Подготовка к егэ по обществознанию. Егэ по обществознанию

Обещанного три года ждут? Нет, это не про работу нашего любимого ФИПИ этим летом! Как и обещали, в середине августа в нашем распоряжении оказались основные документы, регламентирующие проведение ЕГЭ 2019 года по обществознанию — демоверсия и кодификатор. Полюбопытствуем, что нового?

Хотите упорядочить свою подготовку к ЕГЭ, сделать ее максимально продуктивной? Тогда Вы должны взять за основу кодификатор ЕГЭ. «Действовать без правил - самое трудное и самое утомительное занятие на этом свете», считал знаменитый итальянский писатель А. Мандзони. Это мнение как никогда применимо к подготовке к ЕГЭ по обществознанию 2019 года.

На дворе май месяц. До ЕГЭ по обществознанию всего один месяц. Как готовиться к экзамену в последний момент? Надо помнить, как поет Земфира, что «… все важные моменты пролетают с особенно высокой скоростью…».

«Эксперт – это человек, который совершил все возможные ошибки в очень узкой специальности» — считал Нильс Бор. Предлагаем ошибок не делать, а с рекомендациями экспертов по подготовке к ЕГЭ по обществознанию ознакомиться!

Письменная часть ЕГЭ по обществознанию всегда вызывает сложности у выпускников. Здесь требуется не только уверенное знание теоретического материала, но и применение собственных знаний, широкого кругозора и понимание социальных взаимодействий. Предлагаю разобрать реальные задания части 2, встретившиеся на ЕГЭ 2016 года.

Любые достаточно сильные стрессы, позитивные или негативные, равно способны искалечить наш рассудок и даровать нам идеи и способности, которые мы не можем обрести никаким иным способом. Эту мысль популярного современного писателя Чака Паланика считаю как никогда актуальной при подготовке к ЕГЭ по обществознанию. Итак, как использовать стресс на ЕГЭ в свою пользу?

Всегда полезно посмотреть на то испытание, которое нам предстоит пройти, глазами оценивающих его результат. Например, футболисту — глазами арбитра, ну а нам — глазами экспертов ЕГЭ. Ознакомимся с рекомендациями составителей КИМов ЕГЭ 2015 по обществознанию!

Вы, конечно, уже знаете о потрясающем падении баллов на ЕГЭ по обществознанию в 2014 году. «Предупрежден — вооружен!». Поразмышляем о принципах оценивания ЕГЭ в 2015 году, заявленных ФИПИ в ключевых документах будущего экзамена — демоверсии и спецификаторе.

Каждая кампания ЕГЭ начинается с публикации основополагающих государственных документов по ЕГЭ по каждому предмету — демоверсии, кодификатора и спецификатора. Рассмотрим изменения, произошедшие в демоверсии ЕГЭ по обществознанию 2015.

Вы знаете что часть С даст Вам почти половину баллов на ЕГЭ по обществознанию? На ЕГЭ Вы будете считать каждый балл, поэтому, какими бы сложными не были письменные задания, их надо решать. Попробуем обозначить основные рекомендации экспертов ЕГЭ по части С?

Вы применяете текст Конституции РФ 1993 года для решения обществоведческих задач и при подготовке к ЕГЭ? Для Вашего удобства мы размещаем его в наших материалах для подготовки к ЕГЭ.

Вы не знаете, как строить сложный план на ЕГЭ по обществознанию? Вы сомневаетесь в правильности своих планов задания 35 демоверсии ЕГЭ 2015? Конечно, ведь оно считается одним из самых сложных, требует конкретики, знания теории и четких формулировок.

ЕГЭ по обществознанию состоит из двух частей, которые в сумме содержат 29 заданий.

Первая часть содержит 20 заданий с кратким ответом.

Ответ на задания первой части дается соответствующей записью в виде слова или словосочетания или последовательности цифр, записанных без пробелов и разделительных символов.

Задания 1–3 – понятийные задания базового уровня – нацелены на проверку знания и понимания биосоциальной сущности человека, основных этапов и факторов социализации личности, закономерностей и тенденций развития общества, основных социальных институтов и процессов.

Задания 4–19 базового и повышенного уровней, направлены на проверку сформированности умений:

  • характеризовать с научных позиций основные социальные объекты (факты, явления, процессы, институты), их место и значение в жизни общества как целостной системы
  • осуществлять поиск социальной информации, представленной в различных знаковых системах (текст, схема, таблица, диаграмма)
  • применять социальноэкономические и гуманитарные знания в процессе решения познавательных задач по актуальным социальным проблемам

Задания этой группы представляют традиционные пять тематических модулей обществоведческого курса:

  1. человек и общество, включая познание и духовную культуру (задания 4–6)
  2. экономика (задания 7–10)
  3. социальные отношения (задания 11, 12)
  4. политика (задания 13–15)
  5. право (задания 16–19)

Вторая часть содержит 9 заданий с развернутым ответом.

В заданиях второй части ответ формулируется и записывается экзаменуемым самостоятельно в развернутой форме. Задания этой части работы нацелены на выявление выпускников, имеющих наиболее высокий уровень обществоведческой подготовки.

Задания второй части (21–29) в совокупности представляют базовые общественные науки, формирующие обществоведческий курс средней школы (социальную философию, экономику, социологию, политологию, социальную психологию, правоведение.

Распределение заданий по частям экзаменационной работы

Части работы Количество заданий Максимальный первичный бал Тип заданий
1 часть 20 35 Краткий ответ
2 часть 9 27 Развернутый ответ
Итого 19 62

Время

На выполнение экзаменационной работы отводится 3 часа 55 минут .
Рекомендуемое время для выполнения различных заданий:

  • для каждого из заданий 1–3, 10: 1–4 минуты
  • для каждого из заданий 4–9, 11–28: 2–8 минут
  • для задания 29: 45 минут

Предварительный просмотр:

5. Культура и духовная сфера.

I. Культура (от лат. – «культура» - «возделывание, воспитание»)

Черты культуры : функциональность, качественность, ценность, нормативность, креативность (творческое начало).

В широком смысле культура – все виды преобразовательной деятельности человека и общества, а также ее результаты.

В общем смысле культура – совокупность достижений людей в материальной и духовной сферах.

Материальная культура – создается в процессе материального производства (здания, оборудование, орудия труда).

Духовная культура – включает в себя процесс духовного творчества и созданные духовные ценности в виде произведений искусства, научных открытий, религии.

Структура культуры :

форма – воплощение достижений культуры содержание – значение для личности и общества.

Функции культуры: познавательная, информативная, коммуникативная, нормативная, гуманистическая.

