Как правильно подходить к плащанице богородицы. Что такое вынос плащаницы
В деталях о самой скорбной службе в году – протоиерей Сергей Ющик, первый пророектор КДАиС.
Плащаница. Положение во гроб. Османская империя. 1599 г. Греция. Афины. Музей Бенаки
– Отче, в каждом храме имеется Плащаница? Что она из себя представляет? Что символизирует?
– Плащаницей мы называем икону Спасителя, на которой изображен Иисус Христос, тело Которого подготовлено к погребению. В книгах Церковного Устава мы читаем, что износится в храме Плащаница или, если таковой нет, икона Иисуса Христа, и эта Литургическая святыня является главной на богослужении Великой Пятницы.
– Все Плащаницы разные, почему? С чем это связано?
– Действительно. Если мы посмотрим на Плащаницы в храмах XVIII– XIX вв., то увидим, насколько они разнообразны. В каждой выражены ментальные особенности определенной общины, поскольку Плащаница в древности являлась своеобразным творением искусства. Столько туда вложено труда и кропотливых стараний! И современные изображения Плащаницы стараются наследовать традиции древности. Поэтому такая особенная икона Иисуса Христа всегда масштабна и приукрашена узорами и вышивкой. И почти каждый храм имеет Плащаницу.
Одна из особенностей богослужения в Великую Субботу – все молитвы и ектении провозглашаются не перед Царскими Вратами, а именно перед Плащаницей. Она занимает центральное место в богослужении этих святых дней.
– Плащаница – это свидетельство главного чуда – воскресения Христова?
– Плащаница – это Литургическая возможность не просто вспоминать об Иисусе Христе, а стать непосредственными участниками погребения и свидетелями воскресения Иисуса Христа.
Прп. Симеон Новый Богослов ровно 1000 лет назад в проповеди заметил, что в песнопении «Воскресение Христово видевше», которое мы поем на воскресных богослужениях и неоднократно за Пасхальным богослужением, акцентируется внимание на «видевше», не слышавши, не перескаживши, а видевши. Т. е. каждый православный христианин во время богослужения является непосредственным участником и свидетелем.
– Когда традиционно проходят службы изнесения и погребения Плащаницы?
– За вечерним богослужением Великой субботы. Маленькое уточнение: сутки государственные начинаются в 00 часов 00 минут, а богослужебный день – вечером. Поэтому в пятницу после обеда совершают вечерню Великой Субботы. И именно на этом богослужении торжественно износится на середину храма Плащаница для поклонения верующим. Сразу читается Повечерие с каноном на Плач Богородицы, который является своеобразным шедевром поэтического воспевания скорби каждого человека о величайшей трагедии человечества – смерти. И эта скорбь заложена в уста Богородицы, которая провожает Своего Сына для положения во гроб.
Далее Плащаница используется также еще в одном богослужении, которое называется утреня Великой субботы – воспоминание непосредственно не просто снятия с креста Спасителя, а именно самого погребения. Поскольку это богослужение завершается крестным ходом, который прообразует то маленькое шествие Никодима и прав. Иосифа Аримафейского с женами-мироносицами для возложения тела Спасителя в новом гробе возле подножия у Гефсиманской горы.
– Т. е. мы как бы заново переживаем все те исторические события?
– Мы говорим всегда о Голгофской жертве как о вневременном событии, которое хоть и происходило в истории, не имеет для человечества исторических и географических рамок, потому что Христос распялся для всех и воскрес для всех. Поэтому каждый из нас этим богослужением словно погружается в саму суть происходящих событий потому, что они сакраментальны и человек должен поверить в победу Христа над смертью и воскресение человечества. Апостол Павел называет Христа первенцем, первым их тех, кто воскресает.
– В котором часу проходят эти службы? Время определено Церковью?
– Традиционно Устав предписывает нам временные рамки совершения этих богослужений – в пятницу после обеда, по традиции с 14.00. За вечерним богослужением износится Плащаница для поклонения верующим. И ближе к вечеру или в некоторых храмах ночью с пятницы на субботу совершается богослужение погребения Плащаницы.
– Великая Пятница – день особого поста…
– Да, в пятницу православные придерживаются строгого поста: вкушается пища без подсолнечного масла. Также в этот день не положено принимать еду, пока не приложитесь к Плащанице Спасителя.
– Чем и когда заканчиваются эти скорбные службы?
– Плащаница лежит до начала Пасхального богослужения, которое начинается непосредственно Полуночницей и служится перед Пасхальным Крестным ходом. Во время пения 9-й песни канона, когда звучат слова: «Восстану бо и прославлюся» – духовенство поднимает Плащаницу и торжественно заносит Ее в алтарь. После этого в алтаре начинается пение: «Воскресение Христово видевше, Ангелы поют на небеси…»
– Любой ли человек может приложиться к Плащанице?
– Плащаница, как икона, является святыней для православного человека. И каждый может почтить Ее своим целованием или молитвой. Согласно предписаниям духовенства, основные сакраментальные моменты уставных богослужений совершаются возле Плащаницы: чтение апостолов, Евангелий, молитв, ектений.
Беседовала Наталья Горошкова
Количество записей: 269
Здравствуйте. Хочу сделать божницу в доме. Какие иконы лучше поставить?
Константин
Здравствуйте, Константин! Поставьте иконы Спасителя и Божьей Матери, а также иконы святых, особо чтимых в Вашей семье.
иерей Владимир Шлыков
Помогите советом, отец. Я живу в гражданском браке 9 лет, есть дочь. Человек вроде православный, молиться, в церковь ходит, пост держит, но жениться и венчаться не хочет, меня это тяготит. А также ответственность за семью брать не хочет, считает, что мужчине можно изменять. Что мне делать, расстаться иди ждать, когда он образумится?
Ольга
Ольга, православный - это тот, кто любит Христа. "Если любите Меня, соблюдите Мои заповеди" (Ин.14.15) . "Нелюбящий Меня не соблюдает слов Моих" (Ин.14.24) . Не исполняющий заповеди Христовы не любит Христа, а не любящий Христа - не православный, как бы он себя ни называл и сколько бы свечек ни ставил всем святым, купно и раздельно. В блуде жить нельзя, Вы разрушаете свою душу, лишаете себя даже возможности вкусить того несказанного блага, которое дает Бог любящим Его. И еще - очень важно, - заражаете этой заразой свою дочь. Скажите своему сожителю, чтобы решил: если он действительно мужчина, пусть проявит свойства мужские - способность принимать решения и нести за них ответственность. Или в ЗАГС, или прощай.
иерей Александр Белослюдов
Скажите, почему Бог, зная то, что я хочу найти девушку и жену, не может помочь в этом? Все время я один, и никто не обращает на меня внимания, хоть вроде все на месте, лицо нормальное, в чем дело? Может, это быть проклятие?
