Как отличить предмет и объект исследования. Разница между предметом и объектом

Прежде чем приступить к какому-либо виду научной работы, нужно определиться с тем, что представляют собой объект и предмет исследования. Понятия эти некоторым образом взаимосвязаны и открывают общее направление дальнейшего поиска.

Любой вид научной или учебной деятельности, будь то просто курсовая работа или научная статья, социологические или маркетинговые исследования, предполагает описание этих элементов. Без определения того, что составляет объект и предмет исследования, претендовать на основательность проведённой работы вряд ли стоит.

Введение

В этом разделе предполагается обязанность автора сформировать общее представление о том, что представляют собой рассматриваемые понятия. Для этого он должен сначала познакомиться с одноимённой составляющей, которая предваряет любое серьёзное исследование или научную работу.

Теперь все по порядку.

Что же собой представляет объект исследования?

В общем виде это то, что предполагается изучать. В качестве объекта может выступать что угодно: предметы материального мира, процессы, явления, различные феномены, и даже просто слова. Все зависит от того, какую цель ставит перед собой исследователь, и что именно он намерен рассматривать в процессе познания окружающей нас реальности.

Вторая составляющая (то есть предмет) позволяет конкретизировать объект и выяснить, какая из его сторон подлежит изучению. Иными словами, он помогает уточнить, что именно интересует исследователя в той или иной выбранной сфере. Здесь следует помнить о том, что предмет всегда находится в рамках объекта и призван отражать какое-либо его качество или сторону. Это могут быть свойства, признаки, отношения, какие-либо аспекты или новые условия существования.

Роль и значение введения

Говоря об исследованиях, проводимых студентами в ходе учебного процесса, таких как курсовая, дипломная или магистерская, следует вспомнить, что все они начинаются с введения. Именно в нём содержится упоминание о том, что является объектом и предметом той или иной работы. Как правило, введение предваряет пояснительную записку. Оно знакомит читателя с тем, что именно рассматривается в работе, какие стороны изучаются, и как проводится исследование.

Введение имеет чёткую структуру, и все его элементы взаимосвязаны. Например, исходя из темы, формулируется цель работы. За ней следуют задания, которые формируются на основании плана, раскрывающего суть изучаемой проблемы. Также представлены здесь объект и предмет исследования. Они, как уже было сказано, находятся в тесной взаимосвязи и на основе этого должны определяться. Опираясь на тему, автор формулирует объект, на основании которого, конкретизируя, представляет предмет.

Философские истоки

Для того чтобы четко уяснить себе суть рассматриваемых понятий, нужно обратиться к науке, которая может сформировать о них целостное представление, а также раскроет форму их взаимосвязи. Речь идёт о философии, которая позволяет проанализировать объект и предмет исследования, исходя из категорий единичного и общего.

Известно, что любая вещь, процесс или явление имеет ряд характерных, присущих только ему особенностей. Например, деревья берёза, сосна, тополь или дуб имеют свои особенные, индивидуальные качества. Это и есть единичное, или частное. Но вместе с тем любое отдельное входит в состав чего-то общего. И дуб, и берёза, и сосна, и тополь - все они имеют общие качества, что позволяет объединить их одним понятием «деревья». То есть всё, что существует в этом мире, кроме своих индивидуальных признаков, вместе с тем обладает также характеристиками, присущими и другим предметам, процессам, явлениям или индивидам. Это позволяет их объединять в группы и выделять общие качества.

Объект и предмет как общее и частное

Все вышесказанное в полной мере относится к исследуемым понятиям. Соотношение между ними наиболее ярко выражается посредством философских категорий «единичное» и «общее». Или, иными словами, объект и предмет, и соотносятся они как общее и частное. Первый отображает свойства, присущие некоторой совокупности. Поэтому, для того чтобы определить объект, нужно путём обобщения выяснить, к какой группе или классу материальных предметов, явлений, процессов относится то, что подлежит изучению. Это позволит правильно описать его.

Сформулировать предмет проще, ведь он находится в рамках объекта и, как правило, содержится в названии темы исследования. Здесь уже определяются индивидуальные, частные характеристики или стороны явления, процесса и т. д. Иными словами, происходит конкретизация объекта - выяснение того, какая именно из его сторон (или которое из свойств) интересует исследователя. В качестве предмета может выступать как один, так и несколько аспектов - углов зрения, под которыми изучается тот или иной объект.

