Положение личности в группе. Статусом называется позиция, положение человека в группе или обществе
Важнейшей характеристикой положения индивида в социальной группе является его роль и статус. Статус
- это достаточно устойчивая позиция в рамках институциализированного взаимодействия, он определяется местом индивида в системе общественного разделения труда, социальной иерархии, может быть формализованным
илинеформализованным
, главным
и второстепенным
, предписанным
и достигаемым
, прирожденным
и приобретенным
(образование, квалификация), социальным
(принадлежность к большой социальной группе) и личным
(принадлежность к малой или первичной социальной группе). Социальный статус наиболее важен среди незнакомых, личный - среди знакомых людей. Они могут, как совпадать, так и не совпадать (пример несовпадения: высокий статус в трудовом коллективе, и низкий - в семье). Главным называется характерный для данного индивида статус, по которому его выделяют окружающие. Он определяет стиль жизни, круг знакомых, манеру поведения и т.п. Для научной интеллигенции это ученая степень, для менеджеров - должность.
Прирожденными в строгом смысле слова считаются только три социальных статуса: пол, национальность, раса (мужчина, африканец, русский, сын, дочь, сестра, брат и т.д.). Однако уже появились понятия биологического пола и социально приобретенного. Люди сами могут выбирать и национальность.
Приписываемый (предписанный, аскриптивный) статус не сводится к прирожденному, так как является социально приобретаемым, но различить их бывает весьма сложно (теща, тесть, падчерица, пасынок, крестный отец и мать).
Достигаемый статус человек приобретает благодаря собственным усилиям или удаче (муж, студент, чемпион мира, рок-звезда и др.). Чем более общество является развитым и открытым, тем больше в его социальной структуре ячеек, рассчитанных на достигаемые статусы.
Но зачастую очень сложно определить, к какому типу относится тот или иной статус, в этих случаях говорят о смешанном статусе
(дворянин, академик, олимпийский чемпион и т.д.).
К элементам статуса
относятся: адекватность поведения, реализация определенных прав и обязанностей, идентификация (психологическое отождествление себя со своим статусом).
Статусный набор
- это совокупность всех статусов, занимаемых данным индивидом.
Если статус рассматривается как место в иерархии, его называют рангом
. Ранг статуса может быть высоким, средним и низким.
Престиж
- это оценка определенного статуса в социальной иерархии, принятая и закрепленная в общественном мнении.
Социальной ролью
принято называть ожидаемое поведение человека, ассоциируемое с его статусом. Роль является динамической стороной статуса. Она представляет собой некоторый образец поведения, признанный целесообразным для людей данного статуса в данном обществе. Социальная роль может быть закреплена за человеком формально (например, в законодательном акте) или же носить неформальный характер. Каждый человек обладает целым набором социальных ролей, осуществляемых им в обществе (ролевой набор
). Их совокупность называется ролевой системой
. Общество стремится подчинить индивида его социальной роли с помощью механизмов отбора, предписания и контроля за исполнением роли. С другой стороны, чтобы сформировать свою личностную идентичность, индивиду необходимо общество. Самоидентификацией
называют самоопределение личности в статусно-ролевой системе общества.
Семья как малая социальная группа
К малым
социальным группам можно отнести семью, бригаду, а к большим
- этносы, классы, страты. Малой группой
называют небольшое число людей, которые хорошо знают друг друга и взаимодействуют между собой. К ее признакам можно отнести: ограниченное число членов (2-20), стабильность состава, наличие внутренней структуры, ролей и т.д. Исходные формы малой группы - диада
(в основе эмоциональная привязанность) и триада
(уже присутствует социальное отношение, понятие большинства). Триада более стабильна. В ней меньше чувств, но лучше развито разделение труда, что дает независимость индивидам.
Семья
- это малая группа, фундаментальный институт общества, придающий ему стабильность, первичная ячейка общества (так считали Аристотель, Гегель, Маркс), среда воспитания детей и формирования их личности. В ней осуществляется начало социализации индивида, она способствует становлению гражданина. Благодаря семейным отношениям обеспечивается преемственность поколений, воспроизводится культура. Чем крепче семья, тем стабильнее общество. С разрушением семейных уз разлагается и общество.
Семья выполняет следующие функции: репродуктивную
(продолжение рода), воспитательную, хозяйственно-экономическую, рекреативную
(взаимная моральная и материальная поддержка) и коммуникативную
(общение). Члены традиционной семьи связаны общностью быта, ведением совместного хозяйства, взаимной помощью, моральной и правовой ответственностью. В нормальной семье человеку всегда легче решать проблемы и материальные, и психологические, чем будучи одному.
Семья может быть основана на (1) кровном родстве, (2) браке или (3) опекунстве. Гегель полагал, что семья - это прежде всего нравственный союз. В жизненном цикле семьи можно выделить несколько стадий: начальная (от брака до рождения ребенка) - стадия роста; зрелая
(стадия отселения взрослых детей или рождение внуков); завершающая
для старшего поколения и знаменующая начало нового жизненного цикла.
Семья может быть многопоколенной
(в которой дети, создав собственные семьи, не отъезжают от родителей) и двухпоколенной
(нуклеарной
, когда дети отделяются от родителей, идет процесс "ядерного" деления. Первый тип семьи свойственен для традиционного аграрного общества, для сельской жизни, он носит патриархальный характер, при котором уважается старшинство и глава семьи; второй - для современного общества, городской жизни, где каждый член семьи обладает свободой и независимостью. Однако нуклеарная семья менее устойчива, в ней меньше детей и выше процент разводов.
Основой создания новой семьи является брак как "добровольный и равноправный союз мужчины и женщины, порождающий для них личные и имущественные права и обязанности и направленный на создание семьи". Государство, заботящееся о своей стабильности и о своем будущем, должно всячески поддерживать семью, особенно помогать молодоженам и многодетным семьям.
Расы и расизм
Социальная сфера может быть представлена различными формами общности людей
в соответствии с мерой природной определенности:
1) естественноисторическими
- пол, поколение, раса и т.д. (целиком в природе);
2) этноисторическими
- род, племя, народность, нация (смесь природных и социальных факторов: осуществляется мощное влияние культурных факторов, но и природа еще не уступает своих позиций);
3) социально-историческими
- касты, сословия, классы и страты (всецело определяются социально-экономическими и культурными факторами).
Раса
- это категория людей с общими биологическими чертами, природно-климатически детерминированными, передающимися от поколения к поколению. Происхождение и изменение физического типа человека изучает антропология (от греч. "антропос" - человек).
Есть различные классификации рас
. Самая общая выделяет три основных: европеоидную
(относительно светлая кожа и пушистые волосы); монголоидную
(желтая или желто-коричневая кожа и узкий разрез глаз); негроидную
(темная или черная кожа и вьющиеся волосы). Это белая, желтая и черная расы - в массовом сознании. Однако чистых рас практически уже нет, и границы между ними достаточно условны.
Существуют две точки зрения относительно происхождения рас: моногенетическая
(она говорит о том, что все расы происходят от одного общего предка, а расовые различия возникли в результате длительного влияния различных географических зон, ее придерживается большинство ученых) и полигенетическая
(расы рассматриваются как биологически различные виды).