Виды культур: доминирующая (господствующая), элитарная (для избранных), массовая (для большинства, коммерческая, через СМИ), народная (на традициях, фольклор, анонимная), донорская (из которой заимствуют элементы), рецепиентная (которая заимствует элементы другой культуры), мертвая (устарело содержание).

Субкультура – культура социальных групп.

Контркультура – субкультура, которая враждебна доминирующей.

Термины:

Аккумуляция культуры – пополнение культуры новыми элементами, знаниями.

Культурная трансмиссия – передача культуры через обучение.

Культурная диффузия – взаимное проникновение культур.

Аккультурация культуры – процесс взаимовлияния двух или более культур.

Ассимиляция культуры – поглощение малой культуры со стороны более крупной.

Адаптация культуры – приспособление культур друг к другу.

II. Духовная сфера.

Структура духовной сферы:

1. Духовные потребности – нужда общества и человека в создании и освоении духовных ценностей. Духовные потребности не заданы биологически, от рождения. Формируются в процессе социализации.

2. Духовная деятельность (производство) – деятельность людей по созданию духовных ценностей.

Виды духовной деятельности:

1. Познавательная - научная, религиозная, художественная

2. Ценностно-ориентировочная - отношение к явлениям действительности

3. Прогностическая - предвидение и планирование изменений действительности

3. Духовные ценности (блага) – то, что создается в процессе духовного производства: произведения искусства, учения, научные открытия и т.д.

Виды духовного производства: религия, мораль, искусство, наука.

Религия.

Религия – форма общественного сознания и мировоззрение, основанное на вере в существование сверхъестественного начала.

Элементы: вера, учение, религиозная деятельность, религиозные институты.

Функции : мировоззренческая, компенсаторная, коммуникативная, регулятивная, воспитательная.

Религии:

Мировые: буддизм, христианство, ислам (большое число последователей, за пределы нации)

Национальные: конфуцианство (Китай), даосизм (Китай) иудаизм (Израиль), синтоизм (Япония), зороастризм (Иран).

Атеизм – отрицание существование бога

Конфессиональный – церковный, конфессия - вероисповедание

Мораль.

Мораль - форма общественного сознания, в которой находят отражение представления о добре и зле, справедливости и несправедливости и вид общественных отношений, совокупность норм поведения людей по отношению друг к другу.

Функции морали: регулятивная, воспитательная, коммуникативная, познавательная, мировоззренческая.

Исполнение норм морали санкционируется нормами духовного воздействия (оценка, одобрение, осуждение).

Искусство.

Искусство – форма общественного сознания и вид человеческой деятельности, которая представляет собой отражение окружающей действительности в художественных образах.

Искусство – ядро эстетической культуры.

Теории происхождения искусства: игровая (Г. Спенсер), трудовая (Г. Плеханов), биологизаторская (Ч. Дарвин), магическая.

Функции искусства: эстетическая, познавательная, творческая, очищающая, коммуникативная, воспитательная, компенсаторная, гедонистическая (функция наслаждения).

Виды искусства : литература, архитектура, музыка, кино, театр, живопись, графика, декоративно-прикладное, танец, скульптура, фотоискусство.

Черты искусства: является образным, наглядным; наличие специфических способов воспроизведения, огромная роль воображения, фантазии.

Наука.

Наука – сфера познавательной деятельности людей, система объективно-истинного знания о природной и социальной действительности, о человеке.

Элементы науки : научные знания, научная деятельность, научное самосознание.

Модели развития науки :

1. Постепенного развития

2. Через научные революции. Научная революция – процесс коренного, качественного изменения господствующей системы идей и теорий (парадигмы), которая служит эталоном мышления в конкретный исторический период.

Функции науки : познавательная, мировоззренческая, прогностическая.

Функции современной науки : производительная, социальная, культурно-мировоззренческая.

Классификация наук:

Естественные технические общественные (гуманитарные)

Образование.

Образование - целенаправленная познавательная деятельность по получению знаний, умений и навыков и их совершенствованию.

Самообразование – процесс получения знаний самостоятельно.

Функции образования : экономическая, социальная, культурная, сохранения и передача культурного достояния.

Образование в РФ:

дошкольное общее профессиональное дополнительное

Черты современного образования: интеграция областей знаний, развитие непрерывного образования, информатизация (компьютеризация), развитие дистанционного образования (через Интернет), гуманизация (внимание к личности), гуманитаризация (усиление внимания к общественным наукам, интернационализация (создание единой системы для разных стран).

Предварительный просмотр:

1. Общество.

Общественные науки : экономика, философия, социология, политология, этика (о морали), эстетика (о прекрасном).

Общество:

В узком смысле: Совокупность людей связанная общими интересами и целями.

В широком смысле : Обособившаяся от природы, но тесно связанная с ней часть материального мира, включающая все способы взаимодействия людей и формы их объединения .

Общество и природа взаимодействуют, влияют друг на друга. Экономическое взаимодействие – потребление природных богатств , экологическое – охрана природных богатств.

Ноосфера (В. Вернадский ) – среда обитания (биосфера), управляемая человеческим разумом.

Общество – динамическая система.

Системные качества общества: целостность, динамичность, историчность, открытость, иерархичность .

В структуре общества 4 сферы (подсистемы):

1. Экономическая - материальной производство и производственные отношения.

2. Политическая - политика, государство, право, их отношения и функционирование, СМИ, армия.

3. Социальная – отношения между классами, группами, нациями и т.д.

4. Духовная – формы общественного сознания: религия, мораль, наука, искусство.

Сферы взаимодействуют и взаимосвязаны.

Общественные отношения – отношения и формы, возникающие в процессе жизнедеятельности между социальными группами, классами, нациями, а также внутри них.

Общественные отношения

Духовные Материальные

Важнейший компонент общества – социальный институтисторически сложившаяся форма организации людей, на основе комплекса норм и статусов регулирующая их деятельность и удовлетворяющая фундаментальные человеческие потребности.

Социальные институты : собственность, государство, политические партии, семья, церковь, трудовые организации, учреждения образования и воспитания, наука, СМИ и т.д.

Типы обществ (по Дэниел Беллу, Элвин Тоффлер)

Типы обществ (по О. Тоффлеру)

Социальное изменение – переход социальных систем, общностей, организаций из одного состояния в другое (природные, демографические, социальные, духовные изменения и т.д.).

Направленное развитие

прогресс стагнация регресс

Критерий прогресса – степень свободы, которую дает человеку общество для ее оптимального развития. Прогресс противоречив (и положительные, и отрицательные процессы)

Формы прогресса: революция и реформа . Эволюция – постепенное развитие.

Научно-технический прогресс (НТП) - качественное изменение производительных сил общества под воздействием научно-технической революции.

Научно-техническая революция (НТР) – скачок в развитии производительных сил общества на основе коренных сдвигов в системе научных знаний.

