Самобичевание. Кровавые тайны средневекового экзорцизма. Моральное самоистязание и «самоедство

Телесные наказания появились много тысяч лет назад. Только никто никогда не задумывался, как они влияют на судьбу человека. Самым распространённым методом телесного наказания были прут или палка.

Телесные наказания появились много тысяч лет назад. Только никто никогда не задумывался, как они влияют на судьбу человека. Самым распространённым методом телесного наказания были прут или палка. Постепенно с развитием человечества и возникновением религии и культуры стали возникать более изощрённые способы экзекуции и сопровождающие её инструменты - розга, затем кнут и плеть. Всё зависит от того, где, когда, кем и для кого они использовались. В язычестве розга использовалась для «поощрения» к работе рабов, но нет упоминаний о самобичевании.

Одним из любопытных исторических свидетельств, встречающихся в первых письменных источниках античного периода, является традиция добровольной порки, широко распространённая среди спартанских юношей, участвовавших в ежегодных соревнованиях, где побеждал самый выносливый, т. е. тот, кто получал самое большое количество ударов, безропотно перенося боль. Это первые упоминания о порках, которые устраивались в знак культового поклонения перед алтарем Дианы, когда с особой жестокостью усердно секли мальчиков.

Позднее на примере бичевания спартанских юношей стали формироваться общества и секты флагеллантов и хлыстунов. Немаловажное значение имело то, что эти секты, по сути, относились к «разряду воздержанных» и практиковали обряды и обычаи «умерщвления плоти». С возникновением и распространением христианства идея самобичевания возводится во главу угла и активно пропагандируется католической церковью.

Самоистязание как одна из составляющих аскезы характерно для любых религий, но христианство ему отводит особую роль. Оно облачается в возвышенные духовные слова «непоколебимое служение Богу», где, на самом деле, плоть подвергается сильнейшему физическому надругательству.

Самоистязание напрямую связано с флагелляцией - методом физического садомазохизма - одним из самых распространенных воздействий, имевших место в монастырях на протяжении веков, включая начало ХХ века. Практикуется оно всегда а при наличии одного или двух верхних векторов - зрительного и/или звукового. От такой связки будет зависеть цель альголагнии.

АЛЬГОЛАГНИЯ (буквально «жажда боли») - усиление сексуальных переживаний посредством боли. Термин иногда используется для обозначения и садизма, и мазохизма (Оксфордский толковый словарь по психологии.Под ред. А. Ребера).

Кроме бичевания, в раннем христианстве самоистязание выражалось в ношении власяницы монахами, религиозными людьми, аскетами из высших сословий, чтобы «обуздать непокорную плоть, таким образом противостоять греху и содействовать развитию духовных устремлений». Позднее флагелланты распространили самобичевание по всей западной Европе, проповедуя его как «особый вид удовольствия и неописуемого блаженства».

Запуганные кожно-зрительные люди становились участниками сообществ флагеллянтов и различных конгрегаций - монашеских объединений, не имевших статуса орденов. Под сильным психическим воздействием кожно-звуковых лидеров, легко манипулирующих зрительными предрассудками и страхами, верующие посредством ношения железных вериг и тяжелых покаяний в грехах с самобичеванием надеялись умилостивить высшие силы и отвести посланное небесами наказание, например, чуму, неистовствовавшую в средневековой Европе.

Грубая одежда из козьей или верблюжьей шерсти, которую надевали прямо на тело, сильно стесняла движения и безжалостно натирала кожу. В XVIвеке такое испытание показалось недостаточным, и традиционную власяницу заменила тонкая проволока с шипами, обращёнными к телу. Любое движение придавало ещё большие страдания (читай: наслаждения ) тому, кто её носил. Сегодня практика «изнурения тела» продолжает существовать в некоторых закрытых религиозных орденах, сектах, неформальных сообществах и субкультурах, только к духовности, как и в былые времена, она не приводит, вопреки ошибочным ожиданиям их участников.

Во время и после сексуальной революции истязание тела под названием «сабспейс» получило большое распространение в любовных играх, публичных домах, кабинетах доминатрикс.

Так что же такое на самом деле самоистязание? Умерщвление плоти или зависимость от удовольствия? Для людей с кожным вектором - однозначно болевая зависимость.