Функциональный аспект

Дополнить постижение изучаемых понятий может рассмотрение того, как они реализуют себя в познавательном процессе. Объект и предмет выполняют здесь разные функции. Первый фиксирует сам факт существования исследуемого явления или процесса, законов его развития, свойств и взаимосвязей. Второй определяет рамки, в которых изучается объект. Последний направлен на то, чтобы как можно более полно отразить существенные стороны, рассматривая их с разных точек зрения. Детальное и многогранное отражение объективных сторон в знании формирует глубину его научного содержания. В задачи предмета входит фиксирование тех законов, свойств и связей, которые уже присутствуют в науке и сформированы в виде логических форм.

Социологические исследования

Наиболее яркое представление о рассматриваемых понятиях можно получить, опираясь на примеры различных наук.

Так, объект и предмет социологического исследования приводятся в его программе. Она также содержит и ряд других элементов. Первым в программе определяется объект. В социологии им является общество как некоторая структура, состоящая из множества элементов. Все они упорядочены и находятся в строгой взаимосвязи. Эта система представляет собой единое целое.

Здесь следует вспомнить о том, что общество выступает объектом исследования и других наук: философии, истории, психологии, политологии. То есть изучается оно с разных сторон и конкретизируется с помощью предмета исследования, в качестве которого в социологии выступают связи, отношения и свойства, имеющие социальный характер. Лучше это проследить на примере. Если целью исследования является определение причин низкой успеваемости в начальных классах школы, то объектом здесь будет часть общества, социальная группа, включающая учеников 1-3 классов. В рамках этой совокупности и будет находиться предмет. В этом случае он опирается на установление связи между педагогическим и методическим мастерством учителя, эффективностью всей системы начального школьного образования в целом.

Как правильно сформулировать объект и предмет

И напоследок несколько рекомендаций о том, как лучше представить объект и предмет исследования в своей работе. В качестве примера приведём такую дисциплину, как макроэкономика. Объектом её исследования выступает экономика, рассматриваемая как единое целое. Исходя из этого, предметом исследования макроэкономики является изучение таких явлений и процессов, которые имеют отношение ко всем её отраслям. Здесь она функционирует как единый организм и характеризуется показателями подъёма, спада, безработицы или инфляции.

Если автору предстоит курсовая работа, то сразу нужно постараться для себя определить, насколько узкой или широкой является тема. В первом случае объект выбрать просто, а во втором - сложнее, хотя, все зависит от творческих способностей.

Например, тема звучит так: «Формы самостоятельной работы при изучении правоведения». Здесь объект очевиден. Им будет выступать самостоятельная работа учащихся. С предметом ещё проще. Он будет конкретизироваться за счёт второй части темы. Итак, предмет - формы самостоятельной работы учащихся, которые используются при изучении правоведения.

Чем отличается предмет исследования от объекта исследования?

  1. Я так понимаю - для наименования диссера (или уже автореферат подоспел?) требуется.

    Для технарей так объясняю.
    Правилом хорошего тона считается, когда в наименовании темы присутствует направленность работы (цель) , объект исследования (область научных изысканий) и предмет исследования (способ достижения цели) .

    Направленность: возможны варианты начала: Повышение (эффектив-ности, производительности, качества...) Решение (задачи, пробле-мы...) , Разработка Обеспечение, ..Оптимизация Обоснова-ние Интенсификация Управление...Для направленности работы плохо подходят такие слова как: "вопросы", "проблемы", "исследование", "изучение" и т. п. , поскольку непонятна цель работы, не определен ее конечный результат. Непонятно для чего проводилось изучение или чем закончилось исследование.

    Объект исследования: возможные варианты начала: ...технологии...теории...проектирования...способа...процесса...методологии...качества...

    Предмет исследования: возможные варианты начала: ...на основе...за счет...посредством...с использованием...путем.. .
    P.S. Ни в коем случае не умаляю ценный ответ Александра Луковенкова. Просто подход другой.

