Т гоббс годы жизни. Религия в государстве. Кратко о концепциях

Томас Гоббс, фото которого представлено в статье, родился в Малмсбери в 1588 году, 5 апреля. Он являлся Его концепции получили распространение в таких научных областях, как и геометрия, теология и этика. Рассмотрим далее, чем стал известен Томас Гоббс. Краткая биография деятеля также будет описана в статье.

Историческая справка

Томас Гоббс, биография которого наполнена главным образом работой над своими трудами и формулированием концепций, появился на свет преждевременно. Это было обусловлено тревогой его матери приближением испанской армады к Англии. Тем не менее он смог дожить до 91 года, сохранив в течение всех своих лет ясность ума. Образование этот деятель получил в Оксфорде. Его интересовали географические карты, путешествия мореплавателей. Идеи Томаса Гоббса формировались под влиянием выдающихся мыслителей его времени. В частности, он был знаком с Декартом, Гассенди, Мерсенном. В свое время он работал в качестве секретаря у Бэкона. Беседы с ним оказали далеко не последнее влияние на взгляды Томаса Гоббса. Его также интересовали труды Кеплера и Галилея. С последним он встречался в Италии в 1637-м.

Томас Гоббс: биография

По мировоззрению он был монархистом. С 1640-го по 1651-й. Томас Гоббс пребывал в эмиграции во Франции. Его основные концепции формировались под воздействием Вернувшись в эту страну после окончания гражданской войны, он порвал с роялистами. В Лондоне Гоббс попытался идеологически обосновать политическую деятельность Кромвеля, чья диктатура установилась после революции.

Вопросы человека

Томас Гоббс был очень близок к событиям своего времени. Его главной мыслью был мир и безопасность сограждан. Проблемы общества стали центральным элементом в работе, которую начал Томас Гоббс. Основные идеи мыслителя касались вопросов человека. В самом начале своей деятельности он задумал издать трилогию. В первой части должно было описываться тело, во второй - человек, в третьей - гражданин. Первым томом, однако, стал последний из задуманных. Трактат "О гражданине" был издан в 1642 году. Труд "О теле" опубликовали в 1655-м, а спустя три года вышла часть "О человеке". В 1651 году был опубликован "Левиафан" - самый объемный и значимый труд, который создал Томас Гоббс. Философия (кратко и в общем виде) описывалась им в начальных главах произведения. В остальной части рассматривались вопросы социального и государственного устройства.

Томас Гоббс: кратко о концепции

Мыслитель жаловался на недостаточный прогресс своих предшественников. Его работы должны были исправить сложившееся неудовлетворительное положение. Он поставил задачу установить элементы, которые станут почвой для развития "истинной" и "чистой" науки при условии использования предложенного метода. Так, он предполагал предотвращение появления ошибочных концепций. Томас Гоббс акцентировал внимание на важности методологии в сфере научного познания. Эти мысли перекликаются с мировоззрением Бэкона, который выступал против схоластики. Следует сказать, что заинтересованность в методологии была свойственна многим деятелям 17-го столетия.

Специфика мысли

Сложно назвать какое-то одно конкретное направление науки, приверженцем которого был Томас Гоббс. Философия мыслителя, с одной стороны, базировалась на эмпирических исследованиях. С другой же стороны, он являлся сторонником использования математического метода. Он применял его не только непосредственно в точной науке, но и в прочих областях знаний. В первую очередь математический метод использовался им в политической науке. К этой дисциплине относилась совокупность знаний об общественном состоянии, которая позволяла правительству формировать и поддерживать мирные условия. Специфика мысли состояла в первую очередь в использовании метода, выведенного из физики Галилея. Последний применял механику и геометрию при проведении анализа и составления предсказаний явлений и событий в физическом мире. Все это Томас Гоббс перенес в сферу изучения человеческой деятельности. Он считал, что при установлении определенных фактов о людской природе, из них можно выделить способы поведения индивидов в конкретных обстоятельствах. Люди, по его мнению, должны изучаться в качестве одного из аспектов материального мира. Что касается человеческих склонностей и страстей, то их можно исследовать на базе физических перемещений и их причин. Теория Томаса Гоббса базировалась, таким образом, на принципе, выведенном Галилеем. Он утверждал, что все существующее - в движении.

Суть концепции

Окружающий мир, природу Гоббс рассматривал как комплекс протяженных тел. Вещи, их изменения, по его мнению, происходят потому, что движутся материальные элементы. Это явление понималось им как механическое перемещение. Движения передаются с помощью толчка. Он провоцирует в теле усилие. Оно, в свою очередь, переходит в движение. Аналогичным образом Гоббс трактует духовную жизнь людей и животных, состоящую из ощущений. Этими положениями и выражается механическая концепция Томаса Гоббса.

Познание

Гоббс считал, что оно осуществляется посредством "идей". Их источником выступают исключительно чувственные восприятия окружающего мира. Никакая идея, считал Гоббс, не может являться врожденной. При этом внешние чувства, кроме прочего, выступали в качестве познания в целом. Содержание идей не может зависеть от человеческого сознания. Ум осуществляет активную деятельность и перерабатывает мысли путем сравнения, разделения, соединения. Эта концепция легла в основу учения о знании. Аналогично Бэкону, Гоббс акцентировал внимание на эмпирическом истолковании, присоединяясь при этом к сенсуалистической позиции. Он полагал, что в человеческом уме нет ни одного понятия, которое возникло бы первоначально частично либо целиком в органах ощущения. Гоббс считал, что приобретение знания осуществляется из опыта. Из ощущений, по его мнению, исходила вся наука. Рациональным знанием он считал дело чувств, ложных либо подлинных, выраженных в словах, и языка. Суждения формируются посредством сочетания языковых элементов, обозначающих ощущения, за пределами которых ничего нет.

