Питание в строгий пост. Когда разрешено есть рыбу во время поста? Какую роль играет питание во время поста

Самый главный вред во время поста причиняет полное исключение из питания белков и жиров. Фактически для поддержания жизни и получения энергии человеку остаются одни углеводы. Соблюдающему пост приходится долгое время сидеть на строжайшей углеводно-овощной диете. Любая женщина, хоть раз пытавшаяся сбросить лишний вес с помощью так называемой «гречневой» диеты, прекрасно знает, чем это заканчивается: начинают выпадать волосы, слоятся ногти, в полное расстройство приходит пищеварительная система.

Аналогичное воздействие на организм оказывает и строгий пост. Самая большая нагрузка приходится на поджелудочную железу, которая в неумеренных количествах вынуждена перерабатывать одни углеводы. Результатом такого питания становится усиленное производство холестерина. Он приводит к образованию бляшек в кровеносных сосудах, что чревато проблемами с сердечно-сосудистой системой.

Второй опасный враг - отсутствие жиров и животного белка. Из-за дефицита этих важных элементов, крайне необходимых для метаболизма, организм начинает «съедать сам себя», заимствуя белок из мышечной ткани. Поскольку извне не поступают такие важные элементы, как цинк, кальций, железо, сера и пр., кожа и волосы становятся сухими и тонкими. Дефицит этих веществ можно наблюдать у отшельников и сподвижников церкви, месяцами изнуряющими себя постами. Кожа у них напоминает тончайший пергамент, волосы редкие и безжизненные.

Но и для обычных мирян пост не полезен. По его окончании волосы становятся очень тусклыми, ломкими, начинаются проблемы с ногтями и желудком, кожа приобретает землистый цвет и нередко начинает шелушиться. У женщин даже при такой строгой диете начинается обратный эффект: из-за недостатка животного белка и содержащихся в мясе и рыбе микроэлементов начинается усиленная выработка подкожного жира. Следствие этого - набор лишних килограммов. Да и для мужчины дисбаланс витаминов и нарушение обмена веществ не слишком-то хорошо. Последствиями религиозного усердия может быть ожирение и сахарный диабет.

Поэтому, если вы собираетесь поститься, согласуйте это со своим духовником, чтобы не нанести вред своему организму.

V. Поминовение и просфоры. Панихида и молебен

Если мы желаем, чтобы Церковь молилась вместе с нами за дорогих нам
близких (живых и умерших), мы пишем их имена на записке с надписью "о
здравии" и "об упокоении" и передаем вместе с просфорой, которую покупаем за
свечным ящиком, в алтарь. Сделать это нужно до начала литургии; если же
служба уже началась, то все разговоры, связанные с покупкой просфор,
передачей записок или свечек следует вести шепотом, чтобы не мешать службе.
Поданные записки священник читает перед началом литургии (на проскомидии) и
во время службы, когда он вынимает из просфор частицы и молится о здравии и
об упокоении записанных. В конце литургии эти частицы опускаются в Чашу в
знак искупительного действия св. Евхаристии. Священник в это время молится:
"Омой их грехи кровию Твоею..."
После обедни просфоры выносятся из алтаря и обычно ставятся на свечном
ящике, откуда те, кто подавал с ними записки, их разбирают. Просфору можно
по своему желанию либо съесть сразу, либо распределить на несколько дней,
либо отдать ее тому, за кого мы ее "вынимали".
Просфоры при желании можно раздавать в храме с просьбой молиться о тех,
за кого они вынуты, но это следует делать не во время службы, а после того,
как все подойдут ко кресту.
Кроме поминовения за литургией в церкви совершаются и другие виды
молитв за живых и усопших:
1. Молитва о живых, или молебен, к которому по просьбе верующих может
быть добавлено водоосвящение или чтение акафиста. Желающие служить молебен
обращаются за свечной ящик до службы (или, в крайнем случае, после службы).
2. Молитва об усопших называется панихидой. Ее служат перед особым
столиком для свечей (кануном). Издревле существовал обычай в память усопших
устраивать трапезу. В ней принимали участие бедняки, которых просили
молиться за умерших. И в наши дни те, кто молится о них, приносят в храм
пищу, которую раздают "для поминовения" после панихиды. Это делается и в
особые поминальные ("родительские") дни.
3. Молитвы, которые поют и читают при погребении, называются
отпеванием.
По окончании его икона, которая была на груди у покойника, ставится на
канун и находится там в течение 40 дней. После этого родные могут ее взять.
Во время литургии молитва совершается только за членов Церкви или
готовящихся ко крещению ("оглашенных"). Считается, однако, что во время
молебна могут быть помянуты и люди некрещеные. Для отпевания католиков,
старообрядцев и других инославных существует особый чин.

VI. Правила, касающиеся отношения мирянина к своему духовнику

Духовником называется священник, к которому мы постоянно ходим на
исповедь. Как больному лучше лечиться у одного врача, который хорошо знает
его организм и болезни, так и духовное врачевание будет проходить успешнее,
если человек будет приносить свою исповедь постоянному духовнику. Отношения
между этим священником и мирянином должны быть построены на искренности,
понимании и доверии. Мирянину следует помнить о следующих пяти правилах:
1. Христианин не предпринимает никакого важного жизненного шага, не
получив благословения духовника или, по крайней мере, не посоветовавшись с
ним.
2. Христианин принимает от духовника указания о молитвенном правиле,
постах и делах служения людям.
3. Христианин должен привести свою жизнь в согласие с нравственными
требованиями Церкви в срок, указанный духовником.
4. Частоту исповеди и причащения христианин должен согласовать с
духовником и твердо этого придерживаться.
5. В случае расхождения со своим духовником и намерения перейти к
другому мирянин должен поставить своего духовника в известность и просить
благословения на переход к другому священнику, конкретно указанному (см. 1
Цар 15, 22; Евр 13, 7, 17; Немоканон Иоанна Постника, Стоглав 40; Вопрошание
Кирика, 6, 17; Написание митр. Григория, 4; Заповедь к исповедующемуся, 27;
Слово Божие о покаянии, 97)2.

