Основные процессы производственной деятельности атп. Общие сведения об автотранспортном предприятии
К атегория:
Автомобилестроение
Общие сведения об автотранспортном предприятии
Автотранспортные предприятия осуществляют перевозки грузов и пассажиров, хранение, техническое обслуживание и ремонт подвижного состава (автомобилей, прицепов и полуприцепов).
По роду выполняемых работ автотранспортные предприятия подразделяются на грузовые, пассажирские (автобусные, таксомоторные, легковых автомобилей), смешанные (грузовые и пассажирские) и специальные (скорой медицинской помощи, коммунального обслуживания и др.).
Автотранспортное предприятие состоит из двух основных служб: эксплуатационной и технической. Служба эксплуатации организует и осуществляет перевозки грузов и пассажиров в соответствии с установленными планами и заданиями. Задачи технической службы состоят в обеспечении технической готовности автомобилей к работе на линии путем своевременного и высококачественного выполнения технического обслуживания и ремонта, хранения автомобилей и материально-технического снабжения автотранспортного предприятия.
Техническая служба возглавляется главным инженером автотранспортного предприятия. В соответствии с ее задачами техническая служба включает гараж-стоянку, зоны технического обслуживания и ремонта, производственно-вспомогательные цехи или участки: агрегатный, слесарно-механический, электротехнический, аккумуляторный, топливной аппаратуры, шиномонтажный, шиноремонтный, кузнечно-рессорный, сварочный, медницкий, кузовной и малярный.
В агрегатном цехе выполняют разборочно-сборочные, моечные, Регулировочные и контрольные работы по агрегатам (агрегат - соединение нескольких разнотипных узлов, устройств и деталей в одно целое для совместной работы) и узлам, снятым с автомобилей ^я текущего ремонта.
Основными слесарно-механическими работами являются изготовление крепежных деталей и втулок, механическая обработка Деталей после наплавки и заварки, ремонт гаражного оборудования и др.
Электротехнический и аккумуляторный цехи проверяют и ремонтируют приборы электрооборудования, снятые с автомобиля, заряжают и ремонтируют аккумуляторные батареи.
В цехе топливной аппаратуры проверяют, ремонтируют и испытывают приборы и трубопроводы систем питания двигателей.
Шиномонтажный и шиноремонтный цехи выполняют демонтаж- монтаж шин, ремонт дисков колес и камер, балансировку колес (покрышки ремонтируют, как правило, на специализированных шиноремонтных заводах).
Основными работами, выполняемыми в кузнечно-рессорном; сварочном и медницком цехах, являются: ремонт и изготовление деталей с применением нагрева (правка, ковка, клепка), ремонт рессор, сварка поломанных деталей, заварка трещин, наплавка изношенных деталей, ремонт радиаторов, топливных баков и пайка различных трубопроводов.
В кузовном и малярном цехах выполняют столярные, арматурные, жестяницкие, обойные работы, местную и полную окраску кузовов, кабин и грузовых платформ, подкраску номерных знаков, нанесение надписей и номеров на бортах, на маршрутных досках автобусов и т. д.
В автомобильном транспорте перспективными являются автокомбинаты, имеющие по 700-1000 автомобилей. Автокомбинат состоит из основного предприятия и нескольких филиалов (150-200 автомобилей), расположенных на других территориях - в районе обслуживания перевозками. В основном предприятии выполняют наиболее трудоемкие и сложные виды технического обслуживания и текущего ремонта всех автомобилей комбината. В филиалах осуществляется хранение, ежедневное и первое техническое обслуживание и мелкий текущий ремонт автомобилей данного филиала.
Введение…………………………………………………………………….…….3
1.Система управления организацией……………………………………...…….4
1.1. Сущность управления персоналом на АТП………………………………..4
1.2 Организационная структура АТП……………………………………..…….7
1.3 Анализ внешней среды АТП………………………………………………..14
2.Характеристика предприятия ООО «West-avto»…………………………….16
2.1. Общие сведения об организации, ее миссии и цели……………………...16
2.2.Структура стратегического управления ООО«West-avto»………………..18
2.3 Управление персоналом на ООО «West-avto»……………………………..23
Заключение………………………………………………………………………..32
Список литературы………………………………………………………………..33
Приложения………………………………………………………………………..34
Введение
Основная задача транспорта - это своевременное, качественное, а так же полное удовлетворение потребностей предприятий и населения в перевозках, повышение экономической эффективности его работы, обеспечение согласованного развития единой транспортной системы страны, ее взаимодействие с другими отраслями.
Транспорт является отраслью материального производства с особым характером трудовых процессов и специфической формой производства продуктов, он полезем и неразделим с производством продуктов. Средствами транспорта создается производственный процесс, отвечающий за перемещение грузов и людей. Потребительной стоимостью транспортной продукции является перевозка грузов, доставка продукции от производителя к потребителям (как прямая доставка, так и доставка в места продажи), а так же перевозка людей.
Целью данной курсовой работы является достижение максимальной эффективности автотранспортного предприятия «West-avto».
Предмет исследования – это управленческая деятельность АТП.
Объект работы – предприятие ООО «West-avto».
Задачи работы:
Провести анализ работы предприятия за 2011 год;
Определить, какие проблемы стоят перед фирмой;
разработать стратегию, специальные политики предприятия;
составить план реализации краткосрочной стратегии предприятия ООО «West-avto» на 2012-2013 годы;
обосновать эффективность предложенных мер по устранению ошибок на предприятии.
Глава 1 Система управления автотранспортным предприятием
Сущность управления персоналом на атп
Правильно налаженное управление предприятием всегда являлось одним из важнейших факторов в работе организации. Совершенствование технологий, увеличение конкуренции и рост качества продукции заставляют по-новому взглянуть на ряд вопросов управления. Одним из важных вопросов здесь является высокая социальная ответственность, которая лежит на управляющих.
Современное предприятие-это, в первую очередь, непрерывно меняющиеся технологии, так сказать – реальный взгляд на окружающую среду. Главным фактором успеха современного предприятия является правильная работа управляющего, его способность принимать решения, ставить цели и находить пути их осуществления. Но на первом плане все же остается умение руководителя управлять человеческими ресурсами.
Объектом управления является отдельный рабочий либо некая совокупность рабочих (коллектив) .
Субъектом управления является управленческий персонал, иными словами – группа специалистов, которые выступают в качестве работников кадровой службы, выполняющие функции управления в отношении своих подчиненных.
Совокупность субъекта и объекта управления образуют систему управления персоналом.
Принципы управления персоналом – правила, основные положения и нормы, которым должен следовать субъект управления в процессе управления персоналом.
Методы управления персоналом представляют собой разнообразные способы воздействия на персонал, обеспечивающие наиболее отвечающие потребностям предприятия.
Методы управления персоналом классифицируются по ряду признаков:
принадлежности к общей функции управления (методы нормирования, планирования, организации, координации, регулирования, мотивации, стимулирования, контроля, анализа, учета и др.)
принадлежности к конкретной функции управления персоналом (методы найма, отбора и приема персонала, деловой оценки, профориентации и трудовой адаптации, мотивации трудовой деятельности, организации системы обучения, управления конфликтами и стрессами, управления безопасностью, организации
труда, управления деловой карьерой и служебно-профессиональным продвижением, высвобождения персонала и др.)
