Вертикальная и горизонтальная социальная мобильность. Социальная мобильность

МОБИЛЬНОСТЬ СОЦИАЛЬНАЯ - способность индивида, социальной группы к изменению места в социальной структуре общества. По существу это все перемещения личности, семьи, социальной группы в системе социальных связей. Люди находятся в постоянном движении, а общество – в развитии; поэтому одним из важных механизмов социальной стратификации является социальная мобильность. Впервые теория М. с. была разработана и введена в научный оборот известным русским социологом П. А. Сорокиным.

Существует два основных вида М. с. – межпоколенная и внутрипоколенная, а также два основных типа – вертикальная и горизонтальная. Они распадаются на подвиды и подтипы, которые тесно связаны друг с другом. Межпоколенная мобильность предполагает, что дети достигают более высокой социальной позиции либо опускаются на более низкую ступеньку, чем их родители. Например, сын рабочего становится инженером. Внутрипоколенная мобильность имеет место там, где один и тот же индивид на протяжении жизни меняет социальные позиции. Иначе она называется социальной карьерой. Например, токарь становится инженером, затем начальником цеха, директором завода и т.д. Вертикальная мобильность подразумевает перемещение из одной страты (сословия, класса, касты) в другую. При рождении человек получает социальный статус своих родителей. Однако в активный период своей деятельности человек может не довольствоваться положением в этом социальном слое и добиваться большего. Если его статус изменен на более высокий, то имеет место восходящая мобильность. Однако в результате жизненных катаклизмов (потеря работы, болезнь и т.п.) он может перейти в низшую статусную группу. При этом срабатывает нисходящая мобильность. Все это разновидности вертикальной мобильности.

Горизонтальная мобильность – переход индивида или социальной группы от одной социальной позиции к другой, находящейся на том же социальном уровне. Примером может быть переход из однойпрофессии в другую, при котором не происходит существенного изменения социального положения. Разновидностью горизонтальной мобильности служит географическая мобильность. Она подразумевает простое перемещение из одного места в другое при сохранении прежнего статуса. Однако если к перемене места добавляется перемена статуса, то географическая мобильность превращается в миграцию населения. Групповая мобильность происходит там и тогда, где и когда повышается или понижается общественная значимость целого класса, сословия, касты, ранга, категории. По мнению П.А. Сорокина, причинами групповой мобильности служили следующие факторы: социальные революции; иностранные интервенции, нашествия; межгосударственные и гражданские войны; военные перевороты и смена политических режимов; замена старой конституции новой; крестьянские восстания; междоусобная борьба аристократических родов; создание империи. Индивидуальная мобильность имеет место тогда, когда перемещение вниз, вверх или по горизонтали происходит у отдельного человека независимо от других.

Мобильность может быть также добровольная и насильственная, структурная и организованная. Различаемая по сферам общественной жизни мобильность может быть экономическая, политическая, профессиональная, религиозная и т.д. Изменения в классовой структуре общества – это результат мобильности: межклассовой и внутриклассовой (деклассирование, маргинализация, люмпенизация) . Каналы мобильности, или институты (по П. Сорокину): армия, школа, церковь, брак, собственность. Иногда их называют лифтами. Мобильность различается в открытом и закрытом обществе. Закрытые общества – кастовое, рабовладельческое. Открытое – индустриальное (буржуазное). Полузакрытое – феодальное. В закрытом обществе мобильность резко ограничена, в открытом – высокая степень мобильности.

Социальная мобильность связана с наличием в обществе объективных и субъективных условий жизнедеятельности индивида или социальной группы, представляющих им возможность изменить социальное положение или статус, т. е. другими словами, это перемещение индивидов или групп в социальном пространстве.

Прежде чем перейти к рассмотрению процессов социальной мобильности, перечислим некоторые факторы, ведущие к расслоению общества. Разные аспекты и элементы слоеобразования имеют неодинаковые временные периоды действия, поэтому определенную роль здесь играет временной фактор. В качестве стимула стратификационных изменений выступает и взаимодействие с другими культурами. Не меньшее значение имеют процессы урбанизации, а также факторы социальной дезинтеграции.
Механизмы расслоения в обществе проявляют себя на двух уровнях: неинституциональном и институциональном. На неинституциональном уровне эти изменения выражаются в обыденной жизни, в общественной психологии, поведенческих актах. На инстуциональном уровне такие изменения закрепляются в различных социальных институтах. С одной стороны, социальные группы стремятся выделить себя в качестве социальных целостностей, сохранить свой социальный статус. Но с другой, обнаруживаются тенденции, ведущие к расшатыванию существующего положения. Именно тогда проявляется механизм социальной мобильности.

Существуют разные виды социальной мобильности (межпоколенная, внутрипоколенная, профессиональная и пр.), которые в целом можно свести к двум проявлениям (типам) – вертикальной и горизонтальной мобильности.

Вертикальная мобильность связана с перемещением индивида или группы в системе социальной иерархии, включающим изменение социального статуса. Вертикальная мобильность может быть восходящей и нисходящей. Если у человека или социальной группы статус изменен на более высокий, престижный, то можно констатировать восходящую мобильность. Соответственно переход в низший статус означает нисходящую мобильность.

Горизонтальная мобильность выражается в перемещении индивида или группы в социальной структуре без изменения социального статуса.

