Делаем выбор между естественной или принудительной системой вентиляции гаража. Вентиляция в гараже – как правильно все сделать, как выбрать оптимальную схему Устройство вентиляции в гараже

Большинство автолюбителей свято уверены, что срок жизни их авто зависит от качества топлива и масла, заливаемого в авто. Более опытные водители добавляют, что для автомобиля наиболее важным считается хранение в теплом гараже. А самые «матерые» автолюбители заявляют, что на срок жизни четырехколесного друга больше всего влияет вентиляция гаражного помещения. В этом споре, конечно же, все правы: от того какое топливо зальешь в бак авто зависит работа его «сердца», т.е двигателя, а в теплом гараже будет находиться гораздо комфортнее самому хозяину, во время «общения со своим железным другом».

Ваш автомобиль будет защищен от лишней влаги, находящейся в воздухе. Все дело в том, что за ночь машина остывает и на металлических частях авто конденсируется влага. Как известно, конденсат – это не просто роса или капельки водички, это довольно агрессивная жидкость, способная в короткое время уничтожить практически любое антикоррозийное покрытие и металл, которое оно защищает.

Кроме того, без вентилирования сам гараж очень скоро превратиться в помещение, пропитанное выхлопными газами, парами топлива и запахом плесени, где находиться станет неприятно и а даже опасно для здоровья. Грибок и плесень будет покрывать вещи, которые каждый автолюбитель хранит в своем гараже, некоторые части вашего авто и самого помещения, выделяя в окружающее пространство споры, приводящие к тяжелым заболеваниям и аллергии. Картина довольно неприглядная. В этой статье мы хотели бы поговорить именно об устройстве правильной вентиляционной системы «домика для вашего авто».

По нормам для России, приток свежего воздуха в гаражном помещении должен быть не менее чем 180 л. в час . Это прописано в нормативных документах. Если кто-то считает, что это очень много, то для Европейских стран этот показатель ровно в два раза выше, и составляет 360 л./час. Именно такой приток воздуха сможет обезопасить владельцев автотранспорта от губительного воздействия на их организм отравляющих веществ, которые входят в выхлопные газы. Уровень СО2, поднявшийся в воздухе всего до 0,2 %, приводит к потере сознания и последующей остановке дыхания. Только исходя из этих цифр, приходит понимание того, что вентиляция в таком помещении – жизненно необходима.

Виды вентиляционных систем

Существует три типа вентиляционных систем, которые можно обустроить в гараже. У каждой из них есть как достоинства, так и недостатки, которые мы и рассмотрим более подробно.


  1. в гараже предполагает наличие минимум двух отверстий с воздуховодами, для естественной циркуляции воздуха. Воздухооборот осуществляется за счет разницы температуры воздуха, между помещением и улицей. Это наиболее востребованный тип циркуляции воздушных потоков у большинства автолюбителей, так как наиболее дешевый и независящий от электричества, и его всегда можно обустроить собственными силами с минимальными и финансовыми затратами.
  2. Комбинированная. Этот вид предполагает естественную вытяжку воздушных масс и принудительный его приток, или наоборот: естественный приток и механическая вытяжка. Такая система объединяет в себе все положительные качества, естественно, и механической системы проветривания. Она хороша для тех гаражных помещений, в которых нет проблем с электричеством. Всегда можно увеличить циркуляцию воздушных потоков увеличив производительность вентилятора и сечение воздуховодов.

  3. . Полностью принудительная циркуляция воздушных масс предполагает наличие механического притока и вывода воздуха. В принципе, обустроить самостоятельно простейшую вентиляцию такого типа довольно несложно, если знать принципы расчета мощности приточных и вытяжных вентиляторов и расчета сечения воздуховодов. Покупку и установку уже готовых, моноблочных систем в гараже, мы рассматривать не будем, так как начальная стоимость самой бюджетной версии такой вентиляции начинается от 2 тыс. у.е, а это сопоставимо с подержанным, но находящимся в рабочем состоянии, практически любым представителем советского автопрома. У механической вентиляции есть один существенный минус – энергозависимость: есть свет – есть вентиляция, нет электричества – приходится дышать угарным газом.

Без расчета никуда

Без этого этапа практически невозможно обустройство правильной вентиляции в гаражном помещении. При проектировании системы вентиляции в гараже должны быть учтены следующие моменты: площадь и высота гаража, сколько машин в нем размещается одновременно, мощность силовой установки и тип топлива (бензин, дизель,). В проекте должны быть точные места размещения приточного и вытяжного воздуховода, с диаметрами отверстий под них. Следует учитывать наличие в гараже смотровой ямы, погреба или овощной ямы, к которым также следует предусмотреть проветривание.

Для правильного расчета естественной вентиляции любого помещения, нужно обращаться в специализированные конторы, которые эффективно, а главное точно рассчитают вам мощность приточных и вытяжных вентиляторов, а также нужного сечения воздуховодов. Кроме того, эти фирмы очень точно помогут вам расстаться со значительной суммой денег в собственном кошельке. Мы расскажем вам, как самостоятельно гаража, схема которой один приточный воздуховод, а один вытяжной.

Правила самостоятельного расчета воздуховодов

На самом деле, в этом нет ничего сложного, если знаешь некоторые правила расчета. Для естественной вентиляции на 1 м.кв площади гаража нужно 15 мм.кв сечения воздуховодов . Пример: На стандартный гараж, размерами (5м. х 3 м.) = 15 м.кв, вам потребуется вентиляционная труба диаметром (15 х 15) = 225 мм.

Если вы решили реализовать механическую, одноканальную вентиляцию гаража, то следует руководствоваться правилом расчета воздуховодов, диаметр которых должен быть не менее чем 0,3% от общей площади «домика для автомобиля». По такому же принципу рассчитывается и вентиляция погреба в гараже. Все просто, и денег за расчеты платить никому не надо.

Условия для правильного функционирования приточной и вытяжной системы

Для этого типа вентиляционной системы действительно нужны определенные условия.

