Виды запасов (текущий, страховой, транспортный, технологический, подготовительный). Определение потребности в текущих запасах. Оптимизация текущих запасов
Расчет нормы запасов. В статье пойдет речь о расчете нормы запасов различных ТМЦ: норма запаса готовой продукции, норма запаса материального ресурса, норма запаса различных видов тары.
Рассмотрим несколько показателей, которые помогают управлять оборотными средствами производственного предприятия:
Норма запасов готовой продукции в днях оборота Дн рассчитывается по формуле:
Дн=(Тн*Др)/(Т0+Тп-Т1) или Дн=Тн/Тс
где Тн - норматив запасов готовой продукции в натуральном или стоимостном выражении;
Др - количество рабочих дней в данном периоде;
Т0 и Т1 - остатки готовой продукции на складе на начало и конец периода в натуральном или стоимостном выражении;
Тп - объем поступления готовой продукции за данный период в натуральном или стоимостном выражении;
Тс - среднесуточное количество отправляемой продукции со склада в натуральном или стоимостном выражении.
Норма запасов материальных ресурсов (общая) в днях Доб определяется суммой следующих нормативов:
Доб=Дтрз+Дпз+Дтз+Дсз
где Дтрз - время пребывания в пути материальных ресурсов, оплаченных предприятием (транспортный запас), дней;
Дпз - время для выгрузки, доставки материалов на склады предприятия, приемки и складирования, а также время подготовки материалов к производству («подготовительный запас»), дней;
Дтз - время нахождения материальных ресурсов в составе текущего запаса, дней;
Дсз - время нахождения материальных ресурсов в составе страхового запаса, дней.
Норма запасов различных видов тары Дтар (в днях) определяется как средневзвешенная величина:
Дтар=(ΣДti*Hti)/(ΣHti)
где Дti - норма запаса i-го вида тары, дней;
Hti - средний однодневный расход i-го вида тары, руб.
Норма производственных запасов материалов общая З на предприятии определяется в натуральном и стоимостном выражении суммированием следующих величин:
З=Зт+Зп+Зс
где Зт - средняя величина (норма) текущего запаса материала;
Зп - норма подготовительного запаса данного вида материала. (Подготовительный запас связан с предпроизводственной подготовкой материалов (раскрой, сушка, комплектовка, подсортировка и т.п.);
Зс - страховой (гарантийный) запас материалов.
Формула расчета мощности
И в таком случае, формула расчета мощности принимает следующий вид: мощность= работа/время, или
где N - мощность,
A - работа,
t - время.
Единицей мощности является ватт (1 Вт). 1 Вт - это такая мощность, при которой за 1 секунду совершается работа в 1 джоуль. Единица эта названа в честь английского изобретателя Дж. Уатта, который построил первую паровую машину. Любопытно, что сам Уатт пользовался другой единицей мощности - лошадиная сила, и формулу мощности в физике в том виде, в котором мы ее знаем сегодня, ввели позже. Измерение мощности в лошадиных силах используют и сегодня, например, когда говорят о мощности легкового автомобиля или грузовика. Одна лошадиная сила равна примерно 735,5 Вт.
Применение мощности в физике
Мощность является важнейшей характеристикой любого двигателя. Различные двигатели развивают совершенно разную мощность. Это могут быть как сотые доли киловатта, например, двигатель электробритвы, так и миллионы киловатт, например, двигатель ракеты-носителя космического корабля. При различной нагрузке двигатель автомобиля вырабатывает разную мощность , чтобы продолжать движение с одинаковой скоростью. Например, при увеличении массы груза, вес машины увеличивается, соответственно, возрастает сила трения о поверхность дороги, и для поддержания такой же скорости, как и без груза, двигатель должен будет совершать большую работу. Соответственно, возрастет вырабатываемая двигателем мощность. Двигатель будет потреблять больше топлива.
Удельный расход материалов, его структура и анализ его изменений. Нормирование запасов
Это хорошо известно всем шоферам. Однако, на большой скорости свою немалую роль играет и инерция движущегося транспортного средства, которая тем больше, чем больше его масса. Опытные водители грузовиков находят оптимальное сочетание скорости с потребляемым бензином, чтобы машина сжигала меньше топлива.
Нужна помощь в учебе?
Предыдущая тема: Механическая работа: определение и формула
Следующая тема:   Простые механизмы и их применение: рычаг, равновесие сил на рычаге
Транспортный запас
Транспортный запас – время нахождения оплаченного материала в дороге. Транспортный запас рассчитывается как количество дней от даты оплаты счёта поставщика до даты прибытия груза на склад предприятия. Если договором предусмотрена отгрузка материалов после получения денег в виде предоплаты, то норма транспортного запаса равна времени, необходимому для перевода денег в банк поставщика, плюс длительность движения груза от поставщика к потребителю. Если поставщик, отослав платёжное требование-поручение, отгружает материалы, не ожидая поступления предварительной оплаты на своё расчётный счёт, то транспортный запас рассчитывается так: от продолжительности пробега груза отнимается время, необходимое поставщику для подготовки и отправки документов потребителю и время пробега этих документов почтой (или электронными средствами связи), а также время, необходимое на обработку документов и оплату потребителем. Если же материалы прибывают к потребителю раньше даты уплаты денег за них, транспортный запас не устанавливается.