Виктор
Здравствуйте, Виктор. Не следует рассматривать Бога как "исполнителя желаний". "Бог благ и только благое творит, вредить же никому не вредит", (Антоний Великий. О доброй нравственности и святой жизни. Глава 150). И Вам Он желает только блага. Просто Ваше желание, будучи осуществлено, уведет Вас от этого блага. "Ищите прежде Царства Божия и Правды Его, и все необходимое, для этой временной жизни, приложится Вам (Мф. 6.33) . Доверьтесь Богу и живите о Евангелию, вся жизнь Ваша тогда устроится наилучшим образом, но, не по Вашим сиюминутным хотениям, которых у всех более чем достаточно, а по Промыслу Божию.
иерей Александр Белослюдов
Здравствуйте, уважаемые батюшки! У меня такой вопрос - я давно верю в Бога, долгое время ходила в церковь и участвовала в таинствах, но потом впала в грех (плотский), после грех исповедала и причастилась, но прошло 2 года, и я опять согрешила этим грехом. Я была на исповеди, но причащаться не стала, мучают мысли, что недостойна, и к тому же, сомнения насчет того, что никогда больше не согрешу этим. Можно ли мне причащаться, если да, то когда, или, может, подождать какое-то время (год или больше), чтобы окончательно возненавидеть грех?
Светлана
Светлана, если у Вас есть намерение оставить этот грех, то причащаться можно. И да поможет Вам Господь этот грех оставить совершенно. Ждать для причастия ничего не надо, эти мысли от лукавого. Исповедались, взяли благословение священника – и ступайте к Чаше. Вот только так, с Божией помощью, подаваемой в Святых Тайнах, Вы грех и возненавидите, и совершенно оставите.
игумен Никон (Головко)
Здравствуйте! Я Вам сейчас опишу человека, мне нужно Ваше мнение о нем. Это массажист, хороший массажист, скорее, костоправ. он занимается массажем более 30 лет. Помог многим людям. И сейчас, в свои 70 с лишним лет, у него нет отбоя от клиентов. Он верующий, крестик носит. Но он не отрицает и других способов для выздоровления: неконтактный массаж, лечение биополем, хиромантия, гороскопы, лечение минералами, траволечение. Как церковь относится к таким специалистам? Не совершаю ли я грех, пользуясь его лечением?
Иулия
Да уж, Иулия, специалист! Церковь относится к таким "специалистам" резко отрицательно, называет их колдунами и чернокнижниками, кем они, собственно, и являются, и считает их людьми, противящимися Богу и наносящими другим людям духовный вред.
игумен Никон (Головко)
Здравствуйте! У меня случилась следующая история. Знакомая предложила быть крестным ее дочери. Уже во время самого таинства, при записи в церковную книгу, я узнал, что будет два крестных отца и две крестных матери. Меня это обстоятельство очень смутило. Получилось, что знакомая пригласила крестных "про запас"... Скажите, по церковным канонам наличие двух крестных отцов допустимо? Честно говоря после этого случая я перестал общаться со знакомой.
Юрий
Нет, Юрий, это совершенно недопустимо. На самом деле крестными, или восприемниками, являются те, кто присутствовал на Таинстве крещения и действительно воспринимал младенца от купели, и в дальнейшем будут воспитывать и наставлять ребенка в православной вере, а не те, кто просто был записан в метрическую книгу, но при этом в храме даже и не был.
игумен Никон (Головко)
Христос Воскресе, батюшки! 28 апреля 2013 года умер мой двоюродный брат. Ему было 29 лет. Причина смерти - туберкулез. Знаю, что это не причина, а следствие. Причиной был алкоголь, за счет чего была упущена сама болезнь. Мне не дает покоя мысль, что я ему могла помочь, но не сделала этого, в виду того, что или занята была, или же просто думала, что от алкоголя он избавится сам. Места себе не нахожу от своего безразличия в то время. Сейчас так хотелось бы вернуться назад, хотя бы на месяц до его смерти, и все исправить, но нет такой возможности, к сожалению. Как мне замолить мой грех перед братишкой? Что сделать, чтобы душа моя успокоилась и я в очередной раз не навредила ему своей скорбью? С уважением.
Елена
Елена, во-первых, брат Ваш сейчас очень нуждается в Вашей молитвенной помощи, так как, судя по Вашему рассказу, в вечность с его душой пошли и те страсти, в которых он не смог раскаяться при жизни. Молитесь за брата, поминайте и в храме, подавайте записки на Литургию, если крещен, и дома, – это долг нашей взаимной любви к нашим родственникам. Именно так Вы сможете доставить Вашему брату настоящую радость и неоцененное благо, а вместе с тем и благодаря этому успокоится и Ваша душа.
игумен Никон (Головко)
Добрый день! Знаю, что христианину очень важно контролировать свои помыслы. Но очень часто бывают такие периоды, когда в голове, как в муравейнике, происходит какое-то роение. И бывает, что просто даже нехотя и совершенно неосознанно приходят дурные мысли, и даже богохульные. Я сразу прошу прощения у Господа и думаю, как же я могла так совершенно невольно в нехорошей ситуации оказаться? Что делать? Благодарю.
Ксения
Ксения, то, что Вы описываете, называется духовная брань: внезапно мы ощущаем в своем сознании помыслы или образы, всеваемые от диавола. До тех пор, пока мы не собеседуем с этими помыслами и не удерживаем их во внимании, греха нет, но если начинаем их развивать или как-то на них концентрироваться, тогда уже грешим. Вам постепенно нужно научиться не обращать внимания на такие мимолетные помыслы, и они будут также легко улетучиваться из сознания, как и появляются.
игумен Никон (Головко)
Здравствуйте! Родилась я 28 августа. Однажды в церкви служащая сказала мне, что я не должна праздновать свой день рождения в этот день, так как это день Успения Пресвятой Богородицы. Права ли она? И можно ли мне вышить икону "Успение Пресвятой Богородицы" и где повесить эту икону в доме? Спасибо.
Светлана.
Светлана, Успение пресвятой Богородицы - это Великий двунадесятый праздник, и мы празднуем этот день. Это окончание Успенского поста, и, конечно, можно в этот день праздновать свой день рождения. Некоторые почему-то считают, что это день скорби, но это не так, это ложное понимание праздника. Спокойно отмечайте свой день рождения. Иконы вышивать нужно с благословения священника, подойдите в храме и попросите. Можно повесить там, где Вам удобно молиться.
иеромонах Викторин (Асеев)
Доброго дня! Скажите, можно ли с молитвой обращаться к умершим молитвенникам, еще не причисленным к лику святых, например, Паисию Святогорцу, очень его почитаю. Спаси Бог.
Марина
Марина, в данном конкретном случае я думаю, что Паисий Святогорец, бесспорно, святой человек, и его канонизация - дело времени. Я думаю, что к нему можно обращаться с молитвенной просьбой, но пока - только дома.
иеромонах Викторин (Асеев)
Здравствуйте. Однажды, когда я был в подавленном состоянии, я пошел в церковь и поклялся, но теперь я понял, что не могу выполнить клятву. Можно ли отменить ее?
Дмитрий
Дмитрий, Святые отцы нас учат, чтобы мы не давали поспешно каких-либо обещаний Богу и людям, и тем более, не клялись. Покайтесь в церкви на исповеди у священника, и Господь простит Вам, и Ваша клятва отменится, а впредь будьте осмотрительны к своим словам.