  • Вентиляционные отверстия должны быть правильно расположены и определенного диаметра. О том, как рассчитывать их величину мы говорили выше, а расположение их должно быть таким: два отверстия, по диагонали помещения, располагающиеся одно от пола, а другое от потолка на 10 см.
  • Вентиляционные трубы должны быть: приточная – подсоединенная коленом 90° к отверстию в нижней части стены, должна иметь высоту от земли 30 см. Верхняя часть этого воздуховода обязательно закрывается металлической сеткой и зонтом, для предотвращения попадания внутрь гаража мусора, грызунов и т.д. Вторая вентиляционная труба – вытяжная, монтируется к верхнему стеновому отверстию, коленом под 90°, и поднимающаяся выше уровня верхней точки крыши на 50 см. Труба также должна закрываться зонтом, чтобы внутрь не попадали атмосферные осадки, листья и т.д.

В идеале, между верхними точками приточной и вытяжной вентиляционной трубы, должно быть три метра разницы. При таком расположении создается идеальный перепад давления для хорошего вентилирования гаража. Но иногда погодные условия могут сделать так, что даже идеально рассчитанная и выполненная система будет давать сбой. В таком случае можно обустроить в собственном гараже комбинированную вентиляционную систему.

Обустройство комбинированной вентиляции

Комбинированная вентиляция в гараже своими руками делается не сложнее естественной, правда с несколько большими финансовыми затратами. : благодаря созданию избыточного давления в помещении, загрязненные воздушные массы выталкиваются и замещаются свежим. Все может делаться и наоборот: в вытяжку встраивается вентилятор. Вытягивая отработанный воздух, в помещении создается разряжение, при котором через естественный приток поступают свежие воздушные потоки.

Для такой системы есть одно ограничение по расположению входного и выходного отверстий: они не должны находиться на одной линии, друг напротив друга. В такой системе важным фактором эффективности является производительность вытяжного вентилятора. Рассчитать его самостоятельно достаточно просто: либо обратиться к СНИП, где сказано, что приток свежего, и соответственно выход отработанного воздуха должен быть не менее 180 л/ч.

Второй вариант, рассчитать мощность вентилятора, в зависимости от объема помещения. Для гаража было бы очень неплохо, если бы воздух полностью в нем сменялся, хотя бы 5-7 раз в час. Чтобы рассчитать, какая производительность вентилятора вам понадобится, нужно объем гаража (длина х ширина х высота) умножить на кратность воздухообмена, в нашем случае на 5. Полученная цифра и будет рекомендованной производительностью вытяжного вентилятора в час.

Важно!
Помните, чтобы комбинированная вентиляционная система работала эффективно, нужно, чтобы воздуховоды были соответствующего диаметра. Если вы делаете комбинированную вентиляцию с механическим притоком, то нужна естественная вытяжка. Которая будет справляться с выводом воздуха такого объема. Если в таком типе вентиляции механическая вытяжка, то следите за тем, чтобы приточный воздушный поток мог поступать в соответствующем объеме.

Для того чтобы сохранить машину в первоначальном виде, поставить её в гараж недостаточно. Помещения, в которых не установлена или работает неправильно вентиляция, губительно влияют на состояние транспортного средства. Но что делать, если в доставшемся гараже таковая отсутствует? Выход есть - создать вентиляцию своими руками.

Для чего нужна вентиляция в гараже?

На вопрос «Нужна ли вентиляция в гараже?» опытные автовладельцы в один голос отвечают: «Да». Неопровержимое доказательство такой точки зрения - последствия процессов, происходящих с машиной в невентилируемом помещении:

  • разрушающее действие влаги на металлические части и электронику автомобиля,
  • порча и гниение продуктов, хранимых на чердаке или в подвале;
  • возникновение грибка на стенах, балках из дерева.

Если в помещении отсутствует вентиляция, то накапливаются вредные вещества, пагубно влияющие на здоровье автовладельца.


Без сомнений в гараже должна быть вентиляция

По общепринятым нормам, коммуникационную систему вентилирования в хозяйственных помещениях оборудуют на одном уровне с жилыми. Воздухообмен в полном объёме совершается за день 6–10 раз. А приток воздуха составляет 180 кубометров за час.

Задачи вентиляционной системы:

  1. Удаление влаги из гаража. Попадание происходит вместе с машиной во время дождя или снега на улице.
  2. Высасывание из гаража газа и пара, они наносят вред человеческому здоровью.
  3. Сушка внешней части машины после езды под дождём или снегом.
  4. Предотвращение появление грибка на деревянных поверхностях, стенах помещения, и коррозии металлических составляющих.
  5. Просушивание подвальных и чердачных частей гаража.


Комбинированная система вентиляции более эффективна, чем естественная

Виды вентиляции и их устройство. Выбираем по своим нуждам

Независимо от высоты гаража, оборудована ли в нём смотровая яма, есть подвал или чердачное помещение, из какого материала он изготовлен, - вентиляция в этом помещении нужна. Постройку вентилируют равнозначно. Тщательно прокладывают трубы в подвалах, так как эти места подвержены возникновению сырости и затхлости больше, чем другие помещения.

Рассмотрим три типа вентиляции.

  • Естественная. Приток воздуха в гараж происходит за счёт того, что температура в помещении и за пределами отличается.

Для самопроизвольной циркуляции воздуха устанавливают два вентиляционных отверстия: вытяжное и приточное. Ускорит этот процесс дефлектор в вытяжном отверстии. Вокруг такого устройства формируется зона пониженного давления, это помогает вытягиванию загрязнённого воздуха из помещения.


Экономный вариант вентиляции в гараже

Перемещение воздушных потоков проходит на основе физических законов и атмосферных явлений:

  1. Различия плотности тёплого и холодного воздуха;
  2. Силы ветра;
  3. Перемещения воздуха из области с высоким давлением в зону с меньшим.

При установке такого вида вентиляции помните о следующем:

  1. Циркуляция воздушных потоков летом проходить не будет;
  2. Возможно возникновение сквозняка из-за резких перепадов давления;
  3. Нужно тщательно следить за состоянием отверстий и вовремя чистить их.

Этот вид вентилирования подходит тем, для кого основополагающим принципом при установке является экономия.

  • Комбинированная. Модифицированная естественная вентиляция. Разница лишь в процессе оттока обработанного воздушного массива - он выполняется специальным оборудованием.

Решение обеспечит независимость от атмосферных явлений. Схема отличается установкой электровентилятора в вытяжном отверстии. Вариант независим от природы и дешевле, чем механическая схема циркуляции. Недостаток в том, что воздух не подогревается и не очищается при попадании в систему, поэтому за отверстиями нужно тщательно следить и убирать накопившуюся пыль, грязь и наледь.