Расизм несостоятелен как с точки зрения строго научной, биологической и социальной, также он недопустим и с точки зрения духовной, морально-нравственной. Расовые признаки не носят морфологический характер, а являются надстроечными, внешними и второстепенными по отношению к общей природе человека. Морфологическими являются, например, строение скелета, мышц, мозга, а внешними - цвет кожи, разрез глаз и т.п. Последние начали формироваться в период позднего палеолита (30-40 тыс. лет назад). Представители различных рас дают здоровое потомство, что невозможно при видовом отличии, а физические и психологические различия между расами не являются препятствием к их социальному и духовному развитию. Они несущественны для характеристики человека как социального и духовного существа. Умственное, социальное, духовное развитие - это плод длительного культурно-цивилизационного развития, результат воспитания и образования, а не биологического наследования. В основе расизма могут лежать неверно интерпретированные биологические данные, а духовно-нравственно он абсолютно невозможен и недопустим.
Этнические общности
Этнические общности представляют собой территориальные группы, связанные кровнородственно. В основе формирования этносов - семья, род, клан, которые иногда называют доэтническими общностями. Их состав ограничен, они входят в более крупное целое и не обладают самостоятельной культурой. Семья - наименьшая кровнородственная группа людей, связанная общностью происхождения (бабушка, дедушка, отец, мать, дети). Несколько семей, вступивших в союз (или разросшаяся семья), образуют род
(группа кровных родственников, возводящих себя к одному предку). Роды объединяются в кланы
(группа родственников, носящих имя предполагаемого предка), которые сохраняют общую собственность на землю, кровную месть и круговую поруку. Несколько кланов, объединившись, составляют племя.
Племя
управляется вождем или племенным советом, его численность может доходить до многих тысяч. Этот тип этнической организации свойственен родовому строю. На основе родственных племен, живущих по соседству, имеющих общий язык и сходные обычаи возникает соплеменность
. Союз племен
- это уже скорее политическое, нежели этническое образование. На его основе возникали метаэтносы
из родственных или близких по формам хозяйствования и языку этносов (этнические объединения эллинов, древних славян, иранцев, тюрков и т.д.).
Вместе с формированием дифференцированного общества племена объединяются в общности, на основе которых возникает новый исторический тип этноса - народность. Обычно в народность консолидируются близкородственные племена, но бывает, что и не родственные этнические группы. Решающую роль в превращении соплеменности в народность играет государство. Народность
- это этническая общность, исторически расположенная между племенами и нацией, свойственная для рабовладельческого и феодального общества.
Архаические народности
возникают в IV-III тыс. до н.э., вместе с первыми цивилизациями. Они уже имели границы, были более сплоченными. Древнерусская народность сформировавшаяся во второй половине I тыс. н.э., включила в себя и неславянские этносы (финно-угорские, балтские, тюркские). Русское слово народ отражает процесс его происхождения (корень "- род" дополняется расширяющей приставкой "на-", что означает "все увеличивающееся потомство").
Римская империя, объединив многие народы (этруски, галлы, иберы и др.), создала новый - "популюс романус". Однако после ее развала стали формироваться новые европейские этносы, что было связано со становлением новых государств - Италии, Испании, Франции и др. История рождения новых народов представляет собой процесс смешения и слияния, который продолжается и сегодня. С XVIII в. выходцы из Англии, Голландии и Германии стали осознавать себя американцами. Большинство жителей США перешли на английский язык и считают себя американцами, хотя и с различным происхождением. В Южной Африке к XIX в. выходцы из Европы образовался народ - африканеры или буры (от нидерландского "крестьяне"). Их язык похож на голландский. В конце XX столетия в молодых государствах Океании происходит процесс сближения мелких племен и образование новых народов (новогвинейцы и др.).
Этнос
(от греч. "группа", племя, народ) - это исторически возникший вид устойчивой социальной группы людей, обладающий неповторимой внутренней структурой: языком, обычаями, культурой, формами хозяйственной деятельности и т.д. Но в целом четкого определения этноса пока нет, его ищут биологи, географы, историки. К этническим общностям относят племя, народность и нацию.
Понятие этноса
широко использовалось Л.Н. Гумилевым
(1912-1992). С его точки зрения этнос связывает как социальный, так и природный аспекты. Он есть как социокультурная общность, так и форма внутренней дифференциации вида homo sapience, которая зависит, прежде всего, от географических условий жизни и форм хозяйственной деятельности. "Этничность" является универсальным признаком человека, ибо он обязательно принадлежит к какому-либо этносу.
Этногенез
представляет собой локальный вариант внутривидового формообразования, обусловленный сочетанием исторических и географических факторов. Гумилев рассматривал этногенез через понятие "месторазвития" - когда характер территории оказывает определяющее воздействие на духовный склад и обычаи народа. Формирование этносов он также соотносил с понятием пассионарности
. Данное понятие занимает центральное место в теории этногенеза Гумилева 1 . Пассионарный толчок образует начальную точку этногенеза, что связано с мутацией, происходящей в результате воздействия определенных географических факторов. Естественный срок жизни этноса - 1200-1500 лет.
Процесс этногенеза рассмотрен Гумилевым с позиций его энергетической природы, а в качестве источника исторического творчества названа биохимическая энергия живого вещества биосферы. Отдельные люди различаются, согласно теории Гумилева, по количеству биохимической энергии, которую они способны устойчиво извлекать из внешней среды. В этой связи Гумилев выделил три индивидуальных типа: "гармоничные люди", которые обладают достаточным количеством энергии для приспособления к окружающему миру; "субпассионарии", которые, будучи не в состоянии поддерживать бытовую устроенность, живут в погоне за сиюминутными удовольствиями; и "пассионарии", обладающие избытком биохимической энергии. Этот избыток они обращают в деятельность, направленную на творческое переустройство действительности.
В наибольшей степени единство этноса выражается в общности фундаментальных стереотипов поведения. Основаниями для объединения в этносы могут быть разными, от общности языка, религии, культуры и государственной принадлежности, до единства территории и т.д., в связи с чем возникло несколько классификаций этносов
:
1) территориально-государственная, в основе которой - географический критерий;
2) языковая. Однако существуют самые разнообразные соотношения языков и народов. Так евреи в рассеянии стали говорить на языках других народов, сохраняя, тем не менее, свою письменность. Английский язык, стал языком иных этносов (австралийцев, новозеландцев, американцев и др.). Сербскохорватский язык является родным для нескольких народов (хорваты, сербы, черногорцы). Но есть народы, пользующиеся одновременно несколькими языками: люксембуржцы (летцембургиш, французский и немецкий), швейцарцы (немецкий и французский);
3) на основе особенностей хозяйственной деятельности и культуры.
Наряду с этносами выделяют хозяйственно-культурные типы
населения и историко-культурные области
, когда у разных народов, живущих в сходных природных условиях, наблюдаются совпадения. Структура этносов разнообразна и может включать в себя как различные племена, так и субэтнические группы
(у русских - поморы, казаки, старообрядцы и т.д.) и социально-правовые корпорации
. Суперэтносы
включают в себя целые регионы ("Запад", "Мир ислама" и т.д.).
В отношениях между народами возможны:
Симбиоз
(от греч. "симбиозис" - совместная жизнь) - сосуществование разных организмов или народов. Новые народы и нации могут образовываться путем стихийного смешения различных этнических групп (латиноамериканские народы).
Ассимиляция
(от лат. assimilatio - уподобление) - слияние этносов, при котором один из них усваивает чужую культуру и утрачивает свою (этническое поглощение). Ассимиляция бывает естественной
(при длительных культурных контактах и межэтнических браках) и насильственной
(подавление развития языка и культуры этнического меньшинства).
