Лекция: методы социальной работы. Методы социального исследования
Способы анализа и решения проблем, возникающих у клиентов социальных служб, базирующиеся на научном знании и обеспечивающие кратчайший путь достижения цели. Система методов социальной работы сложна и многообразна. Существуют разные классификации методов социальной работы. По объекту воздействия методы можно подразделить на субъектные (индивидуальная, групповая и т.п. работа), деятельностные (направленные на улучшение деятельности структур социальной работы, совершенствование социальной работы как вида деятельности, оптимизирующие деятельность социального работника и т.д.), средовые (методы оздоровления среды обитания человека). По характеру воздействия методы могут быть разделены на мягкие, корректирующие, реабилитационные, принципиальные и т.п. В отечественной практике получила распространение классификация методов социальной работы, даваемая по такому основанию, как содержательные аспекты социальной работы. Анализ практической деятельности социальных служб позволяет вести речь о трех основных группах методов социальной работы: социально-экономических, организационно- распорядительных и психолого- педагогических. Среди первых активно представлены натуральная и денежная помощь, установление льгот, единовременных пособий, патронаж, бытовое обслуживание. Организационно-распорядительные - это, прежде всего, регламентирование (приказы, должностные инструкции и т.п.), нормирование, инструктирование. Отличие психолого-педагогических методов - в косвенном воздействии на клиента, через механизм социально- психологической и педагогической регуляции его поведения. Среди методов этой группы наиболее часто используются социальное консультирование, социальная диагностика, интервью и др. При выборе методов работы необходимо учесть следующее: - практическую применяемость метода: серьезным ограничителем здесь может быть время, которого зачастую нет, или недостаточная квалификация персонала; - стоимость метода: порой для решения проблемы достаточно интуиции профессионала, прежнего опыта, а не использования дорогостоящего метода; - достоверность метода: необходимо знать, насколько достоверна оценка ситуации, получаемая с помощью выбранного метода, какова предельная погрешность; - выход, получаемый при использовании метода, т.е. его эффективность. Определяющую роль в выборе методов социальной работы играет их соответствие цели и принципам социальной работы и конкретным условиям их применения.
Отличное определение
Неполное определение ↓
МЕТОДЫ СОЦИАЛЬНОЙ РАБОТЫ
метод - от греч. methodos - путь исследования - теория, учение, способ достижения какой-либо цели, решения конкретной задачи; совокупность приемов или операций практического или теоретического освоения (познания) действительности; способ действовать, поступать каким-либо образом. Методы принято рассматривать как часть социальной работы, отвечающей на вопрос, «как это делается?». Методы включают систематизированный свод правил, позволяющих осуществлять социальную работу, разумно действовать на рабочем месте. Методы социальной работы во многом обусловливаются спецификой объекта, на который направлена деятельность социального работника и социальных служб. Методы профессиональной социальной работы многообразны. Они классифицируются: по направлениям и формам социальной работы (организационные, социологические, социально-психологические, социальнопедагогические, социально-медицинские, социально-экономические, социально-экологические и др); по объектам социальной работы (индивидуальные, групповые, общинные); по субъектам социальной работы (применяемые отдельным специалистом, коллективом социальной службы, органом управления социальной работы). Наряду с этим все более популярной становится и другая их классификация по объектам социальной работы (классические методы социальной работы): индивидуальная работа (социальный работник-клиент); работа с группой (в группе семьей и через семью); работа в общине (в микросоциальной среде). Классификация методов позволяет, с одной стороны, использовать их в общенаучном плане (в качестве основания методологии исследования проблемы теории социальной работы), а с другой - выявить методы самой социальной работы. Метод индивидуальной работы представляет собой непосредственную помощь субъекту путем личного взаимодействия в процессе его адаптации к новым условиям жизни Этот метод предусматривает не только планирование помощи, но и проведение необходимых процедур для выявления оптимального взаимодействия (консультирование, социальная терапия, психосоциальная реабилитация). В процессе работы социальный работник должен: установить первичную связь и определить потребности клиента в социальных услугах; изучить и уяснить проблему; мотивировать необходимость социальной помощи; концептуализировать проблему; определить и исследовать предполагаемое решение; выбрать стратегическое направление; реализовать решения проблемы и др. Метод социальной работы с группой предполагает работу как в целом с группой клиентов (семьей), так и в группе - с каждым из ее членов отдельно. В этом случае изучаются различные области человеческой деятельности, что способствует более эффективному разрешению возникших проблем и трудностей. Групповая работа может проводиться и с объединенными группами (семьями), имеющими схожие проблемы или однородные задачи. К групповым методам могут быть отнесены: совместная работа над определенными проблемами и задачами, диагностические и коррекционногрупповые процедуры, объектом которых являются социальнопсихологические явления, влияющие на поведение и деятельность людей, составляющих различные социальные группы, а также психологические особенности самих этих групп; к этим методам относятся методы социальнопсихологического исследования, заимствованные из социологии: анкетный опрос; социометрия; референтометрия; коммуникометрия. Особую группу составляют методы, предполагающие не только исследование, диагностику или моделирование социально-психологических явлений, но и их оптимизацию, улучшение, развитие: групповая дискуссия; деловая игра; модификация социального поведения; социально-психологический тренинг. Групповая работа уместна в том случае, если имеется круг людей, объединенных на добровольной основе, имеющих сложные проблемы и задачи, которые касаются: жизненной позиции; идеологических устоев; культуры и образования; состояния здоровья; возраста; пола; социального положения; целевой направленности; трудовых навыков; культурнодосуговых интересов; индивидуально-психологических характеристик. Методы социальной работы в общине (социальная работа в микросоциальной среде). Социальная работа в общине представляет собой профессиональную помощь индивидуумам, группам, коллективам, проживающим на одной территории и имеющим общие проблемы, При этом основными методами работы являются: социальная диагностика; социальное прогнозирование; социальное планирование микросоциальной среды; социально-терапевтическая работа; развитие системы территориального самоуправления; благотворительные акции в микросоциальной среде; практическая работа в общине. Главная цель социальной работы в общине -добиваться кооперации и создания организационной базы для деятельности региональных специалистов, а также активизации различных групп населения, коммун или сообществ. Социальная работа в общине строится по территориальному принципу и охватывает многие целевые группы. В связи с тем, что социальная работа интегрирует в себе знание из различных общественных сфер, в ее проведении используются методы педагогики, психологии экономики и др. Педагогические методы направлены на оказание социальной помощи человеку как отдельно взятому индивиду и как члену социума, в котором происходит процесс социализации и социальной ориентированности. Выделяют три основные группы этих методов: методы формирования сознания личности (понятий, суждений, убеждений, оценок); методы организации познавательной, практической деятельности и поведения (поручения, задания, упражнения, создание специальных воспитывающих ситуаций); методы стимулирования деятельности и поведения индивида (оценка, поощрение, порицание и др.). Главная особенность этих методов состоит в том, что они применяются, как правило, в определенных сочетаниях и направлены на развитие личности, ее социализацию, одновременно влияя на ее сознание, деятельность и поведение. Социально-психологические методы - это комплекс методов (способов, приемов взаимодействия с объектами социальной работы), условно разделяемых на несколько групп.
1. Методы психологического исследования: наблюдение; эксперимент, лабораторный эксперимент; естественный эксперимент; формирующий эксперимент. 2. Диагностические методы: особенное распространение получило тестирование, использующее стандартизированные вопросы и задачи (тесты), имеющие определенную шкалу значений и применяющиеся для стандартизированного изучения индивидуальных особенностей. 3. Психогенетические методы: наиболее информативным является метод близнецов, позволяющий максимально уравнять воздействие среды на личность. 4. Лонгитюдные методы - длительное и систематическое изучение одних и тех же испытуемых, позволяющее определить диапазон возрастной и индивидуальной изменчивости фаз жизненного цикла личности. 5. Методы исследования жизненного пути ~ изучение индивидуального развития человека от рождения до смерти. 6. Метод психологической помощи: методы психологической коррекции (психотерапевтические методы) и реабилитации; методы психогигиены и психопрофилактики. 7. Полифункциональные методы предполагают необходимость изменения содержания и форм работы в зависимости от целей и задач социальной работы. К ним условно можно отнести: беседы (интервью); метод анализа продуктов деятельности; моделирование.
