Святой Дух Бог? Библия об этом. Священное Писание - Библия. Священные писания мира. Толкование Священного Писания

Уважаемый Батюшка! Спасибо за предыдущие ответы.
Пожалуйста, еще вопросы:
1. В Священном Писании в тексте отдельные слова (немногие) написаны курсивом. Что это значит?
2. Что означает (кто такой) термин ключарь?
3. Что означают (или как переводятся) отдельно имена Спасителя нашего - Иисус Христос?
4. В Библии посередине текста идет вертикальная колонка с какими-то пометками. Подскажите, что это?
Заранее благодарю.


23.03.2004, Владимир, Санкт-Петербург


Уважаемый Владимир!

Благодарим за Ваше внимание к нам.

1. По всей видимости, Вы читаете одно из изданий Священного Писания на русском языке. Перевод этот со славянского языка. Славянский же перевод является калькой с греческого. А русский перевод сделан с сохранением смысла и греческого перевода, и славянского, т.к. буквальный перевод был бы менее понятен, потому что поменялась грамматика этих языков. В русский перевод, таким образом, добавили слова, которых нет в буквальном тексте, но которые необходимы для уразумения смысла.

Например, Евангелие от Матфея, 3 глава, 15 стих в конце:
Слав.: Тогда остави его.
Рус.: Тогда Иоанн допускает его.

Или: там же, 13 глава, 18 стих:
Слав.: Вы же услышите притчу сеющаго.
Рус.: Вы же выслушайте значение притчи о сеятеле.

Слова "Иоанн" и "значение" отсутствуют в прямом тексте, но они введены в русском переводе для правильного уяснения смысла написанного.

Русские переводы Библии читать лучше в Синодальном переводе или там, где написано о том, что этот перевод благословлен для употребления в Православной Церкви. Сейчас на Западе появилось очень много искаженных переводов Священного Писания, которые читать очень опасно и душевредно из-за тех искажений, внесенных туда авторами переводов.

2. Термин "ключарь" по словарю церковно-славянских сов прот. Г. Дьяченко означает "ключник, имеющий ключи от чего-либо". Это должность смотрителя, управителя храма.

3. "Иисус" означает Спаситель, "Христос" - Помазанник, это имя Спасителя.

4. О колонке с пометками. Более насыщенным шрифтом указывается тот стих главы, к которому в других местах Священного Писания есть схожие по смыслу выражения или стихи. Они-то и перечислены под этим номером.

Например: Евангелие от Матфея, глава 1 "Родословие Иисуса Христа, Сына Давидова, Сына Авраамова". Это 1 стих 1 главы, к которому есть параллельные места, указанные под №1: Лук. 3, 24, где тоже дано родословие Иисуса Христа. Таким образом, эти пометки и называются "параллельными местами". Внимательно посмотрите эти сноски, и Вы найдете для себя очень много интересного. Кроме того, эти сноски говорят в пользу того, что Священное Писание написано под воздействием Святого Духа и, несмотря на то, что авторами многих текстов Его являются разные люди, оно во всей совокупности есть целостное произведение и не противоречит себе ни в одной из своих частей.

Батюшка, скажите, где в Писании можно найти строки о том, что Спаситель вывел из ада всех праведников и покаявшихся? Спаси Господи.

Отвечает иеромонах Иов (Гумеров):

О сошествии Спасителя в ад говорит св. апостол Петр: Христос, чтобы привести нас к Богу, однажды пострадал за грехи наши, праведник за неправедных, быв умерщвлен по плоти, но ожив духом, которым Он и находящимся в темнице духам, сойдя, проповедал, некогда непокорным ожидавшему их Божию долготерпению (1Пет.3:18-20). Об этом же в других словах тот же св. апостол пишет в следующей главе Соборного послания: Ибо для того и мертвым было благовествуемо, чтобы они, подвергшись суду по человеку плотию, жили по Богу духом (1Пет.4:6). Некоторые древние и новые экзегеты указание на сошествие Спасителя в ад видят и вПослании св. апостола Павла к ефесянам: Посему и сказано: восшед на высоту, пленил плен и дал дары человекам. А "восшел" что означает, как не то, что Он и нисходил прежде в преисподние места земли? Нисшедший, Он же есть и восшедший превыше всех небес, дабы наполнить все (Еф.4:8-10). На этих свидетельствах Священного Писания основано догматическое учение Церкви о сошествии Иисуса Христа по смерти и до воскресения в ад (преисподнюю) для проповеди Евангелия дохристианскому человечеству. Св. апостол передает состояние Спасителя по смерти на Кресте словами быв умерщвлен по плоти, но ожив духом. Этому точно соответствует пасхальное песнопение «Во гробе плотски, во аде же с душею, яко Бог, в раи же с разбойником, и на Престоле был еси, Христе, со Отцем и Духом, вся исполняяй, неописанный». По верованию Церкви проповедь Спасителя в аде была предварена там проповедью о Нем великим Пророком и Предтечей Иоанном. Это выражено в тропаре Предтече: «…Темже за истину пострадав радуяся, благовестил еси и сущим во аде Бога, явльшагося плотию, вземлющаго грех мира и подающаго нам велию милость».

Святые люди, или угодники Божии. Так мы их называем потому, что они, живя на земле, угодили Богу своей праведной жизнью. А теперь, пребывая на небе с Богом, они молятся о нас Ему, помогая нам, живущим на земле.