  2. Точно не знаю, но думаю что под предметом можно подразумевать что то неодушевлнное.А под обьектом наоборот одушевлнное.
  3. Элементарно Вань.
    Пример: предмет исследования кожа
    обьект исследования человек
    Предмет- это то что исследуеться. а обьект -это то, у кого(чего) исследуется
  4. Вы в универе никогда не учились что ли?)
  5. Василий Потлов,
    kulay,
    ваши представления не связаны с темой вопроса, абстрактные, "философские" размышления вне контекста здесь неуместны, а контекст был чтко определн - исследования.
    Разница между понятиями "объект исследования" и "предмет исследования" есть, и она огромна.
    Александр Луковенков выше дал исчерпывающий ответ на поставленный вопрос -
    https://otvet.mail.ru/answer/36890107
  6. Предмет и объект - это слова синонимы. Нельзя представить предметом свойства объекта действительности, они принадлежат объекту, являются его признаком. И отделить предмет от объекта не возможно. Эти два термина обозначают одно и то же. Объект можно разделить на части, скажем, изучается ухо осла - ухо и предмет и объект. Можно писать и так и эдак. Дело другое понятие "явление". Это когда объект имеет разновидности. Скажем, объект вода. Чтобы е описать и отличать от других объектов действительности, нужно познать основной признак воды, е сущность. Когда сущность познана, тогда все е явления воды легко определяются и воду уже не перепутаешь с перекисью водорода. Вот задача: определить сущность воды и наверняка по названию сущности придтся называть воду, Это может быть со всем другое слово.
  7. Согласен с Василием. Объект (от лат. objectum предмет). Поэтому объект и предмет семантически одно и то же.
  8. образно говоря, объект - это подопытный кролик, а предмет - это те опыты, которые над ним собираются ставить.
  9. Классно и популярно все объяснили! Всем спасибо, мне тоже это пригодилось!
  10. Вс, что сказал Александр Луковенков, фактически можно засунуть в одну очень краткую формулировку:
    "Предмет - это одна из сторон объекта."
    А вот если задеть тему происхождения этих терминов, то тут я, скорее всего, соглашусь с критикующими. Семантически оба эти термина, вероятнее всего, имели идентичное значение (для многих даже до сих пор имеют, и не надо их за это попрекать, ибо я сам вхожу в их число), но наши научные работники и университетские преподаватели усердно пытаются эти термины оторвать друг от друга, зная же ведь при этом, что большинство с ними не согласно.
    Почему я так заинтересовался - потому что я помню как в нашем универе преподы нас "душили" за незнание точных определений этих слов. Вернее не за "незнание", а за "несоответствие" знаний. Это очень важный момент, подумайте об этом! В любом случае, сколько бы они ни бились с якобы "незнающими" нами, а кофе вс равно средним родом стало!)
  11. Субъект- этот тот кто совершает само действие