Горизонтальные перемещения складываются из естественной и территориальной видов мобильности (например, переезд из города в город).
.
Социальная мобильность может быть индивидуальной и групповой. Групповая мобильность имеет место там, где повышается или понижается общественная значимость класса, социальной группы, страты. Среди причин групповой мобильности – социальные революции, нашествия, войны, смена политических режимов, замена старой конституции новой и т. д., то есть происходит изменение самой системы стратификации. К факторам индивидуальной мобильности социологи относят социальный статус семьи, уровень полученного образования, национальность, способности, внешние данные, место жительства, выгодный брак.

Кроме того, мобильность может быть организованной (управляться, например, государством, причем с согласия людей и без их согласия (репатриация малых народов, раскулачивание и т. п.). Вместе с тем выделяется структурная мобильность, которая отличается от организованной, поскольку вызвана изменением в структуре хозяйственной деятельности общества.

Социальная мобильность измеряется при помощи таких показателей, как дистанция мобильности (показывает, на сколько ступенек вверх или вниз произошло перемещение по социальной лестнице), объем мобильности (число индивидов, которые были включены в вертикальную мобильность).

Изменение мобильности по слоям учитывают такие показатели, как коэффициент мобильности выхода из социального слоя, коэффициент мобильности входа в социальный слой.

На горизонтальную и вертикальную мобильности влияют демографические факторы: пол, возраст, уровень рождаемости, уровень смертности, плотность населения.

Одно из полных описаний каналов вертикальной мобильности было предложено П. Сорокиным («каналы вертикальной циркуляции»). Среди них различные социальные институты, способствующие перемещению индивида из одного слоя в другой: армия, церковь, школа, собственность, семья и брак.

Однако в обществе не всегда беспрепятственно может происходить переход индивидов из одной социальной группы в другую. М. Вебер описал такое явление, как социальная клаузула – замыкание группы в себе самой. Данный феномен характеризует стабилизацию социальной жизни, переход от раннего к зрелому этапу развития, возрастание роли приписываемого статуса и снижение роли достигаемого.

Система перераспределения власти, материальных ценностей и т. д. может базироваться на фиксированной нормотворческой основе. В этом случае имеет место расслоение на институциональном уровне. «На институциональном уровне слоеобразования фиксируется социальная структура, т. е. соотнесенность человека с той или иной категорией имущественных, должностных и иных прав и в зависимости от этого – с конкретными льготами и обязанностями» . Здесь начинают действовать те социальные механизмы, которые вводят процессы слоеобразования в кодифицированное русло.

Законодательные правовые органы кодифицируют нормы взаимодействия различных социальных групп, уравновешивают интересы вариативных слоев на основе общих социальных интересов.

Тема данной статьи - социальная мобильность. Это очень важная для социолога тема. Ее проходят сегодня в школе на уроках обществознания. Ведь знание общества, в котором мы живем, необходимо всем. В наши дни, когда изменения в мире происходят очень быстро, это особенно актуально.

Определение

Миграция в широком и узком смыслах

Миграции, то есть территориальные перемещения населения, также можно рассматривать как одну из форм социальной мобильности. В широком смысле под ними понимаются любые перемещения за границы некоторой территории ее населения (обычно территория эта является населенным пунктом). При этом то, с какой целью и на какой срок процедура происходит, несущественно.

Однако в научно-популярной и научной литературе намного чаще используется узкая трактовка понятия "миграция". Согласно ей, это перемещение, которое связано с изменением места постоянного проживания.

Сезонная и маятниковая миграция

В широком смысле миграция включает в себя, кроме переезда на постоянное место жительства, также сезонную и маятниковую миграцию. Вторая представляет собой регулярное перемещение людей между несколькими (двумя или более) населенными пунктами. При этом место их жительства не меняется. Связана такая миграция с работой, отдыхом или учебой. Это чаще всего ежедневные поездки. Иногда, впрочем, рассматриваются как маятниковые миграции также путешествия, совершаемые на более длительный срок (обыкновенно в пределах одной недели).

Два важных для социолога основания для классификации миграции

Множество признаков существует для классификации потоков миграции. Наиболее важными для социолога являются два следующих:

1. Миграции, происходящие между населенными пунктами, ранг которых различен. В одних случаях миграция - вертикальная социальная мобильность. Это наблюдается тогда, когда она связана с понижением или повышением статуса человека, который имеет определенное место жительства. В других она является горизонтальной (в том случае, если переезд происходит между населенными пунктами с одинаковым рангом). Сегодня миграция как вертикальная социальная мобильность - это явление, ассоциирующееся, главным образом, с процессом урбанизации. Ведь переезд из сел в города является необходимым элементом этого процесса.

2. Внешние и внутренние миграции. Деление это считается достаточно условным. Миграционная мобильность человека - это явление обширное, не поддающееся строгой классификации. В официальной статистике обычно понимается под внутренней миграцией переезд людей на новое место жительства, осуществляемый в пределах одной страны. Под внешней же подразумевается переезд на достаточно длительное или постоянное жительство в другую страну. Однако иногда, в зависимости от того, какие цели преследует то или иное социологическое исследование, как внешние рассматриваются также миграции, совершаемые между разными субъектами федерации.

