Страны исповедующие католичество. Католицизм в Европе

есть много материалов на эту тему, мне понравилась статья Андрона Кончаловского, он вообще на своем блоге об этом написал много статей и снял несколько роликов, в которых он сравнивает развитие веры, сравнивает западный менталитет с менталитетом русским, ссылаясь на определенные исследования социологов, культурологов, экономистов, мыслителей и философов.

Так вот, статья называется в какого Бога верит русский человек. Приведу несколько выдержек:

Почему язычество так и не было изжито в России? Наверное, потому, что русское религиозное сознание исторически было лишено процесса умственного постижения Бога - интеллектуализации религиозного сознания, - через которое проходили другие христианские конфессии. Именно поэтому осмысление своего отношения к вере и к Христу, поиски Бога в своей душе, и привели Льва Толстого к очень радикальным выводам. В письме Синоду он так и писал: "Если бы Он (Христос) пришел теперь и увидал то, что делается его именем в церкви, то он...наверно повыкидал бы все эти ужасные... кресты, и чаши, и свечи, и иконы, и все то, посредством чего они, колдуя, скрывают от людей бога и его учение...". (Л.Н.Толстой "Ответ Синоду", 1901г.)

Феномен тысячных очередей к поясу Богородицы, характерный для сегодняшней России, бесконечно далек от современности, я бы сказал, отделен веками. И если такое паломничество еще можно себе представить в крестьянской южной Италии, то в Северной Европе это просто немыслимо. Чем объяснить такую разницу?

Дело в том, что со времени появления христианства в Европе никогда не прекращались богословские споры. Свободная мысль тысячелетиями не боялась подвергать сомнению любые тезисы и обряды христианства. Русская же религиозная культура исключала это право и строилась только на вере - в России религиозная мысль не существовала до середины XIX века. Русский человек вместо права размышлять о Боге имел обязанность истово верить.

Василий Ключевский писал в 1898 году, что "...Вместе с великими благами, какие принесло нам византийское влияние, мы вынесли из него и один большой недостаток. Источником этого недостатка было одно - излишество самого влияния. Целые века греческие, а за ними и русские пастыри и книги приучали нас веровать, во все веровать и всему веровать. Это было очень хорошо, потому что в том возрасте, какой мы переживали в те века, вера - единственная сила, которая могла создать сносное нравственное общежитие. Но не хорошо было то, что при этом нам запрещали размышлять, - и это было нехорошо больше всего потому, что мы тогда и без того не имели охоты к этому занятию. Нам указывали на соблазны мысли прежде, чей она стала соблазнять нас, предостерегали от злоупотребления ею, когда мы еще не знали, как следует употреблять ее... Нам твердили: веруй, но не умствуй. Мы стали бояться мысли, как греха, пытливого разума, как соблазнителя, раньше чем умели мыслить, чем пробудилась у нас пытливость. Потому, когда мы встретились с чужой мыслью, мы ее принимали на веру. Вышло, что научные истины мы превращали в догматы, научные авторитеты становились для нас фетишами, храм наук сделался для нас капищем научных суеверий и предрассудков . Мы вольнодумничали по-старообрядчески, вольтерьянствовали по-аввакумовски. Как старообрядцы из-за церковного обряда разорвали с церковью, так мы из-за непонятного научного тезиса готовы были разрывать с наукой. Менялось содержание мысли, но метод мышления оставался прежний. Под византийским влиянием мы были холопы чужой веры, под западно-европейским стали холопами чужой мысли. (Мысль без морали - недомыслие; мораль без мысли - фанатизм) (В.О. Ключевский "Неопубликованные произведения. Верование и мышление", 1898г.)

Мысль Ключевского - глубочайшее проникновение в сущность не только русского мышления, но и образа жизни русского человека. Русская культура обусловливалась, конечно, многими факторами, но метод мышления был привнесен особой формой православия, в которой эта религия пришла на Русь.

Но, указывая на позитивные и негативные последствия принятия Русью православия, Ключевский не ответил на вопрос, почему мышление православного русского человека было лишено права на сомнение . Попробуем найти ответы сами.