Где в Священном Писании есть повеление вспоминать угодников Божиих?

Апостол Павел говорит: Поминайте наставников ваших, которые проповедовали вам слово Божие. (Евр. 13:7)

Сам Апостол вспоминает всех ветхозаветных праведников (Евр. 11 гл.); также и премудрый Иисус, сын Сирахов, подробно вспоминает их жизнь и высокие добродетели (Сирах. 44-49 гл.)

Есть ли в Писании указание, что нужно прославлять угодников Божиих?

Есть. В Ветхом Завете Господь говорил: Я прославлю прославляющих Меня (1Цар. 2:30). Царь и пророк Давид восклицал: да торжествуют святые во славе, да радуются на ложах своих (Пс. 149:5).

Допустимо ли в Новом Завете такое прославление людей богоугодных?

Сам Христос Спаситель в молитве к Богу Отцу сказал об Апостолах так: славу, которую Ты (Отче) дал Мне, Я дал Им (Ин. 17:22). В другом месте Господь говорит: кто Мне служит, того почтит Отец Мой (Ин. 12:26). Если Отец Небесный почитает угодников, то как нам не почитать их!

Почему в Православии существуют церковные праздники не только в честь Господа, но и в память святых?

Мы празднуем их память, как и повелевает Бог: «Память праведника пребудет благословенна» (Притч. 10:7). Мы почитаем их псалмами, и славословиями, и песнопениями духовными (Еф. 5:19), вознося честь к Богу святых. В их честь мы строим храмы и священные изображения, ибо каждый святой - это живой памятник великого дела Искупления, очередной плод Крестной Жертвы. И как ветхозаветные патриархи в местах богоявлений ставили памятники, так и мы прославляем живые храмы Бога - святых, соотечественниками которых мы стали (Еф. 2:19). Так проявляется единство земной и Небесной Церкви. По слову апостола Павла, «славится ли один член, с ним радуются все члены» (1Кор.12:26).

Почитали ли, действительно, христиане угодников Божиих?

В церкви Христовой угодники Божии почитаются со дней апостольских. Апостол Иаков говорит: мы ублажаем тех, которые терпели (Иак. 5:11).

Святые апостолы, живя еще на земле, удостоились прославления от христиан: Руками Апостолов совершались многие знамения и чудеса и… из посторонних же никто не смел пристать к ним, а народ прославлял их (Деян. 5: 12,13).

Какие у нас есть исторические свидетельства, что угодников всегда почитали?

Это видно из того, что в катакомбах в Риме сохранились изображения святых апостолов и праведников. Если бы не почитали их, то не стали бы христиане изображать их в храмах своих и местах молитвы.

Почему мы просим угодников Божиих молиться о нас?

Потому что молитва праведных многодейственнее, чем молитва многогрешных.

Апостол Иаков говорит: много может усиленная молитва праведного . Илия был человек, подобный нам, и молитвою помолился, чтобы не было дождя: и не было дождя на землю три года и шесть месяцев. И опять помолился: и небо дало дождь, и земля произрастила плод свой. (Иак 5:16-18) Вот насколько действенна молитва праведного!

Так и апостол Петр говорит согласно с псалмопевцем Давидом: очи Господа обращены к праведным и уши Его к молитве их (1 Петр. 3:12; ср. Пс. 33:16). Сам Господь многократно признавал силу молитвы праведных. Когда Господь разгневался на Авимелеха за Сарру, жену Авраама, то сказал Авимелеху: он (Авраам) пророк и помолится о тебе и ты будешь жив… И помолился Авраам Богу, и исцелил Бог Авимелеха (Быт. 20: 7, 17).

Еще: когда друзья многострадального Иова оскорбили Господа своими речами, Бог сказал им: пойдите к рабу Моему Иову и принесите за себя жертву; и раб Мой Иов помолится за вас, ибо только лице его Я приму, дабы не отвергнуть вас за то, что вы говорили о Мне не так верно, как раб Мой Иов (Иов 42:8).

Может ли Господь дать человеку милость Свою ради кого-нибудь другого или по заступлению кого-либо другого?

Может. И в Библии часто передается, что люди в молитвах своих просили у Господа милости ради других лиц. Моисей молился Богу о еврейском народе так: да не воспламеняется, Господи, гнев Твой на народ Твой… Вспомни Авраама, Исаака и Израиля…. После этой молитвы отменил Господь зло, о котором сказал, что наведет его на народ Свой (Исх. 32: 11, 13, 14). Также и Соломону Господь говорил, что не карает его ради Давида , отца его (3 Цар. 11: 12). Наконец, как передается в Книге пророка Даниила, по молитве и ходатайству Ангела, заступавшегося за Иудеев, им дана милость от Господа (Даниил 10: 8-14).

Могут ли угодники Божии после своей смерти знать земную жизнь людей?

Жизнь людская угодникам Божиим, переселившимся на небо, известна более, чем когда они жили на земле.

Об Аврааме сказано Спасителем: Авраам, отец ваш, рад был увидеть день Мой; и увидел и возрадовался (Ин. 8: 56). Точно так же и умерший пророк Самуил знал все, что делалось в Царстве Израильском после его смерти, и предсказал Саулу, что случится на другой день (1 Цар. 28: 14-19).

Существуют ли исторические свидетельства о том, что христиане просили молитв святых угодников?

