Социальное управление как система. Разнообразие социальных процессов типология

ЛЕКЦИЯ 2. ТЕОРИЯ УПРАВЛЕНИЯ В СИСТЕМЕ НАУЧНОГО ЗНАНИЯ - 08.09.2012 Г.

1. Необходимость, сущность, определение управления.

2. Классификация и типология управления.

4. Предмет, метод, цели и функции теории управления.

НЕОБХОДИМОСТЬ, СУЩНОСТЬ, ОПРЕДЕЛЕНИЕ УПРАВЛЕНИЯ

Термины:

- теория - в широком смысле - комплекс взглядов, представлений, идей, направленных на истолкование и объяснение какого-либо явления; в более узком и специальном смысле - высшая, самая развитая форма организации научного знания, дающая целостное представление о закономерностях и существующих связях определенной области действительности - объекта данной теории;

- управление – это процесс планирования, организации, мотивации и контроля, необходимый для того, чтобы сформулировать и достичь целей организации;

- менеджмент - это система методов управления в условиях рыночной экономики, которые предполагают ориентацию фирмы на спрос и потребности рынка, постоянное стремление к повышению эффективности производства с наименьшими затратами, с целью получения оптимальных результатов;

- менеджер – это член организации, осуществляющий управленческую деятельность и решающий управленческие задачи.

- наука - сфера деятельности людей, функцией которой является выработка и теоретическая систематизация объективных знаний о действительности;

- знание - форма существования и систематизации результатов познавательной деятельности человека;

- научное знание - система знаний о законах природы, общества, мышления. Научное знание составляет основу научной картины мира и отражает законы его развития;

- концепция - (от лат. conceptio - понимание, система) - генеральный замысел, руководящая идея, комплекс взглядов, связанных между собою и вытекающих один из другого, система путей решения выбранной задачи;

- кооперация - (лат. cooperatio - сотрудничество) - форма организации труда, при которой определённое количество людей совместно участвует в одном или в разных, но связанных между собой, процессах труда

- дефиниция - (лат. definitio - «определение, точное указание, требование, предписание» от finitio - «ограничение, завершение») - краткое определение какого-либо явления путем перечисления его основных, наиболее существенных признаков, качеств, свойств с целью уточнения границ и сужения содержания понятия, обозначающего это явление.

- категория - (от греч. kategoria - высказывание, обвинение, при­знак) - предельно общее фундаментальное понятие, отражающее наиболее существенные, закономерные связи и отношения реаль­ной действительности и познания.

Сущность управления состоит в том, что это особая функ­ция общественного труда , которая возникает из необходимости организации совместной деятельности и порождается, с одной стороны, разделением труда, а с другой - социально-истори­ческими условиями общества, определяющими кооперацию тру­да.

Следовательно, как совместный труд людей составляет осно­ву всякого человеческого общества, так и управление является необходимым элементом, функцией этого общего труда, суще­ствования и развития общества.

Многовековое развитие управления предопределило выделе­ние деятельности по управлению в отдельную функцию, кото­рая по своему назначению и содержанию выполняемых работ принципиально отличается от производственной функции.

В любой организации существуют две формы разделения труда: горизонтальное и вертикаль­ное:

- горизонтальное разделение труда - это разделение труда на компоненты, составляющие части общей деятельности;

- вертикаль­ное разделение труда отделяет работу по координированию действий от самих действий.

Деятельность по координированию работы других людей и составляет сущность управления.

Под субъектом управления понимается физическое или юридическое лицо, от которого исходит властное воздействие.

Объектом управления , то есть тем, на что направлено вла­стное воздействие субъекта управления, могут быть физичес­кие и юридические лица, а также социальные, социально-эко­номические системы и процессы.

Давая краткое определение управления, можно сказать, что:

управление - это специфический вид деятельности по опреде­лению целей организации, разработке механизмов их достиже­ния и координация труда членов организации для получения результатов, соответствующих целям.

КЛАССИФИКАЦИЯ И ТИПОЛОГИЯ УПРАВЛЕНИЯ

Управление – это совокупность скоординированных мер, направленных на достижение определенной цели.

