Какие регионы входят в состав поволжья. Поволжье — это Что такое Поволжье
Астраханская, Волгоградская, Пензенская, Самарская, Саратовская, Ульяновская области, Республика Татарстан, Республика Кал-мыкия-Хальмг-Тангч.
Экономико-географическое положение
Поволжский район протянулся почти на 1,5 тыс.км вдоль великой русской реки Волги, от впадения в нее Камы до Каспийского моря. Территория - 536 тыс.км 2 . ЭГП этого района исключительно благоприятно. Сеть транспортных путей соединяет его с важнейшими экономическими районами страны. Ось этой сети - Волго-Камский речной путь - дает выход в Каспийское, Азовское, Черное, Балтийское, Белое и Баренцево моря. Использование нефте- и газопроводов также способствует улучшению ЭГП района.
Природные условия и ресурсы
Поволжье имеет благоприятные природные условия и богато водными (Волга и ее притоки) и земельными ресурсами, расположено в умеренном климате. Однако район неравномерно обеспечен влагой. В нижнем течении Волги бывают засухи, сопровождающиеся губительными для посевов суховеями. Большая часть района имеет плодородные почвы и обширные пастбища.
Рельеф Поволжья различен. Западная часть (правобережье) - возвышенная, холмистая (Приволжская возвышенность, переходящая на юге в невысокие горы). Восточная (левобережная) - низменная, слегка всхолмленная равнина, более залесена и однообразна.
Рельеф и климатические условия определяют разнообразие почв и растительности. Природа разнообразна. В широтном направлении сменяются леса, лесостепи, степи, которые затем сменяются знойными полупустынями.
Район богат полезными ископаемыми: нефть, газ, сера, соль, строительные материалы (известняк, гипс, песок).
Нефть добывают в Татарии, Самарской области, газ - в Саратовской, Волгоградской, Астраханской (газоконденсатное месторождение) областях. Поваренную соль добывают на озере Баскунчак.
Население
Население Поволжья многонационально, составляет 16,6 млн. человек. Средняя плотность населения - 30 чел. на 1 км 2 . Она значительно выше в среднем течении Волги в правобережье. Минимальная плотность населения (4 чел. на 1 км 2) - в Калмыкии.
Преобладает русское население. Численность населения Республики Татарстан - 3,7 млн.чел. (среди них русских - 43%); в Калмыкии проживают 327 тыс.чел.(доля русских - более 30%). Городское население сосредоточено в основном в крупных городах, расположенных на Волге (коэффициент урбанизации - 73%). Города-миллионеры - Самара, Казань, Волгоград. Поволжье обеспечено трудовыми ресурсами.
Хозяйство
Основные отрасли специализации Поволжья - нефтяная и нефтеперерабатывающая, газовая и химическая промышленность, сложное машиностроение, электроэнергетика и производство строительных материалов.
Поволжье занимает 2-е место в России после Западно-Сибирского экономического района по добыче нефти и газа. Количество добываемой нефти и газа превышает потребности района, поэтому проложены нефте- и газопроводы на запад, в том числе за рубеж. Это также район развитой нефтеперерабатывающей промышленности, не только своей нефти, но и нефти Западной Сибири. Работают 6 нефтеперерабатывающих заводов (Сызрань, Самара, Волгоград, Нижнекамск). НПЗ и нефтехимия тесно связаны. Наряду с природным добывают и перерабатывают попутный газ (используют в химической промышленности).
Поволжье специализируется на производстве электроэнергии, которой снабжает и другие районы России. Энергию дают ГЭС Волжско-Камского каскада (Волжская около Самары, Саратовская, Нижнекамская и Волжская около Волгограда и др.). Работают на местном сырье тепловые станции, а также построены Балаковская (Саратовская) и Татарская АЭС (строительство последней вызвало протесты общественности).
Химическая промышленность Поволжья представлена горно-химической (добывающей серу и поваренную соль), химией органического синтеза, производством полимеров. Крупнейшие центры: Нижнекамск, Самара, Казань, Сызрань, Саратов, Волжский, Тольятти. В промышленных узлах Самара-Тольятти, Саратов-Энгельс, Волгоград-Волжский сложились энергетический и нефтегазохимический циклы. В них территориально сближены выработка энергии, нефтепродуктов, спиртов, синтетического каучука, пластмасс.
Потребности энергетики, нефтегазовой и химической промышленности ускорили развитие машиностроения. Развитые транспортные связи, наличие квалифицированных кадров, соседство с Центральным районом вызвали необходимость создания приборо- и станкостроительных заводов (Пенза, Самара, Ульяновск, Саратов, Волжский, Казань). Авиастроение представлено в Самаре, Саратове.
Но особенно выделяется в Поволжье автомобилестроение: Ульяновск (автомобили марки УАЗ), Тольятти («Жигули»), Набережные Челны (большегрузные автомобили), Энгельс (троллейбусы). В Волгограде - крупнейший в стране тракторный завод.