Социальная мобильность в России в 18-19 веках

На протяжении всей истории развития нашего государства менялся характер мобильности его населения. Эти изменения можно фиксировать достаточно точно с начала 18 века. Россия, как и любое другое полуаграрное и аграрное общество, характеризовалась вплоть до конца 19 века довольно низкими темпами мобильности вертикальной. В эти годы основу структуры общества составляли сословия. Границы сословных групп, однако, были в то время более проницаемыми, нежели в Европе времен классического феодализма. Политика абсолютизма, проводимая государством, этому способствовала. Хотя отток был малозаметен по отношению к общей численности крестьянства из-за высокой доли его представителей в населении страны, по отношению к городским сословиям и дворянству были очень высокими темпы мобильности. Выплачивая налоговую ставку и выкуп, выходцы из крестьян попадали достаточно легко в городские сословия, могли продвинуться в общественной иерархии вплоть до купцов первой гильдии. Весьма интенсивно также пополнялись ряды служилого дворянства. Из всех сословий России выдвигались его представители - из духовенства, купцов, мещан, крестьян.

Структурная мобильность общества этого времени (со времен Петра I, по крайней мере) была незначительна. То есть составляющие структуру общества слои оставались неизменными. Незначительно менялось до 1870-х годов только количественное их соотношение.

Мобильность в послепетровское время

Россия в течение следующих 140 лет, последовавших после правления Петра I, пережила не только весьма интенсивную вертикальную мобильность. Структурная социальная мобильность общества этого времени также была значительна и проходила в несколько этапов. Сначала (1870-1917 гг.) постепенно формировался в России класс пролетариата и промышленной буржуазии. После этого, в основном с 1930 по 1970 гг., протекал интенсивный процесс модернизации. В это время формировалась структура, которая была уже близка к соответствующей в индустриальном и постиндустриальном обществах. Отличие состояло в том, что класс частных предпринимателей отсутствовал. Кроме того, сфера, в которой действовали рыночные отношения, была существенно ограничена. С 1990-х годов начался в нашем обществе третий этап мобильности структурной. Он связан с формированием в России постиндустриального общества, которое основано на рыночной экономике.

Изменение престижа профессий, высокие темпы мобильности меж- и внутрипоколенной

Менялось в процессе вышеописанных структурных сдвигов не только количественное соотношение различных социальных слоев. Относительный престиж тех или иных профессий также не оставался неизменным. Например, в 1930-1950-е годы самыми престижными были технические специальности (квалифицированный рабочий, инженер), в 1950-1970-е - связанные с наукой профессии, а с середины 80-х годов прошлого столетия - связанные с финансами и торговлей. Наблюдались в течение всего периода очень высокие темпы межпоколенной и внутрипоколенной мобильности, а также низкий уровень замкнутости различных профессиональных групп. Это было отмечено не только отечественными социологами, но и западными.

Территориальная миграция в разное время

В этот период чрезвычайно высокими также были темпы мобильности территориальной (как горизонтальной - на стройки и вновь осваиваемые районы, так и вертикальной - из села в город). Миграция лишь с середины 70-х годов прошлого столетия начала сокращаться. Тем не менее, с начала 90-х годов вновь наблюдается рост ее темпов. Множество людей мигрирует в регионы РФ из бывших союзных республик.

Под социальной мобильностью понимается любой переход индиви да или социальной группы из одной социальной позиции в другую. Существует два основных типа социальной мобильности: горизонтальная и вертикальная. Под горизонтальной социальной мобильностью, или перемещением, подразумевается переход индивида или социального объекта из одной социальной группы в другую, расположенную на одном и том же уровне. То есть перемещение некоего индивида из одной религиозной группы в другую, из одного гражданства в другое, из одной семьи (как мужа, так и жены) в другую при разводе или при повторном браке, с одной фабрики на другую, при сохранении при этом своего профессионального статуса, - всё это примеры горизонтальной социальной мобильности. Вертикальная мобильность подразумевает перемещение из одной страты в другую. В зависимости от направления перемещения говорят о восходящей мобильности (социальный подъем, движение вверх) и о нисходящей мобильности (социальный спуск, движение вниз). Между восхождением и нисхождением существует известная асимметрия: все хотят подниматься и никто не хочет опускаться по социальной лестнице. Как правило, восхождение - явление добровольное, а нисхождение - вынужденное. Повышение в должности это пример восходящей мобильности индивида, увольнение, понижение в должности это пример нисходящей. Вертикальная мобильность это изменение человеком в течение жизни высокого статуса на низкий или наоборот. Скажем, перемещение человека со статуса рабочего на должность главы предприятия, как и обратное движение, служит примером вертикальной мобильности. Горизонтальная мобильность подразумевает переход индивида из одной социальной группы в другую, расположенную на одном и том же уровне. Примером служат перемещение из православной в католическую религиозную группу, из одного гражданства в другое, в другую (свою собственную, вновь образованную), из одной профессии в другую. Подобные движения происходят без заметного изменения социального положения в вертикальном направлении. Горизонтальная мобильность подразумевает изменение человеком на протяжении своей жизни одного статуса на другой, являющийся приблизительно эквивалентным. Разновидностью горизонтальной мобильности служит географическая мобильность. Она подразумевает не изменение статуса или группы, а перемещение из одного места в другое при сохранении прежнего статуса. Если к перемене места добавляется перемена статуса, то географическая мобильность превращается в миграцию. Если деревенский житель приехал в город, чтобы навестить родственников, то это географическая мобильность. Если же он переселился в город на постоянное жительство и получил здесь работу, то это уже миграция. Классификация социальной мобильности может быть проведена и по иным критериям. Различают индивидуальную мобильность, когда перемещение вниз, вверх или по горизонтали происходят у индивида независимо от других, и групповую мобильность, когда перемещения происходят коллективно, к примеру, после социальной революции старый господствующий класс уступает свои позиции новому господствующему классу.