Разделение христианства на две ветви началось где-то в IV-V веке. Оно возникло вполне естественно, ибо две великих античных цивилизации - греческая и латинская - при всех кардинальных различиях продолжали сосуществовать. Эти две великие культуры и обусловили возникновение двух религиозных и политических центров: восточного - Византии и западного - Рима. Но метод мышления в обеих цивилизациях оставался европейским. В этом легко убедиться, если посмотреть на труды святоотеческих философов. Святые Отцы как Восточной так и Западной церквей были исключительно образованны, они говорили на трех языках - по-гречески, по-иудейски и на латыни. То есть они оперировали общими инструментами логики и софистики. Искусство красноречия и полемики было средством нахождения истины и причиной развития европейского богословия, в том числе, и византийского. Богословы состязались в красноречии и логике даже на византийских базарах!

Но, к сожалению, прав был философ Чаадаев - "пора великих побуждений, великих свершений, великих страстей" не коснулась Руси: "Сначала дикое варварство, затем грубое суеверие, далее иноземное владычество, жестокое и унизительное...".(П.Я.Чаадаев "Философические письма", 1836г.). Когда викинги пришли на Русь в VIII-IX веке, восточноевропейская равнина была заселена разрозненным дикими, варварскими племенами славян и финнов. Племена находились на чрезвычайно низком цивилизационном уровне с глубоко укоренившимся язычеством и общинно-родовым строем. Славяне не имели представления о рынке и торговле. У них не было своей письменности, уже не говоря о науке философии. Викинги колонизировали эти вполне варварские территории и жили в них христианскими общинами в замкнутых анклавах, не смешиваясь с туземцами. Порабощенных язычников назвали "смердами".

В 863 году Кирилл и Мефодий перевели Евангелие на церковно-славянский язык. Сначала они принесли свой труд в Болгарию, а потом на Русь. Работа Кирилла и Мефодия привела к невероятной демократизации самого христианского учения. И это замечательно. Но, с другой стороны, будучи переложенным на древнеславянский, оно прервало связь самого учения с его философским обоснованием, с культурными корнями античной европейской цивилизации. Мы получили православие как руководство к беспрекословному следованию без возможности его логического анализа, так как лишенные греческого и латинского языков, мы не имели возможности познать античную философию или софистику. Наше девственное языческое сознание так и не узнало, что такое культура дискуссии. Как следствие, любую попытку критического осмысления религии мы стали воспринимать с языческим трепетом, - как смертный грех.

Поэтому, если в западной Европе развитие университетов начиналось в монастырях и религиозных центрах, на Руси монастыри стали охранными форпостами единственной и непогрешимой истины. Неудивительно, что в России университет как независимый институт возник на шесть столетий позже, ибо университет - это диспут. Неудивительно также, что он немедленно стал рассадником крамолы и свободы и впоследствии существовал под неусыпным оком царской Охранки и под постоянной угрозой закрытия.

Можно сказать, что в течение почти девятисот лет критическое осмысление христианской веры не имело в России права на существование и беспощадно каралось.

В то время, когда на Западе воздвигалось здание современной цивилизации, Русь православная боролась с язычеством. Изучая историю крещения Руси, я был удивлен жестокости, с которой велось искоренение язычества. Это был кровавый процесс. И тем не менее, язычество до сих пор живо в нашей культуре. Так что можно даже сейчас наблюдать своеобразное "двоеверие".

Но не все знают, что в определенный период в Московской земле было даже "троеверие"! Вполне себе такая "смесь" христианских святых, языческих богов и Аллаха. Религией, общей для Московии и Орды, был странный симбиоз ислама и арианского христианства (в котором Иисус и Магомет равновелики!), а разделение веры случилось в 1589 году, когда Казань приняла чистый ислам.

Что же происходило с европейской религиозной мыслью в XV - XVI веках?

Возникшая буржуазия хотела сознательно осмыслить свои отношения с богом. Когда человек почувствовал себя личностью, почувствовал, что от него лично, а не от священника, как наместника бога на земле, зависит его успех, возникло протестное движение против корысти и властолюбия католической церкви, которая всегда пыталась подмять под себя светскую власть. В протестантизме нет тотемов, в нем единственная священная вещь - Библия. Читай и живи по ней. А если кто-то и носит крестик, то для него этот крест - просто символ его принадлежности к религии, а не магический предмет, охраняющий от зла, как медвежий клык для тунгуса или перья для индейца. У католика, а тем более у протестанта, зависимость от чудотворных реликвий ушла. Появилось сознание того, что бог - твой постоянный и строгий Судья, присутствие которого в твоей душе и сознании как раз и требует от тебя личной ответственности. И не только перед богом, но перед собратьями, перед детьми и родителями.

Эта личная индивидуальная, и, главное анонимная ответственность человека перед богом есть основа современного общества - добросовестного труда, уплаты налогов, крепкой семьи, отсутствия беспризорных детей на улицах. Личная анонимная ответственность - краеугольный амень современного государства и общества.