У кожно-зрительного человека, находящегося в состоянии постоянного страха, в силу неразвитости зрительного вектора и мазохистских тенденций кожного желание покоряться и стремление к боли с последующим привыканием к ней приводит к выделению искусственных опиатов. Они расслабляют и действуют на нервную систему успокаивающе, притупляя боль, создавая некую наркотическую зависимость. Побои вызывают выделение эндорфинов, т. е. гормонов удовольствия, работающих как естественное обезболивающее. Так современным языком можно объяснить причины, по которым бичевальщики подвергали себя добровольному избиению.

Самоистязание, как утверждают историки, настолько вошло в обиход паломников, монахов и знати, что «повсюду можно было видеть людей с плетьми, розгами, ремнями и вениками (мётлами из прутьев) в руках, которые усердно стегали себя этими инструментами, мечтая таким образом достигнуть благоволения божественной силы». Кожно-звуковое духовенство поощряло и даже принуждало христиан к подобным вещам. Звуковиков, как известно, не слишком интересует собственное тело, оно им скорее в тягость. Кожно-звуковой священник от природы имеет низкое либидо и не стремится к плотским утехам, он легко принимает целибат и остается верен ему до конца жизни.

Совсем другое дело анально-звуковые и анально-зрительные, т. е. те, кто выбрал для себя служение Господу в разрез своей истинной природе. Недифференцированное двойное либидо таких служителей церкви и наложение целибата рано или поздно приводило (и по сей день приводит) к международным скандалам на почве всплеска гомосексуализма среди самих теологов, церковных прихожан обоего пола и священником. Слишком сильным становилось искушение, почти невозможно не соблазниться мыслями, идущими вразрез с данным Богу обетом, если святому отцу ежедневно приходится выслушивать кающихся женщин разного возраста, исповедующихся в уже совершённых грехах. Среди молодых грешниц всегда найдется одна-другая, кого совсем не трудно уговорить вступить в «святое общение».

Анально-звуко-зрительные не станут заниматься самоистязанием, без кожного вектора люди не получат наслаждения от самобичевания, зато сколько анального удовольствия от наблюдения за избиением розгами или плетьми провинившихся собратьев, простолюдинов, а тем более знати. Церковниками были придуманы разные степени публичности наказания, начиная от экзекуции один на один, в присутствии монастырских братьев, например, или на площади при всем честном народе. Кроме того, назначались и части тела, подвергаемые порке: выше талии и ниже.

Здесь нужно разделять типы людей, практиковавших флагелляцию - бичевание, при котором возникает половое возбуждение и дальнейшее получения сексуального наслаждения.

В процессе флагелляции участвует два человека, условно назовем их «палач» и «жертва».

«Палач», как правило, человек , побоями выражающий своё отношение к жертве. В литературных источниках, описывающих положение детей-сирот в приютах или монастырях, авторы нередко приводят факты истязания детей воспитателями и учителями. Начинают они с , унижая, как правило, новенькую или непокорную девочку в присутствии всего класса, тем самым, делая её изгоем. обычно не выдерживал такой изоляции и погибал.

Зрительник как никто другой нуждается в эмоциональной связи, хотя бы с игрушкой, которой он лишён из-за жёстких правил приюта или монастырской школы. За любыми контактами между девочками строго следили воспитатели или монахини, не позволяя им выстраивать дружеские отношения, позволявшие поддерживать друг друга. Только любовь к Богу, от которой зрительный ребёнок не получал никакого эмоционального тепла, страх перед ним и молитва являлись основными требованиями для существования в приютах. Если ребёнок пытался восстановить справедливость или сопротивляться «учительскому натиску», то его наказывали сечением розгами.

Экзекуцию проводили аббатисы или монахини, отличающиеся особой жестокостью, если это был монастырь. Воспитатели в городских или частных приютах - люди, как правило, холостые, подчиняющиеся строжайшему запрету иметь внебрачные связи на стороне. Сам процесс порки доставлял им особое удовольствие, приводя к сбалансированному состоянию биохимию головного мозга через получение своих эндорфинов счастья и наслаждения.