На других основаниях мобильность может классифицироваться, скажем, на стихийную или организованную. Примером стихийной мобильности могут служить перемещения с целью заработка жителей ближнего зарубежья в крупные города России. Организованная мобильность (перемещения человека или целых групп вверх, вниз или по горизонтали) управляется государством. Примером организованной добровольной мобильности в советское время могут служить перемещения молодежи из разных городов и сел на комсомольские стройки, освоение целинных земель.

Выделяется и такой вид социальной мобильности, как межпоколенная мобильность. Примером служит сын плотника, который становится президентом компании. Важность этого вида мобильности заключается в том, что масштаб сообщает о том, до какой степени в данном обществе неравенство переходит от одного поколения к другому. Если межпоколенная мобильность не велика, то это означает, что неравенство в данном обществе пустило глубокие корни, а шансы человека изменить свою судьбу зависят не от него самого, а предопределены рождением. Другими словами важна степень мобильности общества, которая определяется:

  • · диапазоном мобильности в обществе;
  • · условиями, которые позволяют людям перемещаться.

Диапазон мобильности, который характеризует данное общество, зависит от того, какое количество различных статусов в нем существует. Чем больше статусов, тем больше у человека возможности переместиться из одного статуса в другой. Индустриальное общество расширило диапазон мобильности. Для него характерно гораздо большее количество различных статусов. Первым решающим фактором социальной мобильности является уровень развития экономики. В периоды экономических депрессий количество высокостатусных позиций сокращается, а низкостатусных расширяется, поэтому доминирует нисходящая мобильность. Она усиливается в те периоды, когда люди теряют свою работу и одновременно новые слои выходят на рынок труда. Напротив, в периоды активного экономического развития появляется множество новых высокостатусных позиций. Повышенный спрос на работников, которые должны занять их, является основной причиной восходящей мобильности. Существует понятие дистанция мобильности это количество ступенек, на которые удалось подняться или пришлось спуститься индивидам. Нормальной дистанцией считается перемещение на одну-две ступени вверх или вниз. Единицей дистанции мобильности выступает шаг перемещений. Для описания шага социальных перемещений используется понятие статуса: перемещение из низшего в высший статус - восходящая мобильность; перемещение из высшего в низший статус - нисходящая мобильность. Перемещение может проходить на один шаг (статус), на два и более шагов (статусов) вверх, вниз и по горизонтали. Шаг может измеряться в 1) статусах, 2) поколениях. Поэтому выделяют следующие виды:

  • · межпоколенная мобильность,
  • · внутрипоколенная мобильность,
  • · межклассовая мобильность,
  • · внутриклассовая мобильность.

Здесь применимо понятие групповая мобильность, которая характеризует общество, переживающее социальные сдвиги, где повышается или понижается общественная значимость целого класса, сословия, страты. Например, Октябрьская революция в России. Как показал на огромном историческом материале П.Сорокин, причинами групповой мобильности выступали следующие факторы:

  • · социальные революции;
  • · иностранные интервенции, нашествия;
  • · межгосударственные войны;
  • · гражданские войны;
  • · военные перевороты;
  • · смена политических режимов;
  • · замена старой конституции новой;
  • · крестьянские восстания;
  • · междоусобная борьба аристократических родов;
  • · создание империи.

Групповая мобильность имеет место там, где происходит изменение самой системы стратификации, т.е. самой основы того или иного общества. В современный период в российском обществе особо ярко проявляется такой вид горизонтальной мобильности, как миграция. Миграция это процесс смены постоянного места проживания индивидуумов или социальных групп, выражающейся в перемещении в другой регион или другую страну. Миграция бывает внешней и внутренней. К внешней относятся эмиграция, иммиграция, а к внутренней - движение из села в город, межрайонные переселения и др. Участие России в мировых миграционных потоках приобрело в конце 80-х - 90-е годы массовый характер. С появлением ближнего зарубежья возникла уникальная ситуация, когда в рамках бывшего СССР внутренняя миграция одномоментно превратилась во внешнюю. Существуют четыре вида подхода к явлению миграции. Первое понятие трактуется наиболее широко, и понимаются все виды движения населения (социальные передвижения, текучесть кадров, профессиональное перемещение). Второй подход предусматривает все многообразие пространственного движения населения, независимо от его характера и целей (ежедневные поездки из одного населенного пункта в другой на учебу, на работу). Третий подход схож со вторым, но при этом исключаются возвратные эпизодические поездки из одного пункта в другой. Четвертый подразумевает основной процесс пространственного передвижения населения, ведущий к территориальному перераспределению. Таким образом, процесс мобильности в целом принимает самые различные формы и носит противоречивый характер, в ходе которого часто возникают социальные проблемы и конфликты.

Благодаря социальной мобильности члены общества могут менять свой статус внутри социума. У этого явления есть множество особенностей и характеристик. Характер социальной мобильности колеблется в зависимости от особенностей конкретной страны.

Понятие социальной мобильности

Что такое социальная мобильность? Это изменение человеком его места в структуре общества. Индивид может переместиться из одной социальной группы в другую. Такая мобильность называется вертикальной. В то же время человек может изменить свое положение в пределах одного и того же общественного слоя. Это уже другая мобильность – горизонтальная. Перемещение принимает самые разные формы – рост или падение престижа, изменение дохода, продвижение по карьерной лестнице. Такие события оказывают серьезное влияние на поведение человека, а также его отношения с окружающими людьми, установки и интересы.