Харрисон открыл, что существенным, формирующим культуру фактором является религия . И когда он систематизировал страны по религиозной принадлежности, он пришел к неопровержимому выводу: страны с разными господствующими религиями имеют разные экономические показатели. (Л.Харрисон "Кто процветает", 1993г).

По так называемому индексу человеческого развития ООН, в котором самая развитая страна занимает первое место, а самая отсталая - 162-е. Страны, исповедующие христианство, по данным доклада ООН об Индексе человеческого развития 2001 года, расположены следующим образом:

Протестантские страны - 9,2

Католические - 58,3

Православные - 58,9

Этот факт поразил меня, и мне кажется, в России он просто игнорируется! А ведь он требует серьезного изучения и анализа в России с участием историков, социологов, теософов, культурологов и политиков. Посмотрите на хаос в самой европейской православной стране - Греции. Это вам не протестантская Эстония, в которой вообще ничего нет, кроме гранита и селедки, но был и есть порядок. А в Греции ни одна реформа не проходит. Или Кипр, где все деньги, которые были вкачаны ЕС, ушли в чьи-то карманы. Это только подтверждает, что в православных странах отношение к закону очень вольное, ибо сам этический код мягок и расплывчат. Особенно в России.



Добавить свою цену в базу

Комментарий

Католицизм во многом схож с православием, но имеются и отличия. От остальных течений в христианстве католическая религия отличается особенностями вероучения, культовыми обрядами. Католицизм пополнил «Символ веры» новыми догмами.

История католицизма

Долгое время христианская церковь была единой. Разногласия, периодически возникающие между священниками Западно-Римской и Восточно-Римской Империи, как правило, быстро устранялись в ходе обсуждения спорных моментов на вселенских соборах. Однако постепенно эти разногласия становились все более острыми. А в 1054 году произошел так называемый «Великий раскол», когда главы христианских церквей в Риме и Константинополе взаимно предали друг друга проклятию («анафеме»). С этого момента христианская церковь разделилась на Римско-католическую во главе с Папой римским и Православную, возглавлял которую Патриарх константинопольский. Хотя эта взаимная анафема была отменена в 1965 году, совместным решением глав обеих церквей, разделение между католиками и православными действует поныне. Организация и управление

Высшей, полной, непосредственной, вселенской и ординарной властью в Католической церкви обладает папа римский. Совещательными органами при папе являются коллегия кардиналов и синод епископов. Административный аппарат Церкви называется Римская курия, в состав которой входят конгрегации, суды и другие учреждения. Епископская кафедра папы вместе с курией формируют Святой Престол, располагающийся в независимом государстве Ватикан. Святой Престол является субъектом международного права. Всемирная Католическая Церковь состоит из Церкви латинского обряда и Восточнокатолических церквей, которые исповедуют один из восточных литургических обрядов и имеют статус «Sui iuris» (своего права). На практике это выражается в том, что эти церкви, оставаясь в общении с Папой и полностью разделяя католическую догматику, имеют собственную иерархическую структуру и собственное каноническое право. Крупнейшие Восточнокатолические церкви возглавляет Патриарх или верховный архиепископ. Восточные Патриархи и верховные архиепископы приравнены к кардиналам-епископам латинского обряда и занимают в католической иерархии место сразу же за папой. Основной отдельной территориальной единицей является епархия, возглавляемая епископом. Некоторые важные епархии исторически носят название архиепархий. Несколько епархий (и архиепархий) могут составлять митрополию или церковную провинцию. Центр митрополии обязательно совпадает с центром архиепархии, таким образом митрополит в Католической церкви обязательно является архиепископом. В некоторых странах (Италия, США и др.) митрополии объединены в церковные регионы. Епископы большинства стран объединены в конференцию католических епископов, обладающую большими полномочиями в организации церковной жизни страны. Епархии состоят из приходов, которые возглавляют приходские настоятели, подчинённые епископу. Настоятелю в приходе могут помогать другие священники, называемые викарными. Иногда рядом расположенные приходы объединяются в деканаты.

В Католической церкви существует семь таинств:

  1. крещение,
  2. миропомазание (конфирмация)
  3. евхаристия
  4. исповедь
  5. елеосвящение
  6. священство.