Социально-экономические методы - совокупность приемов и способов, с помощью которых осуществляются действия, учитывающие социальные интересы и потребности людей, определяются пути их удовлетворения: натуральная и денежная помощь, установление льгот и единовременных пособий, патронажное и бытовое обслуживание, санкции и др. В социальной работе используются следующие экономические методы: статистические; математические; анализ целенаправленных действий и объективная сравнительная оценка возможных результатов этих действий (метод принятия оптимальных решений); балансовый; индексный; выборочный; технологический анализ рядов динамики и др. Среди методов, используемых в теории и практике социальной работы, особая роль принадлежит комплексному психосоциальному моделированию. Моделирование как общенаучный метод понимается как символическая схема какой-либо сферы реальности. Понятие моделирования пришло в социальные науки из математики и затем активно использовалось в основном в экономике. По мере развития социального знания метод моделирования стал активно применяться в социальных науках. Наличие методов исследования, которые могут использоваться преимущественно в рамках социальной работы как научной дисциплины, позволяет с еще большей уверенностью говорить о научном статусе теории социальной работы, а также о ее самостоятельности и значимости. Главная задача - сформировать в процессе развития и совершенствования методов новый стиль мышления, иную философию и культуру поведения, социальную адаптированность в социуме.
Отличное определение
Неполное определение ↓
Отправить свою хорошую работу в базу знаний просто. Используйте форму, расположенную ниже
Студенты, аспиранты, молодые ученые, использующие базу знаний в своей учебе и работе, будут вам очень благодарны.
Размещено на http://www.allbest.ru/
Технический институт (филиал) федерального государственного автономного образовательного учреждения высшего Профессионального Образования «Северо-Восточный федеральный университет имени М.К. Аммосова» в г. Нерюнгри
Контрольная работа
По дисциплине «Социология»
На тему: «Методы социального анализа»
г. Нерюнгри
Введение
1. Методы социологии
2. Опрос, в виде анкетирования и интервьюирования
3. Наблюдение
4. Анализ документов
5. Контент-анализ
6. Эксперимент
7. Социологический тест
8. Социометрический опрос (социометрия)
Заключение
Список литературы
Введение
Совершенно очевидно, что достоверность фактов и выводов, полученных исследователем, зависит от того, каким способом последний пришел к данным фактам и выводам, т. е. от использованного им метода. В повседневной жизни мы также описываем факты, оцениваем их правдоподобие, выводим гипотетические закономерности или опровергаем выводы других людей. Однако в науке все эти повседневные методы получения нового знания подвергаются куда более тщательной разработке. Методология науки -- это дисциплина, изучающая и технические, «процедурные» вопросы организации исследования, и более общие вопросы обоснованности используемых методов, достоверности наблюдений, критериев подтверждения или опровержения научных теории. Оценка существующих теорий и гипотез в социальных науках, как и в науках естественных, предполагает введение определенных критериев эмпирической проверяемости и истинности теоретических высказываний, а также разработку и применение соответствующих этим критериям методов исследования.
К количественным методам сбора социологической информации относят способы получения информации об изучаемом объекте, которые позволяют выявить его количественные характеристики. Речь идет, прежде всего, о контент-анализе, наблюдении, социометрии, совокупности опросных методов, а так же социологическом эксперименте. В своей работе я остановлюсь конкретно на опросных методах исследования.
1. Методы социологии
Социология, как самостоятельная отрасль научного знания, использует для изучения своего предмета совокупность специфических методов. Все методы социологии можно подразделить на теоретические и эмпирические.
В качестве инструмента теоретического исследования в социологии, как и в философии, используется рефлексия (от лат. reflexio - обращение назад) - процесс осмысления чего-либо при помощи изучения и сравнения. Исходным материалом для производства нового научного знания служат уже существующие теории, идеи различных ученых, которые синтезируются с собственными научными воззрениями исследователя при помощи различных логических схем, на основе той или иной теоретической парадигмы. В процессе исследований социологи, как правило, используют такие теоретические методы, как системный, структурно-функциональный, синергетический, методы логической интерпретации, моделирования и ряд других.
Особую группу методов, широко применяющихся в социологических исследованиях, составляют методы математической статистики. Они позволяют осуществлять анализ и интерпретацию первичной социологической информации, а также верифицировать уже полученные данные.
Наряду с теоретическими методами, социология использует методы эмпирические. Исходным материалом эмпирического исследования служат различные мнения, суждения, социальные факты, смысловые индикаторы, явления или процессы, которые социолог пытается получить и систематизировать с использованием специальных методов сбора и обработки первичной социологической информации.
Методы социологии - это совокупность основных познавательных приемов, с помощью которых приходят к научным истинам. Социология использует две группы методов.
Эмпирические методы подразделяются на количественные (классические) и качественные. Некоторые методы имеют свои разновидности, как в количественном, так и в качественном подходе.
К числу количественных методов сбора социологической информации относятся, в первую очередь:
· опрос, в виде анкетирования и интервьюирования;
· наблюдение;
· анализ документов;
· контент-анализ;
· эксперимент;
· социологический тест;
· социометрический опрос (социометрия).
2. Опрос, в виде анкетирования и интервьюирования
Опросы - метод сбора социальной информации об объекте в ходе непосредственного (интервью) или опосредованного (анкетирование) социально-психологического общения социолога (интервьюера) и того, кого опрашивают (респондента) путем регистрации ответов респондента. Методы опроса делятся на интервью и анкетный опрос.
Имеется множество разновидностей интервью. По технике проведения различаются свободные, фокусированные и формализованные интервью.
· Свободные интервью - это продолжительные беседы с респондентом без строгой детализации вопросов.
· Формализованное (стандартизированное) интервью предполагает детальную разработку всей процедуры, включая общий план беседы, определенную последовательность и конструкцию вопросов, варианты возможных ответов.
· Фокусированное (клиническое) интервью - выявление относительно узкого круга реакций опрашиваемого.
Беседа - это один из методов опроса, представляющий собой относительно свободный диалог между исследователем и исследуемым (исследуемыми) на определенную тему, т.е. метод получения информации на основе вербальной (словесной) коммуникации. В беседе можно выявить отношения обследуемого лица к людям, собственному поведению, событиям; определить культурный уровень, особенности нравственного и правового сознания, уровень развития интеллекта и т.п.
Во время беседы следует произвести благоприятное впечатление на собеседника, пробудить интерес к тем вопросам, которые обсуждаются, желание отвечать на них.
Благоприятный для беседы климат создают:
Ясные, сжатые и содержательные вступительные фразы и объяснения;
Проявление уважения к личности собеседника, внимание к его мнению и интересам (нужно дать это почувствовать);
Положительные замечания (у любого человека есть положительные качества);
Искусное проявление экспрессии (тон, тембр голоса, интонации, мимика и т.п.), которая призвана подтвердить убежденность человека в том, о чем идет речь, его заинтересованность в затрагиваемых вопросах.
Таким образом, опрос можно проводить в устной форме - интервью и в письменной форме - анкетирование. Но смысл одинаков: получить ответы респондентов на определенные, заранее сформулированные: вопросы. Причем каждый вопрос анкеты надо рассматривать как специфический измерительный инструмент для фиксации определенной информации.
Интервью - проводимая по определенному плану беседа, предполагающая прямой контакт интервьюера с респондентом, причем запись ответов производится интервьюером или его ассистентом, возможно, на пленку.
Особенностью анкетного опроса является использование анкеты, заполняемой респондентом (сам читает анкету и фиксирует ответы). Анкетный опрос может быть очным, при котором интервьюер раздает анкеты и присутствовал при их заполнении и заочным который в свою очередь может быть почтовым (анкеты рассылаются по почте и через некоторое время возвращаются исследователям), прессовым (анкета публикуется на страницах газет или журналов) и телефонным (опрос происходит по телефону). Особым видам опроса является экспертный опрос, т.е. опрос в ходе которого респондентом является эксперт (специалист в определенной области деятельности).
3. Наблюдение
Наблюдение - метод прямой регистрации событий очевидцем в процессе их протекания. Чаще всего этот метод применяется тогда, когда информация, необходимая социологу, не может быть получена никакими иными способами, например, при изучении поведения людей на митингах или во время массовых зрелищ (например, соревнований по футболу).