    Объект- это на кого направлено действие

  12. Объект науки - определенная область реальности (природной или социальной) , на которую направлен процесс научного познания.. .
    Предмет науки - наиболее значимые свойства, стороны, характеристики, особенности объекта, которые подлежат непосредственному изучению или познание которых особенно важно для решения той или иной проблемы (теоретической или практической) .
    В качестве примера разберем то, что предлагает уважаемый Rustem Zhetpisov. В его исследовании песок - это некоторая часть материального мира, на которую направлено наше исследование. Потому песок является не ПРЕДМЕТОМ, а ОБЪЕКТОМ исследования. Фильтрационные же характеристики - это как раз то свойство песка, которое представляется наиболее важным именно для данного исследования. Все остальные свойства песка должны рассматриваться в данном исследовании только в связи с влиянием их на фильтрационные свойства, те же свойства, которые не влияют на это, могут в исследовании опускаться. Стало быть, уважаемый Rustem Zhetpisov перепутал - песок - ОБЪЕКТ, а фильтрационные свойства - ПРЕДМЕТ исследования.
    Разделение объекта и предмета в науке имеет принципиальное значение. Так, например, население Земли является объектом изучения многих наук - тут и психология, и политология, и география, и демография, и языкознание, однако, например, для демографии предметом является воспроизводство населения - остальное же изучается только опосредованно, в случае, если оно влияет на воспроизводство. Итак, разделение ПРЕДМЕТ-ОБЪЕКТ позволяет при помощи разных наук изучать одну и ту же часть реального мира.
  13. В науке приняты следующие определения:
    Объект это процесс или явление, порождающее проблемную ситуацию и взятое исследователем для изучения. Предмет это то, что находится в рамках, в границах объекта. Объект это та часть научного знания, с которой исследователь имеет дело. Предмет исследования это тот аспект проблемы, исследуя который, мы познаем целостный объект, выделяя его главные, наиболее существенные признаки. Предмет диссертационного исследования чаще всего совпадает с определением его темы или очень близок к нему. Объект и предмет исследования как научные категории соотносятся как общее и частное.
    Необходимо подчеркнуть, что объект и предмет исследования, так же как и его цели и задачи, зависят не только от выбранной темы, но и от замысла исследователя.
    Обычно, первичным является объект исследования (более широкое понятие), вторичным предмет исследования, в котором выделяется определенное свойство объекта исследования. Некоторые исследователи не видят разницы в этих понятиях и отождествляют предмет и объект исследования.
  14. Обьект исследования это то, что непосредственно подвергаается исследованию, например объектом исследования будет член, если вы его линейкой измеряете. А предмет исследования это формулировка того что вы пытаетесь изучить, например: "Вариативность коэффициента удлинения муржского полового члена при просмотре гетеро и гомо порнографических фильмов".
  15. Могу совершенно точно сказать, что объект исследования -это то или что исследуется, а предмет - то, что конкретно исследуется в данном объекте. Например. - тема: "особенности воображения детей 5 летнего возраста".
    Объект исследования- дети 5-летноего возраста, предмет - воображение.
  16. Пример
    Предмет - песок
    Объект - его фильтрационные характеристики.

    Хотя, я мог и перепутать их 🙂
    _____________________________
    Как уважаемый Александр Луковенков пояснил, я все таки перепутал. Спс.

Объект и предмет исследования

Носителœем противоречий (проблемных ситуаций), подлежащих изучению, является объект исследования.

Объект исследования - это деятельность людей и те условия, в которых она осуществляется.

Объектом исследования бывают большие или малые социальные группы. Нередко в качестве объекта исследования выделяют отдельные стороны деятельности этих групп. К примеру, при исследовании социологических проблем молодых семей, имеющих детей-школьников, в объект исследования включаются только те респонденты, которые имеют отношение к изучаемым вопросам, о также факторы, которые связаны с разрешением проблем молодых семей. Основные характеристики объекта исследования:

1) расположение объекта исследования (страна, регион, город, древня и др.);

2) структура объекта исследования (какими подразделœениями представлен, какова их численность, социально-демографический состав);

3) взаимодействие с другими социальными объектами, окружающими явлениями и процессами;

4) границы будущего исследования (предварительная выборка);

5) сроки проведения работ (месяц, квартал, лето, зима, утро, вечер и т.д.).

Предмет исследования - это те стороны (свойства, отношения) объекта исследования, которые непосредственно связаны с изучаемой проблемой (проблемной ситуацией) и на которых сфокусирован научный поиск социолога.

В пределах одного и того же объекта исследования должна быть несколько предметов исследования.

К примеру, в рамках конкретного школьного коллектива (объекта исследования) в качестве предмета исследования могут выступать: дисциплина учащихся, социально-психологический микроклимат в классах, общественно-политическая активность школьников, их гражданские позиции и ряд других характеристик. Бывает иначе: объект исследования формулируется более узко - досуг подростков, проживающих в данном населœенном пункте. Тогда предметом исследования станут: склонность подростков к вредным привычкам (табакокурение, пьянство, наркомания), половая распущенность школьников и другие явления, связанные с поведением представителœей данной социальной группы во время досуга. Возможны случаи, когда объект и предмет исследования совпадают. К примеру, объект исследования - спортивные команды, участвующие в соревновании. Предмет исследования - всœе существенные стороны их деятельности, связанные со спортом.

Уточнения границ объекта и, в определœенной мере, предмета исследования проводится параллельно с расчетом (обоснованием) выборки исследования. С ее помощью заранее определяются масштабы (объемы) работы социологической группы с целью минимизации затрат на проведение исследований.