Наиболее характерным является деление методов управления персоналом на три группы: административные, экономические и социально-психологические.
Рассмотрим более подробно содержание каждой группы:
Административные методы управления основываются на отношениях дисциплины
и ответственности
экономические нормативы
уровень заработной платы и премий
состав и размер льгот
условия и содержательность труда
отношения в коллективе и семье
признание со стороны окружающих
возможность самореализации и творчества на данном рабочем месте и др.
Экономические методы представляют собой элементы экономического механизма управления организацией. К группе экономических относятся методы мотивации трудовой деятельности.
К мотиваторам относятся:
Социально-психологические методы основаны на использовании закономерностей социологии и психологии. Объектом их воздействия выступает человек на рабочем месте или группы людей в организации Социологические методы позволяют установить социальные цели, критерии, место и роль сотрудников в коллективе, выявить лидеров, устранять конфликты.
Цели системы управления персоналом определяют ее задачи. К главным задачам системы управления персоналом относятся:
обеспечение предприятия кадрами требуемой квалификации;
создание необходимых условий для эффективного использования знаний, навыков, опыта работников;
совершенствование системы оплаты труда и мотивации;
предоставление работникам возможности развиваться, повышать квалификацию.
управление внутренними перемещениями и карьерой сотрудников;
Функции управления персоналом обусловлены задачами системы управления персоналом. Состав функций определяет эффективность формирования и использования персонала, его развитие. В современной литературе по общему и кадровому менеджменту предлагаются различные по составу группы функций управления персоналом.
ТЕСТЫ ДЛЯ ЭКОНОМИКИ АТП
ОРГАНИЗАЦИЯ ЭКОНОМИЧЕСКОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ АТП
АТП как субъект предпринимательской деятельности
1.1.1. Юридическими лицами по организационно-правовой форме не являются коммерческие организации …
В - хозяйственные товарищества
В - хозяйственные общества
В - производственные кооперативы
В + потребительские кооперативы
В - унитарные предприятия
1.1.2. Некоммерческими организациями не являются:
В - учреждения
В - потребительские кооперативы
В + производственные кооперативы
В - объединения юридических лиц (ассоциации и союзы)
В - некоммерческое партнерство
В - общественные и религиозные организации
1.1.3. Основными видами хозяйственных обществ не являются:
В - хозяйственные общества с ограниченной ответственностью
В + хозяйственные общества с неограниченной ответственностью
В - хозяйственные общества с дополнительной ответственностью
В - открытые акционерные общества
В - закрытые акционерные общества
1.1.4. Хозяйственные товарищества создаются в форме:
В + хозяйственное товарищество на вере
В - хозяйственное товарищество с дополнительной ответственностью
В + полное хозяйственное товарищество
1.1.5. Предприятие - это самостоятельный хозяйствующий субъект, созданный предпринимателем или объединением предпринимателей для:
В - производства продукции, выполнения работ и оказания услуг
В - удовлетворения общественных потребностей
В + получения прибыли
В + производства продукции, выполнения работ и оказания услуг в целях удовлетворения общественных потребностей
1.1.6. Хозяйственные товарищества и общества создаются в форме:
В + полного товарищества и товарищества на вере (коммандитного товарищества)
В - акционерного общества, общества с ограниченной или с дополнительной ответственностью
1.1.7. Участники, какой формы товарищества несут ответственность по его обязательствам всем принадлежащим им имуществом:
В + полного товарищества
В - товарищества на вере (коммандитного товарищества)
В - производственного кооператива (артели)
1.1.8. Дочерним хозяйственным обществом не признается:
В - хозяйственное общество, которое в силу преобладающего участия в его уставном капитале имеет возможность определять решения, принимаемые обществом
В - товарищество, которое в силу преобладающего участия в его уставном капитале, либо в соответствии с заключенным между ними договором имеет возможность определять решения, принимаемые таким обществом
1.1.9. Производственным кооперативом (артелью) признается:
В - общество, уставный капитал которого разделен на определенное число акций
В + добровольное объединение граждан на основе членства дня совместной производственной
В + общество, основанное на личном трудовом и ином участии и объединении его членами (участниками) имущественных паевых взносов
В - общество, уставный капитал которого разделен на неопределенное число акций
1.1.10. Государственным или муниципальным унитарным предприятием признается:
В + коммерческая организация, не наделенная правом собственности на закрепленное за ней собственником имущество
В - некоммерческая организация, представляющая добровольное объединение граждан и юридических лиц на основе членства с целью удовлетворения материальных и иных потребностей участников
В – некоммерческое общество, осуществляемое свою деятельность путем объединения его членами имущественных взносов
1.1.11. Доход, который может получать акционер за счет части чистой прибыли текущего года акционерного общества, распределяемой между держателями акций в процентах или абсолютной сумме, называется:
В - депозитом
В - купоном
В + дивидендом
В - премией
1.1.12. Величина уставного капитала ОАО должна составлять не менее:
В - 100 минимальных окладов
В + 1000 минимальных окладов
В - 50 минимальных окладов
В - законодательно не ограничена
1.1.13. Держатели обыкновенных акций имеют право:
В - на преимущественное получение дивидендов
В - все верно
1.1.14. Количество акционеров в закрытом АО не должно быть более:
В - 100 участников
В - 150 участников
В + 50 участников
В - все предыдущие варианты ответов неверные
1.1.15. Автотранспортная деятельность – это:
В + комплекс работ и услуг, связанных с подготовкой, организацией и осуществлением автомобильных перевозок людей и грузов, включая техническую эксплуатацию автотранспортных средств, транспортно-экспедиционные работы и пр.
В - комплекс работ и услуг, связанных с подготовкой, организацией и осуществлением автомобильных перевозок людей и грузов
В - комплекс работ и услуг, связанных с подготовкой, организацией технической эксплуатацией автотранспортных средств, транспортно-экспедиционных работ и пр.