  • Механическая. Вывод отработанного воздуха и подача регулируются специальным оборудованием. Принудительная система вентиляции не имеет недостатков, которые присущи предыдущим двум вариантам.

Воздух, который поступает с улицы в модуль притока, греется и очищается, а затем проходит по помещению. Загрязнённый поток вытягивается канальным оборудованием второго модуля.


Механическая система подачи и очистки воздуха

В гараже под землёй устанавливают механическую вентиляцию, потому что механизмы первого и третьего вида не способны втягивать воздух в это помещение. Такой вариант хорош и для построек с отоплением.

Подготовка: схемы

Перед началом работ составляют схему или план, на который наносят месторасположения вентиляционных отверстий и труб для забора, оттока воздуха, размеры отверстий, чертят выкладку вентиляционных каналов.

Примеры таких схем приведены ниже. Для гаражей без подвалов и чердаков используется естественное вентилирование.


Самая простая система вентиляции (1 - движение воздуха в гараже, 2 - отверстия воздухозабора, 3 - воздуховыводящее отверстие)

Наиболее правильная схема выглядит так:

  • от пола до отверстия для забора воздуха 10–15 см; на таком же расстоянии, только до потолка противоположной стены, устраивают вытяжное;
  • диаметр отверстия для вывода воздушного потока вдвое меньше, чем заборного,
  • вентиляционная труба возвышается над уровнем крыши не менее, чем на 0.5 м.

Следует обратить внимание на то, что схема рассчитана для гаража высотой не менее 3 м. Так как отверстия притока и оттока должны находиться между собой на расстоянии 2.5–3 м.


Комбинированное вентилирование

Необходимые инструменты и материалы. Расчёт

Для ускорения работы инструменты и материалы, нужные для монтирования вентиляции, готовятся заранее.

  1. Перфоратор;
  2. Болгарка;
  3. Герметик и теплоизоляционный материал;
  4. Решётки и/или жалюзи для защиты отверстий от внешних загрязнений;
  5. Трубы для оттока воздуха из металла или пластика с сечением 100–200 мм.

Также нужны вентиляторы, если монтируется комбинированная система.


Без надёжного вентилятора сделать комбинированную систему не получится

Рассмотрим такие типы:

1. Вытяжные канальные - доступны и просты в установке. Потребление электричества не больше, чем 100 Вт. Встроенные регуляторы дают возможность изменять интенсивность проветривания. Также можно добавить дополнительные датчики, которые будут включать вентилятор при определённых показателях влажности. Оптимальный диаметр устройства 160 мм, вариант дешевле и проще - 120 мм. Выбор зависит от близости к гаражу источников влажности (рек, озёр, грунтовых вод).


Вытяжной канальный вентилятор

2. Центробежные (радиальные, «улитка»). Лучше всего справляются с вытяжкой отработанного воздуха, но дорогие и сложные при установке. Применяются в гаражах, где занимаются покраской автомобилей.


Центробежный вентилятор

3. Вихревые. Устройства третьего типа используются для вытягивания дыма при сварке или чистке форсунок.


Вихревые вентиляционные системы

Оптимальный вариант в обычный гараж на одну или две машины - вытяжной канальный вентилятор. Он хорошо справляется со своими функциями, и в то же время отличается невысокой стоимостью.

Начертив схему и выбрав инструменты, рассчитывают диаметр каналов вентиляции. Формулы основаны на размерах гаража. Для примера возьмём помещение со сторонами 6 и 4 метра. Площадь, таким образом, составляет 24 м2. По требованиям и нормам, на десять квадратных метров гаража нужен воздуховод с диаметром в 15 см. Рассчитать диаметр воздуховода можно по следующей формуле:

(S/a)*d, где S - площадь гаража, a - 10 м2, умножаем на d - 15 см диаметра воздуховода.

Итог: диаметр вентиляционных каналов 36 см. Если вытяжных трубы две, то значение делится пополам.

Пошаговая инструкция по выкладке вентиляционных каналов своими руками

  • Проведение вентиляции в гараже начинается с выбора её вида и подготовки схемы. Когда с этим разобрались и рассчитали диаметр вентиляционных каналов, подготовьте необходимые инструменты и материалы.
  • Затем по схеме обозначьте на стенах места для сверления отверстий и подготовьте трубы. Проём для притока свежего воздуха будет находиться со стороны въезда автомобиля на расстоянии в 10–15 см от пола. Размеры отверстия зависят от сечения выбранной вами трубы (160–180 мм). Можно сделать так, как изображено на картинке, которая находится ниже. Расчёты диаметра отверстий для моноканальной естественной вентиляции уже приведены в предыдущем пункте.


Отверстия служат для притока свежего воздуха в помещение

  • На втором этапе проделайте отверстия на указанной высоте от пола, которые нужны для труб, служащих притоку воздуха. Когда отверстия выполнены, их защищают от внешних загрязнений решёткой или специальными жалюзи.

Важно! Если гараж построен из кирпича или бетона, то используется перфоратор, чтобы не разрушить кладку и не позволить растрескаться покрытию.


Такую схему может начертить любой начинающий строитель

  • На третьем этапе проводится вытяжка. Для естественной системы вытяжной канал расположен напротив отверстия для забора воздуха, на расстоянии 10–15 см от потолка. Для правильной работы сечение отверстия для притока воздуха делается меньше (в два или три раза), нежели диаметр для оттока. Оборудование для проделывания вытяжного канала используется то же, что и для приточного.
  • Воздуховод выполняется из жести или асбеста. Он вставляется в подготовленное место и возвышается над крышей минимум на полметра. Этот фактор влияет на интенсивность воздухообмена в помещении.


Швы между трубой и стеной лучше всего заполнить герметиком

  • На следующем этапе при помощи герметика заполняют расстояние между трубой и стеной. При выборе материала обращают внимание на качество сцепки. Для того чтобы конструкция была прочной, адгезия должна быть очень хорошей. С учётом того, из чего изготовлен гараж и труба, чаще всего выбирают акриловые или полиуретановые смеси. Они гарантируют хорошую сцепку материалов с разными физическими свойствами (дерево, металл, бетон, кирпич).

Воздуховоды теплоизолируют и оборудуют решётками для защиты от пыли, грязи и мусора. Жалюзи и решётки не дают грызунам проникнуть в помещение и испортить электропроводку или продукты, хранимые в подвальном помещении. Для защиты вытяжной трубы от атмосферных осадков сверху сооружают купол.