Математические истины

Гоббс считал, что для мышления в обыденных условиях вполне будет достаточно просто знания фактов. Однако этого очень мало для научного познания. Для этой сферы требуется необходимость и всеобщность. Они, в свою очередь, достигаются исключительно математикой. Именно с ней Гоббс отождествлял Но собственные рационалистические позиции, которые сходны с декартовскими, он сочетал с эмпирической концепцией. По его мнению, достижение истин в математике осуществляется словами, а не непосредственным опытом чувств.

Значимость языка

Гоббс активно развивал эту концепцию. Он считал, что любой язык выступает в качестве результата человеческого соглашения. Базируясь на позициях номинализма, слова назывались именами, которым свойственна условность. Они выступали для него в форме произвольной метки относительно какой-либо вещи. При приобретении этими элементами общего значения для солидной в той либо иной степени группы людей, они переходят в категорию имен-знаков. В "Левиафане" Гоббс говорил о том, что для человека, ищущего точную истину, необходимо помнить обозначение каждого имени, которое он использует. В противном случае он попадет в ловушку слов. Чем больше человек будет тратить сил, чтобы выбраться из нее, тем сильнее будет запутываться. Точность слов по Гоббсу следует определять дефинициями, посредством которых происходит устранение двусмысленности, но не интуицией, как считал Декарт. По номиналистической концепции вещи или мысли могут быть частными. Слова, в свою очередь, могут являться и общими. Однако "общего" по концепции номинализма не существует.

Источник движения

Онтологические воззрения, посредством которых объяснялся окружающий мир, натыкались на определенные препятствия. В частности, трудности возникали в вопросе по источнику движения. В качестве него в "Левиафане" и трактате "О гражданине" был объявлен Бог. Последующие перемещения вещей, по мнению Гоббса, происходят вне зависимости от него. Воззрения мыслителя, таким образом, расходились с преобладающими в тот период религиозными представлениями.

Проблемы механического материализма

В качестве одной из них выступало понимание человека. Гоббс рассматривал его жизнедеятельность как исключительно механический процесс. В нем сердце выступало как пружина, нервы - как нити, суставы - в качестве колес. Эти элементы сообщают движение всей машине. Человеческая психика полностью объяснялась механистически. Вторым вопросом была свобода воли. Гоббс в своих работах отвечал на него вполне ясно и прямо, соответствуя своим принципам. Он говорил о том, что все происходит из-за того, что оно необходимо. Частью этой причинной системы выступают люди. Вместе с этим свобода человека не может пониматься как независимость от необходимости. Он говорил, что движение индивида к желаемому может не иметь препятствий. В таком случае действие считается свободным. Если возникают какие-то препятствия, то движение ограничивается. Речь в этом случае ведется о внешних проблемах. Если достижению желаемого препятствует что-либо внутри человека, то это не рассматривается как а предстает в качестве естественного недостатка индивида.

Социальная сфера

Она занимает достаточно много места в философии Гоббса. Социальному аспекту посвящены "Левиафан" и трактат "О гражданине". Следуя за некоторыми гуманистами, он акцентировал внимание на роли личности в жизни общества. Глава 13 "Левиафана" содержит описание "естественного состояния" людей. В нем, то есть по своей природе, люди мало отличаются по способностям друг от друга. При этом Гоббс считает, что человеческое существо и сама природа ни злые, ни добрые. В естественном состоянии все индивиды осуществляют на сохранение жизни и избежание смерти. "Счастье существования" заключается в постоянном успехе исполнения желаний. Однако оно не может являться всегда спокойным довольствием, поскольку, как считает Гоббс, жизнь не существует без чувств и потребностей. Естественное состояние людей заключается в том, что при движении к желаемому каждый человек сталкивается с другим индивидом. Стремясь к миру и безопасности, люди постоянно вовлекаются в конфликты. В своем естественном состоянии человек следует природным законам самосохранения. Каждый здесь имеет право на все, что способен получить с использованием силы. Такое положение Гоббс трактует как войну против всех, когда "человек другому волк".

Формирование государства

Именно это, по мнению Гоббса, может способствовать изменению ситуации. Чтобы выжить каждый индивид должен передать часть своей первоначальной свободы субъекту. Он взамен мира будет осуществлять неограниченную власть. Люди отказываются от части свободы в пользу монарха. Он, в свою очередь, единолично будет обеспечивать их социальную сплоченность. В результате формируется государство Левиафан. Это мощное, гордое, но смертное существо, которое является высшим на Земле и подчиняется божественным законам.

Власть

Она создается посредством общественного договора между участвующими индивидами. Централизованная власть поддерживает порядок в обществе и обеспечивает выживание населения. Договор дает мирное существование только одним способом. Он выражается в сосредоточении всей силы и власти в собрании определенных людей или в одном индивиде, которые смогли бы свести все волеизъявления граждан в единое. При этом существуют естественные законы, ограничивающие влияние суверена. Всего их, по Гоббсу, 12. Однако все они объединены одной мыслью о том, что не следует делать другому того, чего человек не пожелал бы, чтобы было реализовано в отношении его самого. Эта моральная норма считалась важным самоограничивающим механизмом для постоянного человеческого эгоизма, заставлявшая считаться с наличием его у остальных.

