Чины в православной церкви по возрастанию: их иерархия. Результаты поиска по \"молодой епископ\"

Патриарх Алексий II – агент КГБ "Дроздов"

Митрополит Смоленский и Калининградский Кирилл Гундяев - агент КГБ "Михайлов"

Митрополит Воронежский Мефодий - агент КГБ "Павел"

Митрополит Киевский Филарет (Денисенко) агент КГБ "Антонов"

Митрополит Минский Филарет – агент КГБ "Островский"

Митрополит Никодим (Ротов) – агент КГБ "Святослав"

Митрополит Волоколамский и Юрьевский Питирим - агент КГБ "Аббат"

Митрополит Ювеналий (Поярков) - агент КГБ "Адамант"

Архиепископ Калужский Климент – агент КГБ "Топаз"

Архиепископ Вильнюсский Хризостом

Почему это важно?

Потому что современная ФСБ не скрывает своей преемственности от КГБ, организации, которая в частности:

1. Пытала женщину, которая хранила рукописи Солженицына перед их изданием на Западе, после чего женщина покончила жизнь самоубийством (источник - 100 Banned Books).

2. Несколько лет выслеживала и потом посадила на 7 лет лагерей писателя Синявского за литературное произведение - повесть "Суд идет".

Московская "патриархия" в лицах

(из статьи А. Правдолюбова "ГЛОБАЛИЗМ И РЕЛИГИЯ АНТИХРИСТА", «Русский эсфигмен», Санкт-Петербург, 2006)

В данном случае речь пойдет о личности весьма заметной. Однако то, что человек этот предстает в глазах большинства существом почти неземным, не избавило его от общего для многих россиян комплекса создания о себе мифа. Закрытость области, в которой наш герой до сих пор занимает высокую должность, чаще всего гарантирует подобным мифам долгую и славную жизнь. Но, к счастью, есть на свете такой институт, как архив. И это, иной раз из-за самых неожиданных находок, позволяет довольно успешно отделять пшеницу от плевел. В данном случае, архив Совета министров Эстонской ССР.

Итак, Алексей Михайлович Ридигер, родившийся в городе Таллине 23 февраля 1929 года. Он же – ныне здравствующий Патриарх Московский и всея Руси Алексий II. "Я родился в буржуазной Эстонии в 1929 году, там же прошло мое детство и юность," – пишет тогда еще митрополит Таллинский и Эстонский Алексий.

После окончания в июне 1945 года восьми классов 6-й средней школы Таллина 17-летний Алексей Ридигер устраивается ризничим и алтарником в Александро-Невский Кафедральный собор Таллина и каким-то образом избегает призыва в армию. В октябре 1946 года становится псаломщиком в Симеоновском, а к весне и в Рождества Богородицы православных храмах. В сентябре 1947 года, невзирая на нормативы закона, предписывающие не принимать в духовные учебные заведения не служивших в армии, Ридигера зачисляют в Ленинградскую духовную семинарию. В апреле 1950 года, уже окончив семинарию, Алексей Ридигер рукополагается в сан священника и назначается настоятелем Йыхвиской Богоявленской церкви, откуда и начинается его настоящая карьера.

"Первым приходом, на котором я прослужил 8 лет, была Богоявленская церковь города Йыхви – центра эстонской сланцевой промышленности. Дальнейшее мое служение проходило в университетском городе Тарту; там же я был назначен и благочинным", – вспоминает митрополит Алексий. Заочно окончив в 1953 году Ленинградскую духовную академию, он служит по 1958 год настоятелем той самой церкви в Йыхви и, по совместительству, настоятелем Никольского прихода села Ямы. А с 1957 года настоятелем Тартуского Успенского собора, исполняя при этом функции благочинного округа.

Правда, перечисляя поочередно свои рукоположения и назначения, он обходит молчанием одну весьма существенную страницу своей биографии. А именно женитьбу на дочери настоятеля таллинской православной церкви Рождества Богородицы в аккурат перед принятием священнического сана. Дело в том, что по сложившейся в русском православии традиции, рукополагаются во священники лишь уже женатые мужчины. 22 августа 1958 года 29-летний рядовой священник, иерей Алексий становится протоиереем, что само по себе в те времена было необычно рано для возведения в высший священнический сан. Но, возможно, что-то объяснит следующая выдержка из документов архива:

"Агент "Дроздов", 1929 года рождения, священник православной церкви, с высшим образованием, кандидат богословия, в совершенстве владеет русским, эстонским и слабо немецким языками. Завербован 28 февраля 1958 года на патриотических чувствах для выявления и разработки антисоветского элемента из числа православного духовенства, среди которых он имеет связи, представляющие для органов КГБ оперативный интерес".

Мнения о специфике работы священнослужителей, сотрудничавших с органами безопасности большевиков, существуют разные. Кто-то считает их чуть ли не бойцами невидимого фронта, охранявшими мiрное счастье советских граждан. Кто-то убежден, что священников привлекали к такому сотрудничеству из-за каких-то их необыкновенных знаний и качеств. Однако правда, как всегда, внешне оказывается более прозаичной, чем продукты народных домыслов. И даже из цитируемого документа довольно быстро становится ясно, что речь идет о банальном стукачестве – на верующих прихожан, на случайных знакомых, на собственных собратьев. В частности, демонстрирует это и наш герой, достоинства которого тем временем тщательно оцениваются.

"К выполнению наших заданий относится с желанием и уже представил ряд заслуживающих внимания материалов, по которым проводится документация преступной деятельности члена правления Йыхвиской православной церкви Гуркина и его жены, злоупотребляющей служебным положением при оформлении пенсий некоторым гражданам (брала взятки). Проведением этого мероприятия предоставится возможность закрепить "Дроздова" на практической работе с органами КГБ. Кроме того, "Дроздов" представил также ценные материалы на разрабатываемого по делу-формуляр священника ПОВЕДСКОГО".