На гробах первых христианских мучеников, погребенных в Риме в катакомбах в первые века, сделаны надписи, сохранившиеся доныне. На памятниках можно найти такие обращения к скончавшимся: Моли о нас, дабы мы были спасены; моли за единственное дитя, оставленное тобою; Аттикус, душа твоя в блаженстве, моли за родных твоих; в твоих молитвах моли за нас, потому что мы знаем, что ты во Христе!

Чины (лики) святых угодников

Дух Божий по Своей воле дал в Церкви множество разных видов святости (1Кор. 12: 4–11). Потому и святые по-разному называются - соответственно тому, какой дар Бога был ими усвоен. Это пророки, апостолы, мученики, святители, преподобные, праведные, бессребреники и блаженные.

Первые праведники на земле – родоначальники (патриархи) человеческого рода, называются праотцами , как например: Адам, Ной, Авраам и др.

Пророки - это святые Божии, в большинстве своем жившие до Рождения Христа, которые силой Духа Господня предсказывали будущее, обличали неправду и возвещали явление Христа.

Апостолы (посланники) - это ближайшие ученики Христа Спасителя, которым Он дал повеление проповедовать благую весть о спасении и власть создавать церкви во всем мире. Христос избрал Себе двенадцать ближайших апостолов и семьдесят других, а после Воскресения Он призвал еще апостола Павла.

Апостолы Петр и Павел называются первоверховными , потому что они больше других потрудились в деле проповеди. Те апостолы, которые написали Евангелия - Матфей, Марк, Лука, Иоанн - называются Евангелистами .

Те святые, которые прославились как миссионеры, обратившие многих ко Христу, называются равноапостольными . Это, например, Мария Магдалина, князь Владимир, император Константин, Николай Японский.

Мученики (свидетели Бога) - это святые, пострадавшие за верность Христу Спасителю и Его учению до смерти и тем засвидетельствовавшие победу Бога над смертью. Те, кто сражались за имя Христово, но скончались в мире, называются исповедниками .

Первые пострадавшие за Господа были святые Стефан и Фекла, потому они и называются первомучениками. Те мученики, которые сохранили веру в необычайно тяжких страданиях, именуются великомучениками (св. Георгий Победоносец, св. Варвара, св. Екатерина и другие).

Святители - епископы, угодившие Творцу праведной жизнью и ревностной заботой о пастве (например, Николай Чудотворец). Три святителя IV века, - Василий Великий, Григорий Богослов и Иоанн Златоуст еще называются вселенскими учителями , потому что их учение является образцовым для Всемирной Церкви. Те епископы, которые умерли за Христа, называются священномучениками .

Преподобные (достигшие чрезвычайного богоподобия) - это праведные христиане, угодившие Богу на монашеском пути. Они сохраняли чистоту тела и души и победили страсти, удалившись от людей. Монахи, казненные за Христа, - это преподобномученики .

Бессребреники - это праведники, бесплатно лечившие болезни и исцелявшие недуги силой Господа.

Праведные - это святые, угодившие Богу, живя в миру, будучи семейными людьми.

Блаженными и Христа ради юродивыми называются те святые, которые, желая избавиться от тщеславия и гордыни, ради Бога притворялись сумасшедшими. Такой подвиг брали на себя юродивые для того, чтобы смирить себя и вместе с тем сильнее воздействовать на людей, так как к обычной простой проповеди люди относятся равнодушно. Эти святые в иносказательной символической форме обличали зло в мире, как словами, так и действиями. Они делом показали, что слово Господа есть безумие для мира (1Кор. 1:18 – 2:16). Бог часто давал им дар пророчества. (В России самые почитаемые юродивые - Василий Блаженный, Ксения Петербургская и Матрона Московская.)

_______________

Использованная литература:

Закон Божий. Сост. прот. Серафим Слободской.

Варжанский Н. Доброе исповедание. Православный противосектантский катехизис.

Священник Даниил Сысоев. Лекции по Закону Божию. Введение в Православное христианство.

Состоит храм, как правило, делится на основные части: алтарь с солеей, притвор и собственно храм.

Что такое паперть?

это, если совсем просто, крыльцо , т.е. возвышенная площадка перед входом в церковь.

Что такое притвор?

В притворе могут располагаться стеллажи с церковной литературой, свечи, иконы и другая церковная утварь, выставленная на продажу. Также там могут быть вешалки для одежды прихожан.

Основная часть храма.

После притвора, мы попадаем в собственно храм, где стоят молящиеся во время богослужения.

Как называется место перед иконостасом? Что такое солея?

Это место называется солея — возвышение перед алтарной частью храма. Солея состоит из амвона и клироса. — К На солею нельзя ступать вне особых случаев (например: Причастие).

Что такое амвон?

— это выдвинутый внутрь храма выступ в середине солеи. Амвон предназначен для чтения Священного Писания проповедей и некоторых других священнодействий.

Что такое клирос?

— это место в храме для клириков (певчих)

Что такое иконостас и царские врата в храме?

— это обычно сплошная стена, отделяющая алтарь от главного помещения православного храма и составленная из икон. Царские врата это большие центральные двери иконостаса.

Что такое алтарь в церкви?

– самое сакральное место в храме, отгороженное иконостасом от основной части храма.

Можно ли входить женщинам в алтарь?