Заключение

Социальная концепция Гоббса подвергалась критике современников по различным направлениям. В первую очередь возражали против рассмотрения человеческого существа в качестве части материи, находящейся в движении. Отрицательную реакцию вызвала и его мрачная иллюстрация людской природы и существования индивидов в естественном состоянии. Критиковалась и его позиция относительно абсолютной власти, отрицание божественной силы суверена и так далее. Тем не менее историческое значение концепций Гоббса и их воздействие на жизнь потомков поистине огромны.

В Европе гремела Реформация. Новые христиане желали освободиться от власти римского папы, погрязшего в пороках. Догмы католической церкви были отвергнуты в Германии, Голландии, Англии и других странах. Вместе с иконами и статуями святых, папской непогрешимостью и индульгенциями отошла в прошлое и сакральность королевской власти. Кто же дает полномочия монархам? Где предел их суверенитета? Каковы права у простых смертных? Томас Гоббс создал новую модель отношений государства и общества, не санкционированных Богом и католической церковью. Аллегория государственного величия получила у него название библейского монстра Левиафана. Только он способен обуздать безумие человеческой натуры.

Страсти по Гоббсу

Ему досталось время бурных перемен. Испанский флот, подошедший к берегам Англии, произвел на беременную мать Томаса Гоббса самое удручающее впечатление – она родила преждевременно. Его отец, сельский священник, не отличался благонравием и ссорился не только с прихожанами, но и с коллегами. Мальчика воспитывал дядя, который отдал его в приходскую школу. В частном учебном заведении Латимера на способности Томаса обратили внимание. Сам директор занимается с одаренным учеником по вечерам. В 14 лет будущий философ впервые проявил свой талант, сделав латинский перевод древнегреческой трагедии «Медея». При содействии Латимера и дяди он поступает в один из колледжей Оксфордского университета. Пять лет Гоббс постигает здесь логику Аристотеля и физику. Схоластика не пришлась по вкусу одаренному студенту. Вместо того, чтобы занять место преподавателя, он становится наставником и компаньоном барона Кавендиша, впоследствии графа Девонширского.

Служба у барона позволяет Гоббсу путешествовать. Во Франции он наблюдает смятение, вызванное убийством короля Генриха IV, а в Италии дышит воздухом возрождения. Ему интересно общаться с Галилео Галилеем и Рене Декартом. В Лондоне выходит в свет книга Френсиса Бэкона «Новый органон». В следующем, 1621 году Гоббс лично знакомится с автором, который уже отстранен от государственных дел. Опальный Бэкон всецело посвятил себя научной деятельности, и Гоббс помогает ему в этом. Знакомится он и с другим английским мыслителем Гербертом Чербери, основателем религиозно-философской концепции деизма. Гоббс впитывает идеи своих современников, чтобы создать первую концепцию государственной власти, возникшей естественным образом.

Англия его времени расколота. Фанатики одной веры нападают на представителей других конфессий. Пуритане и католики, англиканцы и пресвитериане выясняют свои отношения не в университетских аудиториях, но на площадях и в глухих подворотнях. Как известно, религиозные войны – самые кровавые. В яростной борьбе за истину человек раскрывает свое звероподобие, и Гоббс свидетель тому. Пытаясь разобраться в человеческом естестве, он обращается к древним и переводит историю Пелопонесской войны Фукидида. Его завораживает кристальная ясность доказательств теорем в «Началах» Евклида. Он размышляет о применении данного метода в философии, а между тем снова отправляется на континент, будучи воспитателем сына одного шотландского дворянина.

Еще с античных времен путешествие было важнейшим этапом становления личности философа. В своем третьем путешествии Гоббс попадает в салон просвещенных французов, который посещают Ферма, Паскаль, Декарт, Гюйгенс и другие. А в это время в Англии вызревает революционная ситуация. Вначале против абсолютистских замашек Карла I выступает Шотландия. Она протестует против двойного гнета английской короны – политического и религиозного. В разразившейся гражданской войне Гоббс поддерживает не кальвинистов-республиканцев, а роялистов. Однако он вскоре дистанцируется от сторонников Стюарта, точнее, они изгоняют его из своих рядов.

В своем «Левиафане» Гоббс пишет о власти, не данной королю в полное и безоговорочное пользование, но о договорном ее характере. Однако еще до появления «Левиафана» он как сторонник единовластия короля вынужден покинуть революционную Англию. Десять лет (1640-1651) философ проводит во Франции, где за спиной короля правит всесильный кардинал Ришелье. Здесь он вновь оказывается среди друзей-ученых из кружка Мерсенна. Он решительно возражает основным положениям учения Декарта, идеализирующего человека. Отношения между Гоббсом и Декартом становятся все более прохладными.

Во Франции Гоббс начинает создавать философскую систему, включающую три компоненты – физический мир, человека и гражданское общество. Таким образом, его «Основы философии» состоят из трех частей: «О теле», «О человеке» и «О гражданине», причем последнюю часть он написал прежде других, надеясь быть услышанным на родине. В 1646 году Гоббса приглашают стать учителем математики у наследника английского престола, а в следующем году тяжело заболел. Ложе болезни едва не стало смертным одром. Гоббс понимает, что дело всей своей жизни откладывать больше нельзя. Он приступает к работе над «Левиафаном».