Последняя упомянутая деталь из "послужного списка" особенно примечательна. Протоиерей Валерий Поведский, которого с помощью агента "Дроздова" разрабатывало КГБ, – личность в церковных кругах известная. Когда во время войны священник подвергался неимоверным трудностям, оказался в оккупации, где умудрялся содействовать сопротивлению фашистам, при трагических обстоятельствах потерял сына и дочь. А оказавшись впоследствии с супругой и тремя оставшимися в живых детьми в лагере для перемещенных лиц под Таллином, он был практически обречен на десятилетия лагерей. Но, примечательно, что вызволить его из лагеря сумел не кто иной, как протоиерей Михаил Ридигер, отец будущего "куратора" о. Валерия со стороны КГБ, агента "Дроздова". Читая документы, нетрудно догадаться, что "разработка" о. Валерия Поведского была вменена в особую заслугу священнику "Дроздову".

Успешная работа энергичного православного священника-агента в органах КГБ была замечена высоким начальством, что гарантировало ему продвижение по служебной лестнице. Отчет ответственного за агента сотрудника органов лишний раз свидетельствует о том, как и из кого формировался авангард "советской Церкви", заявляющей сегодня о своей вероучительной исключительности и обладании особой благодатью.

"После закрепления агента на практической работе с органами госбезопасности в конкретных агентурных разработках намечаем также использовать его в наших интересах путем направления в капиталистические государства в составе церковных делегаций".

Однако и этот этап со временем был пройден, став трамплином для дальнейшей головокружительной карьеры будущего Первосвятителя.

"При вербовке учитывалось в будущем (после закрепления на практической работе) выдвижение его через имеющиеся возможности на пост епископа Таллинского и Эстонского. За период сотрудничества с органами КГБ "Дроздов" зарекомендовал себя с положительной стороны, в явках аккуратен, энергичный и общительный. Хорошо разбирается в теоритических (так в тексте. – ред.) вопросах богословия и международной обстановке".

Надо заметить, что "белое" (то есть женатое) священство в Русской Православной Церкви в отличие от "черного" (монашества) не имеет особых административных перспектив сделать карьеру. И, будучи уже благочинным Тарту-Вильяндиского благочиния Тартуской епархии, протоиерей Алексий оставляет жену и принимает 3 марта 1961 года монашеский постриг, становясь таким образом вполне приемлемой для органов КГБ кандидатурой для продвижения в соответствии с намеченным планом. Уже в августе того же года, иеромонах Алексий назначается епископом Таллинским и Эстонским, временно управляющим Рижской епархией, хотя хиротонисан (возведен в епископский сан) он будет лишь 3 сентября 1961 года. С ноября 1961 года епископ Алексий приобретает вполне профессиональную школу более высокого уровня сотрудничества с органами, работая в качестве заместителя председателя Отдела внешних церковных сношений (ОВЦС).

Разумеется, работа рядового агента на периферии и деятельность его в статусе "князя церкви" – вещи, вероятно, одинаковые по сути, но несоизмеримые по уровню. И объектами наблюдений и суждений теперь уже одного из ведущих архиереев РПЦ становятся не какие-то сельские священники и прихожане, а люди, что называется, государственного масштаба.

"Мера, примененная к А. Солженицыну Президиумом Верховного Совета СССР о лишении его гражданства СССР, – пишет митрополит Таллинский и Эстонский Алексий 17 февраля 1974 года в своем резюме, – является вполне правильной и даже гуманной и отвечает воле всего нашего народа, о чем свидетельствует реакция советских людей на решение Президиума Верховного Совета. Церковные люди полностью одобряют это решение и считают, что к А. Солженицыну и ему подобным применимы слова ап. Иоанна Богослова: "Они вышли от нас, но не были наши" (1 Ин. 2,19). <...> Его имя и написанное им используется, особенно нашими политическими и церковными недругами, для разжигания ненависти и вражды против нашей Родины и Церкви, чтобы помешать разрядке международной напряженности и развитию добрососедских отношений между государствами Востока и Запада". Кроме "антисоветчины", будущий Патриарх (ныне один из наиболее восторженных почитателей Солженицына) находит в деятельности писателя и еще один изъян: "А. Солженицын не вправе выступать с оценкой деятельности Русской Православной Церкви, ибо, прежде всего, следует отметить поразительную неосведомленность в религиозных вопросах человека, который решился обличать и поучать церковную иерархию".

Не секрет, что большевики вовсю пользовались авторитетом Русской Православной Церкви для достижения собственных целей. Создавая впечатление активного участия религиозных деятелей в общественной жизни страны, они скрывали, однако, тот контроль, который оставался для этой "деятельности" главной основой. Разумеется, подобное было бы невозможно без своеобразной симпатии к органам со стороны самой Патриархии. Но, изначально будучи МГБэшной структурой, Церковь практически не могла существовать без тесного взаимодействия со своими "контролерами": любое неповиновение грозило бы, как минимум, искусным шантажом. Но подобные мысли, похоже, не приходили в голову никому из иерархов...

После падения большевистского режима в России, при открытии многих архивов было установлено, что с органами госбезопасности и разведки сотрудничали практически все сколь-нибудь значимые представители РПЦ, не говоря об иерархах – митрополитах, архиепископах и епископах...