Диаспора
(греч. "рассеяние") - большая группа людей, территориально оторванная от своего народа существующая достаточно автономно, не смешиваясь с другими народами.
Народы не только рождаются, но и умирают, в основном из-за политических причин. На территории Восточной Европы исчезли, ассимилировались такие народы, как болгары (древний тюркский народ), половцы и др. Полностью были уничтожены тасманийцы, исчезли убыхи - кавказский народ, подвергшийся изгнанию в Турцию. Существуют народы-странники, правда - по принуждению в основном: ирландцы, евреи, армяне, цыгане (самоназвание ромa
, в X в. вышли из Индии), курды. Есть также этносы, сохранившиеся на протяжении более чем 2-х тыс. лет: греки, армяне, китайцы, евреи, эскимосы.
6. Понятие нации и его современное содержание
В Европе в XIII-XVI вв. стали формироваться этносы современного типа - нации. Они возникают на основе народностей в эпоху капитализма как высший тип этноса. Западноевропейское понятие "нация" сформировалось в эпоху Возрождения. Нация
- это исторически устойчивая общность людей, возникающая в результате единства государственной, территориальной, экономической, социальной и культурной жизни. Экономическая основа существования нации характеризуется наличием общенационального рынка, который преодолевает раздробленность и замкнутость местных рынков. Народ как этническая категория становится нацией, только осознав свою индивидуальность, живое место в общечеловеческой семье. Можно говорить также о чувстве этнической принадлежности
, которое характерно для рода, племени и народности. Национальной культуре свойственен фольклор, определенные обычаи и верования. Национальное самосознание
является высшей формой этноисторической общности людей. Если чувство этнической принадлежности выражает бессознательное единство, то национальное самосознание - сознательную самоидентификацию нации. О прочности и интенсивности национальной самоидентификации может служить отношение к языку, традиции, обычаям, верованиям, образу жизни и т.д.
В современном смысле слова нация - это автономная, зачастую не ограниченная территориальными рамками общность, члены которой привержены общим ценностям и институтам. Представители одной нации уже могут не иметь общего предка и общего происхождения, хотя объединяющая их национальность сформировалась благодаря общей истории, языку и культуре. Проходя эволюцию от племени и народности к нации, в общности людей убывают биологические черты и начинают преобладать социально-политические и даже духовные. Если общность территории первоначально было одним из главных факторов образования нации (английская и американская), то в современном мире это уже не столько территория, сколько общая коммуникативная целостность
. Нация
- это "говорящее бытие", языковая общность. Общенациональный язык возвышается над диалектами и жаргонами, получает свое закрепление и развитие в литературе. Однако в современном мире есть факты, когда на одном языке говорят различные нации (английский - англичане и американцы) и наоборот, в рамках одной нации существует несколько языков (Швейцария - нация без языкового единства). Вопрос о единстве языка крайне важен для жизни нации, и все же он не определяет ее бытие: швейцарская нация говорит на трех языках; евреи, отправляющиеся на вновь обретенную родину, заново учат иврит. Русские эмигранты во втором и третьем поколении порой едва говорят на родном языке, но считают себя русскими и тоскуют по родной земле. На базе общности территории, экономической жизни и языка формируется общая культура и менталитет нации. Менталитет
- это особые стереотипы и установки мышления людей.
Традиционно выделяемые признаки нации (общность экономики, территории, языка и "психического склада") явно недостаточны и ограниченны. Пример цыган и евреев показал, что можно сознавать себя нацией, не имея ни своей территории, ни общей экономики и т.д. Антропологи считают, что слово "нация" характеризует не столько принадлежность к определенному народу, сколько к государству. Это подтверждает то, что такие названия как индийцы, индонезийцы, филиппинцы, американцы означают не этносы, а совокупность граждан определенной страны. Афроамериканцы, пожалуй, составляют в США самостоятельный народ, несмешивающийся с представителями других народов нации. Однако как национальную, так и этническую территорию не следует отождествлять с государственными границами (хотя зачастую они совпадают, или стремятся к этому). Бывает и так, что два государства представляют одну нацию (Северная и Южная Корея, Россия и Беларусь (согласно определенному мнению), ранее - разделенные Вьетнам и Йемен), Однако эти разделения преодолеваются. Может ли нация существовать, не будучи государством? Возможно многонациональное государство, а потеря государственной самостоятельности не ведет автоматически к гибели нации. Главное в проблеме нации - самосознание. Возможно создание многонационального государства (Россия), в котором соблюдаются права и свободы каждой народности. При этом несколько языков могут быть государственными (Бельгия, Швейцария), и существовать культурный плюрализм. Так в США на место "плавильного котла", в котором стираются все национальные различия, приходит идея этнического "салата". Культурный плюрализм иногда рассматривается как успешная адаптация человека к чужой культуре без отказа от своей собственной.
Если в западной науке развита концепция политической нации, то в России это, прежде всего, духовное образование. "Сущность всякой национальности, - писал В.Г. Белинский, - состоит в ее субстанции. Субстанция есть то непреходящее и вечное в духе народа, которое, само не изменяясь, выдерживает все изменения, целостно и невредимо проходит через все формы исторического развития" 2 . Главным признаком современной нации является единство культуры, понимаемой как системы ценностей. Нация - это общность святынь. Для Бердяева ни раса, ни территория, ни язык, ни религия не являются признаками, определяющими нацию, хотя все они играют ту или иную роль в ее формировании. Нация - это сложное историческое образование, возникающее в результате смешения рас и племен, многих перераспределений земель, с которыми она связывает свою судьбу в ходе культурного процесса, созидающего ее неповторимый духовный лик. В результате всех исторических и психологических исследований "остается неразложимый и неуловимый остаток, в котором и заключается вся тайна национальной индивидуальности" 3 . Россия стоит на пути создания единой нации. От реализации этой задачи зависит ее будущее существование. Формированию единого общенационального сознания, общенациональной культуры способствует массовое образование, ставшее с XIX в. в развитых странах мощным механизмом национальной интеграции.
В отношениях между народами недопустима никакая дискриминация
как исключение или предпочтение, основанное на признаках пола, расы, религии, политических убеждений, национальной принадлежности или социального происхождения и имеющее своим результатом ликвидацию или нарушение равенства правовых возможностей человека и гражданина в различных сферах его общественной и личной жизни.
Дискриминация может возникать в силу группового эгоизма, к которому можно отнести этноцентризм
как свойство этнического самосознания, рассматривающего все с точки зрения ценностей собственной этнической группы. С точки зрения социологии этноцентризм может быть функционально целесообразен, поскольку содействует стабильности общности, ее развитию. Но при определенных условиях он становится дисфункциональным. Как только людей начинают различать по крови, в том, что касается прав, - это начало бесчеловечности. Этноцентризм является следствием предубеждений, неправильных, искаженных представлений одной нации по отношению к другой. Расовая и национальная нетерпимость представляет собой бытовую разновидность этноцентризма. В демократических странах права национальных меньшинств равны правам коренного народа. Каждый народ, как и человек, неповторим.
Ксенофобия
- это страх и ненависть по отношению к другой расе, народу, культуре.
Из расизма могут вытекать как апартеид, так и геноцид.
Апартеид
представляет собой политику расового разделения и дискриминации. В наиболее резкой форме он проводился в Южно-Африканской Республике в отношении африканцев и индийцев в XX в. Белые расисты этой страны лишали каких-либо прав коренное население, изолировали его, устраивали массовые репрессии.