VII. Важнейшие праздники года

Праздничные и воскресные дни надо освободить от работы, которую можно
отложить. Церковный годовой круг праздников делится на праздники
"переходящие" и "непереходящие", двунадесятые и великие. Непереходящие
празднуются каждый год в одно и то же число месяца. Переходящие относятся к
Пасхальному циклу и приходятся каждый год на разное время. Приводим список
переходящих, непереходящих и великих праздников по "Православному церковному
календарю".
Двунадесятые переходящие праздники
Вход Господень в Иерусалим - воскресенье;
Пасха Христова - воскресенье;
Вознесение Господне - четверг;
День Святой Троицы (Пятидесятница) - воскресенье.
Двунадесятые непереходящие праздники
Крещение Господне - 6/19 января;
Сретение Господне - 2/15 февраля;
Благовещение Пресвятой Богородицы - 25 марта/7 апреля;
Преображение Господне - 6/19 августа;
Успение Пресвятой Богородицы - 15/28 августа;
Воздвижение Креста Господня - 14/27 сентября;
Введение во храм Пресвятой Богородицы - 21 ноября/4 декабря;
Рождество Христово - 25 декабря/7 января.
Великие праздники
Обрезание Господне - 1/14 января;
Рождество Иоанна Предтечи - 24 июня/7 июля;
Святых первоверховных апостолов Петра и Павла - 29 июня/12 июля;
Усекновение главы Иоанна Предтечи - 29 августа/11 сентября;
Покров Пресвятой Богородицы - 1/14 октября.
Церковное исчисление ведется по старому стилю. Вторая дата указывает
новый стиль.

VIII. Посты

В нашей человеческой природе нарушена гармония между духовным и
плотским началом; плоть стремится возобладать над духом. Поэтому человеку,
ведущему духовную жизнь, необходимы хотя бы самые простые методы аскезы
(самоограничения). К ним относится пост - воздержание от животной пищи,
которое имеет двоякое значение.
С одной стороны, пост обуздывает стихию плоти, с другой - развивает
через послушание Церкви духовную стойкость и волю человека. Пост освящен
Самим Христом, Который, постясь, Своим примером указал на необходимость
воздержания для Его учеников.
Существуют различной степени посты. Примерно их можно охарактеризовать
следующим образом:
I. Очень строгий пост - сухоядение. Едят только сырую растительную пищу
без масла.
II. Строгий пост - едят всякую вареную растительную пищу с растительным
маслом.
III. Обычный пост - кроме того, что едят в строгий пост, едят еще рыбу.
IV. Ослабленный пост (для немощных, находящихся в пути и питающихся в
столовых) - едят все, кроме мяса.
Отмена или ослабление поста предусмотрены Церковью для особых случаев
(болезнь, нахождение в пути и т.п.). Однако христианин не должен по
собственному усмотрению ослаблять или отменять пост (как и, напротив, делать
его более строгим), но спрашивать благословения духовника.
Пост - не только время телесного воздержания; он означает и время
усиления борьбы с грехом, особенной молитвенной сосредоточенности, более
частого причащения.
В году четыре длительных поста. Кроме того, Церковь установила постные
дни - среду и пятницу в течение всего года. В память некоторых событий
установлены также однодневные посты.
Многодневные посты
Великий Пост - предпасхальный, в общей сложности продолжается семь
недель. Пост строгий. Очень строгие недели - первая, четвертая
(Крестопоклонная) и седьмая (Страстная). На Страстной неделе пост
прекращается после литургии в Страстную субботу. По обычаю же разговляются
только после Пасхальной заутрени, т.е. в ночь на Св. Воскресение.
Великий Пост связан с переходящим кругом праздников и поэтому в разные
годы падает на разные числа, в зависимости от дня празднования Пасхи.
Петров пост - перед праздником святых апостолов Петра и Павла.
Начинается со Дня всех святых (воскресенье после Троицына дня) и
продолжается до 12 июля нового стиля. Этот пост меняет свою
продолжительность в разные годы, ибо зависит от дня празднования Пасхи. Этот
пост - наименее строгий, обычный.
Успенский пост - перед праздником Успения Божией Матери. Он всегда
падает на одни и те же числа: 14-28 августа нового стиля. Это - строгий
пост.
Рождественский (Филиппов) пост - начинается на следующий день после
празднования апостола Филиппа, всегда падает на одни и те же дни: 28 ноября
- 7 января нового стиля.
Однодневные посты
Среда и пятница - в течение всего года, кроме сплошных седмиц (недель)
и святок. Пост обычный.
Крещенский сочельник - 5/18 января. Пост очень строгий (существует
народный обычай в этот день не есть до звезды).
Усекновение главы Иоанна Крестителя - 25 августа/11 сентября. Пост
строгий.
Воздвижение Креста Господня - 14/27 сентября. Пост строгий.