иеромонах Викторин (Асеев)
Здравствуйте. Я крестил у друга сына. Может ли друг крестить мою дочь, и если нельзя, то почему?
Сергей
Сергей, быть крестным - это большая ответственность перед Богом за своего крестника. Крестные должны молиться за своих крестников, воспитывать их в православной вере. Ваш друг может быть крестным у вашей дочери, никаких препятствий нет.
иеромонах Викторин (Асеев)
Доброе время суток! Подскажите, пожалуйста, в родительский день нужно ли на кладбище устраивать поминальную трапезу? Накрывать стол и кушать как бы вместе с ушедшим? Даже символически, не имеется в виду накрывать стол и пир горой. Как правильно...??? подскажите пожалуйста
Олеся
Олеся, строго говоря, помин усопших - это Ваша и церковная молитва. Не стоит устраивать трапезу на кладбище. Можно посетить кладбище, помолиться там за усопшего, а поминальную трапезу устроить дома.
иеромонах Викторин (Асеев)
Христос воскресе! На пасхальной службе я была (не намеренно) без креста. Странным и незаметным образом с меня "снялась" цепочка с крестиком. Обнаружилось это только на следующий день, т. е. 5. 05. Но меня беспокоит не это, а то, что на Причастие я пошла, не имея на себе креста, хотя на тот момент и не подозревала об этом. Насколько это плохо? Нужно ли это исповедовать?
Елена
Елена, воистину Воскресе! Да, конечно, ко причастию нужно подходить с крестом на груди. Но Вы же не по своей воле это сделали, Вы были в неведении, и поэтому большого греха в этом нет, не переживайте. Для успокоения своей души скажите это на исповеди. На будущее - надевайте крепкую цепочку или веревочку, и когда ходите на Причастие, проверяйте, чтобы всегда был на Вас крест.
иеромонах Викторин (Асеев)
Добрый вечер! Подскажите, пожалуйста, можно ли крестить ребенка в сорокадневный траур (умерла бабушка)? Сорок дней будет 20 апреля, а мы хотели бы покрестить 19 апреля. И есть ли вообще какие-то ограничения для крещения?
Ирина
Ирина, по церковному уставу крестить ребенка нужно на 8-й день после рождения. Крестить можно в любой день, без ограничений. Траур крещению не помеха. Смело крестите вашего ребенка, а 20 апреля помяните бабушку по-православному: в церкви закажите панихиду. Думаю, Ваша бабушка была бы только рада, что и детей обратите в православную веру, и за нее помолитесь. Только о крещении заранее договоритесь в том храме, где хотите крестить.
иеромонах Викторин (Асеев)
Здравствуйте! Я с Пасхи оставила свечку, которая горела на пасхе, а 12 мая зажгла ее за упокой умерших, что мне делать, ведь так нельзя, мне сказали. И скажите, пожалуйста, когда правильно умерших поминать? Спасибо!
Наташа
Наташа, Вам нужно изучать православие и церковные службы. В церкви есть литература, из которой можно более подробно узнать, как правильно поминать усопших и как за них молиться. Свечка – это не сама молитва, а только ее символ. За усопших нужно подавать записки в церкви, и дома молиться о них. Приобретите себе молитвослов, читайте утренние и вечерние молитвы каждый день.
иеромонах Викторин (Асеев)
Святая плащаница — это икона Христа в гробнице. На святой плащанице кровавыми буквами выписана история спасения человеческого рода! Поклонение святой плащанице и ее целование является очень глубоким духовным переживанием и возможностью восстановить свою веру в Христа и любовь до Господа, который от любви к нам умер на кресте. Как правильно целовать плащаницу.
«Благообразний Йосиф, з дерева знявши пречистеє тіло Твоє плащаницею чистою обвив і ароматами, в гробі новім, поклавши, положив» (Тропар великої пятниці). Богослуження Великої пятниці характеризуються гарними обрядами, зворушливими наспівами і глибоким змістом. Головна їх тема — це муки і смерть Господа нашого Ісуса Христа.
в Свято-Георгіївському храмі міста Львова (вул. Короленка 3) .
В осередку величних відправ і зворушливих обрядів Великої п’ятниці стоїть свята плащаниця. Ця свята ікона Христа в гробі стала складовою частиною обрядів вечірні Великої пятниці й утрені Великої суботи. Свята плащаниця говорить нам і про строгу Божу справедливість і про безконечну Божу любов і безмежне милосердя до, грішних.
Плащаниця
Как правильно целовать Плащаницу.
Історія Святої Плащаниці
Плащаниця це ніщо інше, як те простирало чи саван, у якому було завинуто мертве Тіло Христа Господа, коли його покладено до гробу. Грецький звичай зображати на покрові (воздух) ікону Христа в гробі прийшов до нас у XIV віці разом з єрусалимським уставом — це дає початок нашій плащаниці. Наші побожні предки, співаючи похоронну пісню на честь Спасителя хотіли не тільки переживати її духом, але й бачити його ікону зложення до гробу.
Свята Плащаниця
Тепер на нашій плащаниці, крім ікони Христа в гробі, зображають ще й Богородицю, Йосифа з Ариматеї й побожних жінок, що брали участь у похороні Ісуса Христа. А довкола плащаниці видніються слова тропаря Великої п’ятниці: «Благообразний Йосиф…»
Обряд виносу й покладення Плащаниці
Обряд виносу й покладення Плащаниці відбувався так: на вечірні Великої п’ятниці був обхід довкола церкви з плащаницею, яку несли за чотири кінці священники або старші парафіяни. Після обходу плащаницю клали на окремий до того приготований стіл посередині церкви. При кінці вечірні в часі трикратного співу «Благообразний Йосиф…» усі на колінах приступали до святої плащаниці й побожно її цілували. Божий гріб був прикрашений квітами й лампадками, а за ним стояв хрест без Розп’яття з обрусом на його перехресті.
Туринська плащаниця - це лляне полотно прямокутної форми розміром 4,41 х 1,13 м. На полотні зберігається відбиток / зображення померлого чоловіка Ісуса Христа Господа в наслідок серії тортур, що закінчилися його розп’яттям.
За традицією Плащаниця є тим полотном, про яке говорить Євангеліє, що послужило для того, щоб огорнути тіло Ісуса, знятого з хреста, і покласти у труну. Плащаниця представляє історію спасіння людства, яку Бог здійснив через хресну смерть та воскресіння свого Сина. Святе Полотно допомагає розважити та пізнати краще драматичний момент смерті Христа. Папа Іван Павло ІІ назвав Плащаницю «дзеркалом Євангелії».
У нашому народі свята плащаниця користується справді великим почитанням і любов’ю. Загал наших вірних дотримуються у Велику пятницю повного посту і приступає натще до святої плащаниці , наче до святого причастя. До неї приходять не інакше, як на колінах і то часто аж від вхідних дверей церкви.
Поклоніння святій плащаниці і її цілування для наших вірних це справді глибоке духовне переживання і нагода відновити свою віру в Христа й любов до Господа, що з любові до нас умер на хресті.