Сохраняется в районе значение пищевой промышленности. Каспий и устье Волги - важнейший внутренний рыбопромысловый бассейн. Однако необходимо отметить, что с развитием нефтехимии, химии и строительством крупных машиностроительных заводов экологическое состояние реки Волга резко ухудшилось.
Агропромышленный комплекс. В лесной и полупустынной зоне ведущая роль в сельском хозяйстве принадлежит животноводству. В лесостепной и степной зоне - растениеводству (в первую очередь зерновому хозяйству). Эта часть Поволжья имеет и самую высокую распаханность (до 50%) территории. Зерновой район расположен примерно от широты Казани до широты Самары (рожь, озимая пшеница), здесь же развито мясо-молочное животноводство. Распространены посевы технических культур, например, на посевы горчицы приходится 90% посевов Российской Федерации. К югу от Волгограда расположены овцеводческие хозяйства. В междуречье Волги и Ахтубы (нижнее течение) выращивают овощи и бахчевые культуры.
Топливно-энергетический комплекс, (см. Электроэнергетика). Топливом район обеспечен. Энергетика района имеет республиканское значение - снабжает другие районы страны (ГЭС на Ёолге и Каме, ТЭС, АЭС).
Транспорт. Транспортную сеть района формируют Волга и пересекающие ее дороги. Волго-Донской и другие судоходные каналы дают выход в моря. Современная Волга - цепь водохранилищ. Но Волжский путь - сезонный (река замерзает зимой). Важную роль играют железные и автомобильные дороги, а также газо- и нефтепроводы.
- Состав: Астраханская, Волгоградская, Пензенская, Самарская, Саратовская, Ульяновская области, республики: Татарстан и Калмыкия.
- Главные города: Самара — 1150 тыс. чел., — 1180 тыс. чел., Волгоград — 1005 тыс. чел., Саратов, Тольятти, Ульяновск, Пенза, Астрахань.
Поволжье входит в число трех наиболее крупных и развитых районов (Центр — Урал — Поволжье), составляющих хозяйственную основу России. В своем развитии район много воспринял от этих соседей и занимает промежуточное положение между ними, как с точки зрения географии, так и хозяйственного профиля. От Центра он воспринял традиции , от Урала получил металл на его развитие, а на собственных нефтегазовых, гидроэнергетических и земельных ресурсах создал мощную энергетическую, нефтеперерабатывающую и химическую индустрию и сильный аграрный комплекс. Сегодня эти отрасли определяют специализацию района. Таким образом, развитие района определялось благоприятным сочетанием удобного географического положения и значительных природных ресурсов.
Географическим «стержнем» района выступает Волга, которая издавна соединяла север и юг, запад и восток Европейской России и открывала ей выход к южным морям и странам востока. На Волге расположены все крупные города района. Железные дороги, пересекая ее в нескольких точках, соединяют с Уралом и Азиатской частью страны.
В 30-е годы аграрное в прошлом Поволжье (наряду с соседним Волго-Вятским районом) стало первым регионом на пути сдвига промышленности на восток. На его территории было размещено более 300 заводов, эвакуированных в годы второй мировой войны из прифронтовых районов. Эти предприятия вошли в хозяйственный комплекс . Создание каскада ГЭС на Волге и освоение нефтегазовой Волго-Уральской провинции в послевоенные годы укрепило энергетику района и сформировало мощную нефтепереработку, нефтехимию, отрасли органического синтеза. В Поволжье сформировались квалифицировнные кадры, которые, в свою очередь, стали привлекать сюда отрасли массового и высокотехнологичного машиностроения. Так постепенно наращивался производственный потенциал этого района, который из аграрно-торговой окраины старой Европейской России превратился в один из базовых районов российской экономики.
Главная отрасль промышленности — машиностроение, дающее более 1/3 его промышленной продукции и выпускающее транспортную и военную технику, технологическое оборудование. Ведущее место занимает автомобилестроение — единственная отрасль, которая в период экономического кризиса 90-х годов не испытала сильного обвала. В Поволжье построены самые крупные в стране автомобильные заводы — Волжский (ВАЗ), дающий сейчас 70% легковых машин в стране (в Тольятти), Камский (КАМАЗ) по выпуску грузовиков и дизельных двигателей (в Набережных Челнах), Ульяновский (УАЗ), завод троллейбусов в Энгельсе, и другие. В десятках городов Поволжья и других районов работают предприятия, выпускающие детали, оборудование, узлы для этих машин.
Поволжье выделяется производством аэрокосмической техники: самолеты строят в Казани, Самаре, Саратове, Ульяновске, вертолеты — в Казани, ракетные комплексы — в Пензе и Ульяновске. Судостроение развито в Астрахани и , в котором выпускают также и тракторы. Станки, приборы, технику для химической и нефтяной промышленности производят в Самаре, Волгограде, Саратове, Казани, Пензе и др. городах. Многие заводы выпускают военную технику.