Вероучение Католической Церкви имеет ряд доктринальных положений, которые отличают её от учения других христианских конфессий:

  1. филиокве — догмат об исхождении Святого Духа как от Отца, так и от Сына (но не как от разных источников);
  2. догмат о Непорочном зачатии Девы Марии и догмат о Её телесном вознесении;
  3. учение о чистилище;
  4. учение об индульгенциях;
  5. широкое почитание Девы Марии (hyperdulia);
  6. почитание мучеников, святых и блаженных при различии между поклонением, подобающим одному лишь Богу (latria), и почитанием святых (dulia);
  7. утверждение монархической власти Римского епископа над всею Церковью как преемника апостола Петра;
  8. централизованность церковной организации (схожая черта с некоторыми протестантскими движениями), в отличие от автокефальности (автономии) православных поместных церквей;
  9. безошибочность учительства папы римского в вопросах веры и нравственности, провозглашаемого ex cathedra (см. Догмат о папской безошибочности);
  10. нерасторжимость таинства брака; существует лишь возможность признания недействительности брака.

Распространение по миру

Католики составляют абсолютное большинство населения и во многих странах Южной, Западной и Восточной Европы.

  • В Италии насчитывается 45 млн. приверженцев Римско-католической церкви,
  • во Франции — 38 млн.,
  • Польше — 36 млн.,
  • Испании — 31 млн.,
  • Португалии — 9,7 млн.,
  • Бельгии — 8,7 млн.,
  • Венгрии — 6,5 млн.,
  • Чехии — 6,4 млн.,
  • Австрии — 6,2 млн.,
  • Хорватии — 3,4 млн.,
  • Словакии — 3,4 млн.,
  • Ирландии — 3,4

В Азии католикам принадлежит большинство населения в двух странах -на Филиппинах (41 млн. человек) и на оккупированном Индонезией Восточном Тиморе (свыше 600 тыс.).

Многочисленные группы католиков имеются в:

  • Индии (15 млн.),
  • Китае (8,7 млн., включая членов так называемой Католической патриотической ассоциации),
  • Вьетнаме (6 млн.),
  • Индонезии (5,6 млн.),
  • Республике Корее (2,6 млн.),
  • Шри-Ланке (1,1 млн.),
  • Ливане (более 700 тыс.).

Издевательства над детьми-сиротами в Канаде

В 1930-х годах в канадской провинции Квебек начался период, который вошел в историю как «Большая Тьма». Премьер Морис Дюплесси, известный коррупционер, получил поддержку католической церкви на выборах и решил, вероятно, решил оказать церковникам благодарность. В то время из федерального бюджета выделялись намного большие субсидии психиатрическим больницам (которыми как раз управляла католическая церковь), нежели детским домам. Дюплесси осенила «блестящая идея» диагностировать детям-сиротам разнообразные психические заболевания, которых они вовсе не имели. В итоге детские дома опустели, а психиатрические клиники, в которые вывезли около 20 000 детей, были просто переполнены. Дошло до того, что детей забирали не только из приютов, но и у матерей-одиночек. В лечебницах жизнь детей была сущим кошмаром — над ними ставили медицинские эксперименты и проверяли на них новые медпрепараты.

Переселение детей

Начиная с 19-го века, примерно 150 000 детей из детских домов были отправлены из Великобритании в другие страны (Австралию, Канаду, Новую Зеландию). Такие образом решалась проблема заселения колоний белым населением. А кроме этого, представители церкви обеспечивали себе гарантированную паству на других континентах. Всё бы ничего, но детей не просто забирали из дома, но отправляли на каторжные работы. Детей морили голодом, избивали и нередко насиловали.

Похищение новорожденных

Испанский диктатор Франсиско Франко решил сделать страну лучше, а для этого отбирал детей у «неблагонадёжных» родителей. В то время католическая церковь, поддерживающая Франко, управляла всеми больницами, школами и детскими домами в стране. Несложно догадаться, что именно таким образом были похищены около 300 000 детей у их родителей. Часто медсестра брала новорожденного «для обследования», после чего возвращала чужого мертворожденного ребенка. Младенцев прямо из роддома продавали приемным родителям. Даже после смерти Франко в 1975 году церковь не прекратила подобную практику вплоть до 1987 года, когда были ужесточены правила усыновления. В период между 1960 и 1989 годами в Испании при помощи католической церкви было похищено около 15 процентов новорожденных детей.

Политика невозврата еврейских детей

Во время Второй мировой войны католическая церковь во Франции, спасая еврейских детей от нацистов, крестила малышей и прятала их в школах и приютах. Казалось бы, благородное дело, если бы не одно НО. Когда война закончилась, детей родителям не вернули, утверждая, что теперь их должны воспитывать христиане.