Это финальный этап сооружения системы естественной вентиляции в гараже. Помните, что такой вариант не эффективен при сильной жаре.

В заключение напоминаем, что материалы и комплектующие следует выбирать только в сертифицированных точках продаж, тогда вентиляция прослужит много лет, не доставляя хлопот. Уход и уборку делайте не реже чем раз в месяц, а в осенне-весенний период - каждую неделю, поскольку в это время велика вероятность загрязнения.

В гараже в обязательном порядке должна быть, т.к. имеющийся в этом помещении погреб зачастую применяется при хранении разнообразных предметов. Помимо этого любой гараж всегда содержит большое количество запчастей для машины, а они обязаны храниться в сухих условиях. Вытяжка в гараже способствует удалению повышенной влажности, которая приводит к образованию неприятных затхлых запахов, плесени и грибков на стенах. В подобных условиях детали начнут покрываться ржавчиной. Поэтому о том, как правильно сделать вытяжку в гараже необходимо задумываться еще на этапе разработки проекта.

Если в гараже устроить подвал, то он превратится в многофункциональное строение, которое помимо ремонта и хранения автомобиля, можно будет сохранять продовольствие. Однако подобное решение потребует от вас дополнительных мероприятий, которые должны обеспечить приток свежего воздуха к вашим продуктам, а также для удаления лишних запахов и сырости. Именно поэтому эффективная вентиляция подвала в гараже – это необходимый этап обеспечения оптимальных условий хранения как продовольствий, так и автомобиля.

Зачем нужна вентиляция подвала?

Обустройство эффективной вентиляции будет защищать гараж от множества отрицательных факторов. Первое – негативное влияние конденсата. Особенно это коснется зимнего времени года. Подвал – это такое место, которое имеет повышенное влагосодержание. Оно может выражаться, в зависимости от времени года, либо в виде конденсата, либо в форме инея.

Этот отрицательный фактор является причиной заражения хранящихся овощей, после чего они поддаются гниению. Появляется плесень и ей характерный неприятный запах в подвале. Помимо этого, повышенная влажность является одной из причин развития ржавчины на кузове автомобиля и металлических частях помещения. Именно поэтому эффективная вентиляция подвалов и погребов является основным способом создания оптимальных условий для содержания продуктов питания и автомобилей.

Вторым негативным моментом, от которого будет защищать выполненная вентиляция подвала своими руками – это различные токсичные смеси: пары выхлопных газов, топлива, масел, растворителей и т.д. Для оптимальных и комфортный условий хранения продуктов и машины в гараже необходимо обеспечить приток свежего воздуха и отбор внутреннего. Для этих целей отлично подходит приточно-вытяжная вентиляция. Определение типа вентиляции будет зависеть от различных индивидуальных условий. Так, приточно-вытяжная может быть как естественной, так и принудительной.

Можно ли делать гараж без вытяжки?

Конечно же, в погребе гаража может не быть вентиляции. Однако в последующем могут возникать определенные проблемы, т.к. основная часть автовладельцев размещают в нем авто на зиму. А что будет если отсутствует вентилирование? Все металлические элементы будут подвергаться воздействию коррозии.

Помимо этого это помещения часто используется для самостоятельного ремонта машины. Периодически мероприятия сопряжены с применением вредных или опасных веществ. В связи с этим правильная вентиляция подвала способна удалять опасное испарение из сооружения и понизить опасность для здоровья.

Еще стоит напомнить о повышенном уровне влажности в зданиях, в которых не происходит вентилирование. Подобная проблема не решается даже обустройством надежного обогрева.

Подбор системы

В погребе гаража, как и в любых других помещениях, обязан быть организован нормальный воздухообмен. Он должен обладать достаточной эффективностью, чтобы исключать риски возникновения грибков и плесени, а также повышенной влажности. Вентиляция погреба в гараже может быть реализована в естественном или принудительном типе. Смешанный тип используется не часто, но она достаточно эффективна в летние периоды, когда в итоге повышения температуры процесс циркуляции замедляется или прекращается совсем.

Принудительная система в основном сооружается с привлечением специализированных организаций. Естественная же не станет проблемой даже для людей без опыта осуществления подобных операций. Список необходимых материалов также не велик.

Главным условием полноценного устранения негативных факторов является обеспечение верной схемы вентиляции гаража с подвалом. Так приточная система будет отличным решением для обеспечения постоянного поступления в подвал свежего воздуха. Вытяжная будет отлично очищать его в помещении. Но все же наиболее верным решением для гаража будет комбинированная система – приточно-вытяжная система вентиляции. Такая система может быть организована 2 способами:

  1. Естественная вентиляция подвала – является наиболее дешевым и простым вариантом. Будет достаточно смонтировать 2 трубы, которые и будут выполнять функции подачи и отбора воздуха.

Система, основанная на перепаде температур в помещении и улицы. Но подобная схема прекращает работать в летний период, когда температуры сравниваются. С другой стороны зимой тоже бывают неполадки системы в связи с закупоркой инеем. В связи с этим естественную вентиляцию желательно использовать в небольших гаражах и при обеспечении постоянного обслуживания труб. Как вариант для облегчения обслуживания – можно поставить съемный элемент выходной части.

  1. Второй вариант – принудительная вентиляция гаража. Это отличный способ обеспечения оптимального микроклимата в замкнутых помещениях. Принцип работы следующий: воздух подается и удаляется из помещения специальными устройствами. Организовать воздухообмен можно как по обычной схеме – с использованием 2 труб, так по нестандартной – с использованием 1 двухстворчатой.

Достоинством первого варианта является безусловная дешевизна. Однако этот способ для вентиляции в подвале не будет подходить для больших гаражей. Именно поэтому приточный способ вентиляции будет самым оптимальным способом воздухообмена. А вот для большей экономии можно применить комбинированный способ: установить и вентиляторы и организовать естественный обмен.

Обустройство естественной системы вентиляции

Естественная вентиляция в подвале гаража используется намного чаще, принудительной. Ее эффективность достаточна для организации качественного воздухообмена в этом небольшом помещении .

Плюсы и минусы

Верно обустроенная система обязана обеспечивать качественное вентилирование. Весь процесс монтажа может быть выполнен своими силами, что позволит сэкономить на найме специалистов. Прежде, чем приступать к решению вопроса как сделать вытяжку в гараже своими руками следует определиться с тем, насколько она будет подходить к вашему сооружению.