Второе место в хозяйстве занимает нефтегазохимический комплекс. Район давал в 60-70 гг. более 60% нефти страны, сейчас истощенные запасы обеспечивают ему второе место по добыче нефти в России. Но здесь создана самая крупная в России нефтепереработка, нефтехимия, выпуск полимерных материалов и изделий их них — каучука, шин, пластмасс, волокон и многих других. В Самаре-Сызрани, Саратове-Энгельсе, Волгограде-Волжском, Нижнекамске, Астрахани созданы комплексы этих взаимосвязанных производств.
Среди других выделяются производства основной химии (серы, соли, соды), цемента и других стройматериалов, меховых и кожевенных изделий, обуви, суконных и хлопчатобумажных тканей. В важное место принадлежит рыбной промышленности, дающей основной улов осетровых и других ценных рыб страны (в последние годы вылов осетровых временно преостановлен).
Поволжье выделяется мощной энергетикой: крупные тепловые ГРЭС размещаются в центрах нефтепереработки и вырабатывают 35 энергии района, они дополняется Балаковской АЭС (Саратовская обл.) и Волжско-Камским каскадом из 4-х крупных ГЭС. Энергия отсюда поступает в Центр и на Урал.
Сельское хозяйство по масштабам производства находится на уровне Сев. Кавказа. Здесь в равной степени представлены земледелие и животноводство, дающие по 15% их продукции от общероссийского уровня. Большие земельные площади и кормовые ресурсы позволяют содержать самое крупное в России поголовье крупного рогатого скота и овец, возделывать озимую (в Правобережье) и яровую (в Заволжье) пшеницу. Поволжье производит также сахарную свеклу, подсолнечник, просо. В низовьях Волги выращивают бахчевые культуры, помидоры и другие теплолюбивые овощи. Вокруг крупных городов работают комплексы по выращиванию птицы, свиней, ранних овощей.
Крупное население района во многом сформировалось за счет притока его из Центральной России, что способствовало быстрому росту городов. И сегодня Поволжье — это район крупных городов, среди которых Самара, Казань, Волгоград имеют более 1 млн. чел, к ним приблизился и Саратов, а число городов с населением свыше 400 тыс. чел. больше, чем в самом «городском» — Центральном районе. Горожане составляют 3/4 всего населения района. Плотность сельского населения 10-15 чел., что существенно выше среднероссийского уровня. Население Поволжья в основном русское, но здесь проживают и другие народы, в т.ч. татары — титульная нация республики Татарстан, республика которых занимает самый сухой, полупустынный район России.
Поволжье, как и другие районы России, сильно затронул экономический спад 90-х гг. Вместе с тем в Самарской обл. и Татарстане, где велика доля автомобилестроения и нефтяной отрасли, спад производства был существенно меньше, и они, сохранив прибыльность производства, вошли в состав 10-12 регионов, обеспечивающих главные поступления в бюджет России.
Экологическая ситуация Поволжья определяется, в первую очередь волжскими проблемами. Разделенная плотинами по сути на ряд водохранилищ с малой скоростью течения, Волга и ее дно загрязнены соединениями металлов, нитратов, нефтепродуктами, пестицидами и другими отходами. Сильно сократилось количество осетровых рыб вследствие сооружения плотин на пути их миграций и браконьерства. Загрязненность превышает санитарные нормы во всех крупных городах Поволжья. В таких областях, как Самарская, Волгоградская, Астраханская, Саратовская, половина населения живет при постоянно повышенном ее загрязнении. Большинство пашни страдает от ветровой и водной эрозии, обусловленной сплошной распашкой земель, сильными ветрами из Заволжья и холмистым рельефом Правобережья. Многолетний смыв и выдувание почв привели к утрате ими половины запасов гумуса почв. Здесь необходимы серьезные почвозащитные меры, «мозаичное» землепользование, органические удобрения и т.д.
В перспективе можно ожидать восстановления выпуска транспортной и сельскохозяйственной техники с серийным ее производством для разных потребителей — от индивидуальных и мелкогрупповых до крупных. Особую роль может сыграть судостроение. В традициях волжских жителей — жить рядом с рекой, пользоваться ее благами. Этому может помочь создание средних и малых судов спортивного, рыболовного, транспортного, туристского назначения. Ожидается развитие сообщения судами «река — море» между морями Европейского региона, в котором Волга будет играть главную роль. В Поволжье сейчас мало выпускается бытовой техники и товаров народного потребления, слабо развит третичный сектор. Это все — возможные точки роста. В интересах экономики России — возрождение роли Поволжья как торгово-транспортного перекрестка России, развитие разнообразной инфраструктуры и услуг для этих целей.