История управления несоизмеримо старше истории менеджмента . Когда появились два человека и им понадобилось сделать то, что одному не под силу, возникли зачатки управленческой деятельности: желаемая цель и необходимые для ее достижения совместные действия.

Как только доисторические люди стали жить организованными группами, у них появилась необходимость управления в трех сферах человеческой деятельности: оборонительной (защита от диких зверей и врагов), политической (установление и поддержание порядка в группе) и экономической (производство и распределение ограниченных ресурсов: пищи, одежды, орудий труда, оружия и др.). Примечание. Доисторический период - история человечества до появления письменности. Дописьменная история человечества изучается по вещественным остаткам деятельности древних людей, при этом прибегают к произвольным обозначениям

Управление можно рассматривать как систему. В этом случае можно выделить две подсистемы: управляющую и управляемую. Эти подсистемы в процессе управления теснейшим образом взаимосвязаны друг с другом.

Управляющая подсистема – это субъект менеджмента, то есть менеджер. Управляемая подсистема – это объект менеджмента, то есть чаще всего работник. Взаимосвязь подсистем можно показать простой схемой:


Схема 1. Взаимосвязь подсистем менеджмента

Субъект, как изображено на схеме, воздействует на объект управления. Однако воздействие это не является строго односторонним. Существует и противоположное воздействие (обратная связь).

Природу управления невозможно понять без рассмотрения сферы его осуществления. В этой связиразличают три сферы объективной действительности и в соответствии с ними классифицируют процессы управления: 1) управление в неживой природе, 2) управление в живой природе и 3) управление в человеческом обществе.

1) управление в неживой природе (технических системах, т. е. машинами, механизмами, производственно-техническими процессами). Эта область управления является предметом изучения технических наук;

2) управление в живой природе (биологических системах). Изучается естественными науками;

3) управление в человеческом обществе (социальных системах, т. е. воздействие на деятельность людей с различными интересами, объединенных в группы, коллективы). Эта область управления наиболее трудна, поскольку люди неизмеримо сложнее всех объектов живой и неживой природы, и изучается социальными (общественными) науками. Именно в социально-экономических системах можно характеризовать управленческую деятельность термином «менеджмент». В этом и состоит их основное принципиальное, но не единственное различие.

Управление в условиях рынка получило название менеджмента. Отличительные особенности менеджмента заключаются в том, что он ориентирует фирмы на удовлетворение потребностей рынка, на постоянное повышение эффективности производства (получение оптимальных результатов с наименьшими затратами), на свободу в принятии решений, на разработку стратегических целей и программ и их постоянную корректировку в зависимости от состояния рынка.

Менеджмент - вид управленческой деятельности и система методов управления в условиях рынка (рыночной экономики ), которые предполагают ориентацию фирмы на спрос и потребности рынка, постоянное стремление к повышению эффективности производства с наименьшими затратами с целью получения оптимальных результатов.

В отечественной литературе и практике понятие менеджмента вместо управления стало широко использоваться в 1990-е гг. в связи с переходом от административно-командной системы управления к формированию системы управления, основанной на рыночных отношениях. С помощью термина «менеджмент» подчеркивалась ориентация коммерческих организаций и фирм на рынок, потребителя и достижение наивысшей эффективности их деятельности (рост прибыли, увеличение доли рынка и др.). На это направлены современные принципы, методы, средства и формы управления.

Укрупненная класси­фикация процессов управления по его основным классам:

1) процессы управления в неживой природе (в технических системах) называют управлением вещами , что является областью изучения преимущественно технических наук;

2) процессы управления в живых организмах относятся к управлению биологическими системами и являются пред­метом изучения естественных наук;

3) процессы управления в обществе (в социальных системах) называют управлением людьми , или социальным управле­нием , что относится преимущественно к области соци­альных наук.

Социальное управление вычленяется из имеющихся трех классов управления и подразделяется на два основных подклас­са: 1)управление индивидуальной деятельностью и 2) управление кол­лективной деятельностью, и на три вида:

- первый вид управления - административно-государственное (политическое) управ­ление;

- второй вид управления - управление социально-культурной сферой (духовным про­изводством);

- третий вид управления - управление производственной сферой (материальным про­изводством).

