Стройбаты возвращаются в армию. Есть ли необходимость возрождать в армии стройбаты: мнения

Эксперты ИА REX рассуждают о том, нуждается ли армия в бесплатной солдатской рабочей силе

Депутат от правящей в Казахстане партии «Нур Отан» Бахытжан Ертаев на заседании парламента 20 марта предложил возродить в республике строительные батальоны. По мнению депутата, в стройбаты можно направлять молодых людей, которые в силу слабого здоровья или отсутствия образования не смогли попасть в ряды вооруженных сил республики. Ертаев отметил, что за последние годы количество таких призывников увеличилось.

ИА REX: Есть ли необходимость возрождать в армии стройбаты?

Григорий Трофимчук , политолог, первый вице-президент Центра моделирования стратегического развития:

В российской армии за последние месяцы что-то чрезмерно много отраслевых «возрождений», которые по умолчанию возвращают те или иные элементы структуры, «уничтоженные Сердюковым». То есть получается так: государство фактически только что потратило миллиарды рублей, реформируя систему, имевшуюся ранее, которую сегодня возвращает назад уже как наиболее правильную. А кто несёт ответственность за выброшенные, при этом, бюджетные деньги?

Поэтому нельзя ни в коем случае ничего «возвращать» — ни стройбатов, ни прапорщиков, ни суворовцев в парадный строй на Красной площади, ни даже большой погонной звезды генерала армии, — пока не назван конкретный виновник предыдущих экспериментов. Судя по всему, виновник — не Сердюков, так как за инкриминируемый ему народной молвой развал армии он почему-то никак не пострадал, хотя, казалось бы, «украл и продал всё», кроме ядерного чемодана с символической красной кнопкой. Хотя, возможно, нам скоро расскажут и об этом преступлении века.

Стройбаты — само собой, в армии должны быть, как свои врачи и военные повара. Но эта деталь не может являться темой обсуждения, это пустая трата времени, пока не решён главный вопрос: кто понесёт персональную ответственность, в том числе за ликвидацию стройбатов?

Странно было бы представить себе Сталина, у которого реформировали, перелицевали, реструктурировали всю армию, пока он курил у себя в кабинете. А выйдя из него, обнаружил армию какого-то другого государства — с другими погонами, в другой форме.

Так дело не пойдёт. Иначе, Россия рискует — года так через три — увидеть ту же самую Васильеву и Сметанову, но только уже в новом звании Фельдмаршалов Федерации, на белых конях, с развевающимися волосами принимающих парады на Красной площади. А виновные в надевании электронного браслета на оклеветанную Евгению Николаевну, в бесчеловечных пытках над командованием патриотического «Оборонсервиса» будут посажены в тюрьму.

Поэтому сначала полная ясность по Сердюкову — потом стройбат, штрафбат и всё остальное. А действующему министру Шойгу пока что можно порекомендовать не трогать «следы преступлений», ничего не удалять и не менять, иначе потом не разберёшься.

Олег Антипов :

Думаю, что такой необходимости нет. Лучше ввести организованную трудовую альтернативную службу. Любое военное или даже военизированное формирование, укомплектованное имеющими дефекты здоровья военнослужащими, автоматически ведёт за собой и низкую личную культуру поведения, и недисциплинированность личного состава. Такие подразделения и части были, есть и всегда будут рассадниками дедовщины и бесперспективности какого-либо роста офицерского состава. А если кто-то озабочен низкой квалификацией вступающей в жизнь молодёжи, то стройбаты здесь совершенно не помогут. Каждый обязан в этой жизни сам определиться с образованием и со специальностью, не перекладывая решение этих проблем на армию. Армия должна страну защищать.

Юрий Юрьев , политконструктор:

Заодно можно возродить и рабовладельческий строй. Ведь стройбат — самые бесправные де-факто военнослужащие. Многое можно в стройбате, даже плохо строить, всё равно ведь армия, всё равно война всё спишет. И пока не предусмотрено предотвращение всего вышеперечисленного — воссоздавать стройбаты тождественно воссозданию каторги для виновных лишь в том, что не хотят или не могут служить с оружием в руках.

Даниэль Штайсслингер , журналист и переводчик (Израиль):

То есть, не то, чтобы стройбат был сильно нужен для казахской оборонной способности, а просто, чтобы никто не остался неокученным. Хотя армия, вообще-то, имеет иное предназначение.

Кроме того, в социалистическом СССР это ещё как-то могло быть оправданным — в любом случае и военные, и гражданские строители работали на государство. В капиталистической стране стройбат — это узаконенное рабство с принуждением граждан работать на того или иного предпринимателя. Причём с поправкой на традиционную для Азии коррупцию, на того, который приближён к правящим кругам через родство или личную дружбу. Его правящий падишах наградит свердешёвой и бесправной рабочей силой...