Флагелляция детей, которой подвергались не только простые смертные, но даже принцы крови, в некоторых случаях приводила к совершенно неожиданным результатам. Многим наказание розгами или плетьми доставляло удовольствие и они не только охотно ложились на скамью для порки, но и умышленно совершали проступки, чтобы быть подвергнутыми наказанию. В лучших пансионах Лондона, где воспитывались аристократки, спокойно практиковалось наказание за любую провинность. Некоторые девушки «после первых ударов розгами... испытывали странное чувство, и то, что должно было служить наказанием, порождало в их уме такие райские мысли, что они испытывали страшное наслаждение»

Таким образом, вместо воспитательного эффекта розги становились атрибутом сексуального наслаждения, воздействуя через тонкую восприимчивую кожу, многое меняя в психическом девочек, развивая садомазохистские желания. В дальнейшем, когда девочки взрослели, эти навыки никуда не исчезали, а только закреплялись. Не получая удовлетворения от семейной сексуальной жизни, кожно-зрительные женщины искали .

Сегодня эта проблема представлена не менее остро. Избиение детей с кожным вектором за провинность или воровство увеличивает риск того, что из мальчика вырастет лузер и неудачник, а из девочки если не проститутка, то женщина с мазохистскими наклонностями. В Рунете существует множество сайтов с контентом, поощряющим флагелляцию. Никто из участников, добровольно занимающихся подобными практиками, не задумывается над тем, что ломает собственную судьбу, меняет в худшую сторону свой жизненный сценарий, вытаскивая на поверхность патологические животные инстинкты, которым человечество стремится противостоять как минимум последние 6000 лет, пытаясь обуздать первичные позывы и проявления культурными ограничениями.

Статья написана по материалам тренинга «Системно-векторная психология »

Самобичевание – это осознанное и намеренное обвинение человеком себя в совершенных проступках, самокритичное отношение к собственной личности и совершаемым действиям, переходящее в формы нанесения себе моральных и физических страданий, чтобы снизить или смыть чувство вины, стыда. Может иметь не всегда адекватное отношение и возникать в процессе приписывания себе чужой вины или критики себя за вполне социально приемлемые формы поведения. Значение слова самобичевание сопоставимо по синонимичному ряду с самообвинением, самоистязанием, самоедством, самокритикой и прочими действиями, направленными на акцентирование негативных сторон человека и причинение моральных страданий под видом раскаяния или вины.

Самобичевание психология объясняет, как попытку совладать с внешними условиями, не удовлетворяющими внутренней картинке мира человека. Это один из способов справиться с непереносимыми чувствами относительно собственной личности и ее слабых или не принимаемых сторон (часто подобное поведение имеет своим получение похвалы или ободрения со стороны окружающих, получить которые проще при помощи самоуничижения, чем при помощи реальных действий и достижений). Проигранная конкуренция, обнаружение более сильных и успешных людей в инфантильной психике переносится плохо и практически не поддается принятию, отсюда рождается подобное поведение, помогающее пережить фиаско, а жизненный принцип выглядит как выбор максималистических концепций, где человек не имеет права на проигрыш или слабость.

Идеалистическое восприятие мира повергает людей в отчаяние при каждой неудаче или в случае разворота событий не в ожидаемом русле. постоянно ощущается большая ответственность в детской ее форме, когда реальный мир заменяется иллюзорным, а себе причисляются мегаспособности (точно так, как дети винят себя в ссорах родителей или несчастных случаях, с такой же инфантильной и огромной ответственностью человек обвиняет себя в малейших неурядицах или даже случайных стечениях обстоятельств, в любой не идеальности).

Самобичевание заставляет делать глобальные выводы, приводящие к обесцениванию себя полностью из-за столкновения с незначительной не идеальностью (или даже значительной, но это все равно не вся личность целиком). Высокие требования и неумение разглядеть прекрасное в недостатках не позволяет познакомиться с собой настоящим, узнать те вещи, раздражающие в самом себе и принять себя целиком.

Причины самобичевания

Самобичевание психология определяет как гиперкритику в собственный адрес, осуществляющуюся напоказ с целью получить одобрение, поддержку или оправдание собственным поступкам. Механизм построен на том, что , направленный в свой адрес воспринимается окружающими, как искреннее раскаяние и тенденция к совершенствованию, но ошибка состоит в том, что показное раскаяние воспринимается за истинное. При человек не заламывает картинно руки, не поливает себя грязью, а признает сам факт совершения проступка, не громогласно делает выводы и начинает исправлять ситуацию, признавая при этом положительные черты, помогающие справиться с недостатками.