При работе над материалом использовались:

* автобиография (от 25 апреля 1950 г.), написанная собственноручно митрополитом Таллинским и Эстонским Алексием (Ридигером);
* характеристика, составленная на митрополита Алексия Уполномоченным Совета по делам религий ЭССР Л. Пийпом;
* учетная карточка священнослужителя Совета по делам религий ЭССР; дополнительные сведения к биографии митрополита Таллинского и Эстонского секретаря ЭЕС;
* письмо Управляющего делами МП председателю Совета по делам религии при Совмине СССР от 11 июня 1986 года;
* "Отчет об агентурно-оперативной работе КГБ при Совете министров Эстонской ССР за 1958 год", по тексту регистрационного производства от 27.04.83 года, инф.д. №994, архив 5 отд. КГБ ЭССР);
* Митрохин Н., Тимофеева С. Епископы и епархии Русской Православной Церкви. М., Панорама, 1997.

В числе документов, обнаруженных парламентской Комиссией Верховного Совета России по расследованию причин и обстоятельств государственного переворота (августовского путча 1991 г.), фигурируют отчеты о деятельности 4-го отдела 5-го управления КГБ СССР.Эти отчеты представляют собою богатый материал для историков Русской Православной Церкви, изучающих её судьбу в советский период. В них идет речь о вербовке священнослужителей на службу госбезопасности. Согласно архивным данным, политика вербовки духовенства фактически началась уже с первых лет Советской власти.

Обнаружен и опубликован целый ряд других архивных документов, свидетельствующих о том, что многие иерархи Московской Патриархии одновременно являлись агентами КГБ, а отдельные, наиболее перспективные агенты госбезопасности были продвинуты на руководящие должности Московской Патриархии в качестве ее иерархов. В этих публикациях приводятся, отрывки из рапортов "кураторов церковных" руководству КГБ, свидетельствующие о степени внедрения органов госбезопасности в церковную среду. Приведем здесь лишь одну запись за 1987 год: "Впервые в составе советской делегации принял участие в генеральной сессии ЮНЕСКО агент "Адамант", из числа иерархов РПЦ... Рассмотрено пять личных и рабочих дел на агентов территориальных органов, рекомендованных для продвижения в руководящее звено Русскойправославной церкви. Начальник 4 отдела полковник Тимошевский" (ЦА КГБ л.358 из отчета 4 отдела 5 Управления).

Воистину, "кадры решают все". Примечательно, что агент "Адамант", сиречь митрополит Ювеналий (Поярков – ред.), согласно обнаруженным документам КГБ, вместе с другими иерархами Московской Патриархии и руководителями других конфессий в бывшем СССР был удостоен грамоты КГБ СССР "за многолетнее сотрудничество и активную помощь органам госбезопасности" "1985 г., л. 51. Подготовлены записки в КГБ СССР о поощрении агента "Адаманта". Шугай. В.И.Тимошевский". Раскрыта и агентурная кличка другого видного церковного агента КГБ – "Аббат". Эта кличка принадлежит Высокопреосвященному Питириму, Митрополиту Волоколамскому и Юрьевскому.

В еженедельнике "Огонек" был разоблачен "агент Антонов" – митрополит Киевский Филарет (Денисенко) (ныне – "Патриарх Киевский и всея Украины", по разнарядке "органов" возглавляет раскол в расколе – т. н. Киевский Патриархат – прим. ред.). Ему были посвящены три статьи. Их автор Александр Нежный заканчивает свою последнюю статью "Третье имя" так: "При рождении Его Блаженство нарекли Михаилом, при пострижении в монахи дали имя Филарет; третьим именем его назвали в КГБ".

Вдумаемся в значение этого третьего имени. Монах получает третье имя только при пострижении в великий ангельский образ – в схиму, а Его Блаженство и его собратья по Синоду это третье имя получили от КГБ при "пострижении" в агентурную службу богоборческой империи зла (следует отметить, что "третье имя" будущий агент КГБ сам себе выбирал и формально его получал, ставя свою подпись на документе о сотрудничестве). Владимир Зелинский богословски развивает эту мысль так: "Там, где за именами епископов церкви прячутся прозвища или кличка, она, т.е. церковь превращается в анти-церковь, что требовалось устроителю этого спектакля.

Потому что имя, среди прочего, еще и частица литургии. Имя Божие, как и имя человека. Когда на Великом Входе поминаются имена Патриарха, правящего архиерея, служащего священника и "всех предстоящих и молящихся", то в тот момент – несколькими словами – как бы собирается и озирается вся Церковь. Здесь она предстоит Отцу, Который каждого знает по имени. Под этим именем Он призывает, помнит, ведет, судит, спасает нас и – независимо от нашей веры или неверия – посылает нам в дорогу Ангела-Хранителя.

"Имеющему ухо (слышать) да слышит, что Дух говорит Церквам: побеждающему дам вкушать сокровенную манну, и дам ему белый камень и на камне написанное новое имя, которое никто не знает, кроме того, кто получает" (Откр. 2: 17). Но и там, где вольно или невольно пародируется Церковь, также происходит смена имен. "Потемкин", "Григорий", "Аббат", "Адамант"...

(...) И такая перемена имени имеет свою опору в Писании. Тот же Апокалипсис говорит: "... и не будут иметь покоя ни днем, ни ночью поклоняющиеся зверю и образу его и принимающие начертания имени его" (Откр. 14; 11). Неужели же все "потемкины" и "аббаты" никогда не вспоминали, сердцем не слышали этих Иоанновых слов?" ("Сказанное в темноте", Русская мысль, 24 апреля 1992, с. 6-7).Парламентская Комиссия выяснила, что бывший представитель Патриархии в США архиепископ Климент (ныне Калужский) – агент "Топаз". Митрополит Воронежский Мефодий до недавнего времени скрывался за кличкой "Павел". Митрополит Филарет Минский – "Островский". Покойный митрополит Никодим Ротов – "Святослав", а патриарх Алексий II – "Дроздов".

