусинок, фасоли, гороха, гречи на столе;
Игра «Волшебный мешочек»: педагог предлагает детям доставать буквы из мешочка и называть их.
Педагог пальчиком «пишет» букву на тыльной стороне ладони, а ребенок, называет эту букву. Затем ребенок отгадывает букву с закрытыми глазами.
8. В конце занятия дошкольники читают слоги с изучаемой буквой (слитно, не разделяя слог на отдельные звуки). Если дети уже хорошо справляются с этим заданием, можно постепенно переходить к чтению слов.
Взаимодействие с родителями в процессе обучения чтению.
Осуществление полноценного образовательного процесса обучения чтению невозможно без включения и активного участия родителей дошкольников.
Овладение навыками чтения особенно в дошкольном возрасте требует ежедневной актуализации и закрепления знаний о звуках и буквах, полученных на занятиях. Без поддержки и систематических упражнений в домашних условиях, без заинтересованности родителей дошкольников в успехе процесса обучения невозможно полноценное овладение навыками аналитико – синтетического слияния звуко – буквенных сочетаний.
На протяжении всей реализации содержания учебного материала программы родители являются неотъемлемыми участниками образовательного процесса: они ознакомлены с требованиями, целями и задачами обучения;
Консультации для родителей по организации домашних занятий с дошкольниками в процессе обучения чтению:
1.Играйте! Игра - естественное состояние дошкольника, наиболее активная форма познания мира, наиболее эффективная форма обучения. Обучение дошкольника должно проходить как бы между прочим, в игровой ситуации, в обстановке увлекательного дела.
2. Поддерживайте интерес к занятиям, используйте разнообразные игры и пособия.
3. Важна не длительность занятий, а их частота.
4. Будьте последовательными в обучении чтению.
5. Ваши указания и инструкции должны быть короткими, но емкими - ребенок дошкольного возраста не способен воспринимать длинные инструкции.
6. Приступайте к обучению чтению только в том случае, если устная речь ребенка достаточно развита. Если речь ребенка изобилует ошибками в согласовании слов, в слоговой структуре слов или дефектами звукопроизношения, следует в первую очередь обратиться к логопеду.
7. Овладение чтением требует от ребенка большого умственного и физического напряжения. Поэтому на каждом занятии обязательно сочетайте учебные упражнения с разминками (физминутка, пальчиковая гимнастика, подвижная игра).
8. Ребенок - это не уменьшенная копия взрослого. Ребенок имеет право не знать и не уметь! Будьте терпеливы!
9. Не сравнивайте успехи вашего ребенка с успехами других детей. Темп освоения навыка чтения индивидуален для каждого ребенка.
10. Для каждого ребенка существует свой оптимальный способ обучения чтению. Постарайтесь найти именно те приемы и методы работы, которые соответствуют его индивидуальным особенностям.
ГЛАВА III КАЛЕНДАРНО – ТЕМАТИЧЕСКОЕ ПЛАНИРОВАНИЕ ЗАНЯТИЙ ПО ОБУЧЕНИЮ ЧТЕНИЮ
Учебно-тематический план первого года обучения.
Сроки | Тема | Задачи | Количество часов |
Октябрь | Что такое азбука? Для чего она нужна? | Диагностика Развитие речевого и фонематического слуха дошкольников Совершенствование тонкой моторики пальцев рук дошкольников Формирование понятия «звук». Формирование понятия гласный звук.Закрепить знание о гласных звуках, познакомить с их характерными признаками.Научить выкладывать буквы из палочек. | |
Какие звуки мы знаем? | |||
«Знакомство: Звон» | |||
Встреча, Звона и Буковки | |||
Звук А | |||
Звук У | |||
Звук О | |||
Закрепление А, У, О | |||
Ноябрь | Звук Ы | Воспитывать внимание, интерес детей к занятию посредством включения в него игровых моментов. Формирование у детей стойких представлений о звуке. Развитие речевого и фонематического слуха дошкольников Подготовка к восприятию звуков русского языка; формирование мотивации к занятиям Совершенствование тонкой моторики пальцев рук дошкольников, закрепление правильной артикуляции изучаемых звуков Формирование понятия «звук». Формирование понятия гласный, согласный звук.Закрепить знание о гласных звуках. Формировать представление о том, что согласные звуки бывают твердые и мягкие. | |
Звук Э | |||
Звук И | |||
Закрепление Ы, Э, И, | |||
Звуки М - Мь | |||
Звуки Н - Нь | |||
Звуки Б - Бь | |||
Звуки П- Пь |
|||
Декабрь | Закрепление Б- Бь, П - Пь | Развивать фонематический слух. Развивать навык языкового анализа слов с новыми звуками.развивать зрительное и слуховое внимание.развивать общую и мелкую артикулляционную моторику. Воспитывать внимание детей к занятию посредством включения в него игровых и занимательных моментов. Развивать самоконтроль за речью детей. Закрепить знание о согласных звуках. | |
Звуки Д-Дь | |||
Звуки Т - Ть | |||
Закрепление Д-Дь, Т- Ть | |||
Звук Г | |||
Звук К | |||
Закрепление Г, К | |||
Звуки В - Вь | |||
Январь | Звуки Ф - Фь | Развитие фонематических представлений; закрепление правильной артикуляции изучаемых звуков Формирование понятия «звук». Формирование понятия гласный звук.Закрепить знание о согласных звуках, познакомить с их характерными признаками. Закрепить умение выкладывать буквы из палочек. Воспитывать внимание детей к занятию посредством включения в него игровых и занимательных моментов. | |