Выделяют две основные разновидности наблюдения: включенное и невключенное. Если социолог изучает поведение забастовщиков, уличной толпы, подростковой группировки или бригады рабочих со стороны (в специальном бланке регистрирует все типы действий, реакции, формы общения и т.д.), то он проводит невключенное наблюдение. Правило невлюченного наблюдения: нужно стремиться видеть, не будучи видимым и не становясь участником наблюдаемого события. Если же социолог встал в ряды забастовщиков, присоединился к толпе, участвует в подростковой группировке или если устроился работать на предприятие (участие может быть анонимным или не анонимным), то он проводит включенное наблюдение.
Характерными чертами научного наблюдения, в отличие от обыденного, является систематичность, планомерность. Главной особенностью метода наблюдения является то, что происходит непосредственная связь с объектом, также одной из особенностей метода является невозможность повторного наблюдения.
4. Анализ документов
Это метод сбора первичной информации, главным источником которой выступают документы. Документы - это печатные, рукописные и т.п. материалы, которые создаются для хранения информации.
Виды документов различаются:
· По способу хранения информации.
· По характеру источника (официальные, неофициальные).
Анализ документов имеет проблему достоверности информации и надежности документов. Она решается в ходе отбора документов для определенных исследований, и в ходе внутреннего и внешнего анализа содержания документов. Внешний анализ - изучение обстоятельств возникновения документов. Внутренний анализ - изучение особенностей содержания, стиля документа.
Виды анализа:
· качественный (углубленное логическое и стилистическое изучение документа). Он ориентирован на прослеживание, воссоздании индивида в истории автора. Он применяется для анализа уникальных личных документов и примыкает к направлению понимающей социологии;
· качественно-количественный (контент-анализ). Суть данного метода заключается в том, чтобы воссоздать социальную реальность по некоторым показателям, которые можно выявить в тексте. Это подсчет того, как представленные в некотором информационном массиве смысловые единицы характеризуют внетекстовую реальность. Данный метод применяется для анализа больших массивов документов.
5. Контент-анализ
Контент-анализ (от англ. contens содержание) -- метод качественно-количественного анализа содержания документов с целью выявления или измерения различных фактов и тенденций, отраженных в этих документах. Особенность контент-анализа состоит в том, что он изучает документы в их социальном контексте. Может использоваться как основной метод исследования (например, контент-анализ текста при исследовании политической направленности газеты), параллельный, т.е. в сочетании с другими методами (напр., в исследовании эффективности функционирования средств массовой информации), вспомогательный или контрольный (напр., при классификации ответов на открытые вопросы анкет).
Не все документы могут стать объектом контент-анализа. Необходимо, чтобы исследуемое содержание позволило задать однозначное правило для надежного фиксирования нужных характеристик (принцип формализации), а также, чтобы интересующие исследователя элементы содержания встречались с достаточной частотой (принцип статистической значимости). Чаще всего в качестве объектов исследования контент-анализа выступают сообщения печати, радио, телевидения, протоколы собраний, письма, приказы, распоряжения и т.д., а также данные свободных интервью и открытые вопросы анкет. Основные направления применения контент-анализа: выявление того, что существовало до текста и что тем или иным образом получило в нем отражение (текст как индикатор определенных сторон изучаемого объекта -- окружающей действительности, автора или адресата); определение того, что существует только в тексте как таковом (различные характеристики формы -- язык, структура, жанр сообщения, ритм и тон речи); выявление того, что будет существовать после текста, т.е. после его восприятия адресатом (оценка различных эффектов воздействия).
В разработке и практическом применении контент-анализа выделяют несколько стадий. После того, как сформулированы тема, задачи и гипотезы исследования, определяются категории анализа -- наиболее общие, ключевые понятия, соответствующие исследовательским задачам. Система категорий играет роль вопросов в анкете и указывает, какие ответы должны быть найдены в тексте.
В практике отечественного контент-анализа сложилась довольно устойчивая система категорий -- знак, цели, ценности, тема, герой, автор, жанр и др. Все более широко распространяется контент-анализ сообщений средств массовой информации, основанный на парадигматическом подходе, в соответствии с которым изучаемые признаки текстов (содержание проблемы, причины ее возникновения, проблемообразующий субъект, степень напряженности проблемы, пути ее решения и др.) рассматриваются как определенным образом организованная структура.
6. Эксперимент
Эксперимент (от лат. Experimentum-проба, опыт) - это общий метод получения в контрольных и управляемых условиях новых знаний, в первую очередь о причинно-следственных отношениях между явлениями и процессами.
Социальный эксперимент - способ получения информации о социальном объекте в результате воздействия на него некоторых факторов. Эксперимент предусматривает непосредственное вмешательство исследователя в реальный ход событий. Важно запомнить, что в ходе эксперимента особое внимание уделяется изучению «поведения» тех факторов, которые оказывают объекта новые черты и качества.
Выделяют следующие виды эксперимента: экономический, правовой, педагогической, социально-психологический и т. д. Подготовка и проведение любого эксперимента - дело достаточно трудоемкое и требующее специальных знаний и методических навыков.
Метод эксперимента направлен на получение информации, основывающийся на изучении поведения объекта исследования под воздействием заранее заданных и контролируемых факторов, искусственно введенных в исследуемый объект или окружающую его среду.
При проведении эксперимента важно учитывать, что он предполагает нарушение естественных связей изучаемого объекта, в результате чего может измениться и его сущность.
Эффективность эксперимента как метода сбора социологической информации значительно повышается, если его сочетать с другими методами, особенно такими, как анализ документов, который обычно предшествует эксперименту, и различными видами опроса.
7. Социологический тест
Социологический тест - система отобранных социологическими методами высказываний, предъявляемых респондентам с целью получения надежной информации об интересующих признаках.
В прикладной социологии процедура тестирования заимствована у психологов. С помощью тестов измеряют личность и групповые свойства. В последнее время тесты применяются в различных областях знания (от педагогики до космонавтики). В социологических исследованиях тесты - разновидность опросов.
8. Социометрический опрос (социометрия)
опрос социометрический анкетный интервью
Цель социометрического опроса - получение данных о межличностных отношениях в малых социальных группах с помощью так называемых социометрических критериев.
Обработанная и проанализированная социометрическая информация дает возможность диагностировать в обследованных группах точки психологической напряженности, определять их причины и своевременно влиять на структуру коллективов, изменяя их состав так, чтобы взаимоотношения индивидов базировались на чувствах симпатии, взаимной совместимости, исключающей антагонистические конфликты в процессе совместной деятельности.
Заключение
Социология в нашей стране - сравнительно молодая наука. Было время, когда наряду с кибернетикой и генетикой социологию считали буржуазной наукой. Социологические исследования не поощрялись, ибо считалось: все то правда, что содержится в партийных документах. Попутно можно заметить, что в настоящее время мы ударились в другую крайность: каждый студент и каждый преподаватель - неспециалист считает себя законченным социологом и считают ненужным знание социологической теории, методологии и методики проведения социологических исследований, ограничиваясь составлением примитивных анкет. Между тем, изучение социологии для будущих специалистов представляет теоретический и практический интерес. Особенность социологического метода, исследования заключается в двух принципиальных моментах: первое -- он позволяет формализовать метод сбора социальной информации. То, на что другие гуманитарные дисциплины тратят долгие годы труда и средств, социолог может сделать за несколько дней, и при этом получить относительно дешевую и объективную информацию. Второе -- социологический метод исследования позволяет путем понятийного фиксирования явления в процессе его развития, проверить полученные концептуальные построения, хотя и относительно его прошлого этапа, т. е. фиксирования как постфактум. Но это позволяет довольно успешно прогнозировать, а соответственно, и планировать свою деятельность и даже проектировать некоторые социальные процессы.
Список литературы
1. Радугин А.А., Радугин К.А., Социология.
2. Экономическая социология? Радаев В.В.
3. Электронный ресурс: http://www.xreferat.ru//.
4. Социологический словарь.
Размещено на Allbest.ru
Подобные документы
Специфика метода опроса в социологии. Достоинства и недостатки наблюдения. Анкетирование и интервьюирование как разновидности опроса. Анализ документов как широко применяемый метод сбора первичной информации. Социологическое исследование аудитории радио.
контрольная работа , добавлен 03.06.2009
История социальной рекламы, ее основные функции, виды, цели и задачи. Социологический опрос как метод сбора первичной социологической информации об изучаемом объекте и исследование отношения реципиента к социальной рекламе. Проведение анкетного опроса.
реферат , добавлен 22.03.2016
Классификация методов и техник эмпирических социологических исследований. Методы сбора первичной информации. Анкетирование как вид опроса. Виды интервью, наблюдения, анализа документов. Несоциологические методы, применяемые в социологическом исследовании.