Эта огласка, однако, нисколько не мешает им продолжать свои обычные занятия – совершать богослужения, исповедовать верующих, принимать послов и других видных иностранных вельмож, созывать соборы и синоды, осуществлять различные благотворительные акции.

В своем слове о том, что нельзя лгать, Авва Дорофей писал:

"...Ни одна злоба, ни одна ересь, ни сам диавол не может никого обольстить иначе, как только под видом добродетели. Апостол говорит, что сам диавол преобразуется в ангела света, потому не удивительно, что и слуги –его преобразуются.в служителей правды (Кор. 11: 14-15)".

На собрании студентов Московского государственного университета глава отдела Внешних Церковных Сношений Московского Патриархата митрополит Смоленский и Калининградский Кирилл Гундяев (он же агент "Михайлов") заявил, что факт встречи духовенства с представителями КГБ "нравственно безразличен" (Бюллетень "Прямой путь", N 1-2, 1992 г.). С этим высказыванием никак нельзя согласиться. Никак нельзя считать нормальным и безвредным для Церкви вмешательство в Ее жизнь какого бы то ни было государственного руководства, тем более богоборческого. Двух мнений на этот счет быть не может. Аморальность такого положения очевидна.

Многие считали и утверждали, что патриарх Алексий II был избран свободным волеизъявлением архиереев Московской Патриархии. Однако, согласно вновь открытым документам, в дни подготовки Поместного Собора 1990 г. руководитель КГБ и будущий путчист Крючков разослал по всем управлениям КГБ специальную шифрованную телеграмму, предлагавшую управлениям способствовать избранию на патриарший престол митрополита Ленинградского Алексия (Ридигера).

Смели ли собранные на собор церковные агенты ослушаться своего шефа? За все последние годы ни один "Дроздов", "Антонов", "Аббат", "Островский" и другие, еще не раскрытые, – ни один из этих "агентов в рясах" не принес примера покаяния! Ни один!

На фоне видов богослужения в питиримовском соборе, с крупными кадрами самого митрополита-председателя Издательского отдела, диктором был сделан следующий комментарий:

"Не многие из тех, кто пришел на воскресную службу в маленькую церковь на улице Неждановой, знали, что здесь, под сводами храма, соединились божественное и диавольское, Добро и Зло, в самом первородном значении этих слов. И невидимая ниточка протянулась из церкви не только в души людские, но и в знаменитый дом, что на Лубянской площади. Если бы не августовский путч, вряд ли общество получило бы возможность расследовать деятельность КГБ, заглянуть в архивы и обнаружить, что это ведомство пронизывало всю ткань нашего общества.

(...) Зачем люди ходят в церковь? Очиститься от греха. Познать высшую истину. Укрепиться в вере. А во что верит митрополит Питирим, многолетний агент КГБ под кличкой "Аббат"? Или он повторяет про себя библейский псалом: помилуй меня, Боже, многократно омой меня от беззакония моего, и от греха моего очисти меня, ибо беззакония мои я сознаю и грех мой всегда предо мною".

Пять дней спустя, согласно церковному календарю, православные христиане собирались в храмы на двунадесятый праздник Сретения. Казалось бы, всякому здравомыслящему человеку должно быть ясно, что для разоблаченного, опозоренного перед всей страной, перед своим духовенством, перед своими прихожанами митрополита Питирима настало время счетов.

Не может же человек, в создавшейся новой обстановке, явиться в белоснежном клобуке, войти во Святая Святых и совершать безкровную Жертву. Как ни в чем не бывало. К нашему величайшему удивлению, как будто и это возможно...

Неужели, когда эта статья появится, все будет по-прежнему, и хотя бы из простой порядочности митрополит не найдет нужным по своей воле уйти на покой? ...А тем временем "митрополитбюро" – молчит... Как написано в Московских Новостях, "митрополит– бюро" – это даже не словечко, а диагноз, как говорят семинаристы. Да, стоит посмотреть список постоянных членов Синода, чтобы понять почему они молчат...

Известно, что ни один архиерей не получал митры без санкции КГБ. Итак, ни у одного архиерея, даже викарного, на этой почве совесть не чиста. Ни у одного, но чем выше должность в патриархии, тем хуже. Наши отцы и деды, доблестные сыны России, несмотря на тяжелейшие условия эмигрантской жизни, сумели сохранить выправку и все те качества, которые так свойственны были для русского офицера, белого офицера. Кое-что сумели передать и молодому поколению, родившемуся уже за рубежом. Оттого, может быть, нам так трудно понять поведение людей, именующих себя русскими, но утерявших все черты русского человека, – как порядочность, достоинство, честность, благородство.

Нам просто не понятно, ни в какие рамки не влезает, как эти люди могут продолжать кривить душой и оставаться на своих постах, на постах духовных вождей! Ну сыграл и – проиграл, так сними с себя панагию и, если только ты верующий, уповай на милость Божию, и испрашивай у обманутых тобою людей прощения. Но такого намеренного затопления всего патриархийного аппарата явно не стоит ожидать в близком будущем .

Частное определение Комиссии президиума Верховного Совета РФ по расследованию причин и обстоятельств ГКЧП

Руководителям, иерархам Русской Православной Церкви:

Комиссия обращает внимание руководства РПЦ на антиконституционное использование Центральным комитетом КПСС и органами КГБ СССР ряда церковных органов в своих целях путем вербовки и засылки в них агентуры КГБ. Так, по линии Отдела внешних церковных сношений выезжали за рубеж и выполняли задания руководства КГБ агенты, обозначенные кличками "Святослав", "Аламант", "Михайлов", "Топаз", "Нестерович", "Кузнецов", "Огнев", "Есауленко" и другие. Характер исполняемых ими поручений свидетельствует о неотделенности указанного Отдела от государства, о его трансформации в скрытый центр агентуры КГБ среди верующих.

