Церковный Православный праздник сентября. Тропарь Воздвижения Креста Господня. Поговорки о Крестовоздвижении
Дата по старому стилю: 14 сентября Церковный праздник Воздвижение Честного и Животворящего Креста Господня был установлен в память обретения Креста, которое произошло в 4 веке в Иерусалиме. По преданию, его нашла мать императора Константина Великого царица Елена. Она организовала раскопки, в ходе которых была обнаружена пещера Гроба Господня, а неподалеку - три креста. Узнать тот, на котором распяли Христа, помогло чудо: больная женщина, прикоснувшись к нему, получила исцеление.Первое, что не просто можно, а в обязательном порядке нужно сделать в такой великий праздничный день – посетить храм. В честь праздника во многих храмах проходит Всенощное бдение. А завершается оно литургией и торжественным выносом Креста. Каждый верующий человек старается попасть в этот день в церковь, чтобы помолиться о здравии и благополучии своих родных и близких, попросить Господа о помощи, раскаяться и прикоснуться к святыне.
После возвращения из храма можно собраться за праздничным обедом. Наши предки в этот праздник собирались всей родней за одним большим общим столом. Основным блюдом на праздничном столе всегда были пироги с капустой.
В праздник Воздвижения Креста Господня 27 сентября 2018 года можно окропить дом святой водой. С давних пор этот обряд проводят для того, чтобы очистить жилище от негативной энергии и защитить от недобрых людей. С этой же целью можно нарисовать мелом кресты с обеих сторон входной двери. А для защиты от дурного глаза домашних животных и скота такие кресты рисовали на сараях и хозяйственных постройках.
Также в этот праздничный день можно принести из церкви три свечи, с которым следует обойти все углы в доме, читая при этом молитву. Это также поможет сохранить в вашем доме мир и гармонию, защитит от завистников и недоброжелателей.
С давних пор люди верят в целебную силу святой воды. А в праздник Воздвижения Креста Господня 27 сентября ее свойства многократно усиливаются. Поэтому в этот день можно напоить ею больных людей, чтобы они поскорее выздоровели.
Наши предки верили, что в праздник Воздвижения Креста Господня можно загадывать свои сокровенные желания и они обязательно исполнятся. Они загадывали их, глядя на пролетающую мимо стаю перелетных птиц.
В праздник Воздвижения Креста Господня 27 сентября 2018 года можно заниматься домашними делами, стирать, мыть посуду, заниматься уборкой и приготовлением пищи. Однако делать это стоит лишь в случае крайней необходимости. Например, если в доме есть больные родственники или маленькие дети. Если же есть возможность, то занятия подобного рода лучше отложить.
Воздвижение Креста Господня 27 сентября 2018 года: что нельзя делать в этот праздник.
Главные запреты в этот день вполне очевидны. В день Воздвижения Креста Господня 27 сентября 2018 года нельзя ругаться, браниться, сквернословить, вступать в споры и конфликты, давать волю негативным эмоциям. Лучше отказаться от шумных увеселительных мероприятий и просмотра программ развлекательного характера. В пищу в этот праздник запрещается употреблять продукты животного происхождения. Поэтому таких блюд не должно быть на вашем праздничном столе.Наши предки верили, что в этот праздничный день нельзя ходить в лес. Поскольку праздник выпадает на то время, когда звери готовятся к зимней спячке, а в этот момент их лучше не тревожить, иначе может случиться беда.
Также в день Воздвижения Креста Господня 27 сентября 2018 года нельзя начинать новых дел. Поскольку в большинстве своем эти начинания будут обречены на провал.
В столь важный праздник нельзя работать с землей и заниматься рукоделием.
Воздвижение Честного и Животворящего Креста Господня - история праздника
В этот день православные христиане вспоминают два события. Как пишет Священное Предание, Крест был обретен в 326 году в Иерусалиме. Произошло это около горы Голгофы, где был распят Спаситель. И второе событие - возвращение Животворящего Креста из Персии, где он находился в плену. В VII веке его вернул в Иерусалим греческий император Ираклий. Оба события объединяло то, что Крест перед народом воздвигали, то есть поднимали. При этом обращали его ко всем сторонам света по очереди, чтобы люди могли поклониться ему и разделить друг с другом радость обретения святыни.27 сентября - это 270-й день года по григорианскому календарю - до окончания года осталось 95 дней. Именинники - Иван. Всемирный день туризма, а также Всемирный день моря. Православные украинцы отмечают .
Сайт пишет, какой православный праздник отмечают украинцы 27 сентября 2018 года. Кроме этого, мы рассказываем о самых интересных и важных событиях, которые произошли в истории в этот день, а также о главных приметах на 27 сентября.
Народные приметы на 27 сентября
- Гуси высоко летят по небу - примета, что весной будет большое половодье, и наоборот.
- На Воздвижение нельзя начинать важные дела и ходить в лес.
- На Воздвижение дует холодный ветер - примета, что лето будет теплым.
Интересные и важные события в Украине и мире 27 сентября
1802 год - Киев как древняя столица стал пользоваться Магдебургским правом.
1825 год - в Англии открыли первую железную дорогу. Поезд провез 450 пассажиров со скоростью 24 км/час.
В 1895-м создали Нобелевскую премию
В 1940 году был заключен Тройственный пакт между Германией, Италией и Японией.
1961 год - Сьерра-Леоне стал сотым государством-членом ООН.
1990 год - СССР вступил в Интерпол.
Кто родился 27 сентября
В 1389-м - Козимо Медичи, флорентийский банкир и государственный деятель, самый богатый человек Европы, неофициальный правитель Флоренции с 1434 года.
1863 год - родился Александр Зилоти, выдающийся российский пианист и дирижер.
В 1947-м - Дик Адвокат, голландский футболист и футбольный тренер.
В 1978 году родилась Ани Лорак (Каролина Куек), украинская поп-певица.
27 сентября отмечается 2 православных церковных праздника. Перечень событий информирует о церковных праздниках, постах, днях почитания памяти святых. Список поможет узнать дату значимого религиозного события для православных христиан.
Церковные православные праздники 27 сентября
Воздвижение Креста Господня
Другое название – Здвиженье. Установлен в честь обретения Животворящего Креста Святой Еленой. Данное событие произошло в 326 году в Иерусалиме около горы Голгофы, где был распят Иисус. Принадлежит к числу великих двунадесятых неподвижных праздников. Строгий однодневный пост.
Воздвижение Честного и Животворящего Креста Господня отмечают 27 сентября. Этот праздник установили в память обретения Креста Господня. Оно произошло в 326 году в Иерусалиме недалеко от горы Голгофы, которая считается местом Распятия Иисуса.