На русском языке о Плащанице
Плащаница это ничто иное, как то простынь или саванн, в котором было завинуто мертвое Тело Христа Господа, он положен в гроб. Греческий обычай изображать на покрове (воздухе) икону Христа во гробе пришел к нам в XIV веку вместе с иерусалимским уставом — это дает начало нашей плащаницы. Наши благочестивые предки, которые пели погребальную песню в честь Спасителя хотели не только переживать ее духом, но и видеть его икону изложения ко гробу.
Поклонение Плащанице …
Теперь на нашей плащаницы, кроме иконы Христа во гробе, изображают еще и Богородицу, Иосифа из Аримафеи и набожных женщин, принимавших участие в похоронах Иисуса Христа. А вокруг плащаницы виднеются слова тропаря Великой пятницы: » Благообразный Иосиф …»
Обряд выноса и возложение Плащаницы происходил так: на вечерние Великой пятницы был обход вокруг церкви с плащаницей, которую несли за четыре угла священники или старшие прихожане. После обхода плащаницу клали на отдельный к тому приготовленный стол посреди церкви. При конце вечерни во времени трехкратного пения «Благообразный Иосиф …» все на коленях приступали к святой плащаницы и благоговейно ее целовали. Божий гроб был украшен цветами и лампадками, а за ним стоял крест без Распятие с скатертью на его перекрестке.
По традиции Плащаница является тем полотном, о котором говорит Евангелие, что послужило для того, чтобы окружить тело Иисуса, снятого с креста, и положить в гроб. Плащаница представляет историю спасения человечества, которую Бог совершил через крестную смерть и воскресение Сына Своего. Святое Полотно помогает развлечь и узнать лучше драматический момент смерти Христа. Папа Иоанн Павел II назвал Плащаницу «зеркалом Евангелии».
Тури́нская плащани́ца
- христианская реликвия, четырёхметровое льняное полотно, в которое, по преданию, Иосиф из Аримафеи завернул тело Иисуса Христа после его крестных страданий и смерти (МФ 27 59-60). В настоящее время хранится в соборе Святого Иоанна Крестителя в Турине.
Свята Плащаниця
Целование плащаницы обладает чудодейственными свойствами — очень много верующих получили исцеления от многих болезней и приклавшись в храме к святой плащанице Господа нашого Иисуса Христа!
При еженедельной исповеди и принятии св.Причастия и при каждодневной у человека есть все шансы остаться здоровым и дожить до глубокой старости…
Молитва к Ангелу каждый день защищает вашу жизнь
Молитва к Ангелу каждый день защищают вашу жизнь:
Ангеле хоронителю мій
Ти все біля мене стій
Рано ввечір вдень і вночі будь мені до
Ангеле схорони моє тіло, схорони мою душу і
заведи мене до вічного щастя в небі. Амінь.
На русском языке о Плащанице
Богослужение Великой пятницы характеризуются хорошими обрядами, трогательными напевами и глубокими содержанием гимнами и стихирами. Главная их тема — это муки и смерть Господа нашего Иисуса Христа.
«Днесь висит на дереве, — поем на 15 антифоне утрени Великой пятницы, — Тот, что на водах землю повесил. Венцом с тернии венчается — Царь ангелов. В ложно багряницу одевается Тот, что небо одевает облаками. Достает поличник Тот, что в Иордане освободил Адама. Гвоздями пригвозджений — Жених церкви. копий проколот — Сын Девы. Поклоняемся страстям Твоим, Христе, поклоняемся страстям Твоим, Христе, поклоняемся страстям Твоим, Христе, покажи нам и славное Твое воскресение «.
В очаге величественных служб и трогательных обрядов Великой пятницы стоит святая плащаница . Эта святая икона Христа во гробе стала составной частью обрядов вечерние Великой пятницы и утрени Великой субботы. При тех служб мы особенно публично чтим святую плащаницу, потому что на ней кровавыми буквами выписана история спасения человеческого рода. Святая плащаница говорит нам и о строгой Божью справедливость и о бесконечной любви Божией и безграничное милосердие к нам, грешным.
Поэтому из виду на литургическое значение святой плащаницы годится несколько больше сказать о ее истории и обряд возложения.
ИСТОРИЯ СВЯТОЙ ПЛАЩАНИЦЫ
Вынос Плащаницы
Использование святой плащаницы в Богослужбах Великой пятницы и субботы так как мы ее теперь почитаем, относительно недавнее, имея за собой едва несколько лет, но своим происхождением она достигает самой смерти Иисуса Христа. Плащаница это ничто иное, как то простыню или саван, в котором было завинуто мертвое Тело Христа Господа, он положен в гроб. Восточная Церковь в службах Великой пятницы и субботы не знала плащаницы почти полторы тысячи лет!
Христиане иерусалимской Церкви первых веков почитали в Великую пятницу крестное дерево, которое в начале IV века нашла святая Елена, мать императора Константина. Обряд того почитания записала нам паломница IV века Сильвия Аквитанская. В ее дневнике паломничества читаем, что в Великую пятницу епископ в окружении диаконов садился на престоле, поставленном на Голгофе, где был распят Христос. Перед ним ставили застеленный стол, а на столе клали святое крестное дерево и надпись, которая была на кресте. Епископ государств конце рощи в своих руках, а верные друг за другом подходили к столу, делали земной поклон, касались креста и надписи своими лбами и глазами, а затем целовали крест и отходили.
Обычай почитать святой крест в Великую пятницу перешел позже греческой Церкви. В Великую пятницу во времени утрени после 5 страстной Евангелия, когда пели стихиру «Днесь висит на древе …», священник или епископ выносил из святилища запрестольный крест и ставил его на середине церкви. При пении слов стихиры: «поклоняемся страстям Твоим, Христе», — священник и все верные делали три земные поклоны и целовали святой крест.
Под влиянием Восточной Церкви почитание святого креста в Великую пятницу в середине VII века перешло к Западной Церкви, где практикуется и сегодня.
Во время святого Литургии Восточная Церковь накрывает на проскомидии Честные Дары большим прямоугольным покровом. Этот покров, который называют также воздухом, иерусалимская Церковь начала употреблять в Литургии по святого Саввы освящен († 532), создателя иерусалимского богослужебного устава. Святой Герман, цареградский патриарх (713-730) учит, что воздух является символом того камня, которым Иосиф из Аримафеи прикрыл Господень гроб. А за Симеоном Солунским († 1429), воздух — это символ нагого и мертвого Иисуса, которого несут к могиле. Поэтому, говорит он, на воздуси порой изображено возложение Христа во гроб. На Большом В ходе диакон несет этот воздух перед Честными Дарами. А потом священник накрывает им чашу и хлеб на престоле и при этом тихо отказывает тропарь «Благо-образный Иосиф …».
Этот греческий обычай изображать на воздуси икону Христа во гробе пришел к нам в XIV веку вместе с иерусалимским уставом. И это он дает начало нашей плащаницы.
По предписаниям иерусалимского устава тропарь «Благообразный Иосиф» поется также на вечерние Великой пятницы и на утрени Великой субботы. Похоже, что наши благочестивые предки, воспевая эту похоронную песню в честь Спасителя, хотели не только переживать ее духом, но и глазами видеть его икону зложення ко гробу. Поэтому за тем тропарем сначала на утреню Великой субботы, а затем и на вечернюю Великой пятницы приходит также через свое символическое значение и воздух, наша первая плащаница.