Геноцид
(от греч. genos род и лат. caedere убивать) представляет собой истребление отдельных групп населения исходя из расовых, национальных, религиозных, политических и иных мотивов. Геноцид является тягчайшим преступлением против человека и человечества, ибо культура каждого народа неповторима.
История знает не один пример геноцида целых народов. Однако XX в. превзошел в этом преступлении все времена (две кровавые мировые войны и зверства тоталитарных режимов). Фашисты осуществляли геноцид против ряда народов, в войне, развязанной ими, погибло около 50 млн. человек. Особенно пострадали русские, украинцы, поляки, белорусы, югославы и сами немцы. В отношении евреев фашисты осуществляли тотальный геноцид, варварски уничтожая не только мужчин, но и детей, женщин и стариков.
В XX в. произошло два крупнейших геноцида по собственно национальному признаку: армян в Турции в 1915 г. и Холокост (англ. "жертва всесожжения") - уничтожение евреев фашистами во Второй мировой войне, когда погибло 6 млн. евреев (более 1/3 от общей численности).
Сталинизм, в отличие от фашизма, который уничтожал другие народы, обрушился на свою страну, устроив геноцид народов, ее населяющих. Он ввел институт заложников, организовал концентрационные лагеря, использовал бессудные массовые репрессии, проводил выселение целых народов. Геноцид выражался и в уничтожении исторической памяти народов, памятников истории и культуры, сведением к нулю свободы совести и религии, полное удушение свободы слова, мысли и интеллектуального поиска.
Уже в начале XXI века в Косово произошли события, которые также можно назвать геноцидом, когда сотни тысяч сербов были изгнаны с их земель, их памятники истории и культуры варварски уничтожались и осквернялись. Относительно межнациональных отношений в современности можно сказать, что мир сошел с ума…
Психология групп
1.3.4 Положения индивида в группе в качестве ее члена
1.3.4.1 Статус
Другая часть понятийной схемы, которая используется в исследованиях групп, касается положения индивида в группе в качестве ее члена. Первым из понятий, употребляемых здесь, является понятие “статус” или “позиция”, обозначающее место индивида в системе групповой жизни. Термины “статус” и “позиция” часто употребляются как синонимы, хотя у ряда авторов понятие “позиция” имеет несколько иное значение[ Божович Л.И. Личность и ее формирование в детском возрасте. М., 1967 - С. 76]. Самое широкое применение понятие “статус” находит при описании структуры межличностных отношений, для чего более всего приспособлена социометрическая методика. Но получаемое таким образом обозначение статуса индивида в группе никак нельзя считать удовлетворительным.
Во-первых, потому, что место индивида в группе не определяется только его социометрическим статусом; важно не только то, насколько индивид как член группы пользуется привязанностью других членов группы, но и то, как он воспринимается в структуре деятельностных отношений группы. На этот вопрос невозможно ответить, пользуясь социометрической методикой. Во-вторых, статус всегда есть некоторое единство объективно присущих индивиду характеристик, определяющих его место в группе, и субъективного восприятия его другими членами группы. В социометрической методике есть попытка учесть эти два компонента статуса (коммуникативный и гностический), но при этом вновь предполагаются лишь компоненты эмоциональных отношений (тех, которые индивид испытывает к другим членам группы, и тех, которые к нему испытывают другие). Объективные характеристики статуса при этом просто не фигурируют. И в-третьих, при характеристике статуса индивида в группе необходим учет отношений более широкой социальной системы, в которую данная группа входит, -- “статус” самой группы. Это обстоятельство небезразлично для конкретного положения члена группы. Но этот третий признак также никаким образом не учитывается при определении статуса социометрической методикой. Вопрос о разработке адекватного методического приема для определения статуса индивида в группе может быть решен только при одновременной теоретической разработке этого понятия.
Таким образом, хотим этого или нет, мы помещаем окружающих нас людей в статусные категории, и среди членов группы существует довольно четкое представление, кто находится выше, кто в середине, а кто аутсайдер.
Источники статуса. Статус придается индивиду группой, и в этом смысле является групповой ценностью. В качестве статусной характеристики может выступать любая социальная или индивидуальная характеристика: внешняя привлекательность или уродливость (например, шрамы на лице), молодость и старость, высокий рост или миниатюрность и т. д. Среди борцов сумо, например, ценится огромный вес. Он обладает несомненной статусной ценностью в этой профессиональной группе. В то же время среди профессиональных жокеев такой ценностью, наоборот является миниатюрность. Говорить по-английски с русским акцентом - имеет разную статусную ценность в Лондоне и в Ташкенте. То, чем индивид владеет, что он знает или умеет, может иметь или не иметь статусной ценности. Все зависит от той системы групповых координат, на основании которой производится оценка.
Организации и группы снабжают индивидов статусными атрибутами различными путями. В случае, если группа занимает высокое место в более широкой социальной системе, сама принадлежность к ней служит статусным отличием.
Статусным значением могут обладать престижная профессия, положение в организационной иерархии, заработная плата, организационные льготы и т. д. Кроме того, статусом могут быть личностные характеристики, воспринимаемые организацией или группой как ценные. Это могут быть образование, пол, национальность, религиозность, общительность, опыт или компетентность.
Функции статуса. Статусные символы выполняют ряд функций в организации. Они служат для вознаграждения, мотивации и облегчения общения. Статусные символы действуют как награды за достижение, полученные путем напряженной работы или благодаря большим способностям. Они также выступают как мотивирующие факторы, заставляя индивидов напряженно трудиться ради возможного продвижения по службе. Но наибольшая ценность статуса для организации состоит в том, что он является средством облегчения общения. Статус определяет, какова позиция индивида по отношению к другим внутри организации, каков его ранг для посторонних лиц, кто начинает коммуникацию, к кому она адресована, как распределена ответственность и т. д. Статусные символы придают общению большую определенность.
Соответствие статусов. Каждый статус может сравниваться с другими по тому или иному признаку, соотносимому с господствующей системой ценностей и, в конечном счете, должен быть привязан к вкладу каждого индивида в групповую или организационную деятельность. Соответствие статусных символов реальным заслугам индивида перед группой является важным фактором групповых процессов.
Когда члены группы сталкиваются со статусным несоответствием, они демонстрируют поведение, направленное на его корректировку. Работники ожидают вознаграждения пропорционально тем усилиям, которые затрачивают. Если две медсестры претендуют на должность главной медсестры клиники, очевидно, что более опытная и квалифицированная имеет больше оснований на это повышение. И если так и произойдет, и группа, и другая претендентка на должность воспримут это как статусное равновесие. В случае же, если предпочтение будет отдано менее достойному кандидату, основываясь на каком-либо внегрупповом критерии (например, чьей-то протекции), такая ситуация приведет к статусному дисбалансу в группе и неизбежно скажется на ее эффективности.
Несмотря на то, что группы в целом без труда приходят к согласию о статусных критериях, нередко возникают конфликтные ситуации. Эго происходит, например, когда индивиды перемещаются в группы с другими статусными критериями или же когда группы сформированы из индивидов с неоднородным опытом.