27 сентября принято идти в церковь и молиться о здоровье и благополучии. В этот день следует придерживаться строгого поста: не пить алкоголь и не есть пищу животного происхождения. В церкви покупают три свечи, которыми крестят углы в доме, читая при этом молитву. Наносят крест на двери. В этот день было принято сватать невесту.
Что нельзя делать на Воздвижение Креста Господня
Нельзя работать, а также начинать новое дело, так как из этого ничего не выйдет.
Нельзя ходить в лес, так как в этот день леший пересчитывает лесных зверей.
Нельзя держать дверь открытой. В этот день змеи ищут места для зимовки и могут заползти в любой дом.
Преставление святителя Иоанна Златоуста, архиепископа Константинопольского
Приурочен одному из трех Вселенских святителей родом из Антиохии. Иоанн Златоуст является автором многочисленных богословских сочинений.
Святитель Иоанн родился в 347 году в знатной антиохийской семье. Рано лишившись отца, он был воспитан матерью Анфусой, образцовой христианкой. Щедро одаренный от природы, Иоанн получил блестящее образование, учился он у знаменитого языческого оратора Ливания. Занятия его науками в школе Ливания были настолько успешны, что впоследствии, когда учителя спросили, кого он считает достойным себе преемником, тот ответил:
«Конечно же, Иоанна, если бы не отняли его у нас христиане».
В 18-летнем возрасте Иоанн отправился в Афины, чтобы усовершенствоваться в красноречии и философии. Возвратившись на родину в Антиохию (современная Сирия), Иоанн по обычаю того времени в 20-летнем возрасте принял святое крещение. Крестил Иоанна епископ Антиохийский Мелетий, он же и поставил его церковным чтецом. В этой должности пробыл Иоанн три года, усиленно занимаясь изучением Священного Писания.
После кончины матери Иоанн раздал все свое имущество, отпустил на волю рабов и поселился в уединенной обители, довольствуясь лишь обществом монахов. А затем и вовсе два года жил совсем один в пещере. Но телесное нездравие, вызванное непомерным аскетизмом, заставило его вернуться в Антиохию – в этом, несомненно, был Божий Промысел, чтобы «таковой светильник не был сокрыт в пустыне, как бы под спудом, но светил всем».
В 381 году, в 34 года, Иоанн принял сан диакона, а через пять лет стал священником. Последовавшие за тем 12 лет священства в Антиохии были самыми счастливыми в его жизни. Пресвитер Иоанн ревностно исполнял заповедь попечения о бедных: при нем храм каждый день питал до трех тысяч дев и вдовиц, не считая больных, странников и заключенных.
В те годы им было написано немало богословских трудов, в частности, «О провидении», «Книга о девстве», «К молодой вдове» и другие. Священник Иоанн неутомимо проповедовал – его блестящие проповеди (большей частью импровизированные) нередко прерывались рукоплесканиями и плачем слушающих. Благодаря скорописцам многие из них дошли до нашего времени. В своих многочисленных беседах (числом свыше 800) он оставил вдохновенные объяснения многих книг Священного Писания, при этом почитается Церковью одним из авторитетнейших их толкователем.
Его рассуждения об устройстве взаимоотношений людей на христианских началах, о христианской семье, о воспитании детей, о молитве домашней и общественной, о значении приходского храма, об обязанности заботиться об общем благе, о христианской взаимопомощи и благотворительности, об уничтожении рабства, об отмене кровавых цирковых забав стали классикой христианской литературы.
Скоро во всем христианском мире уже гремела слава Иоанна как Златоуста (так назвала его одна прихожанка в порыве восторга после его проповеди). Поэтому когда после смерти святителя Нектария освободилась Константинопольская кафедра, император Аркадий пожелал, чтобы ее занял Златоуст. Это знаменательное событие произошло в 398 году, святителю Иоанну было чуть более 50 лет.
Со всем усердием предался новый архипастырь заботам об искоренении остатков арианской ереси, о примирении враждовавших епископов, духовном совершенствовании священства. Он заботился о распространении веры Христовой: посылал опытных проповедников к кельтам и скифам, разорил идольские храмы, стоявшие много веков в Финикии… Константинопольский архиерей «питал алчущих, одевал нагих», заботился о вдовах и сиротах, открывал больницы и другие благотворительные заведения, многие из них – на собственные средства.
Много трудов положил святитель Иоанн и на устроение благолепного богослужения: он составил последование (чин) литургии, ряд молитв, ввел в церковное употребление крестные ходы. Особое внимание Иоанн обращал на пение.
«Ничто так не возбуждает и не возвышает душу, – писал он, – ничто с такою силою не отрывает ее от земли, ничто так не располагает к любви святой, как священная песнь… Духовная песнь – это источник освящения; слова ее очищают душу, и Святой Дух нисходит в души поющих, так как те, которые поют псалмы с сознанием, действительно призывают на себя благодать Его».
Он ввел антифонное, то есть попеременное пение двух клиросов.
Распущенность столичных нравов, особенно императорского двора, нашла в лице святителя нелицеприятного обличителя. Эта позиция ревностного поборника святой христианской веры восстановила против него многих, в том числе и императрицу Евдоксию, женщину властолюбивую и златолюбивую. Святитель Иоанн не мог не чувствовать окружающую его злобу, но не обращал на это никакого внимания. Чем больше его хулили, тем сильнее гремела его слава: он стал известен во многих странах, люди приходили издалека, желая видеть святого и слушать его поучения.
Но враги его не унимались. С помощью архиепископа Александрийского Феофила, около которого объединились недовольные Иоанном епископы, Евдоксией был инициирован собор из личных недругов Златоуста, который осудил его по самым мелочным и ложным обвинениям (в частности, за то, что он-де «не знает гостеприимства»). Святитель Иоанн был лишен своей кафедры и изгнан из Константинополя.
В ту же ночь в городе случилось страшное землетрясение. Устрашенная явным знамением гнева Божия, Евдоксия упросила Златоуста возвратиться. Уступив настоятельным просьбам, святой Иоанн возвратился в Константинополь.
Прошло два месяца… Евдоксия снова предалась пагубным страстям – и святитель Иоанн вновь не смолчал, выступил с обличениями. На этот раз он был осужден уже заочно и отправлен в ссылку. Это произошло в 404 году.
Около трех лет прожил старец сначала в армянском городе Кукузе, а затем его отправили еще дальше – в Питиунт, в Абхазию (в район нынешней Пицунды).
Три месяца – и в зной, и в проливной дождь – вели стражники изможденного до крайности святителя пешком через горы… Как-то остановились они на ночлег в городе Команы, недалеко от Сухуми. Ночью святителю Иоанну Златоусту явился святой мученик Василиск, мощи которого почивали в этом городе, и сказал:
«Не унывай, брат Иоанн, завтра будем вместе».