1.1.16. Главная задача автотранспортного предприятия:
В + осуществление перевозок грузов и пассажиров
В – осуществление ремонта автомобильного транспорта
В - осуществление перевозок грузов и пассажиров и ремонта автомобильного транспорта
1.1.17. В зависимости от вида перевозок автотранспортные предприятия подразделяются на:
В – грузовые
В – пассажирские
В – смешанные
В – специальные
В + все перечисленные
1.1.18. Комплексные автотранспортные предприятия не осуществляют:
В – перевозку и хранение грузов
В – перевозку пассажиров
В + продажу автозапчастей
В – техническое обслуживание автомобильного транспорта
В – текущий ремонт автомобильного транспорта
1.1.19. Специализированные автотранспортные предприятия выполняют только:
В + перевозку грузов и пассажиров
В – хранение грузов
В - техническое обслуживание автомобильного транспорта
В - текущий ремонт автомобильного транспорта
1.1.20. В зависимости от назначения предприятия автомобильного транспорта не подразделяются на:
В – автотранспортные
В + автосалоны
1.1.21. Основными клиентами автотранспортных предприятий являются:
В + предприятия товаропроизводящих отраслей
В – предприятия нематериального производства
В – предприятия материального и нематериального производства
1.1.22. Автосервисные предприятия выполняют работы по:
В + техническому обслуживанию и ремонту подвижного состава, принадлежащего юридическим и физическим лицам
В - техническому обслуживанию и ремонту подвижного состава, принадлежащего юридическим лицам
В - техническому обслуживанию и ремонту подвижного состава, принадлежащего физическим лицам
1.1.23. Перечень автотранспортных услуг не включает:
В – подготовку транспортных средств к вводу в эксплуатацию
В – работы по антикоррозийной защите транспортных средств
В – уборочно-моечные работы
В – смазочно-заправочные работы
В – ремонтные работы
В + продажу автотранспортных средств
1.1.24. По производственному признаку автосервисные предприятия не делятся на:
В + производственные
В – грузовые
В – легковые
В – смешанные
1.1.25. Терминалы осуществляют:
В + транспортно-эксплуатационное обслуживание грузоотправителей и грузополучателей
В – ремонтное обслуживание грузоотправителей и грузополучателей
В – смазочно-заправочное обслуживание грузоотправителей и грузополучателей
1.1.26. Автозаправочные станции являются:
В + специализированными предприятиями
В – комплексными предприятиями
В – смешанными предприятиями
В – шиноремонтные заводы и мастерские
В – ремонтно-зарядные аккумуляторные станции
В + гаражи-стоянки
Оплата труда работников АТП
2.3.1. Расходы на оплату труда работников занятых в основной деятельности (промышленно-производственный персонал) финансируются (относятся):
2.3.2. К персоналу занятому в неосновной деятельности, не относятся работники:
В - коммунальных
В - оздоровительных
В - учебных подразделений
В - жилищного хозяйства
В +вспомогательных цехов
2.3.3. Применяются формы оплаты труда:
В - повременная
В - сдельная
В + тарифная
2.3.4. Документ, в котором указывается величина оплаты труда, установленная в результате индивидуальных переговоров между работодателем и работником:
В - бизнес-план
В - тарифно-квалификационный справочник
В + трудовой контракт
2.3.5. При повременной оплате труда размер заработка определяется в зависимости от:
В - количества изготовляемой продукции в соответствии с установленными расценками
В - времени затраченного на изготовление продукции в соответствии с установленными расценками
В + определенного количества отработанного времени с учетом квалификации работника и условий труда
2.3.6. В состав фонда заработной платы не включаются начисленные предприятием:
В - оплата за отработанное время
В + оплата за неотработанное время
В - единовременные поощрительные выплаты
В - выплаты социального характера
2.3.7. Выплаты социального характера предприятия в пользу работников (не относящиеся к фонду заработной платы) не включают:
В - страховые платежи предприятия в пользу своих работников
В - расходы по оплате услуг, оказываемых работникам учреждениями здравоохранения
В - оплата путевок, абонементов
В - выходное пособие при прекращении трудового договора
В - компенсационные выплаты, связанные с режимом работы и условиями труда
В + оплата проезда к месту работы транспортом общего пользования
В - материальная помощь, предоставляемая отдельным работникам
2.3.8. Выплаты социального характера, как правило финансируются (относятся):
В - за счет доходов от деятельности предприятия в целом
В + на себестоимость продукции
В - за счет прибыли предприятия
В - за счет выручки от реализации
2.3.9. Единый социальный налог не включает платежи в следующие фонды:
В - пенсионный фонд Российской Федерации
В - фонд социального страхования Российской Федерации
В - фонды обязательного медицинского страхования
В + фонд занятости
2.3.10. Что не относится к разновидности сдельной оплаты труда:
В - прямая сдельная
В - сдельно-премиальная
В - сдельно-прогрессивная
В + сдельно-компенсационная
В - косвенно-сдельная
В - аккордная
В - аккордно-премиальная
В - рабочие
В + специалисты
В - служащие
В – руководители
2.3.12. Списочная численность работников предприятия – это:
В + численность списочного состава на определенную дату
В - количество работников списочного состава, явившихся на определенную дату
В - численность работников за определенный период времени
В - численность основных рабочих предприятия на определенную дату
2.3.13.Какие из указанных категорий работников относятся к промышленно-производственному персоналу:
В - рабочие цеха, столовой и подсобного хозяйства
В - рабочие инструментального цеха, склада и транспортного цеха
В + рабочие цеха, ИТР, работники охраны и ученики
В - работники детского сада и дома отдыха
2.3.14. Для подбора и расстановки кадрового состава предприятия не учитываются:
В - уровень квалификации
В - способность к обучению
В - качество выполняемой работы
В + стиль и методы работы
2.3.15. Основными формами повышения квалификации являются:
В - курсы целевого назначения и корпоративные вечеринки
В + курсы целевого назначения и производственно-экономические курсы
В - производственно-экономические курсы и производственные совещания
В - формирование экспертных групп и «круглые столы»
2.3.16. Уровень квалификации рабочих определяется:
В - специальностью
В + профессией
В - тарифным разрядом
В - фондовооруженностью труда
2.3.17. Ответственность предприятия перед наемными работниками вызывает необходимость:
В - выбора рационального метода ценообразования продукции
В - систематической модернизации производства
В + создания условий высокопроизводительного труда
В - проведения маркетинговых исследований
2.3.18. При планировании производительности труда в первую очередь определяется:
В - процент роста производительности труда в целом по приятию
В - прирост производительности труда, достигнутый под влиянием конкретного фактора
В + экономия рабочей силы от внедрения мероприятий
В - прирост объема производства за счет роста производительности труда по предприятию
2.3.19. Эффективный фонд рабочего времени не зависит от:
В - среднесписочной численности рабочих
В + статуса предприятия
В - продолжительности рабочего года
В - продолжительности рабочего дня
2.3.20. Периоды, которые не относятся к целодневным невыходам на работу при формировании эффективного фонда рабочего времени:
В + выполнение государственных и общественных обязанностей
В - отпуска учащимся, студентам и аспирантам на время сессии
В - сокращение рабочего времени подросткам
В - очередные и дополнительные отпуска
2.3.21. Бригадная форма оплаты труда применятся для оплаты труда:
В + основных рабочих
В - вспомогательных рабочих
В - служащих
В - руководителей
2.3.22. Для сдельной формы оплаты труда характерна оплата труда в соответствии с:
В + количеством изготовленной (обработанной) продукции и(или) оказанных услуг