Район, расположенный на древней Русской , покрытой мощным слоем осадочных , выделяется крупными запасами нефти - Ромашкинское (Татария) и Мухановское (Самарская область), месторождениями - Астраханское, серы - Астрахань и Самара, поваренной соли - озеро Эльтон (Волгоградская область) и озеро Баскунчак (Астраханская область), цементного сырья - Вольск (Саратовская область). Поволжье богато рыбными, агроклиматическими, почвенными и гидроэнергетическими ресурсами. Лишь Калмыкия, расположенная на юге Поволжья, находится в области сухого континентального () и испытывает нехватку водных ресурсов. В то же время практически вся территория района подвержена периодическим засухам и суховеям.
Население Поволжья насчитывает 15 млн. человек. Средняя плотность населения составляет более 30 человек на 1 км 2. Однако население района размещается неравномерно. Наиболее плотно заселены северные регионы (в Татарии средняя плотность превышает 55 человек на 1 км 2), а на юге плотность значительно снижается (например, в Калмыкии плотность населения равна 4 человекам на 1 км2). Повсеместно наблюдается естественная убыль населения, исключение составляет лишь Калмыкия. В целом в районе преобладают женщины и происходит старение населения. Население района характеризуется сложностью национального и . В Поволжье проживают русские, татары, немцы, казахи. Это единственный регион России, в котором проживают представители всех трёх - христианства (русские, немцы), ислама (татары, казахи) и буддизма (калмыки). В районе наблюдается высокий : 73% населения Поволжья проживает в городах. В районе три города - миллионера: Самара, и Волгоград. Другими крупнейшими городами Поволжья являются: Саратов, Астрахань, Пенза, Ульяновск, Тольятти, Набережные Челны.
Важнейшими отраслями промышленной специализации в Поволжье являются добывающая промышленность, электроэнергетика, металлургия алюминия, химическая и промышленность.
Добывающая промышленность Поволжья выделяется развитием нефтяной (Татария и Самарская область), газовой (Саратовская и Астраханская области) и горно-химической промышленности (Астраханская и Самарская области).
Электроэнергетика - одна из важнейших отраслей хозяйства региона, причём Поволжье выделяется развитием всех видов и особенно гидроэнергетики. Крупнейшими ГЭС в районе являются Волгоградская и Волжская, ТЭС - Заинская, работают две АЭС - Балаковская и Димитровградская.
Чёрная металлургия Поволжья представлена лишь передельной металлургией (Волгоград) и производством труб ().
Важное значение имеет металлургия алюминия (Волгоград).
Машиностроение - главная отрасль промышленной специализации района, где выделяется автомобилестроение (около 80% легковых автомобилей, 99% троллейбусов, значительная часть грузовых автомобилей и вездеходов России - Тольятти, Ульяновск, Набережные Челны, Елабуга, Волжский, Энгельс), судостроение (Астрахань, Волгоград, Зеленодольск), самолётостроение (Самара, Казань, Ульяновск, Саратов), промышленность (Пенза), станкостроение (Самара, Саратов), тракторостроение (Волгоград), сельскохозяйственное машиностроение (Сызрань, Котельниково, Фролово).
Выделяется производством полимеров (Самара, Тольятти, Саратов, Балаково, Волгоград, Волжский, Казань, Нижнекамск), переработкой нефти (Самара, Саратов, Волгоград, Новокуйбышевск) и газа (Саратов), а также производством удобрений (Тольятти и Балаково).
Среди отраслей лёгкой промышленности наибольшее развитие получили текстильная (Камышин) и меховая промышленность (Казань).
Многоотраслевой состав в Поволжье имеет пищевая промышленность: крупяная (Волгоград и Самара), мясная (Казань, Самара, Волгоград), маслобойная (Саратов), кондитерская (Самара), плодоовощная и рыбная (Астрахань).
Оборонная промышленность выделяется развитием авиационной, ракетно-космической и радиоэлектронной техники (Казань, Ульяновск, Самара, Саратов), производством бронетехники (Волгоград) и ядерного оружия (Заречный).
Специализация в Поволжье изменяется с севера на юг. Практически всё занимает зерновой район, специализирующийся на молочно-мясном скотоводстве, овцеводстве, свиноводстве и птицеводстве, производстве пшеницы, ржи, проса, сахарной свёклы, подсолнечника, картофеля, горчицы. Отраслями специализации являются: овцеводство и мясное скотоводство, производство риса, плодовых и бахчевых культур.
В Поволжье развиты все виды транспорта, но особое место играет речной региона, перевозящий около 1/3 всех грузов. Волга, называемая «главной улицей России» и связанная каналами с другими , образует единую глубоководную систему европейской части России. Крупными речными портами являются Казань, Самара, Саратов, Волгоград, а Астрахань, расположенная в является ещё и морским портом. Большая часть сухопутных дорог пересекает район в широтном направлении, связывая Россию с Казахстаном, Центр - с и Сибирью.