История Святой Плащаницы
В XVI в. появляется обычай нести воздух-плащаницу с иконой мертвого Иисуса во время входа с Евангелием на большом славословии утрени Великой субботы. Вход заканчивался пением «Благообразный Иосиф …», поклонами и целованием воздуха-плащаницы. После утрени его снова ставили вместе с Евангелием на престол. В этом веке воздух с иконой Христа во гробе у нас называется плащаницей.
Обряд почитания святой плащаницы перенесено впоследствии с утрени Великой субботы на вечернюю Великой пятницы. Это произошло, видимо, потому, что тропарь «Благообразный Иосиф» в службах страстной недели поется первый раз в вечерние Великой пятницы.
Теперь на нашей плащаницы, кроме иконы Христа во гробе, изображают еще Богородицу, Иосифа из Аримафеи и благочестивых женщин, принимавших участие в похоронах Иисуса Христа. А вокруг плащаницы виднеются слова тропаря Великой пятницы: «Благообразный Иосиф …».
ОБРЯД ВОЗЛОЖЕНИЯ ПЛАЩАНИЦЫ
В наших рукописных уставах до XVI века ничего не сказано о обряд возложения святой плащаницы, потому что она только начинала входить в практику. Поскольку святая плащаница вошла в отправь вечерние Великой пятницы и утрени Великой субботы не отдельным предписанием, а обычаю Церкви, то до сих пор нет одного обряда возложения плащаницы, потому что разные Церкви создали свои обычаи. Почитание святой плащаницы в XVII-XVIII вв. становится общей практикой и обычаем всей Восточной Церкви.
Обряд выноса и возложение плащаницы, за типика в. Дольницкого, проходил в кафедральных церквях Галичины так: на вечерние Великой пятницы, во время пения стихиры на стиховне «Тебя одиющагося миром яко ризою …», был обход вокруг церкви с плащаницей, которую несли по четыре конце священники или старшие прихожане. После обхода плащаницу клали на отдельный к тому приготовленный стол посреди церкви. При конце вечерни во времени трехкратного пения «Благообразный Иосиф …» все на коленях приступали к святой плащаницы и благоговейно ее целовали. Божий гроб был украшен цветами и лампадами, а за ним стоял крест без Распятие с скатертью на его перекрестке.
Отец Дольницкий вспоминает также, что у нас, в Галичине, был обычай при обходе с плащаницей нести и Святые Тайны, которые затем ставили для почитания или на Божьем гробе, или на престоле. Он замечает, что этот обычай взят от латинской Церкви. Обычай выставлять Таинства при плащаницы вполне несовместим ни с духом Великой пятницы, ни с духом Восточной Церкви. Святая плащаница является как раз символом Иисуса Христа во гробе, поэтому здесь нет места на публичное почитание Святых Тайн. Западная Церковь в Великую пятницу кое устраняет Таинства с кивота и оставляет его открытым на знак, что там нет Христа, потому что Он в гробу.
Типик А. Никиты говорит, что на Закарпатье при обходе с плащаницей сам священник несет ее на своих плечах и держит ее двумя руками на голове, а второй ее конец пиддержуе два человека. Обход бывает только один раз.
Плащаница
На Восточной Украине и в России в Великую пятницу на вечерние при пении «Благообразный Иосиф» только выносят святую плащаницу на середину церкви, а сам обход с плащаницей происходит при большом славословии на утрени Великой субботы. Во время обхода священник несет святую плащаницу на голову и под ней еще держит Евангелие, которое затем кладут на плащаницу при Божьем гробе.
Святую Плащаницу, бывает, выставляют для почитания до воскресной утрени. Перед утреней, после службы надгробного, плащаницу заносят в святилище и кладут на престол. Нету отдельного предписания, где надо ставить святую плащаницу в воскресной времени. Одни церкви держат ее на престоле в Томина воскресенья, а затем помещают за престолом на стене над горным седалище. В других церквях плащаница стоит на престоле в воскресенье Мироносиц. В наших церквях плащаница лежит на престоле до отдания праздника Пасхи, то есть 40 дней, в знак Христова 40-дневного пребывания на земле после своего воскресения.
В нашем народе святая плащаница пользуется действительно большим почитанием и любовью. Общественность наших верных придерживается в
Большую пятницу полного поста и приступает натощак в святой плащаницы, как к святому причастию. К ней приходят не иначе, как на коленях и то часто даже от входной двери церкви. Круг Божьего гроба обычно стоит почетный сторожа наших молодежных и старших организаций, иногда даже всю ночь с Великой пятницы на субботу. Поклонения святой плащаницы и ее целование для наших верных это действительно глубокое духовное переживание и возможность восстановить свою веру во Христа и любовь к Господу, что из любви к нам умер на кресте.
Надгробный стихиры при возложении ПЛАЩАНИЦЫ
Туринская Плащаница
«Тебя, что светом, словно ризой, одеваешься, снял Иосиф с Никодимом, видя мертвого, нагого, непогребенным, плачем заплакали и, рыдая, сказали:» Ох горе, наш сладкий Иисусе! Увидев Тебя на кресте повисшей, солнце немедленно мраком покрылось и земля от страха задрожала и церковная завеса разорвалась. А теперь вижу Тебя, что для меня сам пошел на смерть. Как же похороню тебя, Боже? Или какой плащаницей оберните? Какими руками диткнуся Твоего нетленного Тела? Или какую песню спою при Твоей смерти, Щедрый? Величаю Твои страсти, песнями славлю Твое погребение с воскресением, и зову: «Господи, слава Тебе».
Как молиться возле Плащаницы
https://youtu.be/qvfZ3OZkqKo
В Великую пятницу, которая в этом году выпадает 18 апреля, для общецерковного почитания выносят святую плащаницу. Верные в течение двух суток — до праздника Пасхи — приступают к этой святыне и поклоняются ей . По своему происхождению плащаница, конечно же, корнями времени Страстной пятницы, и символизирует то погребальный саван, в котором было завернуто тело Спасителя. В православном понимании сегодня плащаница — это иконографическое, художественное изображение во гробе тела Спасителя нашего Иисуса Христа после того, как его сняли с креста. Обычно, плащаницу делают большого размера, обычно из бархата, немного меньше размера человека, а по всем четырем сторонам плащаницу венчает надпись тропаря: «Благообразный Иосиф» … Используется плащаница Спасителя во время богослужений Великой пятницы и Великой субботы (до пасхальной полуночной службы, после которой относится в алтарь, на престол). Также, существует плащаница Пресвятой Богородицы, которая используется на богослужения праздника Успения.
Плащаница
Современный Церковный устав Православной Церкви детальных сведений о том, каким образом должен происходить вынес плащаницы не говорит. Скорее всего, не более полутора тысяч лет Церковь не знала такого обряда. Ну, а тот факт, что вынесение святой плащаницы в Великую пятницу совершалось в разных церквях различными способами, еще раз подтверждает это мнение. Зато Типикон вспоминает о выноса плащаницы в Великую субботу после великого славословия. Нет сведений об обрядах пятницу в греческих, украинских или старословянськои Типикона. По крайней мере, исследователи вспоминают лишь о Типикон патриархов Иоакима и Иоанна (не позднее 1696), где уже были сведения об этом обычае, который очевидно именно благодаря этому утвердился во всех церквах.