Пророчество святого не замедлило исполниться – на следующий день, 14 сентября 407 года со словами «Слава Богу за все!» святой Иоанн Златоуст, архиепископ Константинопольский, скончался на шестидесятом году жизни.
В связи с тем, что на 14/27 сентября приходится Воздвижение, празднование преставления святителя Иоанна Златоуста издревле перенесено на 13 ноября (26 ноября по н. ст.).
Это праздник каждого, кто хоть раз ощутил себя путешественником (Фото: Kurhan, Shutterstock)(World Tourism Day) учрежден Генеральной ассамблеей Всемирной туристской организации, ЮНВТО (The World Tourism Organization, UNWTO) в 1979 году в испанском городе Торремолино (Torremolinos) и отмечается ежегодно 27 сентября. Эта дата была выбрана в связи с тем, что в этот день в 1970 году был принят Устав Всемирной туристской организации.
Целью праздника является пропаганда туризма, освещения его вклада в экономику мирового сообщества, развитие связей между народами разных стран. Он призван привлечь внимание международного сообщества к важности туризма и его социальному, культурному и экономическому значению.
Это праздник каждого, кто хоть раз ощутил себя путешественником, выбравшись из каждодневной будничной суеты на берег речки, в лес, в поле или в другие места, которыми так богата наша земля! И, конечно же, это праздник тех, кто непосредственно занят в сфере туристического бизнеса: сотрудников туристических компаний, музейных работников, руководителей и персонала гостиничных комплексов - всех, кто профессионально обеспечивает комфортный и безопасный отдых.
За последние полвека туризм стал одним из наиболее быстрорастущих и наиболее важных секторов экономики в мире. А для некоторых стран туризм является даже основной статьей дохода бюджета государства. Сектор туризма составляет 10% мирового ВВП и в последние годы демонстрирует устойчивость и даже рост, несмотря на такие проблемы, как глобальный экономический кризис, стихийные бедствия и эпидемии. Кроме того, появление новых технологий, связанных с туризмом, и снижение цен на транспорт, привели к увеличению числа международных поездок.
Как и любая деятельность, туризм оказывает сильное воздействие на экономику, общество и окружающую среду в развивающихся странах и особенно в принимающих странах. В дополнение к социально-экономическим последствиям туризма сектор, если он будет управляться устойчиво, может быть фактором сохранения окружающей среды, культурного признания и понимания между народами.
Поэтому, признавая важность международного туризма в содействии лучшему взаимопониманию между народами, что ведет к повышению осведомленности о богатом наследии различных цивилизаций и к лучшему пониманию ценностей разных культур, тем самым способствуя укреплению мира на планете, Генеральная Ассамблея ООН провозгласила 2017 год Международным годом устойчивого туризма в целях развития.
Праздник отмечается в большинстве стран мира вот уже более 30 лет, в том числе и в России. Каждый год он посвящен определенной теме, которую провозглашает Всемирная туристская организация. Среди девизов Дня были: «Вклад туризма в сохранение культурного наследия, во всеобщий мир и взаимопонимание», «Туризм и качество жизни», «Лучшее в путешествии: хорошие гости и хорошие хозяева», «Туризм - жизненная сила для мира во всём мире», «Свободное перемещение туристов создаёт новый мир», «Связь, информация и образование: определяющие направления развития туризма», «Развитие туризма и защита окружающей среды: навстречу длительной гармонии», «Туризм - фактор толерантности и мира», «Технология и природа: две трудные задачи для туризма на рассвете двадцать первого века», «Экотуризм - ключ к устойчивому развитию», «Путешествия и транспорт: от воображения Жюля Верна к реальности 21-го века», «Туризм и водные ресурсы: защита нашего общего будущего», «Один миллиард туристов - один миллиард возможностей», «Туризм для всех - поощрение всеобщей доступности туризма», «Устойчивый туризм - инструмент для развития», «Туризм и его трансформация в цифровом пространстве» и другие.
Традиционно в этот день проходят слеты туристов, праздничные мероприятия и фестивали, посвященные туризму и туристическому бизнесу. Каждый год ЮНВТО приглашает людей всех возрастов и профессий проводить и участвовать в празднованиях Дня у себя в стране или в месте проведения отпуска.
Интересно, что первое в мире туристическое агентство было открыто в 1841 году Томасом Куком.
Около 70% планеты покрыто водой (Фото: Mana Photo, Shutterstock)(World Maritime Day) - один из международных праздников в системе Организации Объединенных Наций. Этот день отмечается с 1978 года по решению 10 сессии Ассамблеи Межправительственной морской консультативной организации (International Maritime Organization, IMO). До 1980 года он отмечался 17 марта, а затем его дату решено было перенести на один из дней последней полной недели сентября.
Цель Всемирного дня моря - привлечь внимание международной общественности к тому, какой невосполнимый ущерб морям и океанам наносят перелов рыбы, загрязнение водоемов и глобальное потепление. Наиболее важные задачи - повышение экологической безопасности морских перевозок, предупреждение загрязнения морской среды, в частности нефтью, сохранение биоресурсов и борьба с браконьерством.
По данным ООН, за последние 100 лет такие виды рыб, как тунец, треска, марлин были выловлены на 90%. Около 21 миллиона бареллей нефти ежегодно выливается в моря и океаны.
Синтетические отходы, сбрасываемые в крупные водоемы, являются причиной гибели миллиона морских птиц и 100 000 морских млекопитающих в год. Из-за глобального потепления за последние 100 лет уровень воды в крупных водоемах планеты поднялся на 10-25 сантиметров.
А перевозки грузов морским транспортом, как наиболее эффективным и рентабельным способом международных перевозок товаров, также нарушают экосистемы морей и океанов. Ведь 80% глобальной торговли осуществляется посредством морского транспорта.
Поэтому проведение Всемирного дня моря, который каждый год посвящен определенной актуальной экологической теме, сопровождается различными природоохранными мероприятиями, экологическими акциями и митингами в разных странах мира.
Напомним, что в мире есть еще праздники посвященные морям Земли, прежде всего - это Всемирный день водных ресурсов, а также праздники отдельных морей - Международный день Чёрного моря, День Балтийского моря, День моря в Японии и другие.
Дошкольный возраст - особенно важный и ответственный период в жизни ребенка (Фото: Poznyakov, Shutterstock)27 сентября в России отмечается общенациональный праздник - День воспитателя и всех дошкольных работников .
Он был учреждён по инициативе ряда российских педагогических изданий в 2004 году и поддержан авторами многих базовых дошкольных программ, педагогами детских садов и родителями. По некоторым данным, дата приурочена к открытию первого детского сада в Санкт-Петербурге в 1863 году.