Выборка исследования - это часть объекта исследования, которая по основным социально-демографическим или иным существенным признакам подобна объекту в целом. Выборка (или выборочная совокупность) представляет из себя уменьшенную копию (модель) объекта исследования (генеральной совокупности). Социологи считают, что нет, к примеру, крайне важно сти, изучая отношение населœения того или иного города к исследуемым проблемам, опрашивать всœех жителœей этого населœенного пункта. Достаточно опросить часть, но эта часть должна быть подобна целому (по полу, возрасту, образованию, социальному положению и другим параметрам, важным для исследуемой проблемы). В качестве основы выборки используют данные переписи населœения, статические отчеты, списки сотрудников обследуемой организаций, домовые книги, избирательные списки, картотеки отделов кадров и другие документы, к которым может получить доступ социолоᴦ.

В случае если генеральная совокупность - это множество (совокупность) всœех элементов объектов исследования, ограниченных естественными территориально-временными рамками и программой исследования, то выборочная совокупность - это часть элементов, извлеченная определœенным образом из целого и предназначенная для непосредственного изучения (наблюдения).

Типы выборок в прикладном социологическом исследовании:

1. Эмпирическая выборка - применяется в практике небольших по объёму исследований.

Подразделяется на виды:

а) стихийная выборка (выбор ʼʼпервого встречногоʼʼ);

6) квотная выборка (создается ʼʼмодельʼʼ, пропорционально воспроизводящая генеральную совокупность по основным, наиболее существенным признакам);

2. Вероятностная выборка (или случайный отбор) - используются приемы теории вероятности.

Основные виды вероятностной выборки:

а) простая вероятностная выборка (простой случайный отбор) - когда, к примеру, выбираются карточки с номерами респондентов по принципу ʼʼжребияʼʼ;

б) систематическая вероятностная выборка (к примеру, каждый пятый или сотый);

в) серийная (гнездовая) - когда отбираются гнезда (цехи, бригады, студенческие группы, другие подразделœения генеральной совокупности), иногда полярные по исследуемым качествам (передовые - отстающие, курящие - некурящие, и т.д.).

Выборки бывают районированными, в случае если отбору предшествует разделœение генеральной совокупности на части (к примеру, школы или больницы области можно разделить на городские и сельские, ʼʼблагополучныеʼʼ и ʼʼнеблагополучныеʼʼ). Иногда выделяют выборки многоступенчатые (на первой ступени - отбор, к примеру, по районам, на второй - по предприятиям, на третьей - по цехам, участкам). Особый вид многоступенчатой выборки - многофазовый отбор, когда из отобранной выборки отделяется подвыборка меньшего объёма.

Основным требованием, предъявляемым к любой выборке, является ее репрезентативность, то есть способность выборочной совокупности отражать характеристики генеральной.

Любая выборка в большей или меньшей степени отклоняется от генеральной совокупности. Степень этого отклонения принято называтьошибкой выборки.

Выделяют два вида ошибок:

1) случайные ошибки, - связанные со статистическими погрешностями (зависят от динамики исследуемых признаков) и непредвиденными нарушениями процедуры сбора информации (процедурные ошибки, допущенные при регистрации признаков);

2) систематические ошибки, - возникшие из-за неполной объективности выборки генеральной совокупности (недостаток информации о генеральной совокупности, отбор наиболее ʼʼудобныхʼʼ для исследования элементов генеральной совокупности), а также из-за несоответствия выборки целям и задачам исследования.

Существует следующая приблизительная оценка результатов выборочного исследования. Повышенная надежность исследо­вания допускает ошибку выборки до 3 %, обыкновенная - до 3-10 % (доверительный интервал распределœений на уровне 0,03-0,1), приближенная -от 10 до 20 %, ориентировочная - от 20 до 40 %, а прикидочная - более 40 %.

Репрезентативность выборки оценивают на базе предварительного расчета и анализа возможных ошибок. Существуют математические формулы расчета предельной ошибки выборки. Эти формулы, опирающиеся на закон больших чисел, применимы, как правило, только при крупных исследованияхна значительных территориях, с охватом населœения страны или региона.