Иными словами, классификация видов социального управ­ления соответствует классификации основных сфер организа­ции общества:

- политическая - область отношений национальных и меж­государственных, власти и социальных групп;

- культурная - область духовного производства, распреде­ления и потребления духовных благ;

- экономическая - область материального производства, рас­пределения и потребления материальных благ.

Каждый вид социального управления включает соответству­ющие уровни (организация - регион - отрасль, государство) и основные формы (управление материальными и управление че­ловеческими ресурсами), а они в свою очередь - соответствующие подвиды управления.


©2015-2019 сайт
Все права принадлежать их авторам. Данный сайт не претендует на авторства, а предоставляет бесплатное использование.
Дата создания страницы: 2016-08-20

«Социальные изменения» - Демографическое объединение. Коренные изменения существующего строя. Происходящие изменения нельзя повернуть вспять. Общность, которая проводит это движение. Типология социальных процессов. Типы социальных движений в соответствии с целями. Социальные изменения. Развитие системы. Неоэволюционизм. Виды социальных изменений.

Армия. Включают систему санкций - от правовых до морально-этических; Конкретными функциями. Поддерживаются традициями, обычаями, общественным мнением. Институты в духовной сфере. Собственность. Устойчивая. Обеспечивают стандартное поведение людей в социально типичных ситуациях. Наследование. Власть.

«Понятие социологии» - Понятийно-категориальный аппарат социологии. Психологические концепции. Социологическая система. Функции социологии. Эмиль Дюркгейм. Закон трех стадий. Наука о становлении, развитии и функционировании социальных общностей. Социология. Уровни социологического анализа. Иерархия наук по Конту. Идеальный тип.

Институционализация. Парсонс. Установки и образцы поведения. Наука. Неосновные социальные институты. Уровень активности личности. Фундаментальные потребности. Признаки социальных институтов. Термин «социальный институт». Процесс и результат появления в обществе социального института. Идеология. Устные и письменные кодексы.

«Дисциплина социология» - Методология. Система научного знания. Учебник социологии. Социологический опрос. Интервьюирование. Проработка проблемы. Честность выборов. Специфика социологического метода. Анкетирование. Эмпирическая социология. Примеры экспериментов. Методы социологического исследования. Предмет социологии. Методический раздел программы.

«Социологические исследования» - «Государство» Платона. Общенаучные методы. Сплошное обследование. Предмет социологии. Работы периода Античности. Ремесленники. Социальная общность. Теория. Функции социологии. Теория общественного договора. Качественный анализ. Теократия. Человек. Социология. Включенное наблюдение. Социальные организации.

Всего в теме 21 презентация

Мы не провозглашаем абсолютную ценность ни системной модели, ни модели поля. В конце концов, модели - это инструменты познания и потому должны оцениваться по их эффективности, плодотворности и эвристическим возможностям. Системная модель оказалась весьма влиятельной - она лежит в основе большинства теорий социального изменения, число которых до сих пор велико. Модель поля возникла из стремления понять и выразить динамическую природу общества более адекватно, но она еще требует значительной концептуальной разработки и эмпирического подтверждения. Сейчас представляется разумным принять ту и другую и выводить наш базовый концептуальный аппарат для изучения социального изменения из них обеих, ибо каждая высвечивает огромное разнообразие динамического феномена. Раймон Будон был прав, когда писал: «Безнадежно пытаться свести социальное изменение к одной-единственной модели» (52; 133).

Предлагаемая нами типология социального процесса базируется на четырех главных критериях: 1) форма или очертания, которые принимает процесс; 2) итог, результат процесса; 3) осведомленность населения о социальном процессе; 4) его движущие силы. Мы также вкратце рассмотрим 5) уровень социальной реальности, на котором действует процесс, а также 6) временной аспект процесса.