Идея этого праздника - помочь обществу обратить больше внимания на детский сад и на дошкольное детство в целом. И хотя он официально не утвержден, но в этот день проводятся торжественные мероприятия, посвященные Дню работников дошкольных образовательных учреждений, во многих регионах на официальном уровне.
Дошкольный возраст - особенно важный и ответственный период в жизни ребенка, в этом возрасте формируется личность, и закладываются основы здоровья. Благополучное детство и дальнейшая судьба каждого ребенка зависит от мудрости воспитателя, его терпения, внимания к внутреннему миру ребенка. С помощью своих воспитателей дошкольники познают секреты окружающего мира, учатся любить и беречь свою Родину.
Герб Республики Саха (Якутия)27 сентября крупнейший субъект Российской Федерации и самый крупный административно-территориальный субъект в мире – Республика Саха (Якутия) отмечает День государственности .
Впервые вопрос о становлении государственности Якутии через определение статуса в составе России был поднят в начале 1920-х годов. В тот исторический период идея предоставления Якутии статуса автономной республики в составе РСФСР была поддержана Советской властью и лично В.И. Лениным. В результате, в апреле 1922 года вышло в свет соответствующее Постановление ВЦИК, и Якутия приобрела статус автономной ССР в составе РСФСР.
Следующим этапом становления государственности крупнейшего региона России стало провозглашение Декларации о государственном суверенитете, Конституции Республики Якутии, учреждение поста Президента Республики и переименование региона в Республику Саха (Якутия).
Эти преобразования были естественными объективными реалиями времени. Установление Республикой Саха (Якутия) новых принципов государственности и построения федеративных отношений внутри РСФСР, а в дальнейшем и Российской Федерации стало одним из первых примеров подобного рода.
Провозглашение Декларации о государственном суверенитете республики произошло 27 сентября 1990 года. С этого момента 27 сентября считается Днём государственности Республики Саха (Якутия).
В октябре и декабре 1992 года были одобрены проекты государственных символов Республики: флаг и герб. Оба государственных символа составлены с учётом исторических и культурных традиций народа Республики Саха. Это касается и цветовой гаммы, и традиционных символов (орнаменты, символическое изображение всадника с наскального рисунка, солнечный диск). Имеет Республика и свой гимн. Главным законом субъекта является Конституция, принятая в 1992 году.
Ежегодно в течение нескольких дней в конце сентября по всему региону проводятся праздничные мероприятия, приуроченные ко Дню государственности. Они проходят в школах, средних и высших учебных заведениях в форме уроков гражданственности, тематических классных часов, семинаров. К участию и проведению праздничных мероприятий привлекаются учреждения культуры и искусства, политические и общественные деятели и организации. В городах и сёлах проводятся выставки, молодёжные слёты, флеш-мобы, научно-практические конференции и другие мероприятия.
Нередко во время праздничных концертов проходит вручение республиканских наград, правом учреждения и награждения которыми обладает этот субъект РФ. К таким наградам относятся орден «Полярная звезда», а также звание «Почётный гражданин Республики Саха (Якутия)». Эти награды вручаются за государственные, политические, экономические заслуги, а также за заслуги в области культуры и благотворительности.
Обязательным при проведении Дня государственности становится возложение цветов и венков к памятникам государственным деятелям Республики Саха (Якутия), а также основоположникам государственности Республики: В.В. Никифорову, М.К. Аммосову, П.А. Ойунскому и др. Как правило, завершается празднование Дня государственности торжественным заседанием Государственного Собрания и Правительства Республики Саха (Якутия).
Монумент Независимости Туркменистана в Ашхабаде (Фото: velirina, Shutterstock)27 сентября отмечается самый главный из всех официальных праздников Туркменистана - День независимости (туркм. Garaşsyzlyk baýramy).
27 октября 1991 года Верховный совет Туркменской Советской Социалистической республики принял Конституционный Закон «О независимости и основах государственного устройства Туркменистана». Данным законом в границах территории Туркменской ССР было провозглашено независимое демократическое государство Туркменистан. С тех пор День независимости отмечался в стране каждый год 27 и 28 октября. С 2018 года решением Меджлиса Туркменистана его празднование перенесли на 27 сентября.
После получения независимости Туркменистан начал свое развитие в чрезвычайно трудных экономических и социальных условиях. Будучи десятки лет в составе СССР, экономика Туркменистана имела сырьевую направленность и основывалась на экстенсивном освоении природных ресурсов. В основном преобладали добывающие отрасли промышленности и отрасли по первичной переработке сельскохозяйственного сырья. В то же время наблюдалась значительная зависимость от импорта различных товаров, выпуск которых вполне мог осуществляться и, в настоящее время осуществляется, в республике.
Туркменистан - многонациональная страна. На ее территории проживают представители свыше 40 национальностей. Туркмены составляют 78,6% населения страны, узбеки - 9,4%, русские - 3,2%, остальные проценты — это представители других народов (казахи, азербайджанцы, армяне, украинцы, татары, белуджи и др.). И День независимости, как считают в Республике, это праздник всех народов и народностей.
Все главные события праздника разворачиваются в Ашхабаде, с фейерверками, военным парадом и награждением выдающих деятеле страны. В других городах проходят народные гуляния и концерты коллективов самодеятельности.
Второй по значимости государственный праздник - День нейтралитета Туркменистана - отмечается 12 декабря.
Волх - Бог войны, защитник Ирийского садаОгненный Волх - Бог войны у древних славян, страж Ирийского сада, муж Лели. Он был рожден от связи Индрика-зверя и Матери Сырой Земли. У Волха была двойная природа: через Индрика он потомок Великого Черного Змея, владыки всех темных сил, а мать его - Мать Сыра Земля, с ней всегда связывались представления о подземном мире, в мифах и легендах разных народов она непременно рождала чудовищ.
Когда Волх подрос, он убил своего отца Индрика-зверя, унаследовав от него власть над силами тьмы, а затем захотел покорить и небесное царство, всю Вселенную. У Волха для этого было больше возможностей, чем даже у самого Черного Змея, которого удалось обмануть Сварогу и Семарглу. Молодой бог обладал не только силой, но и хитростью.
Обернувшись Соколом (кстати, Финист Ясный сокол - молодой богатырь из русских сказок - это прообраз Волха. А по некоторым источникам, упоминаемый в сказаниях Серый Волк - этот же персонаж), он проник в небесный сад и хотел склевать золотые яблоки - вкусивший их сразу получал бессмертие и власть над Миром. Но случайно он услышал, как поет в Ирийском саду Леля, и заслушался он этой песнею, и забыл обо всем на свете.
Тогда впервые увидел Волх, как Леля «по небесному саду похаживает, золотыми кудрями встряхивает и сплетает венок из лилий, напевая песню печальную…». И Волх забыл о своем желании захватить Вселенную, что неизбежно привело бы мир к гибели. Он стал тайным любовником Лели.