Интересно, что в одном из самых известных исторических, литургических памятников Церкви — записях паломницы IV века Сильвии Аквитанкы упомянуто, что Великой пятницы епископ, очевидно Иерусалимский патриарх, в окружении диаконов садился на кафедре поставленной у Голгофы. Перед ним ставили застеленный стол, а на столе клали святое крестное дерево и надпись, которая была на кресте. Епископ государств конце рощи в своих руках, а верные друг за другом подходили к столу, делали земной поклон, касались креста и надписи своими лбами и глазами, а затем целовали крест и отходили.
Подобный обычай был и в Греческой Церкви, где епископ выносил для поклонения Святой Крест. При пении слов стихиры: «поклоняемся страстям Твоим, Христе», священник и все верные делали три земных поклона и прикладывались к Кресту. Под влиянием Восточной Церкви почитание святого креста в Великую пятницу в середине VII века перешло к Западной Церкви, где так практикуется и сегодня. Следует напомнить, что символизм плащаницы тесно связан с духовным содержанием использования покровы, а точнее — Воздуха при проскомидии. Очевидно, современный вид Плащаницы является увеличенным воздуха, с нанесенным на него иконы гроба Господня.
Плащаниця
Итак, среди нескольких известных чинов, сегодня повсеместно практикуется следующий. По окончании вечернего богослужения Великой пятницы совершается обряд выноса плащаницы. При пении тропаря «Благообразный Иосиф, сняв с креста Пречистое тело Твое, плащаницей чистой обвил, и, благовониями покрыв, в гроб новый положил» священнослужители трижды скорбной процессией обносят ее вокруг храма. Если священник один, то сам несет плащаницу на своих плечах и держит ее обеими руками на голове, а другой ее конец держат двое старших братьев, если есть необходимость.
Что касается практики греко-католических общин, то «типика» папского диакона Исидора Дольницкого (+1925) рассказывает об обычае, что раньше существовал в Галичине, что при обходе с плащаницей также несли и Святые Тайны, которые затем ставили для почитания или на Божьем гробе или на Престоле . Автор также отмечает, что этот обычай взят от латинской Церкви, и несовместимо ни с духом Великой пятницы, ни с духом Восточной Церкви. Святая плащаница является символом Иисуса Христа во гробе, поэтому здесь нет места на публичное почитание Святых Тайн. Западная Церковь в Великую пятницу кое устраняет Таинства с кивота и оставляет его открытым на знак, что там нет Христа, потому что Он в гробу.
Далее плащаницу заносят в храм, и по этому начинается читаться канон о распятии Господа и особый чин известный под названием «Плач Пресвятой Богородицы». Дальше — отпуст вечернее, и далее происходит поклонение духовенства и мирян плащаницы.
Сама плащаница, по традиции, возлагается посреди храма, перед Царскими вратами, таким образом, что Председатель Спасителя возвращена на север, а ноги — на юг. Поскольку праздника Плащаница является иконой, то поставляется не со стороны, но по самому центре от ворот так, как бы ее можно было бы сразу повесить на иконостас. В некоторых храмах священнослужители дополнительно покрывают плащаницу св.Евангелием, а саму Евангелием кладут на покров.
Также, нет четкого указания в Уставе Церкви относительно времени и места последующего хранения плащаницы. В одном случае ее хранят на Престоле в Фоминой недели, а дальше прячут в специальное место за престолом, преимущественно у Горного места. По другой традиции плащаница стоит на престоле в воскресенье женщин-мироносиц. В современной практике на плащанице совершаются богослужения до Вознесения Господня — сорок дней, в знак сорокадневного пребывания на земле Спасителя, после Воскресения.
Согласно традиции Православной Церкви, подходить к иконе принадлежит так. Дважды перекреститься, поцеловать ее, и перекреститься третий, последний раз. Целовать на иконах всегда нужно только изображение ручек и ножек. Целовать Пречистый лик (лицо) Спасителя, Божьей Матери или святых — запрещено. Таким образом, стоя на коленях перед плащаницей дважды осеняем себя крестным знамением, целуем руки Спасителя, Евангелие, ноги, и еще раз крестимся.
Кто-то предпочитает на коленях подходить к плащанице (в некоторых сельских храмах люди так делают), а другие подходят и поклоняются просто, как каждое воскресенье к иконам на тетраподе. Как вести себя верное? Церковь отвечает, что лучше всего следовать традиции конкретного храма или местности. Если существующий в храме порядок принято по благословению отца настоятеля, то его и следует неукоснительно соблюдать, считая правильным именно его, даже когда в соседнем селе делают по-другому. Ничего плохого нет в том, что к плащанице люди идут на коленях от самых дверей храма. Это наш давний благочестивый обычай, который вполне соответствует духу Великой пятницы — дня особого покаяния и строгого поста.
- Стоит в субботу уже после освящения куличей идти к плащанице? Ли это?
Прикладываться к Божьего Гроба (Плащаницы) можем до самого времени переноса ее на престол перед праздничной Пасхальной литургии. Собственно, вопрос здесь не в том, правильно ли идти к плащанице в субботу, а правильно освящать куличи раньше воскресенья. Даже если мы придем к выводу, что правильно, то должны помнить, что это всегда исключение из правил, а в обычных условиях такого быть не должно.
- Есть ли разница в католиков и православных по обращению перед плащаницей?
Скорее всего нет. Существующая разница в обрядах между греко-католиками не является более важной, чем между отдельными общинами в пределах одной Церкви. Конечно, так это может быть только когда священнослужители тщательно и с максимальным почтением придерживаются Церковного устава.
Богослужение возле Плащаницы. Богослуження біля Плащаниці.
До Львова привезли Плащаницю Пресвятої Діви Марії з Єрусалиму
У Львові з 5 по 7 листопада 2015року перебуватиме Плащаниця Пресвятої Богородиці – чудодійна ікона, яка зберігається в Єрусалимі, у Гефсиманському подвір’ї, що навпроти Храму Гробу Господнього. З благословення Блаженнішого Патріарха Святого града Єрусалиму та всієї Палестини Феофіла ІІІ одна із найбільших святинь Єрусалимської Церкви привезена до України. Зустріч чудодійної ікони Плащаниці Пресвятої Богородиці відбудеться 5 листопада о 12.00 год. у Свято-Георгіївському храмі Львова (вул. Короленка 3) , де вона перебуватиме до вечора 7 листопада.
За словами Патріарха Єрусалимського, Богородиця є найбільшою заступницею за рід людський, тому важливою є молитва до Пресвятої Діви перед такою шанованою святинею, в час, коли Україна переживає складні часи. Також благословляючи привезення Плащаниці до України, Блаженніший Феофіл запевнив про постійну молитву за Україну в Єрусалимі та побажав українцям у твердій вірі й молитві до Богоматері здобути мир і злагоду в державі.