Женщинам в алтарь вход воспрещен, а мужчины-прихожане могут заходить туда только в особых случаях и с позволения священника (например, во время крещения). Из алтаря выходят 3 двери: Царские врата (самые главные), а также северные и южные двери. Через Царские врата не дозволено никому ходить, кроме священника.

Что находится в алтаре православного храма (церкви)? ,

В середине алтаря находится Престол , который применяется для приготовления святых даров (причастия). В престоле присутствуют мощи святых, Евангелие и Крест.
В северо-восточной части алтаря, слева от престола, если смотреть на восток, у стены находится Жертвенник . Высота жертвенника равна высоте престола. Жертвенник применяется для приготовления святых даров. Возле жертвенника обычно ставится стол для положения на нем просфор, поданных верующими, и записок о здравии и о упокоении.
Что такое горнее место? Горнее — значит главное. В горнем месте в алтаре православного храме устанавливают богатое кресло для священников высокого ранга (архиереев). Горнее место является обозначением таинственного присутствия Бога и сослужащих ему. Поэтому этому месту всегда воздают подобающие почести, даже если оно, как это часто бывает в приходских храмах, и не оформлено возвышением с седалищем для епископа.

Священное Писание и Богослужение

Многие люди жалуются, что были в православном храме и не слышали чтения Слова Божия. Кто-то после этого идет в протестантский молитвенный дом, где Библия читается часто и на доступном языке, что сразу подкупает их, и они остаются там. «Имеющий уши слышать да услышит». Быть в православном храме и не слышать «Господи, помилуй» (Мф.17:15) – невозможно.

Баптист Кэмпбел Морган установил, что всю Библию (от Бытия до Апокалипсиса) можно прочитать за 78 часов. И вообще протестанты считают, что вера – это согласие с текстом. Поэтому не читать – это значит не знать Библию и не иметь веры.

Но православное богослужение, отводя Священному Писанию всеобъемлющее место, содержит в себе еще нечто важное. Каждый день за богослужением повторяется в общих чертах процесс всего дела спасения человека:

-вечерня – воспоминание о сотворении мира, грехопадении, покаянии Адама и Евы, даровании Синайского Закона;

-утреня рисует состояние ветхозаветного человечества перед пришествием Иисуса Христа в мир, о Благовещении, Рождестве Христовом;

-Литургия изображает всю жизнь Христа от Вифлеемских яслей до Вознесения, через символы вводя в реальность (Причастие Тела и Крови Иисуса Христа).

Повторение в богослужении процесса приготовления человечества к принятию Спасителя необходимо.

Священное Писание изображает исторический процесс приготовления человечества к приходу Иисуса Христа, потому что там изложены все исторические события с этим связанные. Оно готовит души к духовному росту и ко встрече с Господом. Например, когда Богородице явился архангел Гавриил и возвестил Благую Весть, она как раз читала книгу пророка Исаии, что помогло ей понять, подготовило ее к принятию великой тайны Боговоплощения.

Богослужение служит той же цели – готовит человечество к исполнению чаяний Израиля. Но православное богослужение это не только разговоры о Боге друг с другом, а это есть совместная молитва и священнодействие.

Священное Писание – основа богослужения.
Православное богослужение соткано из Священного Писания. Скажем, кто не умеет читать, тому церковная служба расскажет Евангелие, изобразит Евангельские события перед глазами.

«Все Писание богодухновенно и полезно для научения, для обличения, для исправления, для наставления в праведности, да будет совершен Божий человек, ко всякому доброму делу приготовлен» (2 Тим.3:16-17).
Еще пророк Моисей установил читать Закон по субботам, разделил свое Пятикнижие на чтения по числу суббот в году. Благочестивые иудейские цари повелели читать Писание по городам и селам [А. Волков. Использование Пятикнижия Моисеева в Богослужении Православной Церкви].

Христианское богослужение изначально (еще во времена Апостолов), по сути, это слушание и научение от Божественных глаголов обоих Заветов: чтение Псалтири, пение гимнов, воспевающих какое – либо Божие благодеяние, прославляющих чудеса Божии: «…Моисей пишет песнь, и Исаия песнословит, и Аввакум молится песненно» (св. Афанасий Александрийский).

Но, возвращаясь к протестантскому взгляду на Священное Писание как единственный источник знания о Боге и единственный путь ко спасению, напомним, что Христа во время Его земной жизни многие слышали, мало того, видели Его великие чудеса. Но последовали тогда за Ним единицы. Значит мало глаз, ушей, чтобы последовать Слову Божию. Значит нужно открыть сердце и молиться о разумении слышимого и видимого.

Прп. Памва (пам.18 июля), когда еще не владел грамотой, просил, чтобы ему читали. Словами 38-го псалма («Рех, сохраню пути моя, еже не согрешати ми языком моим» ) он был настолько поражен, что сказал: «Довольно чтения, я буду на деле изучать этот урок».

Перед чтением Священного Писания в храме священник возглашает: «Премудрость, прости, услышим…» , — т.е. станем прямо, приготовимся к небесной мудрости. «Услышим» — значит послушаемся Его слов, которые Он сейчас обращает к нам. Во время чтения Писания в православном храме сохраняется Евангельская атмосфера: один читает (как бы от Лица Господа), все слушают стоя, в благоговейном молчании. Молитвенная обстановка чтения согревает веру.

«Вера от слышания, а слышание – от слова Божия» (Рим.10:17). Если, войдя в православный храм, успокоиться, замолчать в своих мыслях, то услышишь Священное Писание в каждую минуту церковного богослужения. [свящ. Алексий, Беларусь].
«Слово Христово да вселяется в вас обильно, со всякою премудростию» (Кол.3:16).