Сергей Сибиряков , политолог, координатор международной экспертной группы :

Нет никакой необходимости в возрождении стройбатов. Если в СССР в стройбаты призывали, мягко говоря, не лучшую по качеству часть призывников, то сейчас других в армиях постсоветских стран просто нет. По степени подготовки и своим моральным качествам, российскую армию можно без преувеличения назвать строительной армией. Каждый должен заниматься только своим делом. Армия должна совершенствовать своё мастерство в военном деле, а строить что-то для военных, наверное, вполне могут и гражданские строители.

В СССР и России

Для выполнения задач по расквартированию и обустройству войск (сил) в ВС СССР в составе военных округов (ВО) (флотов) и соответствующих им структур МВД СССР и КГБ СССР входили военно-строительные управления (всу), аналогом которых в гражданском строительстве является строительный трест.

Военно-строительным управлениям подчинялись управления начальника работ (унр) - аналоги гражданских строительных управлений .

Управлениям начальника работ подчинялись строительно-монтажные участки (сму) строительные участки (су), склады, базы транспорта, и человеческие ресурсы, сосредоточенные в военно-строительных войсковых частях округов, групп войск, флотов и других объединений ВС СССР и гражданских министерств.

Основной военно-строительной частью являлся военно-строительный отряд (всо), имеющий статус воинской части - отдельного батальона , отчего происходило собирательное просторечное разговорное название «стройбат», хотя данный термин существовал ранее. Термин строительный батальон был официально выведен из обращения в 1970-х годах и введён термин отряд который в данном случае указывал на многопрофильность применения военно-строительного отряда.

Военно-строительный отряд (всо) - постоянное формирование в ВС СССР (Минобороны СССР) и других Министерствах СССР , состоящее из штаба и подразделений и предназначавшаеся для выполнения строительно-монтажных работ, изготовления конструкций и деталей на промышленных и лесозаготовительных предприятиях системы Министерства обороны СССР и других работ в Министерствах СССР. Военно-строительный отряд представлял собой батальон, состоящий из 3-6 рот . Штат и оснащение батальона различались в зависимости от задач, выполняемых им - строительство оборонных объектов, возведение автомобильных дорог и мостов, строительство жилых зданий, мелиорация, заготовка строительных материалов и т. д. Комплектование всо производилось преимущественно из призывников окончивших строительные учебные заведения или имевших строительные или родственные им специальности или опыт работы в строительстве (сантехники , бульдозеристы , кабельщики и т. д.). Права, обязанности и ответственность военных строителей (в/строителей, в/стр.) определялись военным законодательством, а трудовая деятельность регулировалась трудовым законодательством (с некоторыми особенностями в применении того или другого). Оплата труда в/строителей производилась по действующим нормам. Обязательный срок работы в всо засчитывался в срок действительной военной службы. Также предусматривалось, что во время войны военные строители смогут в случае необходимости заменить пехоту , полноценная боевая подготовка планировалась, но проводилась редко, чтобы не отвлекать личный состав со строящихся объектов.

Основная задача военно-строительного отряда - обеспечение строительных объектов личным составом. То есть, военно-строительные отряды обеспечивали военных строителей ночлегом, питанием, и т. п. В зависимости от численности личного состава, занятого на объектах строительства, военно-строительные отряды могли быть переформированы в военно-строительные полки (всп), отдельные военно-строительные роты (овср) и т. п., и обратно, чтобы характер снабжения и штаты тыловых служб соответствовали численности военных строителей.

Основная численность военно-строительных частей была сосредоточена в Министерстве обороны под командованием Заместителя министра обороны по строительству и расквартированию войск (ЗамМО СССР по СиРВ). В его подчинении были 6-ть главных управлений (Главков):

  • Главное военно-строительное управление Министерства обороны СССР (ГВСУ МО СССР);
  • Главное управление специального строительства Министерства обороны СССР (ГУСС МО СССР);

В соответствии со постановлением Совета народных комиссаров СССР от 13 февраля г. № 187-102с в составе народного комиссариата связи было сформировано Военно-восстановительное управление (ВВУ) с целью осуществления руководства всеми воинскими частями по восстановлению, ремонту и строительству линейно-кабельных сооружений, телефонно-телеграфных и радиотрансляционных узлов, радиостанций и почтовых предприятий на территории, освобожденной от немецких оккупантов .