1.3.4.2 Роли
Еще одной структурной характеристикой группы являются роли индивидов в группе. Обычно роль определяют как динамический аспект статуса, что раскрывается через перечень тех реальных функций, которые заданы личности группой, содержанием групповой деятельности. Если взять такую группу, как семья, то на ее примере можно показать взаимоотношение между статусом, или позицией, и ролью. В семье различ ные статусные характеристики существуют для каждого из ее членов: есть позиция (статус) матери, отца, старшей дочери, младшего сына и т.д. Если теперь описать набор функций, которые “предписаны” группой каждой позиции, то получим характеристику роли матери, отца, старшей дочери, младшего сына и т.д. Нельзя представлять роль как что-то неизменное: динамизм ее в том, что при сохранении статуса набор функций, ему соответствующих, может сильно варьировать в различных однотипных группах, а главное в ходе развития как самой группы, так и более широкой социальной структуры, в которую она включена. Пример с семьей ярко иллюстрирует эту закономерность: изменение роли супругов в ходе исторического развития семьи -- актуальная тема современных социально-психологических исследований.
Понимание ролевого поведения было бы в значительной мере упрощенным, если бы одни и те же роли игрались постоянно, без изменений. К сожалению, все намного сложнее: от людей требуется играть целый набор ролей, часто чрезвычайно противоречивых, и одна из задач в понимании поведения людей состоит в определении той роли, которую человек играет в настоящий момент. Например, армейский офицер обязан выполнять целый ряд ролей на своей службе: командовать своим подразделением, нести боевое дежурство, проверять боеготовность солдат и сержантов, заботиться об их благополучии и здоровье. Вне службы он играет еще целый ряд ролей-- мужа, отца, друга, члена спортивного клуба или местного общества охотников.
Многие из этих ролей вполне совместимы, другие создают конфликт. Например, забота о солдатах и семье вполне сопоставимы. Но часто возникают совсем иные ситуации. Представим, что офицер получает повышение, которое сопровождается изменением места службы: вместо крупного города он вместе с семьей должен переехать в отдаленный гарнизон, где жена вряд ли сможет найти работу, а детям - не удастся получить хорошее образование. В этом случае роль исполнительного офицера вступает в конфликт с ролью заботливого отца, пекущегося о благополучии своего семейства.
Люди вольно или невольно вынуждены играть разнообразные роли, и их поведение во многом зависит от того, какую роль они играют. И поведение офицера на строевом плацу будет сильно отличаться от его поведения на теннисном корте. Даже при сохранении одного и того же статуса набор функций, ему соответствующих, может сильно отличаться не только в различных группах, но и в ходе развития самой группы. Возвращаясь к нашему примеру с семьей, нельзя не отметить тех драматических изменений, которые претерпели семейные роли в новейшей истории.
Влияние группы на продуктивность деятельности индивида
Индивидуальные особенности памяти младшего школьника, их проявление и развитие в процессе обучения
Проблема памяти в настоящее время рассматривается в рамках различных психологических теорий и подходов. Наибольшее распространение получили ассоциативные теории памяти...
Исследование подверженности индивида психическим состояниям других людей
Так как психическое состояние не статично, и может изменятся во времени, в течении дня или даже пары минут, нас прежде всего интересует как и следуя каким способом можно добиться изменения состояния у зрителя во время спектакля...
Манипулятивное воздействие и способы защиты
Необходимо заметить, что психика индивида на самом деле уже как бы изначально предрасположена к некой особой восприимчивости, которую видимо и можно назвать манипулированием...
Массовая психология политического поведения индивида
Поиск причин, объясняющих содержание политического поведения дополняются исследованиями собственно психологической природы тех поступков, которые совершают граждане...
Место и роль педагогической психологии в системе современных научных знаний
Проделанный анализ показывает, что в самом объекте исследования никакого предмета не содержится. Но он может быть выделен как особое содержание посредством познавательных действий с объектом, опосредованных категориальным подходом...
Основные этапы эволюции предмета психологии
В связи с развитием анатомических и физиологических знаний о строении и работе тела, великими открытиями и изобретениями понятие души становится излишним для объяснения большей части явлений жизнедеятельности тела. Ф...
В структуру индивидно-типических свойств входят конституциональные и нейродинамические. Выделяют общую и частную конституции человека...
Психологическая характеристика индивида
Причина индивидуальных особенностей поведения человека обусловлена, в том числе свойствами нервных процессов возбуждения и торможения и их различными сочетаниями. И. П. Павлов полагал...
Психологические особенности людей пожилого возраста
Процесс старения представляет собой генетически запрограммированный процесс, сопровождающийся определенными возрастными изменениями в организме. Гамезо М.В., Герасимова В.С., Горелова Г.Г., Орлова Л.М...
Психология личности
Биогенетическая периодизация развития человека (Ст. Холл, З. Фрейд). Социогенетические периодизации возрастного развития человека (Л. Колберг, А.В. Петровский)...
Самоопределение личности в условиях массы, толпы
Если бы С. Московичи попросили назвать наиболее значительное изобретение нашего времени, он бы, не колеблясь, ответил: индивид. И по причине совершенно очевидной...
Связь эмоций и инстинктов в теории У. Мак-Даугалла
В своей теории Мак-Даугалл сформулировал три аспекта инстинктов. Во-первых, каждому отдельному инстинкту свойственна перцептивная предрасположенность к тому, чтобы "замечать" одни стимулы и не "замечать" другие. Во-вторых...
Стадии формирования действующей толпы
В толпе индивид приобретает ряд специфических психологических особенностей, которые могут быть ему совершенно не свойственны, если он пребывает в изолированном состоянии...
Условия успешности малых групп
Основные феномены взаимодействия. Исследование взаимодействия индивида и малой группы связано, с одной стороны, с изучением группового давления, т.е. совокупности явлений, обусловленных теми воздействиями, влияниями...
Важным параметром характеристики группы является положение в группе индивида в качестве ее члена.
Любой человек занимает в группе несколько позиций. Каждая из этих социальных позиций, связанная с определенными правами и обязанностями, называется статусом (отвечает на вопрос: Кто он (или она) ?).
Человек может иметь несколько статусов, из которых один является главным. Статус может быть: 1) прописанным (данным от рождения – пол, раса, фамилия и т.д.) и 2) достигнутым (определяется тем, что человек осуществил в своей жизни - муж, писатель). Некоторые статусы сочетают прописанные и достигнутые элементы (доктор философских наук).
Основанием для неравенства статусов являются различия между людьми. Статусной может стать любая характеристика отличающая одного человека от других (в студенческой группе – «самый умный», «самый справедливый», «комик», «секс-символ» и т.д.)
Для выявления статуса индивида в группе применяется социометрическая методика.
Ролью называется ожидаемое поведение, обусловленное статусом человека (Отвечает на вопрос: «Что он (она) делает?»).
Каждый статус обычно включает ряд ролей (например, человек, имеющий статус преподавателя, по-разному ведет себя со студентами, другими преподавателями, ректором). Можно выделить:
1) формальные роли (служат для функционирования различных общественных институтов и социальных структур),
2) неформальные роли («семейный клоун», «душа общества», «козел отпущения»).
Совокупность ролей, соответствующих данному статусу, называется ролевым набором . Итак, человек может исполнять несколько ролей в различных жизненных ситуациях. Ситуация, связанная с необходимостью удовлетворять противоречащих требованиям двух и более ролей называется ролевым конфликтом . Пути его преодоления: разделить роли во времени, признать одну роль более важной, чем другая, юмор.
Появление ролей связано с феноменом «групповых ожиданий»: всякий член группы не просто выполняет свои функции, каждая роль требует определенного перечня и качества их выполнения, а ее исполнитель обязательно воспринимается и оценивается другими. Формирование ролей требует длительного взаимодействия между людьми, на основе которых формируются более или менее устойчивые образцы взаимодействия.