Закрепление В- Вь, Ф - Фь | |||
Звук Х | |||
Звуки Л - Ль | |||
Звуки С- Сь | |||
Звуки З - Зь | |||
Закрепление С – Сь, З- Зь | |||
Звук Ц | |||
Февраль | Закрепление гласные А, О, У, Ы, Э | Способствовать развитию слухового внимания.закреплять умение называть заданный звук четче, чем другие.закреплять умение называть первый звук в слове.развивать уммение отгадывать загадки, выделяя характерные признаки. Развивать внимание наглядно – образное и логическое мышление. Закрепить знание о согласных звуках. Познакомить с термином «слово», с многообразием слов. Развивать поэтический слух и художественное восприятие литературногог текста, побуждать подбирать слова, подходящие по смыслу.Закреплять навыки правильного произношения звуков в словах. Познакомить с простейшим моделированием – изображением слова в виде прямоугольника. Стимулировать зрительно- поисковую активность посредством рисования коротких, отрывистых линий. Формировать навык самоконтроля и самооценки. Деление слов на слоги, нахождение различий на двух похожих рисунках. | |
Закрепление согласные МЬ, ПЬ, БЬ, Н | |||
Закрепление согласные Г, К, С, Ц | |||
Знакомство с многообразием слов, моделированием, рисованием коротких отрывистых линий | |||
Знакомство с многообразием слов, моделированием, нахождение различий в двух похожих рисунках | |||
Сравнение слов по звучанию, знакомство с протяженностью слов (длинные и короткие) | |||
Знакомство с многообразием слов, звучанием звонко, громко, тихо | |||
Знакомство с многообразием слов | |||
Март | Знакомство с многообразием слов, игра «Подскажи словечко» | Продолжать знакомить с разнообразием слов(слова звучат по – разному и похоже), знакомить с протяженностью слов (короткие и длинные). Развивать поэтический слух и художественное восприятие литературногог текста, побуждать внимательно слушать стихотворение, подбирать слова не только близкие по звучани, но и подходящие по смыслу.Закреплять навыки правильного произношения звуков в словах. Развивать внимание и зрительную функции детей посредством нахождениянесоответствия в рисунке. Формировать интерес в речевой дяельности, самостоятельность, инициативу в решении позновательных задач. | |
Знакомство с многообразием слов, деление слов на слоги, рисование дорожек | |||
Звуки С – Сь, З-Зь, твердые и мягкие согласные, моделирование, нахождение различий в двух похожих рисунках | |||
Звук Ц, рисование огурцов | |||
Звук Ш, «Песенка ветра», рисоввание шариков | |||
Звук Ж, «Песенка жука» | |||
Звуки Ш – Ж, моделирование рисование дорожек | |||
Звук Щ, моделирование рисование щеток | |||
Апрель | Звук Ч, моделирование рисование предметов | Способствовать развитию слухового внимания.закреплять умение называть заданный звук четче, чем другие,закреплять умение называть первый звук в слове.Развивать внимание наглядно – образное и логическое мышление. Закрепить знание о согласных звуках,способствовать интанационному выделению твердых и мягких согласных звуков, продолжать знакомить с линейностью слов. Познакомить с термином «слово», с многообразием слов. Развивать поэтический слух и художественное восприятие литературногог текста, побуждать подбирать слова, подходящие по смыслу.Закреплять навыки правильного произношения звуков в словах. Стимулировать зрительно- поисковую активность посредством рисования коротких, отрывистых линий. Формировать интерес к речевой деятельностти, самостоятельности, инициативу в решении познавательных задач. Формировать навык самоконтроля и самооценки. | |
Звуки «Ч – Щ», моделирование нахождение различий | |||
Звуки «Р – Рь», закрашивание предметов | |||
Звуки «Л – Ль», моделирование, рисование неваляшки | |||
Звуки «М – Мь», рисование мишки | |||
Звуки «Б – Бь» моделирование, рисование бус | |||
Звуки « К – Кь», закрашивание предметов | |||
Учебно-тематический план второго года обучения.
Сроки | Тема | Задачи | Количество часов |
Октябрь | Развивать поэтический слух и художественное восприятие литературногог текста, побуждать подбирать слова, подходящие по смыслу. Диагностика.Закреплять навыки правильного произношения звуков в словах. Стимулировать зрительно- поисковую активность посредством рисования коротких, отрывистых линий. Формировать интерес к речевой деятельностти, самостоятельности, инициативу в решении познавательных задач. Формировать навык самоконтроля и самооценки. | ||
Диагностика. Повторениие гласных звуков. | |||
Диагностика. Повторение согласных звуков. | |||
Повторение. Характеристика твердых и мягких согласных звуков. | |||
Повторение.Сравнение слов по звучанию, протяженность слов (длинные и короткие) | |||
Повторение. Сравнение звучания слов(громко, тихо) | |||
Повторение. Деление слов на слоги | |||