Левиафан

В книге было посвящение будущему английскому королю Карлу II, однако наследнику престола сочинение не понравилась. Он жил еще в представлениях прошлого, где власть монарха незыблема и сверхъестественна. Гоббс пишет, что все люди равны от природы, а появление власти есть результат договоренности между ними. Философ настроен крайне скептически по отношению к человеческой природе. Люди, как волки, готовы сожрать друг друга во имя своих идей и материальных желаний. Спасение лишь в некоем драконе, способном силой и жестокостью подчинить себе разрозненные группы людей. Левиафан – библейское чудовище, ставшее аллегорией государственности. В нем нет жалости к отдельным людям, но этот дракон способен насадить порядок и мирную жизнь. Конечно, государство преследует свои интересы, и человек обязан отстаивать свои права на жизнь и свободу. Никакое государство никогда добровольно таких прав никому не подарит, но человек вправе и в силе создать противовес этому монстру.

Таким противовесом является гражданское общество, и оно имеет все шансы на успех, тем более, что Левиафан – это смертный бог. Рано или поздно он одряхлеет и умрет, повергнув мир в пучину новых войн и беспорядков. И тогда люди предпримут новую попытку создать себе бога, чтобы снова начать отстаивать свое право на жизнь и свободы. Гоббс – религиозный философ, поэтому он верит в грядущее царство Христа, но когда оно наступит? Злая природа человека не дает нам оснований ожидать этого в ближайшем будущем. В бесконечном настоящем нас ждет подлость, лицемерие и борьба за свои права, которой не видно конца. Всемогущего и всемилостивого Бога словно бы нет в концепции Гоббса. Ему бесполезно молиться. Тщетно ждать от него милостей. Неудивительно, что на родине философа объявили безбожником и запретили «Левиафана». Как часто бывает, запрет лишь подстегнул интерес к писателю. В 1652 году он возвращается в Англию, где его встречает теплый прием.

Новое слово в политической философии

В 1560 году Карл II Стюарт торжественно въезжает в Лондон. Король понимает, что идеи Гоббса прочно засели в головах его подданных – ему приходится править совместно с парламентом. К философу возвращается монаршая милость. Карл неоднократно встречался с Гоббсом, назначил ему пенсию и заказал его портрет. Гоббс не участвует в политической жизни страны, но мода на него растет. Однако верхушка англиканской церкви его не жалует. Вскоре и в придворных кругах появились негативные интонации. Роялисты захотели вернуться к старым порядкам и абсолютной власти.

Гоббсу, призывавшему повиноваться узурпатору Кромвелю, стали напоминать о его безбожии. Старик-философ пытается защищаться. Он переписывает «Левиафан», где с еще большей силой подчеркивает свою лояльность к реставрированной монархии. На закате своей жизни он все еще полон замыслов. Он пишет историю церкви и много переводит с древнегреческого. При этом он почти не читает. Сам Гоббс говаривал, что если бы он читал столь же много, как другие, он был бы столь же невежественен, как они. Чтению он предпочитал живую и остроумную беседу с интересными людьми, а таковых в его жизни было достаточно.

Он до последних дней обходился без посторонней помощи, а о преклонном возрасте свидетельствовало лишь старческое дрожание рук. Он не боялся смерти – скорее она боялась его. Томас Гоббс умер в возрасте 92 лет и похоронен в семейном склепе Кавендишей. Эпитафия на его могиле красноречиво свидетельствует о значении философа не только для Англии, но и всей западной цивилизации – «Достойный муж, широко известный благодаря своей учености на родине и на чужбине».

Сами того не замечая, мы живем в социальной парадигме, заданной Томасом Гоббсом. Идеи естественного равноправия людей, общественного договора и гражданского общества были развиты последующими философами и легли в основу либерализма. В политических системах большинства стран планеты идеи Гоббса растворены в виде общих (мировоззренческих) принципов. Впрочем, идейные преемники философа не приняли слишком мрачный взгляд на человека. Концепция доброго дикаря (Жан-Жак Руссо), испорченного цивилизацией, нравится больше политическим элитам Англии, Франции и Германии. Народы этих стран на собственной шкуре могут убедиться в прекрасных достоинствах дикарей из Сирии, Алжира и Ливии. Совершенно очевидно, что сами дикари предпочли бы Томаса Гоббса более оптимистичному Джону Локку и Жану-Жаку Руссо. Конечно, если бы интересовались политической философией.

Томас Гоббс (Thomas Hobbes). Родился 5 апреля 1588 года в Малмсбери, Уилтшир, Королевство Англия - умер 4 декабря 1679 года в Дербишире. Английский философ-материалист, один из основателей теории общественного договора и теории государственного суверенитета. Известен идеями, получившими распространение в таких дисциплинах, как этика, теология, физика, геометрия и история.

Родился в графстве Глостершир, в семье не отличавшегося глубокой образованностью, вспыльчивого приходского священника, из-за ссоры с соседним викарием у дверей храма потерявшего работу. Воспитывался состоятельным дядей. Хорошо знал античную литературу и классические языки. В пятнадцать лет он поступил в Оксфордский университет, который окончил в 1608 году.

В 1608 году стал наставником Уильяма, старшего сына Уильяма Кавендиша, барона Гардвика (впоследствии первого графа Девонширского). До конца жизни поддерживал тесную связь со своим учеником, который стал его покровителем. Благодаря ему познакомился с Беном Джонсоном, Фрэнсисом Бэконом, Гербертом Чарберси и другими выдающимися людьми. После смерти в 1628 Уильяма Кавендиша (в 1626 унаследовавшего титул графа Девонширского) Гоббс получает место наставника сына сэра Джервейса Клифтона, а затем воспитывает сына своего старого патрона, Кавендиша, с которым совершает путешествие по Италии (где в 1636 году встречается с ).