Пример 1 . Предприятие в г. Ужгороде получает материал В от предприятия, расположенного в г. Луганске. Пробег груза по железной дороге составляет 14 дней. Поставщик начал готовить документы на груз (материал В ) одновременно с отправкой груза потребителю. Время для подготовки и отправки документов поставщиком – 2 дня, время пробега документов почтой между городами – 5 дней, время необходимое потребителю для обработки и оплаты – 2 дня. Определить транспортный запас.
В данном случае во время нахождения оплаченного материала в дороге не входит время для подготовки и отправки документов поставщиком, время пробега документов почтой между городами, время необходимое потребителю для обработки и оплаты. Транспортный запас равен:
Ттр = 14 – 2 – 5 – 2 = 5 дней.
Входной запас – норма времени, необходимого для приёмки, разгрузки, складирования, проведения анализов качества сырья и материалов по каждому виду (группе). Входной запас определяется путём хронометража этих операция.
Подготовительный запас – время на подготовку материала к передаче его в производство. Этот элемент принимается во внимание только для тех видов (групп) сырья, материалов, которые после поступления от поставщиков не могут быть немедленно пущены в производство, а требуют определённой предварительной подготовки (натуральное старение отливок металла, сушка, сортировка, очистка, правка, и др.). Подготовительный запас учитывается, если время на подготовку материала к запуску в производство (tподгот ) превышает ному текущего складского запаса и равен этому превышению.
Тподгот = tподгот — Ттек (если tподгот > Ттек ).
Если tподгот меньше текущего складского запаса, то подготовительный запас не устанавливается (если tподгот < Ттек , то Тподгот = 0).
Пример 2 .
Методики расчета нормы запаса
Текущий складской запас материала А составляет 18 дней. Время на подготовку к запуску материала А в производство равно 21 дню. Определить подготовительный запас в днях.
Подготовительный запас учитывается, так как время на подготовку материала А в производство превышает норму текущего складского запаса (tподгот > Ттек ). Определяем подготовительный запас, дней:
Тподгот = tподгот — Ттек = 21 – 18 = 3.
Пример 3 . Текущий складской запас материала Б составляет 16 дней. Время на подготовку материала Б в производство – 10 дней. Определить подготовительный запас в днях.
Время на подготовку материала Б в производство не превышает норму текущего складского запаса (tподгот < Ттек ,). Норма подготовительного запаса не устанавливается (Тподгот = 0).
Нормирование уровня складских резервов — Руководство по бюджетированию
Коротко: Розничный товарооборот – это совокупная выручка торгового предприятия за анализируемый период. Он представляет собой суммарное количество средств, полученное в ходе реализации товаров. Данные о продажах необходимо брать из бухгалтерских документов. При анализе товарооборота определяют его динамику в текущих и сопоставимых ценах, а также исследуют структуру показателя в разрезе товарных категорий. Конечной целью исследования является установление причин изменения товарооборота и пересмотр продуктовых групп.
Подробно
В любой торговой организации важным экономическим показателем является товарооборот. Это совокупная стоимость проданных товаров и полученной прибыли. Показатель выражается в денежной форме, независимо от варианта оплаты (наличный, безналичный расчет) и категории покупателя (физические и юридические лица).
Простыми словами : товарооборот - сумма денег, полученных от покупателей за определенный период.
Это важнейший показатель эффективности деятельности торгового предприятия, который участвует в определении других параметров и коэффициентов.
Экономический смысл
Деятельность любой розничной торговой организации направлена на продажу товаров, где фирма выступает в роли посредника по доведению материальных благ до конечного покупателя. Конечные потребители, приобретая ценности, создают основные денежные потоки компании и приносят ей максимальный доход. Количество поступивших от покупателей денег образуют товарооборот. И чем больше это значение, тем лучше: каждое предприятие стремится его повысить.
Формула расчета
Вычисляют товарооборот по разным формулам. Самая простая выглядит так:
- Ц - цена;
- К - количество.
Однако на практике такой метод расчетов применяется крайне редко. Исключение: торговые организации и ИП, предлагающие узкий ассортимент продукции.
Данные о выручке не рассчитывают по формулам, а берут из документов. Источниками выступают:
- бухгалтерские счета;
- первичная документация;
- статистическая отчетность.
Получить данные можно на основании кассовой отчетности и выписки с банковских счетов. В бухгалтерии выручку от продажи товаров за наличные записывают с помощью проводки: Дт 50 Кт 46.