Исторический процесс – хронологическая последовательность событий, оказывающих влияние на развитие общества. Субъекты исторического процесса : личности, социальные группы, массы. Исторический факт – событие общественной жизни.

Цивилизация – совокупность материальных, духовных и нравственных средств, которыми обладает данное общество в данный исторический период.

Термин выдвинул Н. Данилевский, называл цивилизации культурно-историческими типами. Цивилизации различал по 4 признакам: экономическим, культурным, политическим, религиозным. Для характеристики цивилизаций выделяют также понятие менталитет.

Менталитет - образ мышления, мировосприятия, присущий определенной группе, индивиду

Две теории: теория стадиального развития (изучают развитие как единый процесс ) и теория локальных цивилизаций (изучают большие исторически сложившиеся общности).

Подходы к изучению исторического процесса:

Формационный подход

(К. Маркс)

Цивилизационный подход

(А. Тойнби)

Культурологический подход (О. Шпенглер)

В основе переход от одной формации к другой. Общественно-экономические формации: первобытно-общинная, рабовладельческая, феодальная, капиталистическая, коммунистическая.

В общественно-экономической формации есть два главных компонента - базис и надстройка. Базис - экономика общества, составляющими которой являются производительные силы и производственные отношения (способ производства материальных благ).

Надстройка - государство, политические, общественные институты.

К переходу от одной общественно-экономической формации к другой приводят изменения в экономическом базисе. Большую роль играет классовая борьба.

Цивилизации – устойчивые общности людей, объединенные духовными традициями, сходным образом жизни, географическими, историческими рамками. В основе – смена цивилизаций. Развитие всей истории строится по схеме "вызов - ответ". Каждая цивилизация в своей судьбе проходит четыре стадии: зарождение; рост; надлом; дезинтеграция, завершающаяся смертью и полным исчезновением цивилизации.

Центральное понятие данного подхода - культура. Культура - совокупность религии, традиций, материальной и духовной жизни. Культура зарождается, живет и умирает. Цивилизация в рамках культурологического подхода - высший уровень развития культуры, завершающий период развития культуры, предшествующий ее смерти.

Глобальные проблемы современности – комплекс общественных и природных противоречий, затрагивающий весь мир в целом. Я вляются показателем целостности и взаимосвязи современного мира, создают угрозу человечеству, требуют объединения усилий для решения.

Главные проблемы:

1. Экологическая: загрязнение, вымирание видов, «озоновые дыры» и т.д.

Термин «Экология» ввел Э. Геккель.

2. Демографическая;

3. Проблема безопасности и предотвращения мировой войны;

4. Проблема ресурсов;

5. Проблема «Север-Юг»: развивающиеся и высокоразвитые страны.

Глобализация – усиление интеграционных связей в различных сферах между государствами, организациями, общностями.

Международные организации: ООН (Организация Объединенных Наций); МАГАТЭ (Международное агентство по атомной энергии); ЮНЕСКО (ООН по вопросам образования, науки и культуры); ВОИС (Всемирная организация интеллектуальной собственности); ВТО (Всемирная торговая организация); НАТО (Организация Североатлантического договора); ОБСЕ (Организация по безопасности и сотрудничеству в Европе); Европейский Союз; ОПЕК (Организация стран-производителей и экспортеров нефти); СНГ (Содружество независимых государств); ШОС (Шанхайская организация сотрудничества) и другие.

Предварительный просмотр:

3. Познание.

Познание – процесс, направленный на получение знания.

Знание – объективная реальность, данная в сознании человека. Знания – результат познавательной деятельности.

Субъект познания – тот, кто познает. Объект познания – то, на что направлено познание.

Гносеология – наука о познании.

Гностицизм (гностики) – считают, мир познаваем (Платон, Сократ, К. Маркс, Г. Гегель).

Агностицизм (агностики) – мир познаваем в ограниченных пределах или непознаваем (И. Кант).

Типы познания: чувственное и рациональное .

Формы чувственного познания:

Ощущение – отражение отдельных свойств и качеств предметов и явлений, возникающих при воздействии на органы чувств.

Восприятие – целостный чувственный образ предмета, явления.

Представление – чувственный образ предмета или явления, возникающий при помощи памяти без непосредственного контакта с предметом.

Формы рационального познания:

Понятие – форма мышления, в которой фиксируются общие и существенные свойства предмета.

Суждение – форма мышления, в которой утверждается или отрицается что-либо.

Умозаключение – форма мышления, в которой из имеющихся суждений выводятся новые.

Две теории на типы познания:

1. Эмпиризм (эмпирики) – признают источником знаний чувственный опыт (Т. Гоббс, Д. Локк).

2. Рационализм (рационалисты) – знание может быть получено с помощью разума (Р.Декарт, И. Кант)

Интуиция – своеобразный тип познания вне процесса чувственного ознакомления и без обдумывания.

Черты: внезапность, необдуманность, скрытость механизма.

Цель познания – получение истины.

Истина – знание, соответствующее отраженной действительности. Истина объективна по содержанию и субъективна по форме.

Абсолютная истина – полное, исчерпывающее знание, не опровергаемое дальнейшим развитием науки.

Относительная истина – неполное, неточное знание, опровергаемое дальнейшим развитием науки.

Критерий истины – способ различения истинного и неистинного в совокупности знаний.

Главный критерий истины – практика.

Антиподы истины – ложь, дезинформация, заблуждение.

Ложь – преднамеренное возведение заведомо неправильных представлений в истину.

Дезинформация – передача ложного знания как истинного или истинного как ложного.

Заблуждение – непреднамеренное несоответствие суждений или понятий объекту.

Виды познания.

I.Ненаучное познание:

Обыденное (житейское)

Практическое (народная мудрость)

Религиозное

Мифологическое

Художественное (средствами искусства).

II. Научное познание – познание, направленное на получение объективного знания. Цель – описание, объяснение, предсказание явлений действительности. Признаки: объективность, системность, обоснованность, достоверность, особый язык, необходимость специальных приспособлений и специалистов.

2 уровня научного познания: эмпирический и теоретический.

Эмпирический уровень:

Наблюдение - целенаправленное восприятие явлений объективной действительности.

Описание - фиксация средствами естественного или искусственного языка сведений об объекте.

Измерение - сравнение объекта по каким-либо сходным свойствам или сторонам.

Эксперимент - наблюдение в специально создаваемых и контролируемых условиях, что позволяет восстановить ход явления при повторении условий.

Теоретический уровень:

Гипотеза – предположения, выдвигаемые в ходе научного исследования.

Теория – система взаимосвязанных утверждений.

Закон – выводы о существенных, повторяющихся связях между явлениями.