Формы социальных процессов

Если смотреть на процессы с определенной дистанции, с точки зрения внешней перспективы, то можно обнаружить их различные формы и очертания. Так, процессы бывают направленными и ненаправленными. Первые необратимы и часто имеют тенденцию к концентрации, накоплению. Каждая последующая стадия отличается от любой более ранней и включает в себя ее результат, тогда как каждая более ранняя стадия подготавливает необходимость более поздней. Идея необратимости отражает тот факт, что в человеческой жизни совершаются действия, которые

нельзя повернуть вспять; мысли, которые не могут быть помыслены «назад»; чувства, которые нельзя «почувствовать наоборот»; опыт, от которого, приобретя его, уже не освободишься (4; 169). Если все это имело место, произошло, то оставшиеся неизгладимые следы неизбежно будут влиять на последующие стадии процесса - будь то личная карьера, получение знаний, влюбленность или выживание на войне. Примерами направленных процессов могут служить социализация ребенка, экспансия городов, технологическое развитие индустрии, рост населения. В этом широком смысле и индивидуальная биография, и социальная история наиболее направленны.

В более узком смысле можно говорить и о специфических субтипах направленного процесса. Некоторые из них могут быть телеологическими (другими словами, конечными), т. е. они постоянно приближаются к определенной цели, или конечному состоянию, с различных стартовых точек, как бы притягиваясь к нему. Соответствующие примеры можно почерпнуть из так называемой теории конвергенции, которая показывает, как различные общества с совершенно разными традициями постепенно приходят к одним и тем же цивилизационным или технологическим достижениям в области производства, демократии, на автомобильном транспорте, в телекоммуникациях и т.д. Аналогичные примеры можно найти в структурном функционализме, в котором речь идет о тенденции социальных систем достигать состояния равновесия при помощи внутренних механизмов, компенсирующих любые «возмущения».

Существуют направленные процессы и другой формы - такие, которые постоянно обнаруживают определенные внутренние потенции, как бы беспрерывно «выдавливают» их. Например, непрерывная технологическая экспансия часто объясняется заложенной в человеке природой склонностью к новшествам или творческой жилкой, а, скажем, территориальные завоевания внутренней жаждой захвата. Если конечное состояние оценивается положительно, то процесс рассматривается как прогрессивный (исчезновение болезней, увеличение продолжительности жизни и т.д.), если же он направлен в противоположную сторону, т.е. уходит от положительного в ценностном плане, предпочтительного конечного состояния, то мы будем называть его регрессивным (экологическое разрушение, коммерциализация искусства и т.п.).

Направленные процессы могут быть постепенными, восходящими, или, как иногда говорят, линейными. Если они следуют одной-единственной траектории или проходят через схожую по 32

следовательность необходимых стадий, то именуются однолинейными (однонаправленными). Например, большинство социальных эволюционистов считают, что все человеческие культуры одни раньше, другие позже - должны пройти через определенный набор стадий. Те, кто начал раньше или шел по этому пути быстрее, показывают остальным, медлительным, как будет выглядеть их будущее; а те, кто отстает, демонстрируют впереди идущим, как выглядело их прошлое. Однолинейные (однонаправленные) процессы представлены на рис. 1.1.

Если же процессы следуют по нескольким альтернативным траекториям, «проскакивают» одни «участки», задерживаются на других или добавляют в своем движении нетипичные стадии, то они называются мультилинейными. Так, анализируя происхождение капитализма, историки указывают различные версии одного и того же процесса и выделяют западную, восточную и другие модели. Исследователи стран третьего мира описывают разные маршруты, которые вели эти страны к индустриально-урбанистической цивилизации. Схема мультилинейного процесса представлена на рис. 1.2.

Противоположностью линейных являются процессы, которые предполагают качественные скачки или прорывы после продолжительных периодов количественного роста, проходя специфические пороги (163) или подвергаясь влиянию определенных «ступенчатых функций». Эти процессы нелинейны. Например, с точки зрения марксистов, общественно-экономические формации последовательно проходят через революционные эпохи, когда все общество после длительных периодов накопления противоречий, конфликтов, обострений и напряженностей претерпевает неожиданные, фундаментальные, радикальные трансформации. Такие процессы представлены на рис. 1.3.