Конец работы -
Эта тема принадлежит разделу:
Основы психологии и педагогики
Учреждение образования.. Полоцкий государственный университет.. И Н Андреева Н Н Струнина Н Н Петриашвили..
Если Вам нужно дополнительный материал на эту тему, или Вы не нашли то, что искали, рекомендуем воспользоваться поиском по нашей базе работ:
Что будем делать с полученным материалом:
Если этот материал оказался полезным ля Вас, Вы можете сохранить его на свою страничку в социальных сетях:
Твитнуть |
Все темы данного раздела:
Новополоцк 2009
Оглавление
ВВЕДЕНИЕ. 3
УЧЕБНАЯ ПРОГРАММА ПО ОСНОВАМ ПСИХОЛОГИИ И ПЕДАГОГИКИ.. 5
МОДУЛЬ 1. ОБЩАЯ
Познавательные процессы
Психические процессы (ощущения, восприятие, память, мышление, воображение, речь) и внимание, их особенности.
4. Психические состояния. Эмоции и воля. Общее понятие об эмоц
Социальная психология и психология управления
7. Группа и её влияние на личность. Понятие группы. Классификация групп. Малая группа, её характеристики и виды. Понятие коллектива. Социальный статус и социальная
Основы педагогики
10. Педагогика как наука История педагогических идей и воспитательных практик. Педагогика в системе наук о человеке, её предмет, задачи. Основные методологические принципы и методы
Основные исторические этапы развития психологической науки
С древнейших времен потребности общественной жизни заставляли человека различать и учитывать особенности психического склада людей. Первые представления о психике были связаны с анимизмом (лат.
Структура современной психологии
Несмотря на то, что ряд авторов считают, что психология - это система наук, находящихся на разных ступенях формирования и связанных с различными областями практики, психология как целостная научная
Предмет и основные задачи психологии
Специфика научного познания задается предметом научного исследования и соответствующими ему методами, которые позволяют раскрыть закономерности изучаемых явлений. Что составляет пре
Понятие методологии. Виды методологии
Любая наука развивается динамично и прогрессивно, если она располагает, с одной стороны, творческими идеями, которые выдвигают ученые, а с другой - достаточно объективными, точными и надежными мето
Основные методологические принципы в психологии
Изучение предмета современной психологии опирается на ряд принципов, представляющих собой исходные положения, которые позволяют содержательно описывать исследуемый объект, планировать процедуры пол
Методы исследования. Понятие метода в психологии
Метод - это путь, способ познания, посредством которого познается предмет науки (С. Л. Рубинштейн).
Методы научных исследований - это те
Неэкспериментальные методы
Наблюдение - это планомерное, целенаправленное, преднамеренное и специальным образом организованное восприятие явлений, результаты которого в той или иной форме ф
Психодиагностические методы (тесты)
Метод тестов (от англ. test - испытание, проверка) - экспериментальный метод психодиагностики, применяемый в эмпирических социологических исследованиях, а также метод измерения и о
Экспериментальные методы
Эксперимент - один из главных методов современной психологии; это исследование, в процессе которого мы сами вызываем интересующие нас психические явления и создаем условия, нео
Методы коррекционного воздействия
Существует большое разнообразие коррекционных методов, базирующихся на различных психологических концепциях, взглядах их авторов на природу человеческой психики.
· Метод классич
Развитие психики в процессе онтогенеза и филогенеза
Психика - это свойство высокоорганизованной живой материи, заключающееся в активном отражении субъектом объективного мира, в построении субъектом неотчуждаемой от него карти
Нейрофизиологические механизмы психики
Нервная система - иерархическая структура нервных образований в организме человека и позвоночных животных. За счет ее работы обеспечиваются контакты с внешним миром, реа
Локализация высших психических функций
Значительная роль в развитии представлений о функциональной организации мозга принадлежит советскому психологу, основоположнику нейропсихологии в СССР Александру Романовичу Лурия (
Сознание как высшая форма психики
Сознание - это высший уровень психического отражения объективной реальности, а также высший уровень саморегуляции, присущий только человеку как социальному суще
Общая психологическая характеристика деятельности
Одной из самых главных особенностей человека является то, что он способен трудиться, а любой вид труда является деятельностью. Деятельность - это динамическая система вза
Познавательные процессы
3.1. Ощущения и восприятие.
3.1.1. Познавательные психические процессы. Структура приема информации
3.1.2. Ощущения: классификация, общие свойства
3.1.3. Основные характе
Познавательные психические процессы. Структура приема информации
Познавательная деятельность человека складывается из серии познавательных психических процессов: ощущения, восприятия, внимания, памяти, воображения, мышления и речи.
Процесс познания окру
Основные характеристики чувствительности анализаторов
Нижний порог ощущений - минимальная величина раздражителя, вызывающая едва заметное ощущение.
Верхний порог ощущений - максимальная
Восприятие, его виды и свойства
Восприятие - это целостное отражение предметов и явлений объективного мира при их непосредственном воздействии в данный момент на органы чувств.
Вместе с процес
Общее представление о внимании
На человека постоянно воздействует множество самых различных раздражителей. Сознание человека не в состоянии охватить одновременно с достаточной ясностью все эти объекты. Из множества окружающих об
Общая характеристика памяти
Процессы запоминания, сохранения и воспроизведения человеком его опыта называют памятью.
Память лежит в основе любого психического явления. Ощущения и восприятия бе
Виды и особенности памяти
Являясь одной из самых сложных психических функций человека, память имеет разные виды и формы. Прежде всего, можно выделить такие виды памяти, как генетическая (наследственная), и прижизн
Воображение
3.5.1. Понятие "воображение", его виды и формы проявления
Воображение - это психический процесс создания новых образов на основе р
Функции воображения
Творческое преобразование действительности в воображении подчиняется своим законам и осуществляется в соответствии с определенными способами и приемами. Новые представления, благодаря операциям ана
Воображение и мышление. Воображение и творчество
Воображение тесно связано с мышлением. Подобно мышлению, оно позволяет предвидеть будущее. Что общего и к чему сводятся различия между воображением и мышлением?
Общеезаклю
Сущность мышления как познавательного процесса
Процесс познания человеком окружающей действительности осуществляется в единстве и взаимосвязи его ступеней - чувственной и логической.
Чувственная форма познания реал
Индивидуальные особенности мышления
В определении типов мышления существуют различные подходы.
По степени развернутости решаемых задач выделяют мышление:
- дискурс
Качества мышления и структура интеллекта
Широта мышления- это способность охватить весь вопрос целиком, не упуская в то же время и необходимых для дела частностей.
Глубина мышления выража
Речь как инструмент мышления и средство общения
Мышление органично связано с речью и языком. Их возникновение и развитие знаменуют собой появление новой особой формы отражения действительности и управления ею. Важно отличать язык от речи.
Общая характеристика эмоциональной сферы человека
Взаимодействуя с окружающим миром, человек определенным образом относится к нему, испытывает какие-либо чувства к тому, что вспоминает, воображает, о чем думает.