В течение года в храме прочитывается весь Новый Завет (кроме Апокалипсиса), многие книги Ветхого Завета. Ежедневно, как и во времена Апостолов (Деян.17:11), в храме читается Священное Писание. Это в первые века христианства, кроме всего прочего, имело и практическое значение: мало кто имел дома Библию.
Евангелие — как главная часть Нового Завета (поскольку содержит слова и деяния Господа Иисуса Христа в повествовании четырех Евангелистов) – лежит в алтаре на Престоле, символизируя присутствие в храме Иисуса Христа (Ин.1:1). Напрестольное Евангелие всегда богато украшено, на лицевой части оклада изображаются Христос Воскресший и четыре евангелиста.

«Кто регулярно ходит в церковь, тому достаточно года для приобретения богатого познания, ибо мы читаем Писание непрерывно» (свт. Иоанн Златоуст).
На богослужении слово молитвы подкрепляется священнодействиями.

Богослужение как способ сохранения Предания.
Даже если какой-либо текст богослужения не является прямой цитатой Священного Писания, то он имеет Священное Писание в своей основе. Например, ирмос «Глубины открыл есть дно и сушею Своя влечет, в ней покрыв противныя…»: не дословное цитирование Исх.14:21-30, но песнопение, передающее содержание данного места Ветхого Завета.

Т.е. богослужебный материал, который не есть собственно Писание, имеет Священные тексты в своем внутреннем содержании. Отсюда вытекает еще одно важное значение богослужения в жизни Церкви: сохранение Предания (т.е. того богодухновенного знания, которое не вошло в Священное Писание, но освящено авторитетом Писания и тоже передает Божественную истину).

Вот, что говорит об этом свт. Василий Великий: «…из соблюденных в Церкви догматов и проповеданий некоторые мы имеем от письменного наставления, а некоторые прияли от Апостольского Предания по преемству в тайне» (28 послание к Амфилохию Иконийскому о Духе Святом).

Православная Церковь в чистоте и неизменности хранит Откровение и благодать, дарованные еще Адаму и Еве. И богослужение ее в истоках соприкасается с первоначальным богоустановленным богослужением (Быт.2:2-3 – начало священного почитания дня седьмого).
Господь научил Адама и Еву приносить жертвы, через которые они прозревали будущую Голгофскую Жертву. Постепенно развивалось ветхозаветное богослужение: жертвы и просто созерцание премудрости и благости Творца, которое рождало благодарственные молитвы, а те в свою очередь обрастали внешними обрядами.
Через Синайское законодательство Господь дал повеление построить Скинию, установить священство, определил круг праздников и сроки жертв.

Новозаветное христианское богослужение восполняется Таинством Причастия.

Апостолы передали это воспринятое от века знание всем. После них богослужение лишь дополнялось новыми молитвами, службами в честь вновь прославленных святых и т.д. .

Постепенно богослужебные чины записывались, благодаря чему мы сегодня имеем наши богослужебные книги.
«Все сии книги содержат здравое и истинное богословие и состоят из песней или выбранных из Священного Писания текстов, или текстов, составленных по внушению Святого Духа, так, что в наших песнопениях только слова другие, нежели в Писании, а собственно мы поем то же, что в Писании…» [Послание Восточных Патриархов].
Символическое содержание богослужения.
В основе всех внешних священнодействий в храме тоже лежит Священное Писание (Исх.25:9).

Все имеет смысл, все собирает ум: через зрение, слух, обоняние. Богослужебная символика соединяет земное и небесное, через видимое указывая на невидимое, духовное. Все символы (вода, хлеб, елей, ладан и т.д.) покрывают слово молитвы, делая ее зримой в движении ввысь, горе, к Богу.

Например, пение 140-го псалма (Да исправится молитва моя) сопровождается каждением, дым поднимается вверх, туда, где под куполом изображен Спаситель: пусть Ему будет приятна молитва, как нам — запах ладана.
Или крестное знамение – это символ христианской веры, знак любви и милосердия Божия к человеку, изображение жертвенника, на который взошел Христос ради нашего спасения.

Церковное богослужение действует словом и видимым символом как языком и двумя руками человек.
Обряды и символические действия необходимы как естественное обнаружение души человека. Кроме того, большинство из них суть наследие древности, переданы нам Самим Спасителем:

Иисус Христос при молитве и сообщении людям благодатной помощи возводил очи на небо (Мф.14:19);

Преклонял колени (Лк.22:41,Мф.26:39);

С поднятыми руками благословлял учеников (Лк.24:50);

По исцелении слепорожденного велел ему умыться в Силоамском источнике (Ин.9:11);

В сиянии света и елея и светильников в притче о десяти девах изобразил торжество в Царствии Божием (Мф.25:1-13);

Во дни Апостолов уже тоже преклоняли колени на богослужении (Деян.7:60, 9:40, 20:36; Еф.3:14), возжигали светильники (Деян.20:7-8), воздевали руки (1 Тим.2:8).