Естественная вентиляция подвала обладает следующими достоинствами:

  • Невысокая стоимость сооружения. Если сделать все своими силами, то цена снижается в разы.
  • Минимальное время на монтаж. Установка может проводиться в любое время года и степени готовности сооружения.

Однако имеется и свой недостаток – в летние периоды времени при повышении температуры окружающего воздуха движение воздушных потоков замедляется или вовсе прекращается. Для больших помещений в этом случае выходом будет использовать либо принудительную вытяжку в погребе, либо смешанный вариант. Это стоит также продумать до начала монтажа.

Способы монтажа

Естественная вентиляция в гараже с подвалом выполняется несколькими способами. Вы можете выбрать наиболее вам подходящий. Вытяжка в погребе обязана выполнять все требования по уровню притока воздуха. Далее разберем процесс обустройства.

Для обеспечения нормального воздухопритока необходимо монтировать 2 трубы. С помощью приточной воздушные массы станут проникать внутрь, а с помощью другой выходить наружу.

Можно повысить степень воздухообмена, если вытяжку в погребе сделать с трубами в различных местах и уровнях. За счет этого можно исключить забор свежего воздуха одной из труб.

Оптимальное расположение вытяжной трубы – у потолка. Вторая должна размещаться внизу на уровне 500-600 мм от пола. Малое сечение использовать нежелательно.

Подобный способ организации воздухообмена в погребе в гараже основан на разнице удельного веса теплого воздуха внутри помещения и холодного снаружи. Это и есть естественных принцип воздухообмена.

Итак, как правильно сделать вентиляцию в подвале, технология:

  • Вытяжная труба должна быть выведена на уровень, который находится выше, чем конек крыши. Желательно, чтобы она была двойной. Если имеется чердак и она проходит через него, то в месте прохода стоит ее утеплить. Чем на более высоком уровне будет находиться вытяжка, тем более эффективным будет процесс. Самыми приемлемыми материалами является пластик и ПВХ.
  • Сечение должно подбираться исходя из размеров помещения. К примеру, с площадью до 10 м2 должно выбираться сечение не менее 120х120 мм. Если устанавливается одна труба, то диаметром не менее 150 мм. Сечение должно быть одинаковым по всей ее длине.
  • Обе трубы необходимо располагать в разных сторонах помещения. Самым оптимальным местом являются противоположные углы. Чем меньше вытяжка из погреба в гараже имеет поворотов, тем эффективнее будет процесс. Идеальным случаем является полное их отсутствие.
  • Приточный трубопровод лучше всего работает возле пола. Отверстие следует закрывать сеткой, чтобы туда не проникали животные или грызуны. Вытяжная – возле потолка.
  • Верх вытяжного трубопровода необходимо размещать как можно выше над коньком здания. При односкатной крыше замер следует проводить от наиболее высокого места.
  • Вытяжка в подвале гаража с высокой вытяжной трубой будет обеспечивать наилучшую эффективность. К тому же не возникнет занос снежными покровами.
  • Контроль за процессом вентилирования осуществляется при помощи регулировочных заслонок, которые встроены в каждую из труб. Ими возможно высушить помещение или же настроить регулировку подаваемых воздушных масс. Это будет актуально особенно в зимние периоды времени.
  • Наружные участки труб следует обеспечить защитными козырьками. Таким образом вытяжка в гараж будет защищена от проникновения осадков.
  • Через вытяжной трубопровод выходят теплые потоки. Поэтому при понижении температуры окружающего воздуха возможно образование конденсата. К тому же существует возможность снижения отверстия для прохода воздуха или даже полностью забивать сечение трубы. Для исключения этого следует провести утепление в том месте, в котором она проходит сквозь крышу.
  • При утеплении трубы подвала в гаражном помещении необходимо использовать материалы, обладающие стойкостью к воздействию влаги.

При правильном монтаже вытяжка в подвале гаража способна обеспечить качественное вентилирование и помещение станет более приспособленным для эксплуатации.

Принудительная система

Принудительная вытяжка в гараже позволяет создать условия для движения воздуха, при которых процесс не зависит от погодных условий. Для этого вытяжка обустраивается другим способом. В дополнение устанавливается вентилятор с электроприводом. Именно он будет создавать требуемое движение воздуха. Происходит принудительное удаление воздуха из помещения и нагнетание свежего по приточному трубопроводу.

Разобраться, как сделать вентиляцию в гараже, которая будет работать круглогодично, не сложно. Всю работу также можно выполнить своими силами. В этом случае от мощности вентилятора будет зависеть общий уровень эффективности системы.

Собрать схему монтажа возможно на базе уже существующего естественного типа. Для этого во внутреннее сечение вытяжного трубопровода следует вмонтировать вентилятор. Для того, чтобы обеспечить вентиляцию все уровни помещения вентилятор следует устанавливать под гаражным потолком. Так вытяжка будет происходить со всего объема помещения. Однако нужно учитывать, правильная вентиляция в этом случае подразумевает установку вентилятора такой мощности, которой будет хватать на весь объем сооружения.

После этого осуществляется прокладка электрокабеля, установка выключателя и установка решетки на трубу. Снаружи на верхнем конце устанавливается козырек для защиты от осадков.

Обеспечить поток возможно и не только при помощи вентиляторов:

  • Поворотный диффузор-флюгер – является проверенным вариантом, который следует установить на верху приточной трубы. Он будет использовать энергию напора ветра.
  • Дефлектор (воллер или вентиляционная турбина) – обеспечивает организацию эффективной вентиляции. Он создает области разреженного воздуха, тем самым усиливая воздухообмен. Дефлекторы должны устанавливаться на выходах вытяжных каналов.
  • Самым простым вариантом будет подключение электрической лампочки в трубе на выходе. Это обеспечит подогрев протекающего воздуха и ускорит его движение.

Что нужно знать при монтаже?

Когда реализована принудительная вытяжка в гараже беспокоиться о плохой вентиляции летом не стоит. Механическое нагнетание обеспечивает качественный воздухообмен в любые периоды года.

В подобном типе вентиляторы допускается монтировать как в одном вентканале, так и в обоих одновременно. При одинарной установке он внедряется в вытяжную трубу, т.к. в этом случае усиливается приток свежих воздушных масс.