Через посредство агентуры держались под контролем международные религиозные организации, в которых участвовала и РПЦ: Мiровный Совет Церквей, Христианская Мирная Конференция, Конференция Европейских Церквей, Политбюро ЦК КПСС, председатель КГБ СССР Ю.Андропов докладывал ЦК КПСС о том, что КГБ держит под контролем отношения РПЦ с Ватиканом.

Такая глубокая инфильтрация агентуры спецслужб в религиозные объединения представляет собой серьезную опасность для общества и государства... Как показал государственный переворот 19-21 августа 1991 года, возможность использования религии в антиконституционных целях была реальной.

Глубокую обезпокоенность вызывает визит митрополита Питирима (Нечаева) к объявленному Президентом России вне закона государственному преступнику Б.К.Пуго 21 августа 1991 года. На дипломатическом языке – это признание "де-факто". Питательной средой для такого визита явилось то обстоятельство, что Издательский отдел Московской Патриархии контролировался агентурой КГБ. В отчетах 5 управления КГБ СССР по линии Издательского отдела постоянно упоминаются агенты "Аббат" (из иерархов) и "Григорьев", часто ездившие за рубеж и, очевидно, занимавшие (занимающие) высокие посты в этом учреждении.

Несомненная вина в сложившемся положении – на КПСС и подотчетных ей органах государства. Но несомненно и то, что сами религиозные объединения не знают всей правды о своих сотрудниках. Люстрация церковной агентуры могла бы быть жестким, даже жестоким актом по отношению к Церкви, и без того много пострадавшей. Комиссия считает, что лучше если верующие сами найдут способ очищения от привнесенных, антиконституционных элементов.

Но, к сожалению, руководство Церкви до сих пор не высказало официального отношения к проблеме своей деполитизации. Референт Патриарха Алексия II, диакон Андрей Кураев, объявил публикации о материалах Комиссии гонением на Церковь и даже "триумфом" самого КГБ ("Московские новости" № 10 за 1992 год). Однако архиепископ Вильнюсский Хризостом по существу опроверг диакона Кураева и рассказал о своем 18-летнем (!) сотрудничестве с КГБ ("Российская газета" № 52/388 за 1992 год, стр. 7).

В виду отсутствия официальной точки зрения руководства Церкви Комиссия рекомендует внести в канонические и гражданские уставы запреты на тайное сотрудничество ответственных работников Церкви с органами государства, а также изучить предшествующую деятельность своих органов управления и международных отделов в свете соответствия этой деятельности конституционному принципу отделения Церкви от государства. Со своей стороны, для устранения опасности использования Церкви в антиконституционных целях (бывает и такое! – ред.), Комиссия предложила внести поправки в действующее законодательство, воспрещающие привлекать священнослужителей к оперативно-розыскной деятельности. Однако добиться практического исполнения этого положения можно только при запрете с обеих сторон – и со стороны государства, и со стороны самой Церкви.

Комиссия выражает надежду, что РПЦ сможет преодолеть тяжелое наследие прошлого.

Председатель Комиссии, народный депутат П.Пономарев. 1992 г.

Вячеслав Лихачев. Нацизм в России. – М.: РОО "Центр "Панорама"", 2002.

Протоиерей Виктор Потапов "Молчанием предаётся Бог", изд. Лествица, г. Тольятти, 1992 г.

Протодиакон Герман Иванов "Ватикан и Россия", М., 1993 г.

Имя главного священнослужителя Запорожья Иосифа (Масленникова) фигурирует сразу в нескольких скандалах. Запорожская паства задает вопрос – может ли быть их духовным лидером человек сомнительной репутации?

Верующие Украины выступили против самого молодого архиерея Русской православной церкви. Имя главного священнослужителя Запорожья Иосифа (Масленникова) фигурирует сразу в нескольких скандалах, связанных с церковной и мирской жизнью.

Запорожская паства задает вопрос - может ли быть их духовным лидером человек сомнительной репутации, даже учитывая его «высокие деловые качества»? Тридцатилетний епископ вошел в обойму высшей госноменклатуры, но явно становится чужим для рядовых прихожан.

Крупнейший индустриальный центр украинского юга, Запорожье считалось незыблемым оплотом канонического православия. Даже в самые трудные времена 90-х здесь возводились храмы УПЦ Московского патриархата. Однако скандальными пикетами сопровождался последний майский визит митрополита Киевского и всея Украины Владимира в Запорожье. Простые люди пытались донести до митрополита свою душевную тревогу: кому служит их владыка — Богу или губернским чинам?

Чуть ли не каждый день епископ Запорожский и Мелитопольский пропадает у губернатора и его замов, о чем с удовольствием сообщает официозная пресса. Освящения высоких кабинетов следуют один за другим. Подписал два соглашения о партнерстве с руководством области. Чиновники и бизнесмены воспринимают его как самого престижного VIP-духовника. Стремительность церковной карьеры объясняют удивительно прочными связями с властью.

Иосиф участвовал в съезде Партии регионов, выдвинувшем В.Януковича на пост президента. Говоря о своей молодости, запорожский владыка легко сравнивает себя с Иисусом Христом, «который тоже ровно в 30 лет вышел на проповедь». Только вот рубище новый мессия не носит и прекрасно ладит с торговцами.