Переживание человеком с
Регуляция и саморегуляция эмоционального состояния
При выборе диагностического инструментария и интерпретации полученных результатов следует учитывать возрастные особенности личности. Одна из основных задач психодиагноста - выявление и ус
Волевая регуляция деятельности
В повседневной жизни обычно не бывает затруднений определении явлений, которые относятся к проявления воли. К волевым относят все действия и поступки, которые совершаются не по в
Волевые свойства личности
В процессе жизненной практики из проявлений воли в отдельных поступках складывается волевая организация личности. Волевые свойства становятся неотъемлемым пр
Индивидные свойства личности
Специфика человеческой индивидности опосредована всей историей вида Homo sapiens, которая преломилась в наследственной программе. С момента своего рождения индивид является носителе
Темперамент
Темперамент является одним из наиболее значимых биологически обусловленных свойств личности. Интерес к данной проблеме возник более двух с половиной тысяч лет тому назад
Характер
Понятие «характер» описывает индивидуальные качества человека и его поведение.
Характер (греч. charakter- чеканка, примета, особенность) - это совокуп
Способности
Второй уровень личности, зависящий как от врожденных качеств, так и от их тренировки, развития и совершенствования, и влияющий на успешность выполнения деятельности человеком, рассматривают при пом
Теории личности в зарубежной и отечественной психологии
Психология личности - это раздел науки, позволяющий понять суть человеческой натуры и индивидуальности. Современная психология не может сегодня предложить едино
Понятие личности и ее развитие
Понятие «личность» не является сугубо психологическим и изучается другим и наукам и, например, философией, социологией, педагогикой. Каждое из определений личности, имеющихся в научной литературе,
Социализация личности
Третий уровень структуры личности отражает познание социальной организации общества, и традиционно обозначается как процесс социализации. В результате приобретения им индиви
Направленность личности
В качестве ведущей характеристики личности выделяется ее направленность. Существуют разные определения этого понятия, например, «динамическая тенденция» (С.Л.Рубинштейн), «смыслообразующий м
Самосознание личности и ее жизненный путь
Специфика сознательного способа жизни человека состоит в его способности отделять в представлении себя свое «Я» от своего жизненного окружения, сделать свой внутренний мир предметом осмысления и
Я-концепция личности
С тенденцией самоактуализации связан процесс формирования «Я-концепции» личности, который особенно активно идет в период ранней взрослости.
«Я-концепция» человека – пр
Защитные механизмы личности
Термин «защитные механизмы» был предложен 3. Фрейдом в 1926 г. В настоящее время под психологической защитой понимают способ, с помощью которого личность
Внутриличностный конфликт
Внутриличностный конфликт - это конфликт внутри психического мира личности, столкновение ее противоположно направленных потребностей, ценностей, целей
Понятие мотива. Теории мотивации
В современной психологии термином «мотив» («мотивирующий фактор») обозначаются совершенно разные явления, такие как инстинктивные импульсы, биологические влечения, интересы, желания
Мотивационная сфера личности
Всякая деятельность человека побуждается не одним мотивом, а несколькими, т.е. деятельность обычно полимотивирована. Совокупность всех мотивов к данной деятельности называется мотив
Взаимосвязь ценностных ориентаций и мотивации личности
В последнее время в отечественной науке усилился интерес к проблемам личности, формированию ее самосознания и к одной из наиболее значимых ее характеристик – ценностям и ценностным
В период юности и ранней взрослости
Студенчество представляет собой специфическую молодежную группу, особенности формирования ценностных отношений личности в которой обусловлены, прежде всего, юношеским возрастом, наиболее значимым п
Возрастные кризисы личности
Понятие кризиса
Опираясь на представления З. Фрейда о психосексуальном развитии человека, Э. Эриксон (Erikson, 1950) разработал теорию, в которой акцентируются социальные аспекты этого раз
Межполушарная асимметрия психических процессов
Головной мозг при реализации любой психической функции работает как парный орган. У каждого полушария при этом - своя роль.
Латерализация функций головного мозга -
Подсчет результатов биас-теста
Условные обозначения: В - визуальный; К - кинестетический; А - аудиальный; Д - дигитальный (цифровой) канал восприятия информации; У - утверждение, R - ранг этого утверждения.
У вас хорошая память?
Инструкция испытуемому. В течение минуты прочитайте и постарайтесь запомнить 25 слов. Затем текст закройте и в течение пяти минут постарайтесь
Тестовый материал
1. Быстро ли вы приспосабливаетесь к новой обстановке?
2. Бываете ли вы без всякой на то причины то веселы, то грустны?
3. Бывает ли, что ваши мысли рассеиваются, когда нужно соср
Интерпретация результатов
· от 0 до 6 баллов - эмоциональная стабильность,
· от 7 до 12 - эмоциональная нестабильность;
· от 0 до 6 баллов - интроверсия,
· от 7 до 12 баллов - экстраверсия.
Выберите правильный ответ
1. Психология как наука о поведении - ….. этап развития психологической мысли.
1. первый;
2. второй;
3. третий;
4. четвертый.
2. В насто
Развитие малой группы. Механизмы групповой динамики
В социальной психологии разработано несколько моделей группообразования. Одной из наиболее известных является стратометрическая концепция А.В. Петровского. Она представляет группу как состоя
Феномены групповой жизнедеятельности
Группа оказывает постоянное влияние на своих членов, которое реализуется в феномене группового давления. Групповое давление – это процесс влияния установок, норм, ценностей и поведения групп
Понятия руководства и лидерства. Теории лидерства
Слово «лидер» (leader), по свидетельству Р. Стогдилла, появилось в английском языке примерно в 1300 году, а «лидерство» (leadership) – около 1800 г. Слово lead переводится как «вести», «побуждать»,
Составляющие личности эффективного руководителя
Существует ряд попыток классифицировать составляющие личности руководителя. По мнению В. И. Шуванова, на эффективность руководства трудовым коллективом влияют три личностных фактора: опыт (т.е. сов
Понятие межличностных отношений. Общение, его виды и структура
Личность нельзя изучить вне системы социальных связей, так как сама личность является их «продуктом» и одновременно их активным творцом. Поскольку общение людей носит двусторонний характер, точнее
Общение как коммуникативный процесс. Коммуникативные барьеры
Коммуникация не сводится только к передаче информации: информация в условиях человеческого общения не только передается, но и формируется, уточняется, развивается.
Во-первых, общение нельз
Вербальная и невербальная коммуникация
Передача любой информации возможна лишь посредством знаковых систем. Вербальная коммуникация использует в качестве знаковой системы человеческую речь. Речь является самым универсаль
Интерактивная сторона общения. Типы и стили взаимодействия
Общение всегда предполагает некоторый результат – изменение поведения и деятельности других людей. В ходе совместной деятельности для ее участников важно не только обменяться информацией, но и орга
Перцептивная сторона общения. Механизмы и эффекты восприятия
В процессе общения должно присутствовать взаимопонимание между партнерами. Для установления взаимопонимания важно, как воспринимается партнер по общению. Процесс восприятия одним человеком другого
РЕЗЮМЕ МОДУЛЯ 2
Группа – ограниченная в размерах общность, выделяемая из социального целого на основе определенных признаков. К характеристикам группы относят размер, композицию, структуру, групповую динами
История педагогических идей и воспитательных практик. Народная и научная педагогика
Педагогическая отрасль человеческих знаний является едва ли не самой древней и по существу неотделима от развития общества. Когда говорят о педагогике, то обычно этот термин ассоциируется с понятие
Общекультурное значение педагогики
Педагогические проблемы имеют большое жизненное и общекультурное значение. Современному человеку необходимо владеть информацией о стилях поведения, о формах обучения и воспитания, о разных типах об
Современные педагогические технологии
Педагогическая технология – последовательная система действий педагога, направленных на решение педагогических задач.