На формирование воззрений Гоббса значительное влияние оказали , Галилео Галилей, П. Гассенди, и И. Кеплер.

Гоббс создал первую законченную систему механистического материализма, соответствовавшего характеру и требованиям естествознания того времени. В полемике с Декартом отверг существование особой мыслящей субстанции, доказывая, что мыслящая вещь есть нечто материальное. Геометрия и механика для Гоббса - идеальные образцы научного мышления вообще. Природа представляется Гоббсу совокупностью протяжённых тел, различающихся между собой величиной, фигурой, положением и движением. Движение понимается как механистическое - как перемещение. Чувственные качества рассматриваются Гоббсом не как свойства самих вещей, а как формы их восприятия. Гоббс разграничивал протяжённость, реально присущую телам, и пространство как образ, создаваемый разумом («фантазма»); объективно-реальное движение тел и время как субъективный образ движения. Гоббс различал два метода познания: логическую дедукцию рационалистической «механики» и индукцию эмпирической «физики».

Гоббс - один из основателей «договорной» теории происхождения государства.

Как большинство политических мыслителей после Бодена, Гоббс выделяет всего три формы государства: демократию, аристократию и монархию. Демократию он не одобряет потому, например, что «черни недоступна большая мудрость» и при демократии возникают партии, что ведет к гражданской войне. Аристократия лучше, но она тем совершеннее, чем меньше походит на народное правление и чем больше сближается с монархией. Лучшая форма государства - монархия, она более всех других соответствует идеалу абсолютной и неразделенной власти.

Государство Гоббс рассматривает как результат договора между людьми, положившего конец естественному догосударственному состоянию «войны всех против всех». Он придерживался принципа изначального равенства людей. Люди созданы Творцом равными в физическом и интеллектуальном отношении, у них равные возможности и одинаковые, ничем не ограниченные «права на все», имеется и свобода воли. Отдельные граждане добровольно ограничили свои права и свободу в пользу государства, задача которого - обеспечение мира и безопасности. Гоббс не утверждает, что все государства возникли путем договора. Для достижения верховной власти есть, по его мнению, два пути - физическая сила (завоевание, подчинение) и добровольное соглашение. Первый вид государства называется основанным на приобретении, а второй - основанным на установлении, или политическим государством.

Гоббс придерживается принципа правового позитивизма и превозносит роль государства, которое он признаёт абсолютным сувереном. В вопросе о формах государства симпатии Гоббса - на стороне монархии. Отстаивая необходимость подчинения церкви государству, он считал необходимым сохранение религии как орудия государственной власти для обуздания народа.

Этика Гоббса исходит из неизменной чувственной «природы человека». Основой нравственности Гоббс считал «естественный закон» - стремление к самосохранению и удовлетворению потребностей. Главный и самый фундаментальный естественный закон у Гоббса предписывает всякому человеку добиваться мира, пока есть надежда достигнуть его. Второй естественный закон предусматривает, что в случае согласия на то других людей человек должен отказаться от права на вещи в той мере, в какой это необходимо в интересах мира и самозащиты. Из второго естественного закона вытекает краткий третий: люди должны выполнять заключённые ими соглашения. Остальные естественные законы (общим числом 19) могут быть, по словам Гоббса, резюмированы в одном лёгком правиле: «не делай другому того, чего ты не хочешь, чтобы делали тебе».

Добродетели обусловлены разумным пониманием того, что способствует и что препятствует достижению блага. Моральный долг по своему содержанию совпадает с гражданскими обязанностями, вытекающими из общественного договора.

Основные сочинения Томаса Гоббса:

The Elements of Law, Natural and Politic (1640)
Treatise on Human Nature (1650)
Philosophicall Rudiments concerning Government and Society (публикация английского перевода с латинского «De Cive»)(1651)
Философская трилогия «Основы философии»: «О теле» (1655);«О человеке» (1658);«О гражданине» (1642)
«Левиафан, или Материя, форма и власть государства церковного и гражданского» (1651, русский перевод - 1936)
Letters upon Liberty and Necessity (1654)
The Questions concerning Liberty, Necessity and Chance(1656)

Томас Гоббс – английский мыслитель. Источником философии он считал естественный человеческий разум, поэтому строго отделял ее от религии, основанной на авторитете Св.Писания. Философия, по его мнению, должна быть научным, достоверным знанием и приносить практическую пользу человеку и обществу. В своих произведениях («О теле», «О человеке», «Левиафан») Гоббс рассматривает проблемы научного познания и языка, человеческой природы и разумного устройства государства. Известность философу принесла социально-политическая теория, которая не утеряла своей актуальности и сегодня.

Сущность и назначение философии

Согласно Гоббсу, предмет философии – это тела, возникновение и свойства которых могут быть познаны. В соответствии с классификацией тел на естественные (природные тела и человек) и искусственные (государство), он выделил естественную философию (философия природы) и гражданскую (моральная и политическая философия). Гоббс исключает из философии теологию и любое учение о бестелесных сущностях, а так же плохо обоснованные учения (например, астрологию) и «знание факта» (естественную и политическую историю). Философия есть знание теоретическое, обоснованное и истинное, «достигаемое посредством правильного рассуждения». Образцом для нее должна выступать геометрия. Назначение философии мыслитель усматривал в предвидении результатов наших действий, в первую очередь в общественной и политической жизни. Конечная цель философии – точное определение меры справедливости в государстве, которая должна устанавливаться разумными законами. Ведь следование им обеспечивает стабильность и мир в обществе, а их незнание ведет к гражданской войне.