Выбор такого пути манипуляции собственным мира и общественным отношением может быть сформирован в детстве, где не нашлось места сформированности чувства любви и забот о себе. При различных травматичных условиях развития могут сформироваться механизмы, дающие понимание любви через боль (когда мать была ласкова только после полного разгрома , или когда причинение физической боли объяснялось пользой для самого ребенка и совершалась «из любви»). Опыт, полученный в родительской семье, показывает человеку как с ним можно обращаться, и если родители устраивали моральный прессинг или физические побои, то в дальнейшем человек живет по этой модели, обращаясь подобным образом с собой и окружающими.

Значение слова самобичевание имеет смысл и нанесения себе физических страданий, как способа уйти от , перебив ее физической или как варианта самоочищения от провинностей. В первом случае работают индивидуальные механизмы психики, помогающие контролировать чувства, переживание которых является для человека фрустрирующим (когда нет опыта, как справляться с болью, виной или отчаянием, то переполняют и становится невыносимо, а самобичевание всегда подконтрольно человеку, поэтому именно оно используется как деструктивный, но все же метод проживания эмоций). Во втором прослеживается влияние различных религиозных и воспитательных концепций, считающих тело и заботу о нем чем-то постыдным или же ставящими во главу угла физические наказания, вместо принятия и объяснения. и недостаток признания толкают к мысли, что человек не достоин ничего хорошего. Ощущение недостатка любви и права на ее получение могут повлечь глубокие депрессивные расстройства и непонимание смысла существования, за что и причиняется самостоятельное наказание себя.

Полярное мировосприятие, инфантильная ответственность, свойственные детям и подросткам, а также сохраняющиеся у некоторых как характеристика личности не дают принимать мир и соответственно себя в том виде, в котором существует. Возникает потребность соответствовать идеалам или разрушить себя полностью, невозможность видеть полутона и принимать негативные качества ведет к разрушению собственной личности, в забытьи, что именно недостатки делают нас уникальными, а ошибки составляют жизненный опыт.

Самобичевание появляется как защита от травматичных условий и влияний, являясь травматичным самим по себе. Оно высвечивает прожектором недостатки для окружающих, но оставляет сокрытым главное от самого человека и не способствует изменениям. Главным моментом при работе с самобичеванием это поиск способов реагирования и совладания с эмоциями менее разрушительными методами, а также выработка заботливой концепции жизни.

Как перестать заниматься самобичеванием?

Когда минусы и боль самоистязания начинают перевешивать полученные вторичные выгоды, приходит момент избавления от стратегии самобичевания, но процесс этот более сложный, чем может показаться. Ведь соблазн действовать проверенным, хоть и болезненным способом велик.

Чтобы не ускользнула, стоит отдельно проанализировать какие разрушительные моменты и негативные последствия вы уже получили в собственной жизни, благодаря самобичеванию (если плохо закрепляется в , то составьте список и периодически поглядывайте в него). Также пофантазируйте, куда приведет подобное поведение через несколько десятилетий, что вы приобретете (нервный тик, репутацию плакальщика, расшатанные нервы), а что потеряете (стремление развиваться, достижения, друзей).

Чрезмерная самокритика и самобичевание продолжают снижать и так низкую самооценку, разрушая личность. Так что ваша задача продолжать развиваться, подбирать занятия, в которых есть видимые результаты, чтобы вам было, за что себя хвалить, а не только ругать. Каждый раз, когда хочется опустить руки и завести песню про то, что все пропало и вы ничего не достойны – делайте что-то, направленное на (из упрямства переделайте отчет, улучшите внешность, ответьте интернет-троллю, сходите на мастер-класс или фотосессию). Мир полон мест, где вам опустят , но настолько же он полон местами, где вас будут хвалить (любые сферы услуг от парикмахерских до занятий конной ездой добавят вашему самоощущению хвалебных и прекрасных слов).

Еще одна черта самобичевания – это ориентированность на себя, тогда как окружающий мир как бы и не замечается, такими людьми легко , но с ними не интересно общаться, ведь они постоянно сконцентрированы на себе.

Как избавиться от самобичевания? Переключите внимание на внешний мир – посмотрите, что интересного в нем происходит (погода, мероприятия, прохожие), поинтересуйтесь, что нового у друзей (не с целью сравнения как у вас все плохо и ничего нового, а с целью узнать, как у них так получилось), просмотрите последние новости и тенденции. В каждом своем внимании к внешнему, ищите вдохновение и подсказки для развития, контактируя с людьми, вы можете получить адекватную обратную связь, а возможно и открытие ваших , которые самостоятельно было не разглядеть.