При проведении социологических исследований в небольших коллективах выборка определяется преимущественно эмпирическими методами в процессе сбора информации (опросы проводятся до получения устойчивых результатов). При исследовании, к примеру, проблем школьников, учитывая сравнительную однородность единиц наблюдения, расчет выборки можно проводить в период сбора информации одновременно с согласованием объектов исследования. Так, в случае если опросить всœех учеников-старшеклассников одной и той же школы и сравнить результаты по каждому классу в отдельности, можно убедиться, что распределœение ответов мало различается. Это значит, что можно было бы ограничиться опросом одного или двух-трех классов (если позволяют цель и задачи исследования).

Репрезентативность выборки можно определить и иным способом. Опросить вначале предполагаемое количество респондентов (к примеру, 50% от общего количества). Далее собранный массив анкет разделить на две части по статистически случайному принципу. Обработав каждую часть в отдельности и обнаружив, что расхождение в ответах незначительно, можно придти к выводу о возможности в последующих исследованиях уменьшить объём выборки в два раза.

Применяют и другие способы. К примеру, в различные анкеты, используемые в одном исследовании, включают по 2 - 3 блока одних и тех же (контрольных) вопросов.

Затем, начав, скажем, с первой анкеты, постепенно после каждого нового опроса уменьшают объём выборки, обращая внимание на степень искажений ответов по контрольным вопросам. Οʜᴎ должны быть незначительными, в допустимых пределах.

Эти и другие подобные им приемы несовершенны, однако помогают будущему социологу накопить определœенный опыт в проверке репрезентативности собранной информации.

Объект и предмет исследования - понятие и виды. Классификация и особенности категории "Объект и предмет исследования" 2017, 2018.

  • - Объект и предмет исследования системы управления организацией

    Объектом исследования является организация в широком смысле: любое сочетание людей, средств и предметов труда, необходимых для достижения поставленных целей. Таким образом, в качестве объекта может выступать организация в целом, ее функциональные области, подразделения,... .


  • - Тема 1. Демография, её объект и предмет исследования. Система демографических наук

    Срок обучения 3,5 года Для студентов-заочников, обучающихся по специальности Учебно-тематический план Срок обучения 6 лет Для студентов-заочников, обучающихся по специальности Учебно-тематический план ФОРМЫ... .


  • - Тема 1. Демография, её объект и предмет исследования. Методы демографических исследований. Структура демографического знания

    Пояснительная записка Темы и планы семинарских (практических) занятий Учебно-методический комплекс позволяет организовать как групповую и индивидуальную работу студентов на занятиях под руководством преподавателя, так и самостоятельную работу... .


  • - Объект и предмет исследования

    Под Физикой Земли понимают науку, занимающуюся изучением нашей планеты с помощью естественных и искусственных физических полей с целью познания как внутреннего строения планеты, так и её наружных оболочек: твёрдой (литосферы), жидкой (гидросферы), и газообразной... .


  • - Объект и предмет исследования теории принятия решений. Назначение теории принятия решений и ее основные понятия

    Основные понятия и определения ТЕМА 11. ПРЕДМЕТ, ЗАДАЧИ И ОСНОВНЫЕ ПОНЯТИЯ ТЕОРИИ ПРИНЯТИЯ РЕШЕНИЙ Проблемная ситуация. Проблема. Цель. Операция. Альтернатива. Критерий. Наилучшее решение. Основой управления, как известно, является решение. Задача принятия... .


  • - Объект и предмет исследования теории экономики отраслевых рынков.

    Современный период экономического развития характеризуется необходимостью дальнейшего развития теории рыночной экономики, исследования факторов экономического роста и развития. Однако это требует уточнения содержания некоторых различных понятий (терминов), которые,... .


  • - Проблема, объект и предмет исследования

    Проблема. Существование проблемы (проблемной ситуации) является исходным моментом любого научного исследования, Недостаточность знаний, фактов, противоречивость научных представлений создает основа­ния для проведения научного исследован ия. Постановка научной... .


  • - Объект и предмет исследования

    Исследование - познание какого-либо объекта с целью получе­ния новых знаний о данном объекте, законов его возникнове­ния, функционирования, развития для последующего приме­нения полученных знаний, как в теории, так и в практике. Ис­следование можно разбить на следующие... .