Обладая собственной мощной стройиндустрией, ГУСС год за годом осваивал выпуск новых серий жилых домов. Им было построено и сдано более 17 миллионов квадратных метров благоустроенного жилья, было осуществлено строительство различных по назначению объектов соцкультбыта, в том числе - уникального велотрека в Крылатском .

На начало 1956 г. для выполнения строительства в Вооруженных Силах СССР содержались военно-строительные части численностью 231 015 военных строителей. Кроме того, вне норм численности Вооруженных Сил СССР имелись военно-строительные части численностью 73 095 военных строителей, и военно-строительные отряды численностью 218 880 чел. военных рабочих по призыву.

В 1956 г. министр обороны СССР Г.Жуков и начальник Генерального штаба В.Соколовский сообщали :

Использование в промышленности труда военнослужащих является нарушением Конституции СССР, так как согласно статье 132 Конституции воинская служба, представляющая собой почетную обязанность граждан СССР, должна проходить в рядах Вооруженных Сил СССР, а не в строительных организациях гражданских министерств СССР. Вполне естественно, в связи с этим, резкое недовольство военнослужащих, направленных на работу в военно-строительные части и, в частности, в военно-строительные отряды. Они сразу же сознают свое ложное положение формально призванных в ряды Советской Армии, фактически же используемых вне армии в качестве рабочей силы. Факты показывают, что эти военнослужащие рассматривают использование их на работах вместо службы в армии незаконным и многие из них выражают протест во всевозможных формах, вплоть до открытого неповиновения и дезертирства... ...Практика многих лет показывает, что строительные организации гражданских министерств плохо организуют производственную деятельность военно-строительных частей и отрядов и совершенно беззаботно относятся к материально-бытовому обеспечению их, вследствие чего производительность труда рабочих строительных частей и отрядов является крайне низкой, а заработки малы. Все это приводило раньше и приводит сейчас к массовым случаям возмущения, невыхода на работу, дебошам, дракам и серьезным нарушениям общественного порядка... ...материально-бытовое устройство отрядов неудовлетворительное, а некоторые из них находятся в очень тяжелых материально-бытовых условиях. Так, например: 1052 военно-строительный отряд был размещен в ноябре 1955 года в недостроенном помещении. Рабочие спали одетыми, так как температура в комнатах не превышала +3 градуса. В течение месяца рабочих не мыли в бане и не меняли у них белье, в результате чего появилась вшивость. 75 рабочих отряда получили тяжелое простудное заболевание. Несмотря на сильные морозы, рабочим не выдавали валенки, вследствие чего они работали на холоде в сапогах, а во время перевозки к месту работ обматывали себе ноги разным тряпьем. Десять рабочих в этом отряде получили сильное обморожение ног. Медицинское обслуживание и питание поставлено крайне плохо. В ноябре-декабре 1955 года рабочим отряда не выдавалась зарплата. В отрядах Министерства общего машиностроения положение еще хуже: рабочие живут в неотапливаемых помещениях, пища готовится под открытым небом при морозе в 30-40 градусов. В отрядах имеется по 10-15 человек обмороженных. Все указанные выше условия крайне отрицательно сказываются на состоянии дисциплины и приводят к неповиновению начальникам, массовым самовольным отлучкам, кражам, пьянству, дракам и нарушению общественного порядка в таких масштабах, что в отдельных случаях требовалось вмешательство войск и милиции.

Порядок прохождения службы военными строителями регламентируется Положением о военно-строительном отряде Министерства обороны СССР 1976 года. В соответствии с эти Положением, военному строителю за работу на строительном объекте начисляется зарплата, из которой вычиталась стоимость питания, обмундирования, банно-прачечных услуг, культурных мероприятий и других видов обеспечения, объединяемая в вещевую задолженность. После увольнения в запас и окончательных расчетов военному строителю направляется денежный перевод с заработанными деньгами либо исполнительный лист на погашение вещевой задолженности. Военным строителям, занятым в наряде по части или находящимся в санчасти, начисляется средняя для их подразделения зарплата.

Отдельные солдаты (матросы) военно-строительных отрядов (санинструкторы, связисты и т. п.) имеют статус военнослужащего, для них питание, обмундирование и т. п. бесплатны.

В 1980-е годы около 500 ВСО работало в 11 различных «гражданских» министерствах .

Расформировать в 1992 году военно-строительные отряды (части), работающие на сооружении объектов народнохозяйственного назначения в гражданских министерствах и ведомствах , кроме Минатомэнергопрома СССР, Минсвязи СССР Росвостокстроя и Главного управления специального строительства при Совете Министров СССР. В связи с этим прекратить призыв граждан СССР на действительную срочную военную службу в указанные военно-строительные отряды (части) начиная с осени 1991 года. Высвобождаемую после расформирования военно-строительных отрядов (частей) численность военнослужащих и военных строителей направлять на укомплектование военно-строительных отрядов (частей) Министерства обороны СССР . Совету Министров СССР в первом квартале 1991 года утвердить порядок и конкретные сроки расформирования военно-строительных отрядов (частей), работающих в Минатомэнергопроме СССР, Минсвязи СССР, Росвостокстрое и Главном управлении специального строительства при Совете Министров СССР.