Если же интересует вопрос о потреблении электричества вентиляторами , то можно с уверенностью сказать, что подобная вытяжка для гаража своими руками не станет потреблять значительного количества электроэнергии, оно минимально.

При выборе естественного типа вентилирования полезными будут следующие рекомендации. Однако их стоит принимать во внимание и при работе с механическим типом:

  • Нормативы предполагают, что на 1м2 обустраивается примерно 26 см2 в сечении вентканал;
  • Диаметры приточной и отводящей трубы должны быть равными;
  • Чем выше находится над коньком труба, тем лучше работает система. Оптимально размещать конец трубы на высоте 0,8-1 метра от конька или высшей точки;
  • В вытяжке установите дефлектор. Он благоприятно оказывает влияние на силу тяги, т.к. образуется разряженное давление возле выхода;
  • Защитить от попадания мусора помогут решетки.

Не лишним будет установка регулировочных заслонок. Они позволят проводить регулировку подаваемого и удаляемого воздуха.

Какую бы систему вы ни выбрали, вытяжка в гараже своими руками должна проектироваться и монтироваться без ошибок. В противном случае возможны проблемы при эксплуатации. Поэтому если у вас нет достаточных знаний и опыта в этой сфере лучше получить рекомендации у профессионалов в этой области. Хотя многие предпочитают выполнять все своими силами.

Правильная организация вентиляционной системы в гаражном строении определяется ее эффективностью. Чтобы качественно обустроить проветривание данного помещения, необходимо знать некоторые основы аэродинамики, расчет и мощность вытяжной, приточной систем, санитарно-гигиенические нормы, требования. Исходя из полученных данных станет вырисовываться вентиляция гаража схема. Ее качественная организация обеспечит нормализацию микроклиматической среды гаражного пространства.

Естественная или механическая

Прежде, чем устраивать монтажные работы по установке вентиляционного оборудования, необходимо определиться, какой тип проветривания оптимально подойдет для гаражного помещения. Это зависит от объема помещения, наличия подземных отделений (смотровая яма, овощное хранилище, подвал), вида производящихся работ, степень их опасности для здоровья автовладельца, частоты использования строения, его конструкции.

Перечисленные факторы определяют, какую вентсистему устанавливать: механическую или естественную. Каждая обладает своими преимуществами, совпадающими с определенным типом сооружения.

Плюсы естественного способа вентилирования:

  • минимальная стоимость исходных материалов;
  • стандартный набор инструментов;
  • легкость монтажа;
  • простота эксплуатации;
  • возможность усовершенствования.

Недостатки:

  • малоэффективна летом из-за незначительной разницы температур;
  • влияние погодных условий, направления ветра, времени года;
  • недостаточно производительности для удаления сильно загрязненного воздуха.

Преимущества механического вентилирования:

  • отсутствует подверженность влиянию атмосферных условий, силы, направления ветра;
  • возможность варьировать месторасположение вентиляционных проемов;
  • высокий показатель производительной мощности;
  • качественная нормализация температурно-влажностного показателя воздушной среды общегаражного пространства;
  • вариативность выбора механических средств принудительного побуждения воздухообмена.

Минусы:

  • более высокая стоимость;
  • необходимость подведения электрической проводки;
  • затраты на электроэнергию;
  • усложненный вариант установки вентиляционной системы;
  • уровень рабочего шума вентилятора.

Аэрацию целесообразно устанавливать внутри небольших гаражных строений, лишенных подземных отделений погреба, ямы осмотра (например, железный тип конструкции). Усложненная механическая схема оправдана на больших, объемных пространствах, где требуется высокая производительная мощность, кратность смены воздушных потоков.

Часто выбирают гибрид механической системы и аэрации – комбинированный способ проветривания, когда устанавливается только вытяжной вентилятор, удаляющий отработанный воздухопоток верхних слоев помещения. Нижние слои естественным образом заполняются свежим приточным потоком.

Особенности организации вентсистемы

Устройство вентиляционной системы определяется факторами правильного размещения:

  • предварительный расчет внутреннего сечения вентиляционных труб обязателен;
  • отводящее отверстие меньше приточного (усиливает воздушную тягу);
  • приток устанавливается внизу, вытяжка вверху, проемы диагонально распределяются возле коротких стен гаражного строения, чтобы охватить максимальное пространство потоком воздушных масс;
  • расстояние притока от пола – 10-15 см, вытяжка монтируется внутри потолка, либо внутри стены на расстоянии 10-15 см;
  • внутреннее сечение одинаковое на всем протяжении вентиляционного канала, чтобы воздухопоток беспрепятственно выходил наружу;
  • наименьшее количество изгибов, поворотов, препятствующих быстрому отведению воздушных масс;
  • оптимальное расстояние от притока до отводящего выхода – 3 м; если невозможно соблюсти параметры, вытяжная труба выводится над крышей на максимально допустимую высоту;
  • приток выводится на 50 см от уровня грунта;
  • усилению тяги способствуют дефлекторы, диффузоры;
  • материал труб необходимо выбирать термо-, влагостойкий, например, пластик, асбестоцемент, оцинкованная сталь (со временем корродирует);
  • наиболее простой монтаж пластиковых труб, продается достаточной количество комплектующих (переходники, тройники, т.д.);
  • швы необходимо герметично заделывать, чтобы сохранить производительность системы;
  • вентиляционные проемы закрываются решетками, предотвращающими попадание грызунов;
  • воздуховоды оснащаются заслонками для регулировки объема поступающего воздуха, особенно актуально зимой.

Данные критерии применимы непосредственно к естественному вентилированию. Механическое располагает некоторой вариативностью местоположения вытяжных, приточных отверстий, параметрами проемов, возможностью обойтись без монтажа вентиляционных каналов.

Схема естественной вентиляции гаража

Естественная вентиляция в гараже своими руками схема:

Вариант 1:

  • приточные отверстия размещены внизу, внутри стены;
  • вытяжные – внутри противоположной стены вверху, либо в потолке.

Циркуляция воздушных потоков: приточный воздух подается снизу, проходит помещение, постепенно прогреваясь, поднимается вверх, выходит через вытяжку.

Вариант 2:

  • вытяжка размещена так же;
  • приток подается сверху через проемы, расположенные по обе стороны гаражных ворот.

Воздухообмен: свежий воздухопоток, попадая сверху, сначала опускается вниз, затем прогревается и поднимается снова вверх, чтобы выйти через вытяжные отверстия.