Из Поволжья вывозят: нефть и нефтепродукты, природный , соль, электроэнергию, алюминий, легковые и грузовые автомобили, самолёты и вертолёты, станки, приборы, часы, тракторы, каучук, шины, меховые изделия, зерно, крупы, бахчевые культуры, овощные и плодовые консервы, мясные продукты, рыбу, шерсть. Из других регионов России и из-за рубежа в район ввозят: глинозём, чёрные и цветные металлы, пушнину, ткани, товары народного потребления.
Основными направлениями развития хозяйства Поволжского экономического района должны стать: решение , связанных с загрязнением, воздушного и водного бассейнов, с истощением земельных, и рыбных ресурсов, строительство новых ирригационных систем, внедрение новейших энергоёмких, но водо- и материалосберегающих производств, внедрение безотходных технологий, развитие транспортного и точного , решение проблем конверсии и возрождения , всестороннее развитие АПК.
В состав Поволжского экономического района входят: Республика Калмыкия – столица Хальмг Тангч (Элиста), Республика Татарстан – столица Казань, Астраханская, Волгоградская, Пензенская, Самарская, Саратовская, Ульяновская области. Общая площадь района занимает 536,4 тыс. км 2 .
Поволжский экономический район расположен вдоль Волги – от её слияния с р. Камой до берега Каспийского моря (протяженность с севера на юг 1500км) и занимает чуть больше 3,2% территории, на которой проживает 11,5% населения России. Район находится в пределах средней и нижней частей Волго-камского речного бассейна, в рельефе которого выделяются высокое правобережье Волги (Приволжская возвышенность, на юге переходящая в гряду Ергени) и равнинное левобережье. Территорию Нижнего Поволжья занимает Прикаспийская низменность, опускающаяся ниже уровня океана в Волго-Ахтубинской пойме и дельте Волги до отметки 27 м у кромки Каспийского моря.
Экономичско-географическое положение Поволжья исключительно выгодное. На западе район граничит с высокоразвитыми Волго-Вятским, Центрально-Черноземным и Северо-Кавказким экономическими раойнами, на востоке - с Уралом и Казахстаном. Густая сеть железнодорожных и автомобильных транспортных путей способствует установлению широких межрайонных производственных сетей Поволжья, которое больше открыто к западу и востоку (навстречу основному направлению хозяйственных связей страны). Поэтому подавляющая часть перевозок грузов идет через эту территорию.
Волго-Камский речной путь дает выход в Каспийское, Азовское, Черное, Балтийское, Белое моря. Наличие богатых месторождений нефти и газа, использование трубопроводов, проходящих через этот район подтверждает выгодность экономико-георафического положения района.
Поволжье пересекают широтные железнодорожные магистрали, обеспечивающие связи с районами Центра, Украины, с Уралом и Сибирью. Основными отраслями рыночной специализации Поволжья являются нефтяная и нефтеперерабатывающая промышленность, газовая и химическая промышленность. Развита в районе электроэнергетика. В то же время Поволжье - основной район по улову ценных осетровых рыб, один из важнейших районов по выращиванию зерновых культур, подсолнечника, горчицы, овощебахчевых культур, крупный поставщик шерсти, мяса.
Природные ресурсы Поволжского экономического района значительны. По суммарной обеспеченности водными ресурсами район уступает в европейской части страны лишь Северному и в 12 раз превосходит Центрально-Черноземный. Почти 80% речного стока приходится на реки Волгу, Каму и Дон. После создания гидроузлов сток Волги был зарегулирован, и стало возможным аккумулировать в водохранилищах огромные запасы воды, которую расходуют на нужды промышленности, энергетики, сельского хозяйства, транспорта, коммунального хозяйства. Основная масса потребителей воды (97%) сосредоточена в бассейне Волги. Каждый из них предъявляет свои особые требования к волжской воде, которые можно удовлетворить лишь при комплексном ее использовании.
Открытие в Поволжье нефти связано с именем академика И.М. Губкина, который первым дал прогноз нефтеносности девонских отложений. Девонскую нефть открыли в годы войны в Самарской Луке, а затем в Восточной Татарии. В настоящее время нефть добывают почти по всему Поволжью на более чем 150 месторождениях. Самые богатые из них находятся в Среднем Поволжье - на юго-востоке Татарстана и в левобережной части Самарской обл.