Преступность в Ватикане

Весьма забавный, хотя и невесёлый факт: в Ватикан в десятке стран с самым высоким уровнем преступности. Конечно, убийств в этом крошечном городе-государстве почти не происходит, но количество карманников просто превосходит все разумные пределы. Проблема заключается в том, что в Ватикане нет тюрем и всего один судья. Поэтому, приезжая в этот город, нужно внимательно следить за своим бумажником.

Католицизм (от греч. «всеобщий», «вселенский») - крупнейшая ветвь христианской церкви, одна из крупнейших мировых религий.

Католицизм, как полностью оформившееся вероучение, сформировалось в І тыс. н.э. на территории Западно-Римской империи, а после раскола 1054 г. и отделения православного христианства оно легло в основу новой, полностью самостоятельной конфессии - Римо-католической церкви. Католической до раскола называли всю христианскую церковь, и западную, и восточную, подчеркивая ее всемирный характер. Всю историю христианства, предшествующую расколу 1054 года, Римо-католическая церковь рассматривает как свою. Католическое вероучение восходит к временам первых апостолов, то есть к І в.н.э.

Вероисповедальная основа католической включает в себя:
1. Священное писание - Библия (Ветхий Завет и Новый Завет), апокрифы (священные тексты, не вошедшие в Библию).
2. Священное предание - решения всех (в этом состоит одно из основних отличий от православия) вселенских соборов и труды отцов церкви II - VIII веков, таких как Афанасий Александрийский, Василий Великий, Григорий Богослов, Иоанн Дамаскин, Иоанн Златоуст, Блаженный Августин. Главные положения вероучения изложены в Апостольском, Никейском и Афанасьевском символах веры, а также в декретах и канонах Ферраро-Флорентийского, Тридентского и I Ватиканского соборов. В Катехизисе Католической Церкви они изложены более популярно.

Основные догматы католицизма

Общие как для православия, так и для католицизма.
- идея спасения через испове́дание веры,
- идея триединства бога (Бог Отец, Бог Сын и Бог Дух Святой),
- идея боговоплощения,
- идея искупления,
- идея воскресения и вознесения Иисуса Христа.

Характерные только для католицизма.
- филиокве исхождение Святого Духа не только от Бога-Отца, но и от Бога-Сына,
- идея о Непорочном зачатии Девы Марии,
- догмат о Её телесном вознесении,
- учение о чистилище,
- догмат о непогрешимости главы церкви - папы Римского.

В основе католического культа лежит семь главных обрядов-таинств:
- . Католики верят, что главный смысл Крещения заключается в омовении "первородного греха". Осуществляется путем через возлияние воды на голову.
- Миропомазание. Символизирует сохранение полученной при крещении душевной чистоты. У католиков, в отличие от православных, осуществляется не сразу после крещения, а примерно с семи лет.
- Причащение (евхаристия). Символизирует приобщение к Богу через обряд причащения - вкушения тела и крови Христовой, то есть хлеба и вина. Некоторые видные католические теологи (например, св. Августин,) считали их лишь "символами" присутствия Бога, а Православные полагают, что происходит реальная их трансформация - Пресуществление в Тело и Кровь Христову.
- Покаяние (исповедь). Символизирует признание своих грехов перед Иисусом Христом, который устами священника отпускает их. У католиков для покаяния существуют специальные кабинки, разделяющие кающегося и священника, а у православных покаяние осуществляется с глазу на глаз.
- Брак. Совершается в храме при венчании, когда молодожены напутствуются на долгую и счастливую совместную жизнь от имени Иисуса Христа. У католиков венчание совершается навсегда и представляет собой контракт между каждым из супругов и самой Церковью, при котором священник выступает простым свидетелем. У православных же, венчание ассоциируется не с контрактом, а мистическим духовным союзом (союзом Христа и Его Церкви). Свидетелем у православных выступает не священник, а весь «народ Божий».
- Елеосвящение (соборование). Символизирует схождение на больного благодати Божьей. Состоит в смазывании его тела деревянным маслом (елеем), которое считается священным.
- Священство. Состоит в передаче епископом новому священнику особой благодати, которой тот будет обладать в течение всей жизни. В католицизме священник действует "в образе самого Христа", а считают его лишь помощником епископа, который, в свою очередь, уже действует в образе Христа.
Ритуалы в православии и католицизме почти идентичны, различия лишь в их интерпретации.