Вариант 3:

  • приток подается через вентиляционную трубу, установленную внизу короткой стены;
  • вытяжка организована также трубой, выходящей наружу через потолок.

Процесс смены воздушных масс происходит благодаря разнице температурных показателей потоков. Поступающий воздух холоднее, тяжелее теплого отработанного, который вытесняется через вытяжной канал.

Схема принудительного вентилирования

Механические системы вентиляции в гараже организованы следующими схемами.

Вариант 1:

  • вентилятор устанавливается внизу стены, закрывая приточный канал;
  • вытяжной вентилятор монтируется вверху (потолок, стена) на противоположной короткой стороне.

Воздухообмен осуществляется путем искусственного нагнетания свежего потока. Отработанный выводится наружу вытяжным механизмом. Вентиляторы притока, вытяжки приобретаются одинаковой мощности.

Вариант 2

Модифицированный первый способ, когда к проемам дополнительно устанавливаются воздуховодные каналы. Вентиляторы размещаются на входе (осевые) либо внутри воздуховодов (например, канальные).

Вытяжной канал возможно установить по периметру помещения, оснастив воздухозаборными решетками через определенное расстояние. Целесообразно, когда воздушная среда загрязняется быстро (ремонтные, сварочные, покрасочные работы).

Схема комбинированного вентилирования

Распространенный, доступный способ проветривания гаражного помещения, отличающийся эффективностью. Комбинированная вентиляция в гараже своими руками схема:

  • приточная подача воздуха организована проемом либо воздуховодом, работающим естественным способом;
  • внутри вытяжного проема, канала устанавливается принудительный механизм.

Принцип циркуляции воздушных масс. Вытяжной вентилятор забирает отработанный воздухопоток из верхнего слоя. Воздушное пространство гаража становится разреженным. Образующаяся область низкого давления затягивает свежий воздух снаружи естественным образом, подчиняясь законам аэродинамики.

Вентиляция смотровой ямы в гараже

Системы вентиляции в гараже тесно взаимосвязаны с проветриванием смотровой ямы, часто сооружаемой для проведения ремонтных, технических работ. Вентиляция в яме организуется следующими способами.

Способ 1:

  • приток – убираются две доски дощатого настила;
  • вытяжка – снимается одна доска.

Элементарная схема просушивания, повсеместно присущая яме гаража. Она размещается продольно внутри гаража. Соответственно один край расположен возле приточных общегаражных входов, другой – у вытяжного канала. Открывая доски настила, появляется возможность приточному воздухопотоку частично попадать внутрь ямы, выходить через противоположный край, наполненным избытком влаги.

Способ 2:

  • приток – воздуховодная труба, которая частично забирает свежий воздух от общегаражных вентиляционных отверстий внизу стены;
  • вытяжка – воздуховод смежного подвала;

Приточный канал монтируется у края смотровой ямы. Приточный воздух из гаражных отверстий частично поступает по трубе, проходит через яму, которая соединена промежуточным воздуховодом с гаражным погребом. Далее поток направляется наружу через вытяжку погреба.

Способ 3:

  • приточная труба оснащается вентилятором;
  • вытягивающий проем также монтируется принудительным механизмом.

Воздухообмен производится механическим способом. Целесообразно для гаражных построек, месторасположение которых низины, почвы, наполненные влагой больше, чем обычно.

Свежий воздух нагнетается через воздуховод, прогоняется по яме, вытягивается вентилятором через второй вентиляционный канал, установленный автомномно либо совмещенный с подвальным.

Вентиляция погреба в гараже

Вентиляция погреба в гараже производится несколькими способами. Схема вентиляции в погребе.

Вариант 1:

  • естественный приток, расположенный внизу хранилища;
  • естественная вытяжка внутри потолка;

Вентиляционные выходы размещаются по диагонали, чтобы охватить наибольшую площадь пространства. Смена воздушных масс происходит естественным способом. Вытяжка проходит сквозь гаражное помещение, крышу, удаляя таким образом отработанный воздух наружу.

Подающая воздух труба также начинается снаружи постройки, забирая с улицы свежий поток.

Вариант 2:

  • подающий воздуховод расположен внутри сооружения;
  • вытяжка размещена автономно, проходит внутри или снаружи здания.

Отведение застоявшегося воздухопотока происходит по схеме варианта 1. Приточный канал, размещенный внутри, улавливает свежий поток из общегаражного проема внизу стены.

Вариант 3:

  • принудительная подача воздушных масс;
  • принудительное отведение отработанного воздуха.

Вентиляторы одинаковой мощности монтируются внутри вентиляционных каналов. Смена воздушных потоков происходит механическим способом. Если установлен таймер или датчик влажности, воздухообмен происходит автоматически, не требуя участия человека.

Вариант 4:

  • подающий воздух канал работает естественным способом;
  • вытяжка оснащена вентилятором.

Комбинированный тип проветривания эффективен. На место удаляемого подвального воздухопотока постоянно прибывает свежий.

Схема вентиляции гаража с подвалом

Особенность данного варианта – отдельные отводящие воздуховоды. Схема вентиляции гаража с подвалом выглядит следующим образом:

  • приток гаражного помещения – проем в стене, воротах (современные модели), воздуховодный канал;
  • приток погреба, подвала – наружное или внутреннее размещение воздуховода;
  • вытяжки обустраиваются для каждого помещения отдельно.

Смена воздушных масс происходит путем организации отдельных вентсистем для каждого из помещений. В потолке размещается воздуховод гаражного отсека. Внутри или снаружи строения проходит воздуховодная труба подвала или погреба. Возможно объединение вытягивающих воздуховодов погреба и смотровой ямы.

Организацию системы вентилирования небольшого по площади гаражного строения вполне возможно выполнить самостоятельно, без привлечения специалистов, дополнительных физических, материальных средств. Большое сооружение необходимо оборудовать более мощной системой проветривания, так как производительности естественного вентилирования будет недостаточно. Правильно организованная, смонтированная вентсистема способствует эффективному удалению загрязненного, насыщенного водяными, токсичными парами, воздуха.

Большинство автомобилистов относится к средству передвижения очень щепетильно. Они своевременно проводят техническое обслуживание, устанавливают дополнительные элементы, декорируют своего железного коня, стараются обеспечить ему надежную и комфортабельную стоянку. При этом, всем известно, что во влажном гараже сохранить автомобиль в надлежащем состоянии, уберечь его от коррозийных явлений практически невозможно. Особенно «страдает» железный конь от неправильного хранения в весенне-осенний и зимний периоды, когда влажность существенно повышается. Уберечь его от пагубного воздействия окружающей среды поможет вентиляция в металлическом гараже.