Ноябрь | Звук и буква А | Способствовать развитию звуко-буквенного анализа. Формировать звуковую аналитико – синтетическую активность. Развивать фонематический слух. Познакомить с гласным звуком и его условным обозначением – красный квадрат.закрепить зание гласных звуков, их характерные признаки. Познакомить с понятием «буква», указать отличительные признаки понятий «звук» и «буква». Выработать умение определять место звука в словах. Выработать умение внимательно слушать текст, выделяя в нем слова в которых есть изучаемый звук.Научить выкладывать новую букву из палочек. | |
Звук и буква У | |||
Сочетание АУ,УА | |||
Закрепление пройденного материала | |||
Звук и буква О | |||
Звук и буква Ы | |||
Звук и буква Э | |||
Закрепление пройденного материала | |||
Декабрь | Звук и буква Л.Чтение слогов. | Деление слов на слоги, ударный слог и ударный гласный в слове. Чтение слогов, чтение знакомых слов в предложении, определение количества и последовательности слов в предложении, графич. изображение предложений. Фонетический разбор слов и их соотношение со схемой, чтение слогов и слов.Научить «рисовать» в воздухе букву.научить детей читать слоги с новой буквой. | |
Звук и буква М | |||
Звук и буква Н | |||
Звук и буква Р | |||
Звуковой анализ слов (дифференциация гласных и согласных звуков). | |||
Закрепление пройденного материала | |||
Знакомство с предложением: Мама мыла раму. | |||
Закрепление: гласные и согласные звуки и буквы. | |||
Январь | Буква Я. | Способствовать развитию звуко-буквенного анализа. Формировать звуковую аналитико – синтетическую активность. Развивать фонематический слух. буква в начале слова, соотношение первого звука в слове с буквой. Произношение согласных звуков, фонетический разбор, чтение слогов, слов, предложений. Место буквы в словах, сравнительное чтение слогов, произношение согласных звуков, Звуко-буквенный анализ. Закреплять понятие, что согласные звуки бывают твердые и мягкие, твердые обозначаются синим цветом, мягкие- зеленым. Научить выкладывать букву из палочек, природного материала, «рисовать» в воздухе. Развивать зрительное слуховое внимание, развивать общую, мелкую и артикулляционную моторику. Воспитывать внимание, интерес детей к занятиям, посредствам включения в него игровых и занимательных моментов. | |
Повторение пройденного материала. Согласные звуки и буквы М, Л, Н, Р, | |||
Закрепление: Звуко-буквенный анализ слов, фонетический разбор слова, чтение предложения. | |||
Буква Ю. Чтение слогов слов. Составление предложений | |||
Закрепление пройденного материала | |||
Буква Е.Чтение слогов слов. Составление предложений | |||
Буква Ё. Чтение слогов слов. | |||
Звук и буква И. Чтение слогов слов. Составление предложений. | |||
Февраль | Закрепление: твёрдые и мягкие согласные звуки; слова и слоги, чтение предложений | Способствовать развитию звуко-буквенного анализа. Формировать звуковую аналитико – синтетическую активность. Развивать фонематический слух. Фонетический разбор слов. Графическое изображение мягких и твёрдых согласных в слове, сравнительный анализ звуков (звонкий/глухой), чтение слогов. Чтение слов и фонетический разбор слов, соотнесение схем слов, составление слов из слогов. Научить «рисовать» в воздухе букву, научить детей читать слоги с новой буквой. Развивать зрительное слуховое внимание, развивать общую, мелкую и артикулляционную моторику. Воспитывать внимание, интерес детей к занятиям, посредствам включения в него игровых и занимательных моментов. Развивать самоконтроль за речью детей. | |
Звуки Г и Гь, К и Кь | |||
Буквы Г, К | |||
Звуки Д и Дь, Т и Ть | |||
Буквы Д, Т | |||
Звуки В и Вь, Ф и Фь, и буквы В и Ф. | |||
Звуки З и Зь, С и Сь, и буквы З, С | |||
Звуки Б и Бь, П и Пь, и буквы Б, П | |||
Март | Звуки Х и Хь, и буква Х | Способствовать развитию звуко-буквенного анализа. Формировать звуковую аналитико – синтетическую активность. Развивать фонематический слух. Работа с предложением чтение рассказа и поиск слов. . Научить выкладывать букву из палочек, природного материала, «рисовать» в воздухе. | |
Закрепление пройденного материала. | |||
Звуки и буквы Ж и Ш | |||
Звуки и буквы Ч и Щ | |||
Звук и буква Ц | |||
Звук и буква Й | |||
Мягкий знак Ь | |||
Твёрдый знак Ъ | |||
Апрель | Повторение пройденного материала. | Способствовать развитию звуко-буквенного анализа. Формировать звуковую аналитико – синтетическую активность. Развивать фонематический слух, деление слов на слоги. Слова: составление из букв, чтение. Предложение: составить по картинке. Научить «рисовать» в воздухе букву, развивать навык языкового анализа слов.Развивать зрительное слуховое внимание, развивать общую, мелкую и артикулляционную моторику. Воспитывать внимание, интерес детей к занятиям, посредствам включения в него игровых и занимательных моментов. Развивать самоконтроль за речью детей. | |
Закрепление пройденного материала. Гласные и согласные звуки и буквы | |||
Закрепление пройденного материала. Алфавит, чтение стихотворений | |||
Ребусы, загадки, чтение стих-й. | |||
Мониторинг. | |||
Мониторинг. | |||
Викторина |
Учебно-тематический план третьего года обучения.