Но не мог Волх стать супругом Лели, ибо он принадлежал Подземному миру, и должен был быть враждебен силам Света. Узнав, что Лелю по ночам навещает гость, ее сестры (Жива и Марена) истыкали иглами окно, через которое влетал Сокол-Волх. Волх прилетел, ранил крылья, и потому вынужден был вернуться в Пекельное царство.
И тогда Леля ушла из небесного царства, долгие годы она искала Волха. Нашла же Леля его, лишь когда «изломала три пары железных башмаков, изломала три чугунных посоха и изжевала три каменных хлеба». Когда Леля шла босиком по острым камням, она поранила свои ноги, и из капель крови богини Любви родились розы. Леля нашла Волха и освободила его от власти подземного мира. Враг небесного мира, грозный и властолюбивый Герой Любовью был превращен в главного его защитника. Войну сменил мир.
Птицы улетают зимовать в теплые края (Фото: Mary Nguyen NG, Shutterstock)Считали, что в этот день Землю покидает богиня Жива - олицетворение плодоносной силы, юности, красоты всей природы и человека - то есть весны, и в свои владения постепенно вступают Мороз и Зима.
Заканчивается уборка урожая - люди благодарят Живу за то, что не дала умереть с голоду, а послала плодородие на Землю. Духи Предков с этого дня не опускаются на землю.
Птицы улетают в теплые края - славяне верили, что они перелетают в верхний мир, где живут души умерших. Люди обращаются к улетающим птицам с просьбой принести весточку от живых к умершим.
Вырий (или Ирий-сад) - это древнее название Рая у восточных славян. Наши предки верили, что светлое небесное царство находится по ту сторону облаков или же у теплого восточного моря, там, где бесконечное лето.
В Раю растет мировое древо (наши предки полагали, что это береза или дуб), у вершины которого обитали птицы или души умерших. Ключи от Ирий-сада были некогда у вороны, но та прогневила богов, и ключи передали ласточке.
По свидетельству народных легенд, в Ирий-саду, у колодцев, находятся места, приготовленные для будущей жизни хороших, добрых людей. Это студенцы с чистой ключевой водою, вокруг которых растут благоухающие цветы, зреют на деревьях молодильные яблоки, и сладко поют райские птицы.
Воздвижение каждый год отмечают 27 сентября. Православные считают его одним из 12 самых больших праздников в году. В этот день молитвы, которые идут от чистого сердца имеют великую силу.
На Воздвижение существует много поверий и примет, которые дошли до нашего времени от предков.
Посвящен праздник Кресту Спасителя, на котором Он был распят, и символизирует поднятие Креста из земли после его обретения.
Язычники, после распятия и воскрешения Иисуса Христа, засыпали Голгофу и Гроб Господень землей, а сверху возвели храм, в котором поклонялись своим идолам. Так язычники пытались стереть воспоминания об этом событии из памяти людской.
Величайшая Святыня христианства была обретена вновь только через 300 лет, при императоре Константине Великом.
Равноапостольная царица Елена - мать императора Константина (306-337), нашла Крест, на котором был распят Иисус Христос в пещере неподалеку от Иерусалима в 326 году. Пещеру под храмом язычников нашли с помощью престарелого еврея по имени Иуда, который знал, где находится Крест Господень.
В пещере, когда ее откопали, нашли три креста и отдельно лежащую от них дощечку с надписью: "Иисус Назарянин, царь Иудейский". Чтобы выяснить который из них был Крест Спасителя - кресты один за другим стали подносить к тяжело больной женщине. Два креста не сотворили чуда, а после возложения третьего креста она выздоровела.
Согласно преданию, в это время мимо несли умершего, для погребения. Тогда кресты стали возлагать один за другим и на умершего. И когда возложили третий крест, умерший ожил. Таким образом узнали Крест Спасителя, через который Господь совершил чудеса и показал его животворящую силу.
Святая Елена, Иерусалимский патриарх Макарий и окружавшие их люди с радостью и благоговением поклонились Кресту Христову и целовали его. Христиане, узнав об этом великом событии, собрались к месту, где был обретен (найден) Крест Господень.
Всем хотелось приложиться к Святому животворящему Кресту, но так как из-за множества народа это сделать было невозможно, то все стали просить хотя бы показать его. Тогда патриарх Макарий встал на возвышенном месте и, чтобы всем было видно, несколько раз воздвигал (поднимал) его. Народ же, видя Крест Спасителя, кланялся и восклицал: "Господи, помилуй!"
Императрица Елена часть Креста Господня принесла своему сыну, а другую часть оставила в Иерусалиме.
По повелению императора Константина в Иерусалиме был выстроен храм в честь Воскресения Христа, строительство которого шло почти десять лет. Храмы также построили на Елеонской горе, в Вифлееме и в Февроне у Дуба Мамрийского.
Дальнейшая судьба Святыни историкам точно неизвестна - кто-то говорит, что Крест находился в Иерусалиме до 1245 года, а кто-то, что его разделили на части и разнесли по всему миру.
Часть Креста Господня по сей день покоится в ковчеге в алтаре греческого храма Воскресения в Иерусалиме.
Поверья в большой церковный праздник Воздвижения
27 сентября издавна принято соблюдать строгий пост: запрещено употреблять в пищу мясные и молочные продукты, а также яйца и сладкое. В народе считалось, что человек, соблюдающий пост в этот день, освобождается от грехов и родовых проклятий.
Змея в доме - быть беде: по примете считается, что именно на Крестовоздвижение змеи расползаются по норам и впадают в зимнюю спячку. Заползшая в дом змея, кроме очевидной опасности, считается знаком скорой и тяжелой болезни кого-то из живущих в этом доме.
В лес пойдешь - навек пропадешь: согласно народной примете, если пойти в лес в день Крестовоздвижения, то назад вернуться не получится. Запрет на посещение леса по преданию наложил Царь лесов - Леший. В этот день он с утра и до ночи пересчитывает животных, находящихся в его лесу, и пришедший на такое собрание человек навсегда заблудится в лесу, чтобы никому не смог рассказать об этом.
На Крестовоздвижение запрещено начинать любое дело: считается, чтоудача не сопутствует любым начинаниям в этот день. Лучше завершить все текущие дела, но не браться за новое: успеха не будет.
Крест на купол - нечисть из деревни: так считали люди в прошлом, и оказались правы: крест, как и молитвы святым, помогает от нечистой силы. В этот день принято очищать дома и квартиры от негативной энергии с помощью специальных техник.
Молитвы на большой церковный праздник Воздвижение
Тропарь Воздвижению Креста Господня
Спаси, Господи, люди Твоя
и благослови достояние Твое,
победы православным Христианом на сопротивныя даруя
и Твое сохраняя Крестом Твоим жительство.