Военнослужащим рядового и сержантского состава военно-строительных частей, находящихся на положении военнослужащих, а также проходящим службу сверх срока, присваиваются звания рядового и сержантского состава армии и флота: от рядового (матроса) до старшины (главного корабельного старшины), т. е., без приставки "военный строитель".

Объекты

Объекты построенные ВС СССР , в СССР (России):

  • город Ижевск
  • автомобильные дороги (см. Дорожные войска)
  • железные дороги (см. Железнодорожные войска)
  • и многое другое.

Фото пресс-службы МО РФ

Президент России Владимир Путин подписал указ о весеннем призыве на военную службу 142 тысяч молодых граждан страны. Одной из особенностей данной кампании, видимо, будет то, что призывников помимо боевых подразделений направят во вновь создаваемые в Вооруженных силах военно-строительные формирования. Их сформируют за счет увеличения штата военнослужащих с 1 января 2017 года на 13,6 тыс. человек. Об этом накануне президент подписал соответствующий указ, согласно которому общая штатная численность армии и флота (то есть военнослужащих и гражданского персонала) по сравнению с 2016 годом к 1 июля 2017 года должна увеличиться на 17,6 тыс. человек.

Увеличение штатной численности Вооруженных сил связано в том числе с передачей Минобороны функций Федерального агентства специального строительства (Спецстроя), которое до 1 июля 2017 года должно быть упразднено. Вооруженным силам в этой связи передадут «штатную численность военнослужащих и гражданского персонала инженерно-технических воинских формирований и дорожно-строительных воинских формирований», которые входили в упраздняемый Спецстрой. В открытом доступе нет данных, сколько конкретно военнослужащих проходили военную службу в этих формированиях. И были ли среди них в последние годы военнослужащие по призыву, также не известно. Ранее, в августе 2011 года, тогдашний руководитель Спецстроя Григорий Нагинский говорил, что в результате реформы в его ведомстве не останется солдат по призыву, которых заменят рабочие из «дружественных нам республик». По данным Минобороны, в прошлом году общая численность сотрудников Спецстроя составляла около 44 тыс. человек.

Между тем лишь менее половины из них пополнят строительные структуры Минобороны, только небольшая часть - около 4 тыс. человек – составит гражданский персонал. При этом в штат управленцев Минобороны передается «численность федеральных государственных гражданских служащих центрального аппарата упраздняемого Федерального агентства специального строительства в количестве 200 единиц». Как сообщил недавно замминистра обороны Тимур Иванов, «в рамках реорганизации Спецстроя в Министерстве обороны должно сохраниться восемь подразделений взамен сегодняшних 19». Эти предприятия будут специализироваться на строительстве объектов в каждом из военных округов и на Северном флоте, «а также займутся узкоспециализированными вопросами: будут отвечать за строительство объектов Воздушно-космических сил и аэродромов, за инфраструктуру Ракетных войск стратегического назначения, за сооружение причальных сооружений в интересах ВМФ». Пока нет официальных сообщений, что в состав создаваемых на базе Спецстроя подразделений войдут военно-инженерные и военно-строительные батальоны и отряды. Но источники в Минобороны сообщают, что их формирование уже идет полным ходом. И в отличие от стройбатов, которые существовали во времена СССР, в их составе сейчас будут служить военнослужащие по контракту и по призыву, имеющие военно-строительные и технические специальности, как правило, с высшим образованием.

Решение возродить советскую практику стройбатов объясняется просто. Реформа и «распогонивание» Спецстроя привело к раздутию его административных штатов. Появились многоступенчатые управленческие структуры, а основные строительные функции выполняли малоквалифицированные фирмы, набиравшие рабочих из жителей стран СНГ. Они плохо работали, особенно в условиях Арктики и в отдаленных местностях. В результате многие важные оборонные и государственные контракты не были выполнены в срок. Были выявлены многочисленные факты коррупции и взяточничества.