практическая работа , добавлен 10.08.2009
Сущность опроса как метода сбора социологической информации. Структура анкеты и типы вопросов, используемых в ней. Основные разновидности анкетирования, типы опроса. Интервьюирование и его основные типы. Особенности применения опроса в оперативных целях.
курсовая работа , добавлен 28.05.2012
Программа социологического исследования. Основные методы сбора социологической информации: анализа документов, наблюдения, опроса, экспертной оценки и эксперимента. Обработка результатов исследования. Разделы статистики политической и общественной жизни.
курсовая работа , добавлен 21.02.2014
Познавательные возможности опроса. Отличия анкетирования от интервьюирования. Анализ понятия "социальное наблюдение". Особенности применения методов сбора первичной информации. Экспертные оценки полученных при этом результатов. Виды анализа документов.
презентация , добавлен 15.04.2015
Специфика социологического опроса как диалога социальных общностей. Становление познавательных возможностей метода опроса Статистическая традиция метода опроса. Качественная традиция. Взаимосвязь количественного и качественного подходов в методе опроса.
курсовая работа , добавлен 20.02.2009
Познавательные возможности опроса и его классификация. Социологическое наблюдение и эксперимент, экспертные оценки, анализ документов, микросоциологические исследования и фокус-группы. Особенности применения методов сбора первичной социальной информации.
контрольная работа , добавлен 17.11.2010
Понятие контент-анализа в социологии, общая характеристика метода. Методология и технология интервью. Сущность анкетирования, типы анкетных вопросов. Социологическое наблюдение: особенности применения. Основные положения социологического эксперимента.
курсовая работа , добавлен 13.02.2011
Функции института образования в обществе и их образовательные модели. Специфика использования метода анкетного опроса как инструмента диагностики проблем в образовательной системе Республики Беларусь. Отношение студентов к образованию в Беларуси.
Подразделяется на два вида:
- самоконтроль — применение санкций, совершаемое самим человеком, направленное на себя;
- внешний контроль — совокупность институтов и механизмов, гарантирующих соблюдение общепринятых норм поведения и законов.
Внешний контроль бывает:
- неформальный — основан на одобрении или осуждении родственников, друзей, коллег, знакомых, а также общественного мнения, которое выражается через обычаи и традиции либо средства массовой информации;
- формальный — основан на одобрении или осуждении официальных органов власти и администрации.
В современном обществе, в сложном социуме, в многомиллионной стране невозможно поддерживать порядок и стабильность неформальными методами, так как неформальный контроль ограничен небольшой группой людей, поэтому он называется локальным. Напротив, формальный контроль действует на всей территории страны. Его осуществляют агенты формального контроля — специально обученные и получающие заработную плату за выполнение контрольных функций лица, носители социальных статусов и ролей — судьи, сотрудники правоохранительных органов, социальные работники, служители церкви и т.д. В традиционном обществе социальный контроль держался на неписаных правилах. Например, в традиционной сельской общине писаных норм не существовало; в единую систему социального контроля органично вплеталась церковь.
В современном обществе основой социального контроля выступают зафиксированные в документах нормы — инструкции, указы, постановления, законы. Формальный контроль осуществляют такие институты современного общества, как суды, образование, армия, производство, средства массовой информации, политические партии, правительство. Школа контролирует нас через экзаменационные оценки, правительство — посредством системы налогообложения и социальной помощи населению, государство — через милицию, секретную службу, государственные каналы телевидения, органы печати и радио.
В зависимости от применяемых санкций методы контроля бывают:
- прямые жесткие; инструмент — политические репрессии;
- косвенные жесткие; инструмент — экономические санкции международного сообщества;
- прямые мягкие; инструмент — действие конституции и уголовного кодекса;
- косвенные мягкие; инструмент — средства массовой информации.
В организациях осуществляется контроль:
- общий (если менеджер дает подчиненному задание и не контролирует ход его выполнения);
- детальный (если менеджер вмешивается в каждое действие, поправляет и т.п.); такой контроль еще называют надзором.
Надзор производится не только на микроуровне, но и на макроуровне.
На макроуровне субъектом, осуществляющим надзор, выступает государство — полицейские участки, служба осведомителей, тюремные надзиратели, конвойные войска, суды, цензура.
Организация и общество в целом могут быть перегружены огромным количеством норм. В таких случаях население отказывается выполнять нормы, а власти не способны проконтролировать каждую мелочь. Однако давно замечено: чем хуже исполняются законы, тем больше их издается. От нормативных перегрузок население защищается их неисполнением. Если большинству людей, на которых рассчитана данная конкретная норма, удается обойти ее, можно считать, что норма мертва.
Люди обязательно не будут соблюдать нормы или обойдут закон:
- если эта норма им невыгодна, противоречит их интересам, причиняет больше вреда, чем пользы;
- если нет строгого и безусловного для всех граждан механизма контроля исполнения закона.
Взаимовыгодные приказы, законы, постановления и вообще социальные нормы удобны тем, что исполняются добровольно и не требуют содержания дополнительного штата контролеров.
Каждая норма должна покрываться соответствующим числом санкций и агентов контроля.
Ответственность перед исполнением закона возникает у граждан при условии, если они:
- равны перед законом, несмотря на статусные различия;
- заинтересованы в действии данного закона.
Американский социолог австрийского происхождения П. Бергер предложил концепцию социального контроля, суть которой сводится к следующему (рис. 1). Человек стоит в центре расходящихся концентрических кругов, представляющих разные виды, типы и формы социального контроля. Каждый круг — новая система контроля.
Круг 1 — внешний - политико-юридическая система, представленная мощным аппаратом государства. Помимо нашей воли государство:
- взимает налоги;
- призывает на военную службу;
- заставляет повиноваться своим правилам и установкам;
- если сочтет необходимым, лишит свободы и даже жизни.
Круг 2 — мораль, обычаи и нравы. За нашей нравственностью следят все:
- полиция нравов — может посадить за решетку;
- родители, родственники — употребляют неформальные санкции типа осуждения;
- друзья — не простят предательства или подлости и могут расстаться с вами.
Круг 3 — профессиональная система. На работе человек скован: массой ограничений, инструкций, профессиональных обязанностей, деловых обязательств, оказывающих контролирующее воздействие. Аморальность наказывается увольнением с работы, эксцентричность — потерей шансов найти новое место.
Рис. 1. Иллюстрация к концепции П. Бергера
Контроль профессиональной системы имеет огромное значение, так как профессия и должность решают, что индивиду можно, а что нельзя во внепроизводственной жизни, какие организации примут его в свои члены, каков будет круг его знакомых, в каком районе он позволит себе жить и т.п.
Круг 4 — социальная среда , а именно: дальние и близкие, незнакомые и знакомые люди. Окружение предъявляет к человеку свои требования, неписаные законы, например: манеру одеваться и говорить, эстетические вкусы, политические и религиозные убеждения, даже манеру вести себя за столом (невоспитанного человека не пригласят в гости или откажут от дома те, кто ценит хорошие манеры).
Круг 5 — ближайший к индивиду - частная жизнь. Круг семьи и личных друзей тоже образует систему социального контроля. Социальное давление на индивида здесь не ослабевает, а напротив, возрастает. Именно в этом круге индивид устанавливает наиболее важные социальные связи. Неодобрение, утрата престижа, осмеяние или презрение в кругу близких имеют гораздо больший психологический вес, чем те же санкции, исходящие от чужих или незнакомых людей.
Ядром частной жизни являются интимные отношения мужа и жены. Именно в интимных отношениях человек ищет поддержку самым важным чувствам, составляющим Я-образ. Ставить на карту эти связи — значит рисковать утратой самого себя.
Таким образом, человек должен: уступать, подчиняться, угождать в силу своего положения всем — от федеральной налоговой службы до собственной жены (мужа).
Общество всей своей громадой подавляет индивида.
Жить в обществе и быть свободным от него невозможно.