Главное богослужение в католицизме называется месса (от латинского missa, буквально означающего отпуск священником верующих с миром в конце службы), оно соответствует православной литургии. Состоит из Литургии Слова (главный элемент которой — чтение Библии) и Евхаристической Литургии. На нем совершается таинство евхаристии. В 1962—1965 годах всекатолический II Ватиканский собор упростил и осовременил богослужение Западной церкви, и в первую очередь, мессу. Служение ведется на латинском и национальных языках.
Выделяется три ранга церковных праздников — «память» (определенного святого или значимого события), «праздник» и «торжество». Два главных праздника — Пасха и . Католики держат пост в субботу и воскресение.

Отличия в обрядах между католиками и православными

Православные молятся, обращаясь лицом только на Восток. Для католиков это непринципиально.
У католиков двоеперстие, в то время, как у православных - троеперстие.
Католики крестятся слева направо, православные наоборот.
Православный священник может жениться до рукоположения. У Католиков - целибат, то есть строгий запрет на брак.
Католики используют для причастия квасной хлеб. Православные - пресный.
Католики опускаются на одно колено и крестятся каждый раз, проходя мимо алтаря. Православные - нет.
У католиков, кроме икон, допускаются и статуи.
Устроение алтаря в этих двух конфессиях различно.
Православные монахи не состоят в Орденах. Католики - состоят.
Православные священники обязательно носят бороду. Католические - крайне редко.

Церковная иерархия ведет свое начало от христианских апостолов, обеспечивая преемственность через чреду рукоположений. Высшей, полной, непосредственной, вселенской и ординарной в Католической церкви обладает Папа Римский. Папа является преемником Св. Апостола Петра, который был назначен на пост Главы Церкви самим Христом. Глава церкви также является:
- Наместником Христа на Земле.
- Главой Вселенской Церкви.
- Главным Епископом всех католиков.
- Учителем веры.
- Интерпретатором христианской традиции.
- Непогрешимым. Это означает, что выступая от лица Церкви, Папа изначально защищен Святым Духом от ошибок в вопросах церкви, морали и доктрины.
Совещательными органами при папе являются коллегия кардиналов и синод епископов.
Римская курия - административный аппарат католической церкви. Епископская кафедра папы вместе с курией формируют Святой Престол.
Духовенство составляет три степени священства: диакон, священник и епископ. В клир входят только мужчины.
Все католические епископы - лишь заместители и представители Папы. Папа назначает каждого епископа и может отменить его решения. Каждая католическая епархия таким образом имеет 2 главы - Папу и местного епископа.

Иерархия католического клира подразумевает также наличие многочисленных церковных степеней и должностей, таких как:
Кардинал, архиепископ, примас, митрополит, прелат, аббат.
Различают белое духовенство (священников, служащих при епархиальных храмах) и чёрное духовенство (монашество). В отличие от православного монашество не едино, а делится на так называемые монашеские ордены (огdо с лат. ряд, чин, порядок). Первым таким орденом был орден бенедиктинцев (IV в.). Наиболее крупные объединения католических монахов на сегодняшний день: иезуиты - 25 тыс., францисканцы — 20 тыс., салезианцы — 20 тыс., христианские братья - 16 тыс., капуцины - 12 тыс., бенедиктинцы - 10 тыс., доминиканцы — 8 тыс.

Римо-католицизм исповедуют около 1 миллиарда 196 миллионов человек по состоянию на 2012 г. Это примерно 3/5 от всех христиан планеты.
Католицизм является основной религией во многих европейских странах, в частности, это: , Португалия, Бельгия, Венгрия, Словакия, Словения, Ирландия, Мальта и др.. Всего в 21 Европы католики составляют большинство населения, в , Нидерландах и — половину.
В Западном полушарии является господствующей религией во всей Южной и Центральной , а также в и на Кубе.
В католики преобладают на и в Восточном Тиморе. Есть они во , Южной Корее и Китае.
В Африке проживают по разным оценкам от 110 до 175 миллионов католиков
На Ближнем Востоке много католиков проживает только в Ливане, небольшая община существует также в Ираке.

Существуют также 22 восточнокатолические церкви. Они пребывают в полном вероисповедном и литургическом общении со Святым Престолом, но пользуются собственным каноническим правом, отличным от принятого для Латинской церкви. Грекокатолики проживают в , Белоруссии,
Отношение католической церкви к другим религиям

Католическая Церковь ведёт экуменический диалог с другими христианскими церквями, которым занимается Папский совет по содействию христианскому единству. В 1964 г. параллельно с работой Собора состоялся визит папы римского в Константинополь, где папа Павел VI и константинопольский патриарх Афинагор сняли взаимные анафемы, провозглашенные еще в 1054 г., что явилось важным шагом к сближению двух ветвей христианства. Папа Иоанн Павел II (избран в 1978 г.) лично сделал очень многое для налаживания диалога Ватикана с мусульманами и .