Наверное, хорошо, когда есть династии священнослужителей. Это семейство переехало на Украину из Молдовы, где отец, бывший военный, пытался найти себя в одной из сект. Но православие оказалось надежнее. Начинали на паперти, причем в буквальном смысле слова.

— Масленников-старший и пятеро его детей просили подаяния у ворот кафедрального собора св. Петра и Павла. Жили с того, что дадут прихожане, - вспоминает симферопольский священник Василий Ковалев. Когда в 1992-м из Крыма в Запорожье перевели будущего архиепископа Запорожского и Мелитопольского Василия, пожилой владыка пригласил с собой тех, кого желал наставить на путь истинный. Среди них были Масленниковы, не гнушавшиеся любым послушанием от благодетеля.

И постепенно стараниями доброго старика-архиепископа домашняя челядь вышла в люди! Глава семейства стал наместником монастыря в Мелитополе. Матушка руководит еще одной, весьма благополучной женской обителью. При серьезных церковных должностях трое братьев. Оказалось, можно быть игуменом или иеромонахом, при этом состоять в браке, иметь недвижимость и хорошие машины.

Но выше всех поднялся младший Алеша, выпускник Белгородской духовной семинарии, постриженный в мантию и нареченный именем Иосиф.

Смена правящего архиерея в Запорожской епархии произошла неожиданно и молниеносно, словно боевая операция. Запорожские газеты публиковали пасхальное поздравление владыки Василия, а на должности уже пребывал 30-летний Иосиф. В церковных кругах отказываются обсуждать тему, достиг ли он возраста, необходимого для назначения на пост епископа. По одной из версий, приписал себе необходимые годы, используя второе гражданство Приднестровской Молдавской Республики.

Молодость Алексея Масленникова не помешала ему устроить жестокую кадровую чистку. Понял иерарх главное правило номенклатурного выживания: обязательно сформируй свою команду. После десятилетий службы запорожские священники начали терять приходы. Прихожане безуспешно пытались отстоять привычных батюшек.

Епархию ломали об колено. Есть свидетельства, что от священников начали требовать мзду, якобы на подготовку встреч с Блаженнейшим митрополитом Владимиром. Обычная такса - 2000 долларов. Разборки шли за пожертвования частных лиц, за церковные магазины и автопарковки у церквей в центре Запорожья.

Новый владыка собрался снимать фильм, пропагандируя православие на личном примере. И вовсе не считает такое кино гордыней. Он благословляет Запорожье, облетая город на вертолете. Любит респектабельный бильярд, а его верный клир дружно становится футболистами. Мероприятия обязательно сопровождаются мощной пиар-компанией о продвинутом и супер-энергичном церковном реформаторе.

Последняя акция — епископом Запорожским и Мелитопольским Иосифом возведен в сан диакона всемирно известный путешественник, уроженец Запорожской области Федор Конюхов. В здешнем Свято — Покровском кафедральном соборе прошла пресс-конференция Иосифа и диакона Конюхова, на которой представлен проект храма в образе корабля. Руководит проектом архитектор Дмитрий Петров при поддержке губернатора Бориса Петрова. Храмовый комплекс святого праведного Федора Ушакова в византийском стиле и 27-метровая колокольня в виде маяка на берегу Днепра…

Увы, новость о храме-корабле не потрясла православных. Гораздо активней обсуждают запорожцы, зачем потребовались епископу сразу три городские квартиры и частный дом в селе с характерным названием Терпенье. Еще одну квартиру приобрела мать владыки - видно, монастырской кельи для игуменьи не хватило.

Настоящей сенсацией стала покупка земельного участка и жилого дома на заповедном острове Хортица. Каждый читал гоголевского «Тараса Бульбу». Даже молодые россияне, с трудом представляющие, что такое Севастополь или Киев, знают колыбель Запорожской Сечи.

Новое строительство на Хортице строго запрещено законом. А если очень хочется пожить в зеленом раю Днепра? Старый дом принадлежал выморочной семье алкоголиков. Сначала его хапнул высокопоставленный гаишник, потом начальник РОВД. Милиционерам не составило труда переоформить документы собственников земельного участка в заповеднике.

По слухам, владыка отдал милиционеру одну из своих квартир, а сам с удовольствием перебрался на Хортицу. Обычно рядом со святым отцом на строительстве хортицкого особняка появляется педагог Запорожского приватного университета, импозантная и молодая Татьяна Кравченко.

Люди в смущении. Тему охотно раскручивают раскольники из Киевского патриархата и многочисленные сектанты. Сегодня протестантские церкви окучили весь юг Запорожской области и движутся дальше. Их проповедники говорят: Иосиф с начальством, а Бог с нами.

Тэги: Украина, Религия, РПЦ, Запорожье

Здравствуйте уважаемые!

В прошлый раз мы с Вами закончили с иереями:
Вот так вот худо-бедно мы с Вами добрались и до высшей 3 степени священства — до епископов (архиереев).
Как Вы уже поняли (об этом мы с вами разговаривали в предыдущих частях)этого высокого сана может достигнуть только «черное духовенство » и если кто то из «белого » хочет сделать дальнейшую карьеру, то надо принимать малую схиму, то есть постригаться в монахи. Слово епископ далеко не так однозначно, как кажется на первый взгляд. Произошло оно естественно с греческого «Епископос», что можно перевести как блюститель; или смотрящий. Это термин неоднократно встречается в оригинальных текстах Библии, но есть один маленький нюанс — он используется двояко. Так Апостол Павел называет пресвитеров епископами и наоборот. Например в 5 стихе послания к Титу Апостол просит его завершить начатое дело - «Для того я оставил тебя в Крите, чтобы ты довершил недоконченное и поставил по всем городам пресвитеров, как я тебе приказывал » (Титу 1:5). А в седьмом стихе того же послания Павел называет этих пресвитеров епи-скопами: «Ибо епископ должен быть непорочен, как Божий домостроитель, не дерзок, не гневлив, не пьяница, не бийца, не корыстолю-бец…» .