Данные берут за год, квартал, месяц.
Розничный товарооборот рассчитывают как сумму выручки за каждый день отчетного периода и разницу между объемом средств на счетах и в кассе на начало и конец дня:
- ДНКД - наличные деньги в кассе на конец рабочего дня;
- ДСКД - деньги на счетах на конец рабочего дня;
- ДННД - наличные деньги в кассе на начало рабочего дня;
- ДСНД - деньги на счетах на начало рабочего дня.
При этом учитываются только те средства, которые получены в качестве оплаты за товары.
Магазин может также предлагать клиенту и другие способы оплаты, например, рассрочку или кредит. Эти средства также учитываются в товарообороте.
Анализ показателя
Зачем анализировать розничный товарооборот? Это делать необходимо, чтобы:
- отследить динамику, по сравнению с предыдущими периодами;
- провести факторный анализ;
- определить структуру товарооборота;
- сделать выводы насчет обоснованности плановых значений;
- проверить выполнение плана;
- определить размер безубыточного объема продаж.
Таким образом, анализ показателя носит многоплановый характер. Важно уделять внимание еще и его структуре. Это позволит понять, какие позиции приносят максимальный доход, а какие - убыточны и требуют пересмотра работы с этими товарами.
Анализируют товарооборот по следующей схеме:
- сопоставляют план и факт, выявляют причины невыполнения плана (по необходимости);
- отслеживают динамику;
- проводят анализ состава товарооборота (по покупателям, формам оплаты, обслуживания);
- анализируют структуру товарооборота по товарам (вычисляют, какая доля каждой группы в общем объеме);
- проводят факторный анализ.
Динамику рассчитывают в текущих и сопоставимых ценах. Товарооборот в текущих ценах - совокупная величина продажи товаров. Если из этой величины убрать размер, на который выросли цены, то получится товарооборот в сопоставимых (условно-постоянных) ценах.
Динамика роста товарооборота в текущих ценах рассчитывается по формуле:
- ТТЦ ОГ - т/о отчетного года в текущих ценах;
- ТПГ - т/о прошлого года.
Суть метода расчета в сопоставимых ценах заключается в том, чтобы не учитывать фактор роста стоимости из-за инфляции, и получить реальные данные об изменении объема продаж и выручки. Формула расчета при этом будет выглядеть следующим образом:
- ТСЦОГ - товарооборот отчетного года в текущих ценах;
- ТПГ - товарооборот прошлого года.
В ситуации, когда был составлен план товарооборота, а цены в отчетном периоде изменились, применяют индекс цен. Его формула выглядит следующим образом:
- Ц1 - цена в отчетном периоде;
- Ц0 - цена в базовом периоде (принимается за 100%).
При анализе товарооборота важно понимать, какие социально-эконмические явления могут оказать на него влияние. Показатель меняется в зависимости от:
- спроса - чем выше спрос продукции на рынке, тем лучше ее будут покупать;
- предложения - большая конкуренция требует поддерживать определенный уровень сервиса и цены;
- ценовой политики - чем выше цена на товары, тем больше заплатят покупатели;
- налогов - размер НДС и акцизов закладывается в цену товара;
- себестоимости - чем дороже товар стоит у поставщика, тем больше будет себестоимость закупа;
- инфляции - со временем цены поднимаются, это важно учитывать при прогнозировании объема продаж.
Рассмотрим, о чем может говорить снижение и рост показателя за последние 2 года.
Пример расчета
Расчет показателя и динамики его изменения - одна из главных задач экономиста любого торгового предприятия. Для примера проанализируем показатель условного предприятия, результаты представлены в табличном виде (скачать в Excel).
Структура т/о |
Динамика т/о в действ. ценах |
Индекс цен |
Т/о в сопост. ценах |
Динамика т/о в сопост. ценах |
||||
---|---|---|---|---|---|---|---|---|
Продукты питания |
||||||||
Косметика |
||||||||
На основании данных расчетов можно сделать следующие выводы:
- в текущих ценах наблюдается рост товарооборота по всем категориям - продукты питания, игрушки и косметика;
- в сопоставимых ценах рост только в категориях продукты питания (на 3,99%) и игрушки (на 9,2%). В косметике падение продаж на 6,4%.
Таким образом, рост товарооборота косметических товаров в 2017 году был достигнут только за счет повышения цен, фактически же объем продаж снизился. Но в целом по всем категориям динамика положительная.
Резюме
Товарооборот - важнейший показатель, характеризующий деятельность любой торговой организации. Важно не просто знать его значение (само по себе оно ни о чем не скажет), а применять для анализа динамики и структуры. Как только будет установлено, что произошли изменения, необходимо найти их причины. По результатам анализа делают выводы о перспективах роста товарооборота в будущих периодах и необходимости изменения его структуры.