В - количеством отработанного времени
В - должностным окладом
2.2.23. К функциям заработной платы не относится:
В + воспроизводственная
В - стимулирующая
В - регулирующая
В - статусная
2.2.24. Система оплаты труда, позволяющая учесть наилучшим образом индивидуальные способности работника:
В + бестарифная
В - сдельная
В - повременная
В - повременно-премиальная
2.2.25. К факторам, не влияющим на уровень заработной платы, относятся:
В - квалификация работника
В - минимальный размер оплаты труда
В + совершенство применяемых форм оплаты труда
В - социальная политика правительства
2.2.26. Прямые денежные стимулы – это:
В + заработная плата и долевое участие в прибыли
В - долевое участие в прибыли
В - льготное питание и долевое участие в прибыли
В - продвижение по службе
2.3.27. Повременная форма оплаты труда предусматривает оплату труда в соответствии с количеством:
В - изготовленной (обработанной) продукции
В + отработанного времени
В - оказанных услуг
2.3.28. Окладная форма оплаты труда применятся для оплаты труда:
В - основных рабочих
В - вспомогательных рабочих
В - младшего обслуживающего персонала
В + служащих и руководителей
В - руководителей
2.3.29. Аккордная система оплаты труда характеризуется:
В - наращиванием количества изготавливаемой (обрабатываемой) продукции
В - улучшением качества продукции
В + экономией времени при исполнении задания и ростом производительности труда
2.3.30. Тарифная система оплаты труда работников включает:
В + тарифные ставки, тарифные сетки, тарифно-квалификационный справочник, районный справочник
В - тарифные ставки, должностные оклады, тарифные сетки
В - должностные оклады, премиальные положения, тарифно-квалификационный справочник
2.3.31.Тарифные сетки являются инструментом дифференциации размеров оплаты труда в зависимости от его:
В + сложности и квалификации работника
В - профессии
В - опыта работы
2.3.32.Элементы тарифной системы оплаты труда:
В - тарифные ставки, тарифные сетки
В - тарифные ставки, тарифно-квалификационный справочник
В + тарифные ставки, тарифные сетки, тарифно-квалификационный справочник, районный коэффициент
В - тарифные ставки, тарифные сетки, должностные оклады
В - должностные оклады, премиальные положения, тарифно-квалификационный справочник
2.3.33.Тарифная ставка – это:
В - сдельная расценка на единицу продукции
В - норматив производимой (обрабатываемой) продукции
В + величина оплаты труда работника за час
В - зависит от уровня квалификации (разряда) работника
2.3.34.Присвоение тарифных разрядов рабочим осуществляется:
В - руководством предприятия
В - профсоюзом
В + тарифно-квалификационными комиссиями
В - центрами по подготовке специалистов
2.3.35.В явочный состав работников предприятия входят:
В - постоянные работники
В - временные работники
В - сезонные работники
В + работники, которые в течение суток фактически являются на работу
2.3.36. В основе бестарифной системы оплаты труда лежит:
В - устная договоренность между работодателем и работником
В - оплата труда «в конверте»
В + долевое распределение заработанных коллективом средств
В - объем выполненных работ/услуг
2.3.37. Форма оплаты труда, к которой относится окладная система:
В + повременная
В - сдельная
В - аккордная
В - тарифная
2.3.38. Форма оплаты труда, способствующая росту выпуска продукции и производительности труда:
В + сдельная
В - повременная
В - аккордная
В – тарифная
2.3.39. Косвенная сдельная система оплаты применяется для оплаты труда рабочих:
В + вспомогательных
В - основных
В - подсобных
В – служащих
2.3.40. Аккордную систему оплаты труда целесообразно использовать при оплате за:
В - отработанное время
В - единицу продукции
В + весь объем работ
В - единицу времени
2.3.41. Показатель, которым характеризуется аккордная система оплаты труда:
В - наращивание количества изготавливаемой (обрабатываемой) продукции
В - улучшение качества продукции
В + экономия времени при выполнении задания
В - рост производительности труда;
В - улучшение использования основных фондов
2.3.42. Показатель, в соответствии с которым исчисляется размер оплаты труда при сдельной форме – это количество:
В + изготовленной (обработанной) продукции
В - отработанного времени
В - оказанных услуг
В - лет стажа
2.3.43. Численность производственного персонала автотранспортного предприятия рассчитывают на основе:
В + производственной программы эксплуатации подвижного состава и технического обслуживания и ремонта
В - производственной программы эксплуатации подвижного состава
В – требований технического обслуживания и ремонта АТП
2.3.44. Повышение производительности труда в автомобильном транспорте особенно существенно в связи с:
В - повышенной трудоемкостью работ по транспортному обслуживанию
В - ограничениями по росту трудового контингента отрасли
В - установленными повышенными заданиями по росту грузовых и пассажирских автомобильных перевозок
В - с низкими темпами роста производительности труда по сравнению с другими отраслями транспортного комплекса страны
В + все перечисленное верно
2.3.45. Профессиональным мастерством водителя является:
В + присвоенный водителю на предприятии класс квалификации
В - присвоенный водителю на предприятии разряд
В - присвоенный водителю на предприятии класс квалификации и разряд
2.3.46. Высшим квалификационным классом водителей автомобилей является:
В+ первый
В – второй
В – третий
2.3.47. Тарифные ставки водителей автомобилей дифференцируются в зависимости от:
В + типа, назначения и грузоподъемности автомобиля
В - грузоподъемности автомобиля
В – видов перевозок
2.3.48. Система стимулирования на автотранспортном предприятии характеризуется тем, что:
В - распространяется по всем производственным звеньям и на отдельных работников
В - отличается конкретностью показателей стимулирования для каждого структурного подразделения, которые формируются с учетом стоящих перед конкретным трудовым коллективом целей
В + все перечисленное верно
Прибыль АТП
2.5.1. К операционным доходам и расходам не относятся:
В - проценты по суммам средств, числящихся на банковских депозитных счетах предприятия,
В - проценты по кредитам,
В + присужденные или признанные должником штрафы, пени, неустойки,
В - доходы (расходы) от участия в прибылях других организаций,
В - доходы, связанные с продажей или арендой имущества предприятия
2.5.2. К внереализационным доходам и расходам не относятся:
В - суммы кредиторской и депонентской задолженности, по которой истек срок исковой давности
В + проценты по кредитам
В - суммы, поступившие на погашение дебиторской задолженности, списанной в прошлые годы в убыток как безнадежной
В - присужденные или признанные должником штрафы, пени, неустойки
В - убытки от списания безнадежной дебиторский задолженности
2.5.3. Валовая прибыль представляет собой:
В + часть валового дохода предприятия, которая остается после вычета всех обязательных расходов
В - показатель, характеризующий конечный результат производственной или коммерческой деятельности предприятия
В – величина дохода, используемого на развитие производства
2.5.4. В планировании прибыли используются:
В + аналитический метод, метод прямого счета и метод, основанный на эффекте операционного рычага (CVP-анализ)
В - балансовый метод и метод, основанный на эффекте операционного рычага (CVP-анализ)
В - экономико-математические методы
2.5.5. Доходы от основной деятельности организации включают:
В + выручку от реализации продукции (выполненных работ, оказанных услуг)
В - результат от реализации ценных бумаг
В - финансовый результат от продажи внеоборотных активов
2.5.6. Планирование выручки от реализации не осуществляется:
В - методом прямого счета
В + методом технико-экономических расчетов
В - расчетным методом
2.5.7. Объем производства и реализации вырос на 10%. На сколько процентов при прочих равных условиях увеличится прибыль?