Вот, что такое православное богослужение, это и Писание, и Предание, и священнодействия.
Это «не только сокровище церковных догматов и душеполезных наставлений, но даже в большей степени школа благочестия, где мы не только узнаем, но и ощущаем свою жизнь и путь ко спасению» (С.Роуз).
«У христиан свой мир, свой образ жизни, и ум, и слово, и деятельность свои; инаковы же и образ жизни, и ум, и слово, и деятельность у людей мира сего. Иное – христиане, иное – миролюбцы; между теми и другими расстояние велико…Поелику ум и разумение христиан всегда заняты мудрствованием о небесном, по общению и причастию Святого Духа созерцают вечные блага; поелику рождены они свыше от Бога, в самой действительности и силе сподобились стать чадами Божиими…Обновлением ума, умирением помыслов, любовью и небесною приверженностью ко Господу от всех людей в мире отличается новая тварь – христианин…У христиан другой есть мир, иная трапеза, иные одеяния, иное наслаждение, иное общение, иной образ мыслей, почему лучше они всех людей…
Можно ли спастись без такого подвига? Весьма многие из людей хотят сподобиться Царства Небесного без трудов, без подвигов, без пролития пота, но сие невозможно…
Великие подвиги недостижимы для живущих в мире и связанных с мирскими заботами. Сколь же важно для нас воспользоваться возможностью благодатного и вдохновенного подвига, которую Церковь предоставляет для наших ищущих душ – дневным циклом церковных служб. Даже небольшое, но регулярное участие в нем способно сделать христианинa поистине отличным от других и открыть ему доселе неведомый мир мыслей и чувств – земную жизнь Христовой Церкви» (св. Макарий Великий).

Всенощное бдение.

Попытаемся на примере всенощного бдения показать, что богослужение, являясь формой Священного Предания, не есть, подобно Писанию, «человеческое, ибо Апостолы приняли его и научили не от человек, но через откровение Иисуса Христа» (Гал.1:11-12).

Откуда пошла традиция молиться ночью?

- Сам Спаситель часто молился ночью : Мф.14:23,26:36, Мк.6:46, Лк.6:12, Ин.6:15);

Ночная молитва известна в Деяниях : 12:5,16:25, 20:7;

-Апостол Павел упоминает ночную молитву: 2 Кор.6:5, 11:27, Еф.6:18.

Историческая справка : Говоря о ночных бдениях нелишне привести принятое в Римской империи во времена Апостолов деление ночи на 4 военные стражи. Это деление восприняло и гражданское население. Дело в том, что по всей империи были разбросаны римские легионы. А везде, где была хотя бы одна единица римских войск, в начале каждой стражи раздавался громкий звук военных труб. Конечно, жизнь окрестного населения вскоре тоже подчинялась такому временному делению.

Обобщив данные всех историков (Плиния, Фриника, Поливия, Тацита, Тита Ливия) и сопоставив вот эти Евангельские отрывки (Мк.13:35, Лк.12:38, Мф.14:25, Мк.6:48), можно привести следующее деление ночи, принятое и Евангелистами:

1-я стража – 1-3 часы (теперь 18-21 час) — вечер;
2-я стража – 4-6 часы (теперь 21-24 часа) – полночь;
3-я стража – 7-9 часы (теперь 24-3 часа) — ночь;
4-я стража — 10-12 часы (теперь 3-6 часов) — пение петухов.

До прихода римлян придерживались библейского порядка:
1 стража – 18-22 часа;
2 стража – 22-2 часа;
3 стража – 2-6 часов.

Если продолжить исторический процесс, в результате которого сложилось сегодняшнее всенощное бдение, то надо сказать, что во многом этому способствовало, конечно, появившееся позже монашествo .
Вот возможные схемы ночных бдений монахов по учению аввы Паламона: молитва до полуночи – отдых до утра; отдых до полуночи – молитва до утра; короткий отдых в начале ночи — ночная молитва – отдых до утра.
Полные ночные бдения сначала были исключением (ночь Пасхи, например).

-Апостольские Евхологии регламентируют порядок совершения крещально-пасхальных бдений:

1) «Апостольское Предание» , гл.20-21: всенощное бдение крещальное с вечера субботы до воскресенья. Во время него – чтения и поучения оглашенных. Затем – крещение — во время пения петухов, после него – Евхаристия;

2) «Завещание Господа Иисуса Христа» , книга 1, глава 8: предписывает во время великопостных бдений чтение, пение Псалтири, поучения; а также определяет совершение бдения перед крещением в ночь Пасхи;

3)Апостольская Дидаскалия: бдение с чтением, псалмопением, молитвами «в ожидании Воскресения» до 3-го часа (3-й стражи), когда кончается пост и совершается Евхаристия, в конце возглашается «Христос воскресе!»;

4)Апостольские постановления : всенощное бдение с Великой Субботы до дня Воскресения: молитвы, чтение Закона и Пророков, псалмопение, крещение на пение петухов, чтение Евангелия и окончание траура, «Христос воскресе!» и Евхаристия.

-Древний Софийский Типикон (древние западные обряды – миланские, испанские, римские):

В начале ночи – вечерня;

— крещение во время чтений;

— Евангелие и Литургия свт. Василия Великого;

Праздничная панихида с полным кондаком;

— утреня и Литургия свт. Иоанна Златоуста на следующее утро.

-Студийско-Савваитский Типикон :

Вечерня: 25 чтений, Апостол, Евангелие, Литургия свт. Василия Великого – после захода солнца – 1-я стража;

— повечерие, полунощница – в полночь – 2-3 стража;

— Пасхальная заутреня и Литургия свт Иоанна Златоуста – перед рассветом.