Вопросы и ответы по теме
По материалу пока еще не задан ни один вопрос, у вас есть возможность сделать это первым
Норма оборотных средств в производственных запасах включает следующие элементы:
· время нахождения оплаченных предприятием материалов в пути (транспортный запас ), дн.;
· время на приёмку, разгрузку, сортировку, складирование и подготовку к производству (подготовительный или технологический запас ), дн.;
· время нахождения на складе в виде сменного, дневного и тому подобного запаса (текущий запас ), дн.;
· время нахождения на складе в виде гарантийного запаса (страховой запас ), дн.
Норматив производственных запасов (Н пз) может быть определен по формуле
где Q cy т – среднесуточное потребление материалов (норма расхода);
N ТР – норма транспортного запаса, дн.;
N ПЗ – норма подготовительного (технологического) запаса, дн.;
N T З – норма текущего запаса, дн.;
N ctp – норма страхового запаса, дн.
Среднесуточный расход сырья, основных материалов, покупных изделий и полуфабрикатов рассчитывается по группам, причем в каждой группе выделяются их важнейшие виды, которые составляют примерно 80% общей стоимости материальных ценностей данной группы.
Данные для расчета среднесуточного расхода материальных ресурсов приведены в табл. 4.
Среднесуточный расход материальных ресурсов рассчитывается путем деления суммы всех плановых годовых расходов сырья, основных материалов, покупных изделий и полуфабрикатов (972 млн. руб.) на количество рабочих дней в году (360 дней условно), т. е. Р= 972 / 360 = 2700 руб.
Норма транспортного запаса рассчитывается методом прямого счёта или аналитическим методом. Метод прямого счёта применяется при узкой номенклатуре расходуемых материальных ресурсов, поступающих от ограниченного числа поставщиков. В этом случае по итогам прошлого периода определяется средняя продолжительность пробега груза от поставщика до потребителя, что и является нормой транспортного запаса. При большом числе поставщиков и широкой номенклатуре расходуемых материальных ресурсов норма транспортного запаса определяется аналитическим методом на основе норматива прошлого периода.
Норма подготовительного запаса. Подготовительный (технологический) запас создается в тех случаях, когда поступающие материальные ценности не удовлетворяют требованиям технологического процесса и до запуска в производство проходят соответствующую обработку. Технологический запас рассчитывается как произведение коэффициента технологичности материала Ктех на сумму запасов (текущего, страхового и транспортного):
ТехЗ = (ТЗ + СЗ + ТрЗ) Ктех.
Коэффициент технологичности материала устанавливается комиссией, в состав которой входят представители поставщиков и потребителей.
Таблица 4
Расчёт среднесуточного потребления материалов
Норма текущего запаса. Текущий (складской) запас - это постоянный запас материалов, полностью подготовленных к запуску в производство. Он предназначен для обеспечения бесперебойной производственной деятельности предприятия. Величина этого запаса зависит от частоты (интервала) поставок данного вида материалов. В качестве нормытекущего запаса принимают половину средневзвешенного интервала между поставками.
Норма страхового запаса. Страховой (гарантийный) запас материалов создается на случай нарушения сроков или объема поставок, при поступлении некачественных или некомплектных материалов. Норму страхового запаса обычно устанавливают в размере 50% нормы текущего запаса.
Пример расчёта норматива оборотных средств в производственных запасах приведён в таблице 5.
Таблица 5
Пример расчёта норматива оборотных средств в производственных запасах
Нормирование оборотных средств в незавершённом производстве
Оборотные средства в незавершенном производстве авансируются для создания циклового, оборотного и страхового заделов, обеспечивающих бесперебойный ход производственного процесса в цехах и на участках. В натуральном выражении остатки незавершенного производства состоят из необходимого количества деталей, узлов и полуфабрикатов на рабочих местах и между ними. Размер незавершенного производства определяют следующие факторы:
· объем выпускаемой продукции;
· длительность производственного цикла;
· коэффициент нарастания затрат (готовности продукции) в
незавершенном производстве.
Объем выпуска продукции влияет на размер незавершенного производства через величину однодневного выпуска продукции, рассчитанного по себестоимости. Объем выпуска продукции определяется на основе имеющихся заказов потребителей и прогнозов сбыта.
Длительность производственного цикла определяет продолжительность нахождения средств в незавершенном производстве (норма запаса в днях). Производственный цикл измеряется в календарных единицах времени (дни, часы, минуты) и содержит следующие элементы; рабочий период, естественные процессы, перерывы. Состав и соотношение между собой отдельных элементов производственного цикла характеризуют его структуру.