Архиереи РПЦ

То есть если исходить из буквально прочтения Нового завета епископ стоит наравне с пресвитерами , а не надзирает над ними. Однако в церкви естественно этот сложный момент обойдет — пресвитеры — 2 уровень священства, а епископы — 3 и высший. В Православии еще более изящно решили «проблему» - пресвитеры называются иереями , а епископы — архиереями , так что даже по названию видно у кого какое «звание», кто выше, а кто подчинен.
В 3 степени священства РПЦ мы можем лицезреть несколько чинов — кроме собственно говоря архиерея (епископа) это викарий, архиепископ, митрополит , ну и собственно говоря сам Патриарх.


Архиерей на службе

Обо всех мы поговорим в следующих частях, а Патриарху Московскому и всея Руси уместно будет посвятить отдельный пост.
Кандидат в архиереи должен соответствовать этому высокому званию по нравственным качествам и обязательно иметь богословское образование. Древние канонические правила не определяли минимальный возраст кандидата на поставление в епископы , однако согласно действующим принципам и Уставу РПЦ кандидаты в архиереи избираются в возрасте не моложе 30 лет из монашествующих или не состоящих в браке лиц белого духовенства с обязательным пострижением в монашество. Под пострижением в монашество понимается пострижение в малую схиму.
Мы с вами ранее подробно разбирали хиротонию диаконов и пресвитеров , которую проводят епископы . Ну так вот хиротония епископов тоже имеет место быть. Совершается она так называемым «собором епископов », то есть двумя и более уже действующими архиереями , когда на главу новопоставляемого епископа возлагается раскрытое Евангелие. Это Евангелие держат в своих руках все служащие архиереи. Этим символизируется тот факт, что епископ ставится самим Богом , а служащие архиереи — лишь исполнители Его воли. Совершается рукоположение епископов сразу же за Литургией после так называмого малого входа . При посвящении архиерей получает благодать не только совершать все таинства, но и посвящать других для совершения таинств. По большому счету как раз рукоположение архиереев и есть то преемство власти от святых апостолов, которое передается от поколения в поколение и уже сами архиереи «распределяют» это правопреемство дальше. Окончательно весь процесс завершается после того как новоиспеченный епископ читает особую присягу


Рукоположение епископа

Вообще а рхиерей пользуются всей полнотой власти в делах вероучения, священнодействия и пастырства на выделенной ему епархии. Он рукополагает и назначает клириков на место их служения, назначает всех сотрудников епархиальных учреждений и благословляет монашеские постриги. Он имет право воздействия и даже взыскания клириков и не только их. Имеет большое влияние он и на мирян — например может временно отлучить от церковного общения. Или же скажем церковные браки и разводы — это тоже в его компетенции. По большому счету, без его согласия архиерея ни одно решение органов епархиального управления не может быть проведено в жизнь
Архиерей остается на своей должности пожизненно. Но п о достижении 75-летнего возраста подает на имя Патриарха прошение об уходе на покой. Вопрос о времени удовлетворения такого прошения решается Священным Синодом. В случае его ухода на покой его епархия становится «вдовствующей». Управление вдовствующей епархией осуществляет архиерей, назначаемый Патриархом Московским и всея Руси .
Однако епископа могут и отстранить от управления, а случае серьезного правонарушения и вовсе лишить святого сана вышестоящими церковными властями.

Филарет (Денисенко)

Но и это не является главным наказанием архиерея . Если епископ, получивший то или иное наказание за совершение канонического преступления, не подчиняется решению высшей церковной власти в исключительном случае может быть отлучен от Церкви, сиречь предан Анафеме. Примером подобного случая является бывший митрополит Киевский и Галицкий Филарет (Денисенко), который стал одним из руководителей Украинской Православной Церкви.

Результаты поиска

Нашлось результатов: 13 (0,25 сек )

Свободный доступ

Ограниченный доступ

Уточняется продление лицензии

2

Смену исторических эпох обычно связывают с каким-то эпохальным событием. На роль начала Нового времени, или, в западной терминологии, Современности (Modernity), претендуют падение Византийской империи (1453), открытие Америки (1492), начало Реформации (1517). Гораздо менее заметное – изобретение книгопечатания (~1450) – привело к рождению современной науки, ставшей ныне мощным двигателем мировой истории.

3

Браулион, епископ Сарагосы в 631–651 гг., известен, главным образом, благодаря своей переписке, содержащей 44 послания, среди которых – письма, адресованные королям, римскому папе, епископам и аббатам Толедского королевства, а также знатным мирянам. Большое интеллектуальное влияние на Браулиона оказал знаменитый Исидор Севильский († 636), который был его добрым другом. Известно, что «Этимологии» Исидора были написаны по просьбе Браулиона; он же осуществил редакцию энциклопедии. «Этимологии» стали для Браулиона одним из главных источников знаний произведений античных (прежде всего, римских) авторов. Другим не менее важным источником для него были письма Иеронима Стридонского. Однако некоторые античные произведения епископ Сарагосы мог знать и из первоисточников. Кроме этого, в соответствии с культурой того времени, Браулион хорошо знал библейские тексты и произведения Отцов Церкви. Цитирование античных и христианских авторов в письмах Браулиона очень показательно. Так, он никогда не ссылается на языческих писателей и поэтов в письмах, адресованных мирянам, хотя в письмах, предназначенных клирикам, он цитирует их весьма охотно. Зато в письмах и к мирянам, и к клирикам он часто приводит фрагменты Священного Писания и аллюзии на него. Это может означать, что в эту эпоху епископы были единственной группой, способной распознать и понять античные аллюзии и сюжеты, тогда как образование мирян ограничивалось Священным Писанием. В целом, переписка Браулиона Сарагосского представляет собой интереснейший источник по истории культуры и интеллектуальной традиции Толедского королевства.