Технология разрабатывается под конкретный педагогический замысел; в ее
Образование и его социокультурные функции
Образование является органической частью жизнедеятельности личности и в то же время выступает одной из важнейших сфер общества. Мировые социокультурные тенденции определяют социокультурную ситуацию
Тенденции современной социокультурной ситуации
Выделяют следующие важнейшие мировые социокультурные тенденции, которые определяют направления развития образования, науки, культуры в любой стране:
- тенденция к смене типа культурно-исто
Социокультурная ситуация в РБ
Анализ социокультурной ситуации в нашей стране может быть проведён с использованием термина «модернизация». Суть модернизации в Беларуси состоит в постепенном переходе к новому обществу.
Г
Мировые образовательные тенденции
Мировое образовательное пространство объединяет национальные образовательные системы разного типа и уровня, значительно различающиеся по философским и культурным традициям, целям и задачам, своему
Развитие, воспитание, социализация личности
12.1. Понятие развития. Факторы развития личности. Обучение как целенаправленный процесс развития личности
12.2 Воспитание как целенаправленное воздействие на личность
12.3 Социал
Социальная среда и социализация личности
Человек с момента своего рождения попадает в определенную социальную среду и находится с ней в постоянном взаимодействии; здесь он развивается, обучается и воспитывается, здесь формируется его непо
Общая характеристика семейного воспитания
Под семейным воспитанием в узком смысле слова (воспитательной деятельностью родителей) понимается взаимодействие родителей с детьми, основанное на родственной интимно-эмоциональной близости,
Виды семей
Реальная семья – конкретная семья как социальная группа, объект исследования.
Типичная семья – наиболее распространенный в данном обществе вариант модели семьи.
Идеальная –
Типы неправильного семейного воспитания
Потворствующая гиперпротекция – недостаток надзора и некритическое отношение к нарушениям поведения. Способствует развитию неустойчивых и истероидных черт.
Гипопротекция – недостаток о
Правовые основы семейного воспитания
Семья связана с обществом, государственными и общественными организациями и учреждениями. Она чутко реагирует на все изменения, которые происходят в государственной и общественной жизни страны. Вну
Акмеологические основы самосовершенствования личности
Проблемы самосовершенствования и реализации творческого потенциала человека изучает акмеология.
Акмеология (от греч. акме - вершина) - наука о развитии и реализации творческого поте
Творческий потенциал личности
Творчество - это деятельность, порождающая нечто качественно новое, никогда ранее не бывшее. Творчество является высшей формой человеческой жизнедеятельности. Творчество связано со способностью чел
Жизненный путь как программирование и как творчество
Личностью, как мы знаем, человек не рождается; личностью он становится. Это становление личности существенно отлично от развития организма, совершающегося в процессе простого органи
Резюме модуля
Педагогика как наука и общественная практика имеет долгую историю развития и по существу неотделима от развития общества. Уже в наиболее развитых государствах древнего мира были предприняты серьезн
По общей психологии
1. Алексеенкова, Е. Г. Личность в условиях психической депривации: Учеб. пособие / Е. Г. Алексеенкова. – СПб.: Питер, 2009. – 96 с.
2. Асмолов, А. Г. Психология личности: Принципы общепсих
По социальной психологии
1. Агеев В.С.Психология межгрупповых отношений: Моногр. / В. С. Агеев. – М.: МГУ, 1983. – 144с.
2. Андреева, Г.М. Психология социального познания: Учебное пособие для вузов / Г. М. Андреев
По психологии управления
1. Андреева, Г.М. Социальная психология: Учеб. для высших учебных заведений / Г.М. Андреева. – М.: Аспект-Пресс, 1997. – 376 с.
2. Андреева, И. О «терминаторах» в управлении / И.Н. Андрее
Как слушать и конспектировать лекцию
Лекцияпродолжает оставаться ведущей формой обучения студентов. Это теоретическая форма обучения, основной метод которой – последовательное устное изложение содержан
Как подготовиться к практическим (семинарским) занятиям
Цель семинарских занятий – синтез изученной студентами литературы, соотнесение её с материалом лекций, формирование умений анализировать и критически оценивать различные источни
Как подготовить реферат (устное сообщение)
Реферат(от лат. «докладываю, сообщаю») означает самостоятельное исследование и краткое изложение в письменной или устной форме содержания научной проблемы, статьи или монографии
Как подготовиться к дискуссии
Дискуссия(от лат. discussio – рассмотрение, исследование) – спор, обсуждение какого-либо вопроса; предполагает компетентность в обсуждаемых вопросах и соблюд
Человек не может жить в полном одиночестве. Люди с которыми он взаимодействует непосредственно называют малой группой.
Группа - это реально существующее образование, в котором люди объединяются по каким-то определенным признакам. Признаком , отличающим группу, можно считать какую-то общую деятельность, подчиненную общей цели. Единство цели при этом - основной принцип объединения людей в малой группе, а главным средством объединения является межличностное взаимодействие.
Группы имеют определенные нормы (правила поведения) и ценности, отклонение от которых карается санкциями (от осуждения до бойкота и исключения из группы).
Все группы людей можно разделить на большие (нации, классы) и малые (семья, компания друзей). Разница между ними не только количественная (по разным оценкам малая группа включает 7-20 человек), но и качественная (особенностью малой группы является возможность прямых контактов между всеми представителями группы).
Малая группа - это немногочисленное по составу объединение людей, члены которого имеют общую цель и находятся друг с другом в непосредственных личных контактах. По количественному составу: от 2 до 40 человек.
Малую группу характеризуют: наличие общей цели, совместная деятельность, личное (прямое) взаимодействие членов группы, определенный эмоциональный фон, длительность существования, добровольный характер, наличие взаимных ожиданий.
Малые группы бывают :
Формальные - группы, которые создаются и существуют лишь в рамках официально признанных организаций;
Неформальные - группы, которые возникают и существуют на базе личных интересов их участников и действуют вне официальных организаций.
Эти отношения складываются как бы сами собой. Хотя это не совсем так. Положение человека в малой группе называется словом «статус» (от латинского положение, состояние). Оно определяет права, обязанности и привилегии человека. В разных группах один и тот же человек может иметь разный статус, разное положение.
Человек всегда играет какую-либо «социальную роль». Это как бы способ поведения, определяемый статусом человека. Некоторые роли как бы постоянно закреплены за человеком: роль члена семьи, роль работника. Пока ты учишься в школе, твоя роль - ученик. В группе же человек играет различные роли. Эти роли определяются характером деятельности группы.
Наиболее важной является роль лидера. Лидер в группе - это человек, имеющий влияние на других при выполнении ими совместных действий. Это может быть и рядовой член группы, если его слушаются, его руководство признают. Причем по ходу деятельности лидер может меняться.
Группа оказывает определенное давление на индивида. По способу реакции на такое давление определяют возможные модели поведения:
· конформизм или приспособленчество (изменение человеком своего поведения, чтобы внешне соответствовать требованиям других людей при внутреннем несогласии),
· внушаемость (человек не раздумывая принимает линию поведения, принятую в группе),
· активное согласие (сознательное отстаивание интересов группы),
· нонконформизм (несогласие с большинством, отстаивание собственных интересов).
u Членом каких малых групп являетесь вы? Приведите 3 примера. Какие модели поведения в группе вы используете?