Величание Воздвижению Креста Господня
Величаем Тя,
Живодавче Христе,
и чтем Крест Твой Святый,
имже нас спасл еси от работы вражия.
Тропарь предпразднству
Животворящий Крест Твоея благости,
Егоже даровал еси нам недостойным Господи,
Тебе приносим в молитву,
спаси люди и град Твой молящийся, Богородицею,
Едине Человеколюбче.
Приметы на большой церковный праздник Воздвижение
Крестьяне воспринимали праздник Воздвижения как окончательное наступление осени и смену времен года, с которой связаны большинство народных примет. В этот день в народе поговаривали: "На Воздвижение шуба за кафтаном тянется" или "На дворе Воздвижение, последняя копна с поля движется, последний воз на гумно торопится".
В этот день медведи залегают в зимнюю спячку, змеи прячутся в норы до самой весны, отлетают последние перелетные птицы. Если на Воздвижение заморозки - весна будет ранняя.
Воздвижение Честного и Животворящего Креста Господня
Праздник, который Православная Церковь отмечает 27 сентября. В этот день верующие вспоминают, как в 326 году в Иерусалиме был чудом обретен Крест, на котором распяли Иисуса Христа. Мы расскажем о событиях, смысле и традициях Крестовоздвижения.
Что такое Воздвижение Креста Господня
Полное название праздника - Воздвижение Честного и Животворящего Креста Господня. В этот день православные христиане вспоминают два события.
Как говорит Священное Предание, Крест был обретен в 326 году в Иерусалиме. Произошло это около горы Голгофы, где был распят Спаситель.
И второе событие - возвращение Животворящего Креста из Персии, где он находился в плену. В VII веке его вернул в Иерусалим греческий император Ираклий.
Оба события объединяло то, что Крест перед народом воздвигали, то есть поднимали. При этом обращали его ко всем сторонам света по очереди, чтобы люди могли поклониться ему и разделить друг с другом радость обретения святыни.
Воздвижение Креста Господня - двунадесятый праздник. Двунадесятые праздники догматически тесно связаны с событиями земной жизни Господа Иисуса Христа и Богородицы и делятся на Господские (посвященные Господу Иисусу Христу) и Богородичные (посвященные Божией Матери). Крестовоздвижение - Господский праздник.
Когда отмечается Воздвижение Креста Господня
Русская Православная Церковь вспоминает Воздвижение Креста Господня 27 сентября по новому стилю (14 сентября по старому стилю).
У этого праздника есть один день предпразднства и семь дней попразднства. Предпразднство – один или несколько дней перед большим праздником, в богослужения которого уже входят молитвословия, посвященные наступающему празднуемому событию. Соответственно, попразднство - такие же дни после праздника.
Отдание праздника - 4 октября. Отдание праздника - последний день некоторых важных православных праздников, отмечаемый особым богослужением, более торжественным, чем в обычные дни попразднства.
Что можно есть в праздник Воздвижения Креста Господня
В этот день у православных - строгий пост. Нельзя есть мясо, рыбу, яйца и молочные продукты. Пищу можно приправлять только растительным маслом.
События Крестовоздвижения
Описание событий Воздвижения Креста Господня, которое произошло в IV веке, мы находим у некоторых христианских историков, например, Евсевия и Феодорита.
В 326 году император Константин Великий решил во что бы то ни стало найти утраченную святыню - Крест Господень. Вместе со своей матерью, царицей Еленой, он отправился в поход на Святую Землю.
Раскопки было решено проводить рядом с Голгофой, так как у иудеев был обычай закапывать орудия казни рядом с местом ее совершения. И, действительно, в земле нашли три креста, гвозди и доску, что была прибита надо головой распятого Спасителя. Как говорит Предание, к одному из крестов прикоснулся болящий человек и исцелился. Так император Константин и царица Елена узнали, какой из крестов - тот самый. Они поклонились святыне, а затем патриарх Иерусалимский Макарий стал показывать ее народу. Для этого он встал на возвышение и поднимал («воздвигал») Крест. Люди поклонялись Кресту и молились: «Господи, помилуй!».
В VII веке с воспоминанием обретения Креста Господня было соединено другое воспоминание - о возвращении Древа Животворящего Креста Господня из Персидского плена.
В 614 году Персидский царь завоевал Иерусалим и разграбил его. Среди прочих сокровищ он забрал в Персию Древо Животворящего Креста Господня. Святыня пребывала у иноземцев четырнадцать лет. Лишь в 628 году император Ираклий одержал победу над персами, заключил с ними мир и вернул Крест в Иерусалим.
Как складывалась дальнейшая судьба святыни, историки точно не знают. Кто-то говорит, что Крест находился в Иерусалиме до 1245 года. Кто-то, что его разделили на части и разнесли по всему миру.
Сейчас часть Креста Господня покоится в ковчеге в алтаре греческого храма Воскресения в Иерусалиме.
История праздника Воздвижения Креста Господня
Как говорит Предание, Крест Господень был обретен перед праздником Пасхи, Светлого Христова Воскресения. Поэтому сначала Крестовоздвижение отмечали на второй день Пасхи.
В 335 году в Иерусалиме освятили храм Воскресения Христова. Произошло это 13 сентября. В честь этого праздник Воздвижения перенесли на 14 сентября (по старому стилю; по новому стилю - 27 сентября). Епископы, которые приехали на освящение со всех концов Римской империи, рассказали о новом празднике всему христианскому миру.
Богослужение Воздвижения Креста Господня
В день Крестовоздвижения положено совершать Всенощное бдение и Литургию. Но сейчас всю ночь редко где служат, поэтому центральным становится праздничное Богослужение накануне праздника - бдение.
Воздвижение - это Господский (посвященный Господу Иисусу Христу) двунадесятый праздник. Поэтому его служба не соединяется ни с какой другой службой. Например, память Иоанна Златоуста переносится на другой день.
Интересно, что во время Утрени на Крестовоздвижение Евангелие читается не на середине храма, а в алтаре.
Кульминационный момент праздника - когда первенствующий священник или епископ, одетый в фиолетовое облачение, выносит Крест. Все молящиеся в храме целуют святыню, а предстоятель помазывает их святым елеем. Во время общего поклонения Кресту поется тропарь: «Кресту Твоему покланяемся, Владыко, и святое воскресение Твое славим».
Крест лежит на аналое до 4 октября - дня отдания Воздвижения. На отдание священник уносит крест в алтарь.
Молитвы Воздвижения Креста Господня
Тропарь Воздвижения Креста Господня
Спаси, Господи, люди Твоя и благослови достояние Твое, победы православным христианом на сопротивныя даруя и Твое сохраняя Крестом Твоим жительство.