И не забывайте анализировать ситуацию. Ведь чаще всего критик, сидящий в нашей голове, имеет вполне конкретный голос (папы, бабушки, воспитателя, первой любви) и говорит это из прошлых ситуаций, которые закончились, но оставили свой шрам в восприятии. По сути если вас ругали за непоседливость в садике, и вы продолжаете это делать с собой во взрослом возрасте, то ограничиваете свои возможности, например, в деятельности, требующей такой бурной энергии, а плохо это только для старой воспитательницы, у которой давление и которой давно нет в вашей жизни. Анализируйте и сопоставляйте собственные реакции с ситуацией, не полагаясь на первую эмоциональную автоматическую реакцию. Первое время придется контролировать, знакомиться с собой и выбирать заботу о себе, вместо привычного ущемления.

Идеалов нет, попробуйте извлекать пользу и наслаждение из недостатков, превратите их в достоинства. Не тотальное муштрование себя дает человеку счастье, а возможность принимать себя уставшим, неидеальным, злым – тогда рождается много свободы и появляется место для радости, а не только для боли.

Нет, я вовсе не против технологического прогресса, развития медицины и уж точно не за войны и разруху. Но я против того, чтобы человек превращался в бесплодное тепличное растение. Именно бесплодное – совершенно неспособное ни на что созидательное.

Наткнулся недавно на статью, высмеивающую пост как глупое и никчемное самоистязание. Основной посыл и аргументация именно такие – гедонистические.

«Несъеденная на обед сосиска заставляет вас злиться на ближнего»

Причем гедонистический аспект сдобрен, как это сейчас модно, довольно примитивными богословскими пассажами в духе «а зачем оно нужно Богу, который нас сотворил для радости» (читай – удовольствия) – и прочими подобными штампами, явно похищенными из брошюрки «Как расставить мебель на кухне по фэншуй».

Не стану разводить миссионерскую риторику про «радость поста» (хотя тот, кто научился поститься, действительно знает, как это радостно и легко). Не буду говорить о том, что это и есть настоящий гедонизм – после почти двух месяцев воздержания поцеловать жену «как в первый раз», в добрую меру пригубить хорошего вина и закусить праздничным обедом.

Не хочу говорить и о религиозном аспекте поста, цитируя Евангелие про то, как, подавая нам пример, сорок дней и ночей постился Спаситель, поскольку понимаю, что для тех, кто озабочен расстановкой мебели «по фэншуй» – этот пример не особенно актуален.

Скажу честно – пост со всеми его пищевыми ограничениями, длинными монашескими службами с земными поклонами и отсеканием ненужной информации – это действительно в некотором роде самоистязание.

Самоистязание, которое позволяет нам остаться нормальными людьми в этом напропалую комфортном современном мире, уже практически лишенном очистительного катарсиса настоящих скорбей, вполне обычных еще для наших дедов.

Настоящих скорбей детской и материнской смертности при родах. Боязни смерти из-за подхваченной пустяковой простуды или непонятного морового поветрия. Трепетного ожидания мужа или жениха с войны. Настоящего голода и бедности, когда каждая корка хлеба на счету, а надеть – нечего.

Нет, я вовсе не против технологического прогресса, развития медицины и уж точно не за войны и разруху. Я против того, чтобы человек превращался в бесплодное тепличное растение. Именно бесплодное – совершенно неспособное ни на что созидательное.

Проявился бы во всей красе гений Чехова без его изматывающего туберкулеза?

Написал ли бы Толстой свои монументальные вещи без безудержной рефлексии и вегетарианства, причинявшего ему в последние годы жизни значительные неудобства?

Стал ли бы Достоевкий Достоевским без мучительного опыта переживания близости смерти у эшафота и без эпилептических припадков? Вряд ли.

Люди тупеют и делаются дебелыми душой даже от относительного благополучия. Типичный пример – современные причины разводов, которые вообще-то трудно даже назвать причинами.

Знаю множество случаев разрушения брака от того, что в общем-то неплохие люди совместно не преодолели ни одного серьезного кризиса и им попросту стало скучно.

Пост для современного человека сугубо необходим не только для того, чтобы обуздать коня (плоть), но и чтобы испытать искусственно созданный спасительный кризис временного погружения простого обывателя в жизнь, похожую на монашескую.

Это закаляет нас, побуждает взглянуть на многие вещи, окружающие нас, по-новому или как минимум познать свое духовное несовершенство, сделавшись оттого более снисходительным к ближнему.