Сроки | Тема | Задачи | Количество часов |
Отябрь | Новые встречи со старыми друзьями. Звон и буковка. Повторение. Деление слов на слоги. | Диагностика. Повторение пройденного материала. Способствовать развитию звуко-буквенного анализа. Формировать звуковую аналитико – синтетическую активность. Развивать фонематический слух, деление слов на слоги. Развивать зрительное слуховое внимание, развивать общую, мелкую и артикулляционную моторику. Воспитывать внимание, интерес детей к занятиям, посредствам включения в него игровых и занимательных моментов. Развивать самоконтроль за речью детей. | |
Диагностика. Повторениие гласных звуков. Ударные и безударные. | |||
Диагностика. Повторение согласных звуков. Характеристика твердых и мягких, звонких и глухих согласных звуков. | |||
Повторение. Количество звуков и букв. | |||
Чтение слогов и слов. | |||
Закрепление пройденного материала. | |||
Звук Н - Нь и буква Н | |||
Звук М - Мь и буква М | |||
Ноябрь | Звуки j и буква Й | Воспитывать внимание, интерес детей к занятиям, посредствам включения в него игровых и занимательных моментов. Развивать самоконтроль за речью детей. | |
Звуки j и буква Е | |||
Звуки j и буква Ё | |||
Закрепление пройденного материала | |||
Звуки j и буква Ю | |||
Звуки j и буква Я | |||
Закрепление пройденного материала | |||
Звук и буква Ц | |||
Декабрь | Звук и буква Ч | Развивать фонематические процессы. Развивать общую, мелкую и артикуляционную моторику. Развивать зрительное и слуховое внимание. Познакомить детей со звуком j. Закрепить понятие «гласный звук», «согласный звук». Познакомить с йодированными буквами, научить выкладывать их из палочек, природных материалов, «рисовать» в воздухе. Закрепить навык чтения слогов и слов с новой буквой. Воспитывать внимание, интерес детей к занятиям, посредствам включения в него игровых и занимательных моментов. Развивать самоконтроль за речью детей. | |
Звук и буква Щ | |||
Закрепление пройденного материала | |||
Звуки Л - Ль и букваЛ | |||
Звуки Р - Рь и буква Р | |||
Закрепление пройденного материала | |||
Итоговая игровая деятельность по всем пройденным звукам и буквам. | |||
Викторина | |||
Январь | Звуки и буквы. Закрепление. «Буквы рассыпались» | Формировать предпосылки учебной деятельности, формировать навыки самоконтроля и самооценки. Способствовать развитию фонематического восприятия. Способствовать развитию интереса и способностей к чтению. Расширять знания и представления об окружающем мире. Способствовать развитию внимания, памяти, мышления, речи. Дополнительная работа с букварем. Воспитывать внимание, интерес детей к занятиям, посредствам включения в него игровых и занимательных моментов. | |
Звуки и буквы. Закрепление. «Буквы потерялись» | |||
Слова и слоги. Закрепление. | |||
Предложение. | |||
Зима. | |||
Новый год. | |||
В мире книг. | |||
Домашние животные. | |||
Февраль | Дикие животные. | Формировать предпосылки учебной деятельности, формировать навыки самоконтроля и самооценки. Способствовать развитию фонематического восприятия. Способствовать развитию интереса и способностей к чтению. Расширять знания и представления об окружающем мире. Способствовать развитию внимания, памяти, мышления, речи. Дополнительная работа с букварем. Развивать самоконтроль за речью детей. | |
Сказки. | |||
Транспорт. | |||
Профессии. | |||
Природные явления. | |||
Лес. | |||
Насекомые | |||
Март | Весна. | Формировать предпосылки учебной деятельности, формировать навыки самоконтроля и самооценки. Способствовать развитию фонематического восприятия. Способствовать развитию интереса и способностей к чтению. Дополнительная работа с букварем. Воспитывать внимание, интерес детей к занятиям, посредствам включения в него игровых и занимательных моментов. Развивать самоконтроль за речью детей. | |
Птицы. | |||
Цветы. | |||
Овощи. | |||
Фрукты. | |||
Закрепление пройденного материала. | |||
«Скоро лето» | |||
Апрель | «Скоро в школу» | Формировать предпосылки учебной деятельности, формировать навыки самоконтроля и самооценки. Способствовать развитию фонематического восприятия. Способствовать развитию интереса и способностей к чтению. Расширять знания и представления об окружающем мире. Способствовать развитию внимания, памяти, мышления, речи. Дополнительная работа с букварем. Воспитывать внимание, интерес детей к занятиям. Развивать самоконтроль за речью детей. | |
«День города» | |||
Ребусы. | |||
Кроссворды. | |||
Закрепление пройденного материала. | |||
«Брейн- ринг» по закреплению всех пройденных звуков и букв. | |||
Диагностика. | |||
Диагностика. |
ЗАКЛЮЧЕНИЕ
Реализация программы «Обучение чтению дошкольников в игровой форме» способствует развитию у воспитанников дошкольных учреждений фонематического слуха и восприятия; формированию верных и точных артикуляционных укладов при произношении звуков речи; закреплению представлений о всех буквах алфавита; сознательному овладению навыками аналитического чтения.
Кроме осуществления основной задачи – обучения чтению дошкольников, занятия по данной программе способствуют активизации высших психических функции дошкольников: расширению объема внимания и восприятия; развитию памяти и логического мышления.
Список дополнительных игр для совместной деятельности.
1.Обучение грамотному вступлению в речевой контакт. Игра «Расскажи о себе».
2.Построение вопросов. Обращения. Игра «Отгадай предмет по его частям».
3.Что такое алфавит? Игра «Знакомство с буквами».
4.Учимся сообщать о впечатлениях. Импровизация «Рассказ по очереди».
5.Споем гласные буквы. Игра «Усложни предложение».
6.Рассказывание на тему из личного опыта» Как договориться о совместной игре?» Повторение гласных букв.
7.На какую букву начинается слово «Гласные буквы». Конкурс на внимание.
9. Игра «Услышь знакомую букву». Повторение гласных букв.
10.Учимся вежливому обращении с взрослыми, сверстниками.
11.Согласные буквы. Как они произносятся? Игра «Исключи гласные».
12.Какими звуками обозначаются буквы. Игра «Звук первый – звук последний».
13.Понятие звук, буква, слово. Задание «Назови звук».
14.Гласные и согласные звуки. Игра «Сравни слова».
15.Видовые обобщения и их признаки (это игрушки – ими играют).
16.Место звука в слове (первый, последний, в середине).
17.Интуитивное чтение. Игра «Накорми зверей».
18.Учимся грамоте по сказке «Гуси-лебеди».
19.Графичесий диктант с использованием кратковременной памяти.
20.Игра-задание «Найди слово с заданным звуком».
21.Трудные свистящие звуки.
22. Волшебство слияния букв в слоги.
23.Тренинг воображения «Какая бывает собака?».