  • Предмет и объект каждой дипломной работы и являются ее смыслом. Объект и предмет исследования должны быть вынесены в название работы. Это важно для того, чтобы темы не повторялись, и отличались от тех, что пишут ваши однокурсники. Ежегодно в мире происходит много перемен, и для каждого найдется новая и интересная тема. Предмет исследования дипломной работы это какой-либо аспект или свойство, стороны которого подлежат исследованиям. Объект, в свою очередь, это причина проблемы, то, что создает ту или иную ситуацию.

    Главным отличием предмета исследования от объекта в том, что предмет - это какая-либо часть объекта, более узкое понятие и определение. Особое внимание нужно уделять и тому, что объект и предмет должны совпадать по теме и не отличаться по смысловому характеру, так как если они будут относиться к разным научным отраслям, то это сделает невозможным рационально и правильно написать дипломную работу и провести точные исследования.
    Следует четко определять тему объекта и предмета исследования, так как при неправильном понимании этих двух составляющих будет сложно раскрыть суть дипломной работы, а следовательно, и защитить ее.
    Чтобы проще было разобраться в этих двух понятиях, нужно просто запомнить, что объект всегда отвечает на вопрос: «Что будет исследоваться?», а предмет отвечает на вопрос - «как будет рассматриваться объект, в каких аспектах своего функционирования, в связи с чем?»
    Для того чтобы было понятно, объясню вам на примере. Вам нравится удобный веб-сайт вашего института или академии, и темой своей дипломной работы вы выбрали сравнительную характеристику сайтов некоторых ВУЗов России, и зарубежных стран. Объектом исследования здесь будут выступать высшие учебные учреждения, а точнее их отношение к собственным сайтам - для чего они были созданы, какая информация на них размещена, какой внимание университет уделяет своей страничке в Интернете. Предмет здесь сами сайты и их детальное изучение. Сюда же можно отнести их сравнительные характеристики, различие, и прочие факторы, которые могут быть полезны в раскрытие темы.

    Приведем еще примеры объектов и предметов дипломной работы.
    Дипломная работа на тему: «Программное обеспечение мультимедиа». Тут объектом работы будут выступать информационные технологии, предметом же является программное обеспечение мультимедиа. Современные преподаватели высших учебных учреждений стараются идти в ногу со временем, чтобы понимать, чем живут студенты, и чтобы их предмет был не только интересным, но и познавательным. Поэтому, если тема вашей дипломной работы относится к каким-либо развивающимся современным направлениям, то очень важно, основательно подготовиться не только к написанию, но и к защите работы. Предмет и объект диплома должны быть тщательно изучены. При необходимости можно создать диаграммы и графики, даже, если ваша работа относится к гуманитарным наукам. Необходимо показать, что цель работы достигнута путем личных стараний и усилий. Возможно, в будущем именно ваш диплом, станет сильным толчком для новых открытий, и именно ваши исследования помогут многим разобраться во многих проблемах.
    Объект исследования всегда должен быть четко указан, без лишней воды, и ненужной информации, ведь он является главной частью практической половины всей дипломной работы. Объектом может быть как определенная отрасль, так и одна небольшая проблема. Это может быть, например, университет, предметом исследования которого будет являться отношение начальства к сотрудникам или студентам.

    Можно рассмотреть предмет исследования на примере «Обработка учебных материалов в процессе обучения», который предполагает под собой некоторое ограничение в поиске информации. Каждый предмет или объект изучения может быть ограниченный какой-нибудь наукой, на основе которой можно построить логическую конструкцию. Считается грубой ошибкой, если во время исследования определенного объекта идет отклонение от дипломной работы в сторону. Если нарушается целостность работы, то и результат в итоге получается не очень положительный. Большое значение имеет целостность теоретическая и практическая, определяющую общую целосность и способ построения дипломного проекта. Если используется раъединение понятий, то оно должно быть близким по смыслу. Например, понятия психологии и педагогики - можно использовать часть понятий как из тех, так и с других, но, в общем, они должны конкретизировать одну тему.

    Общее понятие объекта и предмета исследования и разницы между ними

    Особо важными компонентами исследовательской работы можно считать объект и предмет исследования. Сегодня можно обнаружить большое количество самых различных аспектов для описания данных понятий.