В наиболее систематическом виде эти методы начали изучаться в социологии, когда она из разрозненных наблюдений отдельных фактов и процессов общественной жизни, а также их гипотетиче-ских объяснений превратилась в особую науку об обществе и со-циальной деятельности людей. Название этой науке в 1838 г. дал французский философ Огюст Конт (1798-1857), который и счита-ется родоначальником социологии. Его заслуга состоит в том, что он впервые отказался от утвердившейся традиции строить системы идеального общественного устройства и стал призы-вать исследовать научными методами общество, которое су-ществует в действительности. Поскольку такими научными ме-тодами тогда располагало лишь естествознание, то он пытался распространить их и на изучение общества, рекомендуя строить социологию как своеобразную социальную физику. Несмотря на абсолютизацию методов естествознания, приведших его к провозглашению философии позитивизма, тем не менее исход-ная его установка на тщательное изучение объективных фактов социальной жизни и законов, объясняющих их, была в целом плодотворной и способствовала дальнейшему развитию социо-логии. В XIX в. идеи Конта получили разработку в трудах из-вестного английского социолога Герберта Спенсера (1820-1903), который уделял большое внимание установлению связей между общественными явлениями и подчеркивал большую роль соци-альных законов в объяснении процессов общественной жизни. Однако его интересовали не столько методы и проблемы изучения социальной структуры общества, сколько вопросы его эволюции. Г. Спенсер находился под большим впечатлением от теории эволюции Ч: Дарвина и попытался применить их к из-учению развития общества. Он считал, что общество, как и жи-
вая природа, эволюционирует по принципу «выживания наиболее приспособленных» и поэтому в отличие от Конта не призывал к социальным реформам. Эти его выводы были использованы в дальнейшем социал-дарвинистами, полностью отождествлявшими законы общества с законами борьбы за существование в живой природе.
Детальное изучение методов социологии по-настоящему началось после появления работ выдающегося французского уче-ного Эмиля Дюркгейма (1858-1917), который справедливо от-мечал, что рассуждения О. Конта и Г. Спенсера «не вышли еще за пределы общих соображений о природе обществ, об отно-шении мира социальных явлений и явлений биологических, об общем ходе прогресса... Для того же, чтобы рассматривать эти философские вопросы, не нужно специальных и сложных при-емов» 1 . Но для исследования конкретных социальных процесс-сов необходимо располагать ясными и точными представле-ниями о самих этих процессах, а методы их познания должны расширяться и углубляться. Дюркгейм заявлял, что социология «не обречена оставаться отраслью общей философии», что она «способна тесно соприкасаться с конкретными фактами» 2 . В работе «Метод социологии» (1895) Э. Дюркгейл задался целью сформулировать основные правила, относящиеся к определе-нию, наблюдению, объяснению и доказательству социальных фактов. Эти правила до сих пор продолжают сохранять свое значение благодаря глубокому проникновению автора в сущ-ность социальных процессов, тонкому различению социального от индивидуального, объективного от субъективного, социоло-гического от психологического.
В отличие от своих предшественников, Дюркгейм прежде всего подчеркивает объективный характер социального факта, который проявляется в том, что носителем его является не ин-дивид, а социум, представляющий собой группу, коллектив или общество в целом. Поэтому такой факт существует не только независимо от индивидуального сознания, но в состоянии ока-зывать воздействие или давление на это сознание. О подобном воздействии свидетельствуют многочисленные примеры: люди, совершенно безобидные в обычных условиях, под влиянием общественных страстей и движений способны совершать не-
1 Дюркгейм ^.Социология. - М.: Канон, 1995. с. 25
2 Там же. - С. 8.
ожиданные для них поступки. Во многих случаях такое воздей-ствие принимает форму принуждения, заставляющее индивида соблюдать, например, правовые законы, нормы нравственности и правила общежития. Постепенно такое принуждение, ока-завшееся полезным, может превратиться в привычку и не ощущаться как принуждение. Даже воспитание ребенка в об-ществе, по сути дела, сводится к тому, чтобы принудить его к соблюдению норм, обычаев и правил поведения, установлен-ных в обществе. Воспитание, следовательно, имеет своей целью формирование социального существа. Все это, таким образом, обосновывает и подтверждает то определение соци-ального факта, которое мы находим у Дюркгейма: «Социальным фактом является всякий способ действия, устояв-шийся или нет, способный оказывать на индивида внешнее при-нуждение; или иначе: распространенный на всем протяжении данного общества, имеющий в то же время свое собственное существование, независимое от его индивидуальных проявлений» 1
Объективный подход к установлению социальных фактов с наибольшей силой был выражен Дюркгеймом в его первом и основном правиле, которое состоит в том, что социальные факты нужно рассматривать как вещи?. Как свидетельствует он сам, именно это положение вызвало больше всего возражений и многие нашли его парадоксальным и даже возмутительным. В действительности же он отнюдь не утверждал, что социальные факты тождественны материальным вещам. Называя факты вещами, Дюркгейм противопоставлял их идеям и тем самым подчеркивал, что их можно понять только путем наблюдений и экспериментов. Все это противоречило традиционным представлениям тогдашней социологии, в том числе и взглядам О. Конта и Г. Спенсера.
По мнению Дюркгейма, вся предшествующая социология рассуждала, по сути дела, не о вещах, т.е. объективно су-ществующих социальных явлениях, а об идеях. Действительно, даже Конт, провозгласивший общий принцип - социальные явления суть вещи, подчиненные естественным законам, - тем не менее фактически делает объектом изучения социологии идеи. В самом деле, когда он в качестве исходного пункта со-циологии принимает прогресс человечества, заключающийся во
все более полной реализации человеческой природы, то пыта-ется исследовать не реальные социальные факты, а совершенно субъективные представления о человеческой природе. Точно так же поступает Спенсер, который считает, однако, объектом социологии не изучение человечества в целом, а отдельных его обществ, но к исследованию последних подходит не посред-ством конкретных наблюдений, а с помощью заранее заданного определения. По его мнению, «общество существует лишь тогда, когда к совместному пребыванию индивидов добавляется кооперация», что «лишь благодаря этому союз индивидов становится обществом в собственном смысле слова» 1 . Дюркгейм справедливо замечает, что это определение есть лишь умозрение, которое составил себе об обществе Спенсер.
Подобного рода субъективные идеи нередко выдаются в социологии за факты, а неясные, нечеткие и необоснованные идеи - за понятия, тогда как на самом деле они являются всего-навсего предпонятиями. Поэтому одно из требований социологического метода состоит в том, чтобы систематически устранять все предпонятия 2 . Это правило рекомендует социологу избавиться от обыденных понятий и ходячих представлений. Чтобы прийти к новым понятиям, необходимо начать исследо-вание реальных социальных фактов, а не предвзятых идей о них. Для этого следует сначала отделить одни факты, явления, события от других по их внешним признакам, которые даются нам ощущением. «Объектом исследования, - указывает Дюркгейм, - следует выбирать лишь группу явлений, определенных предварительно некоторыми общими для них внешними признаками, и включить в это же исследование все явления, отвечающие данному определению» 3 .
Могут возразить, что поскольку внешние признаки дают поверхностное знание о явлениях, то они оказываются бесполезными для раскрытия их сущности. Такое возражение было бы справедливым, если бы не существовало связи между внеш-ними и внутренними признаками вещей и явлений. На самом же деле во внешнем выражается внутреннее и поэтому, как бы ни были поверхностны внешние свойства, они при правильном подходе указывают социологу путь, по которому он должен идти, чтобы постичь существенные, глубокие свойства обще-
1 Дюргейм Э. Социология. - М.: Канон, 1995. - С.39. 2 Там же. - С. 40.
, Дюркгейм Э. Социология.- М.: Канон, 1995.- С. 45. | 2 Там же. -С.55. И Там же. - С. 58.
ственных явлений. Другое возражение касается использования в процессе познания ощущений, которые могут оказаться и субъективными. Но это возражение в равной мере относится к процессу познания вообще, а не только к социологическому. Чтобы минимизировать влияние субъективности в чувственном познании, следует опираться на такие данные, которые обла-дают достаточной степенью объективности. Для этих целей в физике, например, используются различные приборы и сред-ства измерения, скажем, вместо субъективных ощущений тем-пературы обращаются к термометрам. В социологии также раз-работано множество методик и техник измерения, обеспечи-вающих уменьшение субъективных моментов в эмпирическом исследовании. В связи с этим Дюркгейм заключает, что «когда социолог предпринимает исследование какого-нибудь класса соци-альных фактов, он должен стараться рассматривать их с той стороны, с которой они представляются изолированными от своих индивидуальных проявлений» 1 .