Отношение католицизма к бизнесу весьма характерно для всех традиционных религий. Как известно, один из идеологов католицизма Августин Блаженный утверждал, что “торговец может считать себя безгрешным, но не может одобряться Богом”, а основоположник католической философии Фома Аквинский верил в то, что большинство форм торговли, осуществляемой с целью извлечения прибыли, являются аморальными.

Католические теологи все же различали два разных типа экономической деятельности:

1.Производства продукта для продажи. Осуждалось, но незначительно.

2.Торговля продуктами или выдача займов. Осуждается церковью.

Отношение католицизма к медицине и со времен средневековья претерпело значительные изменения. Папа Иоанн Павел II, например, даже признал несправедливость и ошибочность преследования церковью Галилео , используя это для призывов к устранению препятствий к плодотворному согласий между наукой и верой, между церковью и миром. В то же время, католическая церковь предостерегает против некоторых направлений современного естествознания.

Наряду с протестантством и православием, католицизм является одним из самых обширных течений христианской церкви.

Появившись в апостольские времена, за тысячи лет он охватил всю планету и получил широкую известность как за счет принципов своего вероучения, так и благодаря всеобъемлющей организационной структуре. Что такое католицизм? Каковы его характерные черты и кого называют католиками?

Что означает слово «католицизм»?

Развитие современной католической церкви началось в I столетии нашей эры, а само слово «католицизм» впервые было использовано в 110 году в послании епископа Игнатия Богоносца к населению города Смирны (ныне – Измир).

Термин происходит от латинского catholicismus , что означает «всеобщий» или «согласно всему» . Со второй половины II столетия понятие использовалось для обозначения ортодоксальной (нееретической) церкви, а в IV веке многие ранние писатели и историки употребляли его по отношению ко всему христианству.

Вплоть до Великого Раскола, произошедшего в 1054 году, католики рассматривали историю христианства как собственную историю. После разделения христианской церкви на католическую и православную приверженцы католицизма поставили цель отвоевать у арабов Святую землю, в результате чего с конца XI столетия в Европе началась эпоха крестовых походов.

В XIII веке в католической церкви появилось множество монашеских орденов (францисканцы, августинцы, доминиканцы), которые играли важную роль в борьбе с еретическими движениями. Многие годы католики насаждали свою религию в европейских странах, подвергая инквизиции всякого, кто не следовал их вероучениям.


Сегодня католицизм отличается либеральными взглядами и поддерживает диалог с другими христианскими течениями.

Что такое католицизм?

Католицизм является крупнейшим по численности направлением христианства и представляет себя как единственную целостную и универсальную церковь, возглавляемую Иисусом Христом. Видимым главой вероучения выступает Папа Римский, правящий Святым Престолом и его суверенной территорией Ватиканом.

В подчинении Папы находятся свыше 3 тысяч юрисдикций по всему миру, разделяемых на архиепархии, епархии, апостольские викариаты и ряд других организаций. Клир католической церкви включает в себя черное духовенство (монахов) и белое духовенство, то есть священников, которые обслуживают храмы.

Все служители в католицизме получают одну из трех священных степеней – епископ, священник или диакон, а прислужники, не посвященные в сан, возводятся в степень чтецов или аколитов.

Кто такие католики?

К католикам относят религиозную группу людей, исповедующих католические учения. Как крупнейшая ветвь христианства, в настоящее время католицизм насчитывает свыше 1,2 миллиарда человек, проживающих преимущественно в Европе.


Католическое вероучение принимают жители большинства европейских стран, в том числе Италии, Германии, Австрии, Венгрии, Франции. Немало католиков сосредоточено в Китае, Австралии, на Филиппинах. В Африке их численность достигает 175 миллионов.

Вероучения в католицизме

Католическая религия основывается на Библии и Священном Предании, сформированном на протяжении веков по результатам вселенских соборов. Как и все христиане, католики верят в единственность Бога и широко почитают не только Иисуса Христа, но и Деву Марию.