Задачи вентиляционной системы

Вентиляционная система металлического гаража выполняет функции:

  • устранение паров, которые образуются внутри помещения, удаление конденсата и влажности;
  • обеспечение воздухообмена, с помощью которого в помещение поступает свежий поток и выводиться отработанные воздушные массы;
  • очистка воздуха от газа и иных химических веществ, губительных для человека;
  • предохранение от возникновения плесени и грибка, коррозии металла.

Внимание! Требования к воздухообмену в металлическом гараже регулируются СНиП 21.02.99. Согласно нормативному документу оптимальной температурой для стоянки автомобиля в закрытом помещении является температура +5 градусов при влажности 60%. Также указано обязательное требование к воздухообмену: обязательное обеспечение приточно-вытяжной вентиляционной системы с производительностью более 180 м3/час.

Естественная вентиляция в металлическом гараже своими руками

Естественная система для циркуляции воздуха в гаражном помещении монтируется очень просто. Это самый доступный и дешевый способ создания воздухообмена в металлическом гараже.

Принцип установки естественной вентиляции

Естественная вентиляция — снаружи канал защищается решеткой

  • С внешней стороны ворот устанавливаются переточные решетки, благодаря которым свежий воздух и попадает в помещение. Их устанавливают, как можно ближе к земле и утепляют для предотвращения скопления конденсата.
  • Устанавливается дефлектор, который размещается с противоположной к воротам стене. Его монтируют как можно выше к потолку.

Важно! Чем существенней разница между забором и выбросом воздуха, тем эффективней работает природная вентиляция. Увеличить разницу можно, установив трубу, высота которой над уровнем крыши должна составлять более 50 см.

Для повышения интенсивности воздухообмена площадь приточных решеток может быть увеличена. Оптимальной считаются показатели, когда площадь решетки в 2 раза больше площади вытяжного отверстия. Естественная вентиляция в железном гараже создается регулированной: в теплое время года вентиляция должна открываться на максимум, на то месть в холодное время следует жалюзи решеток держать полузакрытыми. Не стоит полностью закрывать вентиляционные шахты, так как это поспособствует образованию конденсата в помещении.

Схема вытяжной вентиляции в железном гараже создается в соответствии с предварительными расчетами: на 1 м2 площади гаража отвечает 1,5 см диаметра воздуховода. К примеру, при площади гаражного помещения в 13 м2 диаметр вентиляционного канала составляет 195 мм: 13*1,5=195 мм. При установке двух вентиляционных труб этот показатель делится пополам, то есть диаметр одной трубы составляет 97,5 мм;

Механическая вентиляционная система

В том случае, когда естественная вентиляция не справляется со своими функциями устанавливается механическая система. Механизация воздухообменных процессов предусматривает монтаж приточно-вытяжных конструкций, с помощью которых воздушные массы принудительно подаются в металлический гараж и принудительно выводятся из него. Трубы механической вентиляционной системы устанавливаются так же, как и при монтаже естественной вентиляции. Установка вентиляторов осуществляется в оба канала, как в притяжной, так и вытяжной.

Кроме вентилятора для создания механической вентиляции используются:

  • флюгер-диффузор, который монтируется на приточной трубе;
  • дефлектор, устанавливаемый на вытяжной трубе.

Комбинированная вентиляция металлического гаража

В металлическом гараже без подвала, площадь которого незначительна, достаточно будет смонтировать комбинированную вентиляционную систему. Способ действия конструкции заключается в подаче воздуха естественным путем, при этом вывод воздушного потока обеспечивается по средствам осевого вентилятора.

Совет! При комбинированной системе вентиляции гаража без погреба идеально подойдет бытовой вентилятор, мощность которого составляет 100 Вт. К примеру, модель СК-125С – установка которая обеспечит 10 кратный воздухообмен, что соответствует установленным нормам.

Что делать: в металлическом гараже появляется конденсат

Появление конденсата в виде капелек воды на стенах, потолке, а соответственно, и на автомобиле – явление опасное. Но с ним необходимо бороться, так как повышенная влажность приведет к быстрой коррозии металла, а соответственно к сокращению эксплуатационного периода самого автомобиля.

Конденсат в гараже может образовываться по двум причина причинам:

  • отсутствие отопления в гаражном помещении или некачественном его утеплении;
  • отсутствии вентиляционной системы или неверном ее монтаже.

Устранить образование конденсата самостоятельно не сложно, стоит лишь выполнить работы по утеплению гаража и смонтировать правильно вентиляцию. Если вентиляция в гаражном помещении есть и смонтирована она в соответствии с требованиями и нормами, тогда стоит задуматься о ее чистке. Возможно, в вентиляционную трубу попал мусор, который снижает эффективность всей системы. Вентиляционная система со временем способна загрязнятся пылью, маслянистыми отложениями, которые небезопасны для здоровья человека.

Совет! Отопление в металлическом гараже лучше всего размещать у стен ближе к полу. Тут все ясно – теплый воздух способен подыматься вверх, тем самым прогревая помещение и вытесняя холодные воздушные массы. А они в свою очередь будут выводиться с помощью вытяжных труб, размещенных в углах гаража.

Обслуживание вентиляции

Выполнив монтаж приточно-вытяжной вентиляционной системы в гараже можно надолго забыть об воздухообмене, но, к сожалению, не навсегда. Рано или поздно вентиляционные каналы загрязняться и потребуется их чистка:

  • проведение наглядного осмотра внешних элементов вентиляции. Выполнить осмотр можно с помощью обычного зеркала: сняв решетку, заглянуть в воздуховодный канал, используя зеркало;
  • выполнение процедуры очищения с помощью механических действий и специальных химических средств, направленных на устранение пыли и маслянистых отложений.

Только свободный поток воздуха, поступающего в закрытое помещение, способен обеспечить полноценный воздухообмен. Чистить систему вентиляции необходимо один раз в год. Такой простой процесс позволит всегда иметь свежий воздух в гараже.

Установка приточно-вытяжной системы вентиляции в металлическом гараже должна проводиться в обязательном порядке, так как она является важным правилом хранения автомобиля в гаражном помещении.