При объяснении социальных фактов, Дюркгейм обращает особое внимание на специфический характер законов, которые применяются для этого. Эти законы, как и социологические объяснения, отнюдь не сводятся к психологическим законам, как заявляли многие предшественники, и даже современники Дюркгейма. Так, например, для Конта, считавшего прогресс доминирующим фактом социальной жизни, последний «зависит от исключительно психологического фактора, а именно стремле-ния, влекущего человека ко все большему развитию своей при-роды. Социальные факторы настолько непосредственно выте-кают из человеческой природы, что применительно к первона-чальным фазам истории их можно прямо выводить из нее, не прибегая к наблюдениям» 2 .
По мнению Г. Спенсера, общество возникает только для того, чтобы индивид мог полностью реализовать свою челове-ческую природу. Поэтому в конечном итоге не такая социаль-ная система, как общество, а идеи и цели индивидов опреде-ляют эволюцию общества. «Действие, оказываемое социаль-ным организмом на своих членов, - подчеркивает он, - не может иметь в себе ничего специфического, потому что поли-тические цели сами по себе ничто и являются лишь простым
1 Дюргейм Э. Социология. - М.: Канон, 1995. -С. 67.
2 Конт О. Курс позитивной философии. Т. IV.-- С. 345.
обобщенным выражением целей индивидуальных» 1 . Иными словами, социальные факты могут быть объяснены лишь на основе общих психологических законов. Однако такой способ объяснения совершенно непригоден для социологии хотя бы потому, что социальные факты существуют не только независимо от психологических, но и оказывают, как справедливо отмечает Дюркгейм, «давление на индивидуальное сознание», а это означает, что «они не вытекают из последних, и социология поэтому не есть королларий 2 психологии» 3 .
Защитники субъективного взгляда на метод социологии не-редко заявляют, что поскольку общество в конечном счете со-стоит из индивидов, то первоисточником для объяснения со-циологических фактов должны стать принципы индивидуаль-ной психологии. Такое возражение не выдерживает никакой критики, ибо системы могут состоять из одинаковых элементов и тем не менее быть разными системами. Так, например, живая клетка состоит из тех же молекул и атомов, из которых состоит неживое тело, но никто не назовет их одинаковыми системами. Различие между ними состоит прежде всего в их структуре, т.е. в характере взаимодействия между элементами системы. Дюрк-гейм для характеристики такого взаимодействия использует термин «ассоциация», который близок по смыслу к современ-ному термину «структура». Он справедливо замечает, что нали-чия индивидуальных сознаний недостаточно для существования общества. Для этого необходимо, чтобы эти сознания были ассоциированы определенным образом. «В силу этого принципа, - утверждает Дюркгейм, - общество не простая сумма индивидов, но система, образованная их ассоциацией и представляющая собой реальность sui generis 4 , наделенную своими особыми свойствами» 5 . Именно поэтому социальные факты не могут быть объяснены психологическими законами. Соответственно этому Дюркгейм формулирует следующее правило: «Определяющую причину данного социального факта следует искать среди предшествующих социальных фактов, а не в состояниях индивидуального сознания» 6: Отсюда становится ясным, что
1 Дюркгейм Э. Социология.- С. 117.
2 Следствие, вывод.
? Дюркгейм Э. Социология. -С. 118. 4 Особого рода.
? Дюргейм Э. Социология. - С. 119. ■* Там же. С. 126.
для него социологическое объяснение заключается, прежде всего, в установлении причинной зависимости между явлениями. Для этого он обращается к тем простейшим индуктивным методам, которые систематизировал Дж. Ст. Милль в своей логике, но считает наиболее полезным для социологических объяснений метод сопутствующих изменений. Суть последнего заключается в том, чтобы исследовать, как изменение одного явления приводит к соответствующим изменениям другого явления: например, по исследованиям Дюркгейма склонность к само-убийству имеет своей причиной ослабление религиозного тра-диционализма. По современным представлениям метод сопут-ствующих изменений есть не что иное, как выражение функ-циональной зависимости между явлениями.
Эта идея в более общей форме получила дальнейшее разви-тие в функционально-структурном подходе к социологии. Заметно изменились также взгляды современных социологов по методам исследования конкретных социальных процессов и парадигмам социологии в целом. Тем не менее принципы научной методологии, впервые использованные Дюркгеймом в его конкретных исследованиях, а впоследствии сформулиро-ванные в правилах метода, продолжают оказывать влияние и на современные социологические теории и практику. Это влияние выражается, прежде всего, в подчеркивании им социальной реальности, отличной от сферы как индивидуально-психологи-ческого, так и природного мира. Не зря поэтому его концепцию характеризуют как «социологизм», который сыграл большую роль в преодолении широко распространенных в его время индивидуа-листических и психологических взглядов на общество.
Не меньшую роль в становлении социологии и разработке ее теоретических методов сыграл другой выдающийся ученый Макс Вебер (1864-1920). Его методологические установки во многом противоположны установкам Э. Дюркгейма, во-первых, потому что он не считает ни общество, ни другие социальные коллективы субъектами действия, поскольку с последними свя-зан определенный субъективный смысл, которым обладают только индивиды; во-вторых, поскольку действия последних осмысленны, постольку и социология должна быть «понимаю-щей», способной посредством интерпретации раскрыть этот смысл. Дюркгейм, как мы видели, хотя и признавал, что созна-ние и мысль в строгом смысле слова присущи только индиви-дам, тем не менее считал, что социальные факты и тем более
общество оказывают на их поведение несравнимо большее воздействие, чем собственные мысли и цели.
Такой новый подход Вебера к социологии во многом был обусловлен влиянием на него тех идей в обществознании, которые стали доминирующими в Германии в последней четверти XIX в. Речь идет о той антипозитивистской позиции, которую заняли многие немецкие историки, философы, социологи и другие гуманитарии, в отношении некритического внедрения методов естествознания в социально-исторические и гуманитарные науки, о чем говорилось в предыдущей главе.
На формирование взглядов Вебера наиболыне влияние ока-зали идеи В. Дильтея, выдвинувшего герменевтику в качестве методологии наук о духовной деятельности. Он разделял с Дильтеем убеждение, что при изучении общества нельзя абстрагироваться от целей, намерений и смысла деятельности людей. Однако он не противопоставлял социально-гуманитар-ное познание естественно-научному, а самое главное - не ограничивал понимание общественных явлений психологиче-ским процессом вчувствования и вживания в духовный мир действующих лиц. По его мнению, такое понимание может быть достигнуто посредством соответствующего истолкования социальных действий. Именно с такой позиции он подходит к определению предмета и задач социологии.
«Социология..., - писал Вебер, - есть наука, стремящаяся, истолковывая, понять социальное действие и тем самым кау-зально объяснить его процесс и воздействие» 1 . Действием он называет поведение человека, «если и поскольку действующий индивид или индивиды связывают с ним субъективный смысл» 2 . Если такое действие соотносится по смыслу с действием других людей и ориентируется на него, то оно будет называться соци-альным действием. Именно наличие субъективного смысла и его ориентация на других людей отличает социальное действие от других действий, связанных, например, с ожиданием проявле-шия сил и процессов природы, инстинктивной деятельности индивида, его подражательных действий, и даже хозяйственной деятельности, если она не ориентирована на других людей. Та-кого рода «робинзонады» в большом числе сочинялись автора-ми экономических трудов, чтобы подчеркнуть индивидуальный
1 1 Вебер М. Избранные произведения. - М.: Прогресс, 1990.- С 602
1 2 Там же. - С. 602, 603.
интерес отдельных производителей, не связанных друг с другом в обществе, и представить последнее как совокупность изоли-рованных хозяйствующих единиц.
Понятие социального действия, согласно Веберу, дает воз-можность не только правильно определить предмет социологии и ее методы исследования, но и точнее выявить ее отношение к другим наукам. В отличие от естествознания, изучающего природу, социология требует понимания своего предмета исследования, связанного с раскрытием смысла социальных Действий. Ничего подобного не требуется от естествознания, ибо предметы и явления природы не обладают смыслом. В то же время понимание в социально-гуманитарном познании Вебер не противопоставляет каузальному, или причинному, объяснению в естествознании и, как видно из вышеприведенной цитаты, считает возможным использовать его и в социологии. Поскольку само понимание не сводится им к процессу вчувствования, вживания в духовный мир действующих субъектов, постольку понимание не есть чисто психологический процесс, а следовательно, социология не является частью психологии и не может быть сведена к ней.