24.Трудные шипящие звуки.
25.Игра «Угадай, кто мой друг?» Гласные, согласные звуки.
26.Обучение чтению по слогам. Игра-задание «Договори слово».
27.Упражнение «Тренинг звуковой памяти».
28.Звуковой анализ слова. Интуитивное чтение «Паспорт для животного».
29.Составление рассказа по серии сюжетных картинок.
30.Закрепление знаний о гласных и согласных звуках.
31.Тренировочные задания «Игра в рифмы».
32.Учимся звуковому анализу слова.
33.Грамоте учиться всегда пригодится!
БИБЛИОГРАФИЯ
1. Белоусова Л. Е. Ура, я научился! СПб.: «ДЕТСТВО-ПРЕСС», 2004
3. Голубина Т. Г. Чему научит клеточка... М.: «Мозаика-Синтез», 2001.
4. Колесникова Е. В. Развитие звукобуквенного анализа у детей 5-6 лет. М.: «Гном и Д», 2000.
5. Колесникова Е. В. Развитие звуковой культуры речи у детей 3-4 лет. М.: «Гном и Д». 2000.
6. Колесникова Е. В. Развитие фонематического слуха у дошкольников. М.: «Гном и Д», 2000.
7. Колесникова Е. В., Баренцева Н. С. Развитие фонематического слуха у дошкольников. М.: «Гном-Пресс», 1995.
8. Савичев В. Н. Азбука веселая в картинках и стихах. Ярославль: «Академия развития», 1997.
9. Садовникова И. Н. Нарушения письменной речи и их преодоление у младших школьников. М.: «Владеем, 1997.
10. Сказка о веселом язычке. М.: Издательский дом «Карапуз», 2002.
11. Ткаченко Т. А. Логопедическая тетрадь «Развитие фонематического восприятия и навыков звукового анализа». СПб.: «ДЕТСТВО-ПРЕСС», 1998.
12. Ткаченко Т. А. Специальные символы в подготовке детей 4-х лет к обучению грамоте. М.: «Гном и Д», 2000.
13.Жукова Н.С. Букварь. М.: «Эксмо», 2014
Любая мама дошкольника, даже если ему еще нет и года, уже приглядывается к различным методикам обучения чтению. Действительно, некоторые из них позволяют добиться результата в совсем юном возрасте. Чем хороши ранние методики, а так же какие в них есть минусы, читайте в нашей статье.
Звуковой (фонетический) метод
Это система обучения чтению, по которой учили нас в школе. Она базируется на алфавитном принципе. В основе ее - обучение произношению букв и звуков (фонетике), и когда ребенок накапливает достаточные знания, он переходит сначала к слогам, образующихся от слияния звуков, а потом к целым словам.
Плюсы метода
- Этот метод обычно используется для обучения чтению в школах, поэтому ребенку не придется "переучиваться".
- Родители очень хорошо понимают этот принцип обучения, так как сами так учились.
- Метод развивает фонематический слух ребенка, который позволяет слышать и выделять звуки в словах, что способствует их правильному произношению.
- Логопеды рекомендуют именно этот метод обучения чтению, поскольку он еще и помогает деткам избавляться от дефектов речи.
- Учить ребенка читать по звуковому методу можно в любом удобном месте, некоторые упражнения можно выполнять даже на улице. Малыш с удовольствием поиграет в словесные игры и дома, и на даче, и в поезде, и в долгой очереди в поликлинике.
- Это метод не подходит сторонникам раннего развития ребенка, которые хотят, чтобы малыш научился бегло читать раньше пяти - шести лет. Поскольку обучение чтению таким способом - довольно длительный процесс, требующий определенного уровня развития ребенка, начинать заниматься по этому методу слишком рано - просто бессмысленно.
- Обычно первое время ребенок не понимает прочитанного, поскольку все его усилия будут направлены на то, чтобы прочитать и разобрать отдельные слова. Пониманию прочитанного придется уделять отдельное внимание.
Метод обучения по кубикам Зайцева
Этот метод предполагает обучение чтению на основе складов. Склад - это пара из согласной и гласной, или из согласной и твердого или мягкого знака, или одной буквы. Обучение чтению по кубикам Зайцева проходит в виде веселой, подвижной и увлекательной игры в кубики.
Плюсы метода
- Ребенок в игровой форме сразу запоминает склад, сочетание букв. Он не запинается и быстро осваивает чтение и логику построения слов.
- На кубиках Зайцева есть лишь те сочетания букв, которые принципиально возможны в русском языке. Так, например, в его системе нет сочетаний или ЖЫ. Поэтому ребенок будет сразу и на всю жизнь застрахован от глупейших ошибок (например, никогда не напишет неправильно «жыраф» или «шына»).
- Кубики Зайцева позволяют обучать ребенка чтению хоть с годовалого возраста. Но даже пятилетним начинать не поздно. Система не привязана к определенному возрасту.
- Если ребенок не успевает за темпом современных школьных программ, система Зайцева может стать своеобразной «скорой помощью». Сам автор утверждает, что, например, четырехлетка начнет читать уже через несколько занятий.
- Занятия не занимают много времени, они проводятся как бы между делом.
- Кубики Зайцева воздействуют на многие органы чувств. Они развивают музыкальный слух, чувство ритма, музыкальную память, мелкую моторику рук, что само по себе сильнейшим образом влияет на развитие интеллекта. Благодаря разноцветным кубикам у детей развивается пространственное и цветовое восприятие
- Дети, выучившиеся читать «по Зайцеву», часто «проглатывают» окончания, не могут разобраться в составе слова (ведь они привыкли делить его исключительно на склады и никак иначе).
- Детей приходится переучивать уже в первом классе, когда начинают проходить фонематический разбор слова. Ребенок может допускать ошибки при звуковом разборе.