IX. Домашняя молитва и духовное чтение

Молитвы, содержащиеся в Молитвослове, составлены по большей своей части
святыми и людьми высокого духовного опыта. Читая эти молитвы, мы приобщаемся
к их духовной жизни и учимся сами молиться. Молитва по книге (молитвословие)
не исключает молитвы своими словами и молитвенного предстояния Богу в
молчании.
[О ежедневном правиле см. "Практическое руководство..."]. Ежедневным
"правилом" называется собрание молитв, предназначенных для чтения утром,
вечером и в продолжение дня. Опускать это правило не следует даже тогда,
когда в душе нет молитвенного настроения. Сами святые слова оказывают
воздействие на душу помимо сознания. Однако нужно всегда стремиться побороть
рассеянность и вникать в слова молитв. Для случая крайней усталости или
особых обстоятельств преп. Серафим дал "малое правило".
Великим Постом к ежедневному правилу добавляется молитва св. Ефрема
Сирина "Господи и Владыко живота моего...", а в пасхальный период - тропарь
праздника ("Христос воскресе из мертвых...").
Всякое дело мы должны начать молитвой. На эти случаи есть в
Молитвослове особые псалмы и молитвы.
Читать Священное Писание следует ежедневно. Прежде всего это касается
Нового Завета. Его можно читать по частям или главам, на выбор, или в
соответствии с церковными чтениями этого дня. К отрывку из Евангелия
присоединяем чтение из Посланий. Из Ветхого Завета ежедневно читают псалмы.
Остальные книги Библии следует читать с толкованиями, чтобы правильнее и
глубже понимать смысл ветхозаветных книг и их соотношение с Новым Заветом.
К чтению Св. Писания рекомендуется добавлять чтение из Св. Отцов или
духовных писателей. Лучшими книгами из Отцов для начинающих могут служить:
"Псалтирь" св. Ефрема Сирина, "Исповедь" бл. Августина, "Нравственные
правила" св. Василия Великого. Из более поздних авторов - творения Тихона
Задонского, "Невидимая брань" св. Никодима Святогорца, "Руководство к
благочестивой жизни" Франциска Сальского. Из современных духовных писателей
- "Записи" свящ. А. Ельчанинова, книги митрополита Антония Сурожского.

О проведении Великого Поста

Общие правила

Недели Поста

Время Великого Поста специально дается Церковью, чтобы мы могли
собраться, сосредоточиться и подготовиться к встрече Пасхальных дней.
Великим Постом нужно постараться наверстать упущенное, заполнить
пробелы в нашей духовной жизни, которая так пострадала от жизненных
неурядиц, рассеянности, лености и прочего.
Общие правила
1. Воздержание от мясной пищи обязательно. Относительно всего прочего
следует уточнить с духовником. Кроме того, хорошо избрать какую-нибудь
житейскую вещь и отказаться от нее на эти дни, сохраняя воздержание до
Пасхи.
2. За время Поста нужно прочесть все четыре Евангелия.
3. Необходимо отказаться от всех лишних встреч, дел - всего, что
рассеивает. Отдых, разумеется, не отменяется, но виды его нужно избрать
такие, которые не нарушали бы мир души (например прогулки, поездки за город
и т.д.).
4. Ежедневно надо читать молитву св. Ефрема Сирина, желательно
медитативно, т.е. сосредотачиваясь мыслью на словах. Размышлять нужно
преимущественно над одной частью (например, фраза "Господи, Владыко живота
моего"; тема: Христос как альфа и омега моей жизни, ее смысл, любовь и цель.
Ощутить это хотя бы на короткое мгновение).
5. Кроме чтения молитвы св. Ефрема Сирина необходимо посвящать
ежедневно 10 минут (это минимум, а вообще-то желательно полчаса) - 5 минут
утром и 5 минут вечером - молитвенным размышлениям. Главное - не пропустить
ни одного дня в течение Великого Поста.
Рекомендуется во время молитвы выбирать удобное место, удобное
положение тела, но при невозможности этого отступать не следует. Размышлять
можно и на ходу, и на работе, и вечером, когда все уснут, и утром - одним
словом, приноравливаясь к обстоятельствам. Весьма важно, чтобы ничто не
"наседало", не волновала необходимость срочно что-то сделать, не угнетала
слишком сильная усталость. Перед началом молитвенного размышления нужно
перекреститься (если это происходит дома) или мысленно призвать имя Божие;
понудить себя отрешиться от забот (это самое трудное), усилием воли
поставить себя перед лицом Божиим; осознать, что, где бы мы ни были, мы
всегда с Ним и перед Его лицом. После этого обращаем взгляд к иконе или к
кресту (если мы не дома, полузакрываем глаза и вызываем образ креста).
Нужно, чтобы все тело пришло в состояние покоя, дыхание не было учащенным,
движений не нужно (кроме крестного знамения). После этого мысленно
произносим фразу из молитвы или Евангелия (можно из литании, акафиста,
литургии - по выбору) и стараемся как можно дольше удержать ее в сознании,
обдумывая ее, погружаясь в глубину, ощущая ее многогранную связь со своей
жизнью. Сначала это будет получаться с трудом. Возможно, только на третьей
неделе дело пойдет лучше. Главное - не надо отступать. И так каждый день
весь Пост, по пять минут утром и пять - вечером. В крайнем случае время
можно менять, но лучше избрать одно и то же. Не нужно удивляться и
огорчаться, ловя себя на рассеянности, на неумении сосредоточиться: полезно
считать себя учеником новоначальным, впервые приступающим к таким
размышлениям. Список молитвенных речений для них хорошо составить заранее на
неделю. Надо стараться на протяжении дня в свободные от работы мгновения
возвращаться мысленно к теме размышлений, как бы готовясь к встрече.
Основное условие успеха - установление внутренней тишины; это самое трудное
в наш шумный век.
6. После пятиминутного размышления необходимо посидеть или просто
постоять молча и сосредоточенно, как бы прислушиваясь к тишине, и потом с
этой тишиной в сердце приступать к делам, стараясь сохранить ее "звук" как
можно дольше.
7. Все воскресные дни во время Великого Поста обязательно посещать
литургию, не опаздывая к службе. Перед службой во время "часов" хорошо
прочесть молитву:

Верую, Господи, но Ты утверди веру мою.
Уповаю, Господи,
но Ты укрепи надежду мою.
Я возлюбил Тебя, Господи,
но Ты очисти любовь мою
и воспламени ее.
Сокрушаюсь, Господи, но Ты сделай,
да приумножу покаяние мое.
Чту, Господи, Тебя, Творца моего,
воздыхаю о Тебе, призываю Тебя.
Ты же направь меня мудростью Твоею,
защити и укрепи.
Предаю Тебе, Боже мой, помышления мои,
да исходят они от Тебя.
Дела мои да будут во имя Твое,
и желания мои да будут в воле Твоей.
Освети ум мой, укрепи волю,
очисти тело, освяти душу.
Да узрю мои прегрешения,
да не прельщусь гордостью,
помоги мне побеждать искушения.
Да славлю Тебя во все дни жизни,
которую Ты даровал мне.
Аминь.

Частота причащения устанавливается вместе с духовником, но заранее
нужно готовиться к общему причащению в Великий Четверг, день Тайной Вечери.
8. В дни Поста особенно важно усилить молитву за других. Не пропуская
ни одного случая, когда кто-то болен, находится в унынии, испытывает
трудности, надо немедленно за него помолиться, сколько хватает сил и
времени.
9. Нужно составить список особо чтимых святых и в течение Поста чаще
обращаться к ним, как к живым, как к помощникам и друзьям, ставить им свечи,
молиться перед их иконами.
10. Надо остерегаться неравномерности: взлетов и срывов. Именно от
этого будут предохранять спокойные и систематические молитвенные
размышления. Следует одергивать себя при проявлениях излишнего духовного
восторга, помня, как часто в нем участвует не дух, а страсть. Это помогает
уберечься и от провалов.

Недели Поста

Первая седмица (неделя)

Проводим следующий цикл молитвенных размышлений:

1-й день. День Екклесиаста

Размышление о тщете всего земного: человек на вершине славы, многого
добился, а умрет, как все, порой - тяжелее. К чему все это было? Одни шли по
трупам, другие убивали свою душу, а в итоге - ничто. Прочтем: "Кая житейская
сладость..." (в чине отпевания). Почет, любовь, слава, здоровье - как все
это (без духовной жизни) ничтожно и пусто! Все ниспадает, как водопад, в
смерть. На всем печать несовершенства. Все, за чем мы бежим, за что мы
цепляемся - дым и пыль. Все - бессмыслица, и бессмыслица страшная, зловещая
(Камю, Кафка).

2-й день. "Из глубины воззвах": Пс 130 (129)

Великий пост - самый главный и строгий среди постов. Начинается он за семь недель до праздника Святой Пасхи и состоит из Четыредесятницы (сорока дней) и Страстной седмицы (недели перед Пасхой).

ВЕЛИКИЙ ПОСТ

«Что такое Великий пост? Он есть драгоценный дар нам Спасителя нашего, Который Сам постился сорок дней и ночей, не ел и не пил; дар – поистине драгоценный для всех ищущих спасение, как умертвитель душевных страстей. Словом и примером Своим Господь узаконил его Своим последователям» - говорит святой праведный Иоанн Кронштадтский.

Великий пост - самый главный и строгий среди постов. Начинается он за семь недель до праздника Святой Пасхи и состоит из Четыредесятницы (сорока дней) и Страстной седмицы (недели перед Пасхой).

Четыредесятница установлена в подражание Самому Господу Иисусу Христу, постившемуся в пустыне сорок дней, а Страстная седмица – в воспоминание последних дней Его земной жизни, страданий, смерти и погребения. Таким образом, общее продолжение Великого поста вместе со Страстной седмицей составляет 48 дней.

Великому посту предшествуют три недели, в течение которых святая Церковь начинает духовно подготавливаться к нему. Первая подготовительная неделя – “Неделя мытаря и фарисея” – называется “сплошной седмицей”, потому что на ней нет поста на трапезе.

В воскресенье во время Литургии читается Евангелие “О мытаре и фарисее” (Лк. 18, 10-14). Этой притчей Церковь научает нас истинному смирению и покаянию, без которых пост будет бесплоден. Начиная с этой недели и до пятой недели Великого поста за всенощным бдением, после чтения Евангелия, поется молитва, которую слушают, преклонив колени: “Покаяния отверзи мне двери...”

Во вторую подготовительную неделю – “Неделю о блудном сыне, среда и пятница – постные. В воскресенье на Литургии читается притча из Евангелия “О блудном сыне” (Лк. 15, 11-32), которая призывает заблудших покаяться и вернуться к Господу, с надеждой на Его милосердие.

В эту неделю, а также и в следующие за нею две недели на всенощном бдении после полиелея поется 136-й псалом: “На реках Вавилонских тамо седохом и плакахом...” Он описывает страдания евреев в плену вавилонском и скорбь об утраченном отечестве, образно, говоря – о нашем плене греховном и о том, что мы должны стремиться к своему духовному отечеству – Небесному Царствию.

Третья подготовительная неделя называется “мясопустною”, или “сырною”, а по народному – “масленица”. В эту неделю уже нельзя есть мясо. Среда и пятница не постные, разрешено вкушать молоко, яйца, рыбу, сыр, масло. По старому русскому обычаю, на масленицу пекутся блины. Воскресенье “мясопустной недели”, соответственно евангельскому чтению, носит название “Неделя о Страшном суде” (Мф. 25. 31-46). Этим чтение Церковь призывает грешников покаяться и делать добрые дела, напоминая, что за все грехи нам придется отвечать. С началом этой седмицы, находящимся в браке предписывается воздержание от супружеских отношений.