Научные методы:

1. Всеобщие : диалектика (диалектический изучает явления в движении) и метафизика (метафизический изучает явления в покое).

2. Общенаучные : Анализ - это реальное или мысленное разделение объекта на составные части. Синтез - объединение составных частей в единое целое. Индукция - движение мысли от единичного к общему. Дедукция - восхождение процесса познания от общего к единичному. Аналогия (соответствие, сходство) - установление сходства в некоторых сторонах, свойствах и отношениях между нетождественными объектами.

3. Частнонаучные : анкетирование, экспертиза, интервьюирование, графический метод.

III. Социальное познание – познание, направленное на изучение природы социальных связей, социальных групп, социальной структуры общества .

Особенность – субъект и объект познания совпадают, получаемое знание всегда связано с интересами индивидов, субъективность выводов и оценок.

Цель: выявление исторических закономерностей развития общества, социальное прогнозирование.

Методы: контент-анализ (анализ статистических данных, документов), опрос, наблюдение, эксперемент.

IV.Самопознание – познание самого себя, самооценка, создание «Я-концепции» - образа Я.

Особенность – объектом является сам субъект.

Цель: познание своих физических, душевных, духовных возможностей, своего места среди других людей.

Самопознание совершается :

1. В анализе результатов собственной деятельности, своего поведения, взаимоотношений с другими.

2. Осознания отношения к себе других (качеств своей личности, черт характера), через мнения других

людей и соотнесения себя с другими.

3.Самонаблюдения своих состояний, переживаний, мыслей.

Предварительный просмотр:

2. Человек.

Человек

Индивид

Индивидуальность

Личность

Высшая ступень живых организмов на земле, субъект общественно- исторической деятельности и культуры

Единичный представитель человеческого рода

Неповторимые, самобытные черты и качества, присущие человеку (биологические, психологические, социальные)

Совокупность социально-значимых черт, характеризующих человека как члена данного общества, человек как субъект отношений и сознательной деятельности

Теории происхождения: религиозная, эволюционная (Ч.Дарвин), марксистская (труд сделал человека)

Биосоциальная проблема – проблема соотношения биологического и социального в человеке.

В момент рождения человек – индивид. Личностью становится в процессе социализации.

Социализация - процесс усвоения человеком социального опыта, форм поведения, приемлемых для данного общества.

Первичная социализация : агенты (родственники, учителя) и институты социализации (семья, школа).

Вторичная социализация : агенты (коллеги, преподаватели, должностные лица) и институты (ВУЗы, армия, церковь).

Десоциализация – процесс отхода от старых ценностей, норм, правил, ролей.

Ресоциализация – процесс обучения новым ценностям, нормам, правилам, ролям.

Свобода личности - способность творить себя и мир других людей, делать выбор, быть ответственным. «Свобода – познанная необходимость» - Г. Гегель.

Межличностные отношения – отношения между различными индивидами по различным основаниям.

Межличностные отношения

Мировоззрение личности – совокупность принципов, взглядов, убеждений и установок на объективную реальность и место человека в нем.

Мировоззрение:

обыденное , религиозное , мифологическое, научное , философское , гуманистическое .

Деятельность – человеческая активность, направленная на изменение и преобразование окружающего мира и себя. Субъект - тот, кто осуществляет деятельность. Объект – то, на что деятельность направлена.

Структура деятельности:

Мотив--цель-- средства---действия--результат.

Мотив – материальный или идеальный предмет, который побуждает к действию.

Цель – осознанный образ ожидаемого результата.

Виды деятельности:

1. По содержанию: труд, игра , общение , учеба .

Труд – вид человеческой деятельности, направленный на достижение практически полезного результата.

Общение- процесс взаимодействия людей, заключающийся в восприятии и понимании и в обмене информации (коммуникации)

2. По направленности: духовная , практическая , творческая , управленческая .

Творчество – деятельность, порождающая нечто новое, никогда ранее не существовавшее.

Эвристика – наука, изучающая творческую деятельность.

Потребности человека – переживаемая или осознаваемая нужда в чем-либо.

Потребности:

биологические , социальные , идеальные.

Потребности по А. Маслоу.

1.Физиологические, 2.Экзистенциальные , 3. Социальные, 4.Престижные, 5. Духовные

Первичные, врожденные Вторичные, приобретенные

Потребности каждого уровня становятся насущными, когда удовлетворены предыдущие.

Интерес – осознанная потребность, которая характеризует отношение людей к предметам и явлениям, имеющих для них важное общественное развитие. Интересы являются побудителями к различным видам деятельности.

Способности – индивидуальные особенности человека, от которых зависит успешность различных видов деятельности.

Способности имеют биологическую основу.

Талант - совокупность способностей, которая позволяет получить продукт деятельности, отличающийся новизной и значимостью.

Гениальность – высшая ступень развития таланта, позволяющая осуществлять принципиальные сдвиги в той или иной сфере деятельности.

Гениальность - культурное явление человеческой природы.

«Сознательное» и «бессознательное» - это соотносительные понятия, выражающие особенности работы человеческой психики. Человек обдумывает ситуации и принимает решения. Такие действия называют осознанными . Однако часто человек поступает необдуманно, а иногда он сам не может понять, почему он так поступил. Бессознательные действия предполагают, что человек поступает по внутреннему побуждению, без всякого анализа ситуации, без выяснения возможных следствий. (З. Фрейд ).

Бытие – что-либо сущее, существующее вообще (бытие изучает раздел философии онтология ).

Формы бытия : материальное бытие, духовное бытие, человеческое бытие, социальное бытие.

Духовный мир человека (микрокосм ) – сложная система внутреннего мира человека, элементами которого являются духовные потребности, мысли, чувства, мировоззрение, эмоции, ценности и т. д.

Предварительный просмотр:

4. Социальная сфера

Социология – наука о закономерностях, становлении, функционирования, развития общества и общественных отношений. (О.Конт).

Структура социальной сферы включает:

I. Социальные связи – зависимости социальных групп и людей друг от друга (бывают формальными и неформальными). Социальные связи:

1. Социальные контакты – неустойчивые связи, возникающие по конкретным поводам (например, пассажиры метро).

2. Социальные взаимодействия – устойчивые, регулярные связи, основанные на совместной деятельности (например, коллеги на работе).

3. Социальные взаимоотношения – сверхустойчивые, самовозобновляющие связи, носящие системный характер (например, друзья).

II. Социальные группы – сообщества индивидов, объединенные по какому-либо признаку. (Т. Гоббс).

Признаки:

численность: малые группы (отличаются прямым контактом и неформальным общением), средние, большие

демографический: по полу, возрасту, образование, состояние в браке

поселенческий критерий: горожане, жители деревни

конфессиональный: католики, православные, мусульмане

по этническому , по профессиональному и т. д.