Всенощное бдение Аввы Нила на Синайской горе (рассказ Иоанна Мосха и Софрония):

От захода до восхода

Вечерня без стихир, братская трапеза, «канон» (шестопсалмие, весь Псалтирь по три статии – 50 псалмов в каждой, Отче наш…, Господи, помилуй, целое послание (Иоанна, Петра или Иакова), библейские песни, Отче наш…, Господи, помилуй, псалмы 148-150, Слава в вышних Богу…, Верую…, Отче наш…, Господи, помилуй.

-Неусыпающие монахи в Константинополе: круглосуточное чтение Священного Писания.

О важности ночной молитвы:

— св. Климент Александрийский говорил, что ночная молитва помогает избегать глубокого сна, а значит прилежнее ожидать Господа;

Ориген ссылался на Псалом 118:62 и Деян.16:25;

Св. Киприан приводил в пример пророчицу Анну (Лк.2:37) и призывал жить так, чтобы ночь стала днем в Божественном свете;

Свт. Иоанн Златоуст: «Божия Церковь встает в полночь; Христос в сопровождении ангелов стоит среди верующих; так и дети должны участвовать в части бдения, работа дня – не причина, чтобы не приходить на бдения, потому что после бдения сон более приятный»;

Апостол Павел в 1Фес.5:17 учит непрестанно молиться.

Постепенно сложился знакомый нам чин всенощного бдения. В нем просматриваются следы предшествующих поколений.

Приводим схему всенощного бдения , на примере которой попытаемся показать, что богослужение основано на Священном Писании:

Великое Повечерие

Тема – чаяние Израиля, ожидание Спасителя, ветхозаветные события.

Восстаните! (Встаньте)

Господи, благослови! (Тишина в храме, безмолвное каждение перед Престолом – символизирует начало творения мира)

Слава Святей и Единосущной и Животворящей и Нераздельной Троице всегда, ныне и присно и во веки веков . (Возглас по Уставу – это святыня, к которой не должны прикасаться неосвященные уста, в нем впервые за богослужением звучит Имя Божие. Его произносит священник)

Приидите, поклонимся Цареви нашему Богу, приидите, поклонимся Христу Цареви нашему Богу, приидите, поклонимся Самому Христу Цареви и Богу нашему, приидите поклонимся и припадем к Нему! (Типикон предписывает петь по нарастающей, сначала очень тихо, потом все громче)

Предначинательный псалом 103 (по Уставу поется весь, 8 гласом (праздничным), с припевами, что может занимать от 30 минут до 1,5 часов (так поют его на Афоне). Этот псалом художественно изображает сотворение мира и человека. Параллельно пению священник кадит весь храм (Быт.1:21). Еще открыты Царские Врата, начало торжественное, что символизирует невинное состояние прародителей в раю до грехопадения. В конце – Врата закрываются – вспоминается изгнание из рая)

Великая ектения (Всегда первая в службе. Это молитвенное прошение выражает суть наших просьб Господу, которые мы обращаем к Нему, стоя у закрытых Врат, как Адам и Ева – перед раем.)

Блажен муж…- псалом 1, кафизма 1 (За неделю должна быть прочитана вся Псалтирь, кафизмы распределены по дням. Седмица начинается в субботу вечером, следовательно, на великой вечерне в субботу читается первая кафизма, по Уставу вся. Первая кафизма содержит мессианские Псалмы — пророчества о Христе. Здесь сначала говорится об участи праведника, потом – «не тако нечестивые…». В полной мере праведник – это Иисус Христос, образно же – каждый праведник. Эта кафизма, после напоминания о грехопадении (закрытием Врат), напоминает, что спасение подается за исполнение воли Божией).
Малая ектенья

Стихиры на «Господи воззвах» … (Это стихи их псалмов (т.е. из Ветхого Завета) в соединении со стихирами – песнопениями праздников дня (это продукт церковного творчества часто на темы Нового Завета). Стихи из псалмов развивают покаянное чувство и подают одновременно надежду на Бога. Стихиры – это молитвы отрады и утешения, сообщающие, что молитва услышана (особенно это касается воскресных стихир). Через веру во Христа и исполнение Его учения – выход их греховного состояния. Стихиры святым обычно содержат в том числе призыв к подражанию. Последняя стихира на «ныне» — т.н. Богородичный догматик – догмат о воплощении Иисуса Христа от Божией Матери и Святого Духа и о соединении в Нем двух естеств.

Вход с кадилом — во время пения догматика (одновременно открываются Царские Врата, что символизирует явление Иисуса Христа ради спасения человека)

Премудрость, прOсти … (Призыв ко вниманию – «прOсти» — встать прямо – т.к. наступил важный момент службы)

Свете тихий… (Это древнейший гимн христианский, дошедший до нас записанным. Его древность подтверждается тем, что точно не известен автор (то ли св. Софроний Иерусалимский — 7 век, то ли мч. Афиноген – 4 век. Гимн отражает типичную христологию 2-3 веков, наподобие песнопений на агапах в древних эфиопских церковных постановлениях. Поется параллельно Входу и передает радость прихода Спасителя в мир (из алтаря льется свет, Христос пришел на землю тихо. Символизирует ветхозаветное ожидание Спасителя и новозаветное Его пришествие. Кадильный дым – наша молитва, крестообразное осенение входа в алтарь кадилом означает, что Рай открылся только через Крест)