В - ровно на 10%
В - меньше чем на 10%
В + больше чем на 10%
2.5.8. Экономическая сущность рентабельности показывает сумму:
В + полученной прибыли на рубль затрат
В - затрат на рубль прибыли
В - прибыли на рубль выручки
В - выручки на рубль затрат
2.5.9. Рентабельность продукции определяется отношением прибыли:
В + от реализации продукции к затратам на ее производство и реализацию
2.5.10. Рентабельность производства показывает, сколько прибыли приходится:
В - на единицу реализованной продукции
В - после уплаты налогов
В - на единицу выручки
В + на себестоимость продукции
2.5.11. Рентабельность продаж показывает:
В - сколько прибыли приходится на единицу проданной продукции
В - уровень прибыли после выплаты налога
В + сколько чистой прибыли приходится на единицу выручки
В - эффективность использования всего имущества
2.5.12. Рентабельность производственных фондов определяется отношением прибыли:
В - к объему реализованной продукции
В - к средней стоимости имущества предприятия
2.5.13. Рентабельность продукции рассчитывается как отношение прибыли:
В - к полной себестоимости реализованной продукции
В - от производства и реализации продукции к общим затратам на производство
В + от производства и реализации продукции к полной себестоимости реализованной продукции
В - от реализации продукции к выручке от реализации продукции
В - к объему реализованной продукции
2.5.14. Рентабельность отдельных видов продукции определяется отношением прибыли:
В - включаемой в цену изделия, к цене изделия
В + от реализации к выручке от реализации
В - к средней стоимости имущества предприятия
В - к средней стоимости основных фондов и материальных оборотных средств
2.5.15. Рентабельность производственных фондов определяется отношением прибыли:
В - к объему реализованной продукции
В - от реализации к выручке от реализации
В - к средней стоимости имущества предприятия
В + к средней стоимости основных фондов и материальных оборотных средств
2.5.16. Уровень рентабельности повышается, если:
В - все показатели растут пропорционально
В - показатели числителя опережают темпы роста показателей знаменателя
В - темпы роста оборотных средств опережают темпы роста основных фондов
В + темпы роста оборотных средств опережают темпы роста себестоимости
В - темпы роста цены опережают темпы роста основных фондов
Налогообложение АТП
2.6.1. Под налогом понимается:
В + принудительно изымаемые государством или местными властями средства с физических и юридических лиц, необходимые для осуществления государством своих функций
В - принудительно изымаемые государством или местными властями средства с физических и юридических лиц, включая предоставления определенных прав или выдачу разрешений (лицензий)
В – добровольно предоставляемые государству и местным властям средства физических и юридических лиц
2.6.2. К прямым налогам не относятся:
В - реальные налоги
В - личные налоги
В + таможенная пошлина
2.6.3. К косвенным налогам не относятся:
В - налог на добавленную стоимость
В + налог на прибыль
В - акцизы на отдельные виды товаров
В - таможенная пошлина
2.6.4. Налоги выполняют:
В + регулирующую, стимулирующую, распределительную, фискальную и контрольную функции
В - регулирующую, распределительную, фискальную и контрольную функции
В - регулирующую, стимулирующую, распределительную функции
2.6.5. По субъектам власти (уровню их утверждения) налоги разделяются на:
В + федеральные, региональные и местные
В – мировые, федеральные, региональные и местные
В – федеральные, унитарные и местные
2.6.6. К федеральным налогам не относятся:
В - налог на имущество предприятий
В - подоходный налог с физических лиц
В + таможенные пошлины и налог с продаж
В - налог на прибыль
2.6.7. Акцизами облагаются:
В - детские товары
В - продовольственные товары
В + табачные изделия и спиртные напитки
В - лекарственные средства
2.6.8. Платежи, не включаемые в единый социальный налог:
В - Пенсионный фонд Российской Федерации
В - Фонд социального страхования Российской Федерации
В - Фонды обязательного медицинского страхования
В + Фонд занятости
2.6.9. Ставка налога на добавленную стоимость:
2.6.10. Ставка налога на имущество:
2.6.11. Добавленная стоимость рассчитывается как:
В + разница между стоимостью реализованных товаров (работ, услуг) и стоимостью материальных затрат, относимых на издержки производства и обращения
В - сумма стоимостей реализованных товаров (работ, услуг) и стоимостей материальных затрат, относимых на издержки производства и обращения
В - разница между стоимостью произведенных товаров (работ, услуг) и стоимостью материальных затрат, относимых на издержки производства и обращения
2.6.12. Ставка дорожного налога:
2.6.13. Объектом налогообложения по дорожному налогу выступают:
В + доходы от перевозок
В – доходы от выполнения работ
В – доходы от хранения грузов
2.6.14. Базовые ставки транспортного налога на автомобили устанавливаются на:
В + единицу мощности двигателя
В - 1 авт.-ч. работы
В - 1 км пробега
2.6.15. Базовые ставки транспортного налога на автомобили дифференцированы:
В + по типам автомобилей
В – по объему двигателя
В – по дальности перевозок
ЦЕНООБРАЗОВАНИЕ И ОТЧЕТНОСТЬ АТП
3.1: Ценообразование на транспортные услуги, тарифная политика АТП
3.1.1. Что не входит в структуру цены:
В – себестоимость (издержки производства)
В – косвенные налоги
В – прибыль
В + рентабельность
3.1.2. Цена - это:
В + денежное выражение стоимости
В – сумма денег, полученная от реализации товаров и услуг
В – затраты на производство и реализацию товаров и услуг
3.1.3. Цена выполняет следующие функции:
В + учетную, распределительную, стимулирующую, регулирующую
В - учетную, распределительную, стимулирующую, санирующую
В - учетную, распределительную, стимулирующую, фискальную
3.1.4. Учетная функция цены предполагает:
В + обеспечение учета и соизмерение индивидуальных и общественно-необходимых затрат труда
В – регулирование спроса и предложения
В – выделение сильных и слабых производителей
3.1.5. Распределительная функция цены обеспечивает:
В + распределение и перераспределение национального дохода
В - регулирование спроса и предложения
3.1.6. Стимулирующая функция цены является:
В + орудием материального поощрения предприятий за снижение индивидуальных затрат и повышение качества услуг
В – инструментом распределения и перераспределения национального дохода
В - орудием материального поощрения предприятий за увеличение индивидуальных затрат и повышение качества услуг
3.1.7. Регулирующая функция цены способствует:
В + регулированию спроса и предложения
В - выделение сильных и слабых производителей
В – регулированию деятельности товаропроизводителей
3.1.8. Тарифы характеризуют:
В + общественно-необходимые затраты на перевозку грузов и пассажиров
В - общественно-необходимые затраты на оказание нематериальных услуг
В - общественно-необходимые затраты на производство продукции
3.1.9. Тарифы на автомобильном транспорте делятся:
В + грузовые и пассажирские
В – грузовые и негрузовые
В – районные и межрайонные
3.1.10. Ценообразование – это:
В + процесс формирования цен и их применения для получения максимума материальных ценностей и услуг при минимальных общественных затратах
В - процесс формирования цен и их применения для получения минимума материальных ценностей и услуг при минимальных общественных затратах
В - процесс формирования цен и их применения для получения максимума материальных ценностей и услуг при максимальных общественных затратах
3.1.11. Автотранспортными тарифами называются:
В + системы ставок и правил исчисления платы за транспорно-экспедиционное обслуживание, осуществляемое автомобильным транспортом
В - системы ставок за хранение и обслуживание, осуществляемое автомобильным транспортом
В - системы ставок и правил исчисления платы за страхование и обслуживание, осуществляемое автомобильным транспортом