Перевод:
Спаси, Господи, людей Твоих и благослови наследие Твое, победы верным над неприятелями даруя и Крестом Твоим сохраняя народ Твой.
Кондак Воздвижения Креста Господня
Вознесыйся на Крест волею, тезоименитому Твоему новому жительству, щедроты Твоя даруй, Христе Боже, возвесели силою Твоею верныя люди Твоя, победы дая нам на сопостаты, пособие имущим Твое оружие мира, непобедимую победу.
Перевод:
Вознесенный на Крест добровольно, соименному Тебе новому народу милости Твои даруй, Христе Боже; возвесели силою Твоею верных людей Твоих, подавая нам победы над врагами, в помощь имеющим от Тебя, оружие мира, непобедимую победу.
Величание Воздвижения Креста Господня
Величаем Тя, Живодавче Христе, и чтем Крест Твой Святый, имже нас спасл еси от работы вражия.
Молитвы Честному и Животворящему Кресту Господню
Молитва первая
Кресте Честный, хранитель души и телу буди ми: образом своим бесы низлагая, враги отгоняя, страсти упражняя и благоговение даруя ми, и жизнь, и силу, содействием Святаго Духа и честными Пречистыя Богородицы мольбами. Аминь.
Молитва вторая
О Пречестный и Животворящий Кресте Господень! Древле убо был еси казни позорныя орудие, ныне же знамение спасения нашего присно почитаемое и прославляемое! Како достойне возмогу аз, недостойный, воспети Тя и како дерзну преклонити колена сердца моего пред Искупителем моим, исповедая грехи свои! Но милосердие и неизреченное человеколюбие Распеншегося на тебе смиренное Дерзновение подает ми, да отверзу уста моя воеже славити Тя; сего ради вопию Ти: радуйся, Кресте, Церкве Христовы красота и основание, всея вселенныя - утверждение, христиан всех - упование, царей - держава, верных - прибежище, Ангелов - слава и воспевание, демонов - страх, губительство и отгнание, нечестивых и неверных - посрамление, праведных - услаждение, обремененных - ослаба, обуреваемых - пристанище, заблудших - наставниче, одержимых страстьми - раскаяние, нищих - обогащение, плавающих - кормчий, слабых - сила, во бранех - победа и одоление, сирых - верное покровение, вдов - заступниче, дев - целомудрия охранение, ненадеянных - надежда, недужных - врач и мертвых - воскресение! Ты, прообразованный чудотворящим жезлом Моисея, животворный источник, напаяющий жаждущия духовныя жизни и услаждающий наши скорби; Ты - одр, на немже царственно почил тридневно Воскресший Победитель ада. Сего ради и утро, и в вечер, и полудне прославляю Тя, треблаженное Древо, и молю волею Распеншегося на Тебе, да просветит Он и укрепит Тобою ум мой, да открыет в сердце моем источник любве совершенней и вся деяния моя и путие мои Тобою осенит, да выну величаю Пригвожденнаго на Тебе, грех моих ради, Господа Спасителя моего. Аминь.
Икона Воздвижения Креста Господня
Самый распространенный сюжет иконы Воздвижения Креста Господня сложился в русской иконописи в XV-XVI веках. Иконописец изображает большое скопление людей на фоне одноглавого храма. В центре на амвоне стоит Патриарх с поднятым над головой Крестом. Под руки его поддерживают диаконы. Крест украшен веточками растений. На первом плане - святители и все, кто пришел поклониться святыне. Справа - фигуры царя Константина и царицы Елены.
Митрополит Антоний Сурожский. Проповедь на день Воздвижения Креста Господня
Во имя Отца и Сына и Святого Духа.
Мы сегодня поклоняемся с трепетом и благодарностью кресту Господню. Как две тысячи лет тому назад, Крест Господень остается для одних соблазном, для других – безумием, но для нас, верующих и спасаемых Крестом Господним, он является силой, он является славой Господней.
Трепетен Крест Господень: это орудие жестокой, мучительной смерти. Самый ужас, который нас охватывает, когда мы взираем на орудие ее, должен нас научить мере любви Господней. Так возлюбил Господь мир, что Он Сына Своего Единородного отдал, для того чтобы спасти мир. И этот мир, после воплощения Слова Божия, после жизни Христовой на земле, после того, как Он провозгласил Божественное учение в слышание всех народов, и после того, как проповедь любви Он подтвердил, доказал смертью без злобы, смертью, к которой не примешалось ни одно мгновение противления, мести, горечи, – после всего этого наш мир уже не прежний. Его судьба не проходит трагически страшно и мучительно перед Божиим судом, потому что Сам Бог вошел в эту судьбу мира, потому что эта судьба наша теперешняя связала вместе Бога и человека.
И Крест нам говорит о том, как дорог человек Богу и как дорого стоит эта любовь. На любовь можно ответить только любовью, – ничем другим нельзя откупиться за любовь.
И вот перед нами стоит вопрос, вопрос совести пока, который в свое время станет вопросом, который Господь на Страшном суде нам поставит, когда Он встанет перед нами не только в славе Своей, но встанет перед нами изъязвленный за грехи наши. Ибо Судья, Который будет стоять перед нами, это Тот же Самый Господь, Который жизнь Свою отдал за каждого из нас. Что мы ответим? Неужели нам придется ответить Господу, что Его смерть была напрасна, что Крест Его не нужен, что когда мы увидели, как много нас любит Господь, у нас не хватило никакой ответной любви, и мы ответили Ему, что предпочитаем ходить во тьме, что предпочитаем руководиться страстями, похотьми нашими, что для нас дороже широкая дорога мира, чем узкий путь Господень?.. Пока мы живем на земле, мы можем себя обмануть, что есть еще время. Но это неправда, – времени страшно мало. Жизнь наша может оборваться в одно мгновение, и тогда начнется наше стояние перед судом Господним, тогда будет поздно. А теперь время есть: время есть, только если мы каждое мгновение нашей жизни превратим в любовь; только тогда, если мы каждое мгновение жизни превратим в любовь к Богу и любовь к каждому человеку, нравится он нам или нет, близок он нам или нет, – только тогда наша душа успеет созреть к встрече Господней.
Всмотримся в Крест. Если близкий нам человек умер бы за нас и из-за нас, разве наша душа не была бы до самых глубин потрясена? Разве мы не изменились бы? И вот: Господь умер – неужели останемся мы безучастны? Поклонимся Кресту, но поклонимся не только на мгновение: поклонимся, склонимся под этот Крест, возьмем, по мере наших сил, этот Крест на свои плечи, и пойдем за Христом, Который нам дал пример, как Он Сам говорит, чтобы мы за Ним последовали. И тогда мы соединимся с Ним в любви, тогда мы оживем страшным Крестом Господним, и тогда Он не будет стоять перед нами, осуждая нас, но спасая и вводя в бесконечную, торжествующую, победную радость вечной жизни. Аминь.