III. Социальные общности – группы, способные к самовоспроизводству.

Этносоциальные общности: род (племя), народность, нация.

Род – объединение людей на основе кровнородственных связей, племя – объединение родов, народности – объединения людей на основе территориального и языкового признака, нация – большие группы людей, объединенных экономическим пространством, языком, культурой, традициями, национальным самосознанием.

IV. Социальный институт – см. главу Общество. Главный социальный институт – семья.

Функция семьи как социального института : детопроизводство. Семья также малая группа. Функции семьи : воспитательная, социализации, досуговая, создание чувства безопасности, хозяйственно-экономическая. Семья: матриархальная, патриархальная, партнерская. Нуклеарная семья – состоящая из 2 поколений.

V. Социальная культура – социальных норм и социальных ценностей, на основе которых формируются социальные отношения.

VI. Социальные ценности – цели, к которым стремятся люди в обществе. Базовые ценности – жизненно важные для общества (здоровье, благополучие, семья и т. д.)

VII. Социальные нормы – правила социального поведения.

Социальные нормы (бывают писаные и неписаные):

Нормы морали, этические нормы, нормы традиций и обычаев, религиозные нормы, политические нормы, правовые нормы.

Функции социальных норм: регулирующая, объединяющая, воспитательная.

Конформистское поведение – соответствующее принятым нормам.

Поведение, не соответствующее социальным нормам – отклоняющееся.

Отклоняющееся поведение:

Девиантное поведение – нарушение, не соответствующе нормам.

Девиация может быть положительной (герои) и отрицательной (наркоманы, убийцы)

Делинквентное поведение – совершение преступлений.

Соблюдение норм обеспечивается применением санкций – реакция общества на поведение индивида или группы. Функция санкций – социальный контроль.

Санкции:

Позитивные (поощрительные) и негативные (наказывающие)

Официальные и неофициальные.

Социальная стратификация

Социальная стратификация (дифференциация) – расслоение и иерархическая организация общества. (П. Сорокин).

Критерии дифференциации: доход (экономическая), объем власти (политическая) , образование (род деятельности.), выделяют также престиж - оценка общества социальной значимости статуса личности. Престиж зависит от реальной полезности деятельности и системы ценностей общества.

Социальные слои:

Касты – строго замкнутые слои традиционных обществ.

Сословия – группы людей, различающиеся по правам и обязанностям.

Классы – социальные группы, выделяемые по способу их участия в общественном производстве и распределении, месту в общественном разделении труда.

Страты – неформальные группы, имеющие относительно равное социальное положение, критериями которого являются доход, доступ к политической власти, образование.

Статус

Статус – позиция в социальной структуре общества, связанная с другими позициями через систему прав и обязанностей.

Личный статус – положение, которое занимает индивид в малой группе

Социальный статус – положение личности в социальной группе.

Статусный набор – совокупность статусов одной личности.

Предписанный (прирожденный) статус: пол, возраст, национальность, родство

Приобретенный (достигнутый) статус: профессия, образование, должность, семейное положение, религия.

Социальная роль - некоторый образец поведения, признанный для людей определенного статуса.

Социальная мобильность

Социальная мобильность (П. Сорокин )– переход индивида или группы из одной позиции в иерархии социальной стратификации в другую.

Социальная мобильность : горизонтальная - внутри одного слоя и вертикальная – переход из одного слоя в другой. Вертикальная мобильность может быть нисходящей и восходящей.

Каналы социальной мобильности («социальные лифты») – образование, армия, школы, семья, собственность.

Маргинал – индивид, утративший свой прежний социальный статус, неспособный адаптироваться к новой социальной среде («на краю»).

Маргинальность – промежуточное положение индивида между социальными группами, связанные с его перемещениями в социальном пространстве.

Люмпены – люди, опустившиеся «на дно» общественной жизни.

Социальный конфликт.

Социальный конфликт (Г. Спенсер ) – столкновение противоположных интересов, целей, взглядов, идеологий между индивидами, группами, классами в обществе.

Структура конфликта : конфликтная ситуация--инцидент--активные действия--завершение

Типы поведения в конфликте : приспособление, компромисс, сотрудничество, игнорирование, соперничество. Большинство ученых считают конфликт закономерным, прогрессивным явлением.

Типы конфликтов: внутренние, внешние, глобальные, локальные, экономические, политические, семейные, национальные.

Национальные конфликты связаны с обострением национального вопроса – о самоопределении народов и преодолении этнического неравенства, а также тенденциями в современном мире.

Две тенденции в современном мире:

1. Интернациональная – интеграция, сближение наций.

2. Национальная – дифференциация, стремление к независимости.

Социальная политика государства - целенаправленная деятельность государства по совершенствованию социальной сферы общества. Направления: 1.совершенствование социальной структуры общества, 2. регулирование взаимоотношений между различными слоями, 3. развитие человеческого потенциала (программы развития образования, пенсии, здравоохранение, экология).

Социальная политика : активная - непосредственное воздействие государства (бывает централизованная и децентрализованная) и пассивная - опосредована экономическими факторами

Предварительный просмотр:

8. Право

Право

1. Система правил и норм поведения, установленная и охраняемая государством.

2. Возможность что-либо делать, осуществлять, иметь (право на труд, образование).

Признаки права (и нормы права): нормативность, обязательность, общий характер, формальная определенность.

Теории происхождения права: теория естественного права (Т. Гоббс), либеральной традиции (сначала право – потом государство), этатистской традиции (сначала государство – потом право), марксистская, социологическая. Этатизм – теория, утверждающая, что государство высший результат и цель общественного развития

Функции права – регулятивная, воспитательная, охранительная.

Правовая культура: правовые знания, отношение к праву, правоохранительная деятельность.

Отличия права и морали:

Источник (форма) права – специфические виды социальных явлений, которые формируют право и результат правотворчества государства. Источники (формы) права:

1. Правовой обычай – укоренившиеся в обществе в результате их повторения образцы поведения, превратившиеся в правила поведения.

2. Судебная практика.

3. Юридический (судебный) прецедент юридическое решение, принятое ранее по конкретному юридическому делу и послужившее примером для последующих решений.

4. Нормативный договор – соглашение сторон, содержащее нормы права

5. Нормативно-правовой акт – акт правотворчества органов государственной власти, устанавливающий или отменяющий нормы права.

Нормативно-правовой акт : законы и подзаконные акты.

I. Законы – нормативно-правовые акты, принимаемые высшим законодательным органом государства (или референдумом), закрепляющие наиболее существенные социальные отношения. Бывают Федеральные Законы и Законы субъектов Федерации.

Законы подразделяются:

1. Конституционные законы (1. Конституции, 2. Законы, вносящие изменение в Конституцию.