Ненаправленные (или текучие) процессы бывают двух типов: одни имеют чисто случайный, хаотический характер, не опираются на какой-либо образец. Таковы, например, процессы возбуждения, охватывающие революционную толпу, мобилизации и демобилизации в социальных движениях или в детских играх; другие представляют собой некое подобие кривой на экране осциллографа - их течение подчиняется определенным повторяющимся или по меньшей мере схожим моделям, причем каждая следующая стадия либо идентична, либо качественно напоминает

предыдущие. Если существует возможность повторения, то мы рассматриваем такой процесс как круговой, или замкнутый, цикл. К подобным процессам можно отнести, например, типичный рабочий день секретаря, сезонную работу фермера или - в более длительной временной перспективе - рутинную деятельность ученого, начавшего писать очередной труд. На макрошкале экономические циклы экспансии и рецессии, бума и стагнации, «быков и медведей» на рынке часто следуют этому образцу; их графическое изображение напоминает синусоиду, как на рис. 1.4.

В случае, если наблюдается сходство процессов, но при этом они различаются уровнем сложности, то можно говорить, что процесс идет по спирали или по модели открытого цикла. Таково, например, последовательное продвижение школьника из класса в класс или студента с курса на курс университета, когда занятия, лекции, каникулы, экзамены имеют место на каждой стадии, но всякий раз на все более высоком уровне образования. Аналогично, хотя и по другой шкале, проходят определенные циклы экономики в условиях всеобщего роста (как в пословице: два шага вперед, шаг назад). Или в самом широком временном диапазоне - тенденция, которую Арнольд Тойнби приписывал всей челове 35

ческой истории: постепенное совершенствование религии и в целом духовной жизни человечества через многочисленные циклы вызовов и ответов, роста и упадка (426; 61); или то, как Карл Маркс видел освобождение человечества через «реки слез», через последовательные циклы углубляющейся эксплуатации, отчуждения, нищеты и их преодоления благодаря революции (280). Если после каждого цикла достигается более высокий уровень, то можно говорить о развивающемся (даже прогрессивном) цикле; если же уровень после каждого поворота оказывается по соответствующей шкале более низким, то процесс должен квалифицироваться как регрессивный цикл (рис. 1.5).

Частный случай процессов, когда в состоянии системы в течение какого-то времени не происходит никаких изменений, определяется как стагнация (застой) (рис. 1.6).

Другой частный случай процессов, когда изменения не следуют какому-либо известному образцу, может быть назван случайным процессом (рис. 1.7).

Отправить свою хорошую работу в базу знаний просто. Используйте форму, расположенную ниже

хорошую работу на сайт">

Студенты, аспиранты, молодые ученые, использующие базу знаний в своей учебе и работе, будут вам очень благодарны.

Подобные документы

    Сущность и содержание социального управления, его функции. Специфика управления как воздействия на процессы, коллективы, классы. Обоснование его необходимости и совмещение целей. Особенности информационного потенциала в сфере социального управления.

    контрольная работа , добавлен 16.01.2011

    Методы управления как способы непосредственного воздействия на людей и социальные субъекты, входящие в состав объекта управления. Организационно-административные, экономические, социальные и социально-психологические, методы управления и самоуправления.

    контрольная работа , добавлен 23.07.2014

    Социальное управление как особая разновидность управления. Проблема использования методов социального управления в управлении образованием, в кадровой работе и в мотивации трудовой деятельности. Модернизация социальной сферы и социального управления.

    дипломная работа , добавлен 28.09.2015

    Сущность, цели, функции социального управления, его структуры. Классификация информационного обеспечения. Технические средства обработки информации. Решение задач социального характера. Задачи, которые призваны достичь цели социального управления.

    курсовая работа , добавлен 08.08.2010

    Характеристика сути и видов социального управления. Государство – правовое поле для гражданского общества в системе социального управления. Разногласия и противоречия, возникающие между гражданским обществом и государством. Способы и пути их разрешения.

    курсовая работа , добавлен 25.11.2011

    Специфика социальных систем. Модели социального управления: координация, субординация, реординация. Этапы формирования и типы организационных структур социального управления. Значение экономических преобразований для совершенства социального управления.

    реферат , добавлен 30.09.2013

    Социальное управление: понятие, объект, функции. Методологические подходы к социальному управлению. Политический уровень социального управления. Основные пути реализации социальной политики КНР. Сравнение практики социального управления России и КНР.

    дипломная работа , добавлен 24.07.2012