Учение о познании

От природы человек, как и животные, получает знание с помощью чувственного восприятия и памяти. Однако как высшее разумное существо, он способен к рассуждению. Путем рассуждения человек приходит к достоверному, научному знанию. Способность к рассуждению, согласно Гоббсу, не дается от природы, а вырабатывается прилежанием.

Изначально мысли возникают как результат ощущения, но они не могут долго удерживаться в памяти. Поэтому люди стали обозначать их именами (словами). Связь имен образует речь. Имена выступают метками для запоминания мыслей, и знаками – для сообщения и разъяснения мыслей другим людям. Метки значимы только для нас самих, а знаки – для других. Имена не вытекают из природы вещей, а даются вещам произвольно. Поэтому имя отражает наше представление о вещи, а не саму вещь. Такая теория происхождения языка называется конвенциональной, т.е. договорной. Все вещи индивидуальны, но имена, которые к ним относятся – всеобщие (дерево, стол, лошадь и т.д. – кроме имен собственных). Гоббс выступает с позиции номинализма, считая реально существующими лишь единичные вещи, а общие понятия – только именами.

Сочетания имен образуют высказывания, а высказывания по законам логики соединяются в рассуждения. Достоверное, т.е. научное знание получается путем правильного рассуждения. Наука должна исходить из верных определений имен, являющихся первыми принципами, не нуждающимися в доказательстве, и идти далее, устанавливая «последовательную зависимость одного утверждения от другого». Рассуждение Гоббс называет исчислением, которое сводится к сложению и вычитанию последовательности имен. Таким образом, истинное знание достигается посредством правильного рассуждения, и является знанием последовательности имен, а не последовательности вещей. «Истина может быть лишь в том, что высказано, а не в самих вещах». В таком случае, истина определяется правильностью высказывания и является свойством речи, а не вещей.

Научное знание, согласно Гоббсу, может быть получено двумя путями рассуждения, или методами: 1) познание следствий на основании достоверно известной причины (как в геометрии); 2) познание причины исходя из опытно установленных следствий (как в эмпирической физике). Однако предпочтение Гоббс отдает первому методу, потому что «более ценно знать как мы можем использовать имеющиеся в наличии причины». Знание Гоббс рассматривает с точки зрения практической пользы. Философия должна «содействовать благу человеческого рода», обеспечивая стабильность и мир в обществе. В связи с этим становится понятным, почему самой важной частью учения Гоббса является политическая философия.

Гражданская философия

Гоббс задумал гражданскую философию как науку об искусственном теле (государстве) по образу галилеевской физики. Подражая природе, люди создали искусственного человека – государство, или Левиафана (библейское чудовище, смертный Бога, которому люди обязаны своим миром и защитой). В своем одноименном труде Гоббс осмысливает природу человека, происхождение государства и его должную организацию.

Политическая философия, по мнению Гоббса, должна быть основана на знании природы человека. Что в ней самое существенное? Люди от природы равны между собой в отношении умственных и физических способностей. Они эгоистичны и тщеславны, стремятся к власти, славе и наслаждению. Высшее благо для человека – жизнь и здоровье, а зло – смерть. Поэтому человек обладает естественным правом использовать любые средства для сохранения собственной жизни. В остальном же добро и зло относительны, т.к. для каждого они различны в зависимости от его характера, привычек и образа мыслей. «Отсюда следует, что наука о морали человека как такового, взятого вне государственной организации, не может быть построена, ибо здесь нет определенной меры для добродетелей и пороков». Только в государстве существует такая мера – это гражданские законы. Добродетель, или справедливость, заключается в подчинении законам, а порок, или несправедливость – в их нарушении.

В естественном состоянии общества, до образования государства, каждый обладает абсолютной свободой и имеет право на все, из-за чего интересы людей постоянно сталкиваются. Соперничество, недоверие и жажда славы являются причинами того, что люди находятся в состоянии «войны всех против всех». Ни у кого нет никаких гарантий безопасности, каждый рассчитывает сам на себя. Однако чувство самосохранения, желание благосостояния и надежда приобрести его своим трудом склоняют людей к миру. Условия мира человеку подсказывают веления разума, или естественные законы, согласно которым «запрещается делать то, что пагубно для его жизни и что лишает его средств к ее сохранению, и пренебрегать тем, что он считает наилучший средством для сохранения жизни». Гоббс выделяет два основных естественных закона: 1) стремление к миру и следование ему; 2) отказ от права на все, т.е. ограничение каждым своей свободы в той степени, которая необходима для мирного существования. Остальные естественные законы можно свести к правилу «не делай другому того, что ты бы не желал себе». Это неизменные и вечные моральные законы, завещанные людям Богом. В божественных заветах «содержится основа всякой справедливости и всякого гражданского повиновения».

Однако без власти, которая бы держала людей в страхе и под угрозой наказания, нельзя всех принудить следовать естественным законам. Поэтому люди заключают между собой общественный договор, представляющий собой «взаимное перенесение права». Это происходит путем отречения людей от части своих естественных прав и передачи их избранному лицу (человеку или ассамблее), которое называется сувереном. Каждый человек делает суверена своим представителем, и тем самым признает все его действия и суждения как свои собственные. Поэтому ни один поступок суверена не может быть беззаконным, его нельзя судить, казнить или свергнуть. Люди наделяют суверена верховной властью, чтобы он принуждал их к выполнению договора и направлял их действия к общему благу. Используя власть и силу, суверен должен свести все воли граждан в одну единую волю и направлять ее на сохранение внутреннего мира и защиту от внешних врагов. Такое реальное единство людей, воплощенное в одном лице, называется государством. «Государство есть единое лицо, ответственным за действие которого сделало себя путем взаимного договора между собой огромное множество людей, с тем чтобы это лицо могло использовать силу и средства всех их так, как сочтет необходимым для мира и общей защиты».