Последнее воскресенье перед Великим постом называется “сыропустом”: им оканчивается вкушение яиц и молочных продуктов.

На Литургии читается Евангелие с частью из Нагорной Проповеди (Мф. 6, 14-21), где говорится о прощении обид нашим ближним, без чего мы не можем получить прощения грехов от Отца Небесного; о посте и о собирании небесных сокровищ.

Сообразно с этим евангельским чтением, христиане просят в этот день друг у друга прощения за причиненные обиды и стремятся со всеми примириться. Поэтому воскресенье это принято называть “ .

Первая и последняя (Страстная) седмицы Великого поста отличаются своей строгостью, и их богослужения – продолжительностью.
Это время особого покаяния и сугубых молитв. Верующие, как правило, ежедневно посещают богослужения этих седмиц.

По уставу, в понедельник и вторник первой седмицы установлена высшая степень поста – полное воздержание от пищи; первое вкушение пищи разрешается лишь в среду, а второй раз – в пятницу после литургии Преждеосвященных Даров.
В эти дни предписывается сухоядение, то есть пища без масла.

Разумеется, для слабых, больных, престарелых людей, беременных и кормящих женщин эти требования, по благословению духовника, ослабляются. Начиная с субботы первой седмицы можно вкушать постную пищу.

Рыба разрешается всего два раза за весь пост: в Благовещение Пресвятой Богородицы (7 апреля), если праздник не выпадает на Страстную седмицу, и на Вход Господень в Иерусалим (Вербное воскресенье). В Лазареву субботу (суббота перед Вербным воскресеньем) разрешается рыбная икра. Если строго следовать уставу, то растительное масло разрешается только по субботам (кроме субботы на Страстной седмице) и воскресеньям.

ОСОБЕННОСТЬ ВЕЛИКОПОСТНОГО БОГОСЛУЖЕНИЯ – совершение литургий только по субботам и воскресеньям; в понедельник, вторник и четверг литургия не совершается. По средам и пятницам совершается литургия Преждеосвященных Даров.

Само название этой службы говорит о том, что на ней происходит причащение Святыми Дарами, освященными в предыдущее воскресенье.

В храме – и черные облачения, и особый постовой распев песнопений – призывают к покаянию, изменению греховной жизни. Постоянно звучит молитва преподобного Ефрема Сирина “Господи и Владыко живота моего...”, которую все молящиеся совершают с земными поклонами.

Первые четыре дня Великого поста вечером в православных храмах читается великий покаянный канон преподобного Андрея Критского – вдохновенное произведение, излившееся из глубины сокрушенного сердца. Православные люди всегда стараются не пропустить эти службы, поразительные по силе воздействия на душу.

В пятницу первой седмицы после литургии происходит освящение “колива” (отваренной пшеницы с медом), в память святого великомученика Феодора Тирона. Этот святой явился во сне Антиохийскому епископу Евдоксию. Он открыл ему тайное приказание императора Юлиана Отступника окропить кровью идоложертвенных животных все съестные припасы и повелел в течение недели ничего не покупать на рынке, а питаться коливом.

Неделя первая Великого поста посвящена Торжеству Православия. Празднование это было установлено по поводу окончательной победы Святой Церкви над иконоборческой ересью. В это день, после литургии, в храме совершается особый чин – чин торжества Православия. Этим чином Церковь анафематствует, то есть отлучает от единения с собой еретиков, врагов Православия, и славословит его защитников.

Неделя вторая чествует память святителя Григория Паламы. Он известен как обличитель ереси Варлаама, отвергавшего православное учение о нетварном свете.

Неделя третья Великого поста – Крестопоклонная. На этой неделе прославляется святой Крест Господень. Для поклонения и духовного подкрепления проходящих подвиг поста Крест выносится из алтаря на середину храма. Следующая за Крестопоклонной неделей седмица носит такое же название, а еще называется Средокрестной, поскольку в среду Великий пост достигает своей середины.

Неделя четвертая Великого поста предлагает нам высокий пример постнической жизни в лице преподобного Иоанна Лествичника, автора “Лествицы”.
В среду на пятой седмице совершается всенощное бдение с чтением Великого покаянного канона Андрея Критского и жития преподобной Марии Египетской. По этой особенности она называется Андреевским стоянием, или стоянием Марии Египетской.
В субботу этой же седмицы совершается пение акафиста Пресвятой Богородице, которое установлено в благодарность за избавление Ею Царьграда от врагов.

Неделя пятая Великого поста посвящена прославлению подвигов преподобной Марии Египетской.

Суббота перед праздником Входа Господня в Иерусалим именуется Лазаревой. В этот день вспоминается воскрешение праведного Лазаря, которое совершил Господь Иисус Христос в доказательство Своей Божественной силы и в знамение нашего воскресения. Лазарево воскрешение послужило поводом к осуждению Спасителя на смерть, поэтому с самых первых веков христианства установлено было совершать память этого великого чуда перед самой Страстной седмицей.

Неделя шестая Великого поста называется “Неделей ваий”, в просторечии – вербным воскресеньем” (или Цветоносным), и празднуется “Вход Господень в Иерусалим”. Ветви ваий (пальмовые ветви) у нас заменяются вербами, так как верба ранее других ветвей дает почку. Обычай употреблять вайи в это праздник имеет свое основание в обстоятельствах самого события входа Господня в Иерусалим.

Молящиеся как бы встречают невидимо грядущего Господа и приветствуют Его как Победителя ада и смерти, держа в руках “знамение победы” – цветущие вербы с возжжеными свечами.