Некоторые противники поста говорят: «Я, когда голоден, становлюсь раздражительным и злым, не лучше ли мне быть сытым и благодушным»?

Ну вот видите, какое вы сделали открытие про себя: оказывается, несъеденная на обед сосиска заставляет вас злиться на ближнего.

Из этого можно сделать два вывода и сказать себе мысленно: во-первых, желудок чересчур руководит мной. А во-вторых, раз я так слаб духовно, значит и к ближнему нужно быть снисходительнее.

Попробуйте по-настоящему попоститься хотя бы за неделю до Пасхи и, уверен, почувствуете духовную пользу от этого спасительного самоистязания.

У многих святых отцов находим указание на то, как полезно, нет, даже необходимо, укорять себя. Наверное, даже не у многих, а решительно у всех - в той или иной форме. Непопулярный для нашего времени совет, и это еще слабо сказано. Сегодня, кого ни спроси, все уверены: ни в коем случае нельзя «занижать самооценку». Это, дескать, следствие комплексов и порождает новые комплексы. Надо, наоборот, адекватно свои способности и качества оценивать, никому не давать себя в обиду, всеми доступными способами защищать собственные честь и достоинство. Иначе пропадешь.

Неужели в те времена, когда святые отцы жили, все было настолько по-другому? Или они чего-то не понимали, ошибались то есть? Или это все из тех же пресловутых «технологий подавления и управления массами», в разработке и использовании которых Церковь неустанно обвиняют ее многоразличные оппоненты? Последнее - вряд ли. Ведь святые себя и вправду непрестанно укоряли и почитали «прахом и пеплом». И это не только из писаний, но и из самой жизни их явствует. Значит, как минимум, в этом никого не обманывали. Да и первое со вторым сомнительно... И Господь и сегодня, и вчера, и тысячу, и много тысяч лет тому назад один и Тот же. И мир не очень сильно в существе своем изменился. И мы в основном все те же, хоть и похуже, и понемощней предков своих. А насчет ошибок... Конечно, в чем-то частном, личном отцы порой могли заблуждаться, история об этом свидетельствует, но в том, в чем они все были между собой согласны,- никогда. А в отношении самоукорения - полнейший consensus patrum, иначе не скажешь.

Почему? Есть на то причины духовные, они для человека духовного же неоспоримы. Но то для духовного. А что касается тех, в ком плоть не только «воюет на дух» (см.: Гал. 5, 17), но и часто преобладает над ним, то есть - всех нас? Мы-то «здравым смыслом» все мерить привыкли, невзирая на очевидный его в нас недостаток.

Но и по здравому смыслу то же выходит: без самоукорения - никуда!

Жизнь наша - вещь очень несовершенная. И люди, которые нас окружают, такие же несовершенные. Страдать от этого сугубого несовершенства приходится постоянно - то так, то этак, по-всякому. И не просто страдать, но и негодовать подчас и на жизнь, и на собратий-человеков. Причем нередко - вполне справедливо, оправданно. Вот только... Вот только совершенно это негодование бесплодно. Ни жизнь, ни людей изменить, исправить мы не можем, не дано нам это. Поэтому толку от переполняющих нас эмоций никакого. Вреда же хоть отбавляй. И изнутри нас они разрушают: нервы изнашивают, сердце надрывают, душу мучают. И извне проблемы умножают: эмоции-то наружу выплескиваются и к конфликту приводят - как с ближними нашими, так и с жизнью в целом. А пребывать перманентно в состоянии конфликта дело тяжелое, безрадостное и, как говорят сейчас, контрпродуктивное.

И вот тут приходит на помощь палочка-выручалочка, блаженное самоукорение. И оказывается оно, как это ни удивительно, не только богоугодным, отцами благословленным деланием духовным, но и прагматичным, с чисто земной точки зрения, выбором.

Мы не можем, как выше сказано, изменить мир и живущих в нем людей (большая ошибка и не меньшая самонадеянность полагать иначе), но способны изменить себя. В каждой ситуации, с которой мы сталкиваемся и в которой терпим то или иное фиаско, есть доля нашей вины, нашего недосмотра, нашей недоработки, нашей неопытности, в конце концов. И если, с одной стороны, ситуация эта - драма, провал, то, с другой, - ступень восхождения и повод для воодушевления, а может, и радости даже. Не винить, не корить никого (чтоб не быть, опять же, контрпродуктивным), а укорить лишь себя. Сказать: «я виноват!». А потом... Потом сесть и разобраться, в чем.