С другой стороны, поскольку носителями действий, имеющих смысловую ориентацию, являются отдельные люди, постольку Вебер считает, что ни общество, ни отдельные его учреждения и коллективы не являются реальными субъектами социального действия. В этом отношении его подход к социологии прямо противоположен точке зрения Дюркгейма, который считал социальные факты первичными по отношению к индивидуальным мыслям и чувствам, и, чтобы подчеркнуть это, называл их вещами. Поэтому для него исходными являются именно такие социальные реальности, как государство, нация, семья и другие формы коллективных объединений. Вебер не выступал против использования таких понятий в социологии, но не считал их реальными носителями социального действия, а потому не приписывал им смысла, иначе как в метафорическом виде.
Для социологического анализа важнейшее значение приоб-ретает, таким образом, социальное действие, которое может быть направлено, с одной стороны, на достижение поставленных самим индивидом целей, а с другой - использование им адекватных средств достижения целей. Такое действие Вебер называет целерациональным и заявляет, что оно не может быть
предметом исследования психологии, ибо цель, которую ставит перед собой индивид, не может быть понята из рассмотрения его индивидуальной духовной жизни, составляющей предмет психологии как науки.
Социология как генерализующая, обобщающая наука отли-чается также от истории. В то время как история «стремится дать каузальный анализ и каузальное сведение индивидуальных, обладающих культурной значимостью действий», социология «конструирует... типовые понятия и устанавливает общие правила явлений и процессов» 1 . Анализ процесса образования таких типовых понятий составляет важнейшую заслугу М. Вебера в разработке методологии социологии.
Идеальный тип представляет собой мысленную конструк-цию, создаваемую «посредством одностороннего усиления одной или нескольких точек зрения», которые «складываются в единый мысленный образ» 2 . С чисто формальной точки зрения такой идеальный тип или мысленный образ можно рассматривать как идеальную модель социального явления или исторического про-цесса. Действительно, сам Вебер считает, что в реальной Дей-ствительности такой образ в чистом виде нигде не существует и потому представляет собой утопию. Как и любая другая идеа-лизация, подобный образ помогает в каждом отдельном случае установить, насколько реальность расходится с ним. Но это мешнее сходство не раскрывает процесса образования идеаль-ных типов и тем более их значения для социально-экономического или исторического исследования.
Лучше всего этот процесс можно проиллюстрировать на Примере теоретического анализа рыночного хозяйства, который дает нам идеальную картину происходящих там экономических процессов. Эти ^процессы в действительности имеют весьма сложный и запутанный характер. Поэтому для их исследования мы, по выражению Вебера, мысленно усиливаем некоторые их элементы, а именно предполагаем, что на рынке господствует свободная конкуренция, каждый из его участников ведет себя строго рациональным образом, ни один не имеет преимуществ перед другими и т. д. Ясно, что ни на каком реальном рынке такие условия никогда не выполнялись, но тем не менее такой реальный тип рынка дает возможность установить, насколько
Вебер М. Избранные произведения. - С. 621, 622. Гам же. - С. 390.
данный конкретный рынок приближается или расходится с рынком идеальным. На этой основе можно в дальнейшем вы-явить другие его характеристики и каузальные связи между его элементами. Такой метод используется также для исследования других социальных, исторических и культурно-гуманитарных явлений. «В исследовании идеально-типическое понятие - средство для вынесения правильного суждения о каузальном сведении элементов действительности. Идеальный тип - не гипотеза, он лишь указывает, в каком направлении должно идти образование гипотез» 1 .
Создавая типовые понятия и устанавливая общие правила, социология, по мнению Вебера, как и любая обобщающая наука, лишается определенной полноты в сравнении с конкретной действительностью. Вместо этого она достигает большей одно-значности своих понятий, а самое главное - глубже раскры-вает смысл социального поведения и действия, благодаря чему и становится понимающей социологией. Вместе с тем Вебер не отказывается от использования в социологии также широко зарекомендовавшего себя в других науках функционального метода, хотя и считает его предварительной стадией исследова-ния. Изучая функциональные связи между социальными явле-ниями и событиями, мы не ограничиваемся на этом, а в состоянии выйти за их пределы и поэтому способны понять их, т.е. раскрыть их смысл и значение. В связи с этим Вебер про-тивопоставляет функциональный метод естествознания методу понимания социологии. «Мы понимаем, - пишет он, - поведение отдельных индивидов, участвующих в событиях, тогда как поведение клеток мы «понять» не можем, а можем только постигнуть его функционально, а затем установить правила данного процесса» 2 .
Оценивая вклад Э. Дюркгейма и М. Вебера в разработку методологии социологии, необходимо отметить, что они с разных сторон подходили к решению ее фундаментальной проблемы: соотношения индивидуального и общего в социальном поведении и действии. Подчеркивая приоритет общего над индивидуальным, Дюркгейм пытался если не объяснить, то по крайней мере свести и обосновать социальное действие индивида, исходя из социально-исторических закономерностей, складывающихся
1 Вебер М. Избранные произведения. - С. 389.
2 Там же. - С. 616.
в данный период времени в конкретном обществе. Оставалось, однако, неясным, каким образом эти законы возникают в об-ществе, если они не учитывают действий индивида, и даже вы-ступают как некоторые априорные положения, с которыми он должен считаться. С другой стороны, М. Вебер, исходя из цен-ностных установок индивида, понимания им смысла социаль-но-исторических и культурно-гуманитарных явлений, вынуж-ден был представить общее как результат субъективного выбора отдельных социальных связей среди огромного разнообразия других. Конечно, такой выбор, безусловно, необходим, но ка-ким критерием следует здесь руководствоваться, остается неяс-ным. Таким образом, чисто объективный подход к методам со-циологии, сближающий их с методами естествознания, с одной стороны, и чрезмерное подчеркивание в них субъективных мо-ментов, связанных с сознательной деятельностью участников социального действия, с другой - одинаково искажают реаль-ный процесс исследования в социологии. Вся трудность такого исследования как раз и состоит в том, чтобы умело сочетать объ-ективность подхода с учетом целесообразной деятельности участников социальных действий и процессов, их целей, инте-pecoв и мотивов поведения. Все эти требования в большей или меньшей степени реализуются в теоретических и эмпирических методах современной социологии.
Эмпирические методы социологии отличаются большим разнообразием, поскольку эта наука изучает самые разные сторо-аы общественной жизни, начиная от социальных отношений, укладывающих внутри семьи как ячейки общества, и кончая исследованием структуры таких институтов общества, как государство, политические партии, классы, системы образования, цравоохранения, пенсионного обеспечения и т.п.
Наиболее знакомым и популярным эмпирическим методом Исследования разнообразных социальных событий и процессов Являются, по-видимому, различные виды социологических обзо-ров начиная от обзоров малых групп и кончая изучением общественного мнения регионов, и даже населения всей страны, текущим актуальным вопросам политической, экономической и культурной жизни. В нашей литературе такие обзоры сто называются социальными опросами.
Статистическая техника для анализа результатов опросов больших групп населения основывается на репрезентативной выборке из всей известной популяции. В социологии к
популяции относятся все люди, о которых исследователь соби-рает соответствующую информацию. Поскольку исследователь не в состоянии исследовать популяцию в целом, то он по уста-новленным в статистике требованиям делает из нее определен-ную выборку. Важнейшими из этих требований являются, во-первых, рандомизация, согласно которой любой элемент может быть выбран из популяции с одинаковой вероятностью, что устраняет предвзятость выборки; во-вторых, репрезентативность выборки, которая должна обеспечить адекватное представление в выборке структуры популяции. Нередко для получения более правдоподобных результатов приходится прибегать к стратифицированной выборке, для чего вся популяция делится на соответствующие страты, или группы, из которых затем наугад выбираются отдельные индивиды. Такая выборка обеспечивает возможность включения в ее состав примерно одинакового процента важнейших групп популяции.
На основе детального статистического. анализа выборки, или образца, в дальнейшем делается прогноз, относящийся ко всей популяции, который представляет собой вероятностное заключение от выборки к популяции, т.е. от частного к общему, о чем шла речь в главе 5.