После Вербного воскресенья наступают Великие дни, или Страстная седмица. В храме читают Евангелие Страстей Христовых (Страданий Христовых), как Он был предан Иудой Искариотом, взят под стражу, бичеван и распят на Кресте. Пост на этой седмицы, как и на первой, строгий (то есть без масла).

А в Великую Пятницу – в день всеобщей скорби о распятом Спасителе – принято не вкушать никакой пищи до окончания богослужебного чина погребения Плащаницы Господа, то есть особого покрывала с изображением Христа, лежащего во гробе. Каждый день седмицы имеет название – Великий Понедельник, Великий Вторник и т.д. В эту неделю верующие начинают готовиться к Пасхе и стараются чаще посещать храм.

В Великий Понедельник Церковь вспоминает иссушение бесплодной смоковницы, у которой Иисус Христос не нашел истинного плода, обличил ее и проклял.

Эта смоковница изображает не только сонмище иудейское, но также и всякую душу, не приносящую плода покаяния.

Кроме повествования об иссушении смоковницы, читается Евангелие с притчей о неправедных виноградарях, убивших сначала слуг господина своего, а потом и его сына.

Притча изображает ожесточение иудеев, избивавших прежде пророков, а потом распявших и Сына Божия, пришедшего на землю. Этой притчей Церковь поучает нас не уподобляться этим виноградарям, дерзостно нарушая заповеди апостольские и Господни и тем самым продолжая распинать Сына Божия своими грехами.

Свое содержание церковная служба Великого Вторника заимствует из притч о десяти девах, о талантах и из продолжения положенного в Великий Понедельник повествования о Втором пришествии Христовом.

Этими воспоминаниями Святая Церковь учит верующих духовному бодрствованию, особенно необходимому в дни сопереживания страданиям Господа за нас; притча о талантах побуждает к употреблению дарованных нам способностей и сил на служение Господу, особенно делами милосердия, которые Он принимает как личную заслугу Себе Самому: так как вы сделали это одному из сих братьев Моих меньших, то сделали Мне. (Мф. 25, 40).

В Великую Среду прославляется жена-грешница, не пожалевшая для Господа драгоценного мира, и порицается сребролюбие и предательство Иуды.

Из всех дней последней седмицы особенно выделяется Великий Четверток .

Этот день установлен Церковью в воспоминание Тайной Вечери, на которую Иисус Христос собрал Своих учеников в первый день иудейской пасхи.

На этой трапезе Спаситель преломил хлеб и, раздавая учениками, сказал:приимите, ядите: сие есть Тело мое. И, взяв чашу и благодарив, подал им и сказал: пейте из нее все, ибо сие есть Кровь Моя Нового Завета, за многих изливаемая во оставление грехов. (Мф. 26, 26-28). Так впервые Иисус Христос Сам установил таинство Причащения. Великий Четверг также называют еще “Чистым” – в этот день христиане, искренне покаявшись на исповеди, с чистой совестью приступают к Чаше Господней.

В Великий Четверток вечером в храме совершается “Последование святых и спасительных Страстей Господа нашего Иисуса Христа”. Верующие назидаются слушанием полной евангельской истории Страстей Христовых, извлеченной из четырех Евангелий и разделенных на 12 чтений.

В Святой и Великий Пяток литургии не бывает в воспоминание того, что в этот день Сам Господь принес Себя в Жертву. Совершаются лишь Царские Часы. Вечерня служится в третьем часу дня, в час смерти Иисуса Христа на Кресте.

В конце этой службы совершается вынос Плащаницы, перед которой читается умилительный канон “О распятии Господни и на плач Пресвятой Богородицы”. Молящиеся прикладываются к Плащанице и положенному поверх ее Евангелию. Плащаница находится на середине храма в продолжение трех дней, напоминая этим трехдневное нахождение Иисуса Христа во гробе.
(В этот день разрешается вкушать пищу только после окончании чина погребения Плащаницы Господа.)

Все богослужение Великой Субботы представляет умилительное сочетание противоположных чувствований – скорби и отрады, горя и радости, слез и светлого ликования.

На вечерне читаются 15 паремий (текстов из Священного Писания). В этих паремиях собраны почти все главные пророчества и прообразы Ветхого Завета, относящиеся к Иисусу Христу. В Древней Церкви во время чтения паремий Великой Субботы совершалось таинство Крещения для того, чтобы готовившиеся стать христианами могли вкусить пасхальной радости вместе с верными.

После чтения Апостола священнослужители в алтаре переоблачаются в светлое.
По окончании литургии до начала полунощницы освящают куличи, творожные пасхи, крашеные яйца.

Заканчивается Страстная седмица торжественным празднованием Пасхи – Светлого Христова Воскресения. Воскресение из мертвых Иисуса Христа во плоти – прообраз всеобщего воскресения из мертвых всех людей в день Страшного Суда и обетование жизни вечной, уготованной Богом праведникам.

Это праздник для тех, кто, исполняя заповеди Христовы, в земной своей жизни сораспинается со Христом, ведя духовную брань со страстями и грехом. Великий пост является путем ко дню Светлого Христова Воскресения и несет в себе смысл сораспятия и совоскресения нас со Христом. опубликовано

Православный церковный календарь постов и трапез на 2019 год с указанием и кратким описанием многодневных и однодневных постов и сплошных седмиц.

Церковный православный календарь постов и трапез на 2019 год

Пост не в брюхе, а в духе
Народная пословица

Ничего в жизни не дается без труда. И чтобы отметить праздник, надо к нему подготовиться.
В Русской Православной Церкви существует четыре многодневных поста, пост в среду и пятницу в течение всего года (за исключением нескольких недель), три однодневных поста.