Прокимен («предлежащий» — читаемый чаще всего перед чтением Священного Писания стих из Священного Писания, чаще из Псалтири, в котором передана суть дневного священного воспоминания. В древности читался целый псалом с припевом)

Паримии (звучат только в большие праздники. Это чтение отрывков из Ветхого Завета (реже – Нового Завета), содержащих пророчества о сути праздника. Образуют циклы, приуроченные к разным праздникам: Богородичные паримии, Господских праздников, святых различных ликов)

Сугубая ектения («двойное, усиленное моление»)

Сподоби, Господи… (как бы продолжение ектеньи – просьба о безгрешном вечере)

Просительная ектенья (в конце молящиеся преклоняют головы, а священник в это время молится тайно о ниспослании преклонившим головы помощи и заступления в наступающую ночь)

Лития (служится только в большие праздники. Это «общее моление» в притворе или около него, в котором Церковь молится о всех православных христианах)

Стихиры на стиховне (песнопения, созданные гимнографами, которые подкрепляют надежды молящихся на Спасителя, прославляют Его заслуги в искуплении человечества, если в честь святых – то восхваляют святых)

Ныне отпущаеши… (Лк.2:29-32. Молитва праведного Симеона, узловой момент истории мира – встреча Ветхого и Нового Заветов. Тема вечерни – ожидание Спасителя, здесь, т.о., пик вечерни – исполнение ожидания. Кроме того, пример праведного Симеона приводится нам в назидание: и мы должны во всякое время быть готовы предстать пред Господом)
Трисвятое – Отче наш (это концентрированное усиленное моление на пике вечерни, можно сказать – это есть законченная служба [М.С.Красовицкая. Литургика]. Характер моления нарастающий, это обращение ко Святой Троице и к каждому Ее Лицу, просьба о помиловании звучит много раз)

Богородице Дево, радуйся… (Лк.1:28 — приветствие архангела Гавриила Богородице в день Благовещения. Это день перехода от Ветхого Завета к Новому)

Благословение хлебов (если была лития. Идет от древнего обычая подкреплять силы на долгом всенощном бдении)

Буди им Господне…

Псалом 33 (до середины).
Утреня.
Тема утрени – явление Мессии на землю. Изображает новозаветные события.
Слава в Вышних Богу …(песнь Ангелов, воспетая в день Рождества Христова. Храм погружается в полумрак, тишину – символ рождественской ночи)
Шестопсалмие (псалмы 3,37,62, 87, 102, 142. Изображают беды, преследовавшие Давида. А жизнь Давида – прообраз бедственной земной жизни Иисуса Христа. Здесь говорится о греховном состоянии человека, единственной надеждой которого остается надежда на милость Бога. В середине чтения выходит священник и перед Царскими Вратами читает 12 «утренних» молитв о всех молящихся, даровании им утра и дня, об оставлении наших грехов, даровании веры, любви, о благословении в делах и даровании Царства Небесного)

Великая ектенья

Бог Господь, и явися (форма прошедшего времени – явился) нам, благословен Грядый во Имя Господне … (это мессианский – т.е. пророчествующий о Мессии – псалом 119, поется как победный радостный гимн.

Тропари праздника

Кафизмы (т.е. чтение Псалтири о страданиях, Кресте и Воскресении Господа)

Малая ектенья

Ипакои (древнейший гимнографический термин, в переводе – «послушание», автор неизвестен)

Седален (церковное творчество)

Антифоны «От юности моея…» (исполняемое на два хора песнопение о благодатной помощи через Иисуса Христа и Церковь Божию)

Прокимен (чаще всего стих из Псалтири, предваряющий чтение Евангелия и связанный с ним по смыслу)

Всякое дыхание да хвалит Господа …(из Псалтири)

Евангелие

Воскресение Христово видевше… (только на воскресной службе)

Псалом 50

Канон (ирмосы – ветхозаветные образы, остатки библейских песен, сами каноны – творчество церковной гимнографии)

Ирмосы канона :1-й и 2-й – песнь Моисея, 3-й – пророчицы Анны, матери Самуила, 4-я – пророка Аввакума, 5-я – пророка Исаии, 6 – пророка Ионы, 7 и 8 – трех отроков, 9 – Захарии.
Честнейшую Херувим …(поется после 8-й песни канона. Это из Евангелия от Луки…)

Эксапостиларий или светилен (песнопение в конце канона, моление о ниспослании света, о просвещении умa для достойного восхваления Господа)

Хвалитные псалмы (со стихирами дня поются. Это славословие Богу от всякой твари)

В конце хвалитных псалмов поется песнопение Божией Матери «Преблагословенна…» и открываются Царские Врата, что значит, что Богородица открыла вход в Царствие Небесное.

Великое славословие – «Слава в Вышних Богу…» (автор мученик Афинагор. Хвала Господу от всей земной Церкви. Слова«Слава Тебе, показавшему нам свет» напоминают, что в древности всенощное бдение служилось до утра, а эти слова священник произносил при виде зари. Образ дневного света символизирует духовный свет и Спасителя мира. Благодарность)

Трисвятое (в конце славословия прославляется Господь и Царство благодати)

Тропарь дня (в этих тропарях – т.н. «отпустительных» — говорится о Воскресении, о трудах Апостолов по распространению христианства)

Сугубая ектенья

Просительная ектенья

Отпуст великий (произносит священник).