Так как сам суверен не связан договором, он сохраняет все естественные права и свободу, и обладает абсолютной, неделимой властью. Он сосредоточивает в своих руках законодательную, судебную и исполнительную власть, обладает непередаваемыми и неделимыми правами объявлять войну и заключать мир, награждать и наказывать, запрещать мнения и учения (право цензуры). Церковь должна подчиняться государству. Веления религии, которые служат основанием нравственности, следует исполнять как закон. В свою очередь «божественный закон предписывает нам подчиняться высшим властям, т.е. законам, установленным высшими правителями». Что касается граждан, они полностью повинуются суверену и должны следовать гражданским законам (включившим в себя естественные законы). Свобода граждан распространяется только на действия, о которых закон умалчивает. Однако при угрозе для собственной жизни гражданин может не подчиняться суверену, т.к. право защищать свою жизнь является неотчуждаемым.

Итак, согласно Гоббсу, философия, фактически приравненная им к науке, познает причины, происхождение и свойства материальных (естественных и искусственных) тел. Достоверного знания в отношении этих предметов можно достичь посредством правильного рассуждения, которое сводится к установлению связей и зависимостей между суждениями (т.е. рационально). Однако «знание есть только путь к силе». Оно должно приносить людям практическую пользу, и, в первую очередь, обеспечить создание сильного государства.

Причиной возникновения государства Гоббс считал добровольное заключение между людьми общественного договора об установлении верховной власти с целью обеспечения мира и безопасности. «Теория общественного договора» Гоббса как теория естественного происхождения государства сыграла и продолжает играть большую роль в развитии социальной теории. Чтобы государство было сильным, государственная власть должна быть абсолютной. Только такая власть сможет обеспечить справедливость в обществе, которая, по мнению мыслителя, заключается в соблюдении законов. Следование законам ведет к сохранению мира, а их незнание и нарушение ведет к гражданской войне. Действительно, сильная власть может сплотить людей в единое целое, обеспечить им трудовую деятельность и благосостояние, защитить от внешних врагов. Однако концентрация абсолютной власти в одних руках, отсутствие у граждан возможности влиять на своего представителя очень опасны. Доказательством этого являются тоталитарные режимы всех времен, как показала история.

Идеи Гоббса об искусственном происхождении языка и его знаковой природе, о значении ясности языка в науке и философии намного опередили свое время и вновь возродились в ХХ веке.

Томас Гоббс родился 5 апреля 1588 г. в английском городке Малмсбери (графство Глостершир) и несмотря на то, что это произошло раньше положенного срока (мать напугало известие о приближении Испанской Армады), он прожил необычайно долгую и плодотворную жизнь.

Гоббс был воспитан дядей, обладавшим значительным состоянием и получил достойное образование. К четырнадцати годам он свободно владел латинским и греческим языками и был отдан в Модлин-Холл, один из колледжей Оксфордского университета, где спустя пять лет получил степень бакалавра. В 1608 г. Гоббс получил место воспитателя в семье Уильяма Кавендиша, графа Девонширского. Это было несомненной удачей, так как в его распоряжении находилась первоклассная библиотека.

Сопровождая молодого Кавендиша в путешествиях по Европе, он смог посетить Францию и Италию, что послужило сильнейшим стимулом для становления и развития его философского мировоззрения.

Первое путешествие в 1610 г. вдохновило его на изучение античных авторов, поскольку в Европе аристотелевская философия, в традициях которой он был воспитан, считалась уже устаревшей. В этом его укрепили и беседы с лордом-канцлером Фрэнсисом Бэконом, состоявшиеся, по-видимому, между 1621 и 1626 годами, когда Бэкон был уже отправлен в отставку и занимался сочинением трактатов и разнообразными проектами научных исследований. В автобиографии, написанной на латыни в 1672 году, он говорит о занятиях античностью как о счастливейшем периоде своей жизни. Его завершением следует считать перевод «Истории» Фукидида, опубликованной отчасти для того, чтобы предупредить соотечественников об опасностях демократии, ибо в то время Гоббс, подобно Фукидиду, был на стороне монархической формы правления.

Во время своего второго путешествия в континентальную Европу в 1628 г., Гоббс страстно увлекся геометрией. Он пришел к убеждению, что геометрия дает метод, благодаря которому его взгляды на общественное устройство могут быть представлены в виде неопровержимых доказательств. Болезни общества, находящегося на грани гражданской войны, будут излечены, если люди вникнут в обоснование разумного государственного устройства, изложенное в виде ясных и последовательных тезисов, подобных доказательствам геометра.

Третье путешествие Гоббса по континентальной Европе (1634-1636 гг.) внесло еще один элемент в его систему натуральной и социальной философии. В Париже он становится членом кружка Мерсенна, в который входили Р. Декарт, П. Гассенди, и знакомится с их философскими идеями. В 1636 г. он побывал в Италии у Г. Галилея, беседы с которым способствовали разработке Гоббсом собственной философской системы. Существует мнение, что сам Галилей предложил Гоббсу распространить принципы новой натурфилософии на сферу человеческой деятельности. Грандиозной идеей Гоббса было синтезирование идей механики для геометрической дедукции человеческого поведения из абстрактных принципов новой науки о движении.