Вышеописанные виды мобильности приняли современные формы после возникновения индустриального общества. Возможность сменить свое положение в социуме – важный признак прогресса. Обратный случай представляют собой консервативные и сословные общества, где существуют касты. К такой группе человек, как правило, приписан с самого своего рождения до смерти. Больше всего известна индийская кастовая система. С оговорками подобные порядки существовали в средневековой феодальной Европе, где была велика социальная пропасть между бедными и богатыми.

История явления

Появление вертикальной мобильности стало возможным после начала индустриализации. Около трехсот лет назад промышленное развитие европейских стран значительно ускорилось, что привело к разрастанию пролетарского класса. Одновременно с тем государства всего мира (с разной степенью успеха) стали вводить систему доступного образования. Именно оно стало и до сих пор является основным каналом вертикальной социальной мобильности.

В начале XX столетия большую часть населения любой страны составляли рабочие без квалификации (или с зачатками общего образования). В то же время происходила механизация и автоматизация производства. Экономика нового типа требовала все больше и больше высококвалифицированных кадров. Именно этой потребностью объясняется увеличение количества образовательных учреждений, а значит, и возможностей для социального роста.

Мобильность и экономика

Одна из особенностей индустриального общества такова, что мобильность в нем определяется структурой экономики. Другими словами, возможности для подъема по социальной лестнице зависят не только от личностных качеств человека (его профессионализма, энергичности и т. д.), но и от того, как взаимосвязаны между собой разные отрасли хозяйства страны.

Мобильность возможна далеко не везде. Она является атрибутом общества, давшего своим гражданам равные возможности. И хотя абсолютно равных условий нет ни в одной стране, многие современные государства продолжают двигаться к этому идеалу.

Индивидуальная и групповая мобильность

В каждой стране виды и типы мобильности представлены по-разному. Общество может избирательно поднимать по социальной лестнице одних индивидов и опускать других. Это естественный процесс. Например, талантливые и профессиональные люди обязательно должны заменить более посредственных и получить их высокий статус. Подъем может быть индивидуальным и групповым. Эти виды мобильности отличаются количеством индивидов, меняющих свой статус.

В индивидуальном случае человек может повысить свой престиж в обществе благодаря своим талантам и трудолюбию (например, стать известным музыкантом или получить престижное образование). Групповая мобильность связана с гораздо более сложными процессами, охватывающими значительную часть социума. Ярким примером такого явления могут быть изменения престижности профессии инженеров или падение популярности партии, которое обязательно повлияет на положение членов этой организации.

Инфильтрация

Для того чтобы добиться изменения своего положения в обществе, индивиду необходимо приложить определенные усилия. Вертикальная мобильность становится возможной только в том случае, если человек способен преодолеть все барьеры, лежащие между разными социальными слоями. Как правило, восхождение по общественной лестнице происходит благодаря амбициям и потребности индивида в собственном успехе. Любые виды мобильности обязательно связаны с энергичностью человека и его желанием изменить свой статус.

Инфильтрация, которая есть в каждом обществе, отсеивает людей, приложивших недостаточно усилий для смены социального слоя. Немецкий ученый Курт Левин даже вывел собственную формулу, с помощью которой можно определить вероятность восхождения конкретного человека в общественной иерархии. В теории этого психолога и социолога важнейшей переменной является энергия индивида. Вертикальная мобильность также зависит от общественных условий, в которых живет человек. Если он соответствует всем требованиям социума, то он сможет пройти инфильтрацию.

Неизбежность мобильности

Есть как минимум две причины существования явления социальной мобильности. Во-первых, любое общество неизменно меняется в процессе своего исторического развития. Новые черты могут появляться постепенно, а могут и моментально, как это бывает в случае революций. Так или иначе, но в любом социуме новые статусы подрывают и заменяют старые. Этот процесс сопровождается изменениями в распределении труда, благ и ответственности.

Во-вторых, даже в самых инертных и застойных обществах никакая сила не может контролировать природное по своему характеру распределение способностей и талантов. Этот принцип продолжает действовать и в случае, если элита или власть монополизировала и ограничила доступность образования. Поэтому всегда есть возможность, что верхний слой будет хотя бы периодически пополняться достойными людьми «снизу».

Мобильность по поколениям

Исследователи выделяют еще один признак, по которому определяется социальная мобильность. В качестве этой мерки может выступать поколение. Чем объясняется эта закономерность? История развития самых разных обществ показывает, что положение людей разных поколений (например, детей и родителей) не только может отличаться, но и, как правило, является разным. Данные из России подтверждают эту теорию. В среднем с каждым новым поколением жители бывшего СССР и РФ понемногу поднимались и поднимаются вверх по социальной лестнице. Эта закономерность имеет место и во многих других современных странах.

Таким образом, перечисляя виды мобильности, нельзя забывать о межпоколенной мобильности, пример которой описан выше. Для того чтобы определить прогресс по данной шкале, достаточно сравнить положение двух людей в определенный момент развития карьеры в приблизительно одном и том же возрасте. Мерилом в данном случае является ранг в профессии. Если, например, отец в свои 40 лет был начальником цеха, а сын в этом возрасте стал директором завода, то это и есть межпоколенный рост.

Факторы

У вялотекущей и постепенной мобильности может быть множество факторов. Важным примером в этом ряду является переселение людей из аграрных районов в города. Серьезную роль в истории всего человечества сыграла международная миграция, особенно начиная с XIX века, когда она охватила весь мир.

Именно в этом столетии огромные массы крестьянского населения Европы переселялись в США. Также можно привести пример колониальной экспансии некоторых империй Старого Света. Захват новых территорий и подчинение целых народов были благодатной почвой для подъема одних людей и сползания вниз по социальной лестнице других.