Храм Воздвижения Креста Господня в Алтуфьево
Адрес храма: Москва, Алтуфьевское шоссе, дом 147.
Старая церковь была сооружена на средства И.И. Вельяминова в 1760-1763 годах, потому что существовавшая ранее на этом месте «…издавна построенная каменная церковь во имя Софии и дочерей ее Веры, Надежды и Любови пришла в совершенную ветхость, – и от этой ветхости вся разселась…». Новый храм был с колокольней. В конце XVIII веке его перестроили.
Храм закрывался только на короткое время в годы Великой Отечественной войны. Святыни - особо чтимые иконы: список с Казанского образа Божией Матери и преподобного Макария Желтоводского (чудесно явилась у колодца сохранившегося источника на границе сел Алтуфьева, Бибирева и Медведкова).
Храм Воздвижения Креста Господня на Чистом Вражке
Адрес храма: Москва. 1-й Тружеников переулок, дом 8, строение 3.
Храм заложен в 1640 году в начале глубокого оврага на левом берегу Москвы-реки.
Каменный храм на месте деревянного строился 18 лет. Главный престол освятили в 1658 году.
В 1701 году каменный храм впервые перестроили. Композиция церкви продолжала традиции посадского строительства XVII века. В объеме здания, возможно, сохранились части стен предшествующего кирпичного храма, сооруженного в 1658-ом, когда территорию между улицей Плющихой и рекой занимали слободы, принадлежавшие ростовскому архиерейскому дому.
В течение двух столетий храм постоянно перестраивали, свой сегодняшний облик он приобрел в 1894-1895 годах. Большинство прихожан храма на тогдашней окраине города были дворовыми людьми, ремесленниками, солдатами. Однако принадлежали к приходу и представители знаменитых дворянских фамилий Мусиных-Пушкиных, Шереметьевых, Долгоруких. 25 мая 1901 года здесь венчался А. П. Чехов.
В 1918 году храм начали разграблять. Власти вывезли отсюда более 400 пудов серебряной утвари.
В 20-е годы в храме не раз совершал Божественную литургию святитель Тихон, Патриарх Московский. Служил здесь и , который был расстрелян в декабре 1937-го на Бутовском полигоне.
В 1930 году храм закрыли, настоятель протоиерей Николай Сарыевский был сослан. Купол и колокольню сломали, снесли богадельню и дом причта, а в помещении храма сделали общежитие. Настенная роспись была закрашена, а когда она начинала проступать сквозь побелку, ее сбивали. Но 70% росписи уцелело. К концу 2000-го, после возвращения Церкви и долгой реставрации, здание вновь приняло прежний архитектурный облик.
Воздвиженка - улица в Москве
Воздвиженка - улица между Моховой и площадью Арбатские ворота. В конце XIII - начале XIV веков по ней шла дорога на Волоколамск и Новгород. В середине XIV века Воздвиженка - часть торговой дороги в Смоленск. В XV - первой половине XVII веков улица называлась Орбата (вероятно, от арабского «рабад» - предместье).
В 1493 начало улицы около стены Кремля было расчищено на 110 саженей, в XVI веке на освобожденном месте уже стояли церковь Николы в Сапожке (снесена в 1838) и мелкие частные дворы. В 1547 впервые упоминается Крестовоздвиженский монастырь. Именно он дал новое название улице. В 1812 году обитель разорила наполеоновская армия. В 1814 году монастырь упразднили, а его соборный храм превратили в приходскую церковь.
В 1935-ом Воздвиженку переименовали в улицу Коминтерна, в 1946 - в улицу Калинина. В 1963-90 годах она стала частью проспекта Калинина. Сейчас улице вернули историческое название.
Крестовоздвиженский монастырь
Крестовоздвиженский монастырь располагался Москве, в Белом городе, на улице Воздвиженке. Первоначальное название - монастырь Воздвижения Честного Животворящего Креста Господня, что на Острове. Построили его не позже 1547 года.
Во время нашествия Наполеона обитель была разграблена захватчиками. В 1814 году ее упразднили, а соборный храм превратили в приходскую церковь. Крестовоздвиженскую церковь закрыта после 1929 года, а в 1934 году ее снесли. На месте церкви построили шахту Метростроя. Священника этого храма Александра Сидорова в 1931-ом арестовали. Он погиб в концлагере в Кеми.
Народные традиции праздника Крестовоздвижения
На Руси праздник Воздвижения Честного Животворящего Креста Господня объединял в себе церковные и народные традиции.
В этот день крестьяне рисовали кресты на дверях домов, клали маленькие деревянные крестики в ясли коровам и лошадям. Если не было крестика, его заменяли перекрещенные ветки рябины.
27 сентября называли также третьи Осенины или Ставров день. Это был заключительный день бабьего лета, третья и последняя встреча осени. «На дворе Воздвиженье, последняя копна с поля движется, последний воз на гумно торопится!». «На Воздвиженье шуба за кафтаном тянется!». «На Воздвиженье зипун с шубой сдвинется!». «Воздвиженье кафтан сымет, шубу наденет!». «Воздвиженье – последний воз сдвинулся с поля, а птица – в отлет!».
День был постным: «Кто на Воздвиженье постится, тому семь грехов простится», «Хоть на воскресный день придись Воздвиженье, а все на него – пятница-среда, постная еда!», «Кто не постит Вздвиженью – Кресту Христову – на того семь грехов воздвигнутся!».
Праздник Воздвижения именовали также «капустницами». «Смекай, баба, про капусту – Вздвиженье пришло!», «Вздвиженье-капустницы, капусту рубить пора!», «То и рубить капусту, что с Вздвиженья!», «У доброго мужика на Вздвиженьев день и пироги с капустой!», «На Вздвиженье первая барыня – капуста!». Еще приговаривали: «Ни Воздвиженской, ни благовещенской капусты мороз не бьет!». Молодежь устраивала «Капустенские вечерки»; они длились две недели.
Поговорки о Крестовоздвижении
Все поговорки и пословицы, приуроченные к празднику Воздвижения Креста, посвящены теме приближающейся осени либо строгому посту в этот день. Например: “Хоть на воскресный день придись Воздвиженье, а все на него – пятница-среда, постная еда!”, “Кто не постит Вздвиженью – Кресту Христову – на того семь грехов воздвигнутся!”, или: ” Смекай, баба, про капусту – Вздвиженье пришло!”, “На Воздвиженье кафтан с шубой сдвинулся, и шапка надвинулась”.
Приметы же, которые тоже связывают с этим праздником, как и любые другие суеверия, не имеют никакого отношения к церковному вероучению и Церковью осуждаются.