3. Законы, предусмотренные Конституцией).

2. Обыкновенные законы – нормативно-правовые акты текущего законодательства. Они бывают текущие (действующие в течение определенного срока) и кодифицированные (своды законов – кодексы).

II. Подзаконные акты – нормативно-правовые акты, конкретизирующие положения законов. – указы, постановления, декреты.

Правовая система (семья) - объединение государств по признаку правового регулирования.

1. Романо-германская – главный источник - нормативно-правовой акт. (Россия).

2. Англо-саксонская – главный источник – юридический прецедент

3. Мусульманская – главный источник – правовой обычай.

Право разделяют на частное право – обслуживает частные интересы (семейное, гражданское) и публичное право (конституционное, уголовное).

Реализация права – воплощение права в жизнь. Формы реализации права:

1. Использование права – использование прав

2. Исполнение права – выполнение обязанностей

3. Соблюдение права – не нарушение права

4. Применение права – осуществляется с помощью должностных лиц.

Система права – совокупность взаимосвязанных между собой норм, институтов и отраслей права.

Элементы системы - 1. Правовая норма (норма права) – единица системы. 2. Институт права – небольшая группа прав, регулирующих один вид отношений. (Например, институт дарения в гражданском праве, институт брака в семейном праве). 3. Отрасль права – совокупность однородных правовых норм.

Норма права – основной элемент правовой системы, правило поведения, установленное и охраняемое государством.

Структура нормы права:

1. Гипотеза - часть нормы, указывающая на условия возникновения прав и обязанностей.

2. Диспозиция – часть нормы, указывающая содержание нормы

3. Санкция – часть нормы, указывающая на правовые последствия нарушения.

Виды норм права

1. По функциям : регулятивные (устанавливают права и обязанности) и охранительные (меры воздействия на нарушителей)

2. По отраслям: семейные, гражданские и т. д.

3. По содержания: 1. нормы обязывающие (что нужно делать) 2. нормы запрещающие (что нельзя делать), 3. нормы управомочивающие (что можно делать).

Отрасли права.

1. Конституционное (государственное) право – регулирует социальнозначимые общественные отношения, устройство государства.

2. Семейное право – регулирует вопросы брачно-семейных отношений, родство.

3. Гражданское право – регулирует имущественные и связанные с ними неимущественные отношения.

4. Административное право – регулирует общественные отношения в сфере управления, связано с деятельностью исполнительной власти.

5. Трудовое право – регулирует отношения между работником и работодателем

6. Уголовное право – регулирует отношения, связанные с совершением преступных деяний.

Правоотношения – виды общественных отношений, регулируемых нормами права.

Чтобы стать участниками правоотношений юридические и физические лица (субъекты общественных отношений) должны обладать правоспособностью и дееспособностью.

Правоспособность – способность субъектов правоотношений иметь юридические права и нести обязанности. Наступает с рождения и заканчивается смертью.

Дееспособность – способность субъектов правоотношений самостоятельно реализовывать права и обязанности. 1. Полная – с 18 лет. 2. Частичная – (в уголовном с 16лет, за некоторые преступления с 14 лет, в семейном с 16 лет, в гражданском – с 14 лет, в административном – с 16 лет) 3. Ограниченная – по суду.

Юридический факт – жизненные условия, в связи с которыми возникают правоотношения.

Юридические факты – 1. Правообразующие. 2. Правоизменяющие. 3. Правопрекращающие.

Юридические факты: 1. События (не зависят от воли людей), 2 . Действия (зависят от воли людей).

Действия бывают правомерные и неправомерные (правонарушения).

Правонарушения – деяния, противоречащие предписаниям правовых норм, выражаются как в действии , так и бездействии.

Правонарушения делятся на проступки и преступления.

Проступки (деликты) и юридическая ответственность.

1. Административные (в сфере государственного и местного регулирования) – административная ответственность (предупреждение, штраф, лишение прав, конфискация предмета, исправительные работы, административный арест)

2 . Дисциплинарные (в сфере служебных отношений) – дисциплинарная ответственность (замечание, выговор, увольнение), материальная ответственность (возмещение ущерба)

3. Гражданские (в сфере имущественных и неимущественных отношений ) гражданско-правовая ответственность.

Преступления общественно-опасные противоправные деяния, причиняющие особый вред или угрозу. Наступает уголовная ответственность.

Признаки правонарушения: виновность, противоправность, общественная опасность.

Юридический состав правонарушения :

1.Объект правонарушения – на что направлено деяние. 2. Субъект правонарушения – кто совершил

3. Объективная сторона правонарушения – характеристика, включающая признаки противоправности, общественной опасности, общественно опасные последствия.

4. Субъективная сторона правонарушения - внутренняя характеристика правонарушения (мотив и цель).

5. Мотив правонарушения – осознанное побуждение к совершению деяния.

6. Цель правонарушения – мысленный результат, к которому стремился субъект.

Предварительный просмотр:

Что изучает обществознание?

Объектом изучения обществознания является общество. Общество – очень сложная система, которое подчиняется различным законам. Естественно, нет одной науки, которая могла бы охватить все сторон общества, поэтому его изучают несколько наук. Каждая наука изучает какую-либо одну сторону развития общества: экономику, общественные связи, пути развития и другие.

Обществознание - обобщающее название наук, изучающих общество в целом и общественные процессы.

В каждой науке есть объект и субъект.

Объект науки - явление объективной реальности, которая изучает наука.

Субъект науки - Личность, группа лиц, познающая объект.

Науки разделяются на три группы.

Науки:

Общество изучают общественные (гуманитарные науки).

Главное отличие общественных наук от гуманитарных наук:

Общественные (гуманитарные) науки, изучающие общество и человека:

археология, экономика, история, культурология, лингвистика, политология, психология, социология, право, этнография, философия, этика, эстетика.

Археология – наука, которая изучает прошлое по материальным источникам.

Экономика – наука о хозяйственной деятельности общества.

История – наука о прошлом человечества.

Культурология – наука, изучающая культуру общества.

Лингвистика – наука о языке.

Политология - наука о политике, общества, о взаимоотношения между людьми, обществом и государством.

Психология – наука о развития и функционирования психики человека.

Социология - наука о закономерностях становления и развития социальных систем, групп, личностей.

Право – совокупность законов и правил поведения в обществе.

Этнография – наука, изучающая быт, культуру народов и наций.

Философия - наука о всеобщих законах развития общества.

Этика – наука о морали.

Эстетика – наука о прекрасном.

Науки изучают общества в узком и широком смыслах .

Общество в узком смысле:

1. Все население Земли, совокупность всех народов.

2. Исторический этап развития человечества (феодальное общество, рабовладельческое общество).

3. Страна, государство (французское общество, российское общество).