Для Поволжья характерна концентрация преобладающей части запасов нефти в крупных месторождениях. Это позволяет вести добычу сравнительно небольшим числом скважин. Наиболее значительные месторождения в Республике Татарстан - Ромашкинское, Бавлинское, Ново-Елховское, в Самарской обл. - Мухановское, Дмитриевское и Кулешовское. Для поволжской нефти характерны повышенная удельная плотность, сернистость, парафинистость, смолистость. Глубина ее залегания в Татарстане до 2000 м, в Самарской обл. - до 3000 м. Запасы нефти до недавнего времени обеспечивали сырьем нефтеперерабатывающую промышленность не только Поволжья, но и многих других районов страны. Был проложен нефтепровод «Дружба», по которому она поступала в Польшу, Чехословакию, Венгрию и ГДР. Поволжская нефть имела самую низкую себестоимость добычи в стране, так как здесь впервые были применены прогрессивные методы поддерживания пластового давления (внутриконтурное и законтурное заводнение), а добычу вели в основном наиболее производительным и дешевым способом непрерывного фонтанирования. В настоящее время в связи с истощением запасов наиболее крупных месторождений доля района в российской добыче нефти уменьшилась с 60 до 12%. Однако в связи с интенсивным проведением геологоразведочных работ наметилась тенденция воспроизводства запасов, открытия новых месторождений.
В Республике Татарстан в настоящее время доказана промышленная нефтеносность 26 и перспективная - 6 стратиграфических горизонтов. С 1980 г. обеспеченность запасами нефти республики начала возрастать. В Волгоградской обл. за последние 20 лет открыто и введено в разработку более 20 нефтяных месторождений. Наиболее крупные из них - Памятное и Сасовское. Благодаря им годовой объем добычи нефти в области может быть увеличен в 1,5 раза. Известны промышленные скопления нефти и газа в Калмыкии. Перспективны на нефть, каменноугольные и нижнепермские карбонатные отложения вдоль северной акватории Каспийского моря. Вновь открытые нефтяные горизонты позволят сохранить объем добычи нефти на прежнем уровне и впоследствии увеличить его. Однако особенность нефтяной промышленности района - существенное увеличение доли трудноизвлекаемых запасов нефти, что требует разработки специальных, нетрадиционных методов добычи и повышает себестоимость нефти.
Поволжье, особенно Татарстан, обладает большими ресурсами природных битумов. Они приурочены к нефтеносным пермским отложениям, находятся на глубинах до 400 м. Подготовлены к разработке запасы природных битумов, отработаны технологии их извлечения, позволяющие довести годовую добычу до нескольких миллионов тонн.
Природный газ был открыт в 30-х гг. XX в. в пределах Саратовской и Волгоградской областей. Было освоено более 80 газовых и газонефтяных месторождений, среди которых особенно выделялись Коробковское, Урицкое, Степновское с начальными запасами от 20 до 65 млрд. м 3 . В 1976 г. было открыто Астраханское газоконденсатное месторождение, крупнейшее в европейской части России. Особенность его газа - большое содержание сероводорода (25%) и двуокиси азота (14-15%), что создает неблагоприятные экологические условия и сдерживает объем добычи.
Запасы
горючих сланцев в районе достаточно велики,
но себестоимость их добычи здесь высока, и
их невыгодно применять как топливо. Сланцы
Кашпирского месторождения используют в
фармацевтической промышленности. В
Татарстане есть бурые угли, но пока их не
разрабатывают. Значительны запасы
самородной серы Алексеевского, Водинского
и Сырейского месторождений в Самарской обл.
Баскунчакское месторождение поваренной
самосадочной соли - одно из основных в
стране. Повсеместно распространено
минерально-строительное сырье. Особенно
велики запасы цементного сырья - мела, глины,
опок - в Саратовской (около Вольска и
Хвалынска) и Самарской (близ Сызрани и
Жигулевска) областях.
В Поволжском районе можно выделить два
подрайона, различающихся по условиям
формирования, специализации, особенно
сельскохозяйственной, проблемам развития:
Среднее и Нижнее Поволжье.
Среднее Поволжье: Республика Татарстан, Пензенская, Самарская и Ульяновская области. Отличается от Нижнего Поволжья высокой плотностью населения, более пестрым его национальным составом. Это главный в районе ареал добычи нефти, мощной нефтепереработки и нефтехимии. Отличается он и многоотраслевым высокоразвитым машиностроительным производством. Специализация сельского хозяйства в разных его частях зависит от природных условий. На северо-западе (большая часть Татарстана, Ульяновская и Пензенская области) преобладают посевы ржи, кукурузы, овса, бобовых и развито животноводство молочно-мясного направления. На юго-востоке Татарстана и в Самарской обл. выращивают главным образом пшеницу, подсолнечник, эфиромасличные (кориандр). Хорошо развито пригородное сельское хозяйство.
Нижнее
Поволжье: Республика Калмыкия,
Астраханская, Волгоградская и Саратовская
области. Подрайон выделяется запасами
природного газа, соли, строительных
материалов. Здесь развиты энергетика,
машиностроение, передельная металлургия,
химия и нефтехимия, пищевая промышленность.