«Реорганизуя военно-строительный комплекс, мы переходим на комплексную работу непосредственно с исполнителем», – отмечает Тимур Иванов. О том, насколько эффективно в нынешних непростых для страны социально-экономических условиях применение военно-строительных подразделений, говорит опыт возведения силами Минобороны более 130 км железнодорожного пути в обход Украины на западе РФ на участке Журавка-Миллерово. Это строительство полностью осуществляют железнодорожные батальоны Вооруженных сил. И, как заявил недавно замминистра обороны Дмитрий Булгаков, дорога, которая строится, начнет функционировать более чем на год раньше запланированного срока. Ее откроют 15 августа 2017 года. Никаких коррупционных фактов при ее строительстве не выявлено.

Учитывая численность военно-строительных отрядов (около 500 - только в гражданских министерствах и ведомствах) при средней штатной численности в 600-800 человек на 1980-е годы, личный состав военно-строительных войск достигал 300-400 тыс. человек, что на тот момент количественно превышало такие рода войск как ВДВ (60 000), Морская пехота (15 000) и Пограничные войска КГБ СССР (220 000) вместе взятые.

Несмотря на широкое распространение и большую численность, работа военных строителей в народном хозяйстве , как считали некоторые, противоречила Конституции СССР и Закону СССР о всеобщей воинской обязанности, а сами такие подразделения являлись незаконными (см. доклад Главного военного прокурора СССР генерал-лейтенанта юстиции А. Ф. Катусева на заседании членов Комитета Верховного Совета СССР по вопросам обороны и государственной безопасности, июнь 1990 года ).

Энциклопедичный YouTube

    1 / 1

    ✪ Строительные войска

Субтитры

В СССР

Строительные войска (или просторечное «стройбат») - название формирований, которые были подчинены Заместителю министра обороны СССР по строительству и расквартированию и другим гражданским министрам Союза.

Для выполнения задач по расквартированию и обустройству войск (сил) в ВС СССР в состав военных округов (ВО) (флотов) и соответствующих им структур МВД СССР и КГБ СССР входили военно-строительные управления (всу), аналогом которых в гражданском строительстве является строительный трест.

Военно-строительным управлениям подчинялись управления инженерных работ (уир), которым подчинялись управления начальника работ (унр) - аналоги гражданских строительных управлений.

Управлениям начальника работ подчинялись строительно-монтажные участки (сму), строительные участки (су), склады, базы транспорта и человеческие ресурсы, сосредоточенные в военно-строительных войсковых частях округов, групп войск, флотов и других объединений ВС СССР и гражданских министерств.

Основной военно-строительной части являлся военно-строительный отряд (всо), имеющий статус воинской части - отдельного батальона , отчего происходило собирательное просторечное разговорное название «стройбат», хотя данный термин существовал ранее. Термин строительный батальон был официально выведен из обращения в 1970-х годах и введён термин отряд , который, в данном случае, указывал на многопрофильность применения военно-строительного подразделения. Как исключение, в 80-е годы термин строительный батальон применялся только в зарубежных группах войск - к примеру в ГСВГ (57-я военно-строительная бригада) и в ОКСВА (342-е Управление инженерных работ). Каждое из указанных соединений состояло из нескольких отдельных строительных батальонов .

Военно-строительный отряд (ВСО) - постоянное формирование в ВС СССР (МО СССР) и других Министерствах СССР , состоящее из штаба и подразделений и предназначавшееся для выполнения строительно-монтажных работ , изготовления конструкций и деталей на промышленных и лесозаготовительных предприятиях системы МО СССР и других работ в министерствах СССР. Военно-строительный отряд представлял собой батальон, состоящий из 3-6 рот . Штат и оснащение батальона различались в зависимости от выполняемых им задач, к которым относились: строительство оборонных объектов, возведение автомобильных дорог и мостов, строительство жилых зданий, мелиорация, заготовка строительных материалов и т. д. Комплектование ВСО производилось преимущественно из призывников , окончивших строительные учебные заведения или имевших строительные или родственные им специальности или же опыт работы в строительстве - (сантехники , бульдозеристы , кабельщики и т. д.), а также из призывников, имевших условную или отбытую судимость за нетяжкие преступления. Права, обязанности и ответственность военных строителей (в/строителей , в/стр. ) определялись военным законодательством , а трудовая деятельность регулировалась трудовым законодательством (с некоторыми особенностями в применении того или другого). Оплата труда в/строителей производилась по действующим нормам. Обязательный срок работы в ВСО засчитывался в срок действительной военной службы. Также предусматривалось, что во время войны военные строители смогут, в случае необходимости, выполнять задачи, предписанные пехотным подразделениям , поэтому полноценная боевая подготовка планировалась, но проводилась формально, чтобы не отвлекать личный состав от выполнения основных строительных работ.

В зависимости от численности личного состава, занятого на объектах строительства, военно-строительные отряды могли быть переформированы в военно-строительные полки (всп), отдельные военно-строительные роты (овср) и т. п., и обратно, чтобы характер снабжения и штаты тыловых служб соответствовали численности военных строителей.