Техника самого исследования выборки может быть весьма разнообразной: опрос, интервью, наблюдение, хотя чаще всего практикуется именно опрос. Опрос может включать в себя один или несколько вопросов, ответы на которые допускают один или множество вариантов (ответы могут быть даны в устной или письменной форме). Для большей достоверности и убедительности в этих целях большей частью используются тщательно разработанные анкеты. В целом, методы опроса полезны прежде всего тогда, когда исследователь не в состоянии непосредственно судить о предпочтениях, оценках и мнениях людей по различным актуальным вопросам политической, эко-номической и культурной жизни общества, их отношении к мероприятиям и решениям правительства и других властных структур. Они подходят также для дескриптивного анализа со-циальных ситуаций, складывающихся в обществе. Отчасти они могут помочь и в объяснении простейших зависимостей между явлениями путем установления корреляций между их причинами и следствиями.
Трудность проведения опросов, особенно массового харак-тера, заключается не столько в правильной постановке вопро-
сов и последующей статистической обработке полученных ответов, сколько в самой их организации, необходимости построения стратифицированной выборки и обеспечения однозначных ответов на вопросы анкеты, что связано с привлечением для этого квалифицированных людей и значительных финансовых средств.
Важным средством получения надежной социологической информации является так называемое включенное наблюдение когда исследователь непосредственно участвует в работе опре-деленного коллектива в качестве его члена, выполняет возло-женные на него обязанности и одновременно с этим проводит заранее запланированные наблюдения тех или иных явлений. Такие наблюдения изнутри дают более надежную информацию, чем извне, со стороны, особенно если исследователь внедряется в коллектив анонимно, и поэтому окружающие его люди не вменяют своего поведения, как это часто происходит при внеш-нем наблюдении. Многочисленные примеры включенного на-блюдения подробно описаны в социологической литературе. Недостаток их заключается в том, что они применимы лишь для анализа экономических и социальных отношений в малых группах и поэтому заключения, полученные при их исследова-нии, трудно поддаются экстраполяции и обобщению. К тому же проведение их требует от исследователя знания особенно-стей деятельности коллектива, а нередко и соответствующих профессиональных навыков. В отличие от эксперимента или опроса, план проведения включенного наблюдения должен быть достаточно гибким, поскольку исследователь должен сперва войти в незнакомую социальную среду, освоиться с жизнью, обычаями и порядками внутри коллектива и только потом наметить основные проблемы для решения поставлен-ной цели и сформулировать предварительные гипотезы для их проверки.
Наибольшее значение этот метод, по-видимому, имеет при сследовании социальных отношений, обычаев и культуры от-сталых племен и поэтому фактически он давно используется антропологами и этнографами. Такие наблюдения требуют от иследователя не только глубоких специальных знаний, но болыпого терпения, мужества и соблюдения обычаев и традиций изучаемых племен. Как свидетельствует опыт таких известных исследователей, как Н. Миклухо-Маклай, требуются многие месяцы, и даже годы упорного труда, чтобы завоевать
доверие и уважение со стороны туземцев или аборигенов для осуществления своих исследовательских планов.
Таким образом, особенность включенного наблюдения состоит в том, что исследователь получает возможность наблюдать группу, коллектив или племя изнутри и поэтому его выводы будут представлять несравненно больший интерес, чем выводы наблюдателя извне, которые неизбежно окажутся повер-хностными. Но для проведения включенного наблюдения исследователь должен не только полностью погрузиться в заботы и дела коллектива, жить и чувствовать как другие его члены, но и постоянно, систематически вести наблюдения, проверять и исправлять свои гипотезы и предположения - т.е.вести себя именно как исследователь, а не как летописец или хроникер. Очевидно, что результаты, полученные исследователем, будут иметь лишь качественный характер и, разумеется, не будут свободны от некоторых субъективных оценок.
Социальный эксперимент может значительно повысить объективность результатов исследований в разных отраслях соци-ально-экономической, политической и культурно-гуманитарной жизни. Достоинство социального эксперимента заключается, прежде всего,в возможности воспроизведения его результатов другими исследователями, что значительно усиливает к ним доверие ученых.
Главное назначение эксперимента в социологии, как и в естествознании, состоит в проверке гипотез, что придает иссле-дованию целенаправленный и планомерный характер. Действии-тельно, после анализа и обобщения результатов эмпирических фактов социологи выдвигают определенные гипотезы для их объяснения. В таких гипотезах обычно формулируются связи между переменными величинами, характеризующими социаль-ные явления или процессы. Одни из этих переменных являются независимыми и поэтому могут изменяться по желанию экс-периментатора. Другие переменные изменяются в соответствии с изменением независимых переменных и поэтому называются зависимыми от них. В конкретных социологических исследова-ниях обычно независимые переменные отождествляют с причи-ной, а зависимые переменные - с действием, или следствием. При таком подходе задача социального эксперимента сводится к проверке причинной связи между явлениями. Эта проверка заключается в том, чтобы установить, подтверждается ли гипо-теза эмпирическими фактами. В этих целях стремятся количе-
гвенно измерить переменные, описывающие социальные провесы. Поэтому планируемый эксперимент включает по крайней мере три этапа, взаимосвязанных друг с другом:
первый этап - измеряется зависимая переменная, которая отождествляется с действием или следствием независимой переменной, принимаемой в качестве причины;
второй этап - устанавливается, что результат зависимой переменной (ее следствия) вызван воздействием независимой переменной (причины), поскольку именно причина порождает» или вызывает следствие;
третий этап - снова измеряется зависимая переменная, чтобы убедиться в том, что различные ее значения определяются значениями независимой переменной (или независимых переменных).
В простейших случаях имеют дело с двумя переменными, однуиз которых принимают за причину, другую - за след-вие. Однако чаще всего приходится учитывать действие мно-жества причин. Нередко результаты эксперимента дают статис-тескую информацию, которая требует дополнительного анализа и соответствующей математической обработки. В сущности, схема социального эксперимента, как нетрудно летать, основывается на методе сопутствующих изменений, формулированном еще Дж. Стюартом Миллем, выраженном современном математическом языке функциональных зави-лостей. Главная забота исследователя при проведении соци-ьного эксперимента состоит в том, чтобы точно установить, те основные факторы воздействуют на изучаемый процесс, е. определить его причину (или причины). Это проще сделать условиях лабораторного эк
Социальные методы - это способы воздействия на социальные интересы персонала организаций в целях активизации его деятельности, придания ей творческого и истинно заинтересованного характера. Особенностью этих методов является их общность. В удовлетворении интересов этой группы заинтересована основная масса работников или весь персонал. Поэтому социальные методы, с другой стороны, - это воздействие субъекта управления на общие интересы персонала фирм. Задача менеджмента при этом заключается в выявлении степени общности интересов персонала и выработке действенных способов их удовлетворения.
Существует комплекс методов по решению этой внутрифирменной задачи - это социальные исследования, планирование и регулирование (рис. 16).
Социальные исследования - это методы изучения социальных интересов персонала. Их результатом являются выявленные конкретные потребности работников в определенных социальных благах (например, жилье, укрепление здоровья, спортивные и культурные запросы, повышение квалификации и переподготовка персонала и др.). На основе такого изучения разрабатывается программа удовлетворения этих потребностей.
Социальное планирование - это метод планового решения социальных проблем коллективов по улучшению условий труда, производственного быта, духовного и физического развития, жилья, охраны здоровья, коммунально-бытовых условий, квалификации работников, структуры персонала, выявляемых в процессе социальных исследований. Реализуется это путем разработки внутрифирменного плана удовлетворения выявленных потребностей с учетом экономических возможностей фирмы. Как правило, такой план составляется на один год и (или) 4-5 лет.
Рис. 16. Виды социальных методов управления
Социальное регулирование представляет собой процесс реализации планов и программ удовлетворения социальных потребностей персонала. Успешное их осуществление способствует единению персонала, сближению его интересов и интересов руководства фирмы, развитию корпоративного духа, т.е. такого состояния, когда и руководители, и рядовые работники глубоко заинтересованы в экономической результативности деятельности фирмы.
Необходимо подчеркнуть, что социальное регулирование трудовых коллективов осуществляется с помощью и других методов. Среди них: способы повышения социально-производственной активности (внутри- и межфирменный обмен опытом в различных формах с учетом соблюдения коммерческих тайн); методы социальной преемственности (процедуры принятия новых работников в состав фирмы, проведение дней фирмы в честь знаменательных дат и событий, организация конкурсов профессионального мастерства, процедуры проводов работников с большим стажем работы в фирме на заслуженный отдых и др.); методы социального нормирования (установление правил этикета, традиций, внутреннего распорядка работы фирмы, мер дисциплинарного воздействия к не соблюдающим концепцию управления фирмой).