- На кубиках нет сочетания ЖЫ или ШЫ, но зато есть сочетания согласного с гласной Э (БЭ, ВЭ, ГЭ и т. д.). Значит, ребенок привыкает к этому сочетанию как к возможному в языке. Между тем, в русском языке почти нет слов, в которых буква Э пишется после согласного (кроме «сэр», «мэр», «пэр», «удэ», «пленэр»).
- Пособия Зайцева достаточно дорого стоят. Или же родители сами должны сделать кубики из кусочков дерева и картонных заготовок, а это целых 52 кубика. При этом они недолговечны, малыш легко может их помять или погрызть.
Обучение по карточкам Домана
Этот метод учит детей распознавать слова как целые единицы, не разбивая на составляющие. В этом методе не учат ни названий букв, ни звуков. Ребенку несколько раз в день показывается определенное количество карточек с четким проговариванием слов. В итоге ребенок воспринимает и прочитывает слово сразу, и учится читать очень быстро и рано.
Плюсы методики
- Возможность обучать чтению почти с рождения. Все обучение будет для него игрой, возможностью пообщаться с мамой, узнать что-то новое и интересное.
- У малыша будет развиваться феноменальная память. Он без труда будет запоминать и анализировать огромное количество информации.
- Трудоемкость процесса. Родителям придется напечатать огромное количество карточек со словами, а потом найти время, чтобы еще показывать их ребенку.
- Дети, обучавшиеся по этой методике, потом испытывают трудности со школьной программой. У них чаще возникают проблемы с грамотностью и разбором слова.
- Часто малыши, которые без проблем читали слова на домашних плакатах, не могли прочесть слово, если оно было написано по-другому.
Методика Марии Монтессори
По системе Монтессори малыши учатся сначала писать буквы с помощью вкладышей и контурных рамок и только затем изучают буквы. Дидактический материал состоит из букв, вырезанных из шероховатой бумаги и наклеенных на картонные таблички. Малыш называет звук (повторяет за взрослыми), а затем обводит контур буквы пальчиком. Далее дети учатся складывать слова, фразы, тексты.
Плюсы методики
- В системе Монтессори нет скучных упражнений и утомительных уроков. Все обучение – это игра. Занимательная, с яркими интересными игрушками. И малыш всему – и чтению, и письму, и бытовым навыкам – учится играя.
- Дети, учившиеся читать по методу Монтессори, очень быстро начинают читать гладко, без разделения слов на слоги.
- Ребенок сразу приучается читать самостоятельно и про себя.
- Упражнения и игры развивают аналитическое мышление, логику.
- Многие монтессори-материалы не только учат читать, но развивают мелкую моторику – важный элемент общего развития интеллекта (например, этому способствуют игры с шершавым алфавитом).
- Занятия трудновыполнимы в домашних условиях, так как требует колоссальных затрат времени для подготовки занятий и дорогостоящих материалов.
- Громоздкость материалов и пособий: вам придется купить или сделать самим массу рамочек, карточек, книжечек и прочих элементов обучающей среды.
- Методика рассчитана на занятия в группе детского сада, а не дома.
- Мама в этой системе играет роль наблюдателя, а не учителя.
Методика Ольги Соболевой
Этот метод построен на "двуполушарной" работе головного мозга. Изучая новую букву, ребенок познает ее через узнаваемый образ или персонажа. Главная цель метода – не столько научить читать, сколько научить любить читать. Все занятия построены в форме игры, поэтому обучение чтению проходит незаметно и увлекательно. В методике есть 3 потока информации: для визуалов, аудиалов и кинестетиков. Механическое запоминание сведено к минимуму, так как применяется ассоциативная методика запоминания.
Плюсы методики
- В результате такого способа чтения у детей уменьшается количество ошибок, а речь становится более свободной и красочной, расширяется словарный запас, активизируется интерес к творчеству, исчезает страх перед необходимостью письменного изложения мысли.
- Правила, законы, упражнения выполняются, словно шутя и непроизвольно. Ребёнок учится концентрироваться и расслабляться, так как это полезно для усвоения новой информации.
- Методика очень хорошо развивает воображение, фантазию, учит логически мыслить, развивает память и внимание.
- Можно начинать учить почти с рождения.
- Подходит для детей с различными каналами восприятия информации.
Нет привычной системы, для родителей, которым нужно, чтобы все было четко и последовательно. Больше подходит для “творческих” детей.
Дидактические игры и упражнения по обучению чтению.
Дидактические игры и упражнения по обучению чтению детей дошкольного возраста с использованием информационных технологий.
Назначение работы: дидактические игры предназначены для детей старших и подготовительных групп детского сада, педагогов дополнительного образования, родителей.
Цель:
Создать у детей мотивацию к учению в школе.
Задачи:
1.Развивать познавательную активность.
2.Закрепить знание букв и звуков.
3.Активизировать словарь
4.Воспитывать стремление достичь положительного результата.
Описание работы:
Современные информационные технологии позволяют сделать обучение чтению доступным и интерактивным. Ребенок не только видит яркие запоминающиеся образы, но и может активно взаимодействовать с обучающей программой. Данные игры направлены на создание у ребенка мотивации к учению в школе.
В упражнениях - играх с буквами дети повторяют и закрепляют свое знание букв и звуков, запоминают написание печатных букв - их образ. Использование данных игр предполагает развитие у детей 5-7 лет логического мышления, памяти, воображения, творческих способностей, любознательности.