Основная численность военно-строительных частей была сосредоточена в Министерстве обороны под командованием Заместителя министра обороны по строительству и расквартированию войск (ЗамМО СССР по СиРВ). В его подчинении были шесть главных управлений (Главков) одно центральное:

  • Главное военно-строительное управление Министерства обороны СССР (ГВСУ МО СССР);
  • Главное военно-строительное управление "Центр" Министерства обороны СССР (ГВСУ "Центр" МО РФ СССР);
  • Главное управление специального строительства Министерства обороны СССР (ГУСС МО СССР);
  • Главное квартирной-эксплутационное управление Министерства обороны СССР (ГлавКЭУ МО СССР);
  • Главное управление строительной промышлиности Министерства обороны СССР (ГУСП МО СССР);
    • Центральное организационно-плановое управление капитального строительства Минобороны СССР (ЦОПУ МО СССР)

В соответствии со постановлением Совета народных комиссаров СССР от 13 февраля г. № 187-102с в составе народного комиссариата связи было сформировано Военно-восстановительное управление (ВВУ) с целью осуществления руководства всеми воинскими частями по восстановлению, ремонту и строительству линейно-кабельных сооружений, телефонно-телеграфных и радиотрансляционных узлов, радиостанций и почтовых предприятий на территории, освобожденной от немецких оккупантов .

Обладая собственной мощной стройиндустрией, ГУСС год за годом осваивал выпуск новых серий жилых домов. Им было построено и сдано более 17 миллионов квадратных метров благоустроенного жилья, было осуществлено строительство различных по назначению объектов соцкультбыта, в том числе - уникального велотрека в Крылатском .

На начало 1956 г. для выполнения строительства в Вооружённых Силах СССР содержались военно-строительные части численностью 231 015 военных строителей. Кроме того, вне норм численности Вооружённых Сил СССР имелись военно-строительные части численностью 73 095 военных строителей, и военно-строительные отряды численностью 218 880 чел. военных рабочих по призыву .

Использование в промышленности труда военнослужащих является нарушением Конституции СССР, так как согласно статье 132 Конституции воинская служба, представляющая собой почетную обязанность граждан СССР, должна проходить в рядах Вооружённых Сил СССР, а не в строительных организациях гражданских министерств СССР. Вполне естественно, в связи с этим, резкое недовольство военнослужащих, направленных на работу в военно-строительные части и, в частности, в военно-строительные отряды. Они сразу же сознают своё ложное положение формально призванных в ряды Советской Армии, фактически же используемых вне армии в качестве рабочей силы. Факты показывают, что эти военнослужащие рассматривают использование их на работах вместо службы в армии незаконным и многие из них выражают протест во всевозможных формах, вплоть до открытого неповиновения и дезертирства…

…Практика многих лет показывает, что строительные организации гражданских министерств плохо организуют производственную деятельность военно-строительных частей и отрядов и совершенно беззаботно относятся к материально-бытовому обеспечению их, вследствие чего производительность труда рабочих строительных частей и отрядов является крайне низкой, а заработки малы. Все это приводило раньше и приводит сейчас к массовым случаям возмущения, невыхода на работу, дебошам, дракам и серьезным нарушениям общественного порядка…

…материально-бытовое устройство отрядов неудовлетворительное, а некоторые из них находятся в очень тяжёлых материально-бытовых условиях. Так, например: 1052 военно-строительный отряд был размещен в ноябре 1955 года в недостроенном помещении. Рабочие спали одетыми, так как температура в комнатах не превышала +3 градуса. В течение месяца рабочих не мыли в бане и не меняли у них белье, в результате чего появилась вшивость. 75 рабочих отряда получили тяжелое простудное заболевание. Несмотря на сильные морозы, рабочим не выдавали валенки, вследствие чего они работали на холоде в сапогах, а во время перевозки к месту работ обматывали себе ноги разным тряпьем. Десять рабочих в этом отряде получили сильное обморожение ног. Медицинское обслуживание и питание поставлено крайне плохо. В ноябре-декабре 1955 года рабочим отряда не выдавалась зарплата.

В отрядах Министерства общего машиностроения положение ещё хуже: рабочие живут в неотапливаемых помещениях, пища готовится под открытым небом при морозе в 30-40 градусов. В отрядах имеется по 10-15 человек обмороженных.

Все указанные выше условия крайне отрицательно сказываются на состоянии дисциплины и приводят к неповиновению начальникам, массовым самовольным отлучкам, кражам, пьянству, дракам и нарушению общественного порядка в таких масштабах, что в отдельных случаях требовалось вмешательство войск и милиции.