В первые четыре дня первой седмицы Великого поста (с понедельника по четверг) за вечерним богослужением читается Великий (Покаянный) канон, произведение гениального византийского гимнографа святителя Андрея Критского (VIII в.).

ВНИМАНИЕ! Ниже Вы найдете информацию о сухоядении, пище без масла и днях полного воздержания от пищи. Все это давняя монастырская традиция, которая даже в монастырях не всегда может быть соблюдена в наше время. Такая строгость поста не для мирян, а обычная практика – это воздержание от яиц, молочной и мясной пищи в пост и в строгий пост – воздержание еще и от рыбы. По всем возможным вопросам и о Вашей индивидуальной мере поста Вам нужно консультироваться с духовником.

Даты указаны по новому стилю.

Календарь постов и трапез на 2019 год

Периоды понедельник вторник среда четверг пятница суббота воскресенье

с 11 марта по 27 апреля
сухоядение горячая без масла сухоядение горячая без масла сухоядение горячая с маслом горячая с маслом
Весенний мясоед рыба рыба

с 24 июня по 11 июля
горячая без масла рыба сухоядение рыба сухоядение рыба рыба
Летний мясоед сухоядение сухоядение

с 14 по 27 августа
сухоядение горячая без масла сухоядение горячая без масла сухоядение горячая с маслом горячая с маслом
Осенний мясоед сухоядение сухоядение
с 28 ноября 2019 года по 6 января 2020 года до 19 декабря горячая без масла рыба сухоядение рыба сухоядение рыба рыба
20 декабря – 1 января горячая без масла горячая с маслом сухоядение горячая с маслом сухоядение рыба рыба
2-6 января сухоядение горячая без масла сухоядение горячая без масла сухоядение горячая с маслом горячая с маслом
Зимний мясоед рыба рыба

в 2019 году

Сам Спаситель был поведен духом в пустыню, сорок дней искушался дьяволом и ничего не ел в эти дни. Спаситель постом начал дело нашего спасения. Великий пост – пост в честь Самого Спасителя, а последняя страстная седмица этого сорокавосьмидневного поста установлена в честь воспоминания о последних днях земной жизни, страданиях и смерти Иисуса Христа.
С особой строгостью соблюдается пост в первую и страстную седмицы.
В чистый понедельник принято полное воздержание от пищи. В остальное время: понедельник, среда, пятница – сухоядение (вода, хлеб, фрукты, овощи, компоты); вторник, четверг – горячая пища без масла; суббота, воскресенье – пища с растительным маслом.
Рыба разрешается в Благовещение Пресвятой Богородицы и в Вербное воскресенье. В Лазареву субботу разрешается рыбная икра. В страстную пятницу нельзя вкушать пищу до выноса плащаницы.

в 2019 году

С понедельника недели всех Святых начинается пост Святых апостолов, установленный перед праздником апостолов Петра и Павла. Этот пост называется летним. Продолжение поста различно, в зависимости от того, как рано или поздно бывает Пасха.
Постоянно он начинается с понедельника всех Святых, а прекращается 12 июля. Продолжительнейший Петров пост заключает в себе шесть недель, а кратчайший неделю с днем. Этот пост установлен в честь Святых апостолов, которые постом и молитвою приготовлялись к всемирной проповеди Евангелия и готовили себе преемников в деле спасительного служения.
Строгий пост (сухоядение) в среду и пятницу. В понедельник можно горячую пищу без масла. В остальные дни – рыба, грибы, крупы с растительным маслом.

в 2019 году

С 14 по 27 августа в 2019 году.
Через месяц после Апостольского поста наступает многодневный Успенский пост. Он продолжается две недели – с 14 по 27 августа. Этим постом Церковь призывает нас к подражанию Божьей Матери, которая перед переселением своим на небо непрестанно пребывала в посте и молитве.
Понедельник, среда, пятница – сухоядение. Вторник, четверг – горячая пища без масла. В субботу и воскресенье разрешается пища с растительным маслом.
В день Преображения Господня (19 августа) разрешается рыба. Рыбный день в Успенье, если он придется на среду или пятницу.

в 2019 году

Рождественский (Филиппов) пост. В конце осени, за 40 дней до великого праздника Рождества Христова, Церковь призывает нас к зимнему посту. Он называется и Филиппов, потому что начинается после дня, посвященного памяти апостола Филиппа, и Рождественский, ибо бывает перед праздником Рождества Христова.
Этот пост установлен для того, чтобы нам принести Господу благодарственную жертву за собранные земные плоды и приготовиться к благодатному единению с родившимся Спасителем.
Устав о пище совпадает с уставом Петрова поста, до дня святителя Николая (19 декабря).
Если праздник Введения во храм Пресвятой Богородицы выпадает на среду или пятницу, то разрешается рыба. После дня памяти Святителя Николая и до предпраздненства Рождества разрешается рыба в субботу и воскресенье. В предпраздненство нельзя есть рыбу во все дни, в субботу и воскресенье – пища с маслом.
В сочельник нельзя вкушать пищу до появления первой звезды, после чего принято вкушать сочиво – вареные в меду зерна пшеницы или отварной рис с изюмом.

Сплошные седмицы в 2019 году

Седмица – неделя с понедельника по воскресенье. В эти дни отсутствие поста в среду и пятницу.
Сплошных седмиц пять:
Святки – с 7 по 17 января,
Мытаря и фарисея – за 2 недели до
Сырная (масленица) – неделя перед (без мяса)
Пасхальная (Светлая) – неделя после Пасхи
– неделя после Троицы.