Согласно католическому учению, благодать Божья сообщается людям через 7 таинств, к которым относятся крещение, церковный брак, миропомазание, причастие, исповедание, рукоположение и соборование. Кроме того, католики верят в чистилище, где души людей после смерти очищаются от грехов, и признают учение об индульгенции – временном освобождении от наказания за грехи в случае раскаяния.

Чем католицизм отличается от православия?

Несмотря на то что католицизм и православие являются христианскими религиями, между ними существует ряд отличий. В частности, считают, что Христос был зачат в браке Марии и Иосифа, а католики верят в непорочное зачатие Богородицы.


В православии полагают, что Святой Дух исходит только от Бога, тогда как в католицизме его видят исходящим и от Господа, и от его Сына. Представители католической церкви приветствуют догмат о телесном Вознесении Божьей Матери, а в православной среде ни ее Вознесение, ни Успение не признаются догматами.

Католики или Католицизм - это наибольшая часть приверженцев одного из направлений христианства, сейчас составляет около 1 миллиарда 230 миллионов человек, а Ватикан — крупнейший религиозно-идеологический центр католицизма. Считается, что исторический раскол с восточной христианской церковью произошел в 1054 году. Богослужебные обряды в Католической церкви делятся на латинский обряд, западные обряды и восточные литургические обряды.

Католицизм в первую очередь распространён в таких странах как Италия, Франция, Испания, Португалия, Австрия, Бельгия, Литва, Польша, Чехия, Венгрия, Словакия, Словения, Хорватия, Ирландия, Мальта где католики представляют собой большинство населения этих стран. На Западном полушарии католики в большинстве в США, Канаде, Кубе, Мексике, а также во всех странах Южной и Центральной Америки. В Азии католиков в большинстве общества можно обнаружить на Филиппинах и в Восточном Тиморе. В Австралии и Новой Зеландии их также большинство. Стоит отметить католицизм византийского обряда или Грекокатолицизм, который широко распространён в странах Восточной Европы.

Для туристов из России, Украины, Белоруссии в поездке на запад возникает вопрос, чем отличается Католическая Церковь от Православной или от Протестантизма?

К примеру, Католическая и Православная церковь по-разному понимают единства Церкви, так для православных достаточно разделять одну веру и таинства, католики к этому еще видят необходимость в едином главе Церкви - Папе. Православные утверждают, что Вселенская Церковь "воплощена" в каждой поместной Церкви, возглавляемой епископом. Католики прибавляют, что эта поместная Церковь должна иметь общение с поместной Римско-католической Церковью, чтобы принадлежать к Вселенской Церкви. Православная Церковь исповедует Духа Святого, исходящего только от Отца, а католическая Церковь исповедует в Символе Веры, что Дух Святой исходит от Отца и Сын. Православная церковь допускает возможность развода между мужем и женой в отличие от католической. В Православной церкви нет чистилища или состояния душ после смерти, предназначенных для рая, но еще не готовых к нему в отличие от католицизма. Католики свято верят в Непорочное Зачатие Девы Марии, православные полагают, что она была рождена с первородным грехом. В Католической церкви главой является Папа, для Православной церкви никакого Папы нет.

Тем не мене не смотря на эти различия и многие другие в том числе различия между литургической практикой католики и православные верят в учение Иисуса Христа, что их и объединяет вопреки былым предубеждениям и ошибкам.

На протяжении последних десятилетий наметилось ослабление влияния Католической церкви на жизнь простых людей, особенно это заметно в странах Латинской Америки, к примеру, здесь в 1995 году насчитывалось 80% католиков, но уже в 2014 году их количество упало до 67%, что обусловлено ощущением потери контакта между духовенством и проблемами народа и открыло путь для распространения евангелизма.

В Европе католицизм ослабляет модная нынче толерантность, засилье мигрантов, исламской культуры, что может привести к потере европейской идентичности. На нас туристах это не скажется, все также будут целы и невредимы великие соборы, представляющие собой экзотический готический стиль, а переоборудованные церкви под книжные магазины все равно лучше, чем заброшенные и забытые храмы.

Религия в Ватикане

Ватикан - мировой центр католицизма, под началом которого во многих странах функционируют светские и церковные организации.

Вероятно, 100% населения Ватикан католики, все они подданные Святого Престола, тут проживает 61 кардинал и 346 клириков, около сотни швейцарских гвардейцев, которые охраняют Ватикан и являются неотъемлемой частью многочисленных церемоний, 150 папских жандармов и примерно столько же гражданских лиц, и семей особо близких к церкви. Днем кроме туристов тут работает три тысячи итальянцев, которые на ночь покидают пределы государства.