4. Объединение людей с какой-либо целью (клуб любителей животных, общество солдатских

матерей).

5. Круг людей, объединенных общностью положения, происхождения, интересов (высшее общество).

6. Способы взаимодействия власти и населения страны (демократическое общество, тоталитарное общество)

Общество в широком смысле - обособившаяся от природы, но тесно связанная с ней часть материального мира, которая включает в себя способы взаимодействия людей и формы их объединения. Политика: микроуровень , макроуровень (уровень государства) , мегауровень (между государствами).

Политическая система – совокупность элементов, в которых реализуется политическая власть.

Тип политической система определяет политико-правовой режим: демократическая, тоталитарная, авторитарная.

Элементы политической системы (сферы или подсистемы):

1. Институциональная: государство, партии, движения (институты)

2. Коммуникативная – совокупность отношений между группами по поводу власти

3. Нормативная – правила и нормы

4. Культурно-идеологическая – идеология, политическая культура, взгляды, эмоции.

Власть возможность осуществлять свою волю, оказывать воздействие.

Структура власти:

1. Субъекты власти – государство, политические лидеры, партии

2. Объекты власти – индивиды, группы, массы

3. Основания власти - юридические, экономические, силовые, социальные, информационные

4 . Ресурсы власти – принуждение, убеждение, право, традиции, страх, поощрение, мифы

5. Функции власти – господство, руководство, регуляция, контроль, управление, координация, организация, мобилизация.

Власть легальная – юридически законная власть, легитимная власть – та, что не навязывается силой, принимается народом добровольно.

Легитимность или господство власти (М. Вебер)

1. Традиционное господство – обусловлено традициями

2. Легальное господство – на признании юридических норм

3. Харизматическое господство – опирается на авторитет лидера.

Политическая власть подразделяется: государственная и общественная власть.

Теории происхождения государства:

1. Патриархальная теория - Аристотель 2. Религиозная теория Фома Аквинский 3. Договорная теория Д. Локк, Т. Гоббс 4. Органическая теория Г. Спенсер 5. Классовая теория К. Маркс

Государство – особая организация власти и управления, располагающая специальным аппаратом принуждения и способная придать своим велениям обязательную силу для всей страны.

Признаки государства –

1. Наличие особой публичной власти

2. Наличие специального аппарата управления

3. Территориальная организация

4. Налоги

5. Суверенитет власти

6. Монополия на правотворчество.

Функции государства основные, социально значимые направления деятельности государства.

Функции:

1. По объект у: внутренние и внешние

2. По содержанию : политическая, экономическая, социальная, культурно-воспитательная, правовая, организаторская, экологическая.

3. По характеру воздействия: охранительные (обеспечение охраны общественных отношений) и регулятивные (развитие общественных отношений).

Форма государства – совокупность основных способов организации, устройства и осуществления государственной власти, выражающих его сущность.

Формы государства:

1. Форма правления – способ организации верховной власти.

Форма правления : 1. Монархия – власть сосредоточена в руках одного главы и передается по наследству. 2. Республика – власть осуществляется выборными органами, избираемыми на определенный срок. Монархия: 1 . абсолютная, 2. парламентарная, 3. дуалистическая. Республика: 1. президентская, 2. парламентская, 3. смешанная.

2. Форма государственного устройства способ национального и административно-территориального устройства. Формы: 1. унитарное государство, 2. федерация, 3. конфедерация.

3. Политико-правовой режим совокупность политико-правовых средств и способов осуществления власти. Режим: 1. демократический, 2. антидемократический (1. авторитарный, 2тоталитарный, 3. военный).

Демократия признание принципа равенства всех людей, активное участие народа в политической жизни.

Признаки демократии: 1. признание народа источником власти и суверенитета, 2. наличие прав и свобод, 3. плюрализм , 4. разделение властей (законодательная, исполнительная, судебная), 5. гласность. 6. выборность власти , 7. развитая система органов местного самоуправления .

Формы демократии : 1. прямая (непосредственная), 2 косвенная (представительная).

Институты прямой демократии : 1.выборы, 2. референдум (всенародное голосование).

Избирательная система (включает избирательное право, избирательный процесс и порядок отзыва депутатов) – порядок формирования выборных органов.

Избирательное право – принципы и условия участия граждан в выборах. Избирательное право : 1. активное (право избирать), 2. пассивное (право быть избранным). Признаки : 1. всеобщее, 2. равное, 3. гласное, 4. открытое. Определение результатов проходит по двум системам : 1. мажоритарная избирательная системапобедившим считается кандидат, набравший большинство голосов. 2. пропорциональная избирательная система – голосование по партийным спискам и распределение мандатов между партиями строго пропорционально числу поданных голосов. Мандат – документ, удостоверяющий права депутата.

Гражданское общество (Г. Гегель) – это негосударственная часть общественно-политической жизни, огражденных от прямого вмешательства государства, равенство прав и свобод всех людей; Признаки гражданского общества: 1. наличие в обществе свободных владельцев средств производства ; 2. развитость и разветвленность демократии; 3. правовая защищенность граждан ; 4. определенный уровень гражданской культуры.

Правовое государство – государство, которое в своей деятельности подчиняется праву. Признаки правового государства: 1. верховенство закона , 2 . соблюдение прав и свобод , 3. принцип разделения властей , 4. взаимная ответственность государства и граждан.

Политическая партия – институт политической системы, группа приверженцев тех или иных целей, объединяющийся для борьбы за власть. Признаки партии: 1. борьба за власть , 2. программа с целями и стратегией, 3. устав , 4. организационная структура , 5. наличие руководящих органов.

Виды партий : 1. По методам: революционные, реформаторские . 2. По характеру членства: кадровые, массовые. 3. По идеологии : консервативные, либеральные, социал-демократические, коммунистические. 4. По представительству во власти : правящие, оппозиционные. 5. По характеру действий: радикальные, реакционные, умеренные, экстремистские, консервативные.

Политическая культура (Г. Алмонд, С. Верба ) – совокупность системы мнений, позиций, ценностей, господствующих в обществе или группе.

Виды политической культуры:

1. Патриархальная – ориентация граждан на местные ценности, 2. подданическая – пассивное отношение граждан в политической системе. 3. политическая культура участия (активистская ) – активное участие граждан в политической жизни. Абсентеизм – неучастие, уклонение от политической жизни.

Политическая идеология – система идей . Виды идеологий:

1. Консерватизм – сохранение порядков. 2. либерализм – свобода индивидуальности, предпринимательства, права. 3. Социализм – справедливое устройство общества. 4. анархизм – устранение государства 5. национализм – превосходство нации 6. экстремизм – насильственные методы.