3.1.12. По установлению цен на автотранспортные услуги должны учитываться:
В + себестоимость предоставления услуги, средние цены рынка и предельная платежеспособность потребителя
В - себестоимость предоставления услуги
В - средние цены рынка и предельная платежеспособность потребителя
3.1.13. Ценовая политика – это:
В + набор конкретных мер, решающих задачи с помощью управления ценами
В - набор конкретных мер, определяющих производственную программу предприятия
В - набор конкретных мер, решающих задачи снабжения предприятия
3.1.14. Особенностью пассажирских тарифов является то, что они выполняются:
В - для производственных предприятий
В + для личного потребления населения
В - для торговых предприятий
3.1.15. Тариф – это:
В + цена услуги
В - цена товара
В - стоимость используемого сырья
3.1.16. Экономической функцией цены является:
В + покрытие затрат на производство и реализацию продукции и обеспечение прибыли
В - обеспечение прибыли
В - обеспечение предприятия необходимым количеством рабочих
3.1.17. Фиксированные тарифы:
В - устанавливаются централизованно либо местными властями
В - устанавливаются местными властями
В + устанавливаются централизованно и являются обязательными для всех участников транспортного процесса
3.1.18. Свободные тарифы устанавливаются:
В + с учетом спроса и предложения на рынке транспортных услуг
В - с учетом инфляции
В - в зависимости от величины себестоимости
ФИНАНСЫ АТП
5.1.1. Финансовые инвестиции представляют собой:
В + вложение средств в различные финансовые активы (в ценные бумаги, банковские счета, и др.) в целях извлечения прибыли
В - вложение средств в основной капитал
5.1.2. К реальным инвестициям относятся:
В - вложение средств в оборотный капитал
В + вложение средств в основной капитал
В - вложение средств в ценные бумаги
В - вложение средств в нематериальные активы
5.1.3. Субъектами инвестиционной деятельности являются:
В - только организации, реализующие конкретные инвестиционные проекты
В - представители организаций, контролирующих правомерность осуществления инвестиционных проектов
В + инвесторы, заказчики, исполнители работ и другие участники инвестиционной деятельности
В - бизнес-планы предприятий
5.1.4. Под инвестиционной средой следует понимать:
В - внутренние факторы развития производства, влияющие на инвестиционную активность
В + совокупность экономических, политических, социальных, правовых, технологических и других условий, способствующих расширенному воспроизводству
В - внешние факторы роста объема производства
В - принципы формирования портфеля ценных бумаг
Введение.
В течение короткого исторического промежутка времени в нашей стране произошли радикальные экономические преобразования, которые отразились во всех сферах производства. Возникли новые направления экономической деятельности. Немаловажную роль в преобразовании экономики страны имеет транспортно-дорожный комплекс (ТДК), который включает различные виды транспорта: железнодорожный, автомобильный, водный, воздушный и др.
Рыночные отношения оказывают влияние на экономику автомобильного транспорта, в которой за последние годы произошли существенные изменения. Изменилась структура собственности, основная часть автотранспортных предприятий из федеральной собственности перешла в собственность субъектов Российской Федерации. Предприятия общественно пассажирского транспорта переданы в муниципальную собственность. Автомобильный транспорт испытывает также сильное дополнительное влияние со стороны развивающихся товарных рынков, деятельность которых обеспечивает автомобильный транспорт. Развитие рыночных отношений способствовало созданию многочисленных средних и малых транспортно-коммерческих частных фирм и индивидуального предпринимательства, составляющим конкуренцию крупным предприятиям автомобильного транспорта. Несмотря на большие трудности в производственно-финансовой работе, многие предприятия автомобильного транспорта сумели адаптироваться к работе в рыночных условиях благодаря успешной маркетинговой деятельности на рынке транспортных услуг, развитию дополнительных видов услуг по организации ремонта транспортных средств частных владельцев, хранению и переработке грузов с использованием для этих целей освобождающихся производственных площадей, созданию непрофильных производств. В области грузовых перевозок происходит развитие терминальной системы переработки грузов, совершенствуется комплексное транспортно-экспедиционное обслуживание объектов на всех уровнях народного хозяйства. На пассажирском транспорте завершается переход к системе договорных взаимоотношений с заказчиками с использованием расчетных тарифов, продолжается создание совершенных автоматизированных систем оперативного управления пассажирскими перевозками. Отрабатывается система работы таксомоторного транспорта.
Путь
к повышению качества автомобильного
транспорта лежит через улучшения их
технического обслуживания и укрепление
их ремонтной базы, увеличение
централизованных перевозок, широкое
применение автопоездов, увеличение
времени работы подвижного состава в
течение суток, снижение простоев
автомобилей под погрузкой-разгрузкой,
сокращение порожних пробегов и встречных
перевозок, разработка и построение
системы планов АТП, направленных на
удовлетворение спроса потребителей и
получение достаточно стабильной прибыли
от результатов своей хозяйственной
деятельности в течение длительного
периода времени.
Для конкурентно способности и рентабельности в сложных меняющихся рыночных условиях предприятие разрабатывает планы развития и анализа деятельности.
Успехи проводимой экономической реформы на автомобильном транспорте во многом зависят от уровня знаний, компетентности работников и их умения работать в новых условиях. Радикальные изменения на автомобильном транспорте находят свое отражение в системе подготовки студентов, переподготовки и повышения квалификации кадров предприятий автомобильного транспорта.
Основная цель курсового проектирования – дальнейшее углубление знаний и навыков в области дисциплины «Экономика отрасли» практическое решение производственно – хозяйственных задач и управленческих проблем. Цель разработать совершенствование работы автомобильного транспорта и повышение эффективности использования транспортных средств, экономное использование трудовых, материальных ресурсов, рост производительности труда и снижение себестоимости перевозок.
Основные задачи курсового проектирования:
Систематизировать знания по взаимной увязке нескольких смежных дисциплин;
Развитие и закрепление навыков ведения самостоятельной работы;
Овладение методами анализа и планирования при решении задач анализа и экономического обоснования показателей производственной программы по эксплуатации на автотранспортном предприятии.
Экономический анализ деятельности
автотранспортного предприятия в современных условиях.
Методологические основы анализа результатов деятельности АТП.
1.1 Комплексный анализ: сущность, этапы и их
характеристика.
Управление любым объектом требует, прежде всего, знания его исходного состояния, сведений о том, как существовал и развивался объект в периоды, предшествовавшие настоящему. Лишь получив достаточно полную и достоверную информацию о деятельности объекта в прошлом, о сложившихся тенденциях в него акционировании и развитии, можно вырабатывать уверенные управленческие решения, бизнес-планы и программы развития объектов на будущие периоды. Высказанное положение относится к предприятиям, фирмам вне зависимости от их роли, масштаба, вида деятельности, формы собственно Экономический результат - главный критерий оценки деятельности для большинства предприятий. Однако так же, как множественны цели и задачи предприятия, существуют и различные методики определения экономических результатов. Кроме того, здесь.
следует вспомнить о различных интересах партнерских групп предприятия. В связи с этим анализ экономических результатов представляет собой едва ли не ключевую проблему.
Основные задачи анализа экономических результатов, по общему мнению, состоят в оценке динамики показателей прибыли и рентабельности за анализируемый период, в изучении источников и структуры балансовой прибыли, в выявлении резервов повышения балансовой прибыли предприятия и чистой прибыли. В условиях рыночной экономики особенно важно определять экономическую устойчивость предприятий, то есть состояние экономических ресурсов, при котором предприятие может свободно маневрировать денежными средствами, чтобы путём эффективного их использования обеспечить бесперебойный процесс производства и реализации продукции, а также произвести затраты по расширению и обновлению производственной базы.
Определение границ экономической устойчивости предприятий относится к числу наиболее важных проблем в рыночной экономике. Недостаточная экономическая устойчивость может привести к неплатежеспособности организаций, к нехватке денежных средств для финансирования текущей или инвестиционной деятельности, к банкротству, а избыточная - будет препятствовать развитию, приводят к появлению излишних запасов и резервов, увеличивая сроки оборачиваемости капитала, сокращая прибыль.
Обосновать параметры такой устойчивости позволяет экономический анализ . Однако такой анализ не только дает возможность судить о положении предприятия, а данный момент, но и служит основой, необходимой предпосылкой выработки стратегических решений, определяющих перспективы развития фирмы. Потребности в экономическом анализе существуют всегда, независимо от вида экономических отношений, складывающихся в обществе, но акценты, делающиеся в его процессе, различны, они зависят от социально-экономических условий.
Так, в централизованной, директивно управляемой экономике анализ обычно предшествовал формированию планов развития предприятия, использовался ля обоснования планов и был жестко привязан к кругу плановых и государственно утверждаемых отчетных статистических показателей и нормативов.
В условиях рыночной экономики субъекты хозяйственной деятельности прибегают к анализу экономического состояния предприятий периодически в процессе регулирования, контроля, наблюдения за состоянием и работой предприятий, составления бизнес-планов и программ, а также в особых ситуациях.
Острая необходимость в экономическом анализе возникает в ходе преобразования организационно-правовых структур и реорганизации существующих предприятий, в процессе приватизации и акционирования, а также при выработке мер по поддержке и оздоровлению (санации) несостоятельных государственных предприятий (банкротов).
Отметим также, что там, где наблюдается высокая культура управления предприятием, любой годовой и даже квартальный отчет о деятельности предприятий сопровождается экономическим анализом его деятельности.
Анализ экономической и хозяйственной деятельности предприятий связан с обработкой обширной информации, характеризующей самые разнообразные аспекты функционирования предприятия как производственного, экономического, имущественного, социального комплекса. Чаще всего эти данные сосредоточены в документах экономической отчетности, балансе предприятия, учетных ведомостях.
Таким образом, документально-информационной основой анализа экономического состояния и хозяйственной деятельности предприятий служат данные бухгалтерского учета. Сами эти данные позволяют высказать суждение о состоянии дел на фирме, но глубокий анализ требует еще и их обработки.
Как известно, бухгалтерский учет на предприятиях ведется не только в целях.
отражения осуществляемых предприятием хозяйственных операций и сделок,
фиксации наличного имущества, доходов, источников их формирования. Данные экономической отчетности используются в процессе выработки, обоснования, принятия управленческих решений. Планирование направления и сфер деятельности, развития предприятия, разработка и обеспечение реализации проектов инновационного и производственного профиля, организационно-кадровые мероприятия по улучшению деятельности предприятия, повышению эффективности работы, так или иначе, связаны с предварительным анализом отчетности.
Понимание значимости, важной роли экономической и бухгалтерской отчетности соответствующих экономических служб во многом начинает складываться на большинстве предприятий, тогда как раньше управленческие функции, связанные с бухгалтерией и экономией, недооценивались. В условиях рынка повышается значение экономических рычагов управления, денежного обращения и экономическое положение предприятия становится одной из ключевых характеристик его состояния, условием успешной работы, выживания в условиях конкуренции и угрозы банкротства.
Главная цель экономического анализа - получение нескольких основных, наиболее информативных параметров, дающих объективную и точную картину экономического состояния предприятия, его прибылей и убытков, изменений в структуре: активов и пассивов, в расчетах с дебиторами и кредиторами. Такая информация
может быть получена в результате проведения комплексного анализа экономических отчетов по научно обоснованной методике.
Результатом экономического анализа является оценка состояния предприятия, его имущества, активов и пассивов баланса, скорости оборота капитала, доходности используемых средств.
Анализ экономического положения предприятия позволяет отследить тенденции его развития, дать комплексную оценку хозяйственной, коммерческой деятельности и служит, таким образом, связующим звеном между выработкой управленческих решений и собственно производственно-предпринимательской деятельностью.
Различные виды анализа хозяйственной деятельности и их результаты широко используются самыми разными заинтересованными лицами.
Обычно в хозяйственной деятельности различают экономический учет и управленческий (бухгалтерский) учет. Экономический учет базируется на учетной информации, которая помимо использования ее внутри фирмы руководством сообщается тем, кто находится вне организации.
Управленческий учет охватывает все виды учетной информации, которая измеряется, обрабатывается и передается для внутреннего использования руководством, сложившееся на практике разделение учета порождает деление анализа на внешний и внутрихозяйственный анализ.
Внешний экономический анализ может быть проведен заинтересованными лицами. Основой такого анализа выступает в основном официальная экономическая отчетность предприятия, как публикуемая в печати, так и представляемая заинтересованным лицам в виде бухгалтерского баланса. Например, чтобы оценить устойчивость того или иного банка, клиент просматривает балансы банков, на основе их рассчитывает определенные показатели для сравнения с устойчивыми банками.
РЕФЕРАТ
на тему
«Основы организации работы и виды автотранспортного предприятия»
1 Организационная структура автотранспортного предприятия
Автотранспортное предприятие (АТП) - организация, осуществляющая перевозки автомобильным транспортом, а также хранение, техническое обслуживание (ТО) и ремонт подвижного состава.
Основными задачами автотранспортного предприятия являются:
· организация и выполнение перевозок в соответствии с планом и заданиями;
· хранение, техническое обслуживание и ремонт подвижного состава;
· материально-техническое снабжение предприятия;
· подбор, расстановка и повышение квалификации персонала;
· организация труда, планирование и учет производственно-финансовой деятельности.
Основными процессами производственной деятельности автотранспортного предприятия являются:
· основное производство;
· вспомогательное производство;
· обслуживающее производство;
· управление производством.
Основное производство на автомобильном транспорте - выполнение перевозок, что является определяющим для автотранспортного предприятия. Однако основное производство нуждается в обслуживании и выполнении комплекса вспомогательных работ.
Вспомогательное производство автотранспортного предприятия - это совокупность производственных процессов, имеющих свой результат труда в виде определенной технической готовности подвижного состава, который используется в основном производстве.
Обслуживающие производства материального продукта не создают. Они обеспечивают основное и вспомогательное производство энергоресурсами, информационным обслуживанием, контролируют качество технического обслуживания и ремонта. Автотранспортное предприятие для успешной деятельности должно состоять из ряда структурных подразделений с определенными функциями и строго определенными взаимосвязями (рис. 1).
Производственная структура автотранспортного предприятия формируется следующим составом:
· основная (эксплуатационная) служба – служба организации перевозок;
· вспомогательное производство – техническая служба;
· обслуживающее производство – служба главного механика и энергетика;
· служба подсобно-вспомогательных работ (уборка помещений, территории и т. п.);
· службы управления.
Эти функциональные подразделения нуждаются в информации о состоянии своего объекта ответственности. Полученная информация требует анализа, а в случае внештатной ситуации - воздействия путем принятия решения. Это определяет необходимость управления.
Размеры автотранспортного предприятия определяют организацию этих служб. В крупных населенных пунктах несколько АТП образуют производственные объединения грузового (пассажирского) автомобильного транспорта (рис. 2).
АТП с числом автомобилей меньше 25 подразделения объединяются. Например, начальник такого АТП одновременно является главным инженером, начальником гаража и начальником службы эксплуатации.
На автомобильном транспорте общего пользования грузовые АТП и производственные объединения подчинены в своей деятельности транспортным управлениям; пассажирские АТП и их объединения - управлениям пассажирского автомобильного транспорта. Работой транспортных управлений руководят региональные объединения, которые непосредственно подчиняются Министерству автомобильного транспорта. На ведомственном автомобильном транспорте работой АТП руководят транспортные управления министерств или организаций.
2 Производственная мощность АТП
Каждое АТП имеет определенную производственную мощность. Под ней понимается максимальное количество продукции определенной номенклатуры, которое может произвести производственная единица (предприятие, цех, участок) за год при заданном объеме и структуре основных фондов, совершенной технологии и организации производства и соответствующей квалификации кадров.
Производственная мощность АТП зависит от списочного количества подвижного состава и его грузоподъемности.
Производственная мощность зон технического и ремонта подвижного состава, цехов и участков АТП определяется по наибольшей пропускной способности ведущих звеньев производства, линий технического обслуживания, постов для ремонта и т.д.
3 Классификация и виды автотранспортных предприятий
автотранспортный предприятие мастерская ремонт
По первоначальному классифицирующему признаку все предприятия, связанные с автоперевозками, делятся на автотранспортные, автообслуживающие и авторемонтные.
Автотранспортные предприятия занимаются непосредственно перевозками грузов и пассажиров. Кроме того, в область их деятельности также входят техобслуживание транспорта, его ремонт, хранение и оснащение. По функционалу они делятся на грузовые, пассажирские, грузопассажирские и специальные. По организации производственной деятельности - на комплексные (занимаются всеми видами ТО) и текущего ремонта и хранения подвижного состава (их транспортная работа, ТО и ТР централизованы). Последние АТП состоят из основного предприятия, на котором производятся наиболее трудные ремонты и текущие работы и хранится свой подвижной состав, и филиалов, где производятся несложные ремонты и хранится основной состав всего предприятия.
В категорию «автообслуживающие предприятия» входят базы централизованного ТО (БЦТО), станции ТО (СТО), гаражи-стоянки, пассажирские автостанции и автовокзалы, грузовые и топливозаправочные автостанции. БЦТО выполняют сложные ремонтные и обслуживающие работы по транспорту, принадлежащему расположенным вблизи баз неполным АТП. В зависимости от категорий транспорта БЦТО работают с грузовыми машинами, автобусами или легковыми машинами. СТО занимаются обслуживанием личного транспорта, выполняют все виды ТО и снабжают транспорт запчастями и сопутствующими материалами. СТО делятся на городские и придорожные. Пассажирские автостанции организуются в городах с малоинтенсивным междугородним автобусным и таксомоторным сообщением. В крупных городах, где сосредоточено несколько конечных станций междугороднего пассажирского сообщения, организуются автовокзалы, оборудованные посадочными площадками, кассами и залами ожидания. Грузовые автостанции осуществляют сбор, хранение и комплектование грузов. Автозаправочные станции обеспечивают транспорт топливом, маслами, смазками, антифризом и водой, а также иногда шинным азотом.
Авторемонтные предприятия - это специализированные предприятия, занимающиеся ремонтом автомобилей и их механизмов. В число АРП входят авторемонтные и агрегатноремонтные заводы, авторемонтные и шиноремонтные мастерские, аккумуляторные зарядно-ремонтные станции и специализированные цехи. Последние занимаются ремонтом узлов и механизмов, окрасочными, кузовными и другими работами.
Грузовые АТП.
Грузовые АТП в настоящее время в значительной степени специализируются на перевозках определенного рода груза (кирпича, железобетона, хлебобулочных изделий и т.д). Это позволяет использовать определенный тип специализированного подвижного состава и получать экономический эффект за счет улучшения его использования, повышения сохранности груза и др. грузовые АТП в большинстве случаев располагаются на периферии городов (для разгрузки центра от транспорта) и строятся в виде одноэтажных зданий промышленного типа.
В зависимости от структуры управления автотранспортные объединения подразделяются на два типа:
1) Первый тип объединений имеет головное (базовое) предприятие, в котором централизованы функции по планированию, бухгалтерскому учету, взаимоотношения с бюджетом и филиалы, полностью или частично лишенные юридических прав;
2) Второй тип объединений не имеет головного (базового) предприятия, а предприятия (филиалы), вошедшие в объединение, лишены юридических прав, но имеют самостоятельные балансы и действуют на основе внутреннего хозрасчета.
Наибольшее распространение получил первый тип автотранспортных объединений.
Пассажирские АТП.
Пассажирские АТП (автобусные) обычно располагаются в местах наибольшего количества маршрутов с целью получения наименьших нулевых пробегов и строятся в виде одноэтажных зданий промышленного типа.
Таксомоторные АТП.
Таксомоторные АТП располагают в центральных зонах городов и строят одноэтажными и многоэтажными. Многоэтажные здания позволяют снизить размеры земельных участков, что очень важно при строительстве объектов в городской черте.
Наряду с комплексными АТП значительное распространение получили автообслуживающие и авторемонтные предприятия, которые являются специализированными предприятиями автомобильного транспорта, выполняющие определенные функции технического обеспечения автомобилей:
1) хранение;
2) техническое обслуживание;
3) ремонт.
К автообслуживающим предприятиям относятся: гаражи-стоянки, станции технического обслуживания, автозаправочные станции, пассажирские и грузовые станции, транспортно-экспедиционные предприятия.
Гаражи-стоянки представляют собой специализированные предприятия по хранению автомобилей. Иногда в них выполняются работы по техническому обслуживанию (в объеме ежедневного обслуживания и снабжению эксплуатационными материалами.
Гаражи-стоянки общего пользования предназначаются для хранения автомобилей, принадлежащих преимущественно индивидуальным владельцам. Они могут быть домовые, квартальные, районные, а также строиться для временного хранения автомобилей с целью разгрузки улиц и площадей городов (у вокзалов, стадионов, торговых центров и т.д.).