Коэффициент нарастания затрат (Кнз) характеризует уровень готовности продукции в составе незавершенного производства. Необходимость расчета коэффициента нарастания затрат обусловлена тем, что затраты в незавершенном производстве осуществляются в разное время. Обычно их делят на единовременные и остальные затраты. К единовременным затратам относится расход сырья, основных материалов, полуфабрикатов. Остальные затраты (заработная плата, амортизационные отчисления, накладные расходы и т. п.) нарастают постепенно на протяжении всего цикла. Коэффициент рассчитывается как отношение себестоимости незавершенного производства к плановой себестоимости изделия и учитывает длительность производственного цикла. При неравномерном нарастании затрат используют формулу:
где Зi- затраты на i-й период времени нарастающим итогом (i = 1, 2, ..., п);
С - плановая себестоимость изделия;
Т- длительность полного производственного цикла изделия в календарных временных единицах (дни, недели, месяцы).
Пример. Себестоимость продукции - 1000 руб. Длительность производственного цикла - 4 дня. Затраты в 1-й день - 300 руб., во 2-й день -300 руб., в 3-й день - 200 руб., в 4-й день - 200 руб. Определить коэффициент нарастания затрат.
Норма оборотных средств в незавершенном производстве рассчитывается по предприятию в целом или по подразделениям с последующим суммированием. Для этого используют формулу:
где Nнп - норма оборотных средств в незавершенном производстве по предприятию в целом;
Тi - длительность производственного цикла изделия или подразделения;
Ki - коэффициент нарастания затрат изделия или подразделения;
n - число групп изделий, подразделений.
Норматив оборотных средств незавершенного производства рассчитывается по формуле:
где С/Т - норма однодневного выпуска продукции по плановой себестоимости;
С- полная себестоимость выпускаемой продукции;
Т - число календарных дней в периоде.
Пример. Используем данные предыдущего примера из расчета нормы оборотных средств в незавершенном производстве.
Транспортный запас – время нахождения оплаченного материала в дороге. Транспортный запас рассчитывается как количество дней от даты оплаты счёта поставщика до даты прибытия груза на склад предприятия. Если договором предусмотрена отгрузка материалов после получения денег в виде предоплаты, то норма транспортного запаса равна времени, необходимому для перевода денег в банк поставщика, плюс длительность движения груза от поставщика к потребителю. Если поставщик, отослав платёжное требование-поручение, отгружает материалы, не ожидая поступления предварительной оплаты на своё расчётный счёт, то транспортный запас рассчитывается так: от продолжительности пробега груза отнимается время, необходимое поставщику для подготовки и отправки документов потребителю и время пробега этих документов почтой (или электронными средствами связи), а также время, необходимое на обработку документов и оплату потребителем. Если же материалы прибывают к потребителю раньше даты уплаты денег за них, транспортный запас не устанавливается.
Пример 1 . Предприятие в г. Ужгороде получает материал В от предприятия, расположенного в г. Луганске. Пробег груза по железной дороге составляет 14 дней. Поставщик начал готовить документы на груз (материал В ) одновременно с отправкой груза потребителю. Время для подготовки и отправки документов поставщиком – 2 дня, время пробега документов почтой между городами – 5 дней, время необходимое потребителю для обработки и оплаты – 2 дня. Определить транспортный запас.
В данном случае во время нахождения оплаченного материала в дороге не входит время для подготовки и отправки документов поставщиком, время пробега документов почтой между городами, время необходимое потребителю для обработки и оплаты. Транспортный запас равен:
Ттр = 14 – 2 – 5 – 2 = 5 дней.
Входной запас – норма времени, необходимого для приёмки, разгрузки, складирования, проведения анализов качества сырья и материалов по каждому виду (группе). Входной запас определяется путём хронометража этих операция.
Подготовительный запас – время на подготовку материала к передаче его в производство. Этот элемент принимается во внимание только для тех видов (групп) сырья, материалов, которые после поступления от поставщиков не могут быть немедленно пущены в производство, а требуют определённой предварительной подготовки (натуральное старение отливок металла, сушка, сортировка, очистка, правка, и др.). Подготовительный запас учитывается, если время на подготовку материала к запуску в производство (tподгот ) превышает ному текущего складского запаса и равен этому превышению.
Тподгот = tподгот - Ттек (если tподгот > Ттек ).
Если tподгот меньше текущего складского запаса, то подготовительный запас не устанавливается (если tподгот < Ттек , то Тподгот = 0).
Пример 2 А составляет 18 дней. Время на подготовку к запуску материала А в производство равно 21 дню. Определить подготовительный запас в днях.
Подготовительный запас учитывается, так как время на подготовку материала А в производство превышает норму текущего складского запаса (tподгот > Ттек ). Определяем подготовительный запас, дней:
Тподгот = tподгот - Ттек = 21 – 18 = 3.
Пример 3 . Текущий складской запас материала Б составляет 16 дней. Время на подготовку материала Б в производство – 10 дней. Определить подготовительный запас в днях.
Время на подготовку материала Б в производство не превышает норму текущего складского запаса (tподгот < Ттек ,). Норма подготовительного запаса не устанавливается (Тподгот = 0).