Порядок прохождения службы военными строителями регламентируется Положением о военно-строительном отряде Министерства обороны СССР, введенным в действие приказом Министра обороны СССР от 30 мая 1977 года № 175. В соответствии с этим Положением, военному строителю за работу на строительном объекте начисляется зарплата , из которой вычитается стоимость питания, обмундирования, банно-прачечных услуг, культурных мероприятий и других видов обеспечения, объединяемая в вещевую задолженность. После увольнения в запас и окончательных расчетов военному строителю направляется денежный перевод с заработанными деньгами, либо исполнительный лист на погашение вещевой задолженности. Военным строителям, занятым в наряде по части или находящимся в санчасти, начисляется средняя для их подразделения зарплата.

Отдельные солдаты (матросы) военно-строительных отрядов (санинструкторы, связисты и т. п.) имели статус военнослужащего, для них питание, обмундирование и т. п. бесплатны.

В 1980-е годы около 500 военно-строительных отрядов работало в 11 различных «гражданских» министерствах .

Расформировать в 1992 году военно-строительные отряды (части), работающие на сооружении объектов народнохозяйственного назначения в гражданских военно-строительных отрядов (частей) Министерства обороны СССР . Совету Министров СССР в первом квартале 1991 года утвердить порядок и конкретные сроки расформирования военно-строительных отрядов (частей), работающих в Минатомэнергопроме СССР, Минсвязи СССР, Росвостокстрое и Главном управлении специального строительства при Совете Министров СССР.

Военно-строительные формирования имелись, например, в Главспецстрое при Министерстве монтажных и специальных строительных работ СССР, Министерстве мелиорации и водного хозяйства СССР, в республиканских министерствах (например, в Министерстве строительства в восточных районах РСФСР).

На июнь 1990 военно-строительные формирования, кроме Вооружённых Сил СССР, имелись ещё в 22 министерствах и ведомствах, общая штатная численность превышала 330 тысяч военнослужащих и военных строителей (см. доклад Главного военного прокурора генерал-лейтенанта юстиции А. Ф. Катусева на заседании членов Комитета Верховного Совета СССР по вопросам обороны и государственной безопасности, июнь 1990 года ).

Военно-строительные формирования в Афганской войне

В связи с этим, с осени 1980-го в составе ОКСВА создаётся 342-е управление инженерных работ (342-е уир ) - соединение военно-строительных частей, сформированное для создания военной инфрастуктуры. Организационно оно включало в свой состав 9 военно-строительных батальонов, в 1984 году 159-й одсбр переформировали в 58-й оавтбр, перенацелив её исключительно на выполнение грузоперевозок и снабжение воинских частей.Пули-Хумри позднее подчинённой.

Как таковых военно-строительных формирований в Вооружённых силах Российской Федерации более нет. Строительство и сооружение объектов для военных нужд выполняются профильными невоенными организациями.

Звания

Военным строителям присваиваются звания :

Военнослужащим рядового и сержантского состава военно-строительных частей, находящихся на положении военнослужащих, а также проходящим службу сверх срока, присваивались воинские звания рядового и сержантского состава армии, авиации и флота: от рядового (матроса) до старшины (главного корабельного старшины).

«Королевские войска» или стройбат были настоящей легендой в СССР. Правда, скорее в плохом смысле слова – этого рода войск сторонились многие призывники, а военное руководство вообще выступало против его существования.

«Королевские войска»

Военно-строительные отряды (ВСО), или в просторечье – «стройбат», ведут свой отсчет с 13 февраля 1942 года, когда постановлением Совета народных комиссаров СССР было сформировано Военно-восстановительное управление, которое занималось ремонтом и строительством объектов на территориях, освобожденных от немецких оккупантов. Термин «стройбат» был официально выведен из обращения в 1970-х годах, однако полностью из лексикона не ушел, сохраняясь как часть военного и гражданского жаргона. Также словосочетание «строительный батальон» продолжало использоваться в отношении некоторых групп зарубежных войск. «Стройбатовцы» иронично называли себя «королевскими войсками». По одной версии из-за многочисленности личного состава: в 1980-х годах он насчитывал приблизительно от 300 до 400 тыс. человек, что превышало количество военнослужащих в ВДВ (60 000), Морской пехоте (15 000) и Пограничных войсках (220 000) вместе взятых. По другой версии самоназвание было связано с именем конструктора Сергея Королёва (все космодромы СССР возводились строительными отрядами).