Плащаниця вдруге відвідує Львів. Восени 2012 року близько 40 тисяч львів’ян вклонилися святині у Георгіївському храмі за одну добу її перебування.
Львів’ян запрошують на молитву до Пресвятої Богоматері про мир і злагоду в Україні за Богослужіннями, які триватимуть у храмі цілодобово!
Додамо, що святиня вже подорожує містами нашої держави в рамках проведення Хресного ходу «Україна під Покровом Богородиці». Її паломництво Україною завершиться у Дніпропетровську 27 листопада.
Розклад Богослужінь перед Плащаницею Богородиці у Свято-Георгіївському храмі Львова:
5 листопада
12:00 – зустріч Плащаниці.
Молебень Пресвятій Богородиці про мир в Україні.
13:00, 15:00 – Молебень за Вітчизну з акафістом Богородиці.
17:00 – Велика вечірня. Утреня з чином погребіння Плащаниці.
00:00 – Божественна Літургія за мир в Україні.
6 листопада
8:00 – Божественна Літургія.
17:00 – Вечірня. Заупокійна утреня з поминанням всіхпомерлих на Майдані та Сході України.
20:00, 22:00 – Молебень за Вітчизну з акафістом Богородиці.
00:00 – Заупокійна Божественна Літургія.
7 листопада
8:00 – Заупокійна Божественна Літургія.
9:30 – Панахида. Поминання всіх від віку спочилих та загиблих на Майдані і Сході України.
11:00, 13:00, 15:00 – Молебень за Вітчизну з акафістом Богородиці.
17:00 – Вечірнє Богослужіння.
Від’їзд Плащаниці.
плащаница8 112туринская плащаница3 004плащаница христа982плащаница богородицы866плащаница фото474плащаница иисуса453плащаница +в киеве449плащаница фильм426икона плащаница411плащаница иисуса христа364плащаница пресвятой богородицы318плащаница божией матери310плащаница 2015289александр плащаница244плащаница богородицы +в киеве238плащаница александра невского229туринская плащаница фото211смотреть плащаница205где плащаница192плащаница скачать184плащаница онлайн184плащаница смотреть онлайн144икона плащаница пресвятой богородицы143плащаница христа фото134купить плащаницы121святой плащаницы120святая плащаница120плащаница богородицы +в киеве 2015119икона плащаницы божией матери116христос туринская плащаница113смотреть плащаница александра невского107плащаница википедия106где находится плащаница105туринская плащаница фильм104иловайская плащаница94плащаница александра невского смотреть онлайн93плащаница спасителя91туринская плащаница новые открытия89туринская плащаница открытие89загадка плащаницы89туринская плащаница википедия88загадка туринской плащаницы88скачать туринская плащаница85смотреть фильм плащаница83плащаница торрент78образ плащаницы78плащаница божией матери +в киеве76тайна плащаницы75плащаница скачать торрент73плащаница иисуса фото72
украшение икон живыми цветами68живые иконы663украшение икон цветами171украшения +из живых цветов440продам бисер2 295цветы +в иконе371украшение храма1 450украшение храма цветами157цветы +в храме802украшение иконы1 298храм климента639иисус христос129 172тибетский буддизм1 119деяния апостолов5 150житие святых24 897иоанн креститель11 582далай лама19 470вселенские соборы14 555украшение цветами25 729антиминс купить126
Термин «плащаница» появился в русских богослужебных книгах в конце XVI века. Плащаница - это икона, изображающая Спасителя, лежащего во гробе. Обычно это большой плат (кусок ткани), на котором написан или вышит образ положенного во гроб Спасителя.
Вынос Плащаницы и Чин погребения - это два важнейших богослужения, которые совершаются в Великую пятницу Страстной седмицы. Великая пятница - самый скорбный день в церковном календаре для христиан всего мира. В этот день мы вспоминаем Крестные страдания и смерть Иисуса Христа.
Вынос Плащаницы
Иконография Плащаницы
Традиции выноса Плащаницы
В этот день мы вспоминаем Крестные страдания и смерть Иисуса Христа.
Вынос Плащаницы
Совершается днем в пятницу на вечерне Великой субботы, в третий час дня Страстной пятницы - в час смерти Иисуса Христа на кресте (т.е. обычно служба начинается в 14.00 ч). Плащаницу выносят из алтаря и устанавливают в центре храма - во «гробе» - возвышении, украшенном цветами и умащенном благовониями в знак скорби о смерти Христа. На середину Плащаницы кладут Евангелие.
Богослужебные особенности Чина погребения
Утреня Великой Субботы с Чином погребения обычно служится в пятницу вечером. Плащанице в этом богослужении отводится роль, которую в других случаях имеет икона праздника.
Утреня начинается, как надгробная служба. Поют погребальные тропари, совершают каждение. После пения 118-ого псалма и прославления Святой Троицы храм освещают, затем провозглашается весть о женах-мироносицах, пришедших ко гробу. Это первая, пока негромкая, потому что Спаситель еще во гробе, - благая весть о Воскресении Христовом.
Во время богослужения верующие совершают крестный ход - обносят Плащаницу вокруг храма и поют «Святый Боже». Крестный ход сопровождается погребальным звоном колоколов.
По окончании чина погребения Плащаницу подносят к царским вратам, а потом возвращают на место посреди храма, чтобы ей могли поклониться все священнослужители и прихожане. Там она находится до позднего вечера Великой субботы.
Только перед пасхальной утреней, во время полунощницы, Плащаницу уносят в алтарь и кладут на престол, где она остается до отдания Пасхи.
Иконография Плащаницы
Плащаница - плат, на котором изображен Спаситель, лежащий во гробе. У этой иконы (Плащаница считается именно иконой) есть традиционная иконография.
В центральной части композиции Плащаницы изображают икону «Положение во Гроб». Полностью или только тело погребенного Христа.
Икона «Положение во Гроб» описывает евангельскую сцену погребения распятого Иисуса Христа. Тело сняли с креста и обвили плащаницей, то есть погребальными пеленами, пропитанными благовониями. Затем Спасителя положили во гроб, высеченный в скале, и привалили ко входу в пещеру большой камень.
Плащаницу выполняют в разных техниках. Чаще всего за основу берется полотно бархата. Например, Плащаницы XV-XVII вв. делались в технике лицевого шитья. В XVIII-XIX вв. мастера сочетали золотное шитье или рельефную аппликацию из тканей с живописью. В технике живописи выполняли лик и тело Христа. Бывали и полностью живописные Плащаницы.
Сейчас нередко в храмах можно увидеть Плащаницы, сделанные типографским способом. Это издержки массового производства - ручная работа стоит дорого.
По периметру Плащаницы обычно вышивается или пишется текст тропаря Великой субботы: «Благообразный Иосиф с древа снем пречистое тело Твое, плащаницею чистою обвив и вонями (вариант: благоуханьми) во гробе нове покрыв, положи».