Последствия

Если горизонтальная мобильность по большей части влияет только на конкретного индивида или группу людей, то вертикальная мобильность влечет за собой гораздо большие последствия, которые с трудом поддаются каким-либо измерениям. На этот счет существуют две противоположных точки зрения.

Первая гласит, что любые примеры мобильности в вертикальном направлении разрушают классовую структуру общества и делают его однороднее. У этой теории есть как сторонники, так и противники. С другой стороны, существует точка зрения, согласно которой, высокий уровень социальной мобильности только укрепляет систему общественных слоев. Происходит это по той простой причине, что люди, оказавшиеся на более высокой ступеньке положения, становятся заинтересованными в сохранении классовых различий и противоречий.

Скорость

Согласно социологической науке, основные виды социальной мобильности имеют показатель собственной скорости. С его помощью специалисты дают количественную оценку данного явления в каждом определенном случае. Скорость – это дистанция, которую индивид проходит за некий промежуток времени. Она измеряется в профессиональных, политических или экономических стратах.

Например, один выпускник университета за четыре года карьеры успел стать заведующим отделом на своем предприятии. В то же время его однокурсник, окончивший вуз вместе с ним, к концу того же срока стал инженером. В данном случае скорость социальной мобильности первого выпускника выше, чем у его товарища. На этот показатель могут влиять самые разные факторы – личное устремление, качества человека, а также его окружение и обстоятельства, связанные с работой в компании. Высокая скорость социальной мобильности может быть присуща и процессам, противоположным вышеописанному, если речь идет о человеке, лишившемся рабочего места.

Интенсивность

Рассматривая 2 вида мобильности (горизонтальную и вертикальную), можно определить количество индивидов, меняющих свое положение в обществе. В разных странах этот показатель дает отличные друг от друга цифры. Чем больше число этих людей, тем выше интенсивность социальной мобильности. Как и скорость, данный показатель демонстрирует характер внутренних преобразований в обществе.

Если речь идет о собственно числе индивидов, то тогда определяется абсолютная интенсивность. Кроме того, она может быть еще и относительной. Так называется интенсивность, определяемая долей индивидов, поменявших свое положение, от общего числа членов социума. Современная наука дает разные оценки важности этого показателя. Совокупность интенсивности и скорости социальной мобильности определяет общий индекс мобильности. С помощью него ученые легко сравнивают состояние разных обществ.

Будущее мобильности

Сегодня в западных и экономически развитых обществах значительные масштабы приобретает горизонтальная мобильность. Связано это с тем, что в таких странах (например, в Западной Европе и США) социум становится все более бесклассовым. Различия между слоями размываются. Этому способствует развитая система доступного образования. В богатых странах выучиться может любой человек, вне зависимости от своего происхождения. Единственным важным критерием становится его заинтересованность, талантливость и способность приобретать новые знания.

Есть и другая причина, почему в современном постиндустриальном обществе больше не актуальна прежняя социальная мобильность. Перемещение наверх становится все более условным, если в качестве определяющего фактора взять размер дохода и финансовое благополучие. Сегодня стабильное и обеспеченное общество может ввести социальные пособия (как это делается в скандинавских странах). Они сглаживают противоречия между людьми на разных ступеньках общественной лестницы. Так стираются границы между привычными классами.

Незыблемость иерархической структуры общества не означает отсутствие внутри ее какого-либо движения. На различных этапах возможно резкое увеличение одного и сокращение другого слоя, что невозможно объяснить естественным приростом населения – происходит миграция отдельных индивидов по вертикали. Эти передвижения по вертикали при сохранении самой статификационной структуры мы будем рассматривать как социальную мобильность (оговоримся, что само понятие «социальна мобильность» значительно шире и включает также горизонтальное перемещение индивидов и групп).

Социальная мобильность – совокупность социальных перемещений людей, т.е. изменение своего социального статуса при сохранении стратификационной структуры общества.

Впервые общие принципы социальной мобильности были сформулированы П.Сорокиным, который считал, что вряд ли есть общество, страты которого были бы абсолютно эзотеричными, т.е. непропускающими никакое движение через свои границы. Однако история не знала ни одной такой страны, в которой вертикальная мобильность была бы абсолютно свободной, а переход из одного слоя в другой осуществлялся безо всякого сопротивления: «Если бы мобильность была бы абсолютно свободной, то в обществе, которое получилось бы в результате, не было бы социальных страт. Оно напоминало бы здание, в котором не было бы потолка – пола, отделяющего один этаж от другого. Но все общества стратифицированы. Это значит, что внутри них функционирует своеобразного рода «сито», просеивающее индивидов, позволяющее некоторым подниматься наверх, оставляя других в нижних слоях, наоборот».

Перемещения людей в иерархии общества осуществляется по разным каналам. Наиболее важными из них являются такие социальные институции: армия, церковь, образование, политические, экономические и профессиональные организации. Каждая из них имела разное значение в разных обществах и в разные периоды истории. Например, в Древнем Риме большие возможности достичь высокого социального положения предоставляла армия. Из 92 римских императоров 36 достигли социальных высот (начиная с низших слоев) благодаря службе в армии; из 65 византийских императоров 12. Церковь также переместила большое количество простых людей на вершины социальной лестницы. Из 144 римских пап 28 были низкого происхождения, 27 – из средних классов (не говоря о кардиналах, эпископах, аббатах). В то же время церковь свергла большое количество королей, герцогов, князей.