Возможно, что, разобравшись, мы увидим, как справиться с тем, что вчера еще казалось неприступной скалой, стоящей у нас на пути. Сделаем маленький «доворот» в себе самих, и дело вдруг стронется с мертвой точки, потому что именно этого-то и не хватало. И будет польза.

А возможно, что и не стронется, и не справимся. Может, поймем даже, что и не нужно это было (такое понимание одно уже многого стоит и от массы ненужных хлопот освобождает). Но однозначно тоже польза будет, оттого, что, укорив себя, произведя пересмотр своих взглядов, позиций, ревизию достоинств и недостатков, получим сильнейший стимул к изменению к лучшему. А это - как раз очень продуктивный подход, открывающий дорогу к преуспеянию.

Впрочем, рассуждения эти для тех в большей степени, в ком веры нет или слаба она. А те, в ком вера сильна, знают, что стоит лишь ради Бога обвинить в злоключениях своих и несчастьях не Его, не обстоятельства и людей (а это тоже значит - не Его), а себя самого, как Он и утешит, и поддержит, и сами злоключения с несчастьями во благо обратятся.

Такой вот простой и вместе с тем удивительный, хоть и на поверхности лежащий секрет жизни духовной. Как, в общем-то и все ее не секретные секреты.


Довольно распространенным явлением является самоистязание на религиозной почве. Многие религии поощряют аскетизм и жертвенность. И находятся люди, готовые претерпеть ради достижения душевного спокойствия и вечной жизни любую боль и страдания, а некоторые даже считают это необходимым этапом для того, чтобы быть причисленным к лику святых.

1. Жизнь на столпе


Сирийский святой пятого века Симеон Столпник стал основателем подвижничества, названного столпничеством. Более 40 лет своей жизни он провел, предаваясь молитвам, на вершине 18-метрового столпа, окруженного забором, через который ему время от времени передавали немного еды и воды. На площадке этого столпа он находился, невзирая на зной, холод, дождь, ветер. Слухи о Симеоне разнеслись по всей стране и множество паломников потянулось к этому столпу из самых отдаленных мест. Симеон стал настолько известен, что даже императоры писали ему письма.

2. Ношение власяниц


Власяница - это неудобный, а иногда и болезненный предмет нижнего белья, которую носили для того, чтобы “умерщвлять плоть” и усиливать дух. Первые христиане носили нижние рубашки и набедренные повязки, сшитые с использованием жесткой шерсти козы или ткани, подобной мешковине. Подобная практика особенно была распространена в средневековой Европе среди отшельников, святых и правителей. Карл Великий и Иван Грозный также носили на голое тело рубахи-власяницы.

3. Хлестание кнутами


Бичевание (хлестание кнутами) было обычным явлением во многих древних культурах, а также в некоторых христианских и исламских сектах. На Филиппинах накануне Пасхи десятки добровольцев для искупления грехов подвергаются распятию на вершине холма. Их руки и ноги огромными гвоздями прибивают к деревянным крестам, которые они на своих плечах приносят на этот холм. Вокруг распятых начинается особый ритуал, в ходе которого полураздетые мужчины избивают себя бичами и палками, а женщины с громким воем причитают и молятся.

Широко известен и религиозный праздник мусульман – Ашура. В этот день шииты устраивают траурные шествия в честь имама Хусейна, внуку пророка Мухаммеда, которые сопровождаются самоистязанием. Мужчины в неистовстве избивают самих себя до синяков и хлещут свои спины плетками или даже цепями с острыми лезвиями. К счастью, некоторые мусульмане предпочитают чествовать пророка, сдавая вместо этого донорскую кровь в больницах.

4. Изменение сознания


Шаманы и оракулы древних времен часто для своих духовных целей использовали священные растения (энтеогены), такие, как цветы дурмана, содержащие алкалоиды атропин и скополамин, и обладающие галлюциногенными и психотропными свойствами. Коренные американцы в своих церемониях традиционно использовали его и, зачастую, в больших дозах, что приводило к различным галлюцинациям, нередко вызывающим панику. Побочными эффектами его применения могли быть слепота, безумие, или длительная и болезненная смерть.

5. Модификация тела


Вместо того, чтобы повышать свой интеллектуальный уровень, некоторые люди предпочитают привлекать к себе внимание путем необычной модификации своего тела. Во времена доисторической японской культуры Дзёмон юношам при переходе в группу взрослых удаляли несколько резцов или клыков. Подобные модификации проводились и с целью отметки социального положения.