Общий норматив оборотных средств состоит из суммы частных нормативов:
Н общ = Н п.з + Н н.п + Н г.п + Н б.р ,
Нп.з - норматив производственных запасов;
Нн.п - норматив незавершенного производства;
Нг.п - норматив готовой продукции;
Нб.р - норматив будущих расходов.
Норматив производственных запасов
Норматив производственных запасов по каждому виду или однородной группе материалов учитывает время пребывания в подготовительном, текущем и страховом запасах и может быть определен по формуле:
Н п.з = Q сут (N п.з + N т.3 + N стр) ,
Q сут - среднесуточное потребление материалов;
N п.з. - норма подготовительного запаса, дн.;
N т.з. - норма текущего запаса, дн.;
N стр. - норма страхового запаса, дн;
Подготовительный запас связан с необходимостью приемки, разгрузки, сортировки и складирования производственных запасов. Нормы времени, необходимого для выполнения этих операций, устанавливаются по каждой операции на средний размер поставки на основании технологических расчетов или посредством хронометража.
Текущий запас - основной вид запаса, необходимый для бесперебойной работы предприятия между двумя очередными поставками. На размер текущего запаса влияют периодичность поставок материалов по договорам и объем их потребления в производстве. Норма оборотных средств в текущем запасе обычно принимается в размере 50% среднего цикла снабжения , что обусловлено поставкой материалов несколькими поставщиками и в разные сроки.
Технологический запас создается в случаях, когда данный вид сырья нуждается в предварительной обработке или выдержке для придания ему определенных потребительских свойств. Этот запас учитывается в том случае, если он не является частью процесса производства. Например, при подготовке к производству некоторых видов сырья и материалов необходимо время на подсушку, разогрев, размол и т.д.
Транспортный запас создается в случае превышения сроков грузооборота по сравнению со сроками документооборота на предприятиях, удаленных от поставщиков на значительные расстояния.
Страховой запас - второй по величине вид запаса, который создается на случай непредвиденных отклонений в снабжении и обеспечивает непрерывную работу предприятия. Страховой запас принимается, как правило, в размере50% текущего запаса , но может быть и меньше этой величины в зависимости от местоположения поставщиков и вероятности перебоя в поставках.
Нормирование незавершенного производства
Величина норматива оборотных средств в незавершенном производстве зависит от четырех факторов:
объема и состава производимой продукции;
длительности производственного цикла;
себестоимости продукции;
характера нарастания затрат в процессе производства.
Объем производимой продукции непосредственно влияет на величину незавершенного производства: чем больше производится продукции, тем больше будет размер незавершенного производства . Изменение состава производимой продукции по - разному влияет на величину незавершенного производства. При повышении удельного веса продукции с более коротким циклом производства объем незавершенного производства сократится, и наоборот.
Себестоимость продукции прямо влияет на размер незавершенного производства . Чем ниже затраты на производство, тем меньше объем незавершенного производства в денежном выражении. Рост себестоимости продукции влечет увеличение объемов незавершенного производства.
Определение потребности в текущих запасах. Оптимизация текущих запасов
Норматив собственных оборотных средств на сырье и основные материалы определяется методом прямого счета умножением стоимости однодневного их расхода на норму запаса в днях. Норма рассчитывается как сумма норм оборотных средств в транспортном, подготовительном, технологическом, текущем и страховом запасах.
Размер транспортного запаса определяется как разница между временем движения груза и временем документооборота, т.е. равен времени разрыва между оплатой счета и поступлением сырья и материалов на склад предприятия.
Подготовительный запас включает время на приемку, разгрузку, сортировку, складирование, лабораторный анализ сырья и материалов. Он определяется путем хронометража этих работ на предприятиях и составляет в среднем 1–2 дня.
Технологический запас - это время, требуемое для подготовки к производству (естественная сушка древесины в мебельном производстве, старение отливок металла в машиностроении и т.п.). Он учитывается в тех случаях, когда его величина больше текущего запаса.
Текущий (складской) запас при расчете потребности в оборотном капитале является основным. На величину текущего запаса оказывают влияние следующие факторы: срок нахождения запаса на складе (интервал поставки), условия поставки (периодичность, объемы каждой поставки), календарный график передачи материалов со склада в производство.
При равномерном потреблении материалов его величина равна 50% среднего интервала между поставками сырья и материалов. Это объясняется тем, что одновременно величина запасов у одних предприятий составляет максимум (в день поступления), а у других – минимум (накануне прибытия очередной партии). При незначительной номенклатуре сырья и материалов и ограниченном количестве поставщиков, а также при среднем интервале поставок, не превышающем 5 дней норма оборотных средств по текущему запасу может быть увеличена до 100% среднего интервала. Расчет норматива текущего запаса производится по следующей формуле:
Nтек = Ic: Oc / 2,
где Oc – средняя потребность в материалах;
Ic – интервал между поставками.
Интервал между поставками определяется как частное от деления количества календарных дней в году (360) на число поставок, предусмотренных в договорах поставок. При относительно одинаковых по объему поставках из общего их количества исключаются чрезмерно крупные и случайные мелкие поставки.