Плодородные степные почвы определили
направление сельского хозяйства как
поставщика волжского товарного хлеба.
Главные зерновые культуры: яровая пшеница,
просо.
По показателям транспортной
обеспеченности Поволжье превосходит
многие районы Российской Федерации.
Железнодорожному
транспорту принадлежит 1-е место в
структуре грузооборота и в перевозках
грузов. Протяженность железных дорог -
около 9 тыс. км.
Важнейшие железнодорожные магистрали:
Москва - Казань - Свердловск; Москва -
Сызрань - Самара - Кинель - Челябинск;
Ртищево - Саратов - Уральск, которая
связывает Нижнее Поволжье с Донбассом,
Центральной Россией, Уралом и Казахстаном;
Инза - Ульяновск - Мелекесс - Уфа;
железнодорожные магистрали, соединяющие
Волгоград с Тихорецкой, Лихой и Грязями,
построенные в годы Великой Отечественной
войны, была построена и функционирует
меридиональная дорога Свияжск - Ульяновск
- Сызрань - Петров Вал - Иловля, имеющая
выход на Казань и Волгоград, она проходит
параллельно Волге, принимая на себя
частично ее грузы в период прекращения
навигации; железные дороги Кизляр -
Астрахань - Агрыз и Бугульма - Пронино -
Сургут (последняя соединила рельсовые
дороги, идущие на Урал, и прошла через
важнейшие нефтяные районы); Элиста - Дивное
и Астрахань - Гурьев.
По глубоководной Волжской магистрали осуществляются перевозки нефти, зерна, леса, соли, каменного угля, рыбы, цемента, бахчевых культур, автомобилей, тракторов, минеральных удобрений и т.д. Волга связывает Поволжье с районами Центральной России, Урала, а через Волго-Донской канал - с Кавказом, Азовским и Черным морями. Волго-Балтийский водный путь связал Поволжье с Северо-Западом. В ряде мест Волга пересекается железными дорогами, что способствует развитию смешанных железнодорожно-речных перевозок.
Важную роль в перевозках играет река Кама.
Крупнейшими портами на Волге и Каме
являются Астраханский (в устье Волги начал
действовать морской порт в поселке Оля),
Волгоградский, Самарский, Казанский и др.
В Поволжье переплетаются крупнейшие
нефтепроводы, идущие из Западной Сибири, и
нефтепроводы, проложенные из Поволжья в
европейскую часть Российской Федерации и в
Западную Европу.
Автомобильный транспорт играет большую
роль во внутрирайонных связях. В районе
около 24 тыс. км автодорог с твердым
покрытием. Авиационный транспорт
осуществляет внутрирайонные, межрайонные и
зарубежные пассажироперевозки.
Поволжский район поддерживает теснейшие экономические связи с Уралом (поставки металла, леса и др.), Центральным, Волго-Вятским районами (поставки нефти, продуктов нефтехимической промышленности, сельского хозяйства и др.). В целом характерно преобладание вывоза грузов над ввозом.
Население
Численность населения Поволжья - 16,9 млн. человек, т.е. район располагает значительными трудовыми ресурсами. Средняя плотность населения - 30 человек на 1 км 2 , но размещено оно неравномерно. Более половины населения приходится на Самарскую, Саратовскую области и Татарстан. В Самарской области плотность населения наивысшая - 61 человек на 1 км 2 а в Калмыкии - минимальная (4 человека на 1 км 2).
В национальной структуре населения преобладают русские. Компактно проживают татары и калмыки. Заметна доля чувашей и марийцев среди жителей района. Численность населения Республики Татарстан составляет 3,7 млн. человек (среди них русских - около 40%). В Калмыкии проживает около 320 тыс. человек (доля русских - более 30%).
Поволжье - район урбанизированный. В городах и поселениях городского типа проживает 73% всех жителей. Подавляющая часть городского населения сконцентрирована в областных центрах, столицах национальных республик и крупных промышленных городах. Среди них выделяются города-миллионеры Самара, Казань, Волгоград.
По уровню развития ряда отраслей промышленности район мало чем уступает высокоиндустриальным районам, таким как Центральный и Уральский, а в некоторых случаях даже превосходит их. Это один из ведущих районов нефтедобывающей, нефтеперерабатывающей и нефтехимической промышленности. Поволжье - крупнейший район многоотраслевого сельского хозяйства. На долю района приходится 20% валового сбора зерна. Поволжский экономический район отличается большой активностью во внешнеэкономических связях России.
Основные отрасли специализации промышленности Поволжья - нефтяная и нефтеперерабатывающая, газовая и химическая, а также электроэнергетики, сложное машиностроение и производство строитсльных материалов.
Поволжье занимает второе место в России после Западносибирского экономического района по добыче нефти и газа. Количество добываемых топливных ресурсов превышает потребности района.