Роль «сита» выполняют не только социальные институты, регулирующие движения по вертикали, а также субкультура, образ жизни каждого слоя, позволяющие проверять каждого выдвиженца «на прочность», соответствие нормам, принципам той страты, в которую он перемещается. П. Сорокин указывает, что система образования обеспечивает не только социализацию личности, ее обучение, но и выполняет роль своеобразного социального лифта, который позволяет наиболее способным и одаренным подняться на высшие «этажи» социальной иерархии. Политические партии и организации формируют политическую элиту, институт собственности и наследования укрепляет класс собственников, институт брака позволяет осуществить перемещение даже при отсутствии выдающихся интеллектуальных способностей.

Однако использование движущей силы какого-либо социального института для подъема наверх не всегда бывает достаточным. Чтобы закрепится в новой страте необходимо принять ее образ жизни, органично вписаться в ее социокультурную среду, формировать свое поведение в соответствии с принятыми нормами и правилами – этот процесс протекает довольно болезненно, так как человек нередко вынужден отказаться от старых привычек, пересмотреть свою систему ценностей. Адаптация к новой социокультурной среде требует высокого психологического напряжения, что чревато нервными срывами, развитием комплекса неполноценности и т.д. Человек может оказаться изгоем в той социальной страте, куда он стремился или в которой оказался волею судьбы, если речь идет о движении по нисходящей.

Если социальные институты, по образному выражению П.Сорокина, можно рассматривать как «социальные лифты», то социокультурная оболочка, обволакивающая каждую страту, исполняет роль фильтра, осуществляющего своеобразный селективный контроль. Фильтр может не пропустить индивида, стремящегося наверх, и тогда, вырвавшийся из низов, будет обречен быть чужаком в страте. Поднявшись на более высокую ступень, он как бы остается за дверью, ведущей в саму страту.

Аналогичная картина может сложиться и при движении вниз. Утратив право, обеспеченное, к примеру, капиталом, на нахождение в высших слоях, индивид опускается на более низкую ступень, но оказывается не в состоянии «открыть дверь» в новый для него социокультурный мир. Будучи неспособным адаптироваться к чужой для него субкультуре, он становится маргинальной личностью, испытывая серьезные психологические напряжения.

В обществе постоянно происходит перемещения индивидов и социальных групп. В период качественного обновления общества, коренного изменения социально-экономических и политических отношений социальные перемещения особенно интенсивны. Войны, революции, глобальные реформы перекраивали социальную структуру общества: происходит замена правящих социальных слоев, появляются новые социальные группы, отличающиеся от других по месту в системе социально-экономических отношений: предприниматели, банкиры, арендаторы, фермеры.

Из выше сказанного можно выделить такие виды мобильности как:

Вертикальная мобильность подразумевает перемещение из одной страты (сословия, класса, касты) в другую. В зависимости от направления вертикальная мобильность бывает восходящей и нисходящей.

Горизонтальная мобильность – передвижение в пределах одного и того же социального уровня. Например: перемещение из католической в православную религиозную группу, смена одного гражданства на другое, перемещение из одной семьи (родительской) в другую (собственную, или в результате развода создание новой семьи). Подобные движения происходят без существенного изменения социального положения. Но могут быть исключения.

Географическая мобильность разновидность горизонтальной мобильности. Она предполагает перемещение из одного места в другое при сохранении прежнего статуса. Например, международный туризм. Если при смене места жительства меняется социальный статус, то мобильность превращается в миграцию . Пример: если деревенский житель приехал в город навестить родственников, то это географическая мобильность. Если приехал в город на постоянное место жительство, нашел работу, поменял профессию, то это миграция.

Индивидуальная мобильность. В стабильно развивающемся обществе перемещения по вертикали носят не групповой, а индивидуальный характер, т.е. поднимаются и опускаются по ступеням социальной иерархии не экономические, политические и профессиональные группы, а отдельные их представители. Это не означает, что эти перемещения не могут быть массовыми – напротив, в современном обществе водораздел между стратами многими преодолевается сравнительно легко. Дело в том, что индивид в случае успеха изменит, как правило, не только свое положение в вертикальной иерархии, но и социально профессиональную группу.

Групповая мобильность .Перемещение происходит коллективно. Групповая мобильность вносит в стратификационную структуру большие изменения, нередко влияет на соотношение основных социальных пластов и, как правило, связана с появлением новых групп, чей статус перестает соответствовать сложившейся системе иерархии. К середине ХХ в. такой группой, например, стали управляющие, менеджеры крупных предприятий.

Групповые перемещения по вертикали особенно интенсивны во времена структурной перестройки экономики. Появление новых престижных, высокооплачиваемых профессиональных групп способствует массовому передвижению по иерархической лестнице. Падение социального статуса профессии, исчезновение некоторых профессий провоцируют не только движение вниз, но и появление маргинальных слоев, объединяющих лиц, теряющих привычное положение в обществе, утрачивающих достигнутый уровень потребления. Происходит размывание социокультурных ценностей и норм, раннее сплачивавших людей и предопределявших их устойчивое место в социальной иерархии.

Сорокин выдели несколько основных причин групповой мобильности: социальные революции, гражданские войны, смена политических режимов в результате революций, военных переворотов, реформ, замена старой конституции новой, крестьянские восстания, межгосударственные войны, междоусобная борьба аристократических родов.