Упражнения и игры по обучению чтению и запоминанию букв, строятся с учетом возрастных особенностей и имеют разный уровень сложности. Некоторые дети не могут с первого раза выполнить все задания. Задание, вызвавшее затруднение, можно пропустить и вернуться к нему позднее. Так же, данные игры позволяют определить то, что вызывает трудности у ребенка и индивидуально для него подобрать соответствующие материалы и упражнения. Ведь в дошкольном возрасте уровень развития ребенка часто зависит от того, кто, как и сколько занимается с ним.
В упражнениях - играх с буквами и слогами несколько типов заданий. В заданиях используются хорошо известные ребенку слова, состоящие из 2-3 слогов. Слоги состоят из двух букв, гласной и согласной. Как правило, у ребенка не возникает затруднений с выполнением подобных заданий.
Задания можно дополнять на усмотрение педагога.
Игра 1.
Вставь пропущенную букву и прочитай слова.
Игра 2.
Соедини слоги так, чтобы получилось слово, изображенное на картинке.
Игра 3.
Соедини стрелочками слоги и назови то, что получилось, одним словом.
Игра4.
Составь слова из букв.
Игра 5.
Составь из букв название двух цветков.
Обучение чтению — увлекательный процесс. Освоение этого важного умения в возрасте 5-6 лет значительно облегчит усвоение уроков в школе, да и адаптивный период сделает более легким.
Однако, чтение – это и весьма сложный шаг. Прэтому важна психологическая готовность ребенка к обучению. Ведь нам нужно не только научить его читать, но и привить любовь к чтению и литературе. Как научить ребенка читать? Главное, желание родителей и готовность малыша! И все получится!
Признаки готовности ребенка к обучающему процессу
Конечно, можно начать заниматься и с трехлеткой, стараясь вырастить вундеркинда. Все индивидуально! Но все же психологи рекомендуют обратить внимание на некоторые признаки, которые скажут вам о том, что кроха готов постигать азы науки — чтение. Таких признаков очень много, и вот лишь некоторые:
- У ребенка достаточно развитая, понятная речь;
- Он обладает обширным словарным запасом, в речи должны быть и сложные предложения;
- Ребенок должен уметь пересказывать то, что ему рассказали в садике, дома. Рассказ должен быть понятным и структурированным;
- Наличие у ребенка пространственной и временной ориентации. Также понимание сторон света;
- Отсутствие дефектов речи. То есть рано начинать читать, если у ребенка не получается выговаривать какие-то звуки и буквы. Но, опять-таки, к этому нужен очень индивидуальный подход!
Если у крохи все эти признаки наблюдаются, то родителям можно уже задуматься и над задачей освоения чтения. Сегодня педагогами и учеными разработано много способов обучения этому навыку. Методики обучения чтению разнообразны и каждый родитель и преподаватель сможет выбрать наиболее подходящие для них. Сегодня мы рассмотрим самые распространенные и популярные.
Кубики Зайцева и почему они так нравятся детям?
Методика Зайцева на данный момент, даже спустя приличное время после ее первого появления, до сих пор остается одной из самых популярных методик по обучению детей чтению.
Педагог Н.А. Зайцев из Санкт-Петербурга. Он придумал разместить часто произносимые склады букв в таблице, и затем разделил их на кубики.
В чем состоит особенность метода? Все обучение проходит в виде игры, а в игре ребенок лучше запоминает, так как увлекается и полностью включается в процесс. Кстати, многие педагоги отмечают, что этот метод очень подходит для деток-левшей. Это обосновано тем, что такие дети лучше запоминают и воспринимают целиком слово, а не отдельные буквы.
Есть, однако, в методике и минус, как считаю дефектологи, весьма значительный. Дети, которых обучали по методу Зайцева, выучив буквы и начав читать часто «проглатывают» окончание слова или фразы, не могут потом начать разбирать слово по составу, так как изначально воспринимают слово целиком, не умея разбирать его на части.
Ошибок, а точнее недоделок в созданной методике достаточно. Так, например, на кубиках имеются сочетания букв, такие как «БЭ», «ГЭ» и так далее. Ребенок привыкает к таким «сочетаниям» букв, хотя они и применимы в довольно редких случаях.
Да и другие огрехи есть – отличия читаемого и письма. Если в письме мы используем сочетание «ФЕ» в словах «кофе», «кафе», то произносим: «КАФЭ», и так далее. Примеров таких несоответствий немало.
Что примечательно сегодня набор кубиков Зайцева под силу сделать каждому самостоятельно, и сделать их соответственно своим нуждам и любыми размерами. Так кубики поместятся не только во вместительные школьные рюкзаки для подростков , но и в маленькие забавные рюкзачки дошколят.
Читаем по слогам — легко и непринужденно. Самый известный метод — слоговое чтение
Слоговое чтение – методика, используемая сегодня практически в каждом дошкольном и начальном школьном учреждении. Уже к годам пяти ребенок может полностью запомнить алфавит и даже научиться читать, если помогать ему в этих непростых делах последовательно и не спеша. Кстати, слоговая методика как раз идеально подходит к этому возрасту.
Вначале кроха с родителями или воспитателями знакомится с буквами, учится их правильно называть, произносить, а затем соединять эти буквы с другими, объединяя их в слоги. Слоги, в свою очередь, затем образуют слова. Но каждый этап этого обучения делается постепенно.
Для занятий вам понадобятся карточки с буквами, желательно крупные, на белом фоне. Кстати, такие карточки можно изготовить и самостоятельно.
Возьмите плотный картон, лучше белого цвета. Фломастер или красный маркер. И сделайте разметку для каждой карточки на картоне. Пусть они будут 5 на 5 сантиметров, так их будет удобно держать ребеночку, да и вам потом собирать их будет легко. На каждой карте с одной стороны напишите одну крупную букву, закрасьте ее. Обязательно пишите печатным шрифтом. Изготовьте так целый алфавит, а лучше всего не один, а несколько наборов карточек, чтобы потом можно было составлять и слоги, и слова.