Конституции России 1918 (первая), 1925, 1937, 1978, 1993 (12 декабря). Первая в мире – 1787 – Конституция США. 10 декабря 1948 – «Всеобщая декларация прав человека», 1966 – «Международный пакт о гражданских и политических правах» и «Международный пакт об экономических, социальных и культурных правах». 1959 – «Декларация прав ребенка», 1989 – «Конвенция прав ребенка».


Не секрет, что грамотная и систематизированная подготовка к ЕГЭ - залог получения заветных высоких баллов, которые служат пропуском во взрослую жизнь, к мечте, приблизиться к которой поможет центр онлайн-подготовки к ЕГЭ "Novisse". Он выделяется среди прочих подобных организаций простотой, академичностью и компетентностью препод...

Не секрет, что грамотная и систематизированная подготовка к ЕГЭ - залог получения заветных высоких баллов, которые служат пропуском во взрослую жизнь, к мечте, приблизиться к которой поможет центр онлайн-подготовки к ЕГЭ "Novisse". Он выделяется среди прочих подобных организаций простотой, академичностью и компетентностью преподавателей; учебный материал уже не кажется страшным "винегретом" терминов, правил и исключений, особенно, когда его преподносит человек, которому самому интересен предмет и который легко способен вдохновить ученика на продуктивную деятельность. Качественные презентации быстро запоминаются и выстраиваются в голове в стройный ряд знаний, а подобранные практические задания помогут "набить руку" в решении экзаменационных вопросов. Такой формат видеолекций удобен для занятых выпускников из разных городов, нацеленных на достойный результат своих стараний. Я благодарна "Novisse" за качественную подготовку к ЕГЭ, харизматичных квалифицированных преподавателей и новые удивительные открытия! Учиться, нельзя прокрастинировать!

Отзыв полезен?

Отзыв полезен?

Честно говоря, мне очень нравятся ваши вебинары! Во-первых, всё доступно объясняется. Не даётся какой-то лишней информации Во-вторых, мне радует, что после каждого занятия идёт практика. В-третьих, подобрано очень удобное время и день! Ну, а в-четвёртых, преподаватель очень хороший! Читая биографию, я могу смело доверять этом...

Честно говоря, мне очень нравятся ваши вебинары! Во-первых, всё доступно объясняется. Не даётся какой-то лишней информации Во-вторых, мне радует, что после каждого занятия идёт практика. В-третьих, подобрано очень удобное время и день! Ну, а в-четвёртых, преподаватель очень хороший! Читая биографию, я могу смело доверять этому учителю. Хотела бы сказать спасибо за то, что проводите столь интересные и полезные занятия! И я уверена, что благодаря вашим занятиям я смогу набрать высокие баллы!

Отзыв полезен?

Очень классный вебинар😍 безумно понравился.и учитель замечательный,понимаю с полуслова😊Дальше буду заниматься вместе с Вами:)

Отзыв полезен?



Отзыв полезен?

Спасибо мастер группе по русскому языку!:* ❤ До занятия с вами,я не знала русский вообще:(мне было так тяжело понимать задания,я не знала и не понимала ничего,но Благодаря замечательному учителю Татьяне Николаевне, я поняла одно! Что смогу русский сдать на престижный балл ❤ ребята,кто сейчас читает,скорее бегите записы...

Спасибо мастер группе по русскому языку!:* ❤ До занятия с вами,я не знала русский вообще:(мне было так тяжело понимать задания,я не знала и не понимала ничего,но Благодаря замечательному учителю Татьяне Николаевне, я поняла одно! Что смогу русский сдать на престижный балл ❤ ребята,кто сейчас читает,скорее бегите записываться ❤ ❤ ❤ скорее начинаете подготовку с профессионалами! Ведь образование -это главное,к чему стоит стремиться ❤ :)

Отзыв полезен?

Готовилась по обществознанию вместе с порталом "Новиссе". Хочу сказать Ирине Витальевне за профессиональный индивидуальный подход к обучению, меня они полностью устроили! Курсы от Новиссе были очень насыщенными, благодаря ним я повторила наиболее сложные темы, не было ничего лишнего) Стоит заметить, что кроме вебинаров информац...

Готовилась по обществознанию вместе с порталом "Новиссе". Хочу сказать Ирине Витальевне за профессиональный индивидуальный подход к обучению, меня они полностью устроили! Курсы от Новиссе были очень насыщенными, благодаря ним я повторила наиболее сложные темы, не было ничего лишнего) Стоит заметить, что кроме вебинаров информации по предмету совершенно не открывалось. В итоге 76 баллов. Очень неплохой результат! Спасибо вам огромное;)

Презентация по обществознанию "Факторы производства и факторные доходы". Презентация может быть использована как на уроке по данной теме, так и для подготовки к . Представлен теоретический и практический материал. Задания соответствуют новому формату экзаменов. Источники указаны.

Презентация по обществознанию "Гражданство РФ". Презентация может быть использована как на уроке по данной теме, так и для подготовки к ЕГЭ.

Представлен теоретический и практический материал. Задания соответствуют новому формату экзаменов. Источники указаны.

Целевая аудитория: для 11 класса

Презентация по обществознанию "Понятие и виды юридической ответственности". Презентация может быть использована как на уроке по данной теме, так и для подготовки к . Представлен теоретический и практический материал. Задания соответствуют новому формату экзаменов. Источники указаны.

Целевая аудитория: для 11 класса

Презентация по обществознанию "Отклоняющееся поведение и его типы". Презентация может быть использована как на уроке по данной теме, так и для подготовки к ЕГЭ. Представлен теоретический и практический материал. Задания соответствуют новому формату экзаменов. Источники указаны.

Целевая аудитория: для 11 класса

Презентация по обществознанию "Виды социальных норм". Презентация может быть использована как на уроке по данной теме, так и для подготовки к ЕГЭ. Представлен теоретический и практический материал. Задания соответствуют новому формату экзаменов. Источники указаны.

Целевая аудитория: для 11 класса

Презентация по обществознанию " Виды, причины и последствия инфляции". Презентация может быть использована как на уроке по данной теме, так и для подготовки к ЕГЭ. Представлен теоретический и практический материал. Задания соответствуют новому формату экзаменов. Источники указаны.

Целевая аудитория: для 11 класса

Презентация по обществознанию "Социальный контроль". Презентация может быть использована как на уроке по данной теме, так и для подготовки к ЕГЭ. Представлен теоретический и практический материал. Задания соответствуют новому формату экзаменов. Источники указаны.

Целевая аудитория: для 11 класса

Презентация по обществознанию "Понятие власти". Презентация может быть использована как на уроке по данной теме, так и для подготовки к ЕГЭ. Представлен теоретический и практический материал. Задания соответствуют новому формату экзаменов. Источники указаны.