Традиции выноса Плащаницы
В некоторых храмах после крестного хода несущие Плащаницу священнослужители останавливаются у входа в храм и высоко поднимают Плащаницу. И следующие за ними верующие друг за другом проходят в храм под Плащаницей. На середину плащаницы, вместе с Евангелием, обычно кладут маленький литургический покровец. Иногда покровцом закрывают изображенный на Плащанице лик Христа - в подражание чину священнического погребения, предписывающему закрывать лицо лежащего в гробу священнослужителя воздухом (воздух - большой четырехугольный покров, который символически изображает плащаницу, которой было обвито тело Христа).
По мере приближения праздника Воскресения Христова возрастает значимость каждого дня подготовки к этому великому событию. И последние три дня – особенно важны для верующих. О том, как их следует провести, рассказывает благочинный Павлоградского церковного округа протоиерей Валентин Цешковский.
Украинский народ за много веков христианства создал различные традиции подготовки и празднования святых дней. Особенно много обычаев связано с Пасхой Христовой. Но все ли они оправданы с христианской точки зрения? И как правильно подготовиться к празднованию Светлого Христова Воскресения? Об этом читайте в интервью, которое дал отец Валентин.
«Да молчит всякая плоть человеческая!»
– Отец Валентин, в народе существует поверье, что яйца красить, паски печь, в доме прибираться нужно в чистый четверг, но ни в коем случае не в страстную пятницу… А в субботу готовят другие блюда на грядущий праздничный стол. Обязательное ли выполнять такое правило?
– Уставных церковных указаний нет по этому поводу. Это просто народное поверье. Но нужно осознавать, что три предпасхальных дня чрезвычайно важны. По святости. Потому что с Чистым четвергом связано Таинство Евхаристии – святого причастия. В этот день Христос впервые за всю Свою земную жизнь причащает своих учеников.
Преломляя хлеб, Он говорил: « Примите и ешьте – это есть тело Мое!» А подавая вино, говорил: «Это кровь Моя». Соответственно, хлеб и вино, по снисхождению на них благодати Святого Духа, преосуществляются в Тело и Кровь Христовы. В этот день многие верующие люди причащаются – вот что важно.
А в Страстную пятницу причастия нет. В этот скорбный день даже литургия не совершается. Только погребение Плащаницы и другие великопостные службы.
Что же касается субботы. То в этот день «да молчит всякая плоть человеческая»! Лишнего слова не следует говорить. Потому что Христос погребен! Телом в гробу находится, а душой сошел в Ад и там проповедует Евангелие праведникам Аврааму, Иакову, Давиду, Соломону и другим. И всех их, а также язычников, которые уверовали в Него, Он выводит из Ада.
Когда исчезают время и пространство
Этот день очень много значит и для нас, облеченных в грешное тело, но имеющих душу. Мы, находясь здесь и сейчас, способны мыслями перемещаться во времени и пространстве, вспоминая о событиях, произошедших много лет назад и, возможно, где-то далеко… Преград для наших чувств и воображения не существует. То есть для нашей души не существует ни времени, ни пространства.
Когда человек освобождается от бренного тела, опутанного оковами страстей и грехов, временные границы исчезают. Поэтому мы не знаем, сколько Христос проповедовал в Аду. Ведь то, что в материальном мире сутки, или чуть больше, в духовном мире – целая вечность!
Вот почему временные рамки для верующего человека не имеют большого значения. Нужно думать не о том, в какой день куличи печь, а о том, что в четверг совершается Таинство Евхаристии, а в пятницу Иисуса Христа хоронят. Это главное.
Поэтому надо так рассчитать свое время в эти дни, чтобы, даже находясь на работе, выбрать момент и забежать хоть на минутку в храм. А если и это не получается, то быть душой вместе с братьями и сестрами по вере. Боже упаси смеяться в такие моменты или анекдоты рассказывать! Душой будь с Богом, и Он всегда будет с тобой!
Что же касается подготовки к празднику. То хозяйка не должна быть по рукам связана условностями, а самостоятельно распланировать, когда что делать. Если есть возможность в четверг убраться, постирать, паски испечь – пожалуйста!
Но точно так же и в пятницу можно выделить время для этого – перед выносом Плащаницы, или после.
И даже в Великую субботу позволительно печь куличи и красить яйца. И даже освятить в этот день. Но только не разговляться!
До выноса Плащаницы желательно ничего не есть
– Батюшка, разъясните, пожалуйста, что такое Плащаница? Так как не все люди о ней знают. Что символизирует ее вынос? А еще многие верующие во время этого ритуала пытаются приложиться к ней, или пройти под ней, чтобы голова не болела.
– Плащаница от слова плащ. Это кусок ткани. Именно в плащаницу было обернуто тело Христа перед погребением. Вы, наверное, слышали о Туринской плащанице, на которой отпечаталось тело Иисуса. И даже видны следы Его крови от ран.
Но в наших храмах плащаницей называют изображение тела Спасителя, снятого с креста. Он лежит со сложенными на груди руками.
Эта святыня в течение всего года хранится в особом месте – в алтаре, или в специально отведенном месте в храме. Ее выносят лишь в Великую пятницу во ознаменование снятия тела Иисуса Христа с креста и подготовки Его к погребению. В этот момент читаются специальные богослужебные тексты и отрывки из Евангелия.
Плащаницу кладут на середину храма, символизируя подготовку тела Христа к погребению.
Верующим очень важно участвовать в погребении Христа, чтобы хоть чуточку приобщиться к крестному пути Спасителя.
Причем, до выноса плащаницы желательно ничего не есть. Правда, это не касается людей очень тяжелого труда (шахтеров, например), больных или школьников.
Ведь Бог не требует непосильных жертв и тупого фанатизма. Я встречал людей, которые с четверга ничего не ели до самой Пасхи. А потом на службе едва держались на ногах. Зачем это?! К такому важному событию нужно готовиться благоразумно.
Главное – быть готовым принять помощь Спасителя
Что же касается обряда, то во многих храмах после выноса Плащаницы совершают и ее погребение. Святыню обносят вокруг храма, а потом священнослужители становятся на входе в храм с поднятой плащаницей. А люди проходят под ней, словно в гроб Спасителя, для прощания с Ним.
В Соборе Нерукотворного Спаса чин погребения плащаницы мы проводим в субботу в четыре часа утра. При этом гасим все светильники. Тогда ничто не отвлекает нашего внимания – проводим службу лишь при мерцании свечей. Полумрак создает особенную атмосферу. Ты словно переносишься в Иерусалим на две тысячи лет назад.
На эту предрассветную службу приходит все больше людей, хотя, можно было бы ограничиться и вечерней. Но они приходят для того, чтобы еще раз приобщиться к этому возвышенному богослужению.
А относительно прикладывания к Плащанице, чтобы голова не болела, чтобы оздоровиться, то, действительно, есть такая благочестивая традиция. Во время этого священнодейства происходит особая концентрация нашего внимания, искренности, преданности, осознания тех мук, которые Христос принял ради нас и сопереживания Ему.
И вот если в таком искреннем состоянии человек попросит Господа о помощи, об избавлении от недуга, Спаситель, конечно же, услышит его! Ведь именно ради нас Он сошел на грешную землю. И всегда готов помочь. Главное – чтобы мы были готовы принять Его помощь…
Записал Игорь Захарук