Условия службы

У советской молодежи стройбат считался не самым престижным местом для несения воинской службы. Его непопулярность во многом была вызвана тем, что непосредственно к военному делу он имел лишь формальное отношение. Тем не менее, новобранцы, пополнявшие состав строительных отрядов имели определенные преимущества перед призванными в другие рода войск. Согласно приказу №175 министра обороны СССР от 30 мая 1977 года военному строителю за работу начислялась заработная плата, из которой, правда, вычиталась стоимость питания, обмундирования, банно-прачечных услуг, культурных мероприятий и других видов обеспечения – тех, что объединялись понятием «вещевая задолженность». Как вспоминал один из служащих строительного батальона, ежемесячно у него удерживали около 30 рублей за бытовые услуги – «стирку, помывку, форму». Зарплата в строительных войсках (на период 1980-х годов) колебалась в диапазоне от 110 до 180 рублей, но в некоторых случаях доходила и до 250 рублей. Все зависело от специальности. Больше других получали как правило работавшие на башенных кранах и экскаваторах. Деньги клались служащему на счет и выдавались при увольнении в запас. Правда, при острой необходимости разрешали пересылать деньги родным. По окончании службы «стройбатовцы» иногда вывозили до 5 тыс. рублей. Были у «стройбатовцев» и дополнительные источники заработка, в частности, на так называемых «халтурах», где платили в районе 10-15 рублей за один трудовой день. Полагались им и льготы. Их получали прапорщики и офицеры, которые имели возможность быстро решать свои жилищные проблемы.

Личный состав

ВСО комплектовались в основном из призывников, окончивших строительные учебные заведения. Часто стройотряды пополнялись за счет выходцев из сельских районов, «умеющих держать инструмент в руках». Туда же отправляли неблагополучную молодежь, иногда уже с судимостью. Хоть говорить об этом было не принято, национальный признак был еще одним критерием отбора в стройбат. Так, доля кавказских и среднеазиатских народов в некоторых строительных батальонах, доходила до 90% личного состава. Распространено мнение, что причиной, по которой выходцы из Средней Азии и Кавказа допускались в основном к строительным работам было плохое знание русского языка. Национальный состав стройотрядов отпугивал многих призывников. Еще одна категория призывников, которым дорога в стройбат «была заказана» – юноши с ограничениями по состоянию здоровья. Их родители всеми правдами и неправдами искали всевозможные обходные пути, чтобы оградить детей от трудовой повинности.

Критика стройбата

Сам факт существования военно-строительных отрядов не раз подвергался критике высшим военным руководством, которое считало подобные формирования неэффективными и даже «нелегальными». В 1956 году министр обороны Георгий Жуков и начальник Генштаба Василий Соколовский докладывали, что «использование в промышленности труда военнослужащих является нарушением Конституции СССР, так как согласно статье 132 Конституции воинская служба … должна проходить в рядах Вооруженных Сил СССР, а не в строительных организациях гражданских министерств СССР». Специалисты обращали внимание на то, что производственная деятельность военно-строительных частей была плохо организована, а их материально-бытовое обеспечение находилось на крайне низком уровне. Один из негативных примеров связан с военно-строительным отрядом №1052, который в ноябре 1955 года был размещен в недостроенном помещении. Комиссия выявила недопустимые бытовые и санитарные условия содержания служащих. Рабочим приходилось спать одетыми, так как температура в комнатах не превышала +3 градуса. В течение месяца они были лишены возможности мыться в бане, менять белье, в результате чего у многих завелись вши.

Опасные регионы

Вопреки сложившемуся мнению служба в строительных отрядах была отнюдь не безопасна. В 1986 году «стройбатовцы» были брошены на ликвидацию последствий Чернобыльской катастрофы – по некоторым данным они составляли не менее 70% контингента работавшего в зараженной зоне. Через два года стройотряды отправились в Армению разбирать завалы и отстраивать города после разрушительного землетрясения. Служили они и в Афганистане. В 1979 году сразу после ввода советских войск в эту страну встал вопрос о расквартировании личного состава. В кратчайшие сроки от строителей требовалось создать и благоустроить военные городки со всей инфраструктурой, жилыми и военно-административными зданиями, построить склады для боеприпасов и техники, фортификационные сооружения по периметру воинских частей, аэродромы. В 1982 году советский строительный батальон был направлен на Фолклендские острова в порт Стэнли удлинять бетонную взлетно-посадочную полосу. Именно в это время на острова вторглись британские войска, оспаривавшие с Аргентиной контроль над данными территориями. По сведениям участника тех событий, советские солдаты заминировали все подходы к аэродрому, вооружились трофейным оружием и в течение трех дней выдерживали осаду со стороны британских военных. Только благодаря вмешательству Москвы локальный военный конфликт был остановлен – советским солдатам приказали сложить оружие.