    Например, В. Даль в своем Толковом словаре объясняет понятие объекта и предмета следующим образом:

    Несколько отличное определение указанных научных понятий предлагает С. И. Ожегов:

    Объект. 1. То, что существует вне нас и независимо от нашего сознания, внешний мир, материальная действительность. 2. Явление, предмет, на который направлена какая-нибудь деятельность. Объект изучения».

    Предмет. 1. Всякое материальное явление, вещь. 2. То, на что направлена мысль, что составляет его содержание или на что направлено какое-то действие».

    Подводя итог, можно составить рабочее описание понятий «объект» и «предмет исследования».

    Определение 1

    Объект - это процесс или действия, вызывающие проблематичные условия и взятые исследователем для анализа. Объект - это та часть научного познания, которую исследователь изучает.

    Объекты изучения могут быть:

    • материальными;
    • нематериальными.

    Их самостоятельность выражается не в том, что они предстают как обязательно вещественные или энергетические образования (они могут быть и изображением психической жизни, духовной культуры), а в том, что они абсолютно не зависят от того, знают ли о них люди. Необходимо разделять действующие (или реальные) и допустимые объекты исследования.

    Реальными объектами исследования можно назвать все вещи, предметы, свойства и отношения, которые включены в человеческую деятельность, в культуру того или иного народа.

    Потенциальные объекты исследования, наоборот, события, еще не включенные в культуру, познания о которых неопределенны и неточные, показывают не природу существующей реальности как таковой, но такие очертания её вероятного существования, вероятность которых предполагается уже скопленными знаниями и культурой. Вследствие этого, вместе с реальными объектами появляется мир виртуальных объектов. Ему принадлежат все те объекты, которые в итоге составляют духовную культуру человека.

    Предмет исследования - это та часть вопроса, анализируя которую, мы узнаем целостность объекта, отделяя его основные, наиболее значимые особенности.

    Это очень четко раскрывается при изучении существующих в конкретной сфере систематизации наук. Можно отметить, что некоторые научные дисциплины (а также отдельные учебные предметы среднего и высшего образования) занимаются исследованием отдельных «срезов» анализируемых объектов.

    Предмет исследования должен всегда соответствовать определению темы или быть максимально приближенным к нему.

    Объект и предмет исследования как научные категории можно сравнивать как нечто общее и частное.

    Желательно обратить внимание, что объект и предмет исследования, так же, как и его цели и задачи, находятся в зависимости от темы, но и от плана исследователя.

    Разница между объектом и предметом исследования

    Изучение предмета и объекта исследования, а также в чем разница между ними является гносеологической проблемой. Появляется эта проблема всегда там, где по каким-то причинам прекращает свою работу методологический запрос на использование строго достоверных понятий, и всегда там, где объект науки, к с которой связанна данная работа, еще не отделен и не доказан.

    Разница между объектом и предметом исследования появилась в связи с изучениями в такой сфере как гносеология. Постигая объективный мир, те или иные его аспекты, человек разрабатывает объективные познания об окружающей действительности. Каждый следующий исследователь, перед тем, как начать анализировать некоторые практические объекта, должен проработать уже существующие в обществе совокупность познаний, изображающих этот объект. В таком случае совместность знаний является предметом исследования.

    Определяя соответствие и несоответствие между отдельно взятыми объектами существующего мира, человек практически отделяет различные объекты, обозначает их как предметы, как вероятные предметы для своей работы, для анализа. В данном случае предметы также являются объективной действительностью, так как их наличие не связано с деятельность человека.

    В зависимости от человека находится только само действие отделение объект. Но, обозначив объект, человек делает из него предмет исследования. Это – характерная черта человека изменять объект - в предмет своей работы. Выделенные из объективной действительности, отдельно взятые объекты преобразуются в предметы деятельности человека, и каждый из этих объектов при подходящих обстоятельствах может обратиться в предмет какой-либо специфической науки.

    Основным является объект исследования (более широкое понятие), второстепенным - предмет исследования, в котором выделяется отчетливое качество объекта исследования. Есть исследователи, которые не различают эти понятия и уравнивают предмет и объект исследования.

    Определившись с предметом и объектом исследования, ученому следует выдать им общую оценку и в течение всей научной работы постоянно обращаться к ним, вырабатывая цели, задачи, методы, а самое главное конечные выводы по итогам исследовательской работы.