Можно приобрести и букварь – он явно будет не лишним, к тому же, потом пригодится и в школе. Самый первый учебник для вашего крохи стоит выбирать очень тщательно. Учитывайте все – шрифт, наличие иллюстраций, следите, чтобы их не было слишком много на одной странице, так как сильно яркие и большие рисунки могут отвлекать внимание маленького ученика. Отсутствие картинок совсем также может негативно сказаться на результатах учения – малышу просто будет неинтересно заниматься.
Лучше всего начинать знакомство с буквами с открытых гласных. Это А, Э, У, Ы. Затем можно включить в изучение несколько звонких согласных. Первыми запоминаются М и Л. Буква «М» запоминается быстро, так как на эту букву начинается самое часто произносимое слово – «мама». Малыш начинает читать как раз эти слоги «ма-ма», а потом и писать начинает тоже, ну и конечно, буквы и слоги своего имени.
После согласных и гласных можно начинать изучать и шипящие: Ч, Ш, П, Х и так далее.
Еще один совет, больше психологический – не торопите. Всему свое время. Ребенок научится читать всенепременно, а вот когда в 4, в 3 или даже в 6 лет – не важно. Ведь, если признаться самим себе, многие просто хотят похвалиться достижениями деток, и от того все старательнее с ними занимаются, стараясь, дать им, как можно больше информации.
Каждое новое ваше занятие по изучению букв лучше всего начинать с повторения прошлых уроков. Пусть малыш назовет те буквы, которые знает, вместе назовите слова на эти буквы. Старайтесь каждый новый день называть разные слова, так вы в итоге получите развитый словарный запас и прекрасное воображение, да и память.
Выучили все буквы? Не путаетесь? Не запинаетесь? Отлично! Вы молодцы – теперь самое время приступать к самому слоговому чтению. Называйте одну букву, объясняйте, что они могут соединяться, и читайте уже весь слог вместе.
Чуть позже будет целая статьям по играм в слоговом чтении.
Учимся, играя
Игровое обучение чтению, пожалуй, самое приятная и самая доступная для детей методика. Само название говорит за себя – ребенок активно осваивает знания, при этом занимаясь тем, что он любит делать.
Возьмем, к примеру, такую простую игру. Вот перед малышом буква – ее можно нарисовать, сделать из бумаги, сшить из ткани, даже слепить из пластилина (еще один плюс – развитие мелкой моторики), и вот вторая – и они догоняют друг друга.
По этому глубоко-играющему и сказочному принципу построено и мое пособие по изучению букв «Буквоград». Если вы с ней еще не знакомы, то начните знакомство с .
Можно играть в «поиски букв-потеряшек», которые заблудились и не могут найти дорогу домой. Как им помочь? Правильно назвать. Буква «А» будет прочитана и «пойдет домой», и так дальше. Вовлекайте в эту простую игру ребенка – ищите нужные буквы в телевизионных передачах, книгах с картинками, на улице в вывесках магазинов и так далее… Вариантов очень много.
Можно сделать дома «Буквенный лабиринт». Возьмите картон и сделайте карточки одинакового цвета и размера, на них напишите буквы. Гласные пусть будут красного цвета, а согласные – синего. Так малышу будет легче их запомнить. И во теперь проделайте отверстие в каждой карточке и протяните сквозь это отверстие ниточку на разном расстоянии. Ниточку с нанизанными на нее буквами разложите по квартире. А ребенок пусть найдет начало этой ниточки, и двигается по ней вперед, называя каждую встречающуюся букву. И интересно, и просто!
С одной стороны, вроде от этой методики только одни плюсы – ведь и ребенку хорошо, не скучно, и маме с папой просто – игры несложные, а умения, получаемые с их помощью – очень ценны. Но есть все же и минусы. А именно игрой может стать любое занятие… То есть, ребенок привыкнет только играть, а когда начнутся реальные серьезные занятия, он будет их воспринимать неправильно. Поэтому стоит сразу расставить приоритеты, ведь ваша цель не только поиграть, но и обучить чтению, умениям сосредотачивать внимание, быть усидчивым.
После того, как вы освоите в игре буквы, таким же способом можно приняться за слоги, а затем и чтению простых слов. Еще важный момент! Какой бы интересной у вас не была игра, всегда правильно произносите читаемые буквы, слоги и слова. Не нужно коверкать правильное ударение, следите за собой и за ребенком. Игровая методика обучения чтению по слогам предполагает забавную подачу информации, занимательные уроки, но никак не сюсюканье и придумывание глупых уменьшительно ласкательных слов.
Метод обучения чтению по Глену Доману
Популярным среди современных родителей является метод обучения по Глену Доману. По нему нужно начинать заниматься с наследником или наследницей прямо с грудного возраста. Основан метод на показывании карточек с разными изображениями. Это могут быть буквы, цифры, животные, растения и многое другое. Смотря, чему вы хотите учить кроху.
Что касается именно чтения, то у Домана есть свои догадки и утверждения: ребенку вначале нужно заучить первые несколько десятков слов. Мама просто показывает картинку на карточке несколько секунд. Таких карточек может быть много, а может быть и мало. вообще методика советует быстро сменять картинки.
Данная методика благоприятно воздействует и на широту кругозора. Благодаря Доману, дети буквально с пеленок начинают осваивать и «изучать» окружающие предметы и даже то, чего он вообще пока не видел.
Какой бы вы не выбрали метод или способ, или даже отдельное пособие, сейчас их много, помните одно – не торопите своего малыша, дате ему насладиться беззаботным детством, начинайте занятия и серьезное обучение тогда, когда он к этому полностью готов! Чувствуйте друг друга...
Приятного обучения и игр!
С теплом,