Такие события, как брак или утрата близких были отражены в улыбке человека, а не посредством обручального кольца или траурных одеяний. Возвращение моды на модификацию тела связано с возрождением в 1990-х годах татуировки и более экстремальных методов, таких как скарификация, субдермальные импланты, пирсинг, шрамирование и др.

Многие из этих методов использовались еще в древних племенах, а их эволюция привела к появлению новых методик, например, подвешивание на крюках. Сегодня в Соединенных Штатах есть даже церковь Модификации Тела, где используются как древние, так и современные методы.

6. Празднование Тайпусам


Более миллиона человек каждый год собираются на фестиваль Тайпусам под Куала-Лумпуром в честь индуистского бога Муругана, сына господа Шивы. В этот день празднуют получение Муруганом от своей матери копья, с помощью которого впоследствии он победил злого демона. На этом празднике люди носят сандалии с железными гвоздями.

На гвозди накалывают кусочки лайма, которые еще больше раздражают раны, одновременно оказывая и дезинфицирующее действие. Особо отважные прокалывают себе щеки, язык, шею, прикрепляют на свое тело стальные крючки и подвешивают на них разные грузы. Находясь во время этого процесса в состоянии транса, они не чувствуют никакой боли и их раны не кровоточат.

7. Обычай племени Сатере-маве


У индейцев племени Сатере-маве в Бразилии существует очень жестокий обычай посвящения юношей в мужчины. Для этого используют специально изготовленные из листьев перчатки, в которые вплетены усыпленные муравьи-пули. Укусы их считаются самыми болезненными. Когда муравьи приходят в себя, юноша должен надеть эту перчатку и продержать в ней руку в течение 10 минут, не издав при этом ни звука. И эта пытка, считающаяся испытанием выносливости, продолжается несколько раз в течение дня.

8. Самосожжение


Самосожжение буддийского монаха Тхить Куанг Дык остается одним из самых ужасающих примеров самопожертвования в современной истории. Протестуя против притеснения буддистов в южном Вьетнаме правителем Нго Динь Зьема, этот монах вышел на улицы Сайгона, пропитанный бензином, поджег себя и горел до самой смерти, сидя в позе лотоса и не издав при этом ни звука.

Поглощение Китаем Тибета недавно также привело к эпидемии самопожертвований. В 2011 году подожгли себя 12 тибетских активистов, а год спустя – еще 80. Площадь Тяньаньмэнь в Пекине теперь снабжена оборудованием с огнетушителями, чтобы воспрепятствовать новым актам самосожжения.

9. Обрезание


В некоторых древних племенах обряд посвящения в мужчины был связан с болезненными ритуалами, в частности, с обрезанием. Особенно жестоким он был у аборигенов Австралии. Сначала юноше проводили классическое обрезание, а после заживления раны приступали к основной операции – распарывали пенис вдоль мочеточника.

После этого считалось, что юноша стал настоящим мужчиной. Распоротые пенисы у мужчин в состоянии эрекции становились плоскими и широкими, а для того, чтобы помочиться, они были вынуждены садиться на корточки.

10. Самомумификация


Древние монахи-отшельники, живущие в горах Японии, стремились стать “живыми Буддами” посредством мучительных испытаний. Наивысшей точкой этих испытаний стал акт самомумификации. Такой процесс происходил в течение 10 лет, многие монахи пытались это проделать, но получилось мумифицироваться далеко не у всех. Процесс был разделен на три тысячедневных периода. В первом периоде монахи питались только орехами и злаками, пили ледяную воду, падающую с вершин.

После этого их диета состояла только из корней и коры сосны, при этом содержание жира в их организме должно было снизиться почти до нуля. При этом они пили чай на основе токсичного сока, после чего их рвало, и таким образом они избавлялись от избыточной влажности. И их тела, пропитанные ядом, уже не могли быть съедены личинками.

После этого монахов помещали в каменные могилы с выведенными наружу трубками для поступления воздуха и для звонков, сигнализировавших о том, что они еще живы. Когда звонки прекращались, могилы запечатывали, а спустя тысячу дней вновь открывали. Мумифицированные тела, которые не разложились, помещали в храм и поклонялись им, как Будде.

Подобные примеры - одна из причин, по которым исчезли .

По материалам: listverse.com