Пост в среду и пятницу

Еженедельными постными днями являются среда и пятница. В среду пост установлен в воспоминание предательства Иудой Христа, в пятницу – в память крестных страданий и смерти Спасителя. В эти дни недели Святая Церковь запрещает употребление мясной и молочной пищи, а в период недели Всех Святых до Рождества Христова следует воздержание также от рыбы и растительного масла. Лишь когда на среду и пятницу приходятся дни празднуемых святых, разрешается растительное масло, а в самые большие праздники, такие как Покров, – рыба.
Больным и занятым тяжелым трудом допускается некоторое послабление, чтобы христиане имели силы на молитвы и необходимый труд, но употребление рыбы в неположенные дни и тем более полное разрешение поста уставом отвергается.

Однодневные посты

Крещенский сочельник – 18 января, накануне Крещения Господня. В этот день христиане готовятся к очищению и освящению святой водой в праздник Крещения.
Усекновение главы Иоанна Предтечи – 11 сентября. Это день памяти и гибели великого пророка Иоанна.
Воздвижение Креста Господня – 27 сентября. Память о страданиях Спасителя на кресте ради спасения рода человеческого. Этот день проводят в молитвах, посте, сокрушении о грехах.
Однодневные посты – дни строгого поста (кроме среды и пятницы). Запрещается рыба, но разрешается пища с растительным маслом.

Православные праздники. О трапезе в праздники

По церковному Уставу, в праздники Рождества Христова и Богоявления, случившиеся в среду и пятницу, поста нет. В Рождественский и Крещенский сочельники и в праздники Воздвижения Креста Господня и Усекновения главы Иоанна Предтечи разрешается пища с растительным маслом. В праздники Сретения, Преображения Господня, Успения, Рождества и Покрова Пресвятой Богородицы, Введения Ее во храм, Рождества Иоанна Предтечи, апостолов Петра и Павла, Иоанна Богослова, случившиеся в среду и пятницу, а также в период от Пасхи до Троицы в среду и пятницу разрешается рыба.

Когда не совершается браковенчание

Накануне среды и пятницы всего года (вторник и четверг), воскресных дней (суббота), двунадесятых, храмовых и великих праздников; в продолжение постов: Великого, Петрова, Успенского, Рождественского; в продолжение Святок, в Неделю мясопустную, в течение сырной седмицы (Масленицы) и в Неделю сыропустную; в течение Пасхальной (Светлой) седмицы и в дни Воздвижения Креста Господня - 27 сентября.

Все мы ни раз задавались вопросом о том, что можно есть в Великий пост и чем разнообразить стол, чтобы не нанести вред организму. Ведь известно, что Великий пост поможет очиститься только в том случае, если вы будете соблюдать правила приема пищи и обеспечите себе полноценное питание.

Если вы решили придерживаться - это не означает, что вам придется голодать. Будьте благоразумны и постарайтесь не навредить своему организму истовым «умерщвлением» плоти. Даже во время поста можно обеспечить себе полноценное, здоровее питание.

Великий пост: разрешенные продукты

Для того чтобы вы душой и телом смогли ощутить радость и святость от приема пищи, ваша еда должна быть разнообразной, но простой.

Овощи и фрукты: вареные, тушеные, запеченные - должны стать основой вашего питания. Пускай на вашем столе будут морковь, картошка, свекла, квашеная капуста и огурцы. Не забывайте о кукурузе, горошке, салатном перце, яблоках, гранате, бананах и цитрусовых. Чем разнообразнее - тем лучше.

В пост нельзя злоупотреблять пряностями, солью, сахаром и жареной пищей. Отдайте предпочтение пище, приготовленной на паровой бане или в гриле.

Полезный совет: когда отвариваете овощи, бросайте их в уже кипящую воду и не допускайте сильного кипения. Так удастся сохранить в них большее количество полезных веществ.

Каши: каши должны стать еще одной важной составляющей вашего рациона. Не забывайте, что готовить их следует только на воде и придется обойтись без добавления масла. Зато у вас появится дополнительный повод для кулинарных экспериментов.

Полезный совет: добавляйте в ваши каши орехи, морковь, грибы и лук, для сладких каш подойдут сушеные фрукты и изюм.

Вместо мяса, молока и яиц: если вы включите в свой рацион растительный белок - то ваш организм ни чуть не пострадает от отсутствия мяса. Растительный белок содержится в баклажанах, арахисе, чечевице, сое и всех растениях семейства бобовых. Сейчас в продаже доступно «соевое мясо», которое, при условии соблюдения технологии изготовления вполне может заменить настоящее.

Кстати, диетологи подтверждают, что соевый белок по своему составу может компенсировать белок, содержащийся в мясе и рыбе.

Великий пост: запрещенные продукты

Па протяжении всего поста следует отказаться от следующих продуктов:

  • Мясо и мясопродукты
  • Рыба и рыбные продукты (кроме нестрогих дней).
  • Птица
  • Молоко и молочные продукты
  • Сладости
  • Фаст-фуд
  • Алкоголь

Строгие и нестрогие дни поста

Первые 4 дня, а также последняя неделя перед Пасхой считаются самыми строгими днями поста. В Чистый понедельник (первый день поста) и Великую пятницу (последняя пятница перед Пасхой) относятся к самым строгим дням поста, когда вообще нельзя есть. А вот в первую пятницу Великого поста разрешается вареная пшеница, подслащенная медом или сахаром.

В другие дни питание проходит по определенному графику:

  • Понедельник, среда, пятница: хлеб, вода, овощи, фрукты, компоты
  • Вторник, четверг: горячая пища без масла
  • Суббота и воскресенье: пища с растительным маслом и все многообразие рыбных продуктов.

Ослабление поста разрешается беременным женщинам, больным и пожилым людям, а также путешествующим.