В свое время создание нефтяной базы в этом регионе намного улучшило снабжение нефтью центральных и восточных районов страны. Выгодное транснортно- географическое положение района обусловило появление целой системы магистральных нефтепроводов, идущих как в западном, так и в восточном направлении, многие из которых имеют ныне международное значение.
Формирование в Западной Сибири новой нефтяной базы изменило ориентацию основных потоков нефти. Теперь трубопроводы Поволжья "повернуты" целиком на запад.
На нефтеперерабатывающих заводах района (Сызрань, Самара, Волгоград, Нижнекамск, Новокуйбышевск и др.) перерабатывают не только свою нефть, но и нефть Западной Сибири. НПЗ и нефтехимия тесно связаны. Наряду с природным добывают и перерабатывают попутный газ, который используют в химической промышленности.
Химическая промышленность Поволжья представлена горной химией (добыча серы и поваренной соли), химией органического синтеза, производством полимеров. Крупнейшие центры: Нижнекамск, Самара, Казань, Сызрань, Саратов, Волжский, Тольятти. В промышленных узлах Самара-Тольятти, Саратов- Энгельс, Волгоград-Волжский сложились энергетический и нефтегазохимический циклы производства. В них территориально сближены выработка энергии, нефтепродуктов, спиртов, синтетического каучука, пластмасс.
Развитие энергетики, нефтегазовой и химической промышленности ускорили развитие машиностроения в этом районе. Развитые транспортные связи, наличие квалифицированных кадров, соседство с Центральным районом вызвали необходимость создания приборо- и станкостроительных заводов (Пенза, Самара, Ульяновск, Саратов, Волжский, Казань). Авиастроение представлено в Самаре и Саратове. В Волгограде работает крупнейший в стране тракторный завод.
Но особенно выделяется в Поволжье автомобилестроение. Наиболее известными являются заводы в городах Ульяновск (автомобили марки "УАЗ"), Тольятти ("Жигули"), Набережные Челны (грузовые автомобили "КАМАЗ"), Энгельс (троллейбусы). Сохраняется значение пищевой отрасли промышленности, потребности которой удовлетворяет развитое сельское хозяйство. К тому же Каспий и устье Волги - это важнейший внутренний рыбопромысловый бассейн России. Однако необходимо отметить, что с развитием нефтехимии, химии и строительством крупных машиностроительных заводов экологическое состояние реки Волга резко ухудшилось.
Агропромышленный комплекс. На территории района, расположенной в лесной и полупустынной природных зонах, ведущая роль в сельском хозяйстве принадлежит животноводству. В лесостепной и степной зоне - растениеводству (в первую очередь зерновому хозяйству).
Именно регионы Среднего Поволжья имеют и самую высокую распаханность территории (до 50%). Зерновой район расположен примерно от широты Казани до широты Самары (выращивается рожь, озимая пшеница). Распространены посевы технических культур, например, посевы горчицы составляют 90% посевов этой культуры в России. Здесь же развито животноводство мясо- молочного направления.
К югу от Волгограда расположены овцеводческие хозяйства. В междуречье Волги и Ахтубы (в нижнем течении рек) выращивают овощи и бахчевые культуры, а также рис.
Топливно-энергетический комплекс. Район полностью обеспечен собственными топливными ресурсами (нефть и газ). Энергетика района имеет республиканское значение. Поволжье специализируется на производстве электроэнергии (более 10% общероссийского производства), которой снабжает и другие районы России.
Основу энергетического хозяйства составляют ГЭС Волжско-Камского каскада (Волжская около Самары, Саратовская, Нижнекамская, Волжская около Волгограда и др.). Себестоимость энергии, вырабатываемой на этих ГЭС, самая низкая в европейской части РФ.
На местном сырье (мазуте и газе) работают многочисленные тепловые станции, размещенные в городах, где развита нефтепереработка и нефтехимия (крупные потребители тепла и электроэнергии). В суммарном производстве электроэнергии доля тепловых станций составляет примерно 3/5. Крупнейшей тепловой станцией района является Заинская ГРЭС в Татарстане, работающая на газе.
Действует также Балаковская АЭС (Саратовская область). Транспорт. Транспортную сеть района формируют Волга и пересекающие ее автомобильные и железные дороги, а также сеть трубопроводов и ЛЭП. Волго-Донской канал соединяет воды крупнейших рек европейской части России - Волги и Дона (выход в Азовское море).
Нефть и газ района по трубопроводам поступают в регионы Центральной России и в страны "ближнего" и "дальнего" зарубежья. Международное значение имеет система нефтепроводов "Дружба" - от Альметьевска через Самару, Брянск до Мозыря (Белоруссия), далее нефтепровод разветвляется на два участка:
7. СЕВЕРО-КАВКАЗСКИЙ РАЙОН
(СЕВЕРНЫЙ КАВКАЗ)