Экономические кризисы, сопровождающиеся падением уровня материального благосостояния широких масс, ростом безработицы, резким увеличением разрыва в доходах, становятся первопричиной численного роста наиболее обездоленной части населения, всегда составляющей основание пирамиды социальной иерархии. В таких условиях перемещение по нисходящей линии охватывает не только одиночек, а целые группы, и может быть временным или приобретать устойчивый характер. В первом случае социальная группа возвращается на привычное место по мере преодоления экономических трудностей, во втором случае группа меняет свой социальный статус и вступает в сложный период адаптации к новому месту в иерархической пирамиде.

Итак, групповые перемещения по вертикали связаны, во-первых, с глубокими серьезными изменениями в социально-экономической структуре общества, обусловливающими появление новых классов, социальных групп; во-вторых, со сменой идеологических ориентиров, систем ценностей, политических приоритетов – в этом случае наблюдается движение вверх тех политических сил, которые смогли уловить изменения в умонастроениях, ориентациях и идеалах населения, происходит болезненная, но неизбежная смена политической элиты; в-третьих, с разбалансировкой механизмов, обеспечивающих воспроизводство стратификационной структуры общества. Механизмы институциализации, легитимации перестают функционировать в полном объеме в силу происходящих в обществе радикальных изменений, роста конфликтности и социальной неопределенности.

Процессы социальной мобильности являются важными показателями эффективности разных типов общественных устройств. Общества в которых существуют условия для вертикальной мобильности (перехода от низших к высшим слоям, групп, классам), где есть широкие возможности для территориальной, в том числе через границы страны, мобильности, называют открытыми. Типы обществ, в которых такие перемещения осложнены или практически невозможны, называются закрытыми. Им свойственны кастовость, клановость, гипперполитизованность. Открытые пути для вертикальной мобильности являются важным условием развития современного общества. В противном случае возникают предпосылки для социального напряжения и конфликтов.

Межпоколенная мобильность . Предполагает, что дети достигают более высокой социальной позиции либо опускаются на более низкую ступеньку, чем их родители. Например, сын рабочего становится инженером.

Внутрипоколенная мобильность . Предполагает, что один и тот же индивид на протяжении жизни несколько раз меняет социальные позиции. Это называется социальной карьерой. Например, токарь становится инженером, затем начальником цеха, директором завода, министром машиностроительной отрасли. Перемещение из сферы физического труда в сферу умственного.

На других основаниях мобильность может классифицироваться на стихийную или организованную.

Примеров стихийной мобильности могут служить перемещения с целью заработка жителей ближнего зарубежья в крупные города соседних государств

Организованная мобильность - перемещение человека или группы вертикально или горизонтально управляется государством.

Организованная мобильность может осуществляться: а) с согласия самих людей; б) без согласия (недобровольная) мобильность. Например, депортация, репатриация, раскулачивание, репрессии и т.д.

От организованной мобильности следует отличать структурную мобильность . Она вызвана изменениями в структуре народного хозяйства и происходит помимо воли и сознания отдельных индивидов. Исчезновение или сокращение отраслей или профессий приводит к перемещению больших масс людей.

Степень мобильности в обществе определяется двумя факторами: диапазоном мобильности в обществе и условиями, которые позволяют людям перемещаться.

Диапазон мобильности зависит от того, какое количество различных статусов в нем существует. Чем больше статусов, тем больше у человека возможности переместиться из одного статуса в другой.

Индустриальное общество расширило диапазон мобильности, Для него характерно гораздо большее количество различных статусов. Первым решающим фактором социальной мобильности является уровень развития экономики. В период экономических депрессий количество высокостатусных позиций сокращается, а низкостатусных расширяется, поэтому доминирует нисходящая мобильность. Она усиливается в те периоды, когда люди теряют свою работу и одновременно новые слои выходят на рынок труда. Напротив, в периоды активного экономического развития появляется множество новых высокостатусных позиций. Повышенный спрос на работников, которые должны занять их, является основной причиной восходящей мобильности.

Таким образом, социальная мобильность определяет динамику развития социальной структуры общества, способствует созданию сбалансированной иерархической пирамиды.

Литература

1. Войцех Заборовский Эволюция социальной структуры: перспектива поколений // Социология: теория, методы, маркетинг. – 2005. - № 1. – С.8-35.

2. Волков Ю.Г. Социология. / Под общей ред. В.И.Добренькова. Р-н-Д: «Феникс», 2005.

3. Гидденс Э. Социальная стратификация // Социс. – 1992. - №9. – стр. 117 – 127.

4. Гіденс Е. Соціологія. / Пер. з англ. В.Шовкун, А. Олійник. Київ: Основи, 1999.

5. Добреньков В.И., Кравченко А.И. Социология: Учебник. – М.: ИНФРА – М, 2005.

6. Кравченко А.И. Общая социология. – М., 2001.

7. Лукашевич М.П., Туленков М.В. Соціологія. Киїк: «Каравела», 2005.

8. Общая социология: Учебное пособие / Под общей ред. А.Г.Эфендиева. – М., 2002. – 654 с.

9. Павліченко П.П., Литвиненко Д.А. Соціологія. Київ: Лібра, 2002.

10. Радугин А.А. Радугин К.А. Социология. Курс лекций. – М., 2001.

11. Сорокин.П. Человек. Цивилизация. Общество. – М., 1992.

12. Соціологія: Підручник для студентів вищих навчальних закладів / За ред.. В.Г.Городяненко – К., 2002. – 560 с.

13. Якуба Е.А.Социология. Учебн. Пособие для студентов, Харьков, 1996. – 192 стр.

14. Харчева В. Основы социологии. – М: Логос, 2001. – 302 стр

15. См. Вопросы философии. – 2005. - №5