4

В статье дана рецензия на первый том романа-хроники Еленина Марка Соломоновича "Семь смертных грехов", рассказывающего о Белом движении в Крыму в 1920 году.

Не оставил без внимания Еленин и церковных деятелей: совершенно голословно утверждает он, например, что молодой епископ Вениамин, ведущая фигура крымского клира, „проповедует с амвона в Кафедральном соборе: „Бейте жидов, закабаливших русский народ...

5

№4 [Вестник ПСТГУ. Серия II. «История. История Русской Православной Церкви», 2012]

Одновременно агент обратил внимание на то обстоятельство, что молодой епископ уже занял первый этаж, на котором расположены помещения для правящего митрополита18 .

Предпросмотр: Вестник ПСТГУ. Серия II. «История. История Русской Православной Церкви» №4 2012.pdf (0,1 Мб)

6

Собрание творений. Т. II на латинском и русском языках

М.: Изд-во ПСТГУ

Во второй том собрания творений святителя Амвросия вошли трактаты, посвященные темам девства и мариологии. Все тексты представлены на латинском языке и в русских переводах.

Афанасия, сочинение свт. Амвросия тесно связано с актуальными богословскими вопросами эпохи. Здесь молодой епископ , избрание которого на какое-то время примирило никейскую и арианскую партии, заявляет о своей антиарианской позиции и в то же время...

7

№2 (1064) [Знание - сила, 2016]

«Знание - сила» - российский научно-популярный и научно-художественный журнал, основанный в 1926 году. Публикует материалы о достижениях в различных областях науки - физике, астрономии, космологии, биологии, истории, экономике, философии, психологии, социологии.

С юношеским пылом он намеревался свершить то, что не удавалось его предшественникам, – крещение тамошних язычников. Однако прибыв на место, молодой епископ обнаружил, что в той полудикой епархии начинать надо было с церковного люда.

Предпросмотр: Знание - сила №2 (1064) 2016.pdf (2,0 Мб)

8

№2 [Вестник ПСТГУ. Серия II. «История. История Русской Православной Церкви», 2013]

Серия журнала «Вестник ПСТГУ: История. История Русской Православной Церкви» готовится Научно-исследовательским Отделом новейшей истории Русской Православной Церкви (№№ 2, 3, 5, 6) и Историческим факультетом ПСТГУ (№№ 1 и 4). Серия продолжает «Богословский сборник» в его исторической части, этим объясняется двойная нумерация журнала (второй номер продолжает сплошную нумерацию с № 1 «Богословского сборника»). Церковно-историческая проблематика отражена в основном статьями по истории Древней Руси и синодального периода, новейшей истории Русской Православной Церкви, публикациями архивных материалов из ранее недоступных архивных фондов. Приоритетное внимание в журнале уделяется подвигу исповедников и новомучеников Русской Православной Церкви. Велик удельный вес статей, отражающих проблемы отношения Церкви и государства, роли и места отдельных церковных деятелей, борьбы с расколами, истории Русской Церкви за границей и русской эмиграции в целом. Растет число статей на материалах местных архивов. В номерах, готовящихся Историческим факультетом, освещаются проблемы социального служения Церкви и благотворительности в Российской Империи.

Молодой епископ своей жизнью, смелостью вдохновил народ, и народ не пошел в обновленческие храмы». А в послевоенные, не менее трудные для жизни Церкви годы владыка Афанасий убеждал прекратить разделения и сумел многих вернуть в Церковь.

Предпросмотр: Вестник ПСТГУ. Серия II. «История. История Русской Православной Церкви» №2 2013.pdf (0,1 Мб)

9

№6 [Посев, 1995]

Общественно-политический журнал. Выходит с 11 ноября 1945 г., издается одноименным издательством. Девиз журнала - «Не в силе Бог, а в правде» (Александр Невский). Периодичность журнала менялась. Первоначально выходил как еженедельное издание, некоторое время выходил два раза в неделю, а с начала 1968 года (номер 1128) журнал стал ежемесячным.

Во многом это зависит от правящего епископа. Например, в Костроме молодой епископ Александр прикрепил к каждому месту заключения священника.

Предпросмотр: Посев №6 1995.pdf (0,4 Мб)

10

№1 [Аристей: Классическая филология и античная история, 2014]

Как пишет в предисловии к первому номеру главный редактор журнала А.В. Подосинов, "Аристей" сохраняет и будет стараться сохранять "высокий академический уровень". Журнал включает статьи по филологии, истории, лингвистике, искусствоведению, палеографии. Кроме того, много внимания уделяется истории Северного Причерноморья, поскольку эта область антиковедения в наибольшей степени связывает классическую историю и историю отечественную. Журнал дает возможность молодым исследователям не только использовать журнал как источник информации о последних тенденциях в отечественном антиковедении, но и представлять на суд читателей свои статьи. Подробная хроника событий в мире антиковедения отражает течение научной жизни, включает исследователей, прежде всего молодых, в сообщество антиковедов, способствует их успешной социализации.

Когда молодой епископ Браги и Фруктуоз попросил Браулио, тот в своем письме привел цитаты из «Еврейских вопросов» Иеронима, «О граде Божием» Августина и из Ветхого завета30 О том, что Браулион был прекрасным знатоком Библии, говорит и тот факт...