Известность Гоббс приобрел как автор философских трактатов, однако, склонность к философии проявилась, когда ему было уже далеко за сорок. По признанию самого Гоббса, его оригинальным вкладом в философию была разработанная им оптика, а также теория государства. В 1640 г. он распространил трактат «Начала закона, естественного и политического» (The Elements of Law, Natural and Politic), в котором доказывал необходимость единой и неделимой власти суверена. Этот трактат был опубликован позднее, в 1650 г., в двух частях – «Человеческая природа» (Human Nature, or the Fundamental Elements of Policie) и «О теле политическом» (De Corpore Politico, or the Elements of Law, Moral and Politic).

Трактат «О гражданстве» (De cive) появился вскоре после этого, в 1642 году. Английский вариант работы вышел в 1651 г. под названием «Наброски философии государства и общества» (Philosophical Rudiments Concerning Government and Society). Эта книга – вторая по значению в идейном наследии Гоббса после более позднего «Левиафана». В ней он пытался окончательно определить надлежащие задачи и границы власти, а также характер отношений церкви и государства.

Гоббс планировал написание философской трилогии, которая бы давала трактовку тела, человека и гражданина. Он начал работать над трактатом «О теле» вскоре после публикации трактата «О гражданстве». Трактат «О человеке» (De Homine) появился в 1658 г.

Работу над своим шедевром – трактатом «Левиафан, или материя, форма и власть государства церковного и гражданского» (Leviathan, or the Matter, Forme, and Power of a Commonwealth, Ecclesiastical and Civil) он завершил в 1651 г. В нем он лаконично и остро сформулировал свои взгляды на человека и государство (левиафан – морское чудовище, описанное в Книге Иова). Эта работа Гоббса стала наиболее значимой и известной, достаточно полно отражавшей его философские взгляды.

В «Левиафане» доказывается, с одной стороны, что суверены уполномочены править от имени своих подданных, а не по Божьему соизволению; с другой стороны, Гоббс использовал теорию общественного договора для того, чтобы доказать, что логическим результатом государства, основанного на общественном согласии, должна быть абсолютная власть суверена. Поэтому его учение могло быть использовано для оправдания любой формы правления, какая бы ни одержала верх в то время.

«Левиафан» обычно считают сочинением на политические темы. Однако взгляды автора, касающиеся природы государства, предваряются тезисами о человеке как природном существе и «машине», а завершаются пространными рассуждениями насчет того, какой должна быть «истинная религия».

Гоббс считал, что под явлениями социального поведения скрываются фундаментальные реакции влечения и отвращения, превращающиеся в желание власти и страх смерти. Люди, ведомые страхом, объединились в сообщество, отказавшись от права неограниченного самоутверждения в пользу суверена и уполномочив его действовать от их имени. Если люди, заботясь о своей безопасности, согласились на такой «общественный договор», то власть суверена должна быть абсолютной; в противном случае раздираемые противоречивыми притязаниями они всегда будут находиться под угрозой анархии, присущей бездоговорному естественному состоянию.

В теории права Гоббс известен концепцией закона как заповеди суверена, которая стала важным шагом в прояснении различия между статутным правом (в то время только нарождавшимся) и общим правом. Он хорошо понимал и обосновывал различие между вопросами: «Что есть закон?» и «Справедлив ли закон?».

В 1658 г. Гоббс опубликовал вторую часть трилогии - трактат «О человеке». Затем на длительный период публикации пришлось прекратить так как в парламенте обсуждался билль против атеизма и богохульства и была создана комиссия, в задачу которой входило изучение на этот предмет Левиафана. Гоббсу было запрещено публиковать сочинения на актуальные темы, и он занялся историческими изысканиями. В 1668 г. был закончен труд «Бегемот, или Долгий парламент» (Behemoth, or the Long Parliament) - история гражданской войны с точки зрения его философии человека и общества. Работа была опубликована лишь после смерти мыслителя, не ранее 1692 г. Прочитав Начала общего права Англии Ф. Бэкона, которые ему послал его друг Джон Обри (1626-1697), Гоббс в возрасте 76 лет написал работу «Диалоги между философом и изучающим общее право Англии» (Dialogues between a Philosopher and a Student of the Common Laws of England), опубликованную посмертно в 1681 г.

Умер Гоббс в Хардвик-Холле (графство Дербишир) 4 декабря 1679. На надгробном камне была сделана надпись, что он был человеком справедливым и хорошо известным своей ученостью на родине и за рубежом.

Основные произведения

  • «Краткий трактат о первых принципах» (A Short Tract on First Principles).
  • «Начала закона, естественного и политического» (The Elements of Law, Natural and Politic).
  • «О гражданстве» (De cive).
  • «Левиафан, или материя, форма и власть государства церковного и гражданского» (Leviathan, or the Matter, Forme, and Power of a Commonwealth, Ecclesiastical and Civil).
  • «Вопросы касательно свободы, необходимости и случае» (The Questions Concerning Liberty, Necessity, and Chance)
  • «О человеке» (De Homine)
  • «Бегемот, или Долгий парламент» (Behemoth, or the Long Parliament).
  • «Диалоги между философом и изучающим общее право Англии» (Dialogues between a Philosopher and a Student of the Common Laws of England).