Страховой запас необходим на случай возможных перебоев в снабжении, работе транспорта, при нарушении сроков поставки. Его норма устанавливается в пределах до 50 % текущего запаса. При нерегулярных и очень частых поставках и непрерывном потреблении материалов размер страхового запаса может быть увеличен. Если сырье и материалы поступают от различных поставщиков, размеры транспортного запаса, интервала между поставками, текущего запаса в целом по предприятию рассчитываются как средневзвешенные величины. Совокупная норма производственного запаса будет равна сумме всех запасов. Как частный случай величина производственного запаса может соответствовать размеру текущего запаса.
Потребность в оборотном капитале, авансируемом в запасы незавершенного производства определятся как произведение стоимости однодневных затрат по смете затрат на производство валовой (товарной продукции в отрасли машиностроение) и нормы оборотных средств в днях. Норма определяется умножением длительности производственного цикла на коэффициент нарастания затрат.
Длительность производственного цикла (время от первой технологической операции до приемки готовой продукции), включает следующие виды запасов:
Технологический (непосредственный процесс обработки);
Транспортный (время пролеживания изделий у рабочих мест);
Оборотный (время пребывания изделий между отдельными операциями и отдельными цехами вследствие различия ритмов работы оборудования);
Страховой (время пребывания изделий при массовом производстве в виде запаса на случай перебоев).
Длительность производственного цикла в целом по предприятию рассчитывается как средневзвешенная величина. Коэффициент нарастания отражает степень готовности изделий и представляет собой отношение средней стоимости незавершенного производства к общей сумме затрат на производство готовой продукции. При равномерном нарастании затрат он определяется по формуле:
К = Зп + 0,5Зо: С,
где К - коэффициент нарастания затрат;
Зп - единовременные (материальные) затраты в начале процесса производства (затраты первого дня производственного цикла);
Зо - все последующие (нарастающие) затраты на производство (заработная плата, амортизация, прочие накладные расходы);
Если равномерность в нарастании затрат отсутствует, то коэффициент определяется по графику последовательности, нарастания затрат по главным изделиям. При расчете коэффициента может использоваться формула :
К= (C 1 х Д-1)+(C 2 х Д-2)+(З 3 х Д3)+(Зn х Д-n) / З х Д,
где C 1, C 2, C 3 …Cn - затраты отдельных дней длительности цикла;
Д – длительность производственного цикла;
С – производственная себестоимость продукции.
По предприятиям, у которых одна часть затрат в производстве нарастает равномерно на протяжении всей длительности производственного цикла, а другая – в виде разовых затрат на отдельных стадиях производства и при этом по условиям технологии они совершаются в начале рабочего дня, коэффициент нарастания затрат определяется по формуле:
К= (Зп х Ц)+(З 1 х В 1)+(З 2 х В 2)+(0,5 х Зр х Ц) / С х Ц,
где Зп - первоначальные затраты;
З 1 ,З 2 и т.д. - разовые затраты на отдельных стадиях производства;
В 1 ,В 2 и т.д. - время от момента разовых затрат до дня окончания изготовления продукции;
Зр - затраты, осуществляемые равномерно в течение всего производственного цикла;
Ц - длительность производственного цикла;
С - производственная себестоимость продукции.
Потребность в оборотном капитале на готовую продукцию определяется как произведение однодневных затрат на производство товарной продукции по производственной себестоимости и нормы оборотных средств в днях. Норма оборотных средств на готовую продукцию включает время на подборку, упаковку, накопление, транспортировку, погрузку необходимого объема продукции, выписку платежных документов и сдачу их в банк на инкассо.Для характеристики оборотных средств в целом исчисляется o6щая норма оборотных средств в днях. Ее определяют как частное от деления общей потребности в оборотном капитале по видам на однодневные затраты по смете затрат на производство.
Потребность в денежных активах предлагается определять на основе предстоящего их расходования на расчеты по оплате труда (исключая начисления на нее); по авансовым и налоговым платежам; по маркетинговой деятельности (расходы по рекламе); за коммунальные услуги и другие.
В практике формирования денежных активов вновь создаваемых предприятий потребность в них определяется в разрезе перечисленных видов платежей на предстоящие три месяца (что обеспечивает достаточный запас платежеспособности на первом этапе функционирования предприятия). В процессе последующей хозяйственной деятельности нормативы активов в денежной форме снижаются (особенно в условиях инфляции).
Потребность в прочих активах предлагается рассчитывать методом прямого счета по отдельным их разновидностям с учетом особенностей создаваемого предприятия. По результатам проведенных расчетов определяется общая потребность в оборотных активах предприятия путем суммирования потребности в запасах товарно-материальных ценностей, денежных активах и прочих видах оборотных активов.
Задача оптимизации размера текущих запасов является одной из ключевых задач менеджмента компании. Решение данной задачи находится в ведении не только финансовых служб предприятия, но также требует постоянного согласования и корректировки планов и действий снабженческих, производственных и сбытовых подразделений. При этом оптимизация величины запасов на современном предприятии осуществляется в рамках системы производственной логистики, предметом управления которой являются материальные потоки внутри предприятия.
В отличие от традиционной системыуправления производством логистическая концепция предполагает отказ от избыточных запасов; отказ от изготовления серий деталей, на которые нет заказа покупателей; превращение поставщиков в партнеров; устранение простоев оборудования; обязательное устранение брака. Тогда как при традиционной системе ставится цель поддерживать любыми способами максимальный коэффициент использования основного оборудования; изготавливать продукцию как можно более крупными партиями; поддерживать возможно больший запас материальных ресурсов.
В рамках логистического подхода к управлению материальными ресурсами часто внедряется так называемая «тянущая» система управления материальным потоком, когда необходимые детали, сырье или полуфабрикаты передаются на следующий производственный участок (цех) по мере необходимости. При этом централизованное руководство определяет задачу лишь конечному звену производственной технологической цепи. Каждое производственное подразделение заказывает необходимые материалы или полуфабрикаты у предыдущего в производственной цепочке. Таким образом, материальный поток «вытягивается» каждым последующим звеном.
К таким системам относится, например, система «канбан» (означает «карточка», с помощью которой осуществляется заказ), реализованная на предприятиях фирмы Toyota. Она предполагает высокую дисциплину поставок и ответственность персонала и позволяет существенно снизить производственные запасы. Запасы деталей на один автомобиль у фирмы Toyota составляют $77. У автомобильных фирм США этот показатель равен $300. Надо отметить, что применение такой «тянущей» системы на практике не всегда возможно.
Огромное значение для развития эффективных систем управления запасами предприятия имеют информационные технологии. В настоящее время на современных предприятиях используется система MRP(Manufacturing Resource Planning)второго поколения (MRP-II), разработанная в США и поддерживаемая Американским обществом контроля производства и запасов (APICS),регулярно публикующим документ MRP-II Standard System,в котором описываются основные требования к интегрированным информационным системам автоматизированного управления производством.
Величину производственного запаса зависит от интервала поставки сырья и материалов на склад, а частота поставок определяется размером партии закупаемого материала. разработаны специальные модели, позволяющие определить оптимальный объем и частоту закупки. Наибольшую известность в теории финансового менеджмента получила модель оптимальной партии заказа, называемая в литературе формулой Р. Уилсона, или моделью EOQ (Economic Order Quantity), позволяющая определить фиксированный размер заказываемой партии на предстоящий планируемый период.
В основе этой модели лежит идея минимизации совокупных затрат, связанных с выполнением заказа и с хранением запасов на складе предприятия. При этом считается, что затраты, связанные с хранением запасов, увеличиваются по мере увеличения объема запасов. В то же время с увеличением размера заказываемой партии сырья и материалов общегодовые затраты по выполнению заказов снижаются. Суммирование затрат, связанных с хранением запасов и выполнением заказа, дает сумму общих операционных затрат предприятия, связанных с управлением запасами (рисунок 3).
Размер заказа, при котором общие издержки достигают минимума, является оптимальным (точка EOQ). Расчет оптимальной величины партии закупаемого сырья можно произвести и с помощью формулы, получившей название формула Р. Уилсона:
где EOQ - оптимальная величина закупаемой партии;
Q - годовой объем закупаемого сырья в натуральном выражении (годовая потребность в запасах);
F - издержки по обслуживанию закупок в расчете на одну партию;
Н- издержки по хранению в долях от стоимостисреднегодового текущего запаса.
Затраты по заказу |
EOQ |
Размер партии поставки
Рисунок 7 - Зависимость совокупных операционных затрат по управлению запасами от размера партии поставки
В управлении производственными запасами используются и другие политики:
Политика «партия за партией» («точно-вовремя», JIT («Just in time»);
Политика постоянных интервалов;
Политика фиксированного ритма поставки.
Первая предполагает, что размер и срок поставки полностью соответствуют величине потребности производства и сроку возникновения этой потребности. При такой политике запасы не создаются. Политика приемлема для дорогостоящих запасов со значительными издержками по хранению с невысокими затратами на их поставку
Политика постоянных интервалов предполагает формирование партий заказа разной величины и одинаковой продолжительности применима для сырья и материалов, спрос на которые непостоянен по размерам и по времени.
Политика фиксированного ритма поставки является разновидностью политики постоянных интервалов» при условии, что между интервалами не делаются перерывы, т.е. заказы разной величины осуществляются ритмично в соответствии с установленным интервалом поставки. Этот вариант наиболее приемлем для сырья и материалов, спрос на которые постоянен и устойчив. Оба последних варианта политики используются преимущественно